ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РАСТЕНИЙ В НОВОГРЕЧЕСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Цель данной работы - рассмотреть ряд легенд о происхождении растений в новогреческом фольклоре и проследить, какие мифопоэтические представления греческого народа о растениях нашли отображение в легендах такого рода.
Прежде всего, можно выделить основные модусы возникновения растений в новогреческих народных преданиях: создание, творение растения, превращение человека или мифологического персонажа (далее - МП) в растение, произрастание растения из крови, семени, слез человека или МП. В особую категорию можно выделить истории о появлении того или иного растения именно в месте проживания информанта. Стоит отметить, что последней категории преданий не уделялось должного внимания.
1. Создание растений.
В новогреческой народной традиции с растениями очень часто связаны персонажи так называемой «народной библии»1, что свидетельствует о сильной христианизации греческой картины мира. Если рассматривать мифы о творении растений, то можно отметить, что творцами растений часто оказываются Христос или Сатана, которые являются в народном фольклоре олицетворением двух полярных, иногда почти равных сил добра и зла2. В зависимости от того, кто его сотворил, растение может мыслиться в народном традиционном сознании как «благословенное» или «проклятое». От того, к какой группе принадлежат растения, зависят нередко и их свойства - благотворные или, напротив, вредоносные.
В сборнике критских новогреческих мифов, посвященных растениям и животным, приводится легенда о возникновении ели (Лоиколои^од 1940: 212). Дьявол спорит с Христом, что тот не сможет взобраться на верхушку вертела. Христос принимает спор, делает из вертела лестницу и так взбирается на самую верхушку. На каждой ступеньке этой лестницы появляется зеленая поросль, чудесная лестница превращается в ель. Это предание не только
1 Под этим понятием мы подразумеваем своеобразную интерпретацию библейского предания в фольклоре.
2 Ср. болгарские богомильские представления о двух демиургах, Христе и Сатане.
является мифом о сотворении дерева, но и поясняет, почему ель вечнозеленая. Христос как бы передает ей долю своего бессмертия.
Из растений, сотворенных Христом, названо растение п ллАлоира (разновидность колючего кустарника, бот. «держидерево»). Предание о возникновении этого кустарника также имеет в своей основе мотив спора Христа и Сатаны (Там же). Христос спорит с Сатаной о том, что создаст растение, в которое последний не сможет войти. Примечательно, что колючие растения в народном представлении могут ассоциироваться как с локусом демонических существ, так и восприниматься в качестве апотропея от вредоносного влияния злых сил. Есть ряд легенд, в соответствии с которыми шипы и колючки были даны растениям Богом как награда, как защитное средство. В еще одной критской легенде (ЛоиколоиАюд 1940: 215) говорится, что Бог изначально сотворил все растения без колючек и шипов, но как-то артишок (п аукггара) взмолился Богу, что его плоды постоянно обирают воры, тогда Бог даровал ему колючки, о которые воры поранили руки.
2. Превращения в растения.
Общим мотивом многих новогреческих легенд о превращении часто является проклятие, которое может быть выражено в легенде вербально или подразумеваться. Подобные легенды обычно предполагают совершение героем, героиней какого-либо действия, противоречащего этическим нормам и подлежащим осуждению, проклятию (самоубийство, инцест, оскорбление священных объектов или лиц, непочтительное отношение к родителям и т.д.).
В качестве примера можно привести легенду крымских греков о происхождении тополя, кипариса и граната, в которые превратились девушки, проклятые родителями за свою непочтительность (Филатова 2000: 59-61) или легенду о происхождении яблони от женщины с аналогичным именем, которую Бог покарал за гордыню.
Новогреческая крымская легенда повествует о рыбаке и его жене, у которых были три дочери. Старшую звали Тополиной, среднюю Гранатой, а младшую Кипарисой. Тополина была маленькой и безобразной, Граната очень бледной, Кипариса имела слишком веселый и смешливый нрав. За свои недостатки дочери упрекали и бранили своих родителей, пока те не взмолились небу, чтобы их избавили от гнева собственных детей. Тотчас Тополина превратилась в самое высокое дерево, но без цветов и плодов, Граната - в дерево с красивыми розовыми цветами, которые, однако, не имели запаха, а Кипариса - в дерево, которое из-за своего печального и неподвижного вида стало символом грусти и скорби. В данном случае легенда не только рассказывает о происхождении самих деревьев, но и дает объяснение некоторых их признаков и символики.
