ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
ЛЕСОУСТРОЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
М.Д. ГИРЯЕВ, проф. каф. лесоустройства и охраны леса МГУЛ, докт. с.-х. наук
Отечественное лесоустройство неразрывно связано с возникновением и развитием лесоуправления и лесопользования в России.
В Соборном уложении 1649 г. сформировано деление лесов не по видам собственности, а по принадлежности: вотчинные, поместные, общие, поверстные и засечные леса или оборонные.
Первой в России строго отграниченной площадью лесов Московского государства XVI-XVII веков была засечная черта. Она проходила вдоль южной границы государства и включала засеки:
- Крымский фронт (южный): Рязанские, Каширские, Веневские, Тульские, Крапивенские, Одоевские, Лихвенские, Козельские и Белевские;
- Ногайский фронт (юго-восточный): Шацкие и Ряжские.
Обследование засечных лесов в середине XVII века осуществлялось путем
- составления «дозорных книг засек»; - межевания границ засечной черты;
- обследования растущего древостоя и выявления порубок леса, полян, покосов, пашен, укреплений и т. д.;
- составления на каждую засеку карты-чертежа;
- подготовки предложений по устройству на засеках по опушкам лесных завалов шириной 100 м, а также по строительству в пределах засечных лесов острогов, башен, проездных ворот, земляных рвов, надолбов и т.д.
Основные виды обследования засечных лесов, без преувеличения, можно отнести к элементам современного лесоустройства.
В 1723 г. Петр Великий ввел в действие «Инструкцию обервальдмейстеру»-свод нормативных актов о лесах. В параграфе 4 «Об описи заповедных лесов» сказано, что «вальдмейстерам заповедных лесов в указанных верстах (верста = 1,1 км) дуб, ильм, вяз, ясень и толстую сосну, которая в отрубе от корня 12 вершков (около 50 см) и более, так
giryaew@mgul. ac. ru
и за указанными верстами - дуб - описать и ландкарты учинить».
Это фактически подготовка таксационного описания и лесоустроительных планшетов с территориальным размещением на них конкретных лесных насаждений.
В первом Уставе о лесах Российской империи (1802) в статье 7 установлено, что главный директор Лесного департамента обязан привести леса в известность, сохранить их от всего недозволенного опустошения и получения от них дохода без потомственного оскуднения и отягощения народного. В развитие Устава были установлены обороты рубки: для высокоствольных лесов - 70-120 лет, для мягколиственных - 40-60 лет.
Первый нормативный документ, который определил цели и задачи лесоустройства в России - «Инструкция об управлении лесной частью на горных хребтах Уральского, по правилам лесной науки и доброго хозяйства». Эта инструкция была составлена министром финансов России Е.Ф. Канкрином в 1830 г. и издана в 1833 г. В это время Лесной департамент входил в Министерство финансов России. В главе IV «О приведении лесов в известность», в параграфе 18 сказано: «Первый приступ ко всему правильному лесному хозяйству есть приведение лесов в надлежащую известность. Сюда принадлежит: 1) окружное межевание лесов; 2) топографическое описание или снятие внутренней ситуации; 3) статистическое описание лесов; 4) оценка или таксация лесов, заключающая настоящее изобилие лесов и сколько в продолжение времени, по годам, постепенно вырубать можно разных родов лесных материалов. Из сего открывается, что для приведения лесов в известность нужны карты и описание.
Примечание. Приведение в известность лесов, о коем говорится в этом параграфе, относится к видам науки и хозяйства, а не к межеванию в юридическом смысле».
Таким образом, Е.Ф. Канкрин в 1830 г. определил лесоустройство как вид науки и
60
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
хозяйства. Применительно к указанной инструкции первые опытные лесоустроительные работы были выполнены в 1840 г. в Лисин-ской даче (ныне Лисинский лесхоз-техникум Ленинградской обл.).
Большой вклад в развитие и совершенствование отечественного лесоустройства внесли Ф.К. Арнольд, А.Е. Теплоухов, А.Ф. Рудзский, М.М. Орлов. Основоположниками Российского лесоустройства была создана фундаментальная теоретическая основа лесной таксации и лесоустроительного проектирования, которая и сегодня является актуальной.
