СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 343.9 С. 79—94
Шестаков Д. А., Дикаев С. У., Данилов А. П.
ЛЕТОПИСЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА. ГОД 2018 (Часть 1)
В 2018 году Санкт-Петербургский международный криминологический клуб провёл четыре научные беседы: «К единому праву противодействия преступности», «Преступность сфер науки и образования», в том числе две международные — «Преступность миграционных процессов», «Криминология — уголовное право — право безопасности: схватка или единение?».
Ключевые слова: Санкт-Петербургский международный криминологический клуб; криминология закона; криминология сфер науки и образования; преступность миграционных процессов.
К ЕДИНОМУ ПРАВУ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ПРЕСТУПНОСТИ
Беседа о криминологии закона
27 апреля 2018 г.
С докладом «Криминологический кодекс Российской Федерации: концепция, структура и основные положения» выступил В. Н. Орлов — доктор юридических наук, доцент, главный редактор журнала «Российский криминологический взгляд», профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) (Москва, Россия).
Беседу вёл заместитель президента Клуба А. П. Данилов. На неё собрались криминологи из Гомеля (Республика Беларусь), Калининграда (Россия), Костаная (Республика Казахстан), Минска (Республика Беларусь), Москвы (Россия), Санкт-Петербурга (Россия).
В обсуждении доклада участвовали Н. А. Крайнова, В. С. Харламов, В. М. Хомич, Д. А Шестаков.
В. Н. Орлов (Москва, Россия) Криминологический кодекс Российской Федерации: концепция, структура и основные положения
Кратко сформулируем основные положения, позволяющие говорить не только о необходимости принятия Криминологического кодекса РФ (далее также—КК РФ), но и определяющие таковую процедуру.
Во-первых, процедура обсуждения КК РФ должна отличаться от традиционного обсуждения каких-либо отраслевых кодексов. Ей следует быть открытой, всенародной, учитывающей взгляды не только работников правового управления Президента РФ или узко заинтересованных ведомств, но и мнения различных профессиональных, прежде всего, научных коллективов, общественных организаций, учёных.
При Генеральной Прокуратуре РФ (Президенте РФ или Правительстве РФ) необходимо создать рабочую группу по принятию КК, включающую работников заинтересованных ведомств, видных учёных, представителей общественности, средств массовой информации, различных международных организаций.
79
Нужен специальный сайт этой группы, на котором бы обсуждались представленные проекты КК РФ, указывались их минусы и плюсы. КК должен быть современным, эффективным, качественным, учитывающим развивающуюся в рамках криминологии закона российскую теорию криминологического законодательства1, международные, национальные стандарты и достижения в сфере противодействия преступности, т. е. Криминологический кодекс 21 века.
Во-вторых, в Общей части КК РФ должны регламентироваться концептуальные положения, касающиеся противодействия преступлениям всех видов. В частности: 1) основные понятия (как, например, в ст. 1 ФЗ РФ «О противодействии экстремистской деятельности» или ст. 3 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»); 2) цели, задачи и принципы противодействия преступности; 3) система и виды мер предупредительного воздействия; 4) принципы, основания, организационно-правовые основы, субъекты, субъективная сторона, объекты и объективная сторона назначения, исполнения и отбывания мер предупредительного воздействия; 5) международное сотрудничество в области противодействия преступности; 6) основы криминологической экспертизы; 7) прогрессивная система исполнения и отбывания мер предупредительного воздействия; 8) основы (особенности) профилактики преступлений определённой группы или вида.
В-третьих, в Особенной части КК РФ следует закрепить главы (нормы), регламентирующие особенности противодействия преступлениям конкретных видов: 1) террористических; 2) экстремистских; 3) связанных с незаконным оборотом наркотиков; 4) коррупционных и др. В соответствующих главах регламентируются особенности предупреждения
конкретных видов антиобщественного поведения, преступлений или видов преступности. В результате, многочисленные дублирующие нормативные акты на федеральном и местном уровнях могут утратить силу, что, безусловно, будет способствовать более эффективной организации противодействия преступности.
В-четвертых, в Особенной части КК РФ могут быть закреплены основы (особенности) противодействия преступности в определённых субъектах РФ, например, в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) или зонах свободной экономической торговли.
В-пятых, в КК РФ необходимо чётко определить права, обязанности, законные интересы и правовые ограничения субъектов назначающих, исполняющих, отбывающих меры предупредительного воздействия. Целесообразно закрепить соответствующие нормы в Общей и Особенной частях КК.
В-шестых, в КК РФ необходимо подробно регламентировать предупредительную деятельность, т. е. процедуру, предусматривающую условия лишения, ограничения, замены и дополнения прав, обязанностей, законных интересов и правовых ограничений лиц, а также ожидаемые результаты этой деятельности. В настоящее время указанная процедура фактически не регламентируется или частично определяется в других Федеральных законах или Кодексах (например, в УИК РФ и др.).
В-седьмых, часть видов мер предупредительного воздействия должны исполнять субъекты одного ведомства. Только в этом случае удастся чётко координировать порядок исполнения и отбывания мер предупредительного воздействия. На наш взгляд, этим ведомством должна стать Федеральная служба исполнения мер принуждения. В неё будут входить учреждения, органы, исполняющие все уголовно-процессуальные меры пресечения,
1 Шестаков Д. А. Контроль преступности и криминологическое законодательство // Организованная преступность, уголовно-правовые и криминологические проблемы. Отв. ред. М. Г. Миненок. Калининград, 1999. С. 11—23; Шестаков Д. А. Законодательное регулирование контроля преступности: критика российского опыта // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в республике Беларусь. Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 1999. С. 159—162; Шестаков Д. А. Криминология: преступность как свойство общества. Краткий курс. СПб. Изд-во Санкт-Петербургского госуниверситета, «Лань», 2001. С. 147—149.
80
уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Один субъект, чёткая координация процедуры, целенаправленное финансирование. В перспективе это ведомство должно исполнять и меры административного наказания. Соответствующие нормы могут быть закреплены в Общей и Особенной частях КК РФ.
В-восьмых, в действующем законодательстве не регламентируются вопросы, связанные с субъективной стороной исполнения, отбывания мер предупредительного воздействия. В КК РФ данный пробел должен быть восполнен. При этом необходимо регламентировать понятие, элементы, критерии и степени оценки субъективного отношения к исполнению, отбыванию той или иной меры предупредительного воздействия.
