Научная статья на тему 'Квалитативно-синергетический подход к изучению образовательной системы вуза'

Квалитативно-синергетический подход к изучению образовательной системы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / КВАЛИТОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВУЗА / КВАЛИТАТИВНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РЕСУРСЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / SYNERGETICS / QUALITOLOGY / THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION / QUALITATIVELY-SYNERGETIC APPROACH / RECOURSES OF EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагина Евгения Викторовна

В статье приводится описание сущности квалитатативно-синергетического подхода как современного методологического направления в изучении образовательной системы вуза. Применение данного научного подхода позволяет выявить ресурсы самоорганизации и спроектировать траектории квалитативных изменений образовательной системы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулагина Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITATIVELY-SYNERGETIC APPROACH TO THE STUDY OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article describes the essence of the qualitatively-synergetic approach as the contemporary methodological trend in the study of the educational system of a higher education institution. The application of this scientific approach allows to reveal the recourses of self-organization and to design paths of qualitative changes of educational system of a higher education institution.

Текст научной работы на тему «Квалитативно-синергетический подход к изучению образовательной системы вуза»

НАУКА-ОБРАЗОВАНИЮ

ББК 74.00 YAK 378

Е.В. КУЛАГИНА

E.V. KULAGINA

КВАЛИТАТИВНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ

ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

QUALITATIVELY-SYNERGETIC APPROACH TO THE STUDY OF THE EDUCATIONAL SYSTEM OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

В статье приводится описание сущности квалитатативно-синергетического подхода как современного методологического направления в изучении образовательной системы вуза. Применение данного научного подхода позволяет выявить ресурсы самоорганизации и спроектировать траектории квалитативных изменений образовательной системы вуза.

The article describes the essence of the qualitatively-synergetic approach as the contemporary methodological trend in the study of the educational system of a higher education institution. The application of this scientific approach allows to reveal the recourses of self-organization and to design paths of qualitative changes of educational system of a higher education institution.

Ключевые слова: синергетика, квалитология, образовательная система вуза, квалитативно-синергетический подход, ресурсы качества образования.

Key words: synergetics, qualitology, the educational system of a higher education institution, qualitatively-synergetic approach, recourses of education quality.

Современные тенденции развития общественно-экономических отношений отражаются во всех социальных процессах. Образовательная сфера в этом плане не является исключением, и, по мнению ряда ученых, здесь наблюдается кризис. Затруднение в развитии российского образования в определённой мере обусловлено процессами глобализации, которые влекут возникновение новых культурно-средовых условий, изменение конъюнктуры рынка, требований работодателей к молодым специалистам, а, следовательно, возникает необходимость в изучении и модифицировании сущности образовательной системы вуза.

Научная теория педагогики высшей школы характеризуется широким спектром фундаментальных научных подходов и всевозможных комбинаций их вариативности и интеграции. Однако на сегодняшний день в практике вузовского образования можно выделить противоречия между:

- наличием в философском знании научно обоснованных теорий о новых формах развития бытия и недостаточным (поверхностным) исследованием феноменов качества высшего образования в контексте нелинейного развития;

- объективными тенденциями перехода на многоуровневую систему образования и недостаточной разработанностью научно-методологического обеспечения

технологий формирования уникальных региональных систем качества образования в условиях вузов;

- социально-экономической необходимостью повышения качества образования вузов и отсутствием научно-обоснованных механизмов использования ресурсных потенциалов образовательных учреждений, обеспечивающих когерентность процессов деятельности вуза в направлении подготовки специалистов, соответствующих ожиданиям и запросам рынка и общества;

- наличием тенденций интеграции рыночных субъектов и образовательных институтов и недостаточной разработанностью технологий сотрудничества.

Проведение исследований, направленных на поиск подходов, принципов и условий их применения в педагогической образовательной практике, с одной стороны, свидетельствует о неослабевающем интересе учёных к проблеме подготовки специалистов, а с другой - о неудовлетворённости практиков результатами того или иного подхода. Каждый из ранее предложенных подходов имеет свои возможности и ограничения, оказывается эффективным для решения одних задач и малоэффективным для других. Поэтому поиск исследователями разрешения педагогических проблем с позиции новых подходов следует считать явлением закономерным и важным.

