Организация экстренной медицинской помощи
УДК: 61:681.3-036.6-07-08(575.12)
ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ - ОСНОВА ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ФЕРГАНСКОГО ФИЛИАЛА РНЦЭМП)
Ш.А.АБДУМАНОНОВ, М.К.КАРАБАЕВ, В.Г.ХОШИМОВ
Electronic Case History — the basis for integrated automation of diagnostic and treatment process (Illustrated by Ferghana branch of RRCEM example)
SH.A.ABDUMANANOV, M.K.KARABAEV, V.G.HOSHIMOV
Ферганский филиал РНЦЭМП
Проанализированы результаты использования информационной системы в медицине, созданной в Ферганском филиале РНЦЭМП. Первичный и основной носитель информации о пациенте и действиях врача -история болезни, следовательно, для создании медицинских информационных систем в первую очередь необходимо перевести истории болезни в электронный формат.
Ключевые слова: информационные технологии, электронная история болезни, автоматизация.
The results of using information systems in medicine created in the Fergana branch of RRCEM have been analyzed. A primary and basic data carrier about the patient and doctor's actions is a medical report and for creating medical information systems in the first turn it should be transformed into electronic format.
Keywords: information technologies, electronic medical report, automatization.
Лечебно-диагностический процесс (ЛДП) - это, с одной стороны, система управления множеством лиц, принимающих решения в интересах пациентов, а с другой - это информационный процесс. Автоматизация ЛДП не меняет его сути. Более того, она может и должна развивать и совершенствовать его своими приёмами обращения с информацией, например, предоставляя медицинские знания в виде имитационной модели, а результаты деятельности - в виде записей электронной истории болезни (ЭИБ). Вместе с тем очевидно, что традиционная история болезни (ИБ) в ее неавтоматизированном виде совершенно не годится для машинной обработки [1].
Под ЭИБ в статье понимаются системы, предназначенные для введения, хранения на электронных носителях, поиска и выдачи по информационным запросам (в том числе и по электронным каналам связи) персональных медицинских записей (ПМЗ). Созданная в Ферганском филиале РНЦЭМП медицинская информационная система (МИС) «ExterNET» предназначена для ведения электронного документооборота в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) экстренной медицины. ЭИБ используется в подразделениях ЛПУ сотрудниками, принимающими непосредственное участие в лечебно-диагностическом процессе через соответствующие автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМы осуществляют сбор медицинской информации в базах данных системы «ExterNET», а также обмен данными внутри электронной истории болезни. ЭИБ дает следующие возможности для оптимизации организации лечебно-диагностического процесса [2,3]:
1. Обеспечивает комплексную автоматизацию работы отделений стационара, лабораторно-диагностиче-ских служб, приемного отделения, отделения статистики и администрации.
2. Полную автоматизацию ведения ИБ пациента от момента регистрации до момента выписки.
3. Стандартизацию медицинской документации с пол-
ным учетом специфики и особенностей отделений.
4. Долговременное хранение ИБ и другой документации в электронном архиве и их анализ.
5. Получение информации о работе учреждения по запросам.
Многочисленные пункты безопасности должны позволить системному администратору конфигурировать специфичные уровни секретности, а также индивидуальный допуск. Таким образом, доступ к различным разделам должен быть ограничен принадлежностью работника к определенной категории или персонально.
Клинические испытания ЭИБ в МИС «ExterNET» проводились с использованием методики рапортования пользователей, которые непосредственно работали в системе, тестируя ее составляющие элементы. В соответствующих отделениях были проинсталлированы АРМ специалистов, с помощью которых производилось создание и заполнение ЭИБ. Это осуществлялось ежедневно в условиях, максимально приближенных к обычной повседневной работе.
Сравнительный анализ бумажной и ЭИБ. Под анализом информативности ИБ понимается общее количество информации, измеряемое в буквах или словах, а также различные отношения определенного вида информации к общему количеству.
Для анализа информативности ИБ проведено исследование электронных и бумажных ИБ, для чего случайным образом выбрано 50 бумажных ИБ из архива и столько же электронных ИБ и рассмотрены следующие показатели:
1. Среднее количество информации в ИБ, слов - Ц.
2. Среднее количество «читаемой» информации. При этом под «читаемой» информацией приняты только слова или цифровые показатели, которые поняты 95% участников испытаний, участвующих в исследовании — Ц г.
3. Среднее количество «нечитаемой» (бесполезной) информации. Оно является обратным предыду-
Ш.А.Абдуманонов, М.К.Карабаев, В.Г.Хошимов
щему показателю. Под ним понимаются слова или цифровые показатели из нераспознанных пользователями слов или показателей — Ц hr.
В результате исследования получены следующие данные: данные о количестве документов в бумажной ИБ - 23,4, электронной ИБ — 23,4. Видно, что количество документов в электронной истории соответствует ее бумажному варианту (табл. 1).