Согласно новогреческому народному преданию о происхождении яблони, женщина по имени Яблоня хотела подняться на высокую гору на осле, не испросив божьей помощи. Она упала и разбилась, превратившись в яблоки, из семечек которых выросло дерево яблоня (Рарат^ае1 1975: 48-49).
Этолийская легенда (Лоиколои^од 1940: 215-218) рассказывает о происхождении ежевики следующее: в давние времена жил бродячий торговец по имени Ватод (имя буквально означает «ежевика»). Он продавал ленты, булавки, кружева, бисер. Основными покупательницами его были девушки. Ежевика был очень хорош собой, и поэтому ему всегда удавалось что-нибудь продать, так как девушки приходили иногда только посмотреть на него, а уговорить их купить что-нибудь ему и вовсе не стоило труда. Тогда девушки пожаловались нереидам3, что Ежевика их совсем разорит, если те им не помогут. Нереиды заманили торговца к себе и увидели, что он действительно очень хорош собой. Одна из нереид, по имени Калло (Красавица) позавидовала его красоте и превратила в колючий куст. В этой легенде еще дополнительно поясняется свойство колючего куста, который, подобно назойливому торговцу, хватает человека за одежду.
Мотив превращения в растения МП или сказочного персонажа является распространенным мотивом новогреческих сказок или быличек. Растение в данном случае является временной фито-морфной ипостасью МП или сказочного персонажа. Что касается собственно этиологических легенд, то в них превращение носит постоянный характер, и метаморфоза происходит с персонажем, не обладающим самостоятельной способностью к изменению своего первоначального облика4. Для таких мотивов превращения необходим агент, то есть персонаж, при помощи которого или в результате действий которого свершается превращение: родители проклинают дочерей, Бог гневается за гордыню на женщину, нереиды превращают юношу в ежевичный куст и т.д.
3. Растение на месте погребения.
В основе мифа о происхождении растения может лежать мотив растения, вырастающего на могиле, который является также одним из самых распространенных сказочных или песенных мотивов, связанных с растениями. Так, по этолийскому преданию, ароматная трава мелисса выросла на могиле Мелиссандры, жены Мелиссанд-
3 В новогреческой народной демонологии женские демонические существа, преимущественно представляемые в образе прекрасных девушек, обитательниц лесных долин или заброшенных мест.
4 Характерный признак МП или мифологизированного сказочного персонажа.
ра, которая умерла от тоски, узнав, что ее муж был убит алжирскими пиратами (ЛоиколоиАюд 1940: 214).
Предания о вырастающем на могиле растении отображают представление о том, что растения могут быть вместилищем души человека после смерти. Подобные представления заложены в легендах о вырастании растений на месте пролитой крови, слез и т.д.
4. Растения, вырастающие из крови, слез и т. д.
Предания о происхождении мандрагоры поясняют сходство ее корня с человеком, что отразилось в ее народном названии, особенно распространенном на Крите и некоторых додеканесских островах - каХауврожакг, каХауврожод (от каЛдд ‘хороший’ и ауврюжод ‘человек’). Считается, что это растение произошло из крови или семени повешенного человека, что отражено в другом народном названии мандрагоры - п аухд^) (от аух^ю ‘душить, вешать, давить’). Распространен сюжет о прорастании растения из крови, слез, молока библейских или евангельских персонажей. В большинстве этиологических легенд подобного рода важную роль играет определенный признак растения, например, цвет и форма. Красный цвет растения ассоциируется с кровью, белый - с молоком, слезами и т.д. Мак, согласно новогреческим народным преданиям, вырос из крови Христа (Eццavоu^^ 1960: 61-62). Травянистое растение с белыми цветами, носящее в народной традиции название гцдПауау1ад ёакриа (букв. «слезы Богородицы»), по народному преданию (Лоиколои^од 1940: 213), выросло из слез Богоматери, когда та оплакивала Христа. Примечательно, что в славянской традиции известна так называемая «плакун-трава», тоже выросшая, по народному преданию, из слез Богородицы. Если фитоним «плакун-трава» отражает только «субстанцию», из которой произошло растение, то другое народное название цветка еще более «разворачивает» миф, указывая, из чьих слез выросло растение.
