Иоанесян С.И., к.э.н., ИВ РАН
ЛАОС В 2005 году
Данная статья фактически предлагает читателю анализ итогов социально-экономического развития ЛНДР не только в названном году, поскольку он вместил в себя массу событий и официальных календарных дат, имеющих непосредственное отношение ко многим предыдущим периодам общественной жизни страны и требующих осмысления. Так, с точки зрения устремления власти к решению острых текущих и стратегических задач 2005 г. явился последним годом заканчивающейся пятилетки и требовал от государственных структур особой - и деловой, и пропагандистской - активности, в т.ч, адресованной за рубеж. Второго декабря праздновалась 30-я годовщина со дня провозглашения республики, и итоги ее существования должны были подтвердить правильность политики и Народно-революционной партии Лаоса, и руководства ЛНДР, идущей «рыночным путем к созданию в будущем социалистического строя», как подчеркнул тогдашний президент Кхамтай Сифандонг на торжественной церемонии по случаю Дня республики. 22 марта был 50-тилетний юбилей ведущей партии Лаоса, а 13 декабря отмечалась 85-я годовщина со дня рождения ее основателя и бессменного руководителя и фактического архитектора новационной политики рыночных реформ в ЛНДР Кейсона Фомвихана (умер в 1992 г.)
Прежде, чем перейти к результатам прошедшего тридцатилетия, a propos, хотелось бы затронуть тему революционных преобразований в Лаосе. Если 2 декабря 1975 г. было политической революцией, переходом от монархии к республике, то период, начавшийся во второй половине 1980-х годов в стране, можно считать революцией структурно-экономической, вновь ставшей бескровной, безболезненной; народ принял эти рыночные реформы - они имеют социальную направленность, поддерживают политическую стабильность в стране, проводятся постепенно, с необходимой корректировкой в соответствии
с лаосскими реалиями, и, больше того, достигли вполне достойных макроэкономических результатов.
Важно подчеркнуть, что ЛНДР, идя путем строительства уже признанных моделей преобразования хозяйства, тем не менее, выбирает свои форматы этой деятельности. Главный из них - непосредственное, но в определенной пропорции участие государства в реформировании и развитии тех или иных сегментов экономики. Оно не только возглавило работу по реализации приемлемых способов перехода страны к открытой экономике, но и взяло на себя полное руководство такими «стратегическими» видами производства, как энергетика, некоторые добывающие отрасли, транспорт и связь, лесоводство, подвергаясь при этом нелицеприятной критике со стороны западных экономистов и политиков за «коммунистические формы управления процессом преобразований», но ими, одновременно, признается, что лаосские власти гибко реагируют на эти нападки, ссылаясь на имеющиеся в ЛНДР особенности географического, исторического, традиционного, демографического и ментального характера.1
На наш взгляд, самый главный итог 30-летия состоит в том, что нынешняя экономика Лаоса, со всеми ее современными сложными проблемами, это уже экономика роста, развития, а не стагнация, которая существовала и в год получения государственной политической свободы, и в первые 5-10 лет республики. Сошлемся еще на одну фразу из выступления К.Сифандонга: «За эти годы Лаос совершил беспрецедентный рывок в смысле экономического прогресса. НРПЛ, будучи привержена марксизму-ленинизму, вместе с тем, взяла на вооружение новейшие методы управления этим процессом, отвечающим
1 Подр. См.: Морев Л.Н. Зримые приметы новой жизни. - Правда, 2-5, 12.2005; Иоанесян С.И. Лаосский вариант перехода к рынку. - Азия и Африка сегодня. 2006, № 1. Следует обратить внимание читателя и на научные дискуссии, ведущиеся сейчас в России о ее собственных отличиях переходного периода к рынку и демократическому развитию общества.
требованиям времени, его вызовам и императивам». Трудно не согласиться, по крайней мере, со второй частью приведенного утверждения. Кратко президент перечислил следующие основные положительные результаты государственной социально-экономической политики прошедшего 30-летия: общее улучшение хозяйственной ситуации в стране; илирокое распространение рыночных отношений, в экономику вернулся частный сектор, более цивилизованным стало качество жизни населения, успешно выполняются задачи, направленные на устранение бедности, в т.ч. в отдаленных горных сельскохозяйственных районах; внедряются новые технические методы во всех видах производства, включая аграрный сектор, развивается людской потенциал. Повысился имидж Лаоса как партнера зарубежного капитала, так и объекта достижений информационнотехнологической революции в мире.
Видимо, эти успехи дают основания Лаосу рассчитывать на выполнение через 10-15 лет государственной программы выхода из одиозного числа наименее развитых стран и впервые приступить к разработке т.н. «дорожной карты» модернизации экономики по примеру других развивающихся территорий мира и введении ее в действие. К тому же правительство расширило свою деятельность по составлению земельного кадастра, устанавливающего права владельца на землю (работа эта весьма трудоемкая, ибо требуется установление не только владельца земли, но и ее общую площадь, место расположения, конфигурацию и цены участков, как и качество почв и доходность производства. Проект рассчитан на 2004-2008 гг. и создается с помощью Всемирного банка.