В-девятых, в КК РФ порядок, условия исполнения и отбывания мер предупредительного воздействия необходимо чётко определить во времени, т. е. указать минимальный и максимальный сроки, в течение которых осуществляются предупредительные действия. Бессрочная процедура, на наш взгляд, не позволяет спланировать процесс изучения личности, эффективно применить к ней меры предупредительного воздействия. В КК РФ процедура исполнения, отбывания каждой меры предупредительного воздействия должна быть только срочной. Минимальный срок не может быть менее двух месяцев. Установленные (в том числе, детализирующие) нормы могут быть закреплены в Общей и Особенной частях КК РФ.
Д. А. Шестаков (Санкт-Петербург, Россия) О проекте Кодекса предупреждения преступлений и мер безопасности
От теории к практике. От имени Невско-волжской школы преступных подсистем я поприветствую труд Владислава Николаевича над проектом с рабочим названием «Криминологический кодекс»1.
1 Нельзя не отметить допущенные В. Н. Орловым досадные неточности в описании постановки теоретического вопроса о криминологическом законодательстве. См.: Криминология : учебник для аспирантов / под ред. И. М. Мацкевича. М. : Норма,
При подготовке Кодекса о предупреждении преступлений необходимо нашу российскую — пока единственную в своём роде — идею права противодействия преступности (ППП) соотнести и, по возможности, увязать с законодательством о мерах безопасности. Теоретически это нами уже осуществлено. Дело за преломлением учения о криминологическом законодательстве в законотворчество. Предварительно нужно хорошо понять это учение, пока я не вижу должного понимания, и глубоко его осмыслить. При этом будем иметь в виду разгоревшиеся в Западной Европе споры в области так называемого «права безопасности»2.
Три в одном или три вместо одного? В модель единого законодательства о противодействии преступности в недавнем прошлом я включал объединённый Кодекс предупреждения преступлений и мер безопасности. Теперь же склоняюсь к тому, чтобы разделить его на два кодекса: «О предупреждении преступлений» и «О мерах безопасности».
Кодекс предупреждения преступлений должен будет регулировать социальную, образовательную, воспитательную, психологическую, информационную стороны противодействия преступности, криминологическую экспертизу. В нём надо определить также порядок отслеживания и совершенствования политики противодействия преступности.
Кодекс мер безопасности призван управлять ограничительными, запретительными мерами и, самое главное — действиями, связанными с вмешательством в личную жизнь, с вынужденным применением физического и материального вреда. Чаще всего эти меры привязаны к пресечению преступлений. В пользу разъединения кодексов говорит то, что нормы безопасности и предупредительные нормы исполняются совершенно разными субъектами. Для норм безопасности в качестве субъектов выступают, прежде всего, силовые учреждения, вплоть до Вооружённых Сил.
ИНФРА-М, 2017. С. 11—29. Надеюсь, что в последующих изданиях они будут исправлены.
2 Дикаев С. У. Право безопасности и доктрина информационной безопасности России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 1 (44). С. 37—39.
Не следует забывать, что рассматриваемая модель наряду с Кодексом предупреждения преступлений и Кодексом мер безопасности включает в себя Кодекс об ответственности и ресоциализации несовершеннолетних. Весьма вероятно, что законотворчески идея ППП получит первоначальную обкатку именно в направлении единого регулирования ответственности и ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей. В Невско-волжской школе этими вопросами занимаются А. В. Комарницкий1, О. В. Лукичёв2 и др.
М. Г. Миненок (Калининград, Россия), М. М. Миненок (Калининград, Россия). Тема доклада В. Н. Орлова актуальна, имеет весьма содержательные, выразительные и практически значимые аспекты.
Термин «криминологическое законодательство» был введён в научный оборот Д. А. Шестаковым в 1996 году. Криминологическое законодательство, как понятие, применялось им в широком и узком смысле слова. Широкий смысл включает в себя два раздела — уголовно-правовой (нормы материального, процессуального и исполнительного права), а также собственно криминологический, который складывается из нормативных актов, не связанных с применением уголовной репрессии.
В последующем идея криминологического законодательства привела к выдвижению Д. А. Шестаковым положений о едином праве противодействия преступности. Это предложение имеет, несмотря на сложности в реализации, хорошие и очень важные перспективы.
Многие идеи В. Н. Орлова заслуживают поддержки, включая и процедурные вопросы принятия Кодекса. Однако думается, что включение в перечень участников обсуждения проекта Криминологического кодекса представителей
1 Комарницкий А. В. Основы ювенального права. СПб. : СПбИВЭСЭП, 2011.
2 Лукичёв О. В. Некоторые проблемы социальной патологии современной семьи, детства и молодёжи // Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи: материалы межвузовской научно-практической конференции / под ред. П. П. Баранова, Д. А. Корецкого, В. Н. Королевой, В. Н. Пере-крёстова. Ростов-на-Дону, 1996.
общественности, средств массовой информации, различных зарубежных организаций не должно быть обязательным.
Следует также учесть, что нормы Общей и Особенной частей, которые автор предлагает включить в Кодекс, могут быть подвержены частым изменениям, а это скажется на стабильности законодательства.
Криминологическое право и соответствующий Кодекс необходимы не только сами по себе, но и как важнейшие предпосылки укрепления и развития права противодействия преступности с последующим принятием Кодекса предупреждения преступлений.
А. Лепс (Таллин, Эстония). В Эстонии эта тематика не актуальна, так как страна маленькая. В Российской Федерации дела обстоят иначе. Было бы разумно соединить действующие сегодня в России кодексы в один под общим названием «Криминологический кодекс Российской Федерации».
П. А. Кабанов (Нижний Новгород, Россия) О кодификации российского криминологического законодательства: рассуждения по случаю
Кодификация криминологического законодательства как высшая форма его систематизации требует значительного объёма научно-исследовательской работы. О её необходимости отечественными специалистами говорится уже давно.
В Российской Империи такое законодательство существовало3. В последующем вопросы о необходимости принятия федерального криминологического законодательства поднимались отечественными криминологами неоднократно, в том числе Д. А. Шестаковым, который и ввёл в научный оборот категорию «криминологическое законодательство»4.
Этот термин, получивший научную поддержку, сейчас активно используется
3 Свод Уставов о предупреждении и пресечении преступлений // Свод законов Российской Империи. 1885. Ч. 2. Т. 14.
4 Бурлаков В. Н., Гилинский Я. И., Шестаков Д. А. Преподавание криминологии в современных условиях // Вестник СПбГУ. 1996. Сер. 6, вып. 3. С. 12—25.