Из таблицы 1 видно, что среднее количество слов, записанных в электронной истории болезни, на 71,4% больше. Это вызвано применением формализованных шаблонов осмотров, в основном контрольных, на которых отмечено максимальное количество сокращений или неполных фраз. При этом полностью отсутствуют проблемы бумажной ИБ - исправления или неразборчивые слова. Полученные результаты позволили предложить коэффициент полезного хранения информации (КПХ) истории болезни, определяемый по следующей формуле [3].
ккпх= аг/а*100% (1)
Из формулы (1) видно, что коэффициент полезного хранения информации в ИБ показывает, какой процент информации, записанной в истории болезни, может быть прочитан и, таким образом, проанализирован медицинским персоналом. При идеальном способе хранения информации этот показатель должен равняться 100%. В исследовании получены следующие значения коэффициента полезного хранения информации: так в бумажной ИБ - 74,7%, в электронной — 100%.
Исходя из анализа, можно сделать вывод, что около 25,3% информации, записанной в бумажную ИБ, не может быть прочитано и, таким образом, время на ее внесение потрачено впустую. При этом необходимо отметить, что респонденты, участвующие в исследовании, сами являются практикующими врачами, и уже выработали определенные навыки разбирать плохой почерк, интуитивно предполагая логику дневниковой записи. Если для исследования взять немедицинских работников, то процент непрочитанной информации, вероятнее всего, был бы значительно больше.
Анализ коэффициента полезного хранения информации в зависимости от возраста врачей показывает, что наблюдается ухудшение почерка с возрастом. Другими словами, с ростом профессионализма и ценности, например, практикующего хирурга, ухудшается качество документации, им составляемой. Поэтому очевиден тот факт, что ценность применения МИС растет вместе с ростом профессионализма сотрудников, и максимальная эффективность медицинской документации имеется у самых востребованных сотрудников ЛПУ.
Анализ однократности ввода сведений при их многократном использовании и затрачиваемое время на ввод медицинских данных, применяемые ЭИБ можно показать на следующей формуле (2.1, 2.2):
В бумажном варианте: Н=п^ (2.1)
В электронном варианте: Н=1^ (2.2)
где: Н - затрачиваемое время, п - кратность ввода данных, h - время, затраченное на единократное введение данных.
Анализ трудозатрат на оформление историй болезни — применение ЭИБ при некоторых операциях требует больше времени, чем работа с бумажной ИБ. Особенно много времени уходит на освоение меди-
цинской информационной системы. Неоспоримое преимущество ЭИБ, по мнению многих авторов, не должно приводить к существенному усложнению повседневной работы врача. Т.е. применение МИС должно быть оправдано не только с точки зрения его эффективности, но и с точки зрения трудозатрат персонала, связанных с использованием МИС. В связи с этим рассмотрена гипотеза о более высоком отношении информативности к трудозатратам времени у ЭИБ по сравнению с ее бумажным аналогом. Для этого выполнен хронометраж времени, затрачиваемого на заполнение контрольного осмотра врача приемного отделения в бумажной и ЭИБ (табл. 2).
На работу с бумажным бланком контрольного осмотра необходимо на 14,7% больше времени. При этом при сохранении электронного бланка в базе данных система производит его обработку, полностью аналогичного по содержанию бумажному варианту осмотра. Тут же формировались раскрытые предложения, удобные для беглого изучения и являющиеся, таким образом, более информативными с субъективной точки зрения. Кроме того, 74,7% информации в бумажной записи могло быть прочитано, таким образом, количество полезной информации в электронном варианте было на 221% больше, чем в бумажном.
В связи с этим рассмотрим показатель Ри/тр «Информативность/Трудозатраты» для оценки обоснованности применения медицинских информационных систем по следующей формуле (3) (табл.2).
Ри/тр= аг/Т (3) где: Т - среднее время, необходимое для создания дневниковой записи.
Таким образом, применение электронного варианта контрольного осмотра как наиболее часто встречаемого документа истории болезни является более эффективным способом сохранения медицинской информации, т.к. имеет на 64,5% большее значение показателя «Информативность/Трудозатраты» [3].
Скорость передачи информации из удаленных подразделений определяется временем получения результата на запрос. В результате анализа объема сетевого трафика, проходящего через сетевой адаптер сервера при одновременной работе 10 пользователей в системе во время утреннего пика обращений, установлено, что объем трафика составляет 9% от пропускной способности сетевого адаптера сервера, при этом скорость передачи информации ограничена пропускной способностью сети.
Для обеспечения неизменности и достоверности используется электронная цифровая подпись (ЭЦП), позволяющая в любой момент проверить неизменность хранимой записи в сравнении с моментом ее подписания. Средством ЭЦП является пароль, обладающий свойством персонифицируемости. Под персо-нифицируемостью электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ) понимается возможность объективно определить автора и происхождение ЭПМЗ в любой момент ее жизненного цикла. Персо-нифицируемость является аналогом подписи на традиционном документе.