Выше уже было сказано, что некоторые этиологические легенды разворачиваются на основе наиболее ярко выраженного признака растения. Признак может быть имманентно присущ растению с момента его творения, а может изменяться в зависимости от какого-либо события, поэтому в настоящей работе различаются, например, мифы о вырастании растения из крови и мифы об изменении цвета растения в связи с тем, что на него пролилась кровь. Легенды первого типа повествуют о происхождении растения, легенды второго типа как бы поясняют его признак или свойство.
В новогреческих легендах (Eццavоu'^ 1960: 62-63) красный цвет розы объясняется упавшей на ее лепестки кровью Христа. Колюч-
ки появились на розе после грехопадения5. Аромат розы новогреческое народное предание объясняет тем, что на розовом кусте Богородица сушила пеленки. По народному этолийскому преданию (ЛоикопоиХод 1940: 189-193), способность ежевики к быстрому росту в самых непригодных местах была приобретена в результате благословления Христа. В благодарность за то, что ежевика укрыла его от евреев, Христос сказал: «Пусть твоя верхушка станет корнем». С тех пор, по народному представлению, верхушки ежевики, когда разрастаются, прогибаются, уходят в землю и дают новые корни. Несколько иная мотивировка дается в предании из Скьятоса (Крит). Согласно этому варианту предания, Христос прячется в ежевичном кусте от евреев и велит ежевике, чтобы та разрослась. Есть вариант, связывающий ежевику с ветхозаветными героями (ЛоикопоиХод 1940: 189-193). Авраам посылает Исаака за вином, однако Измаил опережает Исаака и приносит ежевичную бражку, выдавая ее за вино, сделанное из винограда. Тем не менее, Авраам благословляет растение, которое дает такой прекрасный напиток, говоря, что пусть как только ветка ежевичного куста коснется земли, она даст в тот же час новые корни. Это предание объясняет также, почему виноград требует труда при возделывании: он, в отличие от ежевики, не получил благословения от Авраама.
Народная легенда поясняет, почему олива дает вкусное масло, которое к тому же используется в религиозной практике. Согласно критскому преданию (ЛоикопоиХод 1940: 184-185), оливковое масло произошло из слез Христа, который спрятался от преследовавших его евреев в кроне оливы. На Кипре в пятницу Пасхальной недели поется следующая песня, повествующая о том, как евреи привязали Христа к оливе, но та отпустила его, за что и была наделена благими дарами:
.. .єкатсау т^ єдпХє^ау єуом каХо ^оіуат^. пкіамош то т^аі крєддофш то пад стпд єХіад тоу кХюуо.
“Еси, єХіа дои, Хисє цє т(аі уа сои 5юсю хар^ уа кацуєїд тєд єХіоисєд сои т^аі уа’у уєцатєд Ха5іу т^аі 5íха тои Хіат^іУ сои цюроу ца цєу Рафт^ош т(аі 5íха тои Хшт(™ сои ц^цау vа сфрау^ош”.
Есєют^, єпоХист^, 'пртєv Киріод катю (P^yад-Olкоv6доu 1962: 190).
.взяли и связали хорошую веревку6, схватили его и подвесили на ветке оливы.
«Отпусти меня, олива моя, дам я тебе за это дар,
5 Ср. с персидским мифом, согласно которому шипы у розы появляются с возникновением зла, воплощенного в образе божества Ахримана.
6 Переводы новогреческих текстов сделаны автором статьи.
плоды твои будут полны масла,
и без маслица твоего ни дитя не окрестят,
и без маслица твоего ни одну могилу не запечатают»7.
Сотряслась олива, освободилась, сошел с нее Г осподь.