российскими и зарубежными специалистами. Хотя отдельные исследователи именуют его «законодательством о предупреждении преступлений», «предупредительным законодательством», «законодательством о противодействии преступности».
Выполненная отечественными криминологами работа принесла свои плоды: летом 2016 года был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который является базовым для всего российского криминологического законодательства. Проект этого закона длительное время публично обсуждался, в том числе и криминологами, высказывались обоснованные замечания и предложения по его совершенствованию.
Следует отметить, что принятие базового федерального криминологического закона не повлияло на действующее федеральное специальное или отраслевое криминологическое законодательство о противодействии отдельным видам противоправного поведения (терроризму, экстремизму, коррупции, отмыванию преступных доходов, преступлениям несовершеннолетних и других).
Н. А. Крайнова (Санкт-Петербург, Россия) О принципах единого права противодействия преступности
Формирование единого права противодействия преступности в соответствии с выработанной государством чёткой генеральной линией противодействия преступности (уголовной политикой) должно иметь продуманную логическую составляющую, основанную на правовых принципах. Таковые, как представляется, будут едины и для Кодекса предупреждения преступлений, и для Кодекса мер безопасности.
Говоря о принципах права противодействия преступности, следует определиться с понятийным аппаратом. Необходимо придерживаться традиционного подхода к определению принципов, как руководящих начал, основополагающих идей правового регулирования отношений, возникающих в сфере противодействия преступности.
Принципы справедливости, законности, гуманизма, комплексности, приоритета прав человека, системности совершенно логично и естественно лежат в основе правового регулирования отношений в рамках противодействия преступности.
Формулируя специфические для единого права противодействия преступности принципы, следует учитывать особенности состава регулируемых отношений, прежде всего, особенности субъектов воздействия, так как в отношении предмета регулирования можно констатировать некое единообразие в понимании.
К принципам права противодействия преступности следует отнести также принципы приоритета профилактики преступлений, экономии принудительных мер, как соответствующие качественно новому уровню развития государственности, демократическим основам построения отношений общества и государства.
А. В. Никуленко (Санкт-Петербург, Россия) О задачах Криминологического кодекса
Прежде чем приступать к созданию принципиально новой законодательной базы, на наш взгляд, необходимо ответить на множество вопросов, в том числе на такой: «Какие задачи призвана решить предлагаемая новация?»
Очевидно, В. Н. Орлов предлагает принять концептуальный кодекс, направленный на противодействие преступности, объединив в нём ряд законов, направленных на противодействие терроризму, экстремистской деятельности, наркотизму, коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.
В этот перечень можно добавить и полицейское законодательство — Федеральный закон «О полиции», а также Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Не согласны с предложением В. Н. Орлова о создании нового органа (ведомства, федеральной службы, департамента,
главного управления и т. п.), осуществляющего меры предупредительного воздействия. Скорее всего, следует разграничить полномочия между уже имеющимися министерствами и федеральными службами, при этом наделив их соответствующими полномочиями. В противном случае, мы будем лишь постфактум констатировать неудачи в профилактике преступлений.
Мы солидарны с мнением Д. А. Шеста-кова, определившим предлагаемый В. Н. Орловым Криминологический кодекс, как Кодекс мер безопасности. Не вполне понятно, какие задачи будет решать предлагаемый Владиславом Николаевичем акт.
На наш взгляд, следует уделить внимание самой системе мер профилактического воздействия, органам, его осуществляющего, их ответственности, криминологической экспертизе1 действующего и вновь принимаемого законодательства.
Не сделав этого, законы продолжат «штамповать» без какого-либо научного обоснования, а лишь для обеспечения немедленной реакции законодателя на громкие публикации в СМИ. Так было со статьями УК РФ о половых преступлениях против несовершеннолетних, экономических преступлениях и, наконец, нормах о доведении до самоубийства.
Т. П. Афонченко (Гомель, Республика Беларусь) О задачах Криминологического кодекса
Одним из значимых направлений развития правовой системы Республики Беларусь является кодификация законодательства. В числе 26 кодексов, действующих на данный момент в Республике, присутствуют как сравнительно недавно принятые — Кодекс о судоустройстве и статусе судей (2006 г.), Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.), Кодекс Республики Беларусь о культуре (2016 г.), не имеющие аналогов в советском периоде развития белорусской государственности, так и традиционные, существующие в любом
1 Шестаков Д. А. Ведение в криминологию закона. СПб. : Юридический центр Пресс, 2011. С. 50.
государстве континентальной системы права — Кодекс о браке и семье, Гражданский, Гражданско-процессуальный, Трудовой и другие.
Первый кодифицированный нормативный акт, действовавший на значительной части территории современной Республики Беларусь, — Статут Великого княжества Литовского 1529 года. К триаде отраслей так называемого криминального цикла относятся уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право. Нормы данных отраслей закреплены соответственно в Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах Республики Беларусь.
Сегодня в рамках динамично развивающегося научного знания не просто предлагается совершенствовать действующие кодексы, но и аргументируется глобальное реформирование уголовно-правовых отраслей. Так, В. Н. Орловым на протяжении 2017—2018 годов последовательно обосновывается идея принятия Уголовно-исполнительного процессуального кодекса.
К числу важных предложений, способных видоизменить «лицо» современного преступностиведения, безусловно, следует отнести идею создания Криминологического кодекса Российской Федерации, за которой также стоит В. Н. Орлов. Данная концепция основана на положениях криминологического законодательства, понятие которого введено в научный оборот Д. А. Шестаковым. В целом мы оцениваем предложение по разработке Криминологического кодекса РФ крайне положительно.
ПРЕСТУПНОСТЬ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
международная беседа 25 мая 2018 года
С докладом «Беженцы в Германии. Исследование ситуации и вытекающих из неё последствий»выступил Х. Кури — профессор, доктор психологии, профессор университета им. Альбрехта-Людвига (Фрайбург, ФРГ).
Беседу вёл заместитель президента Клуба А. П. Данилов. На неё собрались
криминологи из Екатеринбурга (Россия), Москвы (Россия), Санкт-Петербурга (Россия), Фрайбурга (ФРГ).
