Хабибуллин Х.Х.,
соискатель (Академия социального образования (КСЮИ))
LEAN SIX SIGMA КАК МЕТОДОЛОГИЯ УЛУЧШЕНИЯ
БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Методология Lean Six Sigma, которая идеально подходит для проектов, направленных на уменьшение объема потерь, длительности бизнес-циклов, их вариаций, а также для увеличения качества продукта, может служить основой для улучшения бизнес-процессов.
В середине ХХ века процесс разделения труда дошел до уровня управления, что сделало менеджмент модной наукой, которую руководители различного уровня активно изучают на практике и в бесчисленных бизнес-школах. За более чем полвека в этой науке возникло огромное число различных направлений, каждое из которых обещает своим последователям успех в бизнесе. Например, М. Хаммер и Дж. Чампи в своей работе по
реинжинирингу [1] перечисляют 14
модных направлений, возникших только за период 70 - 90-х годов. Среди новых течений, возникших в последние десятилетия ХХ века, следует обратить внимание на метод, работающий под
названием «Lean Six Sigma». Вот как
определяет концепцию «шесть сигм» фирма «Дженерал Электрик» в своем кратком глоссарии [2]: «Шесть сигм» - это видение (мечта, vision) качества, равного всего лишь 3,4 дефекта на миллион возможностей для любой продукции или услуги. Стремление к совершенству».
Lean Six Sigma - это проектноориентированный подход к улучшению
продукции организации, её услуг и процессов, а также постоянному снижению проблем в организации. Эта бизнес-стратегия, ориентированная на улучшение понимания требований клиента,
производительности и финансовых показателей, разработанная еще в середине 1980-х годов, позволила многим предприятиям улучшить
конкурентоспособность путем интеграции знаний процессов со статистикой, инжинирингом, управлением проектами [3]. Существует много препятствий и трудностей в успешной реализации Lean Six Sigma , тем не менее, преимущества этого метода для создания управляемой и ориентированной на успех организации велики.
Мы рассмотрим эволюцию,
преимущества и трудности внедрения Lean Six Sigma, а также попытаемся определить ключевые факторы, влияющие на успешную реализацию этого метода.
Существуют два подхода к методологии Lean Six Sigma: статистический и бизнес-подход. С точки зрения статистики, Lean Six Sigma определяется как процесс, имеющий уровень успеха 99,9%, где Sigma это термин, используемый для измерения изменений средних величин [4]. Если организация работает на контроль качества по методике три сигмы, это интерпретируется, как достижение успеха в 93% случаев. Таким образом, Lean Six Sigma является строгой концепцией управления, в то время как большинство организаций до сих пор выступает на три сигмы.
В деловом мире Lean Six Sigma определяется как бизнес- стратегия, которая используется для улучшения прибыльности бизнеса, улучшения результативности и эффективности всех операций, для удовлетворения или превышения потребностей клиента и его ожиданий [5]. Метод Lean Six Sigma был впервые применен в производственных операциях и начал стремительно охватывать различные функциональные области, такие как маркетинг, инжиниринг, закупки, обслуживание и
административная поддержка. В частности, широкое применение Lean Six Sigma стало возможным благодаря тому, что организации смогли четко сформулировать финансовые выгоды от этого метода,
Бизнес-стратегии, инструменты,
связывая процесс улучшения с экономией средств.
Lean Six Sigma - это систематический и подкрепленный данными подход, который использует метод DMAIC - «определить, измерить, проанализировать, улучшить и проконтролировать». А также метод DFSS- использование дизайна в Lean Six Sigma. Основополагающим принципом Lean Six Sigma является придание организации более высокого уровня сигмы посредством строгого применения статистических инструментов и методов [6]. Это, как правило, распространяется на общие проблемы производства. Таблица 1 обобщает бизнес-стратегии, инструменты, методы и принципы шести сигм.
Таблица 1.
Бизнес-стратегии и принципы Lean Six Sigma Инструменты и техника Lean Six Sigma
Управление проектом Статистический контроль процессов
Данные для принятия решений Анализ знания процессов
Инструменты управления изменениями Анализ системы оценки
Управление процессами планирования Дизайн экспериментов
Сбор данных инструментов Внедрение системы оценки качества
Снижение вариативности Регрессионный анализ
Системы поясов (мастер, черный, зеленый, желтый) Создание карт процессов
DMAIC процесс Тест гипотез
Анализ причин
Lean Six Sigma является более всеобъемлющим методом по сравнению с предыдущими инициативами повышения качества, она включает тотальное управления качеством (TQM) и непрерывное улучшение качества (CQI) [7]. Lean Six Sigma включает в себя измерение финансовых результатов, использует дополнительные, более расширенные средства анализа данных, где основное внимание уделяется проблемам клиентов, а
также использованию средств управления проектами.
