6 июня в Москве в посольстве Финляндии прошла встреча-семинар российских и финских инноваторов. С российской стороны в ней участвовали Министр образования и науки АА. Фурсенко, директор Института экономики переходного периода Е.Т. Гайдар,ректор Академии народного хозяйства В.А. Мау и ряд других российских специалистов. Среди финских гостей были такие ключевые фигуры инновационной политики страны, как г-н Эско Ахо, бывший премьер-министр Финляндии, а ныне Президент национального инновационного фонда «Ситра»(БИга), а также господа Вели-Пекка Саарни-ваара, Генеральный директор Национального управления по научно-техническим вопросам ТЕКЕС (ТЕКЕБ), Раймо Вяурунен, Генеральный директор Академии Финляндии и Эркки Леппявуори, Генеральный директор Государственного технического научно-исследовательского института (УТТ). Целью встречи являлся обмен опытом по развитию национальных инновационных систем, ознакомление с достижениями Финляндии в этой сфере. Со вступительными словами выступили посол Финляндии в Российской Федерации господин Харри Хелениус и Министр образования и науки России Андрей Фурсенко, рассказавший о процессах реформирования академического и вузовского секторов науки, развитии инфраструктуры инновационной деятельности, современном состоянии проблемы выработки национальных приоритетов в области науки и технологий. Егор Гайдар в своем выступлении обрисовал общий контекст экономической
ситуации в России, который был развит и дополнен в докладе ВА.Мау. Игорь Гладких из Регионального фонда научно-технологического развития Санкт-Петербурга сообщил о создании в апреле на базе его организации Российско-финского инновационного центра. О структуре и направлениях деятельности Академии Финляндии рассказал ее Генеральный директор Раймо Вяюренен. Генеральный директор ТЕКЕС привел сведения о мерах по развитию технологий и инновационной активности финских исследовательских организаций, университетов и компаний. О секторных исследованиях и перспе-ктивах развития научно-технического сотрудничества с Россией сделал доклад Генеральный директорГосударствен-ного технического научно-исследовательского института. В заключении Президент Фонда «Ситра» привел анализ развития инновационной системы Финляндии, осветил направления активизации инновационной деятельности в странах Евросоюза, дал обзор сотрудничества между Россией и Финляндией и перспектив его развития. Презентации финских участников семинара приведены в разделе Аналитика, Документы на сайте журнала (www.mag.innov.ru). Президент «Ситры» г-н Эско Ахо и Генеральный директор ТЕКЕС г-н Вели-Пекка Саарниваара любезно ответили на вопросы нашего журнала. Редакция журнала и в дальнейшем планирует знакомить читателей с ключевыми организациями инновационной системы Финляндии, финским опытом формирования конкурентоспособной экономики.
«Либеро» инновационной системы Финляндии
Интервью с Эско Ахо (Esko Aho), президентом национального инновационного фонда
«Ситра»^кга)
- Г-н Президент, каковы роль и место Фонда «Ситра» в инновационной системе Финляндии?
- Фонд играет в ней особую роль. Используя футбольные аналогии, можно сказать, что это роль либеро*. Одновременно мы действуем на нескольких направлениях. Во-первых, мы выполняем исследования и экспериментальные проекты по программным темам, в частности, в сфере поиска новых способов повышения ин-новативности участников социально-производственных отношений, коммерциализации знаний, новых видов хозяйственной деятельности, научному предвидению. Во-вторых, проводим программы тренингов и обучения. И, наконец, осуществляем венчурное инвестирование. В Финляндии есть институты и фонды, которые значительно сильнее «Ситры» в своих узких областях, но наш фонд призван объединять усилия всех ключевых национальных игроков из общественного и частного секторов, эффективно реагируя на потребности и запросы финского общества. Задача Фонда - оперативно решать вопросы обеспечения экономического роста и благосостояния Финляндии, выступать катализатором процессов преобразования финского общества.
*Свободного игрока (примечание редакции)
- Какие программы ведет сегодня «Ситра»?
