Научная статья на тему 'Личность будущего специалиста: психолого-педагогические аспекты ценностно-смыслового потенциала'

Личность будущего специалиста: психолого-педагогические аспекты ценностно-смыслового потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕФ-ЛЕКСИЯ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENT'S AGE / VALUES / MEANING OF LIFE / PECULIARITIES / VALUE AND SEMANTIC POTENTIAL / REFLEXION / FUTURE SPECIAL-IST / PERSONALITY / SELF-REGULATION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходолова Елена Павловна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями формирования ценностно-смысло-вого потенциала будущего специалиста через призму психолого-педагогической характеристики студенческого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONALITY OF A FUTURE SPECIALIST: PSYCOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE VALUE AND SEMANTIC POTENTIAL

The problems connected with the peculiarities of forming of a future specialist's value and semantic po-tential are considered in the article in the light of the psychological and pedagogical characteristics of the student's age.

Текст научной работы на тему «Личность будущего специалиста: психолого-педагогические аспекты ценностно-смыслового потенциала»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)

УДК 37.032:371.13

ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

© Е.П.Суходолова

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями формирования ценностно-смыслового потенциала будущего специалиста через призму психолого-педагогической характеристики студенческого возраста.

Ключевые слова: ценности, смысл жизни, особенности, ценностно-смысловой потенциал, рефлексия, будущий специалист, студенческий возраст, личность, саморегуляция, профессиональное образование.

Актуальность проблемы связана с переходом к ценностной парадигме современного образования, что в свою очередь определяет повышенное внимание к формированию профессиональносмысловой сферы личности как основному компоненту ее внутреннего мира.

Личность во многих психолого-педагогичес-ких исследованиях рассматривается как уникальное образование, характеризующееся различными чертами, огромным спектром возможностей, образцов поведения, реализующихся через творческий выбор. Такое понимание личности, по мнению И.Э.Ярмакеева, отражает процесс профессионально-личностного становления будущего специалиста, что требует от человека способности к внутреннему самоизменению, диалектического сочетания гибкости и внутренней устойчивости в базовых аспектах мироотно-шения. Поэтому необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущего специалиста в современных условиях является наличие высокого профессионально-личностного потенциала [1: 111-119].

В.Э.Чудновский подчеркивает, что формирование ценностно-смыслового потенциала личности не какой-то определенный этап развития человека, а процесс преобразования ценностносмысловых ориентаций, который "прочерчивает" всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами [2: 5].

Обществу нужен разносторонне подготовленный профессионал, который смог бы мобильно принимать неординарные решения в любых ситуациях [3: 19-28]. По мнению И.А.Зимней, следует особо отметить личностные компетенции, характеризующие человека прежде всего как субъекта. Это здоровьесбережение, виталь-

ные ценности, гражданские права и обязанности [4: 34-41].

По нашему мнению, именно ценностносмысловая сфера является сегодня фундаментом эффективности и профессиональной устойчивости личности будущего специалиста, она дает возможность личности ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, позволяет регулировать поведение личности в правовом пространстве, формирует духовно-нравственный базис, а также служит основой определения целевых установок. Специалист, обладающий низким правовым сознанием, несформированной системой ценностей, не осознавший смысл профессиональной деятельности, не в состоянии на должном уровне реализовывать реальные практические задачи. Для наиболее полного раскрытия особенностей ценностно-смыслового потенциала личности будущего специалиста необходимо учитывать особенности студенческого возраста.

Какой период жизни человека можно отнести к студенчеству? Большинство исследователей считают, что возрастные рамки периода юности размыты: от 15 до 25 лет. Это время выбора дальнейшего жизненного пути, поиск главных жизненных ориентиров и ценностей. На первый план выходит моделирование отношения к себе, к другим людям. Для молодых людей особое значение приобретают моральные ценности и категории, характеризующие личность. Следует признать, что студенчество не имеет еще достаточного жизненного опыта, а поэтому может иметь место девальвация смысложизненных ориентиров. Юность - это время проявления интереса к другому полу, а это зачастую опережает знания, убеждения и сложившиеся ценности [4]. Главная проблема для юношества - самообразование, самопознание, формирование самооценки собственной личности.

Суть проблемы - познание своего Я, своей индивидуальности и неповторимости, самоуважения, рефлексии. Это и размышления над своими ощущениями и мыслями, что приводит к критическому переосмыслению ранее сформировавшихся ценностей и смысла жизни в целом, их возможному изменению и дальнейшему развитию. В период юности определение смысла жизни является самой актуальной проблемой, которая будет главной и в будущем. Студенчество строит перспективы на будущее, что выражается в поиске смысла жизни [5].