DMAIC является замкнутым процессом, который устраняет непродуктивные шаги, фокусируется на новых измерениях, а также применяет технологию
непрерывного совершенствования. В таблице 2 представлены основные шаги Lean Six Sigma с использованием DMAIC процесса.
Таблица 2.
Определить (Define) Определение требований и ожиданий клиентов Определение границ проекта Определение процессов путем создания карт процессов
Измерить (Measure) Измерить показатели процессов для удовлетворения потребностей клиентов Разработать план сбора данных Собрать и проанализировать данные
Анализировать Анализировать источники дефектов
(Analyse) Определить вариативность процессов Расставить приоритеты для улучшения процессов
Улучшать (Improve) Улучшить процессы для уменьшения вариативности Развивать альтернативы
Контролировать (Control) Контролировать процессы для удовлетворения потребностей клиентов Разработать стратегии мониторинга процессов Внедрить улучшения в системе и структуре организации
DFSS является системной методологией использования инструментов, которая позволяет организациям разрабатывать продукты и процессы, отвечающие ожиданиям клиентов. [8]. Целью DFSS является достижение минимального уровня дефектов, вариативности Lean Six Sigma, а также максимально положительных результатов на этапе разработки продукции. DFSS-методология
используется для разработки новых продуктов и услуг с критериями, навыками и производительностью метода Lean Six Sigma. Сущностью DFSS является «заблаговременное прогнозирование
качества дизайна и внедрение измерения качества и предсказуемости улучшения на ранних этапах проектирования» [9]. По сути, DFSS-процесс сосредоточен на
Отдельно следует остановиться на применении Lean Six Sigma в финансовом секторе. В последние годы в области финансов и кредитования с целью увеличения конкурентоспособности требовалось
уменьшить время сбора наличных средств и изменения производительности. Типичный проект Lean Six Sigma в финансовых учреждений включает улучшение распределения денежных средств для снижения банковских сборов, автоматические платежи, повышение точности отчетности, снижение дефектов. Банк Америки явля-
инновационных проектах, которые дают более высокий уровень
производительности. DFSS использовался на многих крупнейших предприятиях, в том числе Dow Chemical, WR Grace, Delphi Automotive, Корпорация NCR, General Electric и других технологических отраслях.
Motorola была первой организацией, которая использовала термин Lean Six Sigma в 1980-х годах как часть программы по измерению и улучшению качества. Lean Six Sigma с тех пор успешно применяется в других производственных организациях, таких как General Electric, Boeing, DuPont, Toshiba, Seagate, Allied Signal, Kodak, Honeywell, Texas Instuments, Sony и других, которые сообщили о значительных выгодах и экономии (таблица 3).
Таблица 3.
ется одним из пионеров в реализации концепции Lean Six Sigma для поточной линии операций, привлечения и удержания клиентов. Банк запустил сотни проектов Lean Six Sigma в области кросс-продаж, депозитов и решения организационных проблем. Предприятие сообщило об увеличении удовлетворенности клиентов на 10,4% и о 24%-ном снижении жалоб клиентов после внедрения Lean Six Sigma.
American Express применяет Lean Six Sigma в целях повышения производительности процессов у поставщиков. Другие фи-
Компания\проект Мера измерения Полученная выгода
Motorolla Уровень внутрипроцес-сных дефектов Уменьшение в 150 раз
Raytheon Время, затраченное на техническое обслуживание Уменьшение на 88%
General Electrics Время оборота в ремонтных мастерских Уменьшение на 62%
Texas instruments Финансовые 600 млн долларов
Johnson and Johnson Финансовые 500 млн долларов
Honeywell Финансовые 1,2 млрд долларов
нансовые учреждения, включая, GE Capital Corp, JP Morgan Chase и SunTrust, используют Lean Six Sigma для концентрации усилий на требованиях клиентов [10].
В 2002 году Bechtel Corporation, одна из крупнейших мировых инженерно-строительных компаний, заявила об экономии в 200 млн долларов (при инвестиции в 30 млн долларов) в результате внедрения Lean Six Sigma программы по выявлению и предотвращению дефектов по всей цепочке - от проектирования до строительства.
Не прекращаются научные исследования и разработки методологии Lean Six Sigma и сегодня. Так, Antony и Banuelas [11]в своих работах представили ключевые позиции для эффективного внедрения и реализации проектов Lean Six Sigma в Великобритании в производственных и сервисных организациях.
