ниепт
научно-методический электронный журнал
15бы 2зо4-12ох Дьяченко Н. В. Лекция сегодня: традиция или инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № У2. - 0,4 п. л. - иН1:
http://e-koncept.ru/2019/196012.htm.
ART 196012 УДК 378.147.31
Дьяченко Наталья Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы МЧС РФ», г. Москва DachenkoNV@inbox. ru
Лекция сегодня: традиция или инновация
Аннотация. Статья посвящена проблеме вузовской лекции как одной из ведущих форм организации обучения в организациях высшего образования. Рассмотрены основные критерии оценивания качества лекции, функции лекции, примерный перечень требований к лекции. На основе проведенного исследования автор делает вывод: лекция как форма организации обучения и сегодня является важным этапом в процессе обучения и становления будущего специалиста.
Ключевые слова: лекция, педагогическая речь, образовательные организации высшего образования, текст лекции, логичность лекции, научный стиль, требования к лекции, функции лекции, положительные и отрицательные стороны лекции. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Лекция - это 98% потения и 2% вдохновения.
А. Ф. Кони
Лекция как форма преподавания известна с древности. Такую форму обучения использовал ещё Сократ, а также педагоги средневековых университетов. Сегодня лекция применяется не только в вузах, но и в школе, в старших классах.
Лекция (от латин. lectio - чтение) - специфическая форма преподнесения учебного материала на отдельно взятом занятии преподавателем с помощью монолога, обязательно обозначенная в рабочей программе и тематическом плане дисциплины, являющаяся определённым звеном в процессе обучения.
Дискуссии о продуктивности лекции в целостном процессе образования, об условиях, при которых улучшается качество проведения лекции, актуальны и сегодня. При всём при этом данная форма проведения занятий с обучающимися используется с теми или иными изменениями в большинстве стран мира.
Так, С. И Гессен писал о лекции: «Настоящая лекция никогда не излагает просто результаты исследования; нет, она показывает, как учёный лектор пришёл к этим результатам...» [1]
В. О. Ключевский, в свою очередь, говорил: «Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово» [2]; в своих «Афоризмах» Василий Осипович отмечал: «Речь - расплавленное золото» [3].
Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени» [4].
Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова [5]. Вот что писали о социологе Пити-риме Сорокине как педагоге и лекторе: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски "атак" на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах. К концу учебного часа все три
ниепт
научно-методический электронный журнал
15Б1\12зо4-12ох Дьяченко Н. В. Лекция сегодня: традиция или инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № У2. - 0,4 п. л. - иН1:
http://e-koncept.ru/2019/196012.htm.
были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе...» [6]
Такая эмоциональность и искренняя любовь к своему делу педагога при проведении лекции способны усилить интерес не только к материалу, но и к дисциплине в целом, что будет содействовать формированию из части современных обучающихся будущей научной элиты.
«...Гармония мысли и слова! Как легко произнести эти складные слова и как трудно провести их в преподавании! Думаю, что возможность этого находится за пределами преподавательской техники, нашей дидактики и методики, и требует чего-то большего, чего-то такого, что требуется всякому человеку, а не преподавателю только.» - писал В. О. Ключевский, характеризуя С. М. Соловьёва как лектора [7].
Лекционная форма преподавания обладает как рядом достоинств, так и рядом недостатков.
Достоинства лекции:
- один из эргономичных способов передачи информации обучающимся (за небольшое количество времени можно преподнести достаточно много материала);
- на лекции можно дать материал из передовых научных исследований, которого нет ещё в учебниках;
- при отсутствии учебника по дисциплине система обучения и её основные принципы не будут нарушены, если основной материал давать в лекции;
- лекция незаменима, когда или вся дисциплина, или её отдельные части тяжелы для самостоятельного изучения обучающимися;
- именно лекция на первых этапах знакомства с дисциплиной создаст условия обучающимся для формирования идейно-теоретической, узкоспециальной, понятийной платформы, которая в дальнейшем может стать основанием становления будущего специалиста;
- по отдельным вопросам или темам дисциплины в научном сообществе существуют противоречия (это касается не только таких гуманитарных дисциплин, как история, политология, очень часто сегодня споры учёных проходят на базе технических дисциплин);
- интересная, эмоциональная подача материала педагогом не только стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, но и пробуждает интерес к дисциплине, который в будущем может вылиться в интерес к исследовательской деятельности сегодняшнего студента.