В обсуждении доклада участвовали
A. П. Данилов, С. У. Дикаев, Е. С. Кетен-чиева, С. Я. Лебедев, С. Ф. Милюков,
B. Н. Фадеев, В. С. Харламов, Д. А. Шес-таков.
Х. Кури (Фрайбург, ФРГ) Беженцы в Германии. Исследование ситуации и вытекающих из неё последствий
Проблема беженцев в Германии и других индустриальных западных странах, начиная приблизительно с 2015 года, выросла до центральной политической и практической. В 2014 году в Германии было подано 202 834 ходатайства о предоставлении убежища, в 2015 году — уже 476 649. Основной страной, «поставляющей» беженцев, является Сирия.
31 августа 2015 года Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель выступила с посланием «Мы сделаем это», обращённым к Федеральной пресс-конференции, в связи с кризисом вокруг беженцев в Европе и приёмом их в Германию. Меркель приветствовала приток беженцев, заявляя, что Правительство ФРГ способно решить все возникающие в связи с этим проблемы.
Большая часть беженцев — молодые мужчины, которые, как известно, являются наиболее активными, в том числе в преступном плане. Совершению ими преступлений способствуют неблагополучные условия жизни в приютах, отсутствие работы, плохая интеграция в европейское пространство, неопределённый статус пребывания, угроза быть отосланными назад.
Снова и снова возникают подозрения, что среди беженцев есть исламистские террористы. Опросом 825 беженцев во Фрайбурге, Мюнхене и Берлине мы, в соответствии со стандартизованной шкалой, установили, что у 34,8 % опрошенных наблюдалось посттравматическое стрессовое расстройство, причём, этот показатель у детей был выше, чем у взрослых. Приблизительно треть опрошенных не имеет профессионального образования. 72 % беженцев чувствуют
себя в Германии хорошо принятыми, это, прежде всего, женщины. 37 % планируют после окончания войны на Родине возвратиться домой.
Следует отметить нарастающую критику политики, приветствующей приём беженцев. Успех правой партии А£0 (Альтернатива для Германии) во многом обусловлен именно этой критикой.
Для предупреждения преступлений беженцев важно, прежде всего, обеспечить их работой, нормальным жильём, предоставить несовершеннолетним возможность получить школьное образование, предлагать им интеграционные курсы обучения, ускорить принятие решений о статусе их нахождения на территории Германии.
Д. А. Шестаков (Санкт-Петербург, Россия) Преступность сферы миграции
Оседлые и неоседлые чужане в свете преступностиведения. Постановка в пре-ступностиведении вопроса о переселенцах (мигрантах) является составной частью проблематики чужан1. Наименование «чужанин» охватывает недавно прибывших на местность, несколько поколений появившихся давно, но не ставших своими, однако, оно включает в себя также и являющихся гражданами страны космополитов, которые, ненавидя её, намеренно способствуют её разрушению. Это понятие позволяет охватить достаточно широкий круг преступноведчески значимых проблем, вытекающих из взаимоотношений жителей страны, одни из которых относятся к ней, как к отечеству, другие — как к чужбине.
В соответствии с концепцией многоуровневого строения преступности (воронка преступности)2 возникает задача определить долю и роль чужан, применительно ко всем девяти уровням (слоям) преступности — от обыденного до планетарного «олигархического».
1 Чужанин, в просторечии «чужак» — человек, ощущающий и ведущий себя по отношению к обществу, в котором живёт, как посторонний, инородный, зачастую недоброжелательно. (Прим. автора.)
2 Шестаков Д. А. Обусловленность качества профилактической деятельности милиции // «Криминология: вчера, сегодня, завтра». 2006. № 2 (11). С. 9—16.
Данную головоломку не решишь в один приём, потребуется некоторое время.
Переселенцы — это та часть чужан, которые сравнительно недавно приехали для временного или постоянного проживания в страну. Здесь речь пойдёт в основном о «трудовых переселенцах», которые приезжают в Россию на заработки, а не о вернувшихся соотечественниках на историческую родину (репатриацион-ная модель миграции).
Экономическая сторона вопроса. В России наиболее прибыльная часть экономики управляется воробогачами (нуворишами, «олигархами»), которые заинтересованы в дешёвой рабочей силе переселенцев (7-й уровень воронки преступности)1. Можно сказать, что нувориши больны стяжательством с выраженной корыстной манией. Судьба России им, мягко говоря, безразлична. Ради собственной выгоды они поддерживают сохранение в стране множества недорого оплачиваемых работников, тем более что наличие таковых способствует удержанию в целом зарплаты трудящихся на низком уровне. Так Центром стратегических разработок (некоммерческая организация, ключевую роль в которой играет А. Л. Кудрин) подготовлен доклад «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения». В нём изыскиваются доводы о необходимости дополнительных мер по привлечению мигрантов, приток которых, согласно некоторым прогнозам, после 2024 г. может ослабнуть. Авторы доклада по существу выступают за целенаправленное склонение общественного мнения в пользу сохранения большого числа прибывающих в страну переселенцев, причём предлагается проведение соответствующей «работы» со СМИ2.
Ю. Алхаз полагает, что экономические последствия миграции не менее опасны, нежели расползающаяся по стране
1 Шестаков Д. А. Обусловленность качества профилактической деятельности милиции // «Криминология: вчера, сегодня, завтра». 2006 № 2 (11). С. 9—16; Шестаков Д. А. Теория преступности и отраслевая криминология. Избранное. СПб. : Юридический центр, 2015. С. 402.
2 Миграционные процессы в России: кто, куда и зачем. URL: https://www.csr.ru/issledovaniya/ migratsionnye-protsessy-v-rossii-kto-kuda-i-zachem (дата обращения: 17.05.2018).
этническая преступная деятельность «гастарбайтеров»3. Иноземцы в России — это не просто разрозненная рабочая сила, они уже объединены в сплочённые кланы, существование которых не может не сопровождаться мздоимными врастаниями («метастазами») в полицию, миграционную службу, исполнительную власть. Возникновение иноземных кланов, вместо естественного взаимополезного вживания приезжих в местное общество порой превращает их в самодовлеющую вредоносную силу, а в некоторых областях хозяйства, таких как торговля, даже уже в хозяев положения, которые держат его, в том числе не оправданно высокие цены на товары, под своим контролем4. (Ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».)
С. Ф. Милюков (Санкт-Петербург, Россия) Миграционная составляющая терроризма и экстремизма
Сложившаяся к настоящему времени ситуация с проявлениями террористического характера может быть однозначно охарактеризована как исключительно острая, неблагоприятная. Об этом свидетельствует кровавый террористический акт в петербургском метро (3 апреля 2017 г.) и последующие дерзкие нападения на сотрудников силовых ведомств, гражданское население, включая попытку захвата православного храма в Грозном (19 мая 2018 г.).