Научный подход как методологическая основа достижения образовательной цели позволяет сосредоточить активность участников образовательного процесса на закономерностях и доминирующих факторах, обусловливающих развитие и проявление изучаемых явлений, выработать способы достижения максимального соответствия между теоретическими предположениями и эмпирическими данными.

На протяжении нескольких десятилетий не теряет актуальности проблема качества профессионального образования. Начиная с середины прошлого столетия, высшими органами власти были приняты постановления, в которых качеству был отведён статус ключевого термина - одной из главных категорий государственной образовательной политики [2, с. 25-26]. Переход на новую многоуровневую модель образования актуализировал необходимость создания научной базы, позволяющей более осознанно оперировать концепцией качества образовательной системы.

Теоретико-методологические основы квалитологии - науки о качестве, применяемые в образовании, характеризуются многоаспектностью. С позиции квалитативных категорий исследуются различные составляющие системы высшего образования: «обучение», «образовательная услуга», «подготовка специалистов», «образовательная деятельность», «образовательный процесс», «образовательная среда», «образовательные ресурсы» и пр. Поэтому в современных научных трудах можно встретить разные определения качества образования. Но, несмотря на многообразие употребляемых дефиниций качества высшего образования, следует обозначить наличие общего основания в данных трактовках. По сути, во всех случаях категория качества рассматривается как системный феномен - феномен, характеризующийся целостной компонентной структурой. Следовательно, логичным является исследование качества образования с позиции системности. Также необходимо отметить, что качество любого предмета имеет свою историю и априорные траектории будущего развития, в связи с чем видение образовательной системы вуза с позиции синергетической теории может оказаться чрезвычайно полезным для поиска ресурсов квалитативных преобразований исследуемых предметов.

Теория синергетики - это методологический синтез предшествующих теоретических наработок о законах мироупорядочения и организации. Одним из главных достоинств синергетики является её обращённость к процессуальной стороне самоорганизации систем. Синергетика позволяет объяснить возникновение механизмов когерентности и образование нового системного порядка [3, с. 27].

В настоящее время в разных областях знаний используется теория синергети-ческого развития, поскольку модели и понятия, разработанные в ней, обладают высокой эвристической значимостью.

Возможности применения синергетического подхода в сфере образования показаны в трудах В.А. Беликова, П.Д. Васильевой, В.А. Ерофеева, П.В. Журавлевой, Н.Н. Кушнаренко, И.В. Непрокиной, М.О. Смирновой, С.С. Шевелевой и др.

Учитывая сложный интегративный характер феномена подготовки специалиста, ряд исследователей считают, что формирование педагогической модели будет более продуктивным при использовании бинарных подходов, так как в данном случае совмещаются концептуальные основания различных методологий.

В теории педагогики образования уже обоснованы бинарные подходы, включающие синергетическую теорию: системно-синергетический подход (В.Г. Винене-ко, Е.А. Михайличенко, Ю.В. Талагаев), ценностно-синергетический подход (В.А. Мат-кин), интегративно-синергетический подход (В.Н. Пустовойнов).

Квалитативно-синергетический подход мы понимаем как форму познавательной и практической деятельности, обусловливающую ориентированность научного замысла на исследовании тенденций качественных преобразований, возникающих в процессе развития, функционирования и самоорганизации системных объектов. С позиции данного подхода мы можем определить ресурсы и перспективы преобразования качества образовательной системы вуза.

Проектирование технологии применения квалитативно-синергетического подхода к изучению образовательной системы вуза основано на четырёх основных аспектах и предполагает следующую последовательность:

1. Определение границ функционирования образовательной системы вуза. В качестве границ определяются пределы, в которых образовательная система осуществляет своё функционирование без существенных статусных преобразований.

