ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37+593.1
КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
© О. А. САФОНОВА
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кафедра общей педагогики, лаборатория педагогических инноваций e-mail: [email protected]
Сафонова О. А. - Квалитологическое образование будущего педагога // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1038-1041. - Статья посвящена проблеме квалитологического образования будущего педагога. В ней показана особая значимость данного вида профессионального образования в современной социокультурной ситуации. Рассмотрены структура и содержание квалитологической компетентности педагога, предложена стратегия её формирования в условиях квалитологического образования.
Ключевые слова: квалитология образования, квалитологическое образование, квалитологическая компетентность.
Safonova O. A. - Qualitologic education of a future teacher // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo.
2012. № 28. P. 1038-1041. - The article is devoted to the problem qualitologic education of a future teacher. It demonstrates the special important of professional education in modern sociocultural situation. The article covers the structure and content of a teacher’s qualitoligic competence. The strategy of its formation under the conditions of qualitologic education considered in the article.
Keywords: Education qualitology, qualitologic education, qualitologic competence.
Современная социокультурная ситуация остро поставила перед образованием новые задачи, связанные со становлением человека нового культурного типа. Это - человек, понимающий и принимающий новые ценности жизни, самостоятельно, свободно и ответственно решающий различные проблемы, обладающий аналитическим, проектировочным и прогностическим интеллектом, владеющий информационными и коммуникационными технологиями, способный к образованию на протяжении всей жизни.
Становление «культурного человека» XXI века диктует необходимость модернизации высшего профессионального образования в направлении повышения его качества. Согласно Болонской декларации качество образования рассматривается как основа конкурентноспособности образовательной системы. Основным результатом качественного образования в высшей школе является подготовка профессионально компетентного специалиста.
На качество образования влияет большое количество факторов. Это - качество учебных программ, и уровень реализуемых педагогических технологий, и качество материально-технического, нормативно-правового, методического, информационного обеспечения образовательного процесса, и конечно же, квалификация педагогов. Причем именно педагог как носитель социокультурного опыта является гарантом качественного образования. Иначе говоря, педагог
выступает одним из главных факторов, оказывающих влияние на качество образования. В этой связи становится очевидным, что в современных социокультурных реалиях у педагога появляется новая функция профессиональной деятельности - управление качеством образовательного процесса. именно поэтому сегодня необходима квалитологическая подготовка педагога, которая позволит ему эффективно решать вопросы формирования качества образовательного процесса.
Согласно результатам исследования А. И. Су-бетто, современному руководителю и педагогу необходимо квалитологическое образование, которое дает возможность развиваться новой парадигме их профессионализма. научным содержанием указанного образования выступает квалитология образования (от латинского qualitoloqica - наука о качестве).
Квалитологическое образование педагога предполагает формирование у него знания проблем теории и практики управления качеством образовательного процесса. Существенно заметить, что эффективное управление качеством образовательного процесса предполагает наличие у педагога не разрозненных, а системных представлений, знаний и умений, целостно отражающих объект управления, среду его формирования и развития; социокультурные, теоретико-методологические и технологические основания деятельности педагога при осуществлении такого управления;
требования к его профессиональной компетентности. В этой связи нам представляется целесообразным в курс «Теоретическая педагогика» ввести дидактическую единицу «Управление качеством образовательного процесса», освоение которой студентами позволит изменить ценностно-целевую ориентацию их будущей профессиональной деятельности на формирование качества образования, сформировать системные знания и умения в этой области.
Системообразующей категорией квалитологического образования педагога выступает квалитологи-ческая компетентность.
Методологической базой разработки научного содержания квалитологической компетентности является квалитология образования (А. И. Субетто), как научный комплекс, включающий качество функционирования и развития образовательных систем, учебного процесса, профессиональной подготовки преподавательского состава, направленный на обеспечение эффективной системы управления качеством образования.
А. и. Субетто разработана структура квалито-логии образования, включающая следующие компоненты: теория качества, изучающая законы, закономерности, принципы формирования качества образования; теория управления качеством, исследующая законы, принципы, механизмы, методологию управления качеством образования; квалиметрия, изучающая законы, принципы и методологию оценки (измерения) качества образования.
«Наложение» компонентного состава квали-тологии образования на специфику профессиональной деятельности педагога позволяет разработать структуру и содержание его квалитологической компетентности.
Квалитологическая компетентность педагога представляет собой целостную структуру, состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов:
- мотивационно-ценностного;
- когнитивного;
- технологического;
- профессионально-личностного.