Как добавление к вышесказанному можно привести слова И. Ильина о преподавателе: «Талантливый преподаватель, наверное, позаботится ещё о том, чтобы пробудить в учениках интерес к своему предмету, зажечь в них любовь к нему и жажду познаний, он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, - слагать свои собственные вкусы, воззрения, убеждения, а главное - укреплять и применять духовность своего инстинкта» [8];
- лекция - это своего рода общение аудитории и педагога, при котором происходит взаимопонимание между аудиторией и преподавателем, рождается будущее сотворческое общение, при котором обучающиеся принимают педагога, а значит, и читаемую им дисциплину на личностном уровне;
- на лекции всегда присутствует несколько групп или потоков, а это примерно 100 человек и более, поэтому педагог может сразу воздействовать с помощью доводов убеждения на достаточно большую аудиторию, при этом создаются условия для
ISSN 2304-120X
ниегтг
научно-методический электронный журнал
формирования мировоззренческих основ в сознании обучающихся, ценностных установок;
- на лекции всегда присутствует несколько групп, что уменьшает горловую нагрузку на преподавателя и при этом помогает также уменьшить нагрузку на аудиторный фонд ОВО;
- преподаватель на лекции может охарактеризовать сразу несколько достаточно объёмных точек зрения, сжав материал, при этом не потеряв смысла и актуальности;
- лекция, прочитанная педагогом хорошим языком и с научной, с филологической, с художественной точки зрения, будет ярким примером для обучающихся, а в будущем - и нормой их повседневной, образовательной и научной деятельности.
Так, М. Ломоносов по этому поводу считал: «Изучение правил следует подражанию авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва ли не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Красноречие коль много превышает многие искусства, толь больше требует подражания знатных авторов» [9].
Кроме доводов в пользу эффективности лекции, существуют таковые и против лекции как формы обучения (это правильно, ведь только в споре рождается истина):
- каждая лекция авторская, а значит, обязательно, субъективная, что будет сопутствовать тому, что лектор сможет своей красноречивостью, эмоциональностью, убедительностью склонить обучающихся к своей точке зрения в научном споре (не исключая при этом преподнесения и других точек зрения на дискуссионные вопросы в науке).
По этому поводу философ И. Ильин писал: «Чувство ответственности вызывает в людях волю к предметному и верному суждению и соответственно решение применять свою силу суждения осторожно и обоснованно.» [10];
- качество читаемой лекции резко снижается, если аудитория не имеет навыков работы на лекции (конспектирование, выделение главных мыслей, умение слушать, записывая только значимое для отдельно взятого обучающегося);
- если основной материал прочитан на лекции, это может вызвать у части обучающихся мнение, что этим объёмом материал по теме исчерпан, то есть здесь лекция может выступить как некий «шлагбаум» для дальнейшего самостоятельного изучения дисциплины;
- часть обучающихся на первых этапах работы на лекции не успевает осмысливать, перерабатывать личностно значимый материал и принимается быстро, механически и необдуманно писать за лектором всё, что успевает, при этом не владея стенографическими умениями, что приводит иногда к комическим конспектам у студентов;
- лекция - это чаще монолог, а любой монолог начинает притуплять внимание слушателей, и возрастные особенности обучающихся не сыграют здесь особенной роли, увеличивается лишь время качественного и продуктивного внимания к материалу;
- педагог на лекции является абсолютным авторитетом, особенно в глазах студентов первых курсов, поэтому любые его мысли, высказывания, точка зрения воспринимаются обучающимися как непререкаемая истина, а это, в свою очередь, отбивает вкус у студентов к поиску истины, к желанию дискутировать и искать себя в науке.
В связи с этим С. Милграмм писал: «.Даже гипноз не может вызвать того, что легко и рутинно вызывают легитимированные социальные роли.» [11];
- при достаточно большой аудитории обучающихся сложно подобрать уровень сложности содержания лекции, то есть один из ведущих принципов обучения - принцип личностно ориентированного обучения - здесь не сможет работать;
- невозможность проконтролировать работу обучающихся. Лекция чаще проходит в поточной аудитории, лектор с кафедры в процессе чтения лекции не всегда может видеть, что лекция и не конспектируется, и не слушается некоторыми обучающимися.
ББГ»! 2Э04-120Х
ниеггг
научно-методический электронный журнал
Если педагог (что допускается) при чтении лекции будет ходить по лекционной аудитории, у него может сбиться дыхание, что может отразиться уже на качестве лекции;
- по результатам исследований психологов и педагогов остаточного уровня знаний после лекции он оказался намного ниже, чем в результате творческих работ, семинарских и практических занятий;
- в большой аудитории сложно следовать принципу личностно ориентированного обучения, а значит, и индивидуального общения не получится.
Любой вид занятия всегда будет вызывать споры в научной среде, но без этого и не существует науки. При всей разноголосице в споре о необходимости лекции в системе образования или отказа от таковой опыт педагогической деятельности показывает, что отказаться от нее невозможно и ни в коем случае нельзя, иначе это может разрушить чёткую системность и последовательность учебного процесса, что в конечном итоге приведёт к падению качества обученности будущих специалистов.
Лекция призвана реализовывать целый ряд компетенций и выполнять определённый перечень функций.