Надо отметить, что мотив преследования Христа вообще распространен в новогреческих народных легендах. Как правило, могут называться разные растения, которые спрятали Христа (розмарин, мирт) и которые были впоследствии причислены к благословенным и наделены какими-либо благими свойствами (благоухание, плодородие, долгая жизнь, вкусные плоды и т.д.), но благим растениям противопоставлено в большинстве историй одно растение-«пре-датель», а именно - олеандр.
На Крите известны легенды, мотивирующие горький вкус люпина и олеандра. Когда евреи преследовали Христа, он спрятался в кусте розмарина, и тот специально увял, чтобы не привлекать внимания евреев, мирт стал сильнее пахнуть и усыпил евреев своим ароматом, олеандр же, напротив, хотя ему даже не время было цвести, расцвел, чем привлек внимание преследователей. Про олеандр Христос вспомнил, когда губка с желчью коснулась его губ, и проклял олеандр, который с тех пор и имеет горький, как желчь, вкус. По другой легенде, Богородица изорвала свои одеяния о куст олеандра и прокляла его.
Люпин имеет горький сок, потому что его прокляла Богородица, поранившая об него свои ноги, когда в горе бродила по лугам: «Адє каі си Хоидпошаркіа т^ ткра дои парпд / юд єггаі та хєíХn дои пікра, vа уггп о карпод сои» (ЛоикопоиХод 1940: 196). [Прими же и ты, люпин, мою горечь, / как горьки мои губы, пусть так же горьки будут и твои плоды]. Согласно критской легенде (Там же: 194-195), молочай, имеющий очень едкий сок, тоже считается проклятым Христом, так как выдал его евреям. Однако собранные накануне дня св. Георгия молочай (п уаХа^За) и крапива (п тсоик^5а), пучки которых вывешивают на калитку двора или загона для скота, могут вернуть, по народным поверьям, коровам, овцам и козам способность давать молоко. Молочай наделяется подобными свойствами по названию и по сходству своего сока с молоком. Некоторые растения наказывались за свою гордыню (ЛоикопоиХод 1940: 198-199), как, например, овес (п Ррюдп), который в отличие от кукурузы и пшеницы опоздал на поклон Христу, потому что
7 В отдельных регионах Греции (Крит, Фракия) был принят обряд «запечатывания» могилы: над могилой лопатой чертили знак креста и крестообразными движениями бросали на гроб землю. При этом произносились особые молитвы и совершалось каждение лампадкой. Для разжигания лампадки использовалось оливковое масло.
прихорашивался. С тех пор он имеет обильный цвет, но мало зерна.
Особый случай - легенды, в которых повествуется не только о приобретении растением какого-либо признака или свойства, но и
об изменении его названия. Критское предание (Етфактакпд 1978: 29-34) повествует о а^юуиро или а^юфито, которое раньше называлось аугдфито или аугдуиро. Это дерево, которое позволило Иуде повеситься на своих ветвях, в то время как другие растения отвергали великого грешника. С тех пор оно обрело неприятный запах, хотя до этого благоухало, и даже животные его избегают, а если кто-то из животных пожует его веточки, то у этого животного испортится молоко. Растение меняет не только название, но и свойства, перестает быть «святым растением» (то аугдфито). В данном предании речь на самом деле идет о растении Amgyris foetida (анагирис зловонный). Стоит отметить соотношение вегетативного и одористического кодов в предании. Растение, обладающее некогда приятным запахом, становится при контакте с отрицательным персонажем зловонным. По всей видимости, именно дурной запах становится основой для предания, связывающей растение с повесившимся Иудой. Кроме того, дурной запах растения породил новогреческую поговорку: «М^ кlvєíд тоv аvаyuро» [Не тронь анагирис] .
5. История о появлении растений в Греции.
