Ованесян Инна Георгиевна
ЛЕКЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛА 1950-Х ГОДОВ
В статье показаны усилия комсомола по совершенствованию лекционной пропаганды в 1950-е годы, отмечена особая роль коллектива внештатных лекторов ЦК ВЛКСМ и Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. В качестве одной из мер по преодолению культа личности Сталина охарактеризовано обращение к образу Ленина. Вместе с тем, сделан вывод о низкой эффективности лекционной пропаганды и в конце 1950-х годов. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИб^ДО.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 2 (64). C. 137-139. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
METHODOLOGICAL PROBLEMS OF STUDYING MAXWELL'S SYNTHESIS OF OPTICS AND ELECTROMAGNETISM
Nugaev Rinat Magdievich, Doctor in Philosophy, Professor Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism nugayevrinat@gmail. com
The article examines how the modern researches of Maxwell's synthesis of optics and electromagnetic theory contribute to solving the following problems: 1. Is nature really so simple to permit the theories integrating different phenomena? 2. How does the real synthesis of several theories differ from their mere conjunction? 3. Why is the synthesis of theories an epistemological advantage, not a shortcoming?
Key words and phrases: epistemology; Kant; Maxwell; synthesis; optics; electromagnetism.
УДК 316.323.72
Исторические науки и археология
В статье показаны усилия комсомола по совершенствованию лекционной пропаганды в 1950-е годы, отмечена особая роль коллектива внештатных лекторов ЦК ВЛКСМ и Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. В качестве одной из мер по преодолению культа личности Сталина охарактеризовано обращение к образу Ленина. Вместе с тем, сделан вывод о низкой эффективности лекционной пропаганды и в конце 1950-х годов.
Ключевые слова и фразы: молодежь; комсомол; коммунистическая партия; лекции; пропаганда. Ованесян Инна Георгиевна
Ставропольский государственный педагогический институт (филиал) в г. Ессентуки [email protected]
ЛЕКЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМСОМОЛА 1950-Х ГОДОВ
После Великой Отечественной войны комсомол все больше уделял внимание лекционной пропаганде. В условиях неразвитости технических средств трансляции информации потребность власти формировать и мо-билизовывать общественное мнение реализовывалось в первую очередь с помощью «живого слова». Комсомол рассматривался партией как один из главных помощников и на этом направлении работы, еще раз подтверждая, что «завершился процесс "врастания" комсомола в систему партийно-государственного аппарата» [6, с. 253].
Однако налаживание работы областных лекционных бюро и особенно районных лекторских групп происходило медленно. Созданные лекторские группы действовали нерегулярно. Многие районные партийные и комсомольские органы не обеспечивали руководства ими. При этом надо учесть, что члены районных лекторских групп и сельских лекторских объединений действовали на общественных началах. Поэтому требовать от них надлежащего выполнения обязанностей было весьма затруднительно. «Положение о сельском лектории» от 14 июня 1949 г. содержало требование обеспечить проведение 2-3-х лекций в месяц в пунктах расположения лекториев и по одной лекции в близлежащих населённых пунктах [5, с. 7-9]. Как свидетельствуют архивные документы, большинство комсомольских организаций выполняло план по объёму лекционной пропаганды. В то же время очевидно: нередко это выполнение плана было лишь проявлением способности того или иного комсомольского организатора умело отчитаться.
Группы докладчиков многих райкомов, горкомов ВЛКСМ бездействовали, существовали только на бумаге, годами не собирались [1, д. 1336, л. 24]. Много разговоров было о создании молодежных лекториев, но фактически они тоже оставались лишь на бумаге [Там же, л. 25]. Зачастую лекционный материал был далек от актуальности.
Стремясь оказать влияние на содержание лекционной пропаганды, отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ направлял в местные комитеты комсомола примерную тематику лекций, докладов и бесед. В 1954-1957 гг. в местные комсомольские организации было разослано 70 текстов лекций, методических пособий и материалов по основным вопросам марксистско-ленинской теории, о политике партии в области промышленности и сельского хозяйства, жизни и деятельности В. И. Ленина, достижениях науки, комсомоле и т.п. Для сравнения: в 1950-1953 гг. таких материалов было разослано 24 [4, д. 57, л. 12-13].
Заметное влияние на развертывание лекционной пропаганды среди молодежи оказывал коллектив внештатных лекторов ЦК ВЛКСМ, насчитывая в своем составе 110 аспирантов и научных работников, выезжающих для чтения лекций в различные районы страны. В 1954-1958 гг. по командировкам ЦК ВЛКСМ было направлено 350 внештатных лекторов в 180 областей и республик СССР [Там же, л. 13]. Многие лекторы побывали на важнейших объектах новостроек Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, в районах освоения целины.
Резко активизировалась лекционная пропаганда с целью разъяснения решений ХХ съезда КПСС. Так, в Белгородской области в 1956 г. на промышленных предприятиях и в колхозах работало 42 молодежных лектория по пропаганде решений ХХ съезда КПСС [Там же].