Действующие Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года, утверждённая Указом Президента страны от 28 ноября 2014 г., и Стратегия национальной безопасности РФ, утверждённая Указом Президента России 31 декабря 2015 г., другие руководящие директивы умалчивают главное: «Каким образом Россия может гарантировать себе сохранение территориальной целостности и государственного суверенитета в условиях перманентного нарастания внешних и внутренних угроз (среди которых, хотя и не главное место, занимает
3 Алхаз Ю. Гастарбайтеры убьют Россию в течение 15 лет! URL: https://echo.msk.ru/blog/ jurialhaz/986092-echo/ (дата обращения: 17.05.2018).
4 Там же.
глобальная миграция, причём не только незаконная)?»
На наш взгляд, гарантия есть, хотя её достижение многим покажется утопичным. Это восстановление могучей евразийской державы в границах 1945 года, а, может быть и 1914 года. В противном случае оставшаяся часть России рано или поздно будет полностью измотана непрерывными конфликтами с псевдо независимыми государствами, образовавшимися на территориях бывших союзных республик. Нельзя исключить и широкомасштабной агрессии стран НАТО с территорий этих образований (прежде всего, Прибалтики, Украины, среднеазиатских республик).
Воссоздание союза веками населявших Россию народов вызовет, без всякого сомнения, бешеную злобу наших геополитических противников. Но они и так уже обвиняют нынешнюю российскую власть в подобном реваншизме. Поэтому лучше заявить об этой цели открыто. Это может обеспечить всенародную поддержку такому курсу, сплотит народные массы, погасит социальные, национальные раздоры, решит в целом рассматриваемую проблему хотя бы за счёт того, что миграционные потоки из внешних превратятся во внутренние, гораздо более контролируемые.
Смеем утверждать, что в России нет дефицита рабочей силы, во всяком случае, острого. Конечно, официальный уровень безработицы мизерен: на 21 февраля 2018 г. в органах службы занятости состояло на учёте всего 991 тыс. человек. Однако по признанной методике МОТ сейчас в Российской Федерации не менее 4 млн (!) безработных, а всего не имеют официального трудоустройства свыше 25 % экономически активного населения — не менее 20 млн человек! Конечно, среди этих двух десятков миллионов не только безработные, но и лица, занятые в так называемой «теневой» экономике. Надо вывести эти многомиллионные массы из пресловутой «тени», обязать их самих и работодателей платить налоги в государственную казну.
Почему капиталисты (их у нас стыдливо именуют «бизнесменами») так охотно прибегают к труду таджиков,
узбеков, киргизов, молдаван и украинцев? Ответ известен и не специалистам. Им выгоден такой труд ввиду возможности платить по минимуму и пользоваться бесправием большинства мигрантов, некоторые из которых фактически обращены в рабство. Свидетельством тому факты гибели некоторых из них при пожарах и других несчастных случаях в местах их концентрации в Москве и других городах.
С. М. Иншаков (Москва, Россия) Стратагемы
миграционной безопасности
Передвижение людей по планете, освоение ими новых ареалов, вытеснение сильными слабых, и захват сильными территорий, обеспечивающих наиболее комфортную и безопасную жизнь, — в этом заключается один из сущностных аспектов глобализационных процессов, которые начали развиваться практически одновременно с появлением человечества. Тысячелетия культурного развития, накопление цивилизацион-ного опыта несколько облагородили форму, но практически не изменили её содержания.
Миграционные процессы оказывают серьёзное воздействие на культуру. Практически во всех общинах отношение к пришельцам имеет негативную коннотацию: в интервале от настороженности и тревоги до неприязни и открытой агрессии. Причём, чем больше число пришельцев, тем негативнее реакция аборигенов. У многих народов есть традиция с радушием встречать любого гостя. Но она носит скорее обязывающий характер, а внутренний импульс более точно раскрывает поговорка: «Незваный гость хуже татарина» (и более жёсткая её транскрипция: «Дорогие гости, а не надоели ли вам хозяева?»).
В рамках современной культуры толерантности и гуманизма такое отношение к мигрантам оценивается исключительно отрицательно. Однако реальная социальная практика даёт немало оснований для устойчивости таких стереотипов: албанцы, гостеприимно принятые сербами в Косово, уже отторгли этот край
от Сербии и почти полностью изгнали оттуда сербское население. Во Франции некоторые районы и кварталы городов остаются французскими лишь де-юре. Де-факто лицам неарабской национальности там лучше не появляться — безопасность не гарантируется.
Миграционная безопасность — это сфера обеспечения национальной безопасности посредством корректного отношения к пришельцам. В ходе тысячелетней практики международного общения выкристаллизовались стратагемы обеспечения миграционной безопасности.
Не все народы могут позитивно взаимодействовать. Существует межнациональная некомплементарность, препятствующая этому. Она может быть односторонней или обоюдной. При наличии такой некомплементарности миграционные процессы, в более или менее отдалённой перспективе, чреваты серьёзными негативными последствиями. Миграционные процессы в таком контексте можно рассматривать как фактор, отрицающий национальную безопасность.
Не все народы могут ассимилироваться. Народы могут позитивно взаимодействовать — феномен неком-плементарности не просматривается. Но культура народа, представители которого в качестве мигрантов прибывают в определённую страну, настолько развита и самобытна, что мигранты не могут и не хотят от неё отказаться, не могут интегрировать её в культуру страны пребывания. Представители этих народов живут замкнуто (диаспорами, анклавами, национальными кварталами). Среди них могут быть ценные специалисты. Представители этих народов могут в чём-то даже служить образцом для коренных жителей. Но страну пребывания они практически никогда не называют «моя страна», национальные интересы принявшего их народа и их интересы не совпадают, а могут находиться и в противоречии. В критические моменты истории эти мигранты воспринимаются как угроза национальной безопасности. В США, например, во время Второй мировой войны несколько сот тысяч японцев, имевших американское
гражданство, были изолированы в специальных лагерях (американский вариант концентрационных лагерей).
Большие народы терпимы к малым. Народы, находящиеся на высоких ступенях цивилизационного развития, лояльны по отношению к менее развитым. В этих стереотипах кроются ловушки.
