стиля жизни. Вышеизложенное подчеркивает исключительное значение физического воспитания детей и необходимость поиска путей его дальнейшего совершенствования с учетом основных тенденций развития дошкольного образования в России. Совершенствование системы физического воспитания детей дошкольного возраста представляет собой сложную комплексную проблему, успешное решение которой зависит от ее ресурсного обеспечения: организационного, научнометодического, кадрового, финансового и материально-технического.
Библиографический список
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
2. Комков А.Г., Кириллова Е.Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - №>1. - С. 2-4.
3. Филиппова С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Дошкольное воспитание. - 1999. - .№12. - С. 36-38.
4. Солодков А.С., Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга // Физическая куль-
тура: воспитание, образование, тренировка. -1999. - №>1-2. - С. 12-15.
5. Ерофеева Т. И. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. - М., 1994. -С. 34-37.
6. Головина О.В., Айзмана Р.И. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизическое развитие дошкольника // Валеология. -1999. - №>1. - С. 47-52.
7. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. -М.: Академия, 2001. - 240 с.
8. Филиппова С.О. Региональный компонент государственного стандарта образования дошкольников в области физической культуры // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. трудов междунар. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 217.
9. Козлов И.М., Правдов М.А., Никифоров Ю.Б. Физическая культура и здоровье дошкольников // Матер. Междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». -СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. ЛесгафГа, 1996. - С. 257.
УДК 37
Гавриш Екатерина Михайловна
Московский гуманитарный педагогический институт
ПРАВОВАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКА: КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Инновационные подходы к проблеме содержания образования детерминируют обращение к феноменам «функциональная грамотность», «правовая функциональная грамотность» и «правовая культура». Автор статьи предлагает теоретико-методическую модель правовой культуры учащегося общеобразовательной школы, содержащую пять логически взаимообусловленных компонентов, отражающих структуру и содержание рассматриваемого концепта.
Ключевые слова: содержание образования, функциональная грамотность, правовая функциональная грамотность, правовая культура, правовое воспитание школьников.
Развитие отечественного образования требует обоснования новых подходов к формированию его содержательной базы. С разработкой соответствующего содержания образования связана и проблема формирования функциональной грамотности учащихся.
Человек, прошедший через определенный этап образования, приобретает необходимую функциональную грамотность, которая может
рассматриваться как мера развития человека, готовящегося войти в мир образованности.
Сам термин «функциональная грамотность» был предложен на Всемирном конгрессе по ликвидации неграмотности, проходившем в Тегеране в сентябре 1965 года [7, с. 15].
Многоплановость феномена «функциональная грамотность» обусловливает наличие большого числа объясняющих его дефиниций. В кон-
220
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Гавриш Е.М., 2010
тексте нашего рассмотрения целесообразно представить некоторые из них. Функциональная грамотность - это:
- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [5];
- индекс грамотности, делающий возможной полноценную деятельность индивида в социальном окружении [6].
Б.С. Гершунский акцентирует внимание на личностной ориентированности категории «функциональная грамотность», показывая ее место в процессе становления личности. По его мнению, в структуру образованности, которая воспроизводит структуру функциональной грамотности, входят такие компоненты, как компьютерная грамотность, информационная грамотность, экологическая грамотность, психолого-педагоги-ческая грамотность, медико-гигиеническая грамотность, художественно-эстетическая грамотность и т.д. [2, с. 90].
Функциональная грамотность становится актуальной тогда, когда приходится сталкиваться с её отсутствием, поэтому необходимо говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной неграмотности. Это очень важный аспект, поскольку, как считают многие эксперты, функциональная неграмотность относится к числу факторов риска современной цивилизации, она способна обернуться и, к сожалению, оборачивается большими потерями и убытками для общества.
Основу формирования функциональной грамотности составляют соответствующие образовательные программы, при разработке которых необходимо учесть:
- многокомпонентную структуру функциональной грамотности;
- минимизацию содержания функциональной грамотности;
- инвариантность функциональной грамотности по отношению к подсистемам образования (общего, профессионального, дополнительного);
- личностную ориентированность образования [4, с. 44].
Подчеркивая интегративный характер категории «функциональная грамотность», В.А. Ермоленко, Р. Л. Перченок и С.Ю. Черноглазкин выделяют ее правовую составляющую. По их мнению, правовая грамотность характеризуется знакомством с нормами реализации избирательного
права, трудового права, семейного права, экологического права, уголовного права, правового регулирования гражданских отношений, а также с видами ответственности за правонарушения, с основами судебного гражданского процесса, с деятельностью арбитражного суда, нотариата, адвокатуры РФ и т.д. [4, с. 45].
