Ю. А. Демченко
ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ И СОДЕРЖАНИИ ФУНКЦИЙ БИБЛИОТЕК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МУЗЕЙНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одним из результатов обращения библиотек к музейной деятельности является изменение в составе и содержании их функций. Происходит расширение институциональных функций библиотек за счет частичной ассимиляции основных функций музеев, формируется музейная функция библиотек, понимаемая как типообразующая, увеличивается число производных функций.
Ключевые слова: библиотеки, музеи, музейная деятельность, библиотеки, осуществляющие музейную деятельность, музейная функция библиотек.
One of the results of libraries having started museum activities is the changes of their staff and functions. The libraries institutional functions are widening at the expense of museums basic functions partial assimilation, thus forming libraries museum function regarded as type-forming with a number of derived functions increasing.
Key words: libraries, museums, museum activity, libraries with museum activities, libraries museum function.
Вопрос о составе и содержании функций библиотек остается актуальным в течение длительного времени. По словам Р. С. Мотульского, «всякий раз библиотековеды предлагали, как им казалось, окончательный перечень функций библиотеки. Однако новый виток исторического развития побуждал ученых вновь возвращаться к данной теме» [8, с. 19].
На функциональную систему библиотек значительное влияние оказывают интеграционные процессы, нарастающие в современной культуре. С общностью функций связывает интеграцию в системе документальных коммуникаций Ю. Н. Столяров [17]. Подобной точки зрения придерживается Е. Б. Виноградова, аргументируя расширительное понимание мемориальной функции библиотеки [3]. Исследователь выделяет мемориальную функцию документа, фонда и собственно библиотеки; различает активные и пассивные, базовые и специализированные мемориальные функции. Активные и специализированные мемориальные функции учреждения являются дополнительными по отношению к сущностным функциям библиотеки и лежат в основе музейной, или, по терминологии Виноградовой, мемориальной, деятельности библиотеки [Там же].
При обращении к данной позиции важно отметить два момента. Во-первых, Е. Б. Виноградова разделяет взгляды Ю. Н. Столярова, который выделяет внутрисистемные и внешнесистемные онтологические функции каждого элемента библиотеки и отмечает наличие феноменологических функций в реальной библиотечной деятельности [18]. Во-вторых, Е. Б. Виноградова концентрирует внимание на изменениях мемориальной функции, не давая подробной характеристики другим следствиям интеграционных процессов.
Признавая правомерность такого подхода, необходимо сделать несколько замечаний: поли-
функциональность - отличительная черта современной библиотеки; интеграция является источником системных изменений и, следовательно, в библиотеках, осуществляющих музейную деятельность, модификации подвержены все функции; мемориальная функция - базовая (сущностная) для библиотеки как культурного института и, рассматриваемая изолированно от всех остальных, не может дать верное представление о трансформации библиотек, осуществляющих музейную деятельность; в музееведении и библиотековедении понимание мемориальной функции нетождественно.
Пересечение функций в системе документальных коммуникаций исследователи уже отмечали [2]. Однако наглядно раскрыть изменения функциональной системы библиотек под влиянием интеграционных процессов позволит лишь непосредственное сопоставление функций двух культурных институтов.
Так, кумулятивной и мемориальной функциям библиотек частично соответствует музейная функция документирования, предполагающая «целенаправленное отражение в музейном собрании посредством музейных предметов... тех процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые изучает музей в соответствии со своим местом в музейной сети и профилем музея. Она реализуется в процессе сохранения культурного наследия, в том числе музейных ценностей, - музейных фондов, изучения музейных предметов, коллекций, собраний» [12, с. 201].
Под мемориальной и кумулирующей функциями понимается «сохранение и передача настоящим и будущим поколениям социальной. информации, закрепленной на материальном носителе» [1, с. 93, 95].
Названные функции предусматривают отбор, хранение, трансляцию во времени определенных культурных ценностей. Это находит выражение в таких внутренних функциях учреждений, как обработка,
15
учет, обеспечение сохранности документов или музейных предметов.
В то же время функция документирования предусматривает изучение музейных предметов и музейных собраний, формирование «источниковой» базы музея [16, с. 188]. Реализация этой функции обусловлена спецификой музейного предмета, который предназначен для длительного хранения и многопланового использования и выступает в неразрывном единстве с представляющей его научной документацией, а следовательно, должен пройти определенные процедуры обработки и в случае необходимости консервации и реставрации [13, с. 405].
