Научная статья на тему 'Квалиметрическая оценка молока пастеризованного ООО «Молоко Зауралья» и ООО «Юргамышское молоко»'

Квалиметрическая оценка молока пастеризованного ООО «Молоко Зауралья» и ООО «Юргамышское молоко» Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОКО / КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА / ЭКСПЕРТНЫЕ ГРУППЫ / MILK / QUALIMETRICAL ASSESSMENT / CONSUMER PROPERTIES / EXPERT GROUPS

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Куликовских Ольга Михайловна

Статья посвящена роли качества производимого пастеризованного молока на ООО «Юргамышское молоко», Юргамышский р-н, пос. Нива и ООО «Молоко Зауралья» г Курган. Проведена квалиметрическая оценка, изучены потребительские предпочтения, проведена дегустационная и потребительская оценка пастеризованного молока этих двух предприятий. Проведенные исследования показали, что по оценке потребительских свойств молоко, произведенное на предприятии ООО «Юргамышское молоко», оказалось более высокого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIMETRICAL ASSESSMENT OF PASTEURIZED MILK FROM JSC ZAURAL MILK AND JSC YURGAMYSH MILK

Article is devoted to a role of quality of pasteurized milk from JSC Yurgamysh milk, Yurgamysh region, settlement Niva and JSC Zaural milk, Kurgan. The qualimetrical assessment is carried out, consumer preferences are studied, the tasting and consumer assessment of the pasteurized milk of these two enterprises is carried out. The carried-out researches showed that according to consumer properties the milk made at the JSC Yurgamysh milk enterprise, was more qualitative.

Текст научной работы на тему «Квалиметрическая оценка молока пастеризованного ООО «Молоко Зауралья» и ООО «Юргамышское молоко»»

Вестник Курганской ГСХА № 4, 2012

Зоотехния 37

УДК 637.141.3

О. М. Куликовских

КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МОЛОКА ПАСТЕРИЗОВАННОГО ООО «МОЛОКО ЗАУРАЛЬЯ» И ООО «ЮРГАМЫШСКОЕ МОЛОКО»

ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева»

O. M. Kulikovskikh

QUALIMETRICAL ASSESSMENT OF PASTEURIZED MILK FROM JSC ZAURAL MILK

AND JSC YURGAMYSH MILK Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State Agricultural Academy by T. S. Maltsev»

Статья посвящена роли качества производимого пастеризованного молока на ООО «