Эти выводы подтверждаются официальными статистическим и данными правительства и других государственных органов. Со времени введения рыночных реформ рост экономики в среднем ежегодно был близок к уровню 6%, а в 2005 г. впервые достиг показателя в 7,2%; подушевой доход с 76 долл. в 1975 г. поднялся к 2005 г., по разным данным, до 450-почти 500 Долл., притом, что за 30 лет численность населения выросла с трех до шести млн. человек, что
для редконаселенного Лаоса, испытывающего дефицит рабочей силы, очень важно.2
Диверсифицировалась товарная структура внешней торговли; за последние 25 лет торговый оборот увеличился в 7,5 раза (при этом стоимость экспорта почти вшестеро, импорта - в 13,5 раза). Сейчас в сельском хозяйстве действует до 15 тысяч ирригационных систем; по данным за 1990-2005 гг., территория под малоурожайным суходольным рисом -хай- сократилась втрое (до 53,2 тыс.га). Производится более 2,3 млн.т падди, что полностью покрывает потребности страны в зерне, даже создаются некоторые запасы и излишки на экспорт.
По сравнению с 1975 г. производство электроэнергии выросло с 1,5 млн.кВт/ч до 2,5 млн., что обеспечивают 11 ГЭС; оно идет на местное потребление и за рубеж; электричеством впервые стало пользоваться половина лаосского населения; появились солнечные установки. Таким образом, решается задача развития страны как регионального электроэнергетического центра с опорой на ГЭС Нам-Теун 2 (только экспорт этого продукта в Таиланд должен в 2009 г. составить 1,070 мегаватт стоимостью до двух млрд. долл.)
Число промышленных предприятий достигло более 26 тысяч единиц. Резко выросла дорожно-мостовая сеть, в т.ч. мощеных трасс и других доступных наземных путей, речных переправ, включая международные, соединяющих Лаос с Таиландом и Вьетнамом, что должно позволить ему к 2007 г. стать удобным транзитным пунктом для всей АСЕАН. К тому же, быстро развивалась мобильная и прочая телефонная связь; Л НДР присоединилась к интернетскому
2 В улучшении демографической ситуации в ЛНДР сыграли три основных фактора: приток в страну бывших беженцев, повышение качества жизни народа и совершенствование работы соответствующих статистических служб. При этом процент рождаемости совпадает с ООНовскими параметрами, необходимыми для развивающихся стран.
сообществу. Рост добычи самых разнообразных уже известных и новых полезных ископаемых в горных районах является важным фактором экономического прогресса Лаоса, ибо способствует развитию провинциальных территорий, обеспечивает тысячи рабочих мест для местного населения и приток иностранного капитала в различные горнодобывающие отрасли.
Успехи в социальной сфере: за годы республики грамотность среди жителей увеличилась на 25%, построена масса школьных и дошкольных учреждений, профтехучилищ и несколько университетов, расширилась сеть медучреждений, в т.ч. занимающихся борьбой со СПИДом, наркоманией, полностью ликвидирован полимиэлит и многие прочие болезни. Продолжительность жизни выросла с 40 лет до 61 года. Добавим, что в разы увеличился состав национальных кадров, а лишь число учащихся высших и средних профессиональных школ умножился за 1975-2005 гг. со 145 человек до 35,5 тысяч.
Особое внимание власти уделяли привлечению в лаосскую экономику иностранных инвестиций и донорской помощи. Приведем любопытные цифры: первые 10 лет республика получала в виде безвозмездных грантов суммы, из которых поступало от социалистических стран примерно 80%, в следующее пятилетие эта цифра снизилась 62%, в дальнейшем опустившись практически до нуля, а их место заняли, причем в нарастающем ритме, развитые государства, например, Япония, США и многие другие. В 2004/2005 фин.г. ЛНДР получила в качестве донорских вливаний 415 млн.долл. Этому процессу способствовала активная дипломатическая деятельность лаосского правительства (сейчас ди-потношения имеются со 122 странами мира (в 1975 г. их было всего 43); с 50-ю из них поддерживаются торговые связи. ЛНДР - член большинства крупнейших международных организаций и с 1997 г. Ассоциации стран ЮВА, что стало важным фактором ускорения экономического развития Лаоса и расширения его партнерства в мире и регионе. С 1998 г. ЛНДР имеет статус наблюдателя в
ВТО. К тому же НРПЛ поддерживает дружеские отношения со 100 политическими партиями за рубежом.
Продолжая тему интеграции ЛНДР в мировую экономику и информаци-онно-технологическую среду, можно констатировать, что республика за 16 реформаторских лет небезуспешно, с теми или иными трудностями проводила политику поиска своей собственной торговой ниши. Раньше это был традиционный лес, олово и т.п. товары, а всего несколько лет назад на рынки, например, США, Японии, Австралии стала поступать лаосская «экзотическая» продукция народных промыслов (вазы, украшения для интерьеров, предметы искусства), приобретаемые простыми гражданами и музеями, регулярно проходят выставки этих изделий, увеличивающие спрос на них. Подобные новационные товары позволили успешно участвовать Лаосу в марте 2005 г. во Всемирной выставке «Экспо-2005» в Японии. В числе предметов, размещенных на стендах ЛНДР, были изделия из шелка, хлопка, серебра, образцы полезных ископаемых, а также продукты питания (соль, пиво, кофе и т.п.), Как сказал представитель от «Lao Trade Promotion Centre», эти товары прошли строгий отбор с точки зрения их качества и наличия спроса на зарубежных рынках, при этом подчеркнул, что если какие-то из них не найдут своего покупателя на выставке, Лаос ими не будет торговать в дальнейшем; он обратил внимание на то, что в мире (например, в Японии, Европе) многие из них признаны как качественная и уникальная продукция и стоит недешево. Уже получено значительное число заказов из-за рубежа на многие предметы традиционного лаосского ремесла, отправляемые по почтовой связи. Добавим, что необходимый опыт выставляемых товаров ЛНДР приобрела еще в Ганновере в 2000 г., в Японии же ассортимент товаров был заметно расширен за счет поставок в адрес «Центра» из всех провинций Лаоса. Государство рассматривает эту деятельность как необходимую часть мероприятий, направленных на развитие экспорта и социально-экономической сферы, а также на расширение сотрудничества с мировыми партнерами, во многих
областях, не исключая культурные связи. На организацию выставки понадобилось почти 100 тыс .долл., часть которых дотировало японское правительство.