Создатель отечественной школы лесоустройства Ф.К. Арнольд отмечал: в таксаторы выбирали лучших воспитанников Лесного института, удерживали в таксационных партиях долго, попасть в них считалось за честь. В лесной среде говорилось, что в таксационных партиях собраны сливки всего Корпуса лесничих [1].
Классик Российской лесной науки, выдающийся ученый отечественного лесоустройства и лесной таксации М.М. Орлов так определил роль лесоустройства в лесоуправлении: «Лесоустройство без лесоуправления мертво, а лесоуправление без лесоустройства слепо. Они неразрывно связаны между собой; одно дополняет и подготавливает другое; хорошее лесоустройство облегчает лесоуправление; рациональное лесоуправление содействует лесоустройству» [2].
Необходимо особо подчеркнуть, что в Уставе лесном (1905) имеется отдельная глава «Об устройстве казенных лесов». В 33 статьях Устава изложены принципы организации и проведения лесоустроительных работ. В развитие Устава лесного разрабатывались инструкции, правила, рекомендации. С 1830 г. по 1914 г. было издано 23 нормативно правовых документа, в том числе (автор А.Е. Теплоухов, 1848 г.) «Руководство по лесоустройству помещичьих лесов для управителей, лесничих и землемеров».
Лесное законодательство до 1917 г. определяло следующую цель лесоустройства - составление плана правильного лесного хозяйства, ближайшей задачей которого является извлечение из леса постоянного наивысшего
дохода (за счет продажи древесины на корню на торгах), но без истощения насаждений, улучшения роста леса и состава его по породам. В среднем, ежегодно, только в европейской части России за период с 1842 по 1908 гг. исследовалось и устраивалось по 835 тыс. десятин казенных лесов (1 дес. - 1.1 га), а с 1909 по 1913 гг. по 13 млн десятин, т.е. почти в 15 раз больше. Общая площадь казенных лесов, на 01.01.1914 г составляла 336 млн десятин. Из них устроенных и исследованных - 120 млн дес. (34 %). Доля устроенных лесов Европейской России - 70 %, на Кавказе - 15 %, Азиатской части -20 %. Согласно утвержденному плану устройство и обследование всех казенных лесов предполагалось завершить к 1928 г. В 1913 г лесной доход составил 96.3 млн руб. Расходы Лесного департамента - 35,5 млн руб., из них производственные - 24,5, в том числе на лесоустройство - 2 млн руб., или - 8,1 % [3].
До 1929 г. в Советском Союзе были сохранены основные положения дореволюционного (1917) лесоустройства:
- объект лесоустройства - лесничество, лесная дача;
- основа лесоустройства - принцип непрерывности и неистощительности лесопользования и получение наивысшей доходности от устроенных лесов (за счет продажи древесины на корню на торгах);
- оборот рубки должен обеспечивать достижение равномерного распределения насаждений по классам возраста;
- улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов.
В этот период лесоустроительные работы динамично развивались. В.Я. Колданов (1992) отмечает, что в 1924 г. площадь устроенных лесов достигла 1913 г.
С 1930 по 1946 гг. лесоустроительные работы в Советском Союзе почти полностью прекращены и были заменены лесоэкономическими обследованиями в интересах лесоэксплуатации. Вместо проекта лесоустройства составлялись перспективные и текущие планы лесозаготовок. Исключены принципы постоянства лесопользования и его доходности. Введена лесосека по спелости. Объем заготовки древесины определялся не
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
61
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
расчетной лесосекой, а плановыми заданиями. Лесоустройство как научная дисциплина была исключена из учебной программы вузов (1931-1935.). Известный организатор лесоустройства на Урале Н.И. Керженцев пишет: «...лесоустройство и проектирование полностью прекратило свое существование. Накопленный богатый опыт был утерян. Кадры лесоустроителей рассеялись по леспромхозам, трестам, лесам местного значения и др. К 1936 г. лесное хозяйство, по существу утратило свое лицо и служило не общегосударственным, а местным интересам лесной промышленности» [4].
По нашему мнению, данная характеристика лесоустройства 40-х гг. XX в. полностью отражает современные проблемы лесоустройства, лесоуправления и организации лесопользования, обусловленные принятием Лесного кодекса РФ 2007 г.
