Научная статья на тему 'К вопросу об организационной структуре и специальной боевой подготовке аварийно-спасательной службы ВМФ ТОФ (1941-1945)'

К вопросу об организационной структуре и специальной боевой подготовке аварийно-спасательной службы ВМФ ТОФ (1941-1945) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
588
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ / МОРСКОЕ СПАСЕНИЕ / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / АСС ТОФ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / УЧЕНИЯ / FAR EAST / GREAT PATRIOTIC WAR / PACIFIC FLEET / SEA RESCUE / COMBAT TRAINING / EMERGENCY RESCUE SERVICE OF THE PACIFIC FLEET / EMERGENCY RESCUE SERVICE / MANEUVERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усов Алексей Вячеславович

На основе архивных материалов филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архива ВМФ, г. Гатчина) и его архивного отдела (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток), впервые вводимых в оборот, рассмотрены проблемы организационной структуры и особенности боевой подготовки Аварийно-спасательной службы (АСС) Военно-морского флота Тихоокеанского флота (ВМФ ТОФ) в годы Великой Отечественной войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на значительную удаленность от главной военно-морской базы и разрозненность между подразделениями АСС на Тихоокеанском направлении, деятельность аварийно-спасательных формирований в 1941-1945 гг. подтвердила стратегическую пользу такой дислокации: была достигнута полная обеспеченность боевой деятельности кораблей флота в аварийно-спасательном отношении. Анализ архивных материалов показывает, что многие спасательные подразделения ТОФ на протяжении изучаемого периода были слабо укомплектованы личным составом. Несмотря на это, в результате грамотной организации и проведения специальной боевой подготовки за период ВОВ на Западе, личный состав АСС ТОФ к началу войны с Японией оказался хорошо подготовленным для выполнения аварийно-спасательных и судоподъемных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the organizational structure and special combat training of emergency rescue service of the Naval Pacific Fleet (1941-1945)

The article reviews the issues of organizational structure and the features of combat training of emergency rescue service of the Naval Pacific Fleet during the Great Patriotic War. Their analysis is based on the records of the Branch of the Central Archives of the Ministry of Defence of the Russian Federation (the Archive of the Navy in Gatchina) and its archives department (the Pacific Fleet in Vladivostok) that are introduced for the first time. The author concluded that despite the considerable remoteness from the main naval base and the fragmentation among the departments of emergency rescue service in the Pacific area, the rescue units' activities in 1941-1945 confirmed the strategic advantage of such dislocation. Thus, the ships of the fleet were fully prepared to carry out combat rescue operations. The analysis of the archival materials showed that many rescue units of the Pacific Fleet were understaffed at that time. Nevertheless, the competent organization and special combat training during the Great Patriotic War in the West demonstrated that the personnel of the Pacific Fleet's rescue service was highly trained for rescue and marine salvage operations at the beginning of the war with Japan.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организационной структуре и специальной боевой подготовке аварийно-спасательной службы ВМФ ТОФ (1941-1945)»

УДК 94:355.353.1(265+571.6)«1941/1945»

https://doi.org/10.24158/fik.2017.9.13

Усов Алексей Вячеславович

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ И СПЕЦИАЛЬНОЙ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВМФ ТОФ (1941-1945)

Аннотация:

На основе архивных материалов филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архива ВМФ, г. Гатчина) и его архивного отдела (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток), впервые вводимых в оборот, рассмотрены проблемы организационной структуры и особенности боевой подготовки Аварийно-спасательной службы (АСС) Военно-морского флота Тихоокеанского флота (ВМФ ТОФ) в годы Великой Отечественной войны. Автор приходит к выводу, что, несмотря на значительную удаленность от главной военно-морской базы и разрозненность между подразделениями АСС на Тихоокеанском направлении, деятельность аварийно-спасательных формирований в 1941-1945 гг. подтвердила стратегическую пользу такой дислокации: была достигнута полная обеспеченность боевой деятельности кораблей флота в аварийно-спасательном отношении. Анализ архивных материалов показывает, что многие спасательные подразделения ТОФ на протяжении изучаемого периода были слабо укомплектованы личным составом. Несмотря на это, в резуль-тате грамотной организации и проведения специальной боевой подготовки за период ВОВ на Западе, личный состав АСС ТОФ к началу войны с Японией оказался хорошо подготовленным для выполнения аварийно-спасательных и судоподъемных операций.

Ключевые слова:

Дальний Восток, Великая Отечественная война, Тихоокеанский флот, морское спасение, боевая подготовка, АСС ТОФ, аварийно-спасательная служба, учения.