Одним из базовых принципов синергетики является принцип эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам, т. е. развитие системы осуществляется по многовариативным траекториям в условиях альтернативности выбора и может быть абсолютно непредсказуемым [4, с. 99]. В отношении развития систем образования следует сделать уточнение - предсказуемым, но не однозначно. Квалитативные требования к образовательному процессу служат своеобразной границей статуса высшего образовательного учреждения, выход за которую способствует его изменению в сторону прогрессивного или регрессивного развития.

Одним из основополагающих инструментов управления качеством профессионального образования являются образовательные стандарты - нормативные образцы, содержащие комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения. Несоответствие качества образования нормативным документам недопустимо, так как искажается содержание образовательного процесса. Однако формальное соблюдение нормативной документации ещё не свидетельствует о высоком уровне качества образования. На практике можно наблюдать такое явление, когда понятие «стандарт» подменяется понятием «шаблон», то есть происходит сведение всей деятельности вуза только к соблюдению требований нормативной документации, что способствует сохранению определённого статуса или вида учебного заведения. При таком подходе вопросы создания уникальности образовательной системы профессионального учреждения чаще всего не являются актуальными, основное внимание сотрудников вуза сосредотачивается на соблюдении стандартных требований и поддержании показателей аккредитации и лицензирования. Таким образом, требованиям нормативной документации отводится роль аттрактора - своеобразной цели-программы состояния системы, к которому она должна стремиться по своей собственной природе. В этом случае сужается вариативность «флуктуации», то есть уменьшается диапазон «колебаний и отклонений в развитии системы», при этом ситуация нестабильности сводится к минимуму. Первоначально может казаться, что это верная стратегия, так как она гарантирует определённую стабильность. Однако следует учитывать, что образовательная система вуза - это открытая система, осуществляющая постоянное взаимодействие с внешней средой, и для релевантной адаптации к меняющимся внешним условиям необходимы качественные изменения как самих элементов системы, так и их функциональных связей. Поэтому при управленческой концепции сосредоточения только на нормативных показателях руководство вуза ограничивает себя в возможностях рационального использования образовательных ресурсов, моделирования перспективных картин будущего развития.

Понятие «стандарт» в широком смысле слова означает «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные, для сопоставления с ними других подобных объек-

тов» [6, с. 1260]. Шаблон является той разновидностью образца, которому «слепо следуют» и любое отклонение от его нормы недопустимо. Стандарт, напротив, представляет собой некую основу, комплекс исходных требований, создающих базис для развития различных образовательных процессов и явлений. Стандартные требования, определяющие конкретный статус учебного заведения (институт, академия и пр.), играют роль нижней границы. Создание условий для «наращивания» нормативных показателей на основе базисных стандартных требований способствует развитию уникальной системы качества образовательного процесса, характерной для определённого вуза.

2. Определение уникальности качества образовательной системы вуза. Обозначив стандартные требования как комплекс характеристик, играющих роль нижней границы образовательной системы вуза, то есть таких свойств, которые изначально присущи образовательному процессу и поддерживаются на протяжении всего интервала времени между прохождением процедур аккредитации и лицензирования, следует особое внимание уделить формированию представлений о перспективах развития уникальности образовательной системы. Уникальность качества образовательного процесса отражается в качестве профессиональной готовности выпускников вузов.Приэтомкачествопрофессиональнойготовностиследуетрассматриватьнетолько в диапазоне уровневой выраженности «высокое-среднее-низкое», но и с позиции многомерности, как качественного своеобразия профессионального профиля выпускника.

Процессы формирования уникальности качества системы вуза могут протекать по разным траекториям и вероятность выбора определённого пути во многом обусловлен ожидаемой конкуренткой способностью выпускников. Представление о будущей профессиональной готовности обучающихся влияет на содержание образовательной системы вуза в настоящем времени. То есть исходя из будущих представлений о профессиональной готовности студентов, образовательная система начинает поиски и использование ресурсов, которые обеспечат достижение требуемого качества профессионального мастерства обучающихся. Поэтому при поиске уникальных аспектов качества образовательной системы необходимо, прежде всего, ясно сформулировать ответ на вопрос: «подготовку какого специалиста должен осуществлять вуз?».

