УДК: 616-083.98-074.78:61:681.3
ЛАБОРАТОРНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КЛИНИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
А.А.АБДУМАННОНОВ
LABORATORY-INFORMATIVE SYSTEMS FOR AUTOMOTIZATION OF ACTIVITY IN CLINICAL LABORATORIES OF EMERGENCY MEDICINE
A.A.ABDUMANNONOV
Ферганский филиал Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи
Описаны результаты использования лабораторных информационных систем, созданных в Ферганском филиале РНЦЭМП, в клинической лаборатории. Основная задача лабораторной службы заключается в максимальном удовлетворении клинических подразделений лечебных учреждений данными лабораторных анализов необходимого качества и количества по требованиям стандартов. Показаны основные премущества и результаты использования лабораторных информационных систем в клинической практике.
Ключевые слова: экстренная медицина, клиническая лаборатория, автоматизация, информационные системы.
The results of using Laboratory-informative systems in clinical laboratory created in Fergana branch of RRCEM have been described. The main goal of the laboratory service is to satisfy by maximum all needsof clinical divisions with laboratory analysis data of the required quality and quantity. The main advantages and using results of laboratory-informative systems in clinical practice have been shown.
Keywords: emergency medicine, clinical laboratory, automation, information systems.
Концепция развития службы клинической лабораторной диагностики в лечебных учреждениях здравоохранения представляет собой комплекс организационных, экономических и образовательных мероприятий, направленных на повышение уровня оказания медицинской помощи населению за счет улучшения качества клинической лабораторной диагностики, рационального и эффективного использования ресурсов, внедрения новой техники и технологий, повышения требований к специалистам службы и развития новых форм хозяйствования.
Основная задача лабораторной службы заключается в максимальном удовлетворении клинических подразделений лечебных учреждений данными лабораторного анализа необходимого качества и количества, соответсвующими стандартам.
Однако использование «чернильно-бумажной» регистрации пациентов без соответствующей информационной поддержки снижает эффективность работы подобных отделений лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). В свою очередь, лаборатория вынуждена содержать большой штат сотрудников, занимающихся обработкой информации вручную. Следовательно, увеличивается и время простоя анализатора, работу которого обеспечивает большое число сотрудников, и себестоимость исследования, что приводит к росту цен и потере времени при проведении анализа, что является очень важным фактором в экстренной медицине [7].
К настоящему моменту в повседневной практике накоплен положительный опыт работы лабораторной информационной системы (ЛИС). Медицинская информационная система (МИС)
- это электронная история болезни, интегрирующая все информационные сведения о состоянии здоровья пациента с сохранением тайны о персональных данных человека. Объединенными усилиями врачей клинической лабораторной диагностики ФФРНЦЭМП и информационно-технической службы была осуществлена интеграция ЛИС с МИС «Ех1егЖТ» [1].
МИС «Ех1е^ЕТ» - это технология информационно-коммуникационной и интеллектуальной поддержки деятельности врачей, формирующая единое информационное пространство в ЛПУ.
Можно выделить два основных направления компьютеризации деятельности лаборатории. Первое предусматривает использование компьютеров для автоматизации информационных и технологических процессов внутри лаборатории, внедрение автоматизированных информационных и информационно-технологических лабораторных систем.
Целью создания подобных систем является повышение производительности труда и качества исследований, эффективное использование расходных материалов, сокращение рутинных трудозатрат персонала лаборатории [1- 6].
Одно из актуальных направлений использования компьютерной технологии в деятельности лабораторной службы ЛПУ связано с взаимодействием с клиническими (лечебными) отделениями стационара на базе интегрированной автоматизированной информационной системы лечебного учреждения.
До последнего времени как в республике, так и в зарубежных лечебно-профилактических учреждениях основное внимание уделялось работам первого направления, то есть внутренней
автоматизации лабораторной службы. Второе направление - автоматизация заказов лабораторных исследований - не получило заметного распространения вне стен университетских и специализированных медицинских центров.
Это диктует необходимость совершенствования деятельности лаборатории как в структурно-организационном отношении, так и в направлении повышения ее производительности, качества и надежности исследований. Решение такой задачи может достигаться различными методическими, организационными и техническими средствами, одним из которых является средство компьютер-
ной техники и создаваемых на ее базе автоматизированных лабораторных систем.