- В 2004 году прошла реорганизация Фонда, в ходе которой мы решили сконцентрировать свои усилия в шести программных областях. Это реформирование национальной инновационной системы (Innovation Program), развитие системы здравоохранения (Healthcare Program), разработка концепций по технологиям охраны окружающей среды (Environmental Program), развитие здорового образа и продуктов питания (Food & Nutrition Program). Указанные четыре программы выделены в силу их важности для развития финского общества. Есть еще две программы, сформированные уже по географическому признаку - программы по экономическому сотрудничеству с Россией и с Индией. Главная идея, которой мы руководствуемся - заставить все эти программы работать совместно, усиливая друг друга... Скажем, программа по Индии вполне может в каких-то своих частях кооперироваться с программой охраны окружающей среды, и тогда решения, найденные в одной сфере, могут использоваться для развития другой.
Добавлю, что средняя продолжительность программ
- от трех до пяти лет, после чего мы выстраиваем новые планы.
ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006
ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006
- Расскажите о существующей в «Ситре» практике предпосевного (Ргвзввй) финансирования...
- Ключевая задача нашей инновационной системы -преобразование результатов научно-технической деятельности университетов и исследовательских центров в бизнесы, причем максимально быстрым образом. Задача решается через развитие предпринимательства. Программа предпосевного финансирования, о которой идет речь - это инструмент для отбора бизнес-идей, для их поддержки и развития, для подготовки бизнес-планов для старт-апов. Во многих случаях мы помогаем разработать бизнес-план и затем инвестируем в новые компании - если они отвечают требованиям наших программ.
- Пожалуйста, о программе экономического сотрудничества с Россией...
- Она разворачивается на трех уровнях. На первом, так называемом стратегическом, мы собираем вместе ключевых людей финского общества и финской экономики. Приглашаются ученые, представители бизнеса, те, кто принимает политические решения. Эти люди вырабатывают национальную торгово-экономическую стратегию Финляндии относительно сотрудничества с Россией. Указанная работа уже проделана.
Второй уровень - то, что мы называем «Форумом». Здесь важна организация контактов российских и финских экспертов, игроков самого высшего уровня. Хотим, чтобы они были знакомы друг с другом и могли говорить на общем языке об интересующих обеих сторон вопросах развития взаимовыгодного сотрудничества в определенных сферах деятельности. Вот и сейчас мы привезли в Москву ключевых представителей финской инновационной системы, чтобы дать им возможность встреч и общения с российскими коллегами.
Наконец, третий уровень - «Интеграция» преследует своей целью налаживание взаимного сотрудничества. Сегодня крупные финские фирмы начинают инвестировать в российскую экономику - а не просто сбывать в России свою продукцию и услуги. Эти фирмы открывают офисы в Москве и регионах, переходят к разностороннему партнерству. Мы отобрали сегодня 74 малых и средних предприятия, которые программа сотрудничества с Россией поддержит в начале их работы в вашей стране. Например, в формирующемся индустриальном парке в Санкт-Петербурге выразили готовность работать 20-25 финских компаний. Наша задача - создать из них удачный ансамбль. Сегодня мы с российской стороной одинаково видим путь развития этой зоны: российская сторона готовит инженерную инфраструктуру, международный провайдер привлекает финских и других иностранных инвесторов для строительства соответствующих зданий и сооружений, затем приходят отобранные финские компании и совместно инвестируют в дальнейшее развитие промышленности и сферы услуг в данной зоне.
- Какова деятельность «Ситра» в сфере венчурного инвестирования?
- В конце 90-х годов и в начале этого века «Ситра» инвестировала в различные фонды. Мы сохраняем сделанные инвестиции и намерены продолжать инвести-
ционную деятельность - не увеличивая ее существен-но...Всего «Ситра» участвует в 39 международных фондах. В общей сложности «Ситра» вложила деньги в 250 компаний и сегодня активно участвует в управлении примерно сотней из них. Мы рассчитываем добиться определенной - пусть и небольшой - прибыли.
Среди многих фондов есть одно исключение. Это фонд НОРУМ, собранный нами для России. Мы участвуем также в Российском технологическом фонде и счастливы результатами, которых он добился. Вместе с ЕБРР и Норвежским банком, «Ситра» ожидает хорошего возврата на сделанные в него инвестиции.