Usov Aleksey Vyacheslavovich

PhD in History, Senior Lecturer,

State Legal and Civil Legal Subjects Department, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CONCERNING THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE AND SPECIAL COMBAT TRAINING OF EMERGENCY RESCUE SERVICE OF THE NAVAL PACIFIC FLEET (1941-1945)

Summary:

The article reviews the issues of organizational structure and the features of combat training of emergency rescue service of the Naval Pacific Fleet during the Great Patriotic War. Their analysis is based on the records of the Branch of the Central Archives of the Ministry of Defence of the Russian Federation (the Archive of the Navy in Gatchina) and its archives department (the Pacific Fleet in Vladivostok) that are introduced for the first time. The author concluded that despite the considerable remoteness from the main naval base and the fragmentation among the departments of emergency rescue service in the Pacific area, the rescue units' activities in 1941-1945 confirmed the strategic advantage of such dislocation. Thus, the ships of the fleet were fully prepared to carry out combat rescue operations. The analysis of the archival materials showed that many rescue units of the Pacific Fleet were understaffed at that time. Nevertheless, the competent organization and special combat training during the Great Patriotic War in the West demonstrated that the personnel of the Pacific Fleet's rescue service was highly trained for rescue and marine salvage operations at the beginning of the war with Japan.

Keywords:

Far East, Great Patriotic War, Pacific Fleet, sea rescue, combat training, emergency rescue service of the Pacific Fleet, emergency rescue service, maneuvers.

Для нашей страны особое значение имеет исторический опыт Великой Отечественной войны. При этом, как справедливо заметил В.Г. Макаренко, советская историография традиционно рассматривала преимущественно политические, дипломатические, территориальные и военные аспекты боевых действий [1]. Современные исследователи стараются сместить акцент к новым научным направлениям: изучать не только вклад органов госбезопасности СССР в общую победу [2; 3], но и роль тыла и транспорта в обеспечении вооруженных сил [4; 5].

Новые тенденции характерны, в частности, для истории флота. В зарубежной и отечественной литературе все чаще появляются работы, посвященные оказанию помощи поврежденным кораблям и судам, спасению гибнущих на море людей, проведению судоподъемных, под-водно-технических работ и освоению морских глубин [6; 7; 8; 9].

Анализ публикаций, имеющих отношение к истории и деятельности Аварийно-спасательной службы Военно-морского флота (АСС ВМФ), позволяет сделать вывод о том, что в современный период создан серьезный научный задел в разработке этой проблематики: накоплен большой фактический материал, произведены первые выводы и обобщения, намечены основ-

ные направления будущих исследований. Однако в изучении истории АСС ВМФ на Тихоокеанском флоте сделаны лишь первые шаги. В связи с этим представляются крайне важными глубокое осмысление исторического опыта деятельности морской спасательной службы, научный и критический подход к оценке накопленных фактов и событий, введение в научный оборот ранее не использованных источников.

1. Организационная структура АСС.

Деятельность АСС ТОФ за время Великой Отечественной войны подтвердила правильность дислокации подразделений аварийно-спасательного обеспечения (АСО), которые были организованы на основных военно-морских базах на Тихоокеанском флоте, чем была достигнута полная обеспеченность боевой деятельности кораблей флота в аварийно-спасательном отношении. В то же время подразделения АСС выгодно располагались на коммуникациях торгового флота, что имело исключительно большое значение в условиях усиленного грузопотока из США в порты Дальнего Востока.

Одной из особенностей АСС ТОФ являлась дислокация подразделений на громадном водном пространстве и в значительной удаленности от Главной военно-морской базы (ГВМБ). Так, например, от ГВМБ до 14-й аварийно-спасательной группы (АСГ) - 205 миль, до 73-го аварийно-спасательного отряда (АСО) - 660 миль, до 15-й АСГ - 750 миль, до 16-й АСГ - 850 миль, до 74-го АСО - 1410 миль. В силу этого связь с подразделениями была затруднена, подразделения были автономны, и большое значение имела укомплектованность их личным составом (табл. 1), плавтехсредствами и особенно морскими спасателями. Вместе с ростом флота и увеличением перевозок из США в порты советского Дальнего Востока росли и подразделения АСС, как численно, так и в части оснащения их техническими средствами [10].

