Научная статья на тему 'Лесное законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ'

Лесное законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ЛЕСНОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИ-КИ БЕЛАРУСЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FOREST LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковский Вадим Кириллович

В статье проведен сравнительный правовой анализ основного нормативного акта белорусского лесного законодательства Лесного кодекса Республики Беларусь и Лесного кодекса Российской Федерации. Также рассмотрены принципы лесного законода-тельства Республики Беларусь и система государственного управления использованием и охраной лесов, изучено содержание права граждан пребывать лесу. Кроме того, проведен сравнительный анализ белорусского и российского лесного законодательства, особый ак-цент сделан на исследовании специфики белорусского лесного законодательства, сожер-жатся выводы по теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forest legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation: comparative legal analysis

In the article the comparative legal analysis of the main normative act of the Belarusian forestry legislation the Forest code of the Republic of Belarus and the Forest code of the Russian Federation. Also the principles of forest legislation of the Republic of Belarus and the system of state control use and protection of forests, and explored the content of the right of citizens to dwell in the forest. In addition, a comparative analysis of Belarusian and Russian forest legislation, particular emphasis is placed on the study of the specificity of the Belarusian forestry legislation, conclusions on the research topic.

Текст научной работы на тему «Лесное законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ»

Лесное законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ

БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ,

доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук

Аннотация: В статье проведен сравнительный правовой анализ основного нормативного акта белорусского лесного законодательства — Лесного кодекса Республики Беларусь и Лесного кодекса Российской Федерации. Также рассмотрены принципы лесного законодательства Республики Беларусь и система государственного управления использованием и охраной лесов, изучено содержание права граждан пребывать лесу. Кроме того, проведен сравнительный анализ белорусского и российского лесного законодательства, особый акцент сделан на исследовании специфики белорусского лесного законодательства, сожер-жатся выводы по теме исследования.

Ключевые слова: лесное законодательство Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, экологические права граждан, Лесной кодекс Российской Федерации, лесное законодательство Российской Федерации

Forest legislation of the Republic of Belarus and the Russian Federation: comparative legal analysis

BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH

Leading scientific resercher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Security Problems Institute of the CIS, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources Law Moscow State Law University named after O.E. Kutafina, candidate of legal sciences

Abstract: In the article the comparative legal analysis of the main normative act of the Belarusian forestry legislation - the Forest code of the Republic of Belarus and the Forest code of the Russian Federation. Also the principles of forest legislation of the Republic of Belarus and the system of state control use and protection of forests, and explored the content of the right of citizens to dwell in the forest. In addition, a comparative analysis of Belarusian and Russian forest legislation, particular emphasis is placed on the study of the specificity of the Belarusian forestry legislation, conclusions on the research topic.

Key words: Forest legislation of the Republic of Belarus, the Forest code of the Republic of Belarus, the environmental rights of citizens, the Forest code of the Russian Federation forest legislation of the Russian Federation

Значение лесных ресурсов России и Беларуси в обеспечении экологической, экономической, энергетической и продовольственной безопасности

В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, леса являются одним из главных возобновляемых природных ресурсов и важнейших национальных богатств. По ряду основных показателей, характеризующих лесной фонд (лесистость территории, площадь лесов и запас растущей древесины в пересчете на одного жителя), Беларусь входит в первую десятку лесных государств Европы.

Лес - один из важнейших природных ресурсов в Беларусии. За последние 60 лет лесистость республики увеличилась практически вдвое и в настоящее время продолжает расти. Площадь земель лесного фонда Беларуси составляет более 9,4 млн га, лесистость территории 38,8%. Запасы древесины на корню оценивается в 1,6 млрд куб. м. Ежегодный прирост древесины составляет 30,3 млн куб. м древесины. На одного жителя республики приходится 0,8 га покрытых лесом земель и более 160 куб. м запасов древесины на корню, что в два раза выше среднеевропейского уровня.

В Беларуси одновременно с увеличением общей площади лесного фонда наблюдается и устойчивый рост площадей спелых и перестойных насаждений. За последние 10 лет площадь спелых древостоев увеличилась более чем в два раза. Площадь молодняков составляет в настоящее время 20,7%. Однако наблюдается уменьшение площади молодняков, особенно хвойных на-саждений.Во многих лесхозах молодняки сосны занимают 10%, а должны занимать 40%. Это может привести к тому, что через 50 лет в Республике Белорусь будет огромный провал в возрастной структуре лесов в виде недостаточной площади зрелых лесных насаждений.