После создания Всесоюзного объединения «Леспроект» (1947) лесоустройство восстановилось как государственная система и получила дальнейшее развитие на фундаментальных классических основах. В 1991 г. в составе В/О « Леспроект» функционировало 19 лесоустроительных предприятий, 58 лесоустроительных экспедиций и работало около 11 тыс. инженерно-технических специалистов. В 1956 г. все леса СССР приведены в известность: составлены государственный учет лесного фонда и лесные карты СССР. Среднегодовой объем лесоустроительных работ до принятия Лесного кодекса (2007 г.) в Российской Федерации составлял 35-45 млн га. Активно внедрялись дистанционные методы в лесной таксации с использованием аэрофотосъемки и космических снимков. Было создано программное обеспечение по обработке всей лесоустроительной информации на ЭВМ. С 1979 г. все счетно-вычислительные работы выполнялись только на ЭВМ. Это позволило внедрить в лесное хозяйство геоинформационную систему по созданию и ведению лесотаксационных и картографических баз данных.
Новый Лесной кодекс РФ (2007) внес кардинальные изменения в структуру лесоуправления и организацию лесопользования. И,
главное, разрушил систему отечественного лесоустройства (табл. 1).
Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя шесть взаимно несвязанных проектных направлений, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и средств арендаторов.
Важное из них - таксацию лесов можно было проводить с 2007 г. только за счет средств арендатора. Это явилось следствием, что ежегодный объем лесной таксации был снижен с 45 млн га в 2006 г. до 5-10 млн га в 2007-2011 гг. Соответственно в 2011 г. давность материалов лесоустройства со сроком действия 10 лет составляет всего 19,2 %, 11-15 лет - 17,9 %, 16 - 20 лет - 34,6 %, свыше 20 лет - 28,3 % (Рослесхоз, 2012). Это привело к тому, что все документы лесного планирования - лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент лесничества, проект освоения лесов на арендуемых лесных участках - разрабатываются на материалах лесоустройства, сроки, действия которых в большинстве своем не отвечают нормативным требованиям. Качество материалов лесного планирования с каждым годом приближается к нулевой оценке. Более того, если арендатор проводит лесотаксационные работы за собственные средства на арендуемом лесном участке (как, впрочем, и за счет бюджетных средств по лесничеству), то в соответствии с Лесным кодексом РФ запрещается изменение объемов заготовки древесины в договорах аренды лесных участков и соответственно в проектах освоения лесов.
Необходимо особо подчеркнуть, что установленный ежегодный объем заготовки древесины в договорах аренды лесных участков в целом по Российской Федерации составил 282 млн м3. Интенсивная за последние 5 лет передача лесных участков в аренду для заготовки древесины привела к тому, что экономически доступные и рентабельные древостои практически все вовлечены в лесоэксплуатацию.
Таким образом, новым Лесным кодексом РФ в организацию лесопользования была заложена ситуация, которая в настоящее время привела к тупику в рыночных отношениях по заготовке древесины. Например, на Даль-
62
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Таблица 1
Характеристика систем лесоустройства в соответствии с лесным законодательством
Наименование Классическая система лесоустройства Система лесоустройства с 2007 г. (лесная таксация)
Объект лесоустройства Лесхоз. До 1930 г. - лесничество Арендуемый лесной участок. С 2012 г. - также лесничество
Лесоустроительная документация - таксационные описания, планшеты, тематические лесные карты; - обоснование возрастов рубок, хозяйственных частей, хозсекций; - определение размера рубок главного пользования лесом (расчетная лесосека); - определение размера промежуточного пользова- ния лесом; - проектирование лесохозяйственных мероприя- тий; - выявление и анализ последствий лесохозяйственной деятельности за прошедший ревизионный период; - лесоустроительный проект организации и веде- ния лесного хозяйства Таксационные описания, планшеты, тематические лесные карты
Юридическое лицо, осуществляющее лесоустройство Государственные лесоустроительные организации Частные структуры и государственные лесоустроительные организации
Порядок проведения лесоустройства Заключение госконтракта Проведение аукциона в соответствии с ФЗ-94 и заключение контракта
Источники финансирования лесоустройства Федеральный бюджет. Примечание: Ведение лесного хозяйства без проведения лесоустройства запрещается (Лесной кодекс РФ 1997 г.) Средства арендатора, а с 2012 г. также федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ
нем Востоке реализуется 12 приоритетных инвестиционных проектов. В настоящее время в этом регионе выявлен дефицит лесосырьевых ресурсов в объеме 2 млн м3 древесины (Рослесхоз, 2012). Напомним, что в критерии отбора инвестпроектов включен показатель - объем капитальных вложений в заготовку и глубокую переработку древесины - на менее 12 млн долл. США.