В заключение общей части статьи, касающейся прогрессивных социально-экономических сдвигов в Л НДР за 30 лет, естественно, надо обратить внимание и на другую сторону вопроса: показательно в этом отношении, что власти не игнорируют массу недостатков и недоработок своей политики преобразований и круга предстоящих трудностей. Так, в 2005 г. на весенней сессии Национального собрания ее председатель Саман Виякет особо отметил множество проблем, тянущих страну назад - неудовлетворительные показатели сборов доходов в государственный бюджет, недостаточные, в сравнении с запланированными, цифры государственных капиталовложений в экономику вообще и в развитие товарного сельскохозяйственного производства, особенно, острые проблемы улучшения социальной жизни населения, значительный внутренний и внешний долг. Вместе с тем, на этой же сессии С.Виякет высказал обоснованное им мнение, что работа Национального собрания стала более демократичной и продемонстрировал это практикой возврата некоторых его инициатив обратно в правительственные органы с целью их доработки. Такие инициативы касались, например, законов о налогах, пошлинах, ипотечных банковских кредитов, деятельности гражданской авиации, противодействия коррупционным действиям. К этому можно добавить, что другим проявлением демократического развития ЛНДР, отличающим его от дореформенного периода, следует отнести большую открытость власти с точки зрения проведения в жизнь ее социально-экономической политики. В газетах как правило стали публиковаться годовые и пятилетние планы развития страны с последующими материалами об их реализации. Пример - официоз «Вьентьян тайме», где в начале 2005 г. Комитетом планирования и инвестиций были представлены цифры и объекты развития, включенные в 2004/2005 ф.г., затем в декабре 2005 г. публиковались основные итоги исполнения, при этом не затушевывались наиболее важные недостатки проделанных работ как на местном, так и центральном уровне, что,
напомним, трудно было встретить в государственных документах первых лет республики.
Таким образом, судя по всем материалам - отчетам правительства, международных экономических организаций, публикациям национальной прессы -партийно-государственная политика в области экономики Лаоса в исследуемый период в целом носила целенаправленный, конструктивный и плодотворный характер и, одновременно, нельзя не оценить тот факт, что правительственные органы не чужды самокритики своей реформаторской деятельности, при этом конечно, брался на вооружение и опыт соседних быстро развивающихся стран, и международная консалтинговая помощь и содействие. Появление в 2005 г. «дорожной карты ЛНДР» не было случайностью, Приветствуя все выше сказанное, можно сослаться на завершающую часть отчетного доклада лаосского Премьера в 2005 г. Там было сказано так: «Страна, освободившаяся от иностранного ига, осуществляла лозунг - в новой борьбе лаосские народы все вместе достигнут свободы от нищеты».
Проводя экономический мониторинг общественной жизни ЛНДР непосредственно в 2005 г., в первую очередь следует отметить, что одновременно с проведением дальнейших реформ хозяйства правительство держало в поле своего зрения массу вопросов, касающихся хода выполнения государственных годовых социально-экономических планов, вникая в самые мелкие вопросы их реализации и занимаясь текущими проблемами. Так, деятельностью «Фонда ЛНДР по ликвидации бедности», созданного ранее, было охвачено уже не 14 округов, а 34, в которых особое внимание отдавалось малым и среднемасштабным проектам развития - их число за конец 2005 г, - май 2006 г. выросло с 400 до 670.
В прессе выступали многие представители власти с информацией о проводимой в стране политике, не скрывая наиболее важные трудности как спонтанные, так и хронические. Как подчеркивалось в отчетах международных организаций, в 2005 г. существенно продвинулись реформы по улучшению инве-
стиционного климата для бизнесменов, более открытым стал режим торговли страны, принимались меры, направленные на совершенствование менеджмента в области государственных расходов и мобилизации внутренних доходов. Вместе с тем, предприятия, являющиеся госсобственностью, переструктурирова-лись очень медленно в связи с бюрократическими проволочками и недостатком компетентности чиновников. Особое внимание уделялось национальной программе избавления от нищеты (она подверглась обновлению с точки зрения улучшения механизмов ее реализации и подготовки новой редакции, предназначенной для рассмотрения ее на предстоявшем в марте 2006 г. УШ-м съезде НРПЛ; программа должна была сменить прежнюю - «Национальный план социо-экономического развития» (ШОР) на «Стратегию национального роста и избавления от бедности» (НОРЕБ), рассчитанную на 2006-2010 гг.).
В числе спонтанных проблем было очередное крупное наводнение в августе и тогда же произошло повышение цен на топливо в связи с их ростом на мировом рынке (дизельное топливо - почти на 1%, но все остальные его виды -на 6-7,5%, хотя, по ряду источников, эта цифра превысила втрое цены конца
2004 г.). Эксперты лаосского Национального исследовательского экономического института назвали этот феномен явной угрозой для достижения запланированных темпов развития, в том числе ВВП, необходимых для сближения лаосской экономики со странами АСЕАН. Правительство даже опасалось, что республика не сможет достичь индикативного показателя этих темпов и опуститься до 4,5%, что могло отразиться на жизненном уровне простых граждан, ибо цены на продукты и транспортные перевозки резко подскочили. Оно пошло на сокращение госзапасов инвалюты, чтобы увеличить потребительский импорт и срочно выработать необходимые меры по увеличению экспортной прибыли. К чести правительства, надо сказать, что это подстегнуло его активность по выработке адекватных зако н о дате л ьных актов, направленных на решение поставленной задачи, о чем см. ниже. Кроме того, власти обратились к частным
и государственным предприятиям экономить топливо вообще и ограничить его ввоз, а также временно сократить не самые необходимые наземные поездки по стране и в Таиланд, как и расходы на покупку дорогостоящих транспортных средств.
