Александрова Инна Николаевна
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА РУБЕЖЕ 1950-1960-Х ГОДОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Изучив документы ЦК ВЛКСМ конца 1950-х - начала 1960-х годов, автор приходит к выводу: несмотря на открытую направленность воспитательной работы с молодежью, прежде всего, на выполнение идеологических задач (борьба с "буржуазным влиянием" и с "пережитками прошлого", пропаганда коммунизма), огромное место в официальном советском дискурсе занимали вопросы формирования эстетического общественного сознания молодежи.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/3-2/1 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 2. C. 13-15. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 94(47).084.9
Исторические науки и археология
Изучив документы ЦК ВЛКСМ конца 1950-х - начала 1960-х годов, автор приходит к выводу: несмотря на открытую направленность воспитательной работы с молодежью, прежде всего, на выполнение идеологических задач (борьба с «буржуазным влиянием» и с «пережитками прошлого», пропаганда коммунизма), огромное место в официальном советском дискурсе занимали вопросы формирования эстетического общественного сознания молодежи.
Ключевые слова и фразы: советское государство; молодежная политика; комсомол; «оттепель»; эстетическое воспитание; безвкусица; культура молодежи.
Александрова Инна Николаевна
Тамбовский государственный технический университет [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА РУБЕЖЕ 1950-1960-Х ГОДОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В данной статье автор поставил задачу изучить документы, иллюстрирующие основы государственной молодежной политики в конце 1950-х - начале 1960-х годов, и выяснить, какое влияние официальный дискурс оказывал на формирование эстетического сознания советской молодежи.
Внимательно изучив партийные и комсомольские документы периода, мы вынуждены согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что эстетическое воспитание молодежи осуществлялось под знаком борьбы с буржуазным влиянием. Так, в феврале 1957 г. ЦК ВЛКСМ призывал комсомольские организации «вести неустанную борьбу против попыток буржуазной пропаганды навязать советской молодежи низменные вкусы и взгляды» [3, с. 96]. Но даже в этой цитате мы хотели бы обратить внимание и на вторую (не менее важную) составляющую, направленную против пошлости, на формирование хорошего вкуса.
Перед комсомолом ставилась задача «помогать молодежи уметь разбираться в том, что художественно и красиво, уметь правильно оценивать произведения литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыкального, танцевального и вокального искусства» [Там же, с. 97]. Комсомольской обязанностью объявлялась забота о том, чтобы все юноши и девушки имели хорошую осанку, выправку, соблюдали правила культурного поведения не только в общественных местах и на работе, но и в семье. Всемерно поощрялось стремление молодежи просто и со вкусом одеваться.
Были приняты меры к широкому изданию популярной литературы по вопросам эстетического воспитания молодежи. Проводились показы мод, распространялись лучшие образцы моделей одежды и обуви. Постоянной заботой комсомола была провозглашена забота о культурном облике и чистоте каждой квартиры, дома, села, города, каждой улицы. В советскую повседневность настойчиво внедрялись выставки детской игрушки, детской обуви и одежды, детского рисунка.
Выдвигалась амбициозная задача - добиться создания в каждой пионерской дружине и внешкольном учреждении кружков художественной самодеятельности и детских хоров. Перед комсомольскими организациями крупных городов была поставлена задача создать городские пионерские ансамбли песни и пляски [Там же, с. 107]. Был взят курс на повсеместное создание кружков домоводства, кройки и шитья. К их руководству привлекались искусные домохозяйки, художники.
Комсомол пытался добиться расширения движения самодеятельных композиторов, организуя систематическую работу с ними в творческих союзах, домах и дворцах культуры путем создания секций самодеятельных композиторов, консультационных пунктов, проведения смотров их творчества, концертов, семинаров, обсуждений. В 1961 г. был проведен Всесоюзный смотр творчества молодых композиторов. Одной из его главных задач называлось повышение общественной активности творческой молодежи по руководству и оказанию помощи в работе коллективов художественной самодеятельности, участию ее «в борьбе против пошлости и безвкусицы в музыкальной пропаганде» [6, с. 231]. Во время смотра к обсуждению исполняемых произведений, к дискуссиям и конференциям по творчеству молодых композиторов широко привлекались не только профессиональные музыканты, но и рабочая, сельская, учащаяся молодежь. Практиковалось проведение творческих отчетов, встреч молодых композиторов с рабочими, колхозниками, студентами, участниками самодеятельности непосредственно на предприятиях, в колхозах, учебных заведениях.