Обостряет эту проблему то обстоятельство, что по данным Рослесхоза (2012) более половины всех материалов лесного планирования в субъектах РФ разрабатывались не государственными лесоустроительными организациями, а частными структурами, не имеющими ни опыта этих работ, ни квалифицированных кадров лесоустроителей, ни актуализированных информационных баз данных.
Как следует из табл. 1, с 2007 г. в состав лесоустроительных работ не включено обоснование возрастов рубок основных лесо-
образующих древесных пород, обоснование разделения лесов на хозяйственные части, хозсекции. И, главное, в функциях лесоустройства отсутствует понятие расчета размера лесопользования, установления видов и способов рубок, а также не проектируются объемы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в объекте лесной таксации.
Законодатель, исключая из Лесного кодекса РФ основные положения классического отечественного лесоустройства в организации лесопользования и трактуя лесоустроительные действия только с точки зрения получения таксационного описания, планшетов и лесных карт, не ответил на главный вопрос, статья 1 Лесного закона: кто, как и на какой информационной основе обеспечивает принцип многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах?
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
63
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Лесное законодательство не предусматривает проведение лесоустройства в виде комплекса работ, выполняемых одновременно, как это вытекает из классического понятия о лесоустройстве. В результате отдельные важнейшие виды лесоустройства, например таксация лесов, могут быть по времени значительно оторваны от работ по проектированию использования лесов, мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, и более того, выполнены разными исполнителями. В связи с этим расчетная норма лесопользования и объемы проектируемых лесохозяйственных мероприятий окажутся нереальными, не соответствующими действительному состоянию лесов, так как нарушается связь проектировки во времени и пространстве.
Следует заметить, что на основе такой информации проводятся аукционы по продаже права аренды лесного участков до 49 лет, в договорах аренды устанавливаются конкретные объемы лесопользования, не подлежащие изменению в течение всего срока аренды (за исключением случая ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной лесными пожарами), а также разрабатывается проект освоения, лесной план субъекта РФ и лесохозяйственный регламент лесничества.
В связи с реформированием системы лесного хозяйства в большинстве субъектов РФ оказались невостребованными и не внедряются геоинформационные системы лесотаксационных и картографических баз данных, разработанные лесоустроительными организациями для 1300 лесхозов. В регионах прекращена подготовка специалистов лесного хозяйства и техническое оснащение рабочих мест лесничих по ведению и обновлению лесоустроительных таксационных и картографических баз данных в рамках ГИС технологий.
Дистанционный лесопожарный, лесопатологический мониторинги, мониторинг лесопользования на основе космических снимков высокого разрешения в последние годы ежегодно проводятся во всех эксплуатационных и экономически значимых лесах. Однако отсутствие плановых лесоустроительных работ по лесничествам за счет бюджетных средств не позволяет автомати-
зированно актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства и соответственно вести обновленный государственный лесной реестр и в первую очередь по лесничествам.
В годы тотальной приватизации государственной собственности в отрасли «Лесное хозяйство» осталось одно федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг»:
1. Научно-производственное объединение, обеспечивающее создание и обновление информационных баз данных о лесах, являющихся федеральной собственностью, в целях устойчивого лесоуправления и развития лесного бизнеса;
2. 35 филиалов, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями сбора, обработки и хранения информации о лесах;
3. Свыше 3 тыс. высокопрофессиональных специалистов;
4. Выполнение работ для государственных нужд:
- государственная инвентаризация лесов;
- лесоустройство и лесное планирование;
- подготовка документов для постановки на кадастровый учет лесных участков Российской федерации;
- формирование федеральных информационных ресурсов;
5. Основные фонды, стоимостью в миллиарды руб., находящиеся на балансе ФГУП «Рослесинфорг»;
6. Наличие на магнитных носителях лесотаксационной повыдельной базы данных практически по всем лесам России в объеме более 50 млн таксационных выделов;
7. Среднегодовой объем финансирования работ по ФГУП «Рослесинфорг» за счет всех источников - около 5 млрд руб.