В новогреческом фольклоре нашли отражение легенды о появлении того или иного растения в топосе информанта: «Так, в записанной нами быличке о происхождении финиковой пальмы рядом с Итилоном или Лимени (возле Ареополя) Ламия уговаривает других нереид убить рыбака, уснувшего в своей лодке: “Жил-был один рыбак. Как-то раз в полдень он рыбачил и сморил его сон. Тогда нереиды забрались в его лодку и догребли до Египта. Там они наполнили всю лодку финиками и поплыли обратно. Тут Ламия, самая некрасивая, маленькая и хромая из нереид, говорит: “Давайте скинем рыбака в море, а то вдруг он проснется и нас увидит?” Люди же не должны видеть нереид. Но все остальные стали ее отговаривать: “Не надо, он же ничего плохого не сделал, а мы без его лодки не достали бы фиников”. И решили они оставить его в покое. Доплыли нереиды точно до того места, откуда взяли лодку, и стали выбираться на берег. Они собрали все финики, но тут рыбак пошевелился, и нереиды исчезли вместе с финиками. Только один финик случайно упал в лодку. Рыбак взял его, посмотрел и выбросил на сушу: финик-то был волшебный, нереиды его привезли, кто знает, что случилось бы с морем, если бы рыбак его туда бросил? И выросла на том месте высокая-превысокая пальма”. По свидетельству многих информантов, еще несколько лет назад
можно было увидеть эту пальму, но теперь ее уже нет» (По-номарченко 2003). Стоит отметить, что в фольклорных сюжетах часто можно найти мотив связи финика и МП. Часто финиковое дерево маркирует в новогреческих быличках место появления нереид, чем мотивирован запрет спать под финиковой пальмой или отдыхать в ее тени, особенно в полдень.
Подводя итоги, отметим, что этиологические предания не только поясняют происхождение деревьев, кустарников, трав и цветов и их основные признаки и свойства, но также отображают связь растений с МП, потусторонним миром, библейскими и евангельскими персонажами, с человеком (как вместилище его души, фитоморфная ипостась). Каждый модус возникновения предполагает набор наиболее распространенных мотивов. Так, в сюжетах о сотворении растений основным мотивом является спор двух демиургов. В сюжетах о превращении в растения речь может идти о полном превращении или о вырастании растения из какой-либо субстанции (крови, слез, спермы и т.д.). Превращение происходит вследствие проклятия родных, священных персонажей, зависти родных или МП.
Важную роль в этиологических легендах о растениях играет признак или свойство растения, которые могут задавать «источник» происхождения (красный цвет - от крови, прозрачный от слез и т.д.).
Легенды о приобретении растением признака или свойства часто имеют в своей основе мотивы проклятия или, напротив, благословения священных библейских или евангельских персонажей. Самые распространенные мотивы такого типа преданий: преследование Христа иудеями, распятие Христа, хождение по мукам Богородицы.
Легенды о возникновении растения в топосе информанта связывают то или иное растение, с одной стороны, с чуждым миром, из которого оно было принесено, но именно поэтому наделяют его особыми (позитивными или негативными) свойст-вами. С другой стороны, принесение растения из другого места можно сравнить с мотивами принесения растения из ада, рая, священного места -мотивами, особенно характерными для на-родных лечебных заговоров.
Информация о происхождении растения может дополнительно фиксироваться в его народном названии. Фитоним иногда указывает на источник происхождения или на «создателя» растения.
Литература
Пономарченко 2003 - Пономарченко К.А. Новогодние и прочие демоны. Опыт изучения мифологических персонажей в Мани // Греческая газета. 2003. № 6.
http://www. greekgazeta. m/archives/nomer06/artides/24. shtml Филатова 2002 - Филатова М. Легенды Крыма. Симферополь, 2002. Papamichael 1975 - Papamichael Anna J. Birth and plant symbolism. Athens, 1975.
E^^avou^X 1960 - E^^avou^X Едд. I. ЛоиХой5ш rai 5év5pa. Mu0oXoyia, icxopia, Xaoypa9ia. A0^va, 1960.
Лоикопо^од 1940 - Лоикопо^од Д. NeoeXX^viKq ^u0oXoyia - Çœa - фита. A0rçva, 1940.
Prçyag-Olкovôдog 1962 - Prçyag-Olкovôдog Г.А. Екш0ои Xaïrag TOXinc^g. A0rçva, 1962.
I^Pa^a^g 1976 - I^Pa^a^g А. Ецц. 0pUXol rai napaSôceeiç тпд Кр^тпд. A0rçva, 1976.
Ключевые слова: новогреческий фольклор, растения, легенды,
этиологический.