УДК 658.562
В.Ю. Анцев, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 33-22-88, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
Е.Ю. Игнатенко, асп., (4872) 33-22-88, ка1тт [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
Н.И. Пасько, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-18-87 (Россия, Тула, ТулГУ) КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОСТАВЩИКОВ
Разработана методика квалиметрической оценки поставщиков на основе применения методологии многокритериального рейтингования. Предложена методика математической обработки полученной информации.
Ключевые слова: квалиметрическая оценка, поставщик, модель, методика выбора поставщика.
Активный информационный рынок и эффективное его использование в хозяйственной деятельности обеспечивают создание информационной инфраструктуры государства, в которой значительное место отведено ракетно-космическим системам и созданным на их основе услугам и продукции. Продукция ракетно-космической отрасли характеризуется наличием большого количества узлов, агрегатов, деталей, выпускаемых на различных предприятиях и собираемых в конечное изделие на головном предприятии. При этом для повышения качества и эффективности производственных процессов на предприятиях ракетно-космической отрасли широко используются принципы внутриотраслевой и межотраслевой кооперации, предполагающие наличие большого количества материалов и комплектующих изделий ракетно-космической техники.
Важность выбора поставщика в ракетно-космической отрасли объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером головного предприятия в реализации его стратегии организации производства. Выбор поставщика должен осуществляться на основе его оценки, которая должна учитывать наличие у головного предприятия, выпускающего конечную продукцию, поставщиков двух категорий - предприятий корпорации, поставляющих основной объем материалов и комплектующих изделий, и поставщиков единичных комплектующих изделий. Ввиду невозможности получения прямой количественной оценки поставщиков для разработки методики ее проведения использованы принципы квалиметрии - науки, изучающей способы количественной оценки качества товаров или услуг [1]. Квалиметрия выделяет несколько методов определения показателей качества.
В основном применяются экспертные методы, которые используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для ис-
434
пользования. Термин «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный», поэтому и особый класс методов, связанных непосредственно с опросом экспертов, принято называть методом экспертных оценок (так как при опросах принято проставлять оценки в баллах и рангах). При использовании экспертного метода для оценки качества часто применяется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже, часто не требуется.
Метод оценки должен удовлетворять требованию интегральности, т. е. должен объединять разные параметры объекта в один. Такие категории, как качество и конкурентоспособность, определяются многими факторами, которые должны быть сведены в интегральный показатель, определяемый по единому для всех объектов алгоритму.
После формирования экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованности мнений. Тестирование состоит в решении экспертами задач с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок. Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Такое испытание проводят на компьютере и затем получают балльную оценку.
Различают индивидуальное и коллективное мнение экспертов, последнее считают более точным, а главное, согласованным.
При проведении квалиметрической оценки поставщиков ракетнокосмической техники необходимо сформировать номенклатуру из восьми групп критериев, состоящих из единичных показателей:
1) группа критериев «Репутация фирмы поставщика» (опыт фирмы поставщика; наличие сертификата СМК; положительные и/или отрицательные отзывы о фирме поставщика);
2) группа критериев «Качество продукции» (сертификат соответствия; количество рекламаций с выявленным производственным или конструкционным дефектом за 3 года; обновление товара, быстрый выпуск новых позиций; сроки хранения товара; возможность возврата брака; удобная для транспортировки и склада упаковка);
3) группа критериев «Связь с поставщиком» (наличие специального программного обеспечения для связи и учёта процесса контроля; возможность легко дозвониться и найти нужного менеджера; услуга принятия заказа через Интернет);
4) группа критериев «Цена продукции» (отпускная цена на закупаемую продукцию (по сравнению со средней рыночной); стабильность цен (хотя бы на 3 месяца); срок предупреждения об изменении цены (хотя бы за 10 дней));
5) группа критериев «Условия оплаты» (сроки осуществления платежа; наличие кредита и рассрочки);
6) группа критериев «Уровень поставки» (отдалённость (месторасположение) поставщика; минимальный объём партии поставок; коэффициент выполнения заказа согласно оговоренному ассортименту; выполнение обязательств по срокам поставки; собственный машинный парк для поставки; разгрузка товара в конечной точке силами поставщика);
7) группа критериев «Характеристика рабочего персонала поставщика» (профессионализм рабочего персонала поставщика, вежливость и доброжелательность рабочего персонала поставщика; ненавязчивость услуг фирмы поставщика);
8) группа критериев «Уровень обслуживания» (скорость оформления заказа; скорость исполнения заказа; упоминание заказчика в собственной рекламе; внимательность к проблемам фирмы заказчика; программа скидок).