Дадим содержательную характеристику указанных структурных компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент квали-тологической компетентности педагога предполагает наличие мотивационно-ценностных ориентаций на управление качеством образования и осознание того факта, что компетентность в этой сфере есть профессионально значимое качество.
Данный компонент проявляется в следующих аспектах:
- отношение к качеству образовательного процесса и управлению им как к профессионально-необходимой и общественно-значимой ценности;
- стремление активно включаться в овладение теорией и технологией управления качеством образовательного процесса;
- осознанность задач, путей, средств и способов организации управления качеством образовательного процесса;
- направленность на самообразование в области использования эффективных средств управления качеством образования.
Когнитивный компонент включает систему научных, профессионально важных знаний и представлений о сущности качества образовательного процесса и управления им, которые обеспечивают возможность осуществления педагогом данных профессиональных функций.
Названный компонент содержит четыре вида знаний, составляющих структуру квалитологической компетентности педагога: нормативно-правовые, философско-методологические, психолого-педагогиче-ские и управленческие.
К нормативно-правовым знаниям относятся:
- знание основ государственной политики России в области образования;
- знание государственного стандарта общего среднего образования;
- знание нормативно-правовых документов, определяющих требования государства и общества к качеству образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
В состав философско-методологических знаний входят:
- знание и понимание социальной сущности качества образования;
- представление о структуре качества образования как единстве процессуальной и результативной составляющих;
- знание понятийно-категориального пространства качества образования: свойства, система, факторы, динамичность, аксиологичность, определенность, граница, количество, эффективность и другие понятия.
Психолого-педагогические знания включают:
- знание психологических особенностей воспитанников;
- знание об основных принципах и закономерностях организации образовательного процесса, ориентированного на достижение качества образования;
- знание требований к конструированию содержания образовательного процесса, обеспечивающего развитие ключевых компетенций школьников;
- знание современных образовательных, здоровьесберегающих технологий, ориентированных на развитие самостоятельности, активности, креативности школьников; принципов их отбора и использования;
- знание принципов и особенностей конструирования развивающей образовательной среды;
- знание критериев качества образовательного процесса и его результатов;
- знание условий обеспечения качественного школьного образования: психологические, организационно-педагогические, медико-оздоровительные и другие;
- знание особенностей организации продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Управленческие знания предполагают:
- знание сущности управления качеством образовательного процесса, его структуры и содержания;
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.
- представление об основных подходах и принципах управления качеством образовательного процесса;
- знание функционального состава управленческого процесса: проектирование, обеспечение, измерение и оценка качества;
- представление об эффективных средствах проектирования качества образовательного процесса;
- знание критериев, методов и процедур оценки качества образовательного процесса.
Технологический компонент представляет собой совокупность квалитологических умений, выступающих конкретной формой функционирования теоретических знаний.
В структуре квалитологической компетентности педагога можно выделить следующие виды умений: проектно-технологические, организационно-коммуникативные и квалиметрические.
Проектно-технологические умения включают:
- умение анализировать состояние и результаты образовательного процесса, выделять факторы, влияющие на них;
- умение ставить цели, отбирать содержание учебного материала и адекватные ему технологии, инициирующие самостоятельность и творчество школьника, активизирующие сотрудничество в коллективной работе, обеспечивающие мотивацию ученика в учебной деятельности;
- умение создавать различные образовательные среды (информационную, коммуникативную и др.), насыщать пространственно-предметные компоненты среды символами учебного предмета;
- умение конструировать педагогические задачи открытого (выбор одного из множества допустимых решений) и закрытого (выбор одного верного решения) типа;
К организационно-коммуникативным умениям относятся:
- умение организовать деятельность учащихся по работе с информацией (находить информацию в различных источниках, комментировать ее, делать выводы, использовать для решения практических задач);
- умение использовать новые информационные технологии для организации самостоятельной деятельности школьников;
- умение отбирать объекты окружающей среды и использовать их для решения конкретных педагогических задач;
- умение организовывать учебную, творческую и другие виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- умение использовать технологии, ориентированные на разноуровневый состав учащихся;
- умение отбирать и использовать методы, направленные на развитие у учащихся рефлексивных умений и развития самооценки;
- умение осуществлять рефлексный анализ урока;
- умение строить коммуникативную ситуацию с учетом особенностей ее субъектов;
- умение строить взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
Квалимитрические умения включают:
- умение определять цели измерения и оценки качества образовательного процесса;
- умение строить критериальную базу измерения, определять оценочные показатели, отбирать ква-лиметрические методики, разрабатывать процедуру оценочной деятельности;
- умение разрабатывать тестовые задания для письменной формы оценки и компьютерного тестирования общеобразовательного уровня подготовки обучающихся;
- умение формировать банк оценочных материалов;
- умение принимать организационно-педагогические решения по результатам квалиметрии.