В июне 2005 г. на границах Лаоса было создано несколько пропускных пунктов с целью обеззараживания машин, идущих в ЛНДР, и профилактики проникновения на ее территорию птичьего гриппа. Осенью, в связи с тяжелыми последствиями цунами в ЮВА, правительство призвало население присоединиться к числу доноров помощи странам, пострадавшим от стихии.
Конкретные результаты развития экономики Лаоса в 2004/2005 ф.г. оценены председателем правительства Б.Ворачитом как вполне успешные, о чем он доложил Национальному собранию на очередной осенней сессии. С этим можно вполне согласиться, особенно учитывая, что фактические цифры выполнения годового плана по большинству показателей были превзойдены. Так, рост ВВП достиг 7,2% по сравнению с прогнозом всего в 6,5% - 7%; уровень инфляции не превысил 8% (прогноз •• 11%).
По заключению экспертов Всемирного банка, макроэкономическая ситуация в стране оставалась стабильной, несмотря на спонтанные всплески цен в зависимости от сезона и влияния мирового рынка топлива (цифры приводились разные). Если в мае предыдущего года эти показатели достигали 12%, то в мае 2005 г. лишь 6%, что явилось результатом проведения финансовых мер по регулированию бюджетных расходов, начатого еще годом раньше, и контролю за сбором налогов (с тем, чтобы они составляли не менее 11% ВВП). Стоимость доллара в среднем не превышала 10,6 тыс.кипов, запасы инвалюты, возросшие с 227 млн.долл. до 235 млн., т.е. оставались в сумме, достаточной для трехмесячного импорта, и по признанию специалистов ВБ, в стране отсутствовали негативные факторы, могущие дестабилизировать эту ситуацию.
Рост сельскохозяйственного производства составил 3,5% (его доля в ВВП не превышала 45,4%), промышленности, соответственно, 13%, услуг -8%, туризма - 14% , выросла стоимость экспорта - с 302 до 321 млн .долл. или на 21,7%; доля бедных семей уменьшилась на 35 тыс., хотя она едва достигала 70% от плана, и в числе самых бедных жителей еще оставалось почти 167 тысяч человек, т.е. 20% от общего состава населения.
Сумма внешнего долга хотя и выросла номинально с 2,2 млн.долл.до 2,4 млн., но его доля в ВВП сократилась с 91,5 до 85,4%. Общая стоимость ВВП за два финансовых года увеличилась с 2451 млн, до 2833 млн.долл.; подушевой доход составил 490-500 долл.
Более разнообразной была структура экспорта, ибо начали вывозиться не только сырье и необработанная продукция (минералы, золото, ротан, бамбук, кофе), но и промышленно-ремесленные изделия (см. выше) лесоводства, сельских, скотоводческих хозяйств, обрабатывающих, энергетических предприятий и швейных (последние стали выходить на более высокие позиции, и в 2005 г. их прибыль составила 91,5 млн, долл. по сравнению с 89 млн. в предыдущем), доходы за счет продажи электроэнергии поднялись с 63 до 65 млн. долл за один год, сырья и лесопродукции - с 56 до 62 млн.)
Одновременно с этим сохранялась тенденция к росту стоимости импорта, включая ввоз товаров роскоши. Основными предметами ввоза были сельхозтехника и другое оборудование (в т.ч. предназначенное для спортсооружений), топливо, электроприборы, стройматериалы, электроника, запчасти, одежда и упомянутые автомобили. Поддерживалась и вторая хроническая тенденция ~ дисбаланса внешней торговли, но в 2005 г. он был ниже предыдущего года: соответствующие цифры ~~ 398 млн.долл. и 451 млн.
В завершение данного раздела приводится репрезентативная таблица динамики доходной и расходной части центрального бюджета Л НДР; она под-
тверждает необходимость выполнения рекомендаций экспертов ВБ по совершенствованию его структуры и доведения до т.н. «бюджета развития».
Бюджетные доходы, 2003-2005 ф.гг., млрд.кипов
Доходы и гранты 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Всего 2794 3104 3741
В т.ч. I Налоговые и неналоговые поступления 2341 ; 2821 3230
II Г ранты 453 283 511
%% от ВВП
Всего 13,5 12,39 12,95
В т.ч. I 11,05 11,26 11,18
II 2,13 1,13 1,77
Бюджетные расходы
Всего 4017 3967 4846
I текущие расходы, включая зарплату 1527 1890 2391
II капитальные вложения 2370 1853 1350
III возмещение долга и чрезвычайные расходы 120 224 105
%% от общей суммы расходов
100 100 100
! 38,0 47,6 49.3
II 59,0 46,8 48,5
III 3,0 5,6 2,2
%% от ВВП
100 100 100
Всего 18,9 15,8 16,8
I 7,2 7,5 8,3
II 11,1 7,4 8,1
III 0,6 0,9 0,4
Источник: Lao PDR Economic Monitor, The World Bank Vientiane Office, oct.
2005, c.3,5.