Необходимо не только сохранить статус ФГУП «Рослесинфорг», но и всемерно развивать его научно-производственный потенциал в государственных интересах.
Пятилетний застой в проведении лесоустроительных работ крайне отрицательно
64
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
сказался на кадровом потенциале. Мы не только не готовим новые кадры, но и практически потеряли квалифицированных инженеров-таксаторов, начальников лесоустроительных партий, которые должны обеспечивать выполнение полевых лесоустроительных работ.
Возникает вопрос, что даже при внесении кардинальных изменений в Лесной кодекс РФ, как при дефиците кадров лесоустроителей, недостаточном финансировании лесного хозяйства резко увеличить объемы лесной таксации и лесоустроительного проектирования. Исторический отечественный опыт развития лесоустройства, и в первую очередь в советский период, показывает, что данную проблему можно решить за счет внедрения инновационных технологий сбора и обработки данных о лесах.
Центральным лесоустроительным предприятием (А.С. Иванов, А.Ю. Соколов) совместно с кафедрой лесоустройства и охраны леса МГУЛ предложен новый выборочноизмерительный способ таксации лесов с использованием космических снимков высокого и среднего разрешения (от 2 до 10 м) и закладки пробных площадей на основании методики государственной инвентаризации лесов.
Новый способ лесной таксации позволит получить таксационные описания и планшеты, ведомости проектируемых лесохозяйственных мероприятий и расчетную лесосеку по лесничествам, норму лесопользования по арендуемым лесным участкам и ведомости сортиментно-товарной структуры древостоев, вовлекаемых в рубку, тематические лесные карты.
Исследования показывают, что новый способ таксации лесов может обеспечить точность определения запаса насаждений на уровне глазомерно-измерительного и глазомерного методов (15-20 %), а стоимость может соответствовать дешифровочно-актуали-зированному (80-100 руб./га).
В заключение необходимо констатировать, что после принятия Лесного кодекса РФ (2007) отечественное лесоустройство деградировало и находится в катастрофической ситуации, в связи с чем назрела серьезная проблема организации и осуществления лесопользования и в целом в системе государственного ле-
соуправления. Это, в первую очередь, сказывается в вопросах обеспечения достоверной информацией органов государственной власти всех уровней и организаций лесного бизнеса.
Предлагается переработать в Лесном кодексе РФ статьи 67-70:
1. Установить, что при лесоустройстве выполняется определенный комплекс работ (внутрихозяйственная организация территорий лесничества, таксация леса, выявление и анализ последствий хозяйственной деятельности за прошедший ревизионный период, формирование хозчастей и хозсекций, обоснование возрастов рубок насаждений, расчет объемов пользования лесом, проектирование лесохозяйственных мероприятий).
2. По итогам лесоустроительных работ по лесничествам разрабатывается лесохозяйственный регламент и составляются новые формы государственного лесного реестра, а по субъектам РФ - лесной план.
3. Определить, что новые объемы заготовки древесины и лесохозяйственных мероприятий, определенные при лесоустройстве и утвержденные в установленном порядке, могут быть внесены в действующие договора аренда лесных участков и в проекты освоения лесов.
4. Установить, что лесоустроительные работы и государственная инвентаризация лесов должны выполняться федеральными бюджетными или автономными учреждениями. В целях исключения из планов приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг» его необходимо перевести в установленном порядке в федеральное бюджетное или автономное учреждение.
Библиографический список
1. Арнольд, Ф.К. История лесоводства в России, Франции и Германии / Ф.К. Арнольд. - СПб., 1895.
- 403 с.
2. Орлов, М.М. Лесоуправление как исполнение лесоустроительного проектирования / М.М. Орлов // Лесное хозяйство и лесная промышленность.
- 1930. - 491 с.
3. Результаты бывшего казенного лесного хозяйства к 1914 г. - СПб.: Политехи. ун-т, 2010. - 182 с.
- (Историческое наследие).
4. Колданов, В.Я. Очерки истории советского лесного хозяйства / В.Я. Колданов. - М.: Экология, 1992. - 256 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
65