В практику внедрялось проведение для пионеров и школьников тематических кинофестивалей, встреч с киноактерами и режиссерами. В старших классах ряда школ организовали подготовку киноорганизаторов и киномехаников.
Комсомольские организации были призваны помочь овладеть навыками культурного обслуживания молодым работникам торговли [4, с. 139-151]. В практику внедрялись беседы о разговорной речи и правилах поведения продавца, кассира, работника торгового зала, регулярное проведение вечеров и лекций «о вкусах», «об умении красиво одеваться», «о правилах поведения», «о хорошей выправке, осанке юношей и девушек», «о честности и правдивости». ЦК ВЛКСМ требовал от комитетов комсомола объявить беспощадную борьбу распространителям безвкусицы, добиваться в массовое производство лучших образцов и моделей, изделий легкой промышленности, вытеснять устаревшие стандарты и фасоны [Там же, с. 392].
14
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
В 1958 г. в тезисах ЦК ВЛКСМ специально подчеркивалось: «Дело чести комсомольских организаций -значительно улучшить эстетическое воспитание молодежи и детей, прививать им хорошие вкусы, учить молодежь правильно оценивать, что красиво и художественно» [2, с. 29].
Большую роль в жизни советской молодежи был призван сыграть объявленный XIII съездом ВЛКСМ поход комсомола за повышение культуры молодежи. В ближайшие два года руками молодежи было построено свыше 12 тысяч клубов и 16 тысяч киноаппаратных, благоустроено 40 тысяч культурно-просветительных учреждений, подготовлено более 25 тысяч руководителей художественной самодеятельности [5, с. 54-55].
Важно, что проблему досуга все чаще увязывали с высвобождением свободного времени, улучшением бытовых условий жизни. В 1960 г. Верховный Совет СССР принял решение о завершении перевода всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день и о дальнейшем сокращении рабочего дня. В обязанность комитетов комсомола включили подготовку квалифицированных кадров для предприятий торгового и бытового обслуживания. Было решено направить на эту работу по комсомольским путевкам 100 тысяч юношей и девушек, закончивших среднюю школу [Там же, с. 71]. Комсомольские организации включились в организацию прачечных, домовых кухонь, павильонов-буфетов, в сельской местности - бань, пекарен, яслей. В молодежных кафе нередко комсомольскими силами организовывали музыкальные и танцевальные программы, вечера отдыха. Напрямую была поставлена задача: «Комсомольские организации должны добиваться того, чтобы в кафе и ресторанах создавались условия для культурного отдыха молодежи» [Там же].
Организация разумного досуга молодежи была объявлена комсомолом делом исключительной важности. В августе 1960 г. пленум ЦК ВЛКСМ принял специальное постановление «О задачах комсомола по организации досуга молодежи» [Там же, с. 53-74]. В нем подчеркивалось: «Главное, о чем должен заботиться комсомол, - так организовать досуг молодежи, чтобы помочь ей в решении основной задачи: учиться жить и работать по коммунистически» [Там же, с. 55]. Пленум ЦК ВЛКСМ особо отметил, что «организация досуга молодежи не может рассматриваться как кратковременная кампания» [Там же, с. 72].
В постановлении огромное внимание уделялось задачам идейно-воспитательной работы. В первую очередь молодежь нацеливалась на борьбу с «разлагающимся влиянием буржуазной морали». В организованном «идейно насыщенном» досуге видели средство непримиримой борьбы с проявлениями аполитичности, национализма и космополитизма, пережитков прошлого, пренебрежения к труду, общественному долгу, против вредных привычек старого быта.