П. А. Кабанов
(Набережные Челны, Россия) Криминальная виктимность мигрантов в современном российском обществе: краткий обзор официальной статистики за 2014—2017 год
Беседа «Преступность миграционных процессов», состоявшаяся в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе 25 мая 2018 года, была предметно направлена на поиск взаимосвязей преступности с миграционными процессами. Таковые, на первый взгляд, могут показаться довольно простыми: нахождение крупных групп людей с собственными традициями на территории иностранного государства, не знающими правовых основ и традиций принимающей стороны, создаёт конфликтную обстановку между гражданами этого государства и мигрантами. Она приводит как к преступлениям мигрантов в отношении граждан принявшей их страны, так и к ответным преступлениям коренных жителей в отношении мигрантов.
0 криминогенности миграционных процессов часто заявляют представители миграционных служб различных государств, столкнувшихся с массовым неконтролируемым «наплывом» мигрантов. Таким образом, вопросы исследования криминогенности миграционных процессов становятся важнейшей частью ведомственной криминологической науки.
Отметим, что российские криминологи больше исследуют преступления мигрантов1, нежели негативные последствия преступности на жизнь этих лиц.
1 Антонов-Романовский Г. В., Чирков Д. К., Литвинов А. А. Преступность мигрантов-иностранцев и её особенности // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2. С. 219—224; Буняева А. В., Буняева М. В., Серегина Е. В. Преступность мигрантов: виды и специфика причинности, меры противодействия на неё. М., 2017.
В. Н. Фадеев (Москва, Россия) Радикальный исламизм и миграционные процессы
Радикальные исламистские организации типа ИГИЛ (организация запрещена в РФ) представляют собой наёмную «армию» зомбированных бандитов. Они создаются и финансируются «мировой закулисой» для провоцирования и поддержания ситуации «управляемого хаоса» во всём мире.
Радикальный исламизм выступает, в том числе, в лице так называемого «Исламского государства». В составе различных радикальных исламистских организаций, действующих сегодня в Ираке и Сирии, находится большое число россиян. Они, в случае возвращения домой, могут выступить в качестве дестабилизирующего фактора.
Особое место в распространении радикального исламизма занимают миграционные процессы. По оценкам ООН, количество мигрантов быстро растёт: в 2017 году их число достигло 258 миллионов против 173 миллионов в 2000 году и 153 миллионов в 1990 году1.
Проблема радикализации населения особенно остро стоит в среднеазиатских республиках бывшего СССР. По данным ФМС России в нашей стране находится около 11 миллионов иностранных граждан, причём только за 10 месяцев 2017 года им было выдано более миллиона разрешений на работу. Эти цифры, учитывая и нелегальных мигрантов, количество которых сама ФМС оценивает в 3,7 миллиона человек, можно смело увеличить вдвое. При этом денежные переводы трудовых мигрантов в Среднюю Азию из России составляют львиную долю ВВП стран региона. В 2014 году для Киргизии это около трети ВВП, Узбекистана — четверть, Таджикистана — почти половина ВВП республики2.
1 Щербакова Е. По оценке ООН число международных мигрантов возросло в 2017 году до 258 миллионов. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2017/0753/barom01.php (дата обращения: 29.03.2018).
2 Медников А. Азиатское эхо Крыма. URL: lenta.ru/articles/2014/11/19/ca (дата обращения:
28.03.2018).
Н. И. Пишикина (Санкт-Петербург, Россия)
Проблема беженцев является актуальной не только для Европы. Не исключено, что по мере нарастания вооружённых конфликтов в мире и принятия ограничений в приёме беженцев европейскими странами она встанет и перед Россией.
В этой связи особую боль и тревогу вызывает положение детей, вынужденных вместе со взрослыми покидать свою страну. Специфика психологии и сознания детей накладывает отпечаток на восприимчивость несовершеннолетними изменяющихся условий жизни. Поэтому они, в отличие от взрослых, более остро ощущают отрыв от родной земли, потерю родственных связей.
Известно, что многие несовершеннолетние, особенно женского пола, на территориях вооружённых конфликтов подвергаются различного рода насилию, в том числе и сексуальному. Масштаб данных преступлений обусловил принятие Организацией Объединённых Наций определённых решений. В частности, 19 июня 2015 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 19 июня Международным днём борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта.
В Южном Судане насилуют и кастрируют малолетних детей, на Ближнем Востоке используют женщин как сексуальных рабынь боевиков. Во многих конфликтах противоборствующие стороны подвергают сексуальным надругательствам женщин и девочек из общин своего «противника». «Изнасилование как средство ведения войны необходимо остановить. Мы должны привлечь к ответственности исполнителей этих преступлений и их начальников, которые оправдывают такие действия, и защитить их жертв», — заявил Председатель 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Сэм Кутеса. Он призвал всех в мире не закрывать глаза на страдания жертв сексуального насилия в условиях конфликта3.
3 Генеральная Ассамблея ООН объявила 19 июня Международным днём борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта. URL: http:// www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=23960 (дата обращения: 30.03.2018).
В. С. Харламов (Санкт-Петербург, Россия) Преступное насилие в семьях мигрантов
Состояние миграционной преступности в России относительно стабильно. Последние 5 лет ежегодное количество криминальных посягательств, совершённых мигрантами, не превышает 7,0 % от общего числа ежегодно регистрируемых в стране преступлений. Судебная практика свидетельствует, что большая часть преступлений мигрантов, в том числе в сфере семейных отношений, совершается на бытовой почве.
Преступления в миграционной сфере нередко носят резонансный характер, вызывая всплеск ксенофобских и националистических настроений, давая повод для разного рода пропагандистских атак на Российскую Федерацию.
Также данные преступления характеризуются высокой латентностью. Жертвы внутрисемейных преступлений не стремятся обращаться за помощью в правоохранительные органы. Среди причин такого поведения следует указать недоверие к полиции, страх перед земляками, недостаточная адаптация мигрантов: слабое знание российских законов, русского языка.
В период 2013—2017 годов основная часть внутрисемейных преступлений мигрантов — преступления в отношении братьев и сожителей. В семьях мигрантов женщины являлись жертвами семейного насилия в 30 % случаев, мужчины — в 70 %.
А. П. Данилов (Санкт-Петербург, Россия) Преступное глобальное управление переселением народов
Ничто не ново под луной. Переселение народов — явление хорошо известное мировой истории. Великое переселение народов (IV—VII века) стало одной из главных причин распада
Римской империи — сильнейшего государственного образования того времени. Современное переселение больших людских масс только получает своё развитие, но уже наводит на мысль: «А уцелеет ли в результате него западноевропейская цивилизация?»