В рамках этого направления решаются следующие задачи:
- оформление заказа на лабораторные исследования с терминалов в клинических отделениях, выдача результатов исследований на эти же терминалы;
- создание банка данных по результатам лабораторных исследований, доступного лечащим врачам для оперативного использования;
- автоматизированная поддержка врачебных решений: предоставление программ обследования
Рис. 1. Структурная схема информационного обмена между АРМ ами и БД МИС <<ExterNET» Для обеспечения взаимодействия пользователей в рамках модуля лаборатории нами разработан
ряд автоматизированных рабочих мест (АРМ).
пациентов, схем лабораторных назначений, методических указаний по интерпретации результатов исследований;
- сокращение времени получения отчета за день по любым видам лабораторных исследований, что оставляет больше времени лаборанту для исследований.
Нами предложены алгоритм реализации указанной задачи и схема автоматизации информационной системы лаборатории, которая функционирует непосредственно как модуль электронной истории болезни (ЭлИБ). Единая интегрированная база данных (БД) SQL позволяет легко манипулировать данными в процессе заказа, выдачи результатов лабораторных исследований и хранения данных на едином сервере. Это позволит пользоваться даннми нескольким пользователям одновременно (рис. 1).
Так, заказ на лабораторное исследование оформляется врачом со своего АРМа, где он указывает фамилию нуждающегося в исследовании пациента, выбирает тип лабораторного исследования, устанавливает срок исполнения, т.е. отмечает срочность получения результата (рис. 2, 3). После заполнения врачом соответствующих полей заказ активизируется на рабочем месте врачом лаборатории (рис. 4).
АРМ лаборатории создан так, что в наглядном виде представляются все данные, касающиеся обследования пациента, начиная с номера истории болезни и заканчивая комментарием специалиста к проведенным исследованиям. Режим редактиро-
вания общепринятый и интуитивно понятный. В верхней панели помещается дополнительная информация о заказе, далее расположены вспомогательные кнопки для выполнения разных команд над активным заказом.
В категориях исследования заложены шаблоны, соответствующие утвержденным формам проведения анализов в лабораториях. По этим шаблонам формализовано выводится результат проведенного исследования, что позволяет в некоторых случаях выборочно заполнять поля с параметрами анализов, но к этому обязательно прилагается окно комментария специалиста.
По окончании проделанной работы и ввода результатов исследования лицо, создавшее запись, сохраняет ее, тем самым проходит процедуру электронной подписи и вносит заказ в категорию выполненных. Сохраненный заказ исчезает из активного окна АРМ лаборатории, но сразу появляется в окне выполненных заказов АРМ врача, ведущего данного пациента. Таким образом, разработанная система позволяет лечащему врачу доступно и оперативно получать информацию.
На АРМ завлабораторией выведены разного видов отчёты о выполненных исследованиях. Он может получить нужный отчет в любой момент. Отчет можно вывести на печатном виде и сделать распечатку с помощью принтера.
В случае задержки исполнения срочного заказа система способна сигнализировать о происходящем нарушении, напоминая о неотложном
Ферганский филиал Республиканского Научного Центра Экстренной Медицины - [Осмотр абдоминального нирурга в ПДО (II а/к)] -|П| =1
Щ Запустить АРМ jejxl
э API V Работает: М "Врач" jВрач Умаров О. М. Текущие обращения 13:42 02.07.13
ПДО Пациент: Халимов Э. 43 л. Осмотр абдоминального хирурга В ПДО (II а/х) Время: 02.07 13:4Е
2-хирургия Врач (Умаров 0. М. ||02.07.13 -||13:43 X |
Консультации Оформление | Диагнозы | Обследования) Назначения | Сохранить j Просмотр | Выход J
Замечания по работе Лабораторные обследования | Инструментальные обследования | Консультации | Внешняя консультация |
Архив Средне молекулярные пептиды ^ Исследование жирового обмена Исследование крови (мочевая кислота) н н 3
Палатные врачи ✓ АЧТВ —Ill
Коагулограмма ✓ ПРИ
Движение больных Исследование крови на ПТИ и глюкозу
Вирусный гепатит (ИФА метод^^ ✓ Обший белок
Сводки и отчеты НЬгАд (Гепатит В) ✓ Альбумин
График дежурств Анализ кала Анализ мочи ✓ Глобулины
Уведомления Анализ асцитической плевральной жидкости ✓ альфа 1
á Микроскопия выделений Исследование крови (алкаголь) ✓ альфа2
т Ji Исследование крови (красная кровь) Исследование крови (общий) Анализ мочи по Нечипоренко ✓ бета
ф ✓ гамма
Анализ мокроты Анализ кала ✓ Фибриноген
Анализ мочи Проба Зимницкого Анализ асцитической плевральной жидкости т ✓ Среактивный протеин
✓ Мочевина
Г~ в динамике Кратность (раз) |з Интервал (ч) |03:00 Г- Выполнять в лаборатории
Обоснование заказа | Назначить | Отменить | Стандарт =u
Название | Комментарий | Кол | Инт _
Исследование крови (об...
|Состояние: |Готово
Рис. 2. Электронная заявка на лабораторное исследование
Рис 3. Отображение результатов исследования на рабочем месте лечащего врача.