В официальной лаосской статистике дается следующий комментарий: структура национального бюджета в 2003-2005 гг. складывалась из двух частей.
Первая - ассигнования, сделанные непосредственно государством и полученные им либо из внутренних ресурсов (12%), либо за счет грантов, помощи и займов (88%); вторая - мобилизованные средства от бизнеспредприя гий как частных, так и государственных, действовавших внутри и вне Лаоса. При этом 2/3 всех финансов предназначались на экономический сектор, 1/3 - на социальный и культурный. Общая сумма расходов на эти объекты хозяйства в 2005 г. на 2% превысила составляющую той их части, которая была выделена из объема ВВП.
На основе приведенных данных легче понять рекомендации специалистов ВБ, которые были представлены правительству ЛНДР, чтобы поддержать стабильную экономическую ситуацию в стране и заключались в следующем: ему необходимо сосредоточить свое внимание на трех основных проблемах оздоровления бюджета. Первая - продолжающийся прессинг роста зарплат госслужащих; хотя они оставались низкими, но номинально подросли очень заметно в
2005 г., что «создало для увеличения ВВП серьезную угрозу». Вторая - недостаточные (об этом писалось и раньше) сборы роялти в лесоводческом секторе; необходимы большая централизация таможенных сборов, улучшение менеджмента со стороны провинциальных налоговых служб и текущего финансового мониторинга соответствующими государственными ведомствами за сборами налогов, как и контроля за предоставлением льготного налогообложения на доходы бизнесменов. Неизбежно также и контролирование условий получения юридическими лицами банковских заемных средств и распределения их между ними. Третья - - слабое использование механизмов сокращения выдач коммерческими банками кредитов на некоммерческой основе и в убыстренном темпе по причине развивающихся процессов коррупции и непотизма, что вошло в число наиважнейших последствий инфляционного давления и роста долгов банковским структурам.
Всемирным банком негативно оценивается лаосская государственная практика выделения малых показателей сумм, предназначенных на общие расходы, по отношению к ВВП. После кризиса конца прошлого века затраты на
образование и здравоохранение имели долгое время тенденцию к снижению с точки зрения их подушевого распределения. Но с 2001 г, правительством ЛНДР, чтобы уменьшить дисбаланс между капитальными и текущими расходами, вновь взят курс на увеличение последних т на зарплаты служащим (в 2004/2005 ф.г. соответственно, на 2 и 0,8%). Но и это признано еще опасно высоким, ведь налоги, несмотря на их значительный номинальный рост, едва превысили 1/10 часть ВВП. Таким образом, необходимость дальнейших преобразований финансовой сферы ЛНДР остается в поле зрения экономистов республиканских ведомств.
Сложной в 2005 г. была инвестиционная политика лаосского государства, связанная с недостатком у него ПИИ в строительство крупных объектов экономики - это новый курс правительства, начатый именно в конце пятилетки, ибо раньше речь шла в основном о создании с помощью зарубежного капитала лишь некрупных хозяйственных подразделений. Хотя общая сумма капиталовложений за один финансовый год выросла с 2158 до 2227 млрд.кипов, но доля в ней государственного участия уменьшилась. По этому потребовалось обновление инвестиционных либеральных реформ с целью привлечения больших средств из-за рубежа, вложенных в лаосскую экономику. Правительство приступило к выработке списка приоритетных инвестиционных объектов — строившихся или требующих серьезной модернизации - не получивших достаточное бюджетное обеспечение. Правительство сочло необходимым создать более совершенные механизмы для улучшения инвестиционного климата благодаря использованию таких мер как сокращение бюрократических требований, предъявляемых инвесторам при оформлении их деятельности в Лаосе, определенная децентрализация получения ими разрешительных документов на ввозимое в страну сырье, оборудование, машины и прочие материалы. Предусмотрено также принятие новых постановлений правительства о списке тех небольших или средних предприятий, которые имеют предпочтение перед другими, а также прочих декретов о льготах для некоторых видов иностранного бизнеса,
например, пришедшего из Таиланда или Китая.
К законодательной деятельности правительства непосредственное отношение имела разработка новых юридических актов о стимулировании частного местного предпринимательства, имеющего экспортную ориентацию; они ужесточали требования к подобному бизнесу по части качества, количества и ассортимента их продукции, соблюдения налоговой дисциплины, устойчивости и надежности его связей с зарубежными партнерами, отбора претендентов по конкурсу и, по-прежнему, использования ими местной рабочей силы, как и местного сырья. Улучшилось законодательств о и в области отечественного туризма и растущей фармацевтической промышленности. Постановление правительства касались также требования соответствующих государственных органов проведения ими мониторинговых работ по строительству провинциальных ГЭС, добывающих предприятий, например, по золотодобыче, выходящей в лидеры среди прочих видов экспортных товаров.
В конце 2005 г. правительство приступило к работе по совершенствованию законодательства, в отношении рынка облигаций, считая это важной проблемой для привлечения инвестиций в экономику Лаоса различных участников намеченного процесса -- государства, частного бизнеса и международных спонсоров. Подобную деятельность по улучшению функционирования названного рынка и приведения его к мировым стандартам пока предусмотрено усилить в ближайшей пятилетке, и власти надеются выработать адекватные пути его регулирования в самые короткие сроки, поскольку, как они считают, нововведения сыграют особую роль для роста экономического сотрудничества с АСЕАН, и, соответственно, убыстрения темпов развития всего экономического и социального комплекса ЛНДР.