Документы, составляющие библиотечный фонд, проходят аналитико-синтетическую обработку. Свертывание информации облегчает их идентификацию и последующий поиск. Документ в библиотечном фонде может быть восполнен (замещен) другим, аналогичным по содержанию, но отличающимся по форме. Уникальность и подлинность документа приобретают первостепенное значение, когда он осознается как самостоятельная ценность вне прямой связи с его информативностью и воплощает черты музейного предмета.
В библиотеках, осуществляющих музейную деятельность, сущностные функции (мемориальная и кумулирующая) распространяются не только на их музейные собрания или на те объекты культурного наследия, в сохранении которых учреждения принимают участие. При этом расширение внешней функции дополняется элементами новой для библиотек функции документирования и приводит к изменению состава внутренних функций. Отбор, систематизация, обеспечение условий сохранности тиражированных документов в бумажной и электронной форме сопровождаются комплектованием, изучением, упорядочиванием и сохранением музейных фондов.
В то же время следует различать мемориальную функцию библиотек и музеев. Несмотря на совпадение названий, музееведы и библиотековеды понимают их по-разному. Мемориальная функция в музееведении присуща мемориальным музеям, т. е. тем, которые сохраняют память о выдающейся личности или важном событии, располагают подлинными экспонатами и созданы на месте, непосредственно связанном с меморируемым лицом или событием [11]. Мемориальная функция проявляется в интерпретации этих связей, в действиях, направленных на сохранение памяти о выдающейся личности или важном событии [5; 21]. Прямые па-
раллели между мемориальной функцией музеев и библиотек возможны только в том случае, если библиотечные музеи соответствуют определению мемориальных.
Для современных библиотек характерно расширение информационной и коммуникативной функций, ассоциирующихся с музейной коммуникацией - «передачей музейной информации специфически музейными средствами» [16, с. 194]. Коммуникация - одно из центральных понятий культурологии [23, с. 313]. «Коммуникация культурная, социальная - совокупность процессов социального взаимодействия, в ходе которых происходит обмен информацией, обусловливающий порождение, поддержание, изменение искусственных объектов» [22, с. 209]. Коммуникативная функция присуща каждому учреждению культуры.
Специфика осуществления этой функции в музее и библиотеке заключается в носителях информации, которыми оперируют учреждения, и частично в средствах осуществления коммуникации. Музейный предмет рассматривается как знак «языка вещей» [11, с. 283; 20, с. 57], создание экспозиции - способ диалога между ее автором и зрителем, между прошлым и настоящим [20].
Осознание важности дизайна, визуальных образов и символов, семиотический подход к формированию внешнего облика библиотеки вошли в теорию и практику современного библиотечного дела. С этой точки зрения использование «языка вещей» в библиотеках, осуществляющих музейную деятельность, - естественный результат эволюции коммуникативной функции.
Организация межличностных коммуникаций также входит в круг деятельности библиотек и музеев. Заимствование ими форм и методов работы зрелищных учреждений неоднократно отмечалось в профессиональной печати [4; 6; 7; 20, с. 245]. Библиотеки и музеи стремятся расширить пространство своего влияния на общество и предлагают социокультурные проекты, предусматривающие участие в них представителей различных социальных групп и выходящие за рамки традиционных представлений о задачах этих культурных институтов. Общие для них тенденции развития коммуникативной функции создают условия для их интеграции.
Реализация коммуникативной функции библиотек и музеев позволяет говорить о близости внутренних функций учреждений: создание экспозиций и выставок, организация пространства невербального общения [20], разработка зрелищных мероприятий, осуществление связей с общественностью, проектная деятельность и т. д.
16
Информационная функция библиотек, или функция «обеспечения доступа к информации», в настоящее время выходит на первый план [1, с. 93]. С учетом развития цифровых технологий М. И. Акилина определяет ее как «информационную память человечества» [1, с. 96]. Осуществление этой функции предполагает анализ и оценку информации, распространение сведений о ней.