Перечислим функции лекции:
- направляющая - организационная. Именно на лекции педагог рассказывает о своих требованиях и на протяжении работы на лекции настраивает аудиторию под себя, под свои требования и под специфические требования дисциплины;
- информационная - одна из ведущих функций лекции, потому что именно лекция способствует передаче обучающимся основного содержания дисциплины и является неким теоретическим основанием, «скелетом» для дальнейшего увеличения массива информации (самостоятельное изучение, семинары, практические и лабораторные работы);
- системная. Лекция как один из видов занятия в ОВО занимает своё место в целостной образовательной системе. Рекомендации по процентному соотношению лекций в учебном процессе есть во ФГОС, количество лекций обозначено в учебном плане, чётко прописаны темы лекции, их последовательность и количество часов, отведенных на данный вид работ в рабочей программе и тематическом плане;
- объяснительная. Некоторые темы или разделы дисциплины являются сложными для самостоятельного изучения обучающимися при подготовке к семинару, практике или при подготовке к зачёту, экзамену, поэтому лектор преподнесёт материал, несколько упростив его, снабдив личностно значимыми примерами;
- мировоззренческая - убеждающая. Заинтересованный, целеустремлённый лектор со свойственной ему эмоциональностью, искренней верой в то, что он говорит, уже на первых лекциях выстраивает мировоззрение обучающихся или хотя бы создаёт условия для формирования такового;
- методическая. Метод с греческого переводится как «путь»; педагог-лектор на протяжении всей работы с обучающимися на лекции прокладывает им путь, указывает им наиболее важные направления изучения дисциплины, акцентирует внимание обучающихся на определённых вопросах и темах, заранее зная, с какими трудностями и на каких этапах могут столкнуться при изучении данной дисциплине студенты;
- воспитательная. Памятуя о том, что образование - это всегда двуединый процесс, связывающий обучение и обязательно всегда воспитание, несомненным является то, что лекция, как и другие виды и формы обучения, включает в себя реализацию воспитательных целей и задач, не говоря уже о том, что в результате обучения любая ОВО формирует, создаёт не только специалиста, а специалиста-гражданина с определёнными человеческими, гражданскими качествами.
ниепт
научно-методический электронный журнал
15бы 2зо4-12ох Дьяченко Н. В. Лекция сегодня: традиция или инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № У2. - 0,4 п. л. - иН1:
http://e-koncept.ru/2019/196012.htm.
Тут хочется вспомнить слова А. Маслоу: «Новый тип воспитания и образования должен помочь индивиду стать настолько хорошим, насколько он только способен» [12].
В свою очередь, Л. В. Занков считает, что «обучение и воспитание являются внешними источниками развития, но это отнюдь не ослабляет их решающей роли» [13];
- воспитательная функция с позиции профессиональной специализации. Одним из аспектов воспитательной функции всегда является сегмент социализации и адаптации человека, в данном случае - этап социализации индивидуума в поиске своей самореализации в профессиональной сфере.
«Чем лучше человек развит духовно, тем сложнее навязать ему какой-либо диктат: политический, религиозный или нравственный. Такой человек делает свой выбор осознанно, в рамках наличной необходимости», - считает В. А. Волошина [14];
- проблемно-развивающая. Очень часто, особенно молодые педагоги, представляют лекцию как трансляцию уже готового материала, и это заблуждение. Педагог на лекции может ставить проблемы по темам, может поднимать проблемы дисциплины, у которых нет однозначного решения, а это, в свою очередь, побуждает обучающихся к поиску, а значит, к саморазвитию;
- научно-исследовательская. Педагог на лекции закладывает не только основы будущих студенческих исследований в рамках данной дисциплины, но и обучает методам научного исследования, рассказывает о методах анализа собственного опыта и научных исследований своих коллег.
Педагогическая деятельность в сфере образования чётко регламентирована, хоть и считается, что здесь должно быть место творчеству. При этом необходимо придерживаться определённых регламентирующих установок, в данном случае рассмотрим перечень примерных требований к лекции:
- преемственность материала как в плане логике содержания, так и в плане сложности;
- внутрипредметные и межпредметные связи;
- научность лекции, особенно инновационных подходов;
- лекция должна быть эмоциональной и убедительной;
- высокая и качественная информативность;
- обязательно приведение примеров и аргументов;
- личностно ориентированный характер лекции;
- использование методов и приёмов, которые помогают активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
- использование наглядности (интерактивные доски, компьютеры, электронные пособия);
- подача материала и его содержательная часть должны быть доступными для понимания обучающихся, то есть личностно ориентированными;
- материал лекции - это годами нарабатываемый пласт, поэтому лекция никогда не должна напоминать учебник;
- лекция должна читаться филологически грамотным языком;
- использование понятийного аппарата не только конкретной дисциплины, но и узко профессиональных;
- обоснование актуальности дисциплины для будущего профессионального развития обучающегося.