Вместе с тем, нельзя сводить смысл и этого постановления к идеологической составляющей. Постановление провозглашало: «Комсомольские организации должны добиваться, чтобы у каждого юноши и девушки росла тяга к знаниям, потребность регулярно читать книги, посещать театры и кино, участвовать в художественной самодеятельности, заниматься спортом. Надо, чтобы разумное проведение досуга становилось привычкой каждого молодого человека» [Там же, с. 60]. Ставилась задача развивать «умение отличать подлинные произведения искусства от пошлости и безвкусицы» [Там же, с. 63].
ЦК ВЛКСМ нацеливал комсомольские организации на всемерное развитие художественной самодеятельности. Подчеркивалось, что заниматься ею надо повседневно, а не только во время проведения конкурсов и смотров. Планировалось развивать такие формы самодеятельного творчества как народные театры и агитационно-художественные бригады. Особо указывалось: «Следует избегать ошибок, нередко допускавшихся при проведении фестивалей и смотров, когда основное внимание уделялось отдельным ведущим коллективам в ущерб массовости» [Там же, с. 62].
Пленум поддержал газеты и журналы, которые публиковали на своих страницах материалы по развитию науки и техники, литературные полосы, уголки досуга и т.п., проявляли творческий подход в подаче и оформлении материала. Новые возможности в организации досуга ЦК ВЛКСМ увидел в более активном использовании радио и телевидения.
Молодежь нацеливалась на более активное участие в благоустройстве городов и сел, озеленение их территорий, расширение действующих и закладку новых парков и садов, создание искусственных водоемов.
Во многих городах систематически, особенно в субботние и воскресные дни, в парках, садах, на площадях организовывались выступления коллективов художественной самодеятельности, профессиональных артистов, показы фильмов. Обычным явлением стало строительство силами молодежи открытых эстрад, киноплощадок, простейших сцен и спортивных сооружений.
Комсомольскими стройками было объявлено сооружение искусственных ледяных катков в Воронеже, Горьком, Свердловске, Омске, Челябинске и Минске, спортивных комплексов в московском Измайлове и Барнауле. В Куйбышевской области и городе Омске комсомольские организации взяли шефство над местами массового загородного отдыха трудящихся [Там же, с. 67].
Государство всячески поощряло работу среди молодежи по месту жительства. Повсюду создавались ком-сомольско-молодежные штабы, клубы при домоуправлениях, лектории, общественные библиотеки, прокатные пункты спортивного инвентаря, организовывались выступления художественной самодеятельности, спортивные соревнования, туристские походы.
Комсомол настойчиво пытался продвигать достижения культуры в самые отдаленные уголки сельской местности, используя в этих целях кино, радио, телевидение, книготорговлю, передвижные выставки изобразительного искусства. От комитетов комсомола требовали не сводить культурно-массовую работу к проведению мероприятий на центральных усадьбах, организовывать досуг молодежи непосредственно в бригадах, на полевых станах, в животноводческих фермах. Говорилось о необходимости и при организации досуга учитывать специфику сельскохозяйственного труда. Развивалось шефство городских комсомольских организаций над селом.
Комсомольские организации пытались добиться изменения графика работы учреждений культуры, спортивных баз. Комсомольские активисты справедливо считали, что работа данных учреждений только в вечерние
часы делает их недоступными для молодежи, занятой на производстве в вечернюю смену. Комсомольская пресса не раз возмущенно писала о проявлениях ведомственного подхода к работе учреждений культуры, требовала широко открыть их двери для всей молодежи.
Отдельным направлением комсомольской работы стало привлечение юношей и девушек к распространению книги. Комитеты комсомола участвовали в изучении спроса молодежи на книги. Из представителей общественности создавались комиссии, которые анализировали читательский спрос, обсуждали заказы на новую литературу, пропагандировали новые издания. Были организованы школы по подготовке пропагандистов книги. Обязанности подготовленных в них юношей и девушек заключались не только в распространении литературы, но и в воспитании читательских вкусов. Проводились читательские конференции и книжные выставки, инструктажи по комплектованию личных библиотек. Традицией стало проведение месячников по распространению литературы. Особое внимание уделялось распространению литературных новинок в сельской местности.
Насущной задачей по-прежнему считалась популяризация кинематографа. Комитеты комсомола пытались добиться регулярной демонстрации кинофильмов в каждом населенном пункте, обеспечивая приоритет в демонстрации лучшим произведениям советского киноискусства. Подготовку сельских киномехаников старались организовать так, чтобы они умели проводить и культурно-массовую работу.
