Научная статья на тему 'Анализ квазистатических процессов релейной системы рекуперативного торможения с тяговым двигателем независимого возбуждения методом корневого годографа'

Анализ квазистатических процессов релейной системы рекуперативного торможения с тяговым двигателем независимого возбуждения методом корневого годографа Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ квазистатических процессов релейной системы рекуперативного торможения с тяговым двигателем независимого возбуждения методом корневого годографа»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

им. С. М. КИРОВА

Том 285 1975

АНАЛИЗ КВАЗИСТАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РЕЛЕЙНОЙ СИСТЕМЫ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ С ТЯГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ МЕТОДОМ КОРНЕВОГО ГОДОГРАФА

В. В. БОЛОТОВ

(Представлена научно-техническим семинаром НИИ АЭМ)

Известно, что гармони чесни линеаризованная нелинейная система должна рассматриваться как линейная, находящаяся на границе устойчивости [1], Это ¡вытекает из характеристического уравнения системы (рис. 1) при хороших фильтрующих свойствах линейной ее части

^лв|К(А) = — 1, (1)

где

К (А) —гармонический коэффициент передачи нелинейного звена.

А* W* А,

Рис. 1. Структурная схема нелинейной системы.

Выражение (1) показывает, что на комплексной плоскости амплитудно-фазовая характеристика -разомкнутой системы будет проходить через точку (—1, jO), определяющую границу устойчивости.

Поэтому при наличии автоколебаний в системе, описываемой дифференциальным уравнением высоко то порядка (не ниже третьего), ее исследование в основном сводится к определению параметров автоколебаний, что наиболее просто осуществить методом корневого годографа.

Преимущества этого метода заключаются в том, что не требуется построения самого годографа и определения корней характеристического уравнения замкнутой системы, так как система находится на границе устойчивости.

Тормозной режим описывается дифференциальными уравнениями:

din . „ diu ^

UP

dt

L,, •

= i

к 1к

dijj. dt

iB + V + *K

(2)

Структурная схем(а системы показана на рисунках 2 и 3 (:на последнем представлена схема после преобразования), где

и №

/г, ?;3

-1 А I_

и,

т

Кг

Ш

-ПП-

Рис. 2. Структурная схема релейной системы рекуперативного торможения с независимым возбуждением.

Рис. 3. Структурная схема после преобразования.

ив, ¡в, гв — напряжение, ток и сопротивление обмотки возбуждения;

Ц., ц — индуктивность и ток контура намагничивания;

¡к, Гк ■—ток и эквивалентное сопротивление контура вихревых токов;

Тк , Т5, Тр., Тя —постоянные времени: контура вихревых токов, рассеяния главных полюсов, контура намагничивания, якорной цепи.

1 гв'(Тк'Р ^

4 к г--— передаточная функция обмот-

Т5-Ткра + (Тз + Тк+Т,)р+ 1 к!

ТКР +1

ДФ

к,

Ль,

Е

ки возбуждения;

— передаточная функция магнитной цепи двигателя;

— тангенс угла наклона касательной к кривой намагничивания в точке, определяемой средним значением 1;>. ;

Кг — "ф" _ коэффициент передачи, связывающий

V/,

1/Га

ТяР + К

К = 1 +

Кп-К2

з, д. с. вращения с полезным потоком двигателя;

— передаточная функция цепи якоря с учетом размагничивающего влияния реакции якоря коэффициентом КР;

коэффициент;

Кз— коэффициент передачи датчика тока якоря;

Фо— поток возбуждения двигателя без учета реакции якоря;

Фр— поток реакции якоря; Ф = Ф0—Фр— полезный поток;

ис—напряжение сети; ^ ид— напряжение на выходе датчика тока;

иэ — эталонное напряжение, пропорциональное заданному значению току якоря; иу— напряжение на выходе релейного элемента.

Если выходная координата (ток якоря) сравнивается с заданным в дискретные моменты времени, то гистерезис системы становится пренебрежимо мал и его можно не учитывать. Тогда, согласно [1],

К(А)=^, (3)

где В — определяется согласно виду релейной характеристики (рис. 4); А—амплитуда сигнала на входе нелинейного элемента.

I

Рис. 4. Характеристика нелинейного элемента.

Согласно рис. 3 передаточная функция линеаризованной разомкнутой системы запишется в виде

КУК(А)

[Ts ■ Ткр2 -f VTS + тк + i;) р + i ] <i\p + К) •

w —______л К)______________(4)

vv р гТ Т г>2 Т ! ПГ f \ Л ! П ; Т « 1 *

где

к,

КгКа-Ка

*WK

Определив корни характеристического уравнения для разомкнутой системы (4), можно записать уравнение корневых годографов

—01—е2—03—<оот = —.1-80°, (5)

где Q[ — фазовые углы векторов, дров еденных из полюсов в точку со0 на мнимой оси комплексной плоскости (рис. 5); «о — частота автоколебаний в системе; т — фиксированное запаздывание.

Если величина т оказывает заметное влияние, то уравнение (5) является трансцендентным и решается методом проб. Однако в практически имеющихся пределах величина (Оот составляет малую величину и ею можно пренебречь. Тогда при значительно малой величине Pi частоту автоколебаний можно определить аналитически

<°о = "^Рз - Рз . (6)

Найденное значение о)0 необходимо нанести на мнимую ось (рис. 5) и проверить уравнение (5). Гармонический коэффициент передачи согласно (3)

JU

8г 1 /

k\ v,

Рз P,

Рис. 5. Нупольный портрет.

К

к (Ао) =

Кл

гр

те* А,

(7)

где Кгр—коэффициент передачи линеаризованной системы в точке оо0.

Другой параметр автоколебаний А0 на входе нелинейного звена определяется как

_ 4В-КЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1С-К

гр

(8)

После приведения к току якоря амплитуда автоколебаний тока составит

дт — hi я ~ Кз •

(9)

Фильтрующие свойства линейной части системы проверяются, ис ходя из полученной частоты автоколебаний со0, согласно [2]

W„(iKo))

« 1.

ЛИТЕРАТУРА

(10)

1. Э. Г. Удерман. Приближенное исследование автоколебаний методом корневого годографа. М., «Энергия», 1967.

2. Теория автоматического управления. Под общей редакцией А. В. Нетушила, М., «Высшая школа», 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.