138
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
В чем видели основные недостатки лекционной пропаганды сами руководящие комсомольские органы? В неглубоком и неполном раскрытии руководящей роли Коммунистической партии в советском обществе, сущности и значения политики партии, преимуществ социалистической экономики. ЦК комсомола считал, что «пропаганда марксизма-ленинизма еще не носит боевого, наступательного, воинствующего характера» [Там же, л. 14].
Комсомольские организации нацеливались «проявлять еще больше нетерпимости ко всем проявлениям эгоизма, иждивенчества, хулиганства» [1, д. 10972, л. 37]. Причем эти проявления по-прежнему воспринимались как черты старого мира, для которого якобы было характерно «бессмысленное прозябание какого-нибудь мещанина, обывателя» [Там же, л. 38]. Провозглашалось, что «в нашей стране нет условий и почвы для обывательщины, человеконенавистничества и других отвратительных черт, порождаемых капитализмом» [Там же]. Отсюда выводилась задача самой решительной борьбы со всеми проявлениями «пережитков капитализма»: «Буржуазная пропаганда, которая просачивается к нам по самым различным каналам, стремится идейно растлить и морально изуродовать молодежь, навязать ей низменные вкусы и взгляды» [Там же, л. 39].
В реальности лекционная пропаганды была малоэффективной, прежде всего, из-за низкого качества подготовки лекторов, отсутствия у большинства из них ораторского мастерства. Как современная оценка непосредственно содержания лекций, так и сохранившиеся документы, раскрывающие мнения рядовых слушателей, позволяют утверждать, что чаще всего лекторы строили свои выступления преимущественно из цитат, лекции сводились к повторению общеизвестных истин, без какой-либо попытки раскрыть их смысл, значение. Стоит согласиться с современным исследователем И. В. Кометчиковым, писавшим в своей диссертации: «Весьма скромный, как правило, уровень сельских лекторов делал многие лекции разновидностью политинформации с высокой долей профанации, мало менявшей мировоззрение и ценности их аудитории» [2, с. 231]. Действующие пропагандисты редко учитывали специфику аудитории, недиффиренцированно подходили к тематике лекций и бесед. Так, в гараже Тамбовского вагоноремонтного завода, где было зафиксировано множество случаев пьянства, аварий, для шоферов читалась лекция «О девичьей чести» [1, д. 11156, л. 35].
В этой связи становится ясно, почему основная масса населения к агитационно-пропагандистским акциям комсомола относилась весьма равнодушно. Так, в 1958 г. даже на мероприятиях по обсуждению решений ноябрьского Пленума ЦК КПСС в Тамбове присутствовало не более 40% рабочих [Там же, л. 34]. Секретарь Тамбовского обкома КПСС Г. Д. Лапчинский признавал в феврале 1958 г.: большая часть числящихся на бумаге агитаторов «давно прекратила работу» [Там же, д. 10972, л. 15].
Пропаганде жизни и деятельности В. И. Ленина придавалось важное значение в связи с начавшейся после ХХ съезда КПСС работой по преодолению культа личности. В лекциях, тексты которых распространял отдел пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ («Жизнь и деятельность В. И. Ленина - великий пример для молодежи», «О некоторых чертах стиля работы В. И. Ленина», «В. И. Ленин - народный трибун» и др.) подчеркивались близость В. И. Ленина к массам, его скромность, склонность к принятию коллективных решений. После каждой лекции, как правило, организовывались просмотры кинофильмов, отрывков из спектаклей, отражающих историю революционного движения. К выступлениям перед молодежью привлекались старые большевики. В некоторых местах к чтениям готовились документальные выставки, фотомонтажи, рассказывающие о Ленине. С апреля 1956 г. многие комитеты комсомола начали организовывать ленинские чтения на промышленных предприятиях, в районных центрах, в колхозах и совхозах.
Улучшить качество лекционной пропаганды было призвано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (в РСФСР - Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР). Именно ему еще в 1947 г. была передана функция распространения научных и материалистических знаний после прекращения деятельности Союза воинствующих безбожников. В 1956-1957 гг. центральные органы власти предприняли усилия к объединению лекционной пропаганды под эгидой общества по распространению политических и научных знаний. Они были направлены как на расширение числа лекторов, так и увеличение числа лекций, особенно в сельской местности.
В конце 1950-х годов власть продолжала курс на интеграцию лекционной пропаганды в сеть учреждений культуры, обосновывая это необходимостью усиления пропаганды решений XXI съезда КПСС. Заведующим сельскими учреждениями культуры и руководителям сельских групп членов Общества, координируя работу, рекомендовалось составлять совместные планы работы и вести организацию университетов культуры при клубах и кинолекториев с еженедельным чтением в них лекций [3, с. 77-78].
27 августа 1959 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по улучшению работы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний». Общество критиковалось за недостаточную идейность и научность лекционной пропаганды, её отрыв от задач коммунистического строительства, слабый охват пропагандой сельского населения, низкую активность многих лекторов, значительное число платных лекций [8, с. 470-477].