Министерство финансов республики обратило внимание на то, что в ЛНДР отсутствуют законы, которые, как правило, уточняют требования к странам-членам ВТО, например, касательно импортных тарифов: как показала практика, в Лаосе они базировались не на реальных, а на приблизительных це-
нах на ввозимые товары, и республика, будучи членом АСЕАН и претендуя на вхождение в ВТО, обязана пересмотреть соответствующий юридический казус; это поможет Лаосу завоевывать большее доверие потенциальных инвесторов и, более того, будет способствовать сокращению масштабов коррупции, а также повышению неоправданно низких цен на ряд товаров и увеличению доходней части госбюджета. Текст нового закона был направлен в Национальное собрание. Кроме названных правовых актов, уже приняты антикоррупционный закон3, и о развитии банковской ипотеки, считающиеся важными с точки зрения решения в стране социально-экономических стратегических задач.
Внешние связи, которые играют колоссальную роль в модернизации лаосской экономики, в 2005 г. были активными и даже расширились как географически, так и в политическом и экономическом разрезе. В декабре были установлены дипломатические отношения со 122-й страной мира ~ Федеральной Республикой Эфиопия. ЛНДР принимала у себя 23-ю конференцию Асеановской Организации технических проектов. На ней, помимо обсуждения вопросов по повестке дня (главный из которых - это внедрение новых методов выработки стандартов технического оборудования в странах региона) прошла церемония вручения почетной медали АСЕАН премьер-министру ЛНДР как лидеру одного из ее членов). Встреча была признана очень полезной для лаосской технической элиты с точки зрения обмена опытом с другими международными партнерами и учета их рекомендаций по развитию национального эконо-
3 Подпись ЛНДР под конвенцией ООН о противодействии коррупции и борьбе с ней в рамках международного сотрудничества позволяет более эффективно и беспощадно, как считают в лаосском правительстве, противостоять этому опасному и феноменальному явлению, препятствующему социально-экономическому развитию общества на пути становления рынка. С этой целью была поставлена задача создать специальные механизмы выявления случаев коррупции и борьбы с ней на основе общемировых стандартов.
мического потенциала. Во Вьентьяне состоялось еще одно подобное мероприятие - встреча представителей стран ЮВА в рамках конференции Комитета по науке и технологиям АСЕАН, где обсуждались вопросы экономического взаимодействия внутри самой организации.
Почти полтора десятка стран и около 20 различных международных банков и организаций, оказывали помощь Лаосу в развитии его народного хозяйства, притом парадигма их деятельности все больше склонялась в сторону повышения уровня развития провинциальных районов. Это Австралия, Бельгия, Вьетнам, Германия, Дания, Индия, КНР, Канада, Люксембург, Новая Зеландия, Норвегия, США, Финляндия. Швеция, Швейцария и Южная Корея, а также Аз-банк развития, ВБ, Японский банк международного сотрудничества, МВФ, Норвежский Фонд развития. Международный Фонд сельскохозяйственного развития, ОПЕК, ООНовская программа развития (ПРООН), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), Комитет ООН по контролю за оборотом наркотических средств, Комитет по Меконг/, ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию), Международный продовольственный Фонд, ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО, МОТ.
Конкретную помощь Лаосу в апреле 2005 г. оказала Япония, выделив его правительству сумму в 300 млн.йен на закупки продовольствия жертвам весеннего наводнения. Месяцем раньше она объявила о списания с ЛНДР долга в 594 млн.йен, взятых республикой у Банка международного сотрудничества на строительство ГЭС-Нгум-2, а также передала ей несколько новых начальных школ и ряд грантов на другие объекты провинциального значения.
В начале года при спонсорстве Китая был закончен проект строительства ГЭС на реке Нам Манг (провинция Вьентьян) и подписано двустороннее соглашение о создании в провинции Пхонгсали новой ГЭС,что стало пятым по счету предприятием подобного профиля на этой территории.
Таиланд, в связи с возрастающими там потребностями в электроснабжении, продолжил свою линию на расширение взаимодействия с ЛНДР, за-
купая у него гидроэнергию (общие планы обеих сторон - увеличить объемы поставок из Лаоса в ближайшие годы вдвое, т.е. довести их до 5-6 мегаватт, наращивая их и в дальнейшем). В Таиланде был опубликован текст правительственного меморандума по обновлению этой практики: в планах партнеров создание совместного концерна «South East Asia Energy Company Limited», в задачи которого войдет прокладка 107 км высоковольтного кабеля на территории ЛНДР и 93 км на тайской. Четверть средств, выделяемых для финансирования проекта, предусмотрена за счет лаосского правительства, остальное - Таиланда. Ожидается, что вырабатываемое электричество будет намного дешевле, чем получаемое нынче и чем оно обходится сейчас потребителям. Этот проект выгоден обеим странам, в частности, Лаос получит новые рабочие места для населения, а его казна - дополнительные источники доходов. Бангкок по-прежнему оказывал ЛНДР содействие в реконструкции аэропорта в г.Саваннакхет, чтобы он получил статус международного и стал частью проекта по созданию т.н. экономического коридора «Восток-Запад», благодаря которому будет обеспечена транспортная сеть, объединяющая четыре страны ЮВА - Вьетнам, Лаос, Таиланд и Мьянму. Правительства обеих стран также ускорили переговорный процесс решения проблемы гуманитарного трафика, во-первых, путем улучшения условий жизни легальной лаосской рабочей силы в самом Таиланде и доведения оплаты ее труда до стандартов наемных рабочих-аборигенов, во-вторых, организацией в столице ЛНДР специального реабилитационного центра для вернувшихся из Таиланда лаосских граждан (в 2005 г. насчитывалось почти 180 тыс. лаосцев, тайно перешедших на территорию соседней страны в поисках заработков.)