По итогам ставших очень популярными среди молодежи походов организовывались выставки интересных находок, фотоснимков, просмотры любительских кинофильмов, путевых зарисовок.
Все шире разворачивалось обучение юношей и девушек общественным профессиям. Практически при каждом профессиональном театре (с разным успехом) пытались создать школы по подготовке самодеятельных режиссеров драматических коллективов, организаторов молодежных праздников. При некоторых киностудиях создали школы руководителей кинолюбительских объединений. Ряд отделений творческих союзов отличились созданием курсов по подготовке руководителей кружков любителей изобразительного искусства, поэзии и музыки. В филармониях, как правило, создавали школы по подготовке руководителей хоровых, танцевальных коллективов, художественных агитбригад.
Об особом внимании к литературному качеству публикаций в молодежных изданиях свидетельствует постановление ЦК ВЛКСМ от 30 мая 1961 г. «О проникновении на страницы молодежных газет низкопробных, пошлых материалов». И сегодня актуально звучит утверждение: «В погоне за дешевой популярностью некоторые редакции потворствуют вкусам обывателя, предоставляя свои страницы откровенной халтуре в виде безыдейных афоризмов, анекдотов, побасенок. Зубоскальством, балагурством такие газеты стараются восполнить недостаток подлинного остроумия, веселого юмора, разоблачительной сатиры» [Там же, с. 150]. Справедливо критиковалась подмена откровенной пошлостью и халтурой глубокой разработки тонких и сложных вопросов воспитания.
Внимательное изучение документов партии и комсомола конца 1950-х - 1960-х годов показывает, что в государственной молодежной политике в данный период огромное внимание уделялось формированию у молодежи эстетического общественного сознания. Официальный дискурс был откровенно направлен против пошлости и безвкусицы.
Список источников
1. Аронов A. A. «Оттепель» в истории отечественной культуры: 50-е - 60-е гг. XX века. М.: Экон-Информ, 2008. 304 с.
2. К сорокалетию Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи (1918-1958): тезисы. М.: Молодая гвардия, 1958. 32 с.
3. Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ (принятых после XII съезда ВЛКСМ). М.: Молодая гвардия, 1958. 448 с.
4. Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ (январь 1958 г. - январь 1960 г.). М.: Молодая гвардия, 1960. 560 с.
5. Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ (январь-декабрь 1960 года). М.: Молодая гвардия, 1961. 432 с.
6. Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ (январь-декабрь 1961 г.). М.: Молодая гвардия, 1962. 368 с.
7. Слезин А. А. Специфика политико-просветительной работы среди молодежи российской провинции в конце 1950-х годов // Политика и Общество. 2014. № 5. C. 598-606.
8. Слезин А. А., Беляев А. А. Коммунистическое «министерство молодежи» в духовной сфере жизни послевоенного советского общества // Политика и Общество. 2009. № 12. С. 30-34.
9. Тамбовский комсомол: грани истории. 1946-1991. Тамбов: Юлис, 2010. 384 с.
10. Яковлев Л. С. Проблемы исторического опыта формирования молодого поколения в СССР (1961-1986). Саратов, 1991. 187 с.
11. Nesterova A. A., Slezin A. A. Communist Youth Union in School in Thaw Period // Наука и Мир. 2015. Т. 2. № 11. С. 140-143.
STATE YOUTH POLICY AT THE TURN OF THE 1950-1960S AS A FACTOR OF FORMATION OF AESTHETIC CONSCIOUSNESS OF THE SOVIET YOUTH
Aleksandrova Inna Nikolaevna
Tambov State Technical University [email protected]
After studying documents of the Central Committee of the Komsomol of the late 1950s - early 1960s, the author comes to the conclusion that despite open orientation of educational work with the young people, first of all, at fulfilling ideological tasks (fighting "bourgeois influence" and "remnants of the past", propaganda of communism), a huge place in the official Soviet discourse was occupied by issues of formation of aesthetic public consciousness of the youth.
Key words and phrases: Soviet state; youth policy; Komsomol; "thaw"; aesthetic education; bad taste; culture of youth.