Сегодня библиотеки от аналитической обработки информации переходят к производству собственного информационного продукта. Стимулом к расширению его ассортимента стали компьютерные технологии, позволяющие распространять новую информацию разнообразной тематики: научно-методическую (предоставление пользователям результатов собственной исследовательской работы в области библиотечной теории и практики), краеведческую (сведения регионального характера от «Летописей сел» и генеалогических изысканий до выпуска сборников местных авторов), рекламную (сообщения о библиотечных проектах, услугах, акциях) и т. д. [9].
Информационную функцию некоторые специалисты отмечают у музеев. Согласно одной из концептуальных моделей, «музей есть специфическая сложная система, основной функцией которой является передача особой социокультурной информации» [10]. Вне зависимости от утверждения или отрицания информационной функции в теории на практике музеи заботятся о доступности своих информационных и культурных ресурсов для пользователей. В Интернете представлены сайты крупнейших музеев страны, информационный портал «Музеи России». Сотрудничество музеев, библиотек и архивов с целью облегчить доступ к культурной информации развивается в международных масштабах [15]. В результате музейные учреждения начинают выполнять традиционные библиотечные функции, т. е. анализировать, отбирать, оценивать информацию, распространять сведения о ней.
Достаточно близки друг другу функции образования и воспитания, просвещения, социализации, организации свободного времени и т. д., осуществляемые в библиотеках и музеях. Разница между ними заключается в средствах, привлекаемых для их реализации.
Таким образом, расширение институциональных функций библиотек включает возможность частичной ассимиляции функций других учреждений при условии совпадения основных параметров. В результате мемориальная и кумулятивная функции библиотек, осуществляющих музейную дея-
тельность, распространяются на музейные предметы, памятники архитектуры и природы; книжные фонды самих библиотек также осознаются в качестве ценности, имеющей музейное значение; информационно-коммуникативная, а также образовательная, социализирующая и другие базовые функции, по мнению некоторых исследователей [19], реализуются не только библиотечными, но и музейными средствами.
В то же время библиотека усваивает специфически музейные функции, связанные с реставрацией, консервацией, изучением, экспонированием музейных предметов; научно-исследовательской деятельностью музеев. С точки зрения музееведов, они являются реализацией функций документирования и музейной коммуникации. Библиотеки, осуществляющие музейную деятельность, выполняют их в разном объеме. Наиболее полно они воплощаются в библиотечных музеях крупных библиотек, музеях-библиотеках и библиотеках-музеях, где есть подготовленные специалисты, кураторы из государственных или муниципальных музеев. Библиотеки, сотрудничающие с музеями или организующие циклы библиотечно-музейных выставок (выставок, объединяющих в едином визуальном и ассоциативном пространстве издания и музейные экспонаты), обычно ограничиваются экспозиционной работой или используют образовательный потенциал музейных предметов для проведения просве-тительских программ.
Различия в уровне интеграции функций документирования и музейной коммуникации в библиотечную практику позволяют говорить об использовании только их элементов. Их реализация дополняет содержание и расширяет границы деятельности библиотеки, она же отличает библиотеки, осуществляющие музейную деятельность, от всех остальных. Элементы музейных функций играют типообразующую роль. Поскольку абсолютное воплощение любые функции могут получить только в том культурном институте, для которого являются сущностными, а процесс музеефикации не предусматривает уподобления библиотек и музеев, можно утверждать, что в результате интеграционных явлений и культурного синтеза сформировалась полноценная музейная функция библиотек.
Обращение к музейной деятельности влияет не только на сущностные и типообразующие функции, но и стимулирует увеличение числа производных [14]. В библиотеках, осуществляющих музейную деятельность, наблюдается актуализация просветительской, краеведческой, воспитательной и других функций. В результате функциональная система таких учреждений характеризуется следующими параметрами: расширением всех сущностных функций, в том числе и за счет ассимиляции близких по
17
содержанию функций музеев, усвоением элементов специфически музейных функций, которые в условиях библиотек формируют их музейную функцию, выполняемую разными библиотеками в разном объеме, увеличением числа производных функций библиотек, осуществляющих музейную деятельность.