Рис. 4. АРМ «Лаборатория».
получении результата. Это важно в условиях оказания экстренной медицинской помощи.
Внедрение внутрибольничного электронного обмена информацией между ЛИС и МИС позволило в несколько раз снизить непрофильную нагрузку на сотрудников лаборатории и постовых сестер, ранее вынужденных тратить значительное время на телефонные переговоры и поиск информации в бумажных архивах (таблица).
Таким образом, разработанная система расширяет возможности клинической больницы в целом и позволяет сформировать единое информационное пространство, оперативно получать информацию лечащим врачам о результатах лабораторной диагностики, значительно сократить численность вспомогательного персонала лаборатории, повысить качество оформления медицинской документации, упростить формирование отчетов по
Таблица. Результаты анализа эффективности использования рабочего времени
Показатель До запуска системы После запуска системы
Время назначения одного анализа 2 мин Менее 1 мин
Получение результатов анализа 10 мин + время анализа Менее 1 мин + время анализа
Фиксация результата исследования и оформление ответа 2-5 Менее 1 мин
Выписка дубликата 2-5 Менее 1 мин
Автоматический повтор назначения анализа по временным интервалам для динамики Нет такой возможности Менее 5 с
Составление сводных отчётов по выполненным анализам и др. От 30 мин до 12 ч 1-5 мин
любым направлениям деятельности клинической больницы, упростить персонифицированный учет оказания лабораторных услуг и обеспечить прозрачность деятельности лаборатории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуманонов А.А., Мемджанова А., Хошимов В.Г.
ИКТ для автоматизации организация работы клинических лабораторий учреждений экстренной медицины. Информационные технологии в реформировании здравоохранения. Ташкент 2006.
2. Абдуманонов А.А., Карабекова А.К. Автоматиза-
ция документооборота патоморфологической лаборатории «Гистологический анализ». Фергана 2007.
3. Абдуманонов А.А., Шаджалилов Р.Б., Хошимов В.Г.,
и др. Комплекс автоматизированных рабочих мест ИКТ «ExterNET» для оптимизации организации и управления лечебно диагностическим
процессом в учреждениях экстренной медицины. Ташкент 2008.
4. Абдуманонов А.А., Хошимов В.Г., Карабаев М.К. Ин-
формационно-коммуникационные технологии для создания единого информационного пространства лечебных учреждений. Врач и информационные технологии 2012;1:75-78.
5. Абдуманонов А.А., Карабаев М.К. Из опыта про-
ектирования и внедрения медицинской информационно-коммуникационной системы. Infocom.UZ http://infocom.uz/2011/09/05/iz-opyita-proektirovarnya-i-vnedremya-meditsinskoy-informatsionno-kommunikatsionnoy-sistemyi/
6. Абдуманонов А.А., Карабаев М.К.. Медицинские
информационные технологии в экстренной медицинской помощи. Вест экстр медицины 2012;1: 66-69.
7. Фабричников С.В., Григорьев В.А., Мамонов Н.Н. и др. Опыт использования лабораторной информационной системы в клинической больнице. СПб 2011.
ШОШИЛИНЧ ТИББИЁТ МУАССАСАЛАРИНИНГ КЛИНИК ЛАБОРАТОРИЯЛАРИ ФАОЛИЯТИНИ АВТОМАТЛАШТИРИШДА ЛАБОРАТОР-АХБОРОТ ТИЗИМЛАР
А.А. Абдуманнонов РШТЁИМнинг Фаргона филиали
РШТЁИМнинг Фаргона филиалида яратилган лаборатория-ахборот тизимидан клиник лабораторияда фойдаланиш тажрибаси келтирилган. Тиббиёт муассасида лаборатория булимининг асосий вазифаси клиник булимларни лаборатория натижалари билан иложи борича тез, керакли ми°дорда, сифатда ва талаб °илинган стандартларда таъминлашдан иборат. Ма°олада лаборатория-ахборот тизимидан фойдаланишнинг асосий им-кониятлари ва олинган натижалари келтирилган.
Контакт: Абдуманнонов А.А., администратор сети и безопасности Ферганского филиала РНЦЭМП. Тел.: +99893-2708179 E-mail: [email protected]