К профессионально значимым качествам личности педагога, которые определяют успешность его деятельности по управлению качеством образовательного процесса, следует отнести:
- аналитичность и прогностичность мышления;
- новаторство;
- способность к интеллектуальной и профессионально-личностной рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия и решения.
Проведенный анализ структуры и содержания квалитологической компетентности педагога позволяет дать ее развернутое определение. Квалитологи-ческая компетентность педагога представляет собой целостное личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к управлению качеством образовательного процесса, систему знаний (нормативно-правовых, философско-методологических, психолого-педагогических и управленческих), совокупность квалитологических умений (проектнотехнологических, организационно-коммуникативных и квалиметрических), профессионально-значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, личностная и управленческая рефлексия), обеспечивающее успешность его деятельности по управлению качеством образовательного процесса.
квалитологическое образование педагога представляет собой педагогическую систему, включающую совокупность взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, организационно-коммуникативного, оценочно-результативного.
Реализация педагогической системы осуществляется в условиях освоения студентами учебной программы «Управление качеством образовательного процесса».
Названная программа состоит из трёх взаимосвязанных модулей, содержание которых последовательно раскрывает социокультурные, теоретико-методологические и технологические основания управления качеством образовательного процесса:
1. Качество образования как социально-педагогическая и управленческая проблема.
Таблица
Педагогическая система квалитологического образования будущего педагога
Структурные компоненты Содержательная характеристика структурных компонентов
Целевой Формирование ценностного отношения к управлению качеством образования как составляющей квалитавитизации общества. Формирование системы знаний о качестве образования и управлении им. Формирование квалитологических умений.
Содержательный Идеология управления качеством образования в условиях перехода общества к модели «устойчивого развития». Научные основы управления качеством образовательного процесса в школе. Технология управления качеством образовательного процесса в школе.
Организационно- коммуникативный формы, методы Лекции (информационные, проблемные). Семинары. Практические занятия (на базе института и школ). Объяснение, учебная дискуссия, имитационное моделирование, решение проблемных задач, проектирование, диалоговое обучение, портфолио, рейтинговая оценка.
Оценочно- результативный Результат - сформированность квалитологической компетентности будущего педагога. Критерии: мотивационно-ценностное отношение к квалитавитизации образования и управления; система квалитологических знаний (философско-методологические, нормативно-правовые, психолого-педагогические, управленческие) и умений (проектно-технологические, организационно-коммуникативные, квалиметрические); профессионально-значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, интеллектуальная и профессионально-личностная рефлексия).
2. Теоретико-методологические основы управления качеством образовательного процесса.
3. Технология управления качеством образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Каждый из перечисленных модулей содержит определенные темы, раскрывающие его содержание.
В рамках первого модуля учебной программы «Качество образования как социально-педагогическая и управленческая проблема» рассматриваются такие темы, как: 1. Глобальные вызовы времени и квалита-витизация современного общества как приоритетное направление его развития. 2. Качество образования и управление им как стратегия государственной образовательной политики. 3. Нормативно-правовые основы качества образования.
Темами второго модуля учебной программы «Теоретико-методологические основы управления качеством образовательного процесса» являются: 1. Образовательный процесс как среда формирования качества образования. 2. Качество образовательного процесса как объект управления. 3. Сущность управления качеством образовательного процесса. 4. Ква-литологическая компетентность педагога как фактор эффективного управления качеством образовательного процесса.
Третий модуль учебной программы «Технология управления качеством образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», включает следующие темы: 1. Создание качествообеспечивающей образовательной среды. 2. Проектирование качества образовательного процесса. 3. Обеспечение качества образовательного процесса. 4. Измерение и оценка качества образовательного процесса. 5. Информационные технологии в управлении качеством образовательного процесса.
Обозначенная структура содержания, базирующаяся на взаимосвязи социального и профессионального управленческо-педагогического аспектов квалитавитизации управления образовательным процессом общеобразовательного учреждения, способствует раскрытию ее сущности, осознанию студентами ее места и роли в процессе инновационного развития современного общества, а также овладению ими совокупностью квалитологических знаний и умений, обеспечивающих их готовность осуществлять управление качеством образовательного процесса.
Эффективность реализация программы обеспечивается использованием компетентностно-ориенти-рованных технологий, таких как: кейс-технология, диалоговые технологии, технология портфолио, технология рейтинговой оценки и других.