Аварийно-спасательный отдел ТОФ был создан по приказу НК ВМФ № 0469 от 01.06.1942 и возглавил всю деятельность АСС флота [11]. Все аварийно-спасательные отряды флота и АСГ в з. Владимир (ВО ВМБ) были подчинены АС отделу. Аварийно-спасательные группы на Де-Ка-стринской (ДК ВМБ) и Николаевской (НА ВМБ) военно-морских базах были непосредственно подчинены аварийно-спасательному отряду в Совгавани (СТОФ). Вновь созданные отряд в Петро-павловске-Камчатском (ПВМБ) и группа ВО ВМБ в течение 1942 г. только прошли стадию организации и комплектования.

Таблица 1 - Изменения в штатах подразделений АСС ТОФ за период Великой Отечественной войны

Место

Год Владивосток Советская Гавань ПВМБ ВО ВМБ ДК ВМБ НА ВМБ

1941 Управление Тихоокеанской экспедиции АС отряд - АС отряд АСГ - - АСГ

Отряд

1942 АС отдел АС отряд, судоподъемный отряд под-водно-технических работ (ОПТР) АС отряд АС отряд в стадии организации АСГ в стадии организации АСГ АСГ

1943 АС отдел АС отряд, судоподъемный ОПТР АС отряд АС отряд Упразднен приказом НК ВМФ и создана вновь АСГ АСГ АСГ

отряд

72 АСО 26 ОПТР 73 АСО 74 АСО 14 АСГ 15 АСГ 16 АСГ

1944 АС отдел Штат Штат Штат Штат Штат Штат Штат

2/341-Б 2/342-Г 2/341-Д 2/341-Д 2/343-Б 2/343-Г 2/343-Г

72 АСО 26 ОПТР 73 АСО 74 АСО 14 АСО 15 АСГ 16 АСО

1945 АС отдел Штат Штат Штат Штат Штат Штат Штат

2/341-А 2/342-Б 2/341-Б 2/341-В 2/341-Д 2/343-В 2/341-Д

В начале 1943 г. АСГ в ВО ВМБ была упразднена приказом НК ВМФ, а затем во втором полугодии 1943 г. вновь создана. При этом имело место положение, при котором многие подразделения АСО ТОФ не были укомплектованы, что было характерным почти для всего прошедшего периода (табл. 2) [12; 13].

Таблица 2 - Численность офицерского и старшинского состава по штату и фактически

(на 01.01.1944)

Подразделения АСО По штату Фактически

офицеров старшин офицеров старшин

1 72 АСО 26 113 17 68

2 73 АСО 13 41 7 30

3 74 АСО 9 28 2 7

4 26 ОПТР 7 14 3 17

5 14 АСГ 1 11 0 6

6 15 АСГ 1 5 0 3

7 16 АСГ 1 5 0 4

Большую роль в организации всей АСС флота имело положение об АСС, объявленное приказом НК ВМФ № 05 от 3.01.1944, которое четко определило функции отдела, отрядов, отдельных специалистов и отделений.

2. Опыт проведения специальной боевой подготовки (БП).

За время Великой Отечественной войны вопросам специальной БП придавалось большое значение. Весь личный состав постоянно и систематически готовился к выполнению аварийно-спасательных (АС) и судоподъемных (СП) операций в любых условиях и с кораблями любых типов [14]. Боевая подготовка проводилась по планам, которые утверждались командующим флотом (флотилией), командиром ВМБ - соответственно.

Большую роль в специальной боевой подготовке на ТОФ играли аварийно-спасательные учения, которые проводились регулярно и по возможности во всех базах. Тем самым они выступали наиболее полным и комплексным видом БП, охватывающим личный состав всех специальностей. АС учения являлись наиболее близкими к действительным операциям и вернее всего показывали уровень БП и готовность групп, отрядов и всей АСС к оказанию помощи кораблям флота.

Например, в 1942 г. проведено 8 АС учений. Из них 6 учебных подъемов подводной лодки (ПЛ) и 2 учения по оказанию помощи надводному кораблю. В 1943 г. проведено 9 АС учений. Из них 6 учебных подъемов ПЛ и 3 учения с надводными кораблями. В 1944 г. проведено 5 учебных подъемов ПЛ и 4 учения с надводными кораблями. В 1945 г. проведено 3 учебных подъема ПЛ и 2 учения с надводными кораблями [15].

Таким образом, за 1942-1945 гг. (до начала войны с Японией) было проведено 31 учение, из которых 20 учебных подъемов ПЛ и 11 учений с надводными кораблями. Как правило, учения давали не только тренировку для личного состава АС отрядов аСс ТОФ, но и давали возможность проверить и отработать организацию всего спасательного отдела флота (флотилии, ВМБ).