В провинции Боликамсай концерн «Jamuda Berhad Company of Malaysia» начал сооружение дамбы; после ее завершения Лаосу будет причитаться 20% прибыли, малайзийской компании - 50%, остальная доля - другим участникам проекта (предусмотрено в районе строительства провести переселение 12 деревень в соседние места). Как отметила малайзийская сторона на переговорах,
Лаос представляет собой весьма крупный потенциальный источник гидроэнергии и ведет ясную инвестиционную политику. Добавим, что в 2005 г., по правительственным подсчетам, 45% лаосских семей уже были обеспечены электроэнергией, в 2010 г., по прогнозам, ожидается рост этой цифры до 70%, а к 2020 г., - 90-процентное снабжение. Малайзия также подписала с ЛНДР договор о своем участии в разработке проекта ГЭС Нам-Теун-1.
Крупным донором помощи Лаосу с 1993 г. оставался Сингапур; его гранты предназначаются на возведение современных дорог и их модернизацию, развитие туристической сферы, образования, улучшение менеджмента. По признанию правительства ЛНДР, это способствует вхождению республики в региональное сообщество.
Южная Корея предоставила Лаосу в 2005 г. в виде безвозмездного дара значительные объемы технической аппаратуры для национальных школ и строительных дорожных структур, включая компьютеры.
Активизировались экономические и научные связи ЛНДР с Кубой; новой областью сотрудничества стало их взаимодействие по внедрению новационных производственных и учебно-процессуальных технологий в ЛНДР.
Впервые Лаос получил возможность построить у себя предприятия по экспорту пульпы в страны Азии, к созданию которого проявил интерес индийский концерн «Adita Birla Group» (общая площадь строительства в провинциях Саваннакхет и Кхаммуан - 20 тыс. га, стоимость - 350 млн .долл.; там будут высажены деревья типа эвкалиптов). Подобный объект выгоден обеим сторонам, т.к. индийская корпорация получает значительный участок лаосской земли, достаточно дешевый рынок труда, а для ЛНДР это появление новых рабочих мест и новых источников доходов для государства. Общая сумма инвестиций Индии в ЛНДР в 2005 г. оценивалась в 1,500 млн .долл., что ставило ее на 22-е место среди других стран-партнеров, а данный уникальный проект переводил ее сразу на 6-ю позицию.
По-прежнему наиболее тесные, «особые» отношения, rio всем линиям,
поддерживались между ЛНДР и СРВ. За первую половину 2005 г. их взаимная торговля достигла почти 80 млн.долл., т.е. выросла на 24% по сравнению с тем же периодом 2004 г., а рост лаосского экспорта по стоимости - почти на 30% (это в основном лесопродукция и т.п. товары). Импорт Лаоса из Вьетнама -одежда, овощи, фрукты, пластмассы, продовольствие, обувь, продукты сельхо-зобработки и бытовые товары, В 2005 г. обе республики подписались под новым соглашением о снижении на 50-100% пошлин на ряд предметов торгового обмена, производимых на их собственных территориях; это в первую очередь должно способствовать приграничной торговле, а также промоушену их национальных изделий, развитию дорожной сети, связывающей Лаос и Вьетнам, общему развитию экономики окраин. [При этом, как заметила газета «Вьентьян тайме», снижение пошлин является как бы репетицией вступления ЛНДР в АФТА («ASEAN Free Trade Area»)].
Успешно действовал Лао-Вьетнамский банк, увеличивший с 1999 г. свои портфельные инвестиции более чем на 25%; его филиалы действуют в Ханое, Хошимине (СРВ) и Тямпатсаке (Лаос). В 2005 г. открылся новый офис вблизи Вьентьяна. Кредитами банка - в вонгах или кипах - могут пользоваться инвесторы из двух стран; суммы вложений в 2005 г. составили 15 млн. долл., Вьетнам вообще остается крупнейшим инвестором ЛНДР, уже вложив более 500 млн. долл. в 69 проектов. Задуман еще один проект - создание зоны свободной торговли между обоими государствами. В сентябре 2005 г. был подписан межправительственный договор о строительстве радио- и телевизионной станции в провинции Тямпатсак полностью за счет вьетнамской стороны, а также торгового центра в окрестностях г. Вьентьян общей стоимостью 11 млн. долл. Вьетнамская компания «Vilaco» будет строить рудники по обработке известняков в провинции Кхаммуан (капитал 4 млн. долл.) с целью ежегодного их ввоза в СРВ (50 тыс.т действующего вещества). Еще одна компания, по соглашению двух сторон, намерена в четырех южных провинциях на площади в 10 тыс.га приступить к работе по реплантациям каучуконосов и там же построить фабри-
ки по производству каучука на экспорт (ожидаемые капвложения - 20 млн. долл.)
В сентябре 2005 г. в ЛНДР широко отметили праздник 60-й годовщины со дня создания Демократической Республики Вьетнам, который был организован совместно ЦК НРПЛ, правительством и Вьентьянской администрацией.
К важным международным проектам относятся также гидростроительный проект на р.Нгай (провинция Пхонгсали), дорожный проект и 111 мостов на Меконге в провинции Кхаммуанг, спортивное сооружение (стадион) в Са-ваннакхете и трансмиссионная линия электропередач между Китаем и Луангп-хабангом (эти проекты, требующие значительных финансовых вливаний, включены в планы следующей пятилетки 2006-2010 гг.).