Сейчас мы собираем венчурный фонд НОРУМ 2, капитал которого может составить 160 млн. евро и существенно увеличиваем в нем свою долю. Приглашаем в этот фонд и российских инвесторов, в том числе российское правительство. Вы знаете, что сегодня оно формирует Российскую венчурную компанию с капиталом в 500 миллионов долларов. Компания может участвовать в таком фонде, как НОРУМ 2. Существенным преимуществом фонда является наличие опытной управленческой команды, состоящей в основном из российских менеджеров.
Вообще как инвесторам нам интересны биотехнологии и здравоохранение. Время окупаемости вложений в этих сферах велико, поэтому традиционные инвесторы в биотехнологические и фармацевтические компании не идут. Кроме того, рыночный риск в биотехнологическом секторе крайне высок, да и общественное мнение неоднозначно относится к работам в нем... Помимо перечисленных сфер, будем инвестировать в производство экологически чистых продуктов питания, в переработку функциональных продуктов питания.
Добавлю, что венчурный инвестор часто знает рынок лучше обычного. И он всегда приносит с собой в новую компанию предпринимательские способности и профессиональный опыт. Эти обстоятельства часто играют для старт-апов решающую роль.
- У России нет длительного опыта развития венчурной индустрии, и поэтому для нас сегодня очень важен вопрос: должно ли государство давать своим венчурным фондам средства одноразово или же инвестиции необходимо делать на постоянной основе?Каково ваше мнение по этому поводу?
- Полагаю, важна проверка того, как работает в России венчурный рынок. Если рисковый капитал доступен, то в государственных интервенциях нет нужды. Самое лучшее - собрать пул из государственных и частных инвестиций. Полагаю, что в венчурном секторе необходимы государственные инвестиции, но если в нем достаточно частного капитала, то они необязательны.
- На чем, по-вашему, основаны успехи финской экономики последнего времени?
- Возможны различные объяснения. На мой взгляд, наиболее важны два фактора. Первый - традиционная готовность финнов инвестировать в образование. Оно ценится не только в среде государственных служащих или экономической элиты, обычные финские фермеры и рабочие рассматривают хорошее образование как шанс на будущее для своих детей. Так было всегда, и так остается сегодня. Второе - не менее традиционное позитивное отношение
к новым технологиям и изобретениям. Нам приходилось очень серьезно относиться к условиям своей жизни, и всякое практическое улучшение ценилось народом.
Могу попутно упомянуть о нашем недавнем заключении «Создать инновационную Европу», представленном Еврокомиссии. В нем отмечены четыре компонента, необходимых для достижения заявленной в заглавии цели: рынок для новых технологий, ресурсы на проведение научно-исследовательских работ, мобильность этих ресурсов, и, наконец, возможность активной предпринимательской деятельности. Эти условия достижимы при одновременном движении в двух направлениях - в сторону либерализации рынка и в сторону концентрации государственных ресурсов на выбранных направлениях! Представленные рекомендации были выработаны, в том числе, на основе опыта развития экономики Финляндии в последние 15 лет. Мы получили рынок, присоединившись к Европейскому Союзу после кризиса начала 90-х. Если внимательно рассмотреть условия, последовательно создаваемые для телекоммуникаций, связь между либерализацией этого рынка и феноменом динамичного развития компании Нокия станет очевидной. Финляндия была первой страной Европы, либерализовавшей рынок телекоммуникаций к середине 90-х. Это обстоятельство позволило не только расти рынку телекоммуникаций, но и значительно увеличить долю информационных технологий в традиционных отраслях.
Второй упомянутый компонент - ресурсы на проведение научно-технических работ. С конца 90-х мы значительно увеличили объем инвестиций в исследования и разработки. Полагаю, что важны были не только деньги. Существенную роль играло наличие хорошей инфраструктуры и благоприятной психологической атмосферы в секторе исследований.
Третий аспект - мобильность ресурсов. В период кризиса начала 90-х шли острые дискуссии - давать государ-
ственные деньги находящимся в кризисе традиционным отраслям, или финансировать науку и образование. Финляндия решила вложить деньги в будущее. Политически это был тщательно проработанный процесс. В итоге мы стали двигаться к экономике, основанной на знаниях.