В результате планового регулирования объемов рубок леса, в первую очередь, рубок главно-

го пользования, общий запас насаждений увеличился в 1,6 раза, запасы спелой древесины составляют 197 млн. куб. м. Если в 1989 году доля спелых лесов составляла всего 2,3%, то в настоящее время уже 10%.

Благодаря целенаправленной деятельности лесоводов в Беларуси происходит качественное улучшение состояния лесов. В лесах Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь стабильно возрастает объем лесных культур, созданных селекционным посевным и посадочным материалом: если в 2006 г. их доля составляла всего 11%, то в настоящее время - 34,1%1.

Лесное хозяйство Республики Беларусь - это динамично развивающаяся отрасль реального сектора экономики, решающая важные государственные задачи в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального использования лесных ресурсов, обеспечения экономической, экологической и продовольственной безопасности страны.

Леса и лесные ресурсы имеют большое значение для устойчивого социально-экономического развития страны, обеспечения ее экологической, экономической, энергетической и продовольственной безопасности.

Лесное хозяйство Беларуси, успешно реализуя принципы неистощительного многоцелевого лесопользования, имеет большое значение для стабильного функционирования лесного сектора страны, способствует развитию смежных отраслей экономики, вносит значительный вклад в выполнение подписанных государством страной международных договоров глобального уровня в сфере охраны окружающей среды. Экономическая, экологическая и социальная роль лесов неуклонно возрастает. Все это дает основания говорить, что в современных условиях лесное хо-

1 https://lu.belstu.by/Portals/21/LU/uchebnaya-rabota/dnevnoe/lh/upravlenie-lesami/lekcii-3-upravl-lesami.pdf Дата обращения 24.12.2017 г.

зяйство Беларуси из традиционно сырьевой отрасли превращается в инфраструктурную, одну из ключевых в народнохозяйственном комплексе, особенно в сельских районах страны. Так, в Республике Беларусь одновременно с увеличением общей площади лесного фонда наблюдается и устойчивый рост площадей приспевающих, спелых и перестойных насаждений. В течение последних двадцати летнего периода площадь спелых древостоев значительно увеличилась1.

Создание интеграционного пространства в Евразийском экономическом союзе объективно требует гармонизации и унификации законодательства об охране окружающей среды и при-родоресурсного законодательства государств -участников ЕАЭС.

Цели создания межгосударственных объединений ЕАЭС, ШОС, БРИКС включают, наряду с экономическими, политическими, военными, также и экологические цели, призванные урав-

новешивать мировые, межконтинентальные, национальные экологические противоречия и конфликты, проистекающие из противопоставления экономики и экологии.

Сравнительно-правовой анализ лесного законодательства двух государств, леса в которых занимают значительную территорию и играют большую роль, представляется актуальным и своевременным, поскольку в Российской Федерации в настоящее время проводится мониторинг результатов правоприменения Лесного кодекса РФ с целью его совершенствования.

Сравнительно недавно, 24.12.2015 г. в соседней с Российской Федерации Республике Беларуси был принят новый Лесной кодекс Республики Беларусь № 332-32 (далее - ЛК РБ). Лесной кодекс - это основополагающий правовой акт для регулирования лесных отношений не только в Российской Федерации, но и в Республики Беларусь. Поэтому представляет интерес его правовой анализ.

Законодательство об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов Белоруссии основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Лесного кодекса Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, а также иных актов законодательства, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов3.

Особенности лесного законодательства Республики Беларусь

В ЛК РБ, в отличие от Лесного кодекса Рос- понятие леса. Данное определение носит экоси-сийской Федерации4 (далее - ЛК РФ), дается стемный характер: лес - это совокупность дре-определение основных определений, включая весно-кустарниковой растительности, живого

1 Сайт министрества лесного хозяйства республики Беларусь. http://www.mlh.by/our-main-activites/forestry/forests/ Дата обращения 15.12.2017 г.

2 Лесной кодекс Республики Беларусь от 24.12.2015 г. № 332-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»., 2016. № 2.

3 См. : например, Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2016 г. № 84 «Об утверждении Правил отвода и таксации лесосек в лесах Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 31.12.2016. 8/31598. http://www.pravo.by

4 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

напочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов, образующая природный комплекс. Иными словами, под лесом понимается экологическая система, состоящая из нескольких элементов: древесно-кустарниковой растительности, живого напочвенного покрова, диких животных и микроорганизмов.