Изменения в составе и содержании функций библиотек, осуществляющих музейную деятельность, - закономерный процесс. Стремление отве-
тить на возрастающие информационные и культурные потребности пользователей, включение в сферу деятельности новых объектов, поиск путей развития за счет синтеза культурных форм и интеграции методов, приемов работы других общественных институтов определяют расширение спектра задач, стоящих перед современными библиотеками, обуславливают дальнейшее усложнение их функциональной системы.
1. Акилина, М. И. Философия современной библиотеки / М. И. Акилина // Библиотековедение. - 1996. - № 4-5. -С. 91-100.
2. Берестова, Т. Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теорет.-методолог. аспекты: моногр. / Т. Ф. Берестова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2004. - 461 с.
3. Виноградова, Е. Б. Мемориальные библиотеки: классификационный и типологический анализ: дис. ... канд. пед. наук: 05. 25. 03 / Е. Б. Виноградова. - М., 2008. - 269 с.
4. Высоцкая, Е. К. Сельские библиотеки: реалии и прогнозы / Е. К. Высоцкая // Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. - СПб., 2005. - С. 21-35.
5. Григорян, Г. Г. Научно-технические музеи и культурное наследие в области техники [Электронный ресурс] / Г. Г. Григорян, Л. М. Кожина // Вопр. истории естествознания и техники. - 2003. - № 12. - Режим доступа: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/VIET/TECHMUS.HTM.
6. Калугина, Т. П. Музеефикация или мумификация культуры? [Электронный ресурс] / Т. П. Калугина // Terra incognita. Museum. - 2008. - № 1-2. - Режим доступа: http://www.terra-incognita.kiev.ua/ti1/01_08ru.html.
7. Матлина, С. Г. Шаги от знания - к любви. Библиотечное краеведение: чужая работа или естественное развитие своей [Электронный ресурс] / С. Г. Матлина. - Режим доступа: http://lib.1september.ru/2003/19/2.htm.
8. Мотульский, Р. С. Библиотека в социуме: предназначение и функции / Р. С. Мотульский // Библиотековедение. -2002. - № 5. - С. 19-24.
9. Пилко, И. С. Интернетизация библиотечного производства и сервиса [Электронный ресурс] / И. С. Пилко, Л. Г. Тараненко // науч.-практ. конф. «Глобализация и пути сохранения традиционной культуры» / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Режим доступа: http://www.kemguki.ru/structure/insti/in_tolerantnost/kont/pilk.htm.
10. Пшеничная, С. В. Концептуальная модель музея в современной отечественной музеологии / С. В. Пшеничная // Музеи России: поиски, исслед., опыт работы: сб. науч. тр. - 2007. - № 9. - С. 3-6.
11. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. - М.: Прогресс: Рипол классик, 2001. - 416 с.: ил. - Т. 1.
12. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. - М.: Прогресс: Рипол классик, 2001. - 436 с.: ил. - Т. 2.
13. Российская музейная энциклопедия / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. - М.: Прогресс: Рипол классик, 2005. - 848 с.: ил.
14. Селиверстова, Е. Т. О функциях библиотек / Е. Т. Селиверстова // Библиотека. - 1992. - № 1. - С. 27-29.
15. Смит, Б. Исследовательская деятельность Европейского союза в области культурного наследия [Электронный ресурс] / Б. Смит. - Режим доступа: http://www.minervaplus.ru/publish/po1-r.htm.
16. Социальные функции музея: споры о будущем: (материалы дискуссии в отд. музееведения НИИ культуры) // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. / НИИ культуры. - М., 1989. - С. 186-204.
17. Столяров, Ю. Н. Что такое библиотека (О ее сущности и исходных функциях) // Библиотековедение. Избранное. 1960-2000 годы / Ю. Н. Столяров - М., 2001. - С. 254.
18. Столяров, Ю. Н. Сущностные функции библиотеки / Ю. Н. Столяров // Шк. б-ка. - 2003. - № 3. - С. 15-18.
19. Тикунова, И. П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ: дис. . канд. филос. наук / И. П. Тикунова; Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск, 2007. - 129 с.
20. Триумф музея? = Triumphus musei / С.-Петерб. гос. ун-т, Гос. Эрмитаж. - СПб.: Осипов, 2005. - 458 с.
21. Федеральный закон «О государственных музеях-заповедниках» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/pst96/47972.html.
22. Хоруженко, К. М. Культурология: энцикл. слов. / К. М. Хоруженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 640 с.
18