Для обеспечения персонифицируемости необходимо выполнение 2-х условий: 1) аутентификация автора в момент подписания ЭПМЗ; 2) обеспечение сохранности и неизменности ЭПМЗ в течение всего пе-
10
Вестник экстренной медицины, 2012, № 4
Электронная история болезни - основа для комплексной автоматизации лечебно-диагностического процесса
Таблица 1. Информативность ИБ
Показатель Бумажная ИБ Электронная ИБ
Среднее количество информации, слов Среднее количество «читаемой» информации, слов Среднее количество «нечитаемой» информации, слов 879,2 656,8 222,4 3070 3070
Таблица 2. Трудозатраты на работу с ИБ
Показатель Бумажная ИБ Электронная ИБ
Время, необходимое на выполнение дневниковой записи, с. 465,1 405,3 Количество информации, записанной в контрольный осмотр, слов 156,5 375,6 Количество «читаемой» информации, слов 116,9 375,6 Коэффициент «Информативность/Трудозатраты» 0,33 0,93 Скорость доступа к информации, с_16,8_4,61
риода ее хранения.
После подписания ЭПМЗ приобретает статус официального медицинского документа и открывается для просмотра и распечатки всем лицам, имеющим на это право.
Сохранность, неизменность и достоверность ЭПМЗ должны обеспечиваться в течение всего жизненного цикла ЭПМЗ, вследствие чего проводился аудит системы. Для обеспечения сохранности обычно используются методы обеспечения бесперебойного функционирования электронного оборудования и методы резервного копирования.
Неизменность и достоверность ЭПМЗ обеспечиваются за счет разработанной структуры базы данных на базе СУБД Microsoft SQL Server 2000 с использованием операционной системы Microsoft Windows Server 2003, которая уже включает систему безопасности. Компьютерная база позволяет хранить неограниченное количество данных о больных. Предусматривает использование их в учреждениях экстренной медицинской помощи.
Установлено, что коэффициент эффективности повторного использования носителя информации из медицинского архива у электронного варианта значительно выше, чем у его бумажного аналога. Здесь поиск электронной истории болезни не зависит от времени суток, рабочего расписания штатного сотрудника архива и других факторов, а лишь затрачивается некоторое время на поиск данных о пациенте в базе ЭИБ.
Доступность (скорость доступа) - возможность оперативного получения необходимой информации в определенный момент времени - оценивалась частотой обращений пользователя к разделам и полям истории болезни и ответом системы в разные промежутки времени (табл. 2).
Время доступа к искомому разделу истории болезни осуществляется в 3,64 раза быстрее.
Идентификация пользователя, работающего с историей болезни и создавшего медицинскую запись, осуществляется безошибочно. Этот результат был подтвержден всей опытной эксплуатационной системой. Работоспособность испытывалась на предмет безотказного обращения нескольких пользователей (возможно одновременно) к программным модулям и системе в целом.
Выводы:
Опытные клинические испытания разработанной нами мультимедийной электронной истории болезни показали, что при их внедрении в сопровождении специальных программных средств и баз данных они обеспечивают не только электронное документирование ЛДП, оперативность обмена информации, но и являются средством реализации и контроля действующих стандартов оказания экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях.
Литература
1. Автоматизация лечебно - диагностического процесса в стационаре и поликлинике (По материалам доктора Тавровского В.М.). www.gk-cjmsoft.ru.
2. Карабаев М., Хошимов В., Морозов А. и др. ЭЛИБ как фактор реализации стандартов экстренной медицины. Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: Вопросы стандартизации диагностики и лечения в экстренной медицине. Тез. докл 7-й Респ. науч.-практ. конф. Ташкент 2007; 279-280.
3. Романов Ф.А., Гусев А.В., Дуданов И.П. Сравнительный анализ использования электронной и бумажной историй болезни в повседневной практики врача. Петрозаводск 2007.
ЭЛЕКТРОН КАСАЛЛИК ТАРИХИ — ДАВОЛАШ-ДИАГНОСТИКА ЖАРАЁНИНИ КОМПЛЕКС АВТОМАТЛАШТИРИШНИНГ АСОСИ
(РШТЁИМнинг Фаргона филиали мисолида) Ш.А.Абдуманонов., М.К.Карабаев., В.Г.Хошимов РШТЁИМнинг Фартона филиали
РШТЁИМнинг Фаргона филиалида ишлаб чикилган ва тиббиётда кулланилувчи ахборот тизими-ни тадбик килиш натижалари тахлил килинган. Бемор-нинг ахволи ва шифокорнинг харакатлари хакида маълумот берувчи бирламчи ва асосий ахборот бе-рувчи восита касаллик тарихи булганлиги сабабли, тиббиёт ахборот тизимини яратишда айнан шу хуж-жатни электрон форматга утказиш зарурлиги курса-тилган.
Контакт: Абдуманнонов А.А., администратор сети и безопасности Ферганского филиала РНЦЭМП. Тел.: +99893-2708179 E-mail: [email protected]