Для квалиметрической оценки и выбора поставщиков необходимо провести опрос и заполнить матрицу оценок.
Первоначально определяется согласованность мнений экспертов, которую можно оценить по величине коэффициента конкордации [2]. Для нахождения коэффициента конкордации все расчёты сведены в таблицу.
Показатели качества и ранги
Показатель качества X а (сумма рангов) a (ср. ранг) a - X a ^-X a )2 X ^-Х a )2
Репутация фирмы поставщика 24 36 12 144 2562
Качество продукции 54 -18 324
Связь с поставщиком 37 -1 1
Цена продукции 52 -16 256
Условия оплаты 35 1 1
Уровень поставки 62 -26 676
Характеристика рабочего персонала поставщика 10 26 676
Уровень обслуживания 14 22 484
Коэффициент конкордации определяется по формуле
436
Ж = 2123 ^ , (1)
п (m - m)
где £ - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения (в данном случае £ = 2562); п - число экспертов (в данном случае п = 8); т - число объектов экспертизы (в данном случае т = 8).
Следовательно,
Ж = 2123 ^ ^ = 0,95 . (2)
п (т — т) 8 (8 - 8)
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0 < Ж < 1, при-
чем 0 - полная несогласованность, 1 - полное единодушие.
В данном случае получился высокий коэффициент конкордации, и мнения экспертов хорошо согласованы, т. е. имеется необходимое количество специалистов с хорошей подготовленностью.
Далее вычислим все весовые коэффициенты показателей качества и проверим результаты суммированием:
г=т £ау
&=, (з)
£ £ ау
j=1 г=1
ег =-------------------------------------------------------------1-(72 + 364.5 +171.125 + 338 +153.125 + 480.5 +12.5 + 24.5) =
г 1616,25
= 0,045 + 0,226 + 0,106 + 0,209 + 0,095 + 0,297 + 0,008 = 1.
Расчеты верны, так как в пределах точности вычислений сумма весовых коэффициентов равна единице [3].
Ранжированный ряд (шкала порядка) для показателей качества будет иметь вид
Ш7 р Ш р 01 р Q5 р Ш3 р Q4 р Q2 р Q6.
Таким образом, наивысшее качество - у Ш6, а наименьшее качест-во
- у Ш7. Квалиметрическая оценка поставщиков проводится по восьми основным показателям (критериям). Введём обозначения каждого из них:
Р - репутация фирмы поставщика;
К - качество продукции;
С - связь с поставщиком;
Ц - цена продукции;
УО - условия оплаты;
УП - уровень поставки;
РП - характеристика рабочего персонала поставщика;
УОб - уровень обслуживания.
Учитывая коэффициенты весомости каждого критерия, составим формулу, по которой следует производить квалиметрическую оценку поставщиков ОцП:
8 • Р +19 • К +13 • С +18 • Ц +12 • УО + 22 • УП + 3 • РП + 5 • УОб
ОцП =-------------------------------------------------------------, (4)
100
где Р, К, С, Ц, УО, УП, РП, УОб - критерии оценки поставщиков, величины которых могут принимать значения в диапазоне от 0 до 100.
Показатель ОцП также может принимать значение от 0 до 100, при
этом:
если ОцП < 19, то такой поставщик в «Реестр поставщиков» (далее реестр) не включается;
если 20 < ОцП < 49, то по этому поставщику принимается решение о включении его в реестр. Если такой поставщик включается в реестр, то ему присваивается обозначение «У» - удовлетворительный, но требуется особый контроль за поставляемой им продукцией;
если 50 < ОцП < 69 , то поставщик включается в реестр и ему присваивается обозначение «Х» - хороший, но требуется дальнейшая работа с поставщиком по поставляемой им продукции;
если 70 < ОцП < 100, то поставщик включается в реестр и ему присваивается обозначение «О» - отличный, необходимо сохранить и развивать с данным поставщиком долгосрочные отношения.
Порядок определения значения каждого из критериев следующий.