На учениях испытывались новые методы подъема (например, при подъеме ПЛ «Л-18» с глубины 50 метров в 1944 г. проверен массовый выход водолазов на кислороде). В период подготовки к учениям поводилась значительная работа по подготовке личного состава, по проверке аварийно-спасательного, водолазного имущества, а также устройств на «аварийных» кораблях и плавсредствах АСО.

Проводимые после учений разборы давали возможность выявлять и впоследствии устранять обнаруживаемые недостатки. Результатом учений явилось то, что на практических операциях (подъем подводной лодки «Щ-130», подъем ПЛ «Щ-139») личный состав действовал «как на учении», четко и умело.

АС отдел ежегодно ставил перед всеми отрядами задачи по отработке организации спасательных работ во взаимодействии с кораблями флота и средствами тыла, в результате чего к концу Великой Отечественной войны на советских военно-морских базах Тихого океана были созданы достаточно сильные спасательные отряды.

В результате боевой подготовки за период Великой Отечественной войны на Западе личный состав АСО ТОФ к началу войны с Японией стал хорошо подготовленным для выполнения АС и СП операций, вследствие чего успешно был выполнен план IV квартала 1945 г.

В изучаемый период АС отдел постоянно руководил БП водолазов и легководолазов на соединениях флота, водолазной и легководолазной подготовкой командиров боевых частей (БЧ)^, врачей-физиологов. На ежегодных сборах флагманских инженер-механиков обязательно ставился доклад начальника АСО с вопросом о работе АСС флота и задачах на год.

В 1944-1945 гг. боевая подготовка стала проводиться на основе «Курса спасательных кораблей» КСК-43, что делало ее более целенаправленной и единой для всех подразделений АСО, позволяло вести строгий учет и планирование.

Подводная электросварка и резка, электрокислородная резка прочно вошли в систему АСС. Для систематической подготовки водолазов-электросварщиков при 72 АСО в 1943 г. была создана специальная мастерская, которая в 1945 г. была дополнена бассейном для подводной электросварки и резки размерами 2,2 х 2 м, 2 х 2,5 м. Кроме специально обученных водолазов-

электросварщиков, постоянно работавших при мастерской, там же периодически проходили подготовку водолазы флота и других отрядов. Предмет «Электросварка и резка» осваивался водолазами на всех организуемых для них на флоте курсах и школах и стал основным при повышении квалификации водолаза. Результатом БП по электросварке и резке явилось выполнение крупных электросварочных работ при подъеме ПЛ «Щ-139».

В целях улучшения подготовки водолазов-глубоководников был изготовлен и применялся макет надстройки ПЛ с выгородкой штуцеров, а также со шпигатами для закладки гаков. Макет вместе с закрепленным к нему понтоном затапливался на глубине. После выполнения работы понтон продувался, макет с понтоном всплывал. В результате имелась возможность контролировать сделанную глубоководником работу.

Большое развитие на ТОФ получила подготовка легководолазников, которая проводилась как непосредственно на соединениях флота, так и путем прохождения курсов при АСО ТОФ. Подготовка легководолазников характеризуется следующими цифрами: на ТОФ к 1945 г. было подготовлено около 5000 легководолазников, из них инструкторов легководолазного дела 135 чел. [16].

Поступающая, часто совершенно незнакомая импортная техника осваивалась быстро. Случаев отказа материальной части по вине личного состава не было, что позволяет сделать вывод о большой проделанной работе по обучению служащих моторного парка.

Офицерская учеба проходила регулярно по общему плану отдела и была направлена на подготовку всего офицерского состава к выполнению АС операций, на изучение опыта Великой Отечественной войны и отдельных операций. Офицерский состав, непосредственно участвовавший в операциях, проходил водолазную и легководолазную подготовку. Корабельные инженеры, вновь прибывшие в систему АСС ТОФ, проходили подготовку по специальной программе, что обеспечивало ознакомление их с особенностями АС дела.

На фактических операциях закреплялись практические навыки, пройденные в порядке теоретического обучения. АС операции являлись лучшим видом БП для всего личного состава АСС [17].

Таким образом, анализ особенностей организационной и специальной боевой подготовки Аварийно-спасательной службы ТОФ во время Великой Отечественной войны позволяет сделать ряд выводов:

1. Спасатели АСС ТОФ решали задачи на огромном пространстве и на значительном удалении от баз: северная часть Японского моря, Охотское море, часть Тихого океана от мыса Лопатка до Командорских островов и западная часть Берингова моря.

2. Благодаря такому рассредоточению сил была достигнута полная обеспеченность боевой деятельности кораблей флота в аварийно-спасательном отношении.