В современном педагогическом научном диспуте можно выделить две основные позиции ученых по проблеме концептуальной ориентированности образовательных программ. Первая позиция характеризуется маркетинговым уклоном. Образование рассматривается в контексте меновой и потребительской стоимости. У будущих специалистов формируется направленность на осознание возможности обменять свои профессиональные знания и навыки на финансовые выгоды. Формированию данной установки способствует применение рейтинговой системы оценки достижений студента. В рамках рейтингового оценивания можно наблюдать процесс обмена знаний студентов на «балловый капитал» и, как следствие, получение определённого финансового или морального вознаграждения. Вторую позицию можно обозначить как социально-публичную, сущность которой заключается в том, что основаниями для построения образовательной системы должны служить гуманистические идеалы. Деятельность высших учебных заведений не должна ограничиваться только профессиональной подготовкой, условия образования должны способствовать становлению личности с активной жизненной позицией, умеющей обеспечивать не только финансовые выгоды для себя, но и активно участвовать в разрешении социальных проблем, видеть свою профессиональную деятельность через призму гуманистических принципов. Обе позиции в отношении концептуальной направленности образовательного процесса заслуживают внимания и имеют право на практическую реализацию. Однако для поиска уникальных преимуществ образовательной системы, на наш взгляд, контур профессионального профиля выпускника должен формироваться с позиции многомерно-пространственной модели. Качество профессиональной готовности студентов проявляется не в одной плоскости, а в различных: экономической, социальной, научной, гуманистической, творческой и т.д.

Именно такой подход может создать необходимые предпосылки для формирования уникальной сущности образовательной системы вуза.

3. Осуществление поиска ресурсов, обеспечивающих квалитативные преобразования образовательной системы. Открытая система под воздействием внешней среды находится в состоянии постоянного изменения. Случайные отклонения от равновесных состояний характеризуются как флуктуации. Значительные флуктуации могут приводить к качественным изменениям, появлению новой структуры или порядка. Критические моменты в динамике системы называют точками бифуркации. В данных точках система становится высокочувствительной к изменениям, что позволяет несиловым, информационным способом, т.е. слабым воздействием, повлиять на выбор поведения системы [1, с. 53-59].

Подведение системы к точке бифуркации обеспечивается энергетическими изменениями. Активизация внутреннего энергетического потенциала может осуществляться за счёт рекомбинации или образования новых связей между участниками образовательного процесса как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. При этом объединение может быть организовано в контексте разных форм образовательной деятельности: учебной, методической, научной и пр.

Возможности установления новых горизонтальных связей взаимодействия можно продемонстрировать на примере научной деятельности преподавателей. При выполнении исследований обычно кооперация сотрудников вуза происходит внутри кафедры вокруг определённой научной проблемы. Межкафедральное научное взаимодействие - достаточно редкое явление. В отчётной документации по научной линии чаще всего описываются достижения отдельных кафедр. Однако, как показывает практика, в современном мире большинство открытий происходит на «стыке» научных областей. Междисциплинарные исследования перспективны, так как позволяют рассматривать проблему с использованием различного научно-методологического инструментария. Наличие «научных межкафедральных коопераций» позволит создать условия для получения актуальных и практически значимых достижений, что в итоге может способствовать улучшению качества показателей научно-исследовательской деятельности вуза. Аналогично можно продумать условия для создания вертикальных коопераций, в частности при выполнении научных тем аспирантами, магистрантами и студентами. Многие студенты, обучающиеся на старших курсах, планируют продолжение своей карьеры в научной сфере. Поэтому объединение студентов с молодыми учеными может способствовать передаче передового научного опыта и, как следствие, активизировать студенческую научную деятельность.

Создание предпосылок для качественных изменений образовательной системы может осуществляться и за счёт установления внешних связей с объектами окружающей среды: с учреждениями, осуществляющими подготовку абитуриентов, с научно-исследовательскими организациями, с предприятиями дальнейшего трудоустройства выпускников и пр. Наличие широкого спектра внутренних и внешних связей способствует расширению ресурсного поля системы образования. Поэтому оценка объёма связей позволяет выявить системы или структурные элементы системы, стремящиеся к самоизоляции, и определить открытые, осуществляющие активный энергетический обмен. Открытость, как способность использовать связи для самоусложнения и развития, является фактором качественных изменений социальной системы [5, с. 17]. В связи с чем, широта спектра связей самой системы или её элементов может служить одним из показателей прогноза квалитативного преобразования.

