Непрерывное профессиональное образование и проблемы трудоустройства выпускников
УДК 658.7
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ЛОГИСТИКИ КАК ВИД ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. С. Морозевич, Е. В. Белякова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Раскрыты особенности летней школы как вида дополнительного образования и возможности ее применения в подготовке специалистов в области логистики и управления цепями поставок. Рассмотрена организация проведения международной летней школы в Словении.
Ключевые слова: дополнительное образование, летняя школа, логистика.
SUMMER SCHOOL OF LOGISTICS AS A KIND OF ADDITIONAL EDUCATION
E. S. Morozevich, E. V. Belyakova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the article reveals the peculiarities of summer school as a form supplementary education and the possibilities of application in the training of specialists in the field in logistics and the supply chain management. Considered organization the international summer school in Slovenia.
Keywords: continuing education, summer school, logistics.
На современном этапе наблюдается значительный рост в развитии рынка транспортно-логистических услуг в России. Возрастают требования и к подготовке специалистов в области логистики и управлении цепями поставок (УЦП). Для развития ключевых компетенций становится необходимым также использовать и различные виды дополнительного образования, которые позволяют получить необходимые знания и навыки в области логистики. Как правило, осуществляются они за пределами основного образования, позволяют максимально реализовать и развить себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно.
На данный момент большую популярность набирают летние школы, которые обычно функционируют под университетским началом. Летние школы как вид дополнительного образования обладают высокой степенью гибкости и легко адаптируется под запросы целевой аудитории (достаточно самостоятельны в отборе содержания, форм, методов и средств обучения), здесь удается сочетать высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностно-и профессионально-ориентированного обучения. Кроме того, в летней школе хорошо сочетаются летний отдых и активные занятия в области профессиональной подготовки. Летние школы призваны в той или иной мере моделировать научное сообщество и привлекать одарённых студентов к исследовательской работе. Как показал анализ сайтов различных вузов РФ, большинство летних школ, действующих в настоящее время в России, ориентированы на школьников и абитуриентов. Но как показывает практика ме-
ждународных летних школ, такой вид допобразования актуален и для подготовки специалистов в области логистики и УЦП. Их работа направлена на повышение профессиональной компетентности, а также на повышение уровня владения иностранным языком зарубежных студентов. Если говорить о личностном характере, то во время обучения в международной летней школе студент может развить свои персональные качества, а также получить множество положительных эмоций и хорошо отдохнуть.
Сегодня обучение за рубежом уже не кажется навязчивой и неосуществимой мечтой студентов. Многие вузы отправляют своих воспитанников за рубеж для пополнения «багажа знаний». Однако получат ли они его там или нет, напрямую зависит как от самих студентов, так и от того учреждения, где они будут обучаться.
В качестве примера можно рассмотреть летнюю школу логистики «Упаковка-маркировка-перевозка» на базе Мариборского университета в Словении. Словения - маленький зеленый «логистический островок». Это довольно небольшое хорошо развитое государство. Летняя школа логистики здесь проводится с лета 2013 года в живописном городе Целе. Обычно она проходит в середине июня и по продолжительности занимает всего 10 дней, однако за этот небольшой промежуток времени студенты успевают ознакомиться с различными курсами логистики, а также насущными проблемами в этих областях, посмотреть на практике весь логистический процесс различных предприятий. Кроме того, в период проведения летней школы на базе Мариборского университета про-
Решетневскуе чтения. 2014
ходит международная конференция по логистике и развитию транспортной системы, посетить которую также могут и студенты летней школы.
Кафедра логистики Сибирского государственного аэрокосмического университета более пяти лет сотрудничает с факультетом логистики Мариборского университета. Студенты СибГАУ проходят стажировку по программам логистики и являются участниками международной летней школы логистики.
В программу летней школы в 2013 г. входило изучение ряда дисциплин по таким отраслям логистики, как упаковка, имитационные модели автоматики в организации перевозок и географических информационных систем (ГИС). Обучение в рамках школы включало лекции и практические занятия, экскурсию на фармацевтическую компанию «KRKA», Центр Безопасного вождения в Любляне (недалеко от города Целе).
Участники летней школы смогли принять активное участие в ежегодном фестивале Лета в Целе, городе графств.
Основными проблемами, раскрытыми второй международной летней школой 2014 года были: возобновляемая энергия, возвратная логистика, гуманитарная логистика. Все курсы проводились ассистентами и профессорами Мариборского университета и сочетали в себе как лекционную, так и семинарскую составляющие.
Ещё одним этапом обучения было посещение различных предприятий и знакомство с их логистической деятельностью. В программу входило три экскурсии на различные предприятия: атомную электростанцию, пивоваренный завод Lasko, гипермаркет французской торговой сети Mercator. Безусловно, практическое подкрепление изученного материала помогает повысить уровень студентов в плане применения логистических принципов и технологий на предприятиях столь различных видов деятельности. Именно практические навыки и наблюдение, полученные в результате подобных мероприятий, дают понимание студенту того, что есть настоящая логистическая система, развитая и сильная.
Все обучение, как и положено, за рубежом ведется на английском языке. Это имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Самой распространенной трудностью является наличие языкового барьера между студентами летней школы, так как все имеют разные знания иностранного языка. Однако в тоже время именно подобные школы помогают студенту пополнить свой словарный запас и, в дополнение, ознакомиться с терминологией профессиональной сферы деятельности.
Организация работы летней школы является сложной задачей, для достижения которой требуется привлечение немалого количества различных ресур-
сов. Если говорить о создании подобной школы в Красноярске, то следует учитывать следующие факты:
- неразвитость логистической системы в крае, а следовательно, недостаточное количество развитых предприятий в плане логистической деятельности;
- недостаточный уровень нормативной базы в области логистики;
- до настоящего времени идет формирование теоретической базы логистики и УЦП;
- недостаточно квалифицированных специалистов-практиков в области логистики;
- низкий уровень популяризации логистики и УЦП в средствах массовой информации.
Это далеко не все проблемы, которые могут возникнуть при организации летней школы логистики, однако все они в какой-то степени решаемы.
В СибГАУ есть все условия для проведения летней школы логистики. Вуз уже имеет опыт проведения Международной летней технической школы. В университете осуществляется подготовка специалистов по направлению Менеджмент, профиль Логистика. Помимо этого, кафедрой логистики ежегодно проводится конференция «Логистические системы в глобальной экономике», которая бы могла явиться одним из направлений обучения в школе. СибГАУ имеет тесные связи с предприятиями, осуществляющими логистическую деятельность, посещение которых является ещё одним направлением работы летней школы.
Перспективным является то, что для обучения студентов можно пригласить профессоров, преподавателей и практиков не только аэрокосмического университета, но и других вузов нашей страны и за рубежом. Что касается обучаемых студентов в летней школе, то ими могут быть как студенты Сиб-ГАУ, так и студенты из других городов России и зарубежья. Мультинациональное обучение является одной из самых эффективных форм проведения летних школ, так как обсуждаются проблемы разных стран и регионов, и соответственно происходит обмен опытом, что подразумевает развитие потенциала студентов.
Таким образом, проведение летней школы логистики в г. Красноярске является весьма перспективным направлением для развития как кафедры логистики самого университета, так и логистической системы в Красноярском крае. Организация и проведение летней школы логистики на базе СибГАУ позволит ее участникам повысить уровень профессиональных компетенций и стать более конкурентоспособным на рынке транспортно-логистических услуг.
© Морозевич Е. С., Белякова Е. В., 2014