3. Несмотря на отсутствие до августа 1945 г. боевых действий на Дальнем Востоке, в условиях напряженной обстановки среди личного состава АСС ТОФ, испытывавшего кадровый дефицит, проводилась специальная боевая подготовка.

4. Итогом грамотной организации и проведения специальной боевой подготовки за период Великой Отечественной войны стала хорошая подготовка личного состава АСС ТОФ к началу войны с Японией для выполнения аварийно-спасательных и судоподъемных операций.

Ссылки:

1. Макаренко В.Г. Подготовка специалистов с высшим образованием на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны // Россия и АТР. 2015. № 2 (88). С. 76-90.

2. Орнацкая Т.А. Деятельность дальневосточных территориальных управлений органов государственной безопасности СССР в 1941-1943 гг. // Военно-юридический журнал. 2015. № 2. С. 15-21.

3. Цуканов С.С. К 100-летию органов безопасности (рецензия на монографию А.В. Грачева, Ю.Н. Ципкина «Чекисты в борьбе за обеспечение государственной безопасности советского Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны») // Военно-юридический журнал. 2017. № 8. С. 30-32.

4. Ткачева Г.А. На алтарь Отечества... Дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. // Россия и АТР. 2010. № 2. С. 5-15.

5. Транспорт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Исторические хроники. М., 2010. 575 с.

6. Hill E.L., Lanore M.L, Véronneau S. Northern sea route: an overview of transportation risks, safety, and security // Journal of Transportation Security. 2015. Vol. 8, no. 3. P. 69-78.

7. Krystosik-Gromadzinska A. The maritime search and rescue service in Poland during the last ten years and today // Bezpiec-zenstwo i Technika Pozarnicza. 2016. Vol. 42. P. 209-218.

8. Илюхин В.Н., Захаров П.В. От ЭПРОНа до федеральной системы поиска и спасания на море Российской Федерации. К 90-летию создания Экспедиции подводных работ особого назначения // Морской вестник. 2013. № 4 (48).

9. Спасатели военно-морского флота / В.Г. Голубев, В.Н. Алюхин, В.И. Максимов и др. М., 1996. 264 с.

10. ЦВМА (Центральный Военно-морской архив, филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 436. Оп. 21. Д. 73. Л. 127.

11. АО ТОФ (Архивный отдел (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток) филиала ЦАМО РФ (архива ВМФ, г. Гатчина). Дело фонда № 94. Выписка из исторической справки. Л. 5.

12. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 73. Л. 128.

13. Там же. Д. 68. Л. 1-119.

14. Там же. Д. 49. Л. 9-157.

15. Там же. Д. 51. Л. 241, 381, 388.

16. Там же. Д. 54. Л. 9.

17. Там же. Д. 73. Л. 130-131.

References:

Golubev, VG, Alyukhin, VN & Maksimov VI (et al.) 1996, Rescuers of the Navy, Moscow, 264 p., (in Russian).

Hill, EL, Lanore, ML & Veronneau, S 2015, 'Northern sea route: an overview of transportation risks, safety, and security', Journal of Transportation Security, vol. 8, no. 3, pp. 69-78. https://doi.org/10.1007/s12198-015-0158-6.

Ilyukhin, VN & Zakharov, PV 2013, 'From the Special Expedition for Underwater Works (EPRON) to the federal system of marine search and rescue in the Russian Federation. To the 90th anniversary of the EPRON', Morskoy vestnik, no. 4 (48), (in Russian).

Krystosik-Gromadzinska, A 2016, 'The maritime search and rescue service in Poland during the last ten years and today', Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza, vol. 42, pp. 209-218.

Makarenko, VG 2015, 'Training of the higher education professionals in the Far East of the USSR during the Great Patriotic War', Rossiya i ATR, no. 2 (88), pp. 76-90, (in Russian).

Ornatskaya, TA 2015, 'The activities of the Far Eastern territorial departments of the state security bodies of the USSR in 1941-1943', Voyenno-yuridicheskiy zhurnal, no. 2, pp. 15-21, (in Russian).

Tkacheva, GA 2010, 'On the altar of the country ... Far East people on the fronts of the Great Patriotic War, 1941-1945', Rossiya i ATR, no. 2, pp. 5-15, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Transport during the Great Patriotic War. 1941-1945. Historical chronicles 2010, Moscow, 575 p., (in Russian).

Tsukanov, SS 2017, 'To the 100th anniversary of security agencies (a review of monograph by A.V. Grachev, Yu.N. Tsipkin known as the Chekists in the Struggle for Ensuring the State Security of the Soviet Far East during the Great Patriotic War")', Voyenno-yuridicheskiy zhurnal, no. 8, pp. 30-32, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.