И последний фактор - успехи предпринимательства в Финляндии. Сегодня значение предпринимательства понимается нами гораздо лучше, чем в начале 90-х.
Полагаю, все эти факторы и стали слагаемыми успеха.
- Вы возглавляли группу экспертов по подготовке заключения «Создать инновационную Европу» к саммиту ЕС. Каковы последствия вашего заключения после этого саммита?
- В окончательном коммюнике саммита ЕС, состоявшегося в марте этого года, есть прямые упоминания заключения и даны связанные с ним рекомендации по выработке политики инноваций для ЕС. Следующему президенту ЕС, которым будет Финляндия, поручено сообщить о продвижении в этой области. Выработка политики - процесс длительный, но я верю, что нам удастся предложить несколько инициатив за время нашего президентства, которое начнется с середины нынешнего года.
С нашей точки зрения, сегодняшняя политическая ситуация в Европе складывается благоприятно для инноваций. В частности, в силу череды президентств: Финляндия, Германия, Португалия. Финляндия имеет хороший собственный опыт, и мы можем сыграть важную роль в выработке эффективной инновационной политики. Политический и экономический вес Германии поможет затем провести принятые решения в жизнь. После чего настанет очередь президентства Португалии
- родины высоко оцениваемой нами Лиссабонской стратегии инновационного развития Европы.
Создается прекрасная возможность для новой политики в сфере инноваций!
(Вопросы задавал Борис Новиков)
Наша справка
Эско Ахо
Магистр государственных наук Президент национального фонда «Ситра»
В 1991-1995 гг. г-н Эско Ахо был Премьер-министром Финляндии. В 1983 году он стал Депутатом Парламента и продолжал свою политическую карьеру в Парламенте до 2002 года.
В период с 1990 по 2002 годы г-н Ахо возглавлял партию Центра. С 2000 по 2001 год г-н Ахо трудился в качестве исследователя и приглашенного лектора в университете Гарварда, США.
В политической истории Финляндии г-н Ахо упомянут как сильный и влиятельный премьер-министр, во главе с которым Финляндия преодолела тяжелейшую после второй мировой войны экономическую депрессию. Он руководил страной в период многочисленных изменений во внешних связях, в том числе в период вступления Финляндии в Европейское Сообщество.
С 1-го июля 2004 года г-н Ахо приступил к обязанностям президента национального фонда Финляндии «Ситра».
Национальный инновационный фонд «Ситра»
Национальный фонд «Ситра» был основан при Банке Финляндии в 1967 году по случаю 50-летнего юбилея независимости Финляндии. Его задачи, цели и методы управления определены законом. «Ситра» является независимым общественным финансовым фондом, который подчиняется Парламенту Финляндии.
Деятельность «Ситра» финансируется доходами от собственного уставного капитала и объектов венчурных капиталовложений. Бюджет фонда «Ситра» на 2005 г. составляет около 35 млн. евро, а общая сумма объектов (92 предприятия) венчурных капиталовложений «Ситра» (по состоянию на 31.12.2004) составляет 146,8 млн. евро. Численность персонала фонда насчитывает 85 человек. Президентом «Ситра» в 2004 году был назначен бывший премьер-министр Финляндии г-н Эско Ахо.
ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006
Цель фонда заключается в создании условий роста экономического благосостояния Финляндии. Методами работы являются проведение исследований и тренингов, развитие инновационных систем, нового бизнеса, а также венчурные капиталовложения. Вся деятельность «Ситра» направлена на развитие деятельного общества и создание условий для успешного развития Финляндии в будущем. Вот почему фонд сосредо-
точивает свои усилия (целевые программы) на определенных стратегических направлениях.
Программы «Ситра» позволяют быстро реагировать на факторы, отвечающие за конкурентоспособность и экономический рост Финляндии. Реализация программ осуществляется в тесном сотрудничестве с финскими и заинтересованными международными сторонами.
Более подробная информация на сайте www.sitra.fi.