Другой особенностью лесного законодательства Республики Беларусь является то, что оно содержит понятие лесного фонда. В состав лесного фонда входят леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, и покрытые ими земли; лесные земли, не покрытые лесами, и нелесные земли, расположенные в границах земель лесного фонда и земель иных категорий, предоставленных для ведения лесного хозяйства. Данное понятие согласуется с научным определением лесного фонда.

Законодатель не включает в понятие древес-но-кустарниковой растительности произрастающую на землях сельскохозяйственного назначения; в границах населенных пунктов (за исключением городских лесов), садоводческих товариществ, дачных кооперативов; на землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; на землях оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; на землях водного фонда; на землях запаса; в границах придорожных полос (контролируемых зон) автомобильных дорог, за исключением древесно-кустарниковой растительности, произрастающей в границах земель лесного фонда и земель природоохранного назначения.

Лесное законодательство в Беларуси регулирует широкий перечень общественных отношений. Так, лесное законодательство регулирует отношения в области защиты лесов от вредителей и болезней лесов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о защите растений. Данная отрасль законодательства так-

1 Там же.

2 Там же.

же регулирует отношения в области в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий и природных территорий, если они подлежат специальной охране, если иное не установлено законодательством об охране окружающей среды.

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов Республики Беларусь построено на следующих принципах:

• рациональное (устойчивое) использование лесных ресурсов;

• сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, рекреационных и иных функций лесов;

• сохранение биологического разнообразия, естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов;

• приоритет воспроизводства лесов над лесопользованием;

• платность лесопользования;

• свободный доступ граждан на территорию лесного фонда для осуществления права общего природопользования, за исключением случаев, предусмотренных ЛК РБ и иными законодательными актами (ст. 8 ЛК РБ)1.

Согласно ст. 20 ЛК РБ «лесным хозяйством является отрасль экономики, задачами которой являются обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, рационального (устойчивого) использования лесных ресурсов, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, а также обеспечение потребителей лесной продукцией»2.

Под ведением лесного хозяйства в практическом значении понимается проведение лесохо-зяйственных мероприятий и обеспечение рационального (устойчивого) использования лесных ресурсов.

Деление лесов на категории является основополагающим положением для ведения (организации) лесного хозяйства. В отличие от законода-

тельства Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 16 ЛК РБ леса Беларуси подразделяются на природоохранные леса, рекреационно-оз-доровительные леса, защитные леса, эксплуатационные леса.

Согласно ЛК РФ в России выделяются три разновидности лесов: защитные, эксплуатационные и резервные (ч. 1 ст. 10 ЛК РФ)1. Представляется, что российское законодательство в этом плане построено лучше, чем законодательство Республики Беларусь. Правовой режим природоохранных, рекреационно-оздоровительных и защитных лесов отличается сходством, поэтому достаточно выделение только защитных лесов, как в законодательстве Российской Федерации.

Государственное и муниципальное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Беларуси

Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Беларуси осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления по лесному хозяйству, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

Совет Министров Республики Беларусь обладает в основном нормотворческими полномочиями в сфере лесных отношений.

Президент Беларуси определяет единую государственную политику, утверждает государственные программы в сфере развития лесного хозяйства, предоставляет право ведения лесного хозяйства с предоставлением участков лесного фонда для этих целей и др.

Значительными полномочиями обладает Республиканский орган государственного управления по лесному хозяйству в области принятия нормативных правовых актов, направленных на охрану лесов. В частности, данный орган «утверждает расчетную лесосеку, устанавливает порядок создания плантационных лесных культур; утверждает Правила отвода и таксации лесосек в лесах Республики Беларусь; утверждает по согласованию с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды Правила рубок леса в Республике Беларусь, санитарные правила в лесах Республики Беларусь и принимает, утверждает, вводит в действие иные нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты»2.

Также Республиканский орган государственного управления по лесному хозяйству име-

1 Там же.

2 Статья 12 «Полномочия республиканского органа государственного управления по лесному хозяйству в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» ЛК РБ.

ет «полномочия в области принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в целях осуществления лесопользования, ведет государственный лесной кадастр, проводит мониторинг лесов, осуществляет контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, принимает решения об ограничении (приостановлении) или о прекращении права лесопользования и обладает другими полномочиями»1.