В ОВО лекция как форма организации обучения и сегодня занимает ведущую информационную и обучающую роль в процессе преподавания дисциплины. Лекторы
ISSN 2Э04-120Х
ниеггг
научно-методический электронный журнал
стараются на своих занятиях следовать различным инновационным подходам, использовать новые приёмы и методы для повышения качества современной лекции, воздействовать на обучающихся с позиции воспитания.
Таким образом, подводя окончательный итог статьи, стоит особо подчеркнуть, что лекция как форма организации обучения и сегодня является важным этапом в процессе обучения и становления будущего специалиста.
Закончить статью хотелось бы словами философа Сенеки: «Обучая учусь», отметив при этом, что множество мнений, гибкость в решении и верифицируемость в отношении лекции только добавляют плюсов такой форме организации обучения сегодня [15].
Ссылки на источники
1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-пресс, 1995. - С. 318.
2. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. / под ред. В. Л. Янина. - М.: Мысль, 1989. - С. 347.
3. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. - М.: Мысль, 1993. - С. 49.
4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2013. - С. 125.
5. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 78.
6. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - С. 27.
7. Ключевский В. О. Соч.: в 9 т. - М., 1989. - Т. VII. - С. 320-324.
8. Ильин И. Путь к очевидности. - М.: АСТ, 2007. - С. 103.
9. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании / сост. Т. С. Буторина. - М.: Педагогика, 1991. - С. 176.
10. Ильин И. Указ. соч. - С. 74.
11. Милграмм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000. - С. 170.
12. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - С. 386.
13. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968. - С. 64.
14. Волошина В. А. Культурологическое знание: новые вызовы // Научно исследовательские публикации. - 2017. - № 2. - С. 78.
15. Сенека Марк Аврелий - наедине с собой. - Симферополь: Реноме, 2003. - С. 14.
Natalia Dyachenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Philosophy Chair, Russian Federation EMERCOM
Academy of the State Fire Service, Moscow
Lecture today: tradition or innovation
Abstract. The article is devoted to the problem of university lectures as one of the important forms of education in higher school organizations. The main criteria for assessing the quality of the lecture, lecture functions, an approximate list of requirements for the lecture are considered. Based on the study, the author concludes: the lecture as a form of education organization is today an important stage in the process of learning and the development of a future specialist.
Key words: lecture, pedagogical speech, educational organizations of higher education, lecture text, logic of the lecture, scientific style, requirements for the lecture, lecture functions, positive and negative aspects of the lecture. References
1. Gessen, S. I. (1995). Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu, Shkola-press, Moscow, p. 318 (in Russian).
2. Klyuchevskij, V. O. (1989). Sochineniya: v 91., Mysl', Moscow, p. 347 (in Russian).
3. Klyuchevskij, V. O. (1993). Aforizmy. Istoricheskie portrety i ehtyudy. Dnevniki, Mysl', Moscow, p. 49 (in Russian).
4. Bordovskaya, N. V. & Rean, A. A. (2013). Pedagogika: ucheb. dlya vuzov, Piter, St. Petersburg, p. 125 (in Russian).
5. Bulanova-Toporkova, M. V. (2002). Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: ucheb. posobie, Feniks, Rostov n/D., p. 78 (in Russian).
6. Sorokin, P. A. (1992). Chelovek. Civilizaciya. Obshchestvo, Politizdat, Moscow, p. 27 (in Russian).
7. Klyuchevskij, V. O. (1989). Soch.: v 91., Moscow, t. VII, pp. 320-324 (in Russian).
8. Il'in, I. (2007). Put'k ochevidnosti, AST, Moscow, p. 103 (in Russian).
ISSN 2304-120X
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
ниегтг
научно-методический электронный журнал
Lomonosov, M. V. (1991). O vospitanii i obrazovanii, Pedagogika, Moscow, p. 176 (in Russian). Il'in, I. (2007). Op. cit., p. 74.
Milgramm, S. (2000). Ehksperiment v social'noj psihologii, Piter, St. Petersburg, p. 170 (in Russian). Maslou, A. (1999). Novye rubezhi chelovecheskoj prirody, Smysl, Moscow, p. 386 (in Russian). Zankov, L. V. (1968). Didaktika i zhizn', Prosveshchenie, Moscow, p. 64 (in Russian). Voloshina, V. A. (2017). "Kul'turologicheskoe znanie: novye vyzovy", Nauchno issledovatel'skie publikacii, № 2, p. 78 (in Russian).
(2003). Seneka Mark Avrelij - naedine s soboj, Renome, Simferopol', p. 14 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 29.10.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.11.18
Принята к публикации Accepted for publication 30.11.18 Опубликована Published 28.02.19
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Дьяченко Н. В., 2019
977230412019702