ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
им. С. М. КИРОВА
Том 285 1975
КВАЗИУСТАНОВИВШИЕСЯ ПРОЦЕССЫ ПРИ РЕЛЕЙНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТОКА В ДВИГАТЕЛЯХ СМЕШАННОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Л. И. СКЛЯР, Р. К. ГАЧИК, В. М. ЖМУРОВСКИИ
(Представлена научно-техническим семинаром НИИ АЭМ)
Существ у ет дел ы й ряд меха« и зм ов, о бар удов ти ых дв'Иг ат ел ям\и постоянного тока смешанного возбуждения, где требуется регулировать ■лли ограничивать ток якоря (момент) двигателя. Применение для этих целей релейных систем регулирования обусловлено такими известными преимуществами релейных систем как высокое быстродействие, большой диапазон регулирования, простота и т. д. Особенностью релейных систем автоматического регулирования САР тока двигателей смешанного возбуждения является наличие двух магнитно связанных контуров возбуждения двигателя ;и относительно малой постоянной времени якорной цепи. В статье дано описание двигателя смешанного возбуждения как объекта дискретного регулирования и обоснованы допустимые упрощения, позволяющие в первом приближении определить параметры квазиустаношвшихся процессов известньш'и методами.
На рис. 1 ¡представлена структурная схема системы регулирования ■тока двигателя и статическая характеристика релейного элемента, где
РЭ — релейный элемент, включающий в себя тиристорный преобразователь;
\Уэ-^передаточная функция электродвигателя;
33 — звено запаздывания;
ИЭ — импульсный элемент; ¡о — ток уставки;
\]э — напряжение двигателя.
РО ^ 33 и
ИЗ
О Со с
я 5
Риг. 1.
Бели ток ¡<¡0, то РЭ включен, если ток то РЭ выключен.
Включение в цепь обратной связи импульсного элемента ИЭ, замыкающегося кратковременно с высокой частотой, исключает влияние гистерезиса статической характеристики реального релейного элемента РЭ. Технически это реализуется применением датчиков тока якоря [1], ко
о
Уд
I-!
торые преобразуют непрерывный входной сигнал в прямоугольные импульсы напряжения высокой частоты, или применением в качестве уст-4ройства сравнения коммутируемых с высокой частотой компарато-
Схемное запаздывание т, обусловленное устройствами канала регулирования, учитывается условным звеном запаздывания.
Для (исследования электромагнитных процессов в двигателе составим схему замещения (рис. 2), где
Ья— индуктивность обмотки якоря двигателя с учетом добавочных полюсов;
Ьвс3 ЬБш— индуктивность намагничивания сериееной и шунтовой обмоток возбуждения соответственно;
Ь5С, Ьь-ш— индуктивность рассеяния сериесной и шунтовой обмоток возбуждения соответственно; г яд — активное сопротивление якорной цепи;
Гвш— активное сопротивление шунтовой обмотки возбуждения;
Ц:, и}}— напряжение питания якоря и обмотки возбуждения соответственно.
При импульсном регулировании тока двигателей необходимо учитывать влияние вихревых токов. Поэтому, учитывая влияние вихревых токов с помощью коротко-замкнутого контура без потоков рассеяния и используя теорию приведенного трансформатора, можно преобразовать схему рис. 2 ;в схему рис. 3, где
ЬЯц = Ья+Ьвс+Ь8С» гяц ■—соответственно индуктивность и активное сопротивление якорной цепи; — индуктивность намагничивающего контура;
1Лш, г'вш— соответственно приведенные индуктивность рассеяния и активное сопротивление шунтовой обмотки возбуждения; г'к — приведенное активное сопротивление контура вихревых токов; ис, и'ь — соответственно напряжение питания якоря и приведенное напряжение питания обмотки возбуждения;
*яг V* *ь> ¡в — соответственно токи якоря, намагничивающего контура, короткой амкнутого контура вихревых токов и шунтовой обмотки возбуждения.
ров [2].
Рис. 2
Рис. о.