Очень значимые полномочия принадлежат местным исполнительным и распорядительным органам в области использования и охраны лесов с точки зрения осуществления непосредственно самой охраны лесов и организации рационального использования. Данные органы «организуют разработку и реализацию региональных программ и мероприятий, принимают по согласованию с республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству решения о предоставлении юридическим лицам в аренду участков лесного фонда для лесопользования, проводят совместно с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесные аукционы; организуют работы по благоустройству, охране и защите рекреационно-оздоровительных лесов; координируют проведение работ по тушению лесных пожаров» и др. (ст. 13 ЛК РБ)2.

В случаях «наличия угрозы возникновения пожаров в лесном фонде вследствие неблагоприятных погодных условиях местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения об ограничении нахождения или о введении запрета на нахождение граждан на территории лесного фонда, въезд на территорию лесного фонда транспортных средств, проведение на территории лесного фонда работ, информируют население о принятых решениях»3. Кроме того, они

принимают по представлению юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, решения о проведении авиационной защиты лесов на соответствующей территории, обеспечивают информирование населения о проведении таких работ.

Тенденция передачи полномочий в сфере лесных отношений на региональный уровень присуща также и законодательству Российской Федерации. При сохранении федеральной собственности на большую часть лесов в законодательстве последнего времени существует тенденция передачи полномочий в области лесных отношений с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации и расширения полномочий органов местного самоуправления (например, Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»4.

Эта тенденция характерна не только для Российской Федерации. Опыт таких больших стран, как Канада и США, показывает, что одной из наиболее адекватных стратегий при наличии соответствующей правовой и институциональной базы на национальном уровне является децентрализация в управлении лесами. Но при этом следует отметить, что в мировой практике нет положительного опыта передачи полномочий по управлению лесным фондом органам государственной власти субъектов федерации при условии, что лесной фонд остается федеральной собственностью. В таких федеративных государствах, как Австрия и Германия, государственные леса в своем большинстве являются собственностью субъектов федерации. Проводимые преобразования, направленные на децентрализацию управление в сфере лесного хозяйства, должны осуществляться в сочетании с созданием эффек-

1 Там же.

2 Статья 13 ЛК РБ «Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов».

3 Там же.

4 Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 54.

тивной системы контроля за осуществлением переданных полномочий.

Законодательство должно быть нацелено не только на развитие экономических отношений в сфере использования лесов. Анализ изменений законодательства показывает, что в последнее время законодательство направлено прежде всего на развитие экономических отношений. Важно, что при этом нельзя отрицать и необходимость законодательного регулирования сохранения экологического потенциала лесов.

При благоприятном развитии ситуации законодательные меры должны быть направлены прежде всего на сохранение генетического, видового, экосистемного и ландшафтного разнообразия лесов, на формирование национального лесного наследия Российской Федерации, т.е. фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению, а также на разработку и применение технологий, обеспечивающих сохранение экологических функций лесов и их биологического разнообразия.

Обеспечение мер сохранения государственной собственности на лесные ресурсы

Проблема сохранения лесов в России тесно связана с необходимостью сохранения федеральной собственности на леса при усилении роли частных инвестиций в лесопромышленный сектор экономики. Это является одним из основополагающих принципов государственной политики в лесном комплексе (п. «г» ч. 5 раздела II Распоряжения Правительства РФ от 26.09.2013 г. № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года»)1. Данную тенденцию следует признать весьма позитивной, исходя из того, что, как неоднократно отмечалось многими исследователями, возможность введения частной собственности на лесные участки не исключена, хотя именно сохранение государственной собственности на леса является одним из важнейших условий перехода лесного сектора экономики на устойчивое развитие2.

Как и законодательство России, лесное законодательство Республики Беларусь построено на

основе господства государственной формы собственности на леса. В соответствии со ст. 5 ЛК РБ леса составляют исключительную собственность государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы (организации) в пределах их компетенции. Сделки, нарушающие (ограничивающие) право собственности Республики Беларусь на леса, запрещены (ч. 4 ст. 5 ЛК РБ).

При этом законодательством установлено многообразие форм собственности на лесную продукцию. В соответствии с ч. 4 ст. 8 ЛК РБ лесная продукция, заготовленная, собранная, изъятая в порядке, установленном законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, является собственностью лиц, ее заготовивших, собравших, изъявших, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, ЛК РБ и иными законодательными актами либо документами, на основании которых возникает право лесопользования.

1 Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 г. № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2013. № 40 (Часть III). Ст. 5096.

2 Нарышнин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. академик РАН, д.ю.н., проф. Т.Я.Хабриева, д.ю.н., проф. Ю.А.Тихомиров. 7-е изд. доп. и перераб. М.: ИД «Юриспруденция», 2015. С. 70-71.