Ведущей для юношей и девушек становится учебно-профессиональная деятельность, а сами они приобретают статус студентов. Студенческий возраст - это период психического, личностного, интеллектуального и профессионального развития.

Характеризуя студенчество, И.А.Зимняя констатирует, что в социально-психологическом плане у студенчества достаточный уровень образовательной подготовки, значительный интерес к культуре, высокая мотивация к познанию нового. В этот период молодой человек вступает на новый этап социализации, суть которого создание семьи и начало частичной материальной независимости [3].

В период студенчества формируется система идеалов, ценностей, смысложизненных ориентаций. Как отмечает Л.Г.Бикчинтаева, для современных студентов свойственна достаточно высокая онтологическая значимость жизни, опирающаяся на ведущие смысложизненные ориентации, такие как процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни, цели в жизни, придающие ей направленность и временную перспективу, и в меньшей степени результативность жизни или удовлетворенность реализацией, отражающей оценку пройденного отрезка жизни. Современные студенты представляют себя сильными, независимыми личностями с определенной свободой выбора, умеющие ставить перед собой жизненные цели [6].

Мы разделяем позицию Н.Н.Мачуровой, состоящую в том, что молодые люди в этот период стараются переоценить отношение к собственному Я, к другим, к моральным ценностям, к своим детским представлениям. Процесс становления характера, профессиональное самоопределение, мотивы общения со сверстниками во многом зависят от сложившихся смысложизненных ориентаций [7].

Большинство исследователей к числу приоритетных относят такие жизненные ценности, как работа, заработок, верные друзья, семья, удовлетворенность в интимной жизни. Условия-

ми достижения успешности студенчество рассматривает предприимчивость, связи, знакомства, образование, богатство, власть, а успех оно связывает с материальными факторами.

Именно материальные ценности независимо от пола, возраста, рода занятий и социального положения (деньги, высокий заработок, материальный достаток, богатство) занимают приоритетное место в структуре терминальных ценностей молодежи, в отличие от коммуникативных ценностей (верные друзья, хорошие отношения в семье) и трудовых (интересная работа, дело по душе). Хотя следует признать, что значительная часть студенчества в то же время связывает успех в жизни с интересной работой, делом по душе [8: 56-63].

Ряд исследователей указывают на обусловленность профессионального поведения личности ценностными ориентациями и смыслами. В частности, Д.А.Завалишина рассматривает феномен высокого мастерства и профессионализма в контексте высших жизненных ценностей индивида с учетом определенного места профессиональной деятельности в его жизни. Исследователь отмечает, что фундаментом развития ценностно-смыслового потенциала личности будущего специалиста является макро - и микросреда, индивидуальные особенности человека [9]. В процессе становления личности как профессионала действуют две группы факторов: объективные (компетенции, требования) и субъективные (ин-дивидульно-психологические особенности). При развитии личности будущего специалиста необходимо добиваться паритета объективных и субъективных факторов. Многие ученые отмечают, что профессиональное развитие неотделимо от личностного. Выбор профессии должен оптимально соответствовать личностным характеристикам. Как считает Л.Д.Столяренко, выбор профессии является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни [9]. Смысл жизни, по мнению ряда исследователей, играет определяющую роль в появлении чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Понятие смысла жизни, считает И.Э.Ярмакеев, является междисциплинарным по своему характеру и входит в сферу философии, теологии, художественной литературы и т.д. Понятие смысла жизни тесно связано и с другим понятием - жизненной перспективы [10: 288]. Планируя свое будущее, намечая конкретные планы, отмечает Е.И.Головаха, человек исходит из определенной иерархии ценностей, сложившейся в его сознании [10: 267].

Для каждой профессиональной группы, подчеркивает Е.А.Климов, характерен свой смысл

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА

деятельности, своя система ценностей. "Профессионал — это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудящихся. "Мы, экскурсоводы, помогаем людям увидеть удивительное рядом" [11: 5-14]. В деятельности профессий типа "человек - человек" система ценностных ориентаций играет особую роль, приобретая в этом случае характер центрального элемента в структуре их профессионального образа мира. Насколько осознает студент индивидуальность своего Я, насколько важна для него учебная и будущая профессиональная деятельность? Ответ на эти вопросы лежит в плоскости ценностно-смыслового самоопределения личности [12: 8-12].