Многие страны принимали участие в разнообразной помощи лаосским властям в решении других проблем развития страны. Не прекращались работы по обезвреживанию полей от оставшихся с войны боеприпасов (ими загрязнено 15 лаосских провинций: правительство планирует после их очищения использовать земли не только под сельское хозяйство, но и для добычи рудного сырья, строительства вблизи рек ГЭС, дорожного полотна и других экономических объектов).
В проекте ГЭС Нам-Нгум участвовали Аз. Банк развития, МВФ и ВБ, и не только своими капиталами, но и организацией кураторского надзора за его исполнением (ожидаемые доходы в количестве примерно 150 млн. долл. в год уже предназначены на социальные нужды - здравоохранение и образование).
Во второй очереди строительства будут также такие партнеры как «Electricité de France» и две тайские компании (доля первого из названных инвесторов - 1,25 млн. долл. Лаосу со стороны ООН и ФАО была оказана помощь в предотвращении птичьего гриппа в стране, в виде моторизованной техники со специалистами-медиками, способной проникать и в отдаленные районы, оснащенной соответствующими лабораториями, профилактическими и лечебными средствами. Хотя территория ЛНДР не была затронута этим заболеванием, в
начале года правительство обратилось туда вновь с целью противостояния возможной эпидемии, о которой предупредили на специальной международной конференции в феврале 2005 г.; к тому времени в соседних Камбодже, Таиланде и Вьетнаме уже возникла угроза распространения гриппа «Н5»-№1 со смертельными последствиями.
Многогранная помощь со стороны мирового сообщества помогла Лаосу сделать колоссальный шаг в решении наркопроблемы. На 49-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам в феврале 2006 г. Лаос был назван в числе тех стран, где «удалось достичь весьма ощутимого прогресса по сокращению масштабов культивирования запрещенных наркотических растений». С 2004 г. в ЛНДР действовала австралийская программа для тинэйджеров по обучению их приемам избавления от наркотической зависимости; Бруней в сентябре 2005 г. предоставил Лаосу грант на строительство во Вьентьяне реабилитационного центра для больных наркоманией; подобное заведение было дотировано и тайским правительством (сумма - 6 млрд. кипов) ~ это уже второй взнос от Таиланда, а третий запланирован на следующий год; также руководство тайских и лаосских СМИ вели активные переговоры о создании специальных совместных радиопрограмм по обмену информацией касательно борьбы с криминальным бизнесом и гуманитарным трафиком. Китай - один из партнеров зарубежья, помогающих Лаосу (и Мьянме) выращивать альтернативные культуры - рис, кукурузу и другие -• вместо опиумного мака. Правительством Китая предусмотрена финансовая поддержка и предоставление кредита по заниженным ставкам крестьянам, а также полный отмен пошлин на экспорт этой новой продукции в КНР.
В результате целенаправленной политики международных организаций стран-доноров и лаосского государства в феврале 2006 г. ЛНДР была объявлена страной, свободной от наркотиков (последней из 17 провинций получила этот статус Сайябули). Вместе с тем, конечно, не все так просто, ибо, во-первых,
Лаос остается важным региональным наркотрафиком, а, во-вторых, в отдаленных, окраинных его землях выращивание мака не истреблено.
В феврале 2006 г. между Национальной Комиссией ЛНДР по контролю за наркотиками и Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков было подписано соглашение о сотрудничестве. Оно в этой области предусматривает обмен информацией, опытом работы, законодательными и иными нормативно-правовыми актами, методическими рекомендациями, а также проведение встреч по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств.
Относительно лаосско-российского экономического сотрудничества обе стороны высказывались менее скептически, чем ранее, но признавали, что оно оставалось недостаточно активным по сравнению с политическими, культурными и туристическими связями. Товарооборот обеих стран едва достигал 6 млн. долл., а суммы прямых инвестиций РФ в лаосскую экономику - 30 млн. Может быть, переломным событием с точки зрения наращивания экономического сотрудничества наших стран станет подписание в декабре 2005 г. Меморандума между правительством ЛНДР и компанией «Region Oil Со ltd» об инвестировании ряда гидропроектов в Лаосе на сумму 680 млн. долл. В провинциях Секонг и Аттапы запланировано создание трех ГЭС мощностью 35, 238 и 300 мегаватт; это поможет удовлетворять местные и экспортные нужды в элекгричестве, модернизировать транспортную инфрастуктуру и улучшить жизнь населения.
Самая актуальная задача лаосского государства на ближайшее будущее -убыстренный рост его экономического развития с целью сокращения бедности и выхода из числа наименее развитых стран к 2020 г. - формулируется в ЛНДР как две главные цели; о которых было заявлено и в «Преамбуле» отчета о закончившейся пятилетке, и в «Стратегии национального роста и избавления от бедности». В перечень важнейших секторов экономики вошли четыре ключевых: сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение и образование. Прави-
тельство обязалось разработать необходимые меры для выполнения запланированной программы и привязать ее к бюджетным расходам, выстроив приоритетность названных секторов и указав источники их финансирования за счет потенциальных доноров, при этом скорректировав списочный состав последних и суммы их инвестиций, а также усилив государственный надзор за налогами и доходами, улучшив условия расширения частного сектора путем дальнейшего проведения реформ в области финансового менеджмента. Коротко говоря, обновленная стратегия направлена на быстрейшее устранение застарелых проблем, как и особых трудностей, связанных с растущей глобализацией, и с развитием международного информационного рынка.
При написании статьи использованы следующие источники и литература: статистические и отчетные материалы и печатные издания ЛНДР, международных экономических организаций (ФАО, МВФ, ВБ), российская и зарубежная пресса, публикации ИТАР ТАСС и Интернета.