Если ранее на разрушение за счёт «вливания чуждого» уходили столетия, сегодня, при невероятном ускорении всех социальных процессов, для этого потребуется лишь несколько десятков лет.
Противодействие инородному влиянию. Терпимость к переселенцам должна быть умеренной, позволяющей коренным жителям, их обществу развиваться1. Отвечать на удары глобальной олигархии необходимо на государственном и международном уровнях.
Российским специалистам, следуя предложению Д. А. Шестакова, надлежит разработать методику количественно-качественного определения критического, в том числе в свете преступностиведения, числа переселенцев и, на её основе установить законодательный запрет на его превышение2.
Требуется провести криминологическую экспертизу Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в том числе на предмет её соответствия требованиям о критическом числе переселенцев, и на её основе выстраивать отношения с ними.
Иные страны, если они желают сохранить свою государственность, также должны опираться в своей миграционной политике на вышеобозначенную методику.
1 Данилов А. П. Преступностиведческое положение о терпимости (криминологическая теория толерантности) // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 4 (39). С. 27—30.
2 Шестаков Д. А. Преступность сферы миграции // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 3 (50).
На основании Решения Совета клуба № 1/18 от 04.05.2018 года Хельмуту Кури присвоено звание почётного профессора Санкт-Петербургского международного криминологического клуба.
Продолжение в следующем номере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алхаз, Ю. Гастарбайтеры убьют Россию в течение 15 лет! [Электронный ресурс] / Ю. Алхаз // Сайт «Эхо Москвы». — URL: https://echo.msk.ru/blog/jurialhaz/986092-echo/ (дата обращения: 17.05.2018).
2. Антонов-Романовский, Г. В. Преступность мигрантов-иностранцев и её особенности / Г. В. Антонов-Романовский, Д. К. Чирков, А. А. Литвинов // Актуальные проблемы экономики и права. — 2013. — № 2. — С. 219—224.
3. Буняева, А. В. Преступность мигрантов: виды и специфика причинности, меры противодействия на неё / А. В. Буняева, М. В. Буняева, Е. В. Серегина. — М., 2017.
4. Бурлаков, В. Н. Преподавание криминологии в современных условиях / В. Н. Бурлаков, Я. И. Гилинский, Д. А. Шестаков // Вестник СПбГУ. — 1996. Сер. 6, вып. 3. — С. 12—25.
5. Генеральная Ассамблея ООН объявила 19 июня Международным днём борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта [Электронный ресурс] // Сайт Организации Объединенных Наций. — URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=23960 (дата обращения: 30.03.2018).
6. Данилов, А. П. Преступностиведческое положение о терпимости (криминологическая теория толерантности) / А. П. Данилов // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2015. — № 4 (39). — С. 27—30.
7. Дикаев, С. У. Право безопасности и доктрина информационной безопасности России / С. У. Дикаев // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — № 1 (44). — С. 37—39.
8. Комарницкий, А. В. Основы ювенального права / А. В. Комарницкий. — СПб. : СПбИВ-ЭСЭП, 2011.
9. Криминология : учебник для аспирантов / под ред. И. М. Мацкевича. — М. : Норма ; ИНФРА-М, 2017. — С. 11—29.
10. Лукичёв, О. В. Некоторые проблемы социальной патологии современной семьи, детства и молодёжи / О. В. Лукичёв // Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи : материалы межвузовской научно-практической конференции / под ред. П. П. Баранова, Д. А. Корецкого, В. Н. Королевой, В. Н. Перекрёстова. — Ростов н/Д, 1996.
11. Медников, А. Азиатское эхо Крыма [Электронный ресурс] / А. Медников // Интернет-газета «Лента.Ру». — URL: lenta.ru/articles/2014/11/19/ca (дата обращения: 28.03.2018).
12. Миграционные процессы в России: кто, куда и зачем [Электронный ресурс] // Сайт Центра стратегических разработок. — URL: https://www.csr.ru/issledovaniya/migratsionnye-protsessy-v-rossii-kto-kuda-i-zachem (дата обращения: 17.05.2018).
13. Свод Уставов о предупреждении и пресечении преступлений // Свод законов Российской Империи. — 1885. — Ч. 2. Т. 14.
14. Шестаков, Д. А. Ведение в криминологию закона / Д. А. Шестаков. — СПб. : Юридический центр Пресс, 2011.
15. Шестаков, Д. А. Законодательное регулирование контроля преступности: критика российского опыта / Д. А. Шестаков // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в республике Беларусь : материалы международной научно-практической конференции. — Минск, 1999. — С. 159—162.
16. Шестаков, Д. А. Контроль преступности и криминологическое законодательство / Д. А. Шестаков. // Организованная преступность, уголовно-правовые и криминологические проблемы / отв. ред. М. Г. Миненок. — Калининград, 1999. — С. 11—23.
17. Шестаков, Д. А. Криминология: преступность как свойство общества. Краткий курс / Д. А. Шестаков. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского госуниверситета ; Лань, 2001.
18. Шестаков, Д. А. Обусловленность качества профилактической деятельности милиции / Д. А. Шестаков // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2006. — № 2 (11). — С. 9—16.
19. Шестаков, Д. А. Преступность сферы миграции / Д. А. Шестаков // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2018. — № 3 (50).
20. Шестаков, Д. А. Теория преступности и отраслевая криминология. Избранное / Д. А. Шестаков. — СПб. : Юридический центр, 2015.
21. Щербакова, Е. По оценке ООН число международных мигрантов возросло в 2017 году до 258 миллионов [Электронный ресурс] / Е. П. Щербакова // Электронный журнал «Демоскоп Weekly». — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0753/barom01.php (дата обращения: 29.03.2018).
REFERENCES
1. Alkhaz, Yu. Gastarbaytery ubyut Rossiyu v techenie 15 let! [Elektronnyy resurs] / Yu. Alkhaz // Sayt «Ekho Moskvy». — URL: https://echo.msk.ru/blog/jurialhaz/986092-echo/ (data obrashcheniya: 17.05.2018).
2. Antonov-Romanovskiy, G. V. Prestupnost migrantov-inostrantsev i ee osobennosti / G. V. Antonov-Romanovskiy, D. K. Chirkov, A. A. Litvinov // Aktualnye problemy ekonomiki i prava. — 2013. — № 2. — S. 219—224.