Н.К.Сергеев, Н.М.Борытко и О.А.Мацкайло-ва выделяют в качестве основной характеристики специалиста его субъектность, которая обусловливается позицией человека - интеграцией его доминирующих избирательных отношений в каком-либо существенном для него вопросе.

Позиция, по мнению ученых, является основополагающим компонентом в модели личности специалиста, характеристикой его отношения к профессии и включает прежде всего мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяет ее мотивацию и, в конечном счете, мировоззрение, а также профессиональную и познавательную направленность. Исходя из этого, конечной целью профессионального воспитания в вузе они считают формирование субъектной профессионально-личностной позиции будущего специалиста как системы его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности.

Внутренняя структура субъектной позиции будущего специалиста, по мнению этих ученых, складывается из следующих факторов:

• эмоционально-смыслового (обеспечивающего функции самопонимания и саморазвития и являющегося основанием субъектной позиции);

• деятельно-ценностного (обеспечивающего функции самооценки и саморазвития, механизм становления и развития субъектной позиции и определяющего ее мировоззренческий аспект, связанный с самоопределением);

• поведенчески-нормативного, благодаря которому происходит самореализация и самоутверждение студента, достигается реальный воспитательный результат [10: 193-194].

Анализ особенностей ценностно-смыслового потенциала личности будущего специалиста привод нас к следующим выводам:

• ценностно-смысловую основу современного образования составляет развитие свободной

ответственной личности, способной конструктивно действовать в проблемных жизненных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с развитием личностно-смысловой сферы;

• главными задачами профессиональносмыслового развития в студенческом возрасте являются выбор профессии, изучение ее специфики, становление самостоятельности и формирование ответственности за свои поступки, закрепление устойчивости мировоззренческих ориентаций, формирование профессиональной компетентности и готовности к образованию через всю жизнь, определение перспектив и целей жизни, принятие себя, формирование устойчивости Я-концепции, развитие высокой степени саморегуляции и социализации;

• для развития ценностно-смыслового потенциала личности будущего специалиста, его профессионального воспитания студенческий возраст может рассматриваться и как период ее успешного становления.

1. Ярмакеев И.Э. Профессионально-смысловой потенциал личности как целевая основа воспитания будущего учителя // ШЬ: http//www.vestnik.tggpu.ru /8у81ет/й1е8/111-119 (дата обращения 19.04.2011).

2. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - №6. - С.5.

3. Калугина Н.А. Роль и место психолого-педагоги-ческой подготовки при личностном становлении будущего специалиста (на примере профессионального образования учителя-музыканта в вузах искусств и культуры) // иКЬ: http//www.hgiik.ru. >index.php?dn=artic1e&to=art&id=7 (дата обращения 23.09.2011).

4. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

5. Маркова Ю.А., Мареева Е.Б., Севидова Л.Ю. Социально-психологические и возрастные характеристики периода студенчества // иКЬ: http//www.rmj.ru>artic1es_7227.htm (дата обращения 10.08.2011).

6. Бикчинтаева Л.Г. Содержание и динамика активности субъекта учебно-профессиональной деятельности (сравнительное исследование студентов различных вузов и специальностей): дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 183 с.

7. Мачурова Н.Н. Жизненные ценности в понимании студентов: дис . канд. психол. наук. - СПб., 2000. - 162 с.

8. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х: социокультурная динамика // Социология образования. - 2001. - №5. - С.56-63.

9. Щеглов С.Ф. Значение ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности сотрудников ОВД // иКЬ: http://www.minro.ru/

аос8/8ЬсЬЕОШУ_8Р_8ТАТУа_15.БЕК.09Ло (дата обращения 23.09.2011).

10. Ярмакеев И.Э. Моделирование личности современного учителя: монография. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. - 392 с.

11. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 350 с.

12. Троицкий А.А. Преподавание общеобразовательных гуманитарных дисциплин и стратегия непрерывного образования // Среднее профессиональное образование. - 1999. - №9. - С.8-12.

THE PERSONALITY OF A FUTURE SPECIALIST: PSYCOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE VALUE AND SEMANTIC POTENTIAL

E.P.Sukhodolova

The problems connected with the peculiarities of forming of a future specialist’s value and semantic potential are considered in the article in the light of the psychological and pedagogical characteristics of the student's age.

Key words: values, meaning of life, peculiarities, value and semantic potential, reflexion, future specialist, student's age, personality, self-regulation, professional education.

Суходолова Елена Павловна - проректор по воспитательной работе Гжельского государственного художественно-промышленного института.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 16.09.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.