Приведенная схема (рис. 3) для случая заторможенного двигателя может быть описана следующей системой уравнений:
и,
(11 (11,
'я , I "'и- . г
'ЯЦ 11 (11 яц'я
■ и
БШ
'в __ , ^ (11 ^ (11
I Ль 4 сИ "
+ г'
вш *в
ис = и\
'к гк
(1)
«я = ¡в + V + 'к
Преобразуя систему уравнений (1), получим следующее дифференциальное уравнение:
(ТяТкТ503 + (ТЯТ5 + тятк + т,5тя + Т5ТК + тд5)02
+ т^ + т,) Э + 1 ] 1Я = ксис [Т3Тк02 + (Т8 + тк + Т,5) о
+ квт\,ои'в,
где
т =
1 я
*яц
4яц
Т,, =
ц
4ЯЦ
Т5 =
к,
V
эш
вш 1
вш
: О
и
г7
1 ВШ (1 (И
т
I V
Кс =
1 + 1 (2)
1
•яц
При импульсном напряжении питания якоря и неизменном напряжении питания шунтовой обмотки возбуждения уравнение (2) примет вид:
[ТЯТ5ТКР3 + (ТЯТ8 + ТЯТК + Т,5ТЯ + Т5ТК + Т,Т5)02 + (Тя + Т8+Тк +
+ т,5 + т,)0 + 1] ¡я = ксис [Т5Тк02 + (Т8 + + О + 1] . (3)
В настоящее время в литер ату ре отсутствуют методы исследования релейных систем, линейная часть которых описывается дифференциальным уравнением третьего порядка с производной от (входного воздействия. Поэтому в данной работе для исследования квазиустановив-ши-жся режимов была использована электронная аналоговая моделирующая установка МН-7. Была набрана передаточная функция двигателя и система регулирования, соответствующая структурной схеме системы рис. 1.
Для определения возможности использования ЭВМ для исследования таких систем существующими методами проведены исследования на электронной модели этой же системы, но в схеме за!мещения двигателя пренебрегали индуктивностью рассеяния шунтовой обмотки возбуждения или влиянием контура вихревых токов. При этом уравнение (3) преобразуется в:
а) при 1ЛШ=0
[(ТЯТК+Т,8ТЯ) В2 + (Тя+Тк+Т!А5 + Т,)0+1] 1я=Ксис [<ТК+1^)0+1], (4)
б) при г'к = 00
[(ТЯТ5+Т,5ТЯ)02+(ТЯ+Т5+Т,8+Т,)0 + 1] 1я-Ксис[(Т5 + Т^) 0+1] (5)
Уравнения (4) и (5) являются дифференциальными уравнениями второго порядка с производной от входного воздействия. Системы, описываемые такими дифференциальными уравнениями, могут быть исследованы существующими в литературе методами, например, методом фазовой плоскости.
Результаты исследования на МиН-7 квазиусташжившихся режимов в описанной системе представлены в табл. 1, где
1тт> ¡тах— соответственно минималыный и максимальный тоюи электродвигателя в амперах; \ — частота пульсаций тока электродвигателя в герцах; т— запаздывание в системе в МКСЕК-В качестве исследуемого электродвигателя был выбран электродвигатель типа П-62.
Таблица 1
|Точное |решение Решение без учета i' ^ SIII Решение без учета г/
T = 700
< Tf 00 lmin írn ах f 34,4 52 57 34.4 52 66.5 34.4 54.5 133
l|Tlin 60 60 60
< О со II с linax f 76 103 76 108 77,6 222
Imin 120 120 120
< о <м т—1 li о ' m &x i 136 210 136 215 136 420
т = 500
< со II о ímin lraas í 34.4 47,2 71.5 34.4 47,2 83.5 34,4 49,2 200
*min 60 60 60
< о со !1 о ímax f 72 125 72 143 73,5 320
^min 120 120 120
< о сч 1-4 II о lraai f 132 266 132 286 132 610
Из табл. 1 ¡видно, что для двигателей серии П при исследовании в первом приближении можно пользоваться дифференциальным уравнением без учета индуктивности рассеяния шунтовой обмотки возбуждения. При этом ошибка в определении размаха пульсаций регулируемого тока практически равна нулю, а ошибка в определении частоты пульса-
ций тока не превышает 20%. Пренебрегать же влиянием вихревых токов можно лишь в том случае, если необходимо определить только размах пульсаций тока. При этом ошибка не превышает 10%. Частота пульсаций тока в этом случае -превышает действительную в несколько раз.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. В. Болотов, А. П. Зайцев* Преобразователь постоянного тока в переменный. Авт. свид. № 311354. Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки. Официальный бюллетень, 1971, № 24.
2. А. П. Зайцев, Ю. Ф. Михеев, Л. В. Волынцев. Устройство сравнения напряжений. Авт. свид. № 271574. Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки. Официальный бюллетень, 1971, № 18.