3. Bunyaeva, A. V. Prestupnost migrantov: vidy i spetsifika prichinnosti, mery protivodeystviya na nee / A. V. Bunyaeva, M. V. Bunyaeva, Ye. V. Seregina. — M., 2017.
4. Burlakov, V. N. Prepodavanie kriminologii v sovremennykh usloviyakh / V. N. Burlakov, Ya. I. Gilinskiy, D. A. Shestakov // Vestnik SPbGU. — 1996. Ser. 6, vyp. 3. — S. 12—25.
5. Generalnaya Assambleya OON obyavila 19 iyunya Mezhdunarodnym dnem borby s seksualnym nasiliem v usloviyakh konflikta [Elektronnyy resurs] // Sayt Organizatsii Obedinennykh Natsiy. — URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=23960 (data obrashcheniya: 30.03.2018).
6. Danilov, A. P. Prestupnostivedcheskoe polozhenie o terpimosti (kriminologicheskaya teoriya tolerantnosti) / A. P. Danilov // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. — 2015. — № 4 (39). — S. 27—30.
7. Dikaev, S. U. Pravo bezopasnosti i doktrina informatsionnoy bezopasnosti Rossii / S. U. Dikaev // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. — 2017. — № 1 (44). — S. 37—39.
8. Komarnitskiy, A. V. Osnovy yuvenalnogo prava / A. V. Komarnitskiy. — SPb. : SPblVESEP, 2011.
9. Kriminologiya : uchebnik dlya aspirantov / pod red. I. M. Matskevicha. — M. : Norma ; INFRA-M, 2017. — S. 11—29.
10. Lukichev, O. V. Nekotorye problemy sotsialnoy patologii sovremennoy semi, detstva i molodezhi / O. V. Lukichev // Prestupnost i profilaktika deviantnogo povedeniya molodezhi : materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / pod red. P. P. Baranova, D. A. Koretskogo, V. N. Korolevoy, V. N. Perekrestova. — Rostov n/D, 1996.
11. Mednikov, A. Aziatskoe ekho Kryma [Elektronnyy resurs] / A. Mednikov // Internet-gazeta «Lenta.Ru». — URL: lenta.ru/articles/2014/11/19/ca (data obrashcheniya: 28.03.2018).
12. Migratsionnye protsessy v Rossii: kto, kuda i zachem [Elektronnyy resurs] // Sayt Tsentra strategicheskikh razrabotok. — URL: https://www.csr.ru/issledovaniya/migratsionnye-protsessy-v-rossii-kto-kuda-i-zachem (data obrashcheniya: 17.05.2018).
13. Svod Ustavov o preduprezhdenii i presechenii prestupleniy // Svod zakonov Rossiyskoy Imperii. — 1885. — Ch. 2. T. 14.
14. Shestakov, D. A. Vedenie v kriminologiyu zakona / D. A. Shestakov. — SPb. : Yuridicheskiy tsentr Press, 2011.
15. Shestakov, D. A. Zakonodatelnoe regulirovanie kontrolya prestupnosti: kritika rossiyskogo opyta / D. A. Shestakov // Teoreticheskoe i pravovoe obespechenie reformy v sfere borby s prestupnostyu v respublike Belarus : materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Minsk, 1999. — S. 159—162.
16. Shestakov, D. A. Kontrol prestupnosti i kriminologicheskoe zakonodatelstvo / D. A. Shestakov. // Organizovannaya prestupnost, ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy / otv. red. M. G. Minenok. — Kaliningrad, 1999. — S. 11—23.
17. Shestakov, D. A. Kriminologiya: prestupnost kak svoystvo obshchestva. Kratkiy kurs / D. A. Shestakov. — SPb. : Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosuniversiteta ; Lan, 2001.
18. Shestakov, D. A. Obuslovlennost kachestva profilakticheskoy deyatelnosti militsii / D. A. Shestakov // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. — 2006. — № 2 (11). — S. 9—16.
19. Shestakov, D. A. Prestupnost sfery migratsii / D. A. Shestakov // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. — 2018. — № 3 (50).
20. Shestakov, D. A. Teoriya prestupnosti i otraslevaya kriminologiya. Izbrannoe / D. A. Shestakov. — SPb. : Yuridicheskiy tsentr, 2015.
21. Shcherbakova, Ye. Po otsenke OON chislo mezhdunarodnykh migrantov vozroslo v 2017 godu do 258 millionov [Elektronnyy resurs] / Ye. P. Shcherbakova // Elektronnyy zhurnal «Demoskop Weekly». — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0753/barom01.php (data obrashcheniya: 29.03.2018).
ШЕСТАКОВ Дмитрий Анатольевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации; соучредитель, президент Санкт-Петербургского международного криминологического клуба; заведующий криминологической лабораторией Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, Россия. Е-таП: shestadi@mail.ru.
ДИКАЕВ Салман Умарович — доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России; соучредитель Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. Санкт-Петербург, Россия. Е-таД: dikaev@mail.ru.
ДАНИЛОВ Андрей Петрович — кандидат юридических наук, заместитель президента Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. Санкт-Петербург, Россия. Е-mail: danilov-a1@mail.ru.
Shestakov D. A., Dikayev S. U., Danilov A. P.
THE CHRONICLE OF SAINT-PETERSBURG INTERNATIONAL CRIMINOLOGICAL CLUB. YEAR 2018 (Part 1)
Abstract: In 2018, the St. Petersburg international criminological club held four scientific talks: "To the common law of combating crime", "Crime in the fields of science and education", including two international ones — "Crime of migration processes", "Criminology — criminal law — security law: fight or unity?".
Keywords: St. Petersburg international criminological club; criminology of law; criminology of science and education; crime of migration processes.
SHESTAKOV Dmitriy Anatolievich—Doctor of Laws, professor; honoured scientist of the Russian Federation; co-founder, president of Saint-Petersburg International Criminology Club; head of the Laboratory of criminological at Herzen State Pedagogical University. Saint-Petersburg, Russia. E-mail: shestadi@mail.ru.
DIKAEV Salman Umarovich — Doctor of Laws, professor, head of the department of criminal procedure at Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; co-founder of the Saint-Petersburg International Criminology Club. Saint-Petersburg, Russia. E-mail: dikaev@mail.ru.
DANILOV Andrey Petrovich — PhD in Law, deputy president of the Saint-Petersburg International Criminology Club. Saint-Petersburg, Russia. E-mail: danilov-a1@mail.ru.
Дата поступления статьи в редакцию: 22.05.2019 г.