Право граждан находиться в лесу и использовать леса закреплено в ст. 8 ЛК РБ, как уже указывалось, в качестве основного принципа использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. С одной стороны, это подчеркивает важность соблюдения и реализации прав граждан в области общего природопользования для законодательства свободного доступа граждан на территорию лесного фонда для осуществления права общего природопользования.

С другой стороны, для реализации права граждан свободно находиться в лесу необходимо более детальное законодательное закрепление содержание данного права, необходимо раскрыть содержание данного права. Недостатком ЛК РБ является то, что в нем не раскрывается содержание понятия «общее природопользование». Фактически право граждан использовать лесные ресурсы для собственнных нужд не раскрывается в лесном законодательстве Беларуси.

Значительно более детально этот вопрос урегулирован в российском лесном законодательстве. Фактически в российском законодательстве раскрывается право граждан пребывать в лесу. В соответствии со ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Лесное законодательство Российской Федерации устанавливает не только право граждан использовать леса для собственных нужд, но и их обязанности. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской

Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»1.

Лесным кодексом РФ установлены пределы осуществления права граждан пребывать в лесу. Так, пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Кроме того, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ (ч. 5 ст. 11 ЛК РФ).

В Лесном кодексе РФ присутствуют нормы, защищающие право граждан находится в лесу. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 11 ЛК РФ, запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по другим основаниям не допускается. Важно, что согласно ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных

СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 ЛК РФ. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

Более детально белорусским лесным законодательством по сравнению с российским урегулировано право граждан участвовать в решении вопросов, связанных с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Они это могут делать через местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах. Данное право закреплено в ст. 14 ЛК РБ. В ЛК РФ отсутствуют аналогичные нормы.

В Республике Беларусь общественные объединения, иные некоммерческие организации, органы территориального общественного самоуправления проводят работу по воспитанию у граждан бережного отношения к лесам, сохранению биологического разнообразия, естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, лесохозяй-ственных знаков.

Государственные органы (организации) предоставляют гражданам, общественным объединениям, иным некоммерческим организациям, органам территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. А последние, в соответствии с белорусским законодательством,

оказывают содействие государственным органам, юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных и иных мероприятий в области охраны лесов, создании гнездовий для птиц, участвуют в проведении работ по приведению лесов в надлежащее санитарное состояние, а также в предупреждении, обнаружении и тушении лесных пожаров.

Для участия граждан в деле охраны лесов и повышения экологической культуры населения в Беларуси созданы школьные лесничества. Осуществляется это при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в целях воспитания у обучающихся бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области естественных наук. Они оказывают содействие юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Школьные лесничества осуществляют свою деятельность в порядке, устанавливаемом республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству по согласованию с республиканским органом государственного управления по образованию и республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Участки лесного фонда для заготовки древесины в Республике Беларусь предоставляются только в аренду юридическим лицам, производящим продукцию деревообработки и реализующим важнейшие инвестиционные проекты, определенные Советом Министров Республики Беларусь. Данное положение является важным и может быть заимствовано законодательством Российской Федерации. При переработке древесины создается большая прибавочная стоимость, значительно повышается получаемый лесной доход.

В отличие от ЛК РФ в ст. 1 ЛК РБ содержатся определения большинства основных понятий, что является достоинством ЛК РБ. Однако в нем от-

сутствует определение древесно-кустарниковой растительности. На практике существует проблема разграничения лесов и древесно-кустарнико-вой растительности.

В свою очередь, ЛК РФ более детально регулирует вопросы пребывания граждан в лесах, устанавливает содержание и пределы реализации данного права, чем ЛК РБ.

Нормативно-правовые акты и литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лесной кодекс Республики Беларусь № 332-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2016. № 2.

2.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

3. Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации№ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 54.

4. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

5. Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 г. № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2013. № 40 (Часть III). Ст. 5096.

6. Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 г. № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2013. № 40 (Часть III). Ст. 5096.

7. Постановление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2016 г. № 84 «Об утверждении Правил отвода и таксации лесосек в лесах Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 31.12.2016. 8/31598. http://www.pravo.by

8. Боголюбов С. А. Суверенитет России на ее природные ресурсы // Lex Russica. 2016. № 6, июнь.

9. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Абрамова А.И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. академик РАН, д.ю.н., проф. Т.Я.Хабриева, д.ю.н., проф. Ю.А.Тихомиров. 7-е изд. доп. и перераб. - М.: ИД «Юриспруденция», 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.