D.Starbird [12] утверждает, что Lean Six Sigma является частью системы управления для достижения совершенства менеджмента в организациях, и определяет факторы успеха таким образом:
• Определение ключевых процессов, потребности клиентов и мер.
• Увеличение производительности
благодаря отчетности: лидеры должны
поддерживать и отчитываться по статусам активных проектов / ресурсов и результатов готовых проектов.
• Интеграция действующих проектов: выбор проекта и требование регулярных отчетов.
Внедрение Lean Six Sigma требует лояльности топ менеджмента и вложения ресурсов и усилий. Хорошим примером может служить General Electric и его бывший генеральный директор Джек Уэлч, который смог реструктурировать бизнес и изменить отношение сотрудников к Lean Six Sigma . Организационная инфраструктура должна быть создана с помощью хорошо подготовленных людей, готовых к действию.
Многое зависит также от выбора проекта Lean Six Sigma, управления и навыков контроля. Lean Six Sigma проект должен быть реалистичным, организационно и фи-
нансово выгодным и ориентированным на клиентов. Должен существовать четкий набор мер и показателей для включения в них требований заказчика. Проект должен периодически пересматриваться, чтобы оценить состояние, а также качество выполнения методов Lean Six Sigma, документально отслеживать проектные ограничения, главным образом, стоимость, график и масштаб.
Обучение является ключевым фактором успеха в осуществлении методов Lean Six Sigma, поэтому оно должно быть частью комплексного подхода [13]. Четыре различных уровня пояса (Master, Черный, зеленый, желтый) позволяют обеспечить эффективность осуществления проектов. Программа подготовки поясов должна начинаться сверху и быть применена к организации в целом. Учебная программа должна отражать нужды и потребности организации. Подготовка должна также охватывать как качественные, так и количественные показатели. Основное внимание должно быть направлено на повышение эффективности работы управления, а не только для выявления и подсчета дефектов. Интеграция Lean Six Sigma с другими существующими инновационными методами управления делает этот метод еще более привлекательным. Важным вопросом является изменение организационной культуры, которая ставит приоритет качества на стадии планирования. Сильное руководство, лояльность, поддержка и качественный менеджмент имеют приоритетное значение для решения вопросов или разногласий, связанных с осуществлением проектов Lean Six Sigma .
Понимание ключевых особенностей, препятствий и недостатков методологии Lean Six Sigma дает возможность для более эффективного осуществления проектов. Статистические аспекты Lean Six Sigma должны дополняться бизнес - подходом. Тем не менее, в области интеграции и структурирования процессов Lean Six Sigma по-прежнему есть место для совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / пер. с англ.; под ред. и с предисл. В.С. Катькало. - СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1997. - 332с.
2. What is Six Sigma? The Roadmap to Customer Impact. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ge.com/sixsigma/SixSigma.pdf
3. Anbari, F.T. Six Sigma Method and Its Applications in Project Management //Proceedings of the
Project Management Institute Annual Seminars and Symposium [CD]. - San Antonio, Texas, 2002. -
Project Management Institute, Newtown Square, PA.
4. Antony J., Banuelas R. Key ingredients for the effective implementation of six sigma program //Measuring Business Excellence. - 2002. - 6 (4). - Р. 20-27.
5. Antony J., Banuelas R. A strategy for survival //Manufacturing Engineer. - 2001. - № 80 (3).-Р. 119-121.
6. Antony J., Escamilla L., Caine P. Lean Sigma //Manufacturing Engineer. - 2003. - № 82 (4). - Р. 40-42.
7. Anbari F.T. Six Sigma Method and Its Applications in Project Management //Proceedings of the
Project Management Institute Annual Seminars and Symposium [CD]. - San Antonio, Texas, 2002. -
Project Management Institute, Newtown Square, PA.
8. Mader D.M. Design for six sigma //Quality Progress July. - 2002. - Р. 82-86.
9. Treichler D. and other. Design for six sigma: 15 lessons learned //Quality Progress. - 2002. - 35 (1). - Р.33-42.
10. Roberts, C.M. Six sigma signals //Credit Union Magazine. - 2004. - 70 (1). - Р. 40-43.
11. Antony J., Banuelas R. A strategy for survival //Manufacturing Engineer . - 2001. - 80 (3). - Р. 119-121.
12. Starbird, D. Business Excellence: Six Sigma as a Management System //ASQ’s 56th Annual Quality Congress Proceedings, 2002. - Р. 47-55.
13. Antony J., Banuelas R. A strategy for survival //Manufacturing Engineer. - 2001. - 80 (3). - Р. 119-121.