Критерий «Р» - репутация фирмы поставщика: 0 - 20 баллов, если опыт фирмы поставщика, наличие сертификата СМК, отзывы о фирме поставщика варьируют в пределах от 0 до 20 %; 21 - 40 баллов: от 21 до 40 %; 41 - 60 баллов: от 41 - 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Критерий «К» - качество продукции: 0 - 20 баллов, если сертификат соответствия, количество рекламаций с производственным или конструкционным дефектом за 3 года, объём новых позиций, сроки хранения товара, возможность возврата брака, упаковка и сырьё варьируются от 0 до
20 %; 21 - 40 баллов: от 21 до 40 %; 41 - 60 баллов: от 41 до 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Критерий «С» - связь с поставщиком: 0 - 20 баллов, если специальное программного обеспечение для связи и учёта процесса контроля, возможность легко дозвониться и найти нужного менеджера, а также услуга принятия заказа через Интернет колеблются от 0 до 20 %; 21 - 40 баллов:
от 21 до 40 %; 41 - 60 баллов: от 41 до 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Критерий «Ц» - цена продукции: 0 - 20 баллов, если отпускная цена на закупаемую продукцию и её динамика колеблется от 0 до 20 %; 21 - 40 баллов: от 21 до 40 %; 41 - 60 баллов: от 41 до 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Критерий «УО» - условия оплаты: 0 - 20 баллов, если сроки осуществления платежа, а также кредит и рассрочка реализуются от 0 до 20 %;
21 - 40 баллов: от 21 до 40 %; 41 - 60 баллов: от 41 до 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Критерий «УП» - уровень поставки: 0 - 20 баллов, если месторасположение поставщика, объём партии поставок, коэффициент выполнения заказа, выполнение обязательств по срокам поставки, машинный парк для поставки, разгрузка товара в точке, скорость разгрузки товара и страхование на поставку реализуются от 0 до 20 %; 21 - 40 баллов: от 21 до 40 %; 41
- 60 баллов: от 41 до 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Критерий «РП» - характеристика рабочего персонала поставщика: 0 - 20 баллов, если рабочий персонал поставщика профессионален, вежлив, доброжелателе и ненавязчив от 0 до 20 %; 21 - 40 баллов: от 21 до 40 %; 41 - 60 баллов: от 41 до 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Критерий «УОб» - уровень обслуживания: 0 - 20 баллов, если скорость оформления и исполнения заказа, а также внимательность к проблемам фирмы заказчика колеблются от 0 до 20 %; 21 - 40 баллов: от 21 до 40 %; 41 - 60 баллов: от 41 до 60 %; 61 - 80 баллов: от 61 до 80 % и 81 - 100 баллов: от 81 до 100 %.
Таким образом, широкое использование методики квалиметрической оценки деятельности поставщика позволяет решать многие вопросы. Путём ранжирования поставщиков в категориях определяется характер принимаемых по отношению к поставщикам мер [4]. Ранжирование по частным оценкам деятельности поставщиков позволяет определить ту область деятельности, которая нуждается в повышенном внимании. Ранжирование изделий по уровню качества, по затратам позволяет не только определить наиболее узкие места в работе с поставщиками, но и обоснованно планировать перераспределение объёмов закупок таким образом, чтобы достичь оптимального соотношения «цена - качество».
Для реализации представленной методики квалиметрической оценки поставщиков ракетно-космической техники разработано программное обеспечение на основе среды MSAccess, которое внедрено на ОАО «ВПК «НПО машиностроения» (г. Реутов, Московская область).
Список литературы
1. Шишкин И.Ф., Станякин В.М. Квалиметрия и управление качеством: учебник для вузов. М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. 255 с.
2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Изд-во «Радио и связь», 1993. 278 с.
3. Федюкин В.К. Основы квалиметрии. Управление качеством продукции: учеб. пособие. М.: Филинъ, 2004. 296 с.
4. Матвеева И.В. Поставщик и потребитель: сборник статей. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. 128 с.
V.Yu. Antsev, E.Yu. Ignatenko
QUALIMETRIC EVALUATION OF SUPPLIER
The method of qualimetric evaluation of supplier based on multicriteria rating methodology is developed. The method of mathematical processing of the acquired information is offered.
Key words: qualimetric evaluation, the supplier, model, method of supplier selection.
Получено 12.01.12
УДК 658.53
Н.В. Анцева, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-18-87, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
Н.И. Пасько, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-18-87 (Россия, Тула, ТулГУ)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ С ПЕРИОДИЧЕСКИМ КОНТРОЛЕМ СОСТОЯНИЯ
Разработана документированная процедура управления системой технического обслуживания и ремонта технологического оборудования машиностроительных предприятий по критерию эксплуатационной технологичности и совершенствования процесса управления системой СТОИР ТО, повышения и гарантирования установленных значений ее показателей.
Ключевые слова: техническое обслуживание, ремонт, металлобрабатываю-щее оборудование, техническая эксплуатация, система, контроль, информационная поддержка
Основная задача повышения качества эксплуатации металлообрабатывающего оборудования состоит в обеспечении длительной и безотказной обработки на нем деталей с заданными производительностью, точно-
440