Правовая грамотность является базой для формирования у молодого человека гражданской позиции как точки зрения, влияющей на выбор жизненного пути, на построение стратегий взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом.
В условиях общеобразовательного учебного заведения решение задачи становления правовой грамотности учащихся связано с процессами воспитания и образования, предопределяющими роль и значение функциональной грамотности как базового иерархического уровня последовательности «грамотность - образованность - культура».
Следует различать понятия «правовая функциональная грамотность» и «правовая культура» как две степени усвоения правовых знаний и формирования правовой деятельности.
В современной научной литературе выделяется несколько подходов к определению понятия «правовая культура». Так, ряд авторов (К.А. Мо-ралева, Р. С. Могилевский, В.В. Орехов и др.) в правовую культуру включают весь комплекс осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. А.Ф. Гранин, В.Д. Шишкин, Л.С. Явич и др. трактуют правовую культуру как совокупность ценностей правовой сферы, имманентных определенному историческому периоду. Е.В. Аграновский, Е.А. Зорченко, А.Л. Липас, С.Н. Кожевникова рассматривают правовую культуру как способ деятельности, как комплекс приемов, способов, процедур, характеризующих уровень правовой работы, достигнутый обществом.
Как представляется, органичным по отношению к нашему исследованию является определение, данное В.Н. Гуляихиным, который понимает под правовой культурой правовую сферу жизни социума, детерминируемую общественно-экономическим строем и выражающуюся в достигнутом уровне правовой деятельности, правосознания личности и в целом в правовом развитии граждан [3, с. 76].
Круг субъектов правовой культуры достаточно обширен. Необходимо различать правовую
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
221
культуру всего населения, больших и малых социальных групп, отдельных индивидов. На основании тех или иных социальных ролей, выполняемых личностью, правовая культура предстает как правовая культура родителей, покупателей, пассажиров, руководителей, педагогов и т.д. «Перечень субъектов правовой культуры, по-видимому, бесконечен», - считает С.С. Алексеев [1, с. 139].
Нами разработана теоретико-методическая модель правовой культуры учащихся общеобразовательной школы, которая включает в себя следующие компоненты:
- идентификация уровня собственного правосознания;
- правопсихологическая направленность личности;
- усвоение основ правовой ювенологии, де-виантологии, виктимологии;
- интериоризация норм права;
- реализация паттернов правового поведения.
Существенное значение для повышения уровня правовой культуры школьников имеет правовое воспитание, которое выступает в виде систематического воздействия на сознание и поведение субъекта с целью создания у него чувства уважения к праву и формирования навыков соблюдения нормативных правовых актов на основе развитого мировоззрения.
Говоря о правовом воспитании школьников, чаще всего имеют в виду нравственно-правовое воспитание, гражданско-правовое воспитание, этико-правовое воспитание, патриотическое воспитание. Правовая воспитанность ведет к процветанию государства, поскольку правовые знания и правовые навыки являются основой и эффективной экономической деятельности граждан.
Важнейшей задачей правового воспитания является его ориентация на борьбу с правонарушениями и, прежде всего, на профилактику противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у лиц, склонных к правонарушениям.
Однако в основной своей части правовоспитательные мероприятия направлены на законопослушных граждан, педагогическое воздействие на которых осуществляется с целью формирования определенного уровня правовой функциональной грамотности и правовой культуры.
Библиографический список
1. Алексеев С.С. // Государство и право. -1999. - №>8. - С. 136-140.
2. ГершунскийБ.С. Грамотность для XXI века // Советская педагогика. - 1990. - №°1. - С. 89-94.
3. Гуляихин В.Н. Правовая культура: понятие и структура / Сб. науч. ст. ВГПУ Вып. 7, 8. - Волгоград: Перемена, 2000. - 128 с.
4. Ермоленко В.А., ПерченокР.Л., Черноглаз-кин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования / Рос. акад. образования, теории образования и педагогики. - М., 1999. - 228 с.
5. Мацкевич В., Крупник С. Всемирная энциклопедия: философия. - Режим доступа: Ы1р:// worvik.narod.ru
6. Сметанникова Н.Н. Грамотность, единственное или множественное число? - Режим доступа: http://www.Library.ru
7. Тангян С.А . Новая грамотность в развитых странах // Советская педагогика. - 1990. - №°1. -С. 14-19.
222
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010