4. Поиск потенциалов для усиления когерентности образовательной системы вуза. Прогрессивное развитие образовательной системы вуза обусловлено когерентностью - согласованностью действий всех участников образовательного процесса в масштабе системы как единого целого. Когерентность определяет эволюцию системы, придаёт ей главное качество - способность к самоорганизации. Однако следует отметить, что присутствие элемента в системе ещё не свидетельствует о том, что его свойства проявятся в нужном ракурсе. Иногда элементы могут находиться в состоянии энтропности - в состоянии свободном, когда его энергия не включена в общую деятельность системы. Приведём простой, но наглядный пример нахождения некоторых показателей оценки качества образовательной системы в данном состоянии. При проведении оценки качества образовательной программы особое внимание уделяется учебно-методическому обеспечению (требования к данному показателю за-

фиксированы в государственном образовательном стандарте специальности (направления)). Помимо обязательной литературы, в обучении используется и дополнительная литература, ознакомление с ней способствует углублению знаний, получаемых студентами. Оценка учебно-методической обеспеченности производится путём подсчёта экземпляров в библиотечных фондах. Однако при проведении оценки не учитывается востребованность данных трудов. И часть литературы так и не используется студентами. Таким образом, мы можем говорить о включённости элемента в систему (в данном случае это учебно-методические труды), однако данный элемент находится в состоянии энтропности. С аналогичной ситуацией можно столкнуться и при проведении оценки остепенённости профессорско-преподавательского состава (данный показатель также является одним из критериев оценки качества образовательной системы вуза). Достижение определённой научной степени требует высокой и длительной активизации интеллектуальных способностей человека. Этап успешной защиты научного труда сменяется рекреационным периодом. И это, безусловно, правильно и закономерно. Данный период необходим, но иногда он может «затянуться» на довольно длительное время. И, таким образом, показатель остепенённости находится в соответствии с квалитативными требованиями, а если говорить о функциональной активности части преподавательского состава, то можно констатировать наличие ресурсных возможностей повышения качества образовательной системы вуза путём снижения «состояния энтропности» некоторых членов кафедры.

Резюмируя вышеизложенные примеры, можно сделать вывод, что проведение анализа показателей оценки качества с позиции уровня энтропности позволит выявить внутренние ресурсные возможности для самоорганизации образовательной системы вуза и вывести её на новый качественный уровень.

Таким образом, применение квалитативно-синергетического подхода к изучению образовательной системы вуза способствует выявлению потенциалов самоорганизации, что отражается в развитии качества. При этом формирование механизмов самоорганизации предполагает: разработку неоэнтропных механизмов, проектирование внутренних и внешних кооперативных связей образовательной системы вузы и её элементов, моделирование многомерно-пространственного профиля выпускника и пр. Результатом практического применения квалитативно-синергетического подхода является изменение качества образовательной системы вуза в сторону оптимизации и уникальности за счёт создания условий и для самоорганизации.

Литература

1. Буданов, В.П. Методология синергетики в постклассической науке и в образовании [Текст] / В.П. Буданов. - М. : ЛКИ, 2008. - 232 с.

2. Грызлов, В. Качество образования: диалектика позиций и уровней [Текст] / В. Грызлов // Высшее образование в России. - 2005. - № 5. - С. 25-28.

3. Делокаров, К.Х. Синергетика и познание социальных трансформаций [Текст] // Синергетическая парадигма : Человек и общество в условиях нестабильности / К.Х. Делокаров. - М. : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 18-35.

4. Роготнева, Е. Аксиологические пределы моделирования образовательных систем [Текст] / Е. Роготнева // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - 99-102.

5. Серегина, С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход [Текст] / С.Ф. Серегина. - М. : Дело и сервис, 2002. - 288 с.

6. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.