Все большее внимание уделялось наглядной агитации, сопровождающей выступления лекторов. Практически во всех колхозах изготавливались фотомонтажи семилетнего плана развития народного хозяйства с цифрами развития и собственного хозяйства. Привычными для предприятий, колхозов и совхозов стали «Доски показателей», «Доски почета», выпускались «Боевые листки», «Молнии», сатирические выпуски «Крокодил», «Вилы вбок» и т.п. На каждой ферме, в красных уголках, в правлениях колхозов и учреждениях культуры вывешивались плакаты, лозунги, призывающие к досрочному выполнению семилетнего плана.
Однако эффективность самих лекций от этого отнюдь не повысилась. Постоянный рост их количества отнюдь не всегда сопровождался ростом качества. Фактически любое мнение, противостоящее официальному, по-прежнему осуждалось. В этих условиях слушатели предпочитали не задавать вопросы, а лекторы далеко не всегда могли выразить самостоятельное мнение, отвечая на вопросы или замечания из зала.
Список литературы
1. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области. Ф. П-1045. Оп. 1.
2. Кометчиков И. В. Повседневные взаимоотношения власти и сельского социума Центрального Нечерноземья в 1945 - начале 1960-х гг.: дисс. ... д.и.н. Вологда, 2015. 452 с.
3. Материалы по культурно-просветительской работе: сборник. М.: Советская Россия, 1959. 301 с.
4. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. М-16. Оп. 13.
5. Сборник руководящих материалов по клубной работе. В помощь сельским клубным работникам. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Госкультпросветиздат, 1951. 56 с.
6. Слезин А. А. Этатизация комсомола: этап второй // Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2009. Т. 15. № 1. С. 249-255.
7. Слезин А. А., Беляев А. А. Коммунистическое «министерство молодежи» в духовной сфере жизни послевоенного советского общества // Политика и общество. 2009. № 12. С. 30-34.
8. Справочник партийного работника. М.: Госполитиздат, 1961. Вып. 3. 835 с.
LECTURE PROPAGANDA IN KOMSOMOL ACTIVITY OF THE 1950S
Ovanesyan Inna Georgievna
Stavropol State Pedagogical Institute (Branch) in Yessentuki [email protected]
In the article the author shows the efforts of the Young Communist League (Komsomol) on improving lecture propaganda in the 1950s, and notes a special role of the collective of the freelance lecturers of the Central Committee of The All-Union Leninist Young Communist League and the All-Union Society for Dissemination of Political and Scientific Knowledge. The use of the image of Lenin as one of the measures to overcome the cult of Stalin's personality is characterized. At the same time, the conclusion about the low efficiency of lecture propaganda also at the end of the 1950s is drawn.
Key words and phrases: the youth; Komsomol; Communist Party; lectures; propaganda.
УДК 7.012.23 Искусствоведение
В статье показана роль методологии в практике дизайн-проектирования. Автор выявляет необходимость преемственности идей в дизайне, связь общей теории дизайна и теории и практики графического дизайна с опорой на исследования лаборатории общетеоретических проблем дизайна во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) в 1960-е годы. Обосновывается авторская идея о продуктивности системно-деятельностного подхода для теории и практики графического дизайна. Определяются возможности и границы нормативности системной методологии в графическом дизайне.
Ключевые слова и фразы: графический дизайн; общая и частная теория дизайна; самоопределение графического дизайна; системно-деятельностная методология; нормативность системной методологии.
Овчинникова Раиса Юрьевна, к. искусствоведения, доцент
Омский государственный технический университет O-r- U@таИ гы
ОТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ДИЗАЙНА - К МЕТОДОЛОГИИ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Отечественный графический дизайн как принципиально новый вид художественной деятельности и как особая профессия формируется, начиная с 1960-х годов. Это не исключает наработок дизайн-графики в первой половине ХХ века в области агитационного плаката, книжной и рекламной графики и пр. Развитие практики графического дизайна в тот период осуществлялось при отсутствии специализации проектировщиков. В 1980-е гг. отечественный графический дизайн становится наиболее востребованной формой дизайнерской деятельности. Успехи во многом обусловлены появлением современных технологий, которые позволяют осуществлять визуальные коммуникации в различных областях повседневной жизни человека. Сегодня поле деятельности графических дизайнеров охватывает сферу продвижения потребительских товаров, культурно-массовые зрелища, туризм, обряды, рекламные проекты, события частной жизни и др. Подтверждением результативности дизайн-практик являются эмпирические наработки в области графического дизайна, связанные с проектированием, макетированием. Расширился опыт работы с объёмными конструкциями, шрифтом, цветом, светом, пространством и др. Не случайно появление большого числа изданий (альбомов, каталогов), в которых представлены иллюстрации оригинальных образцов дизайн-объектов. Однако, несмотря на успехи в практике дизайн-проектирования, появляются оценки, характеризующие современный этап в развитии дизайна «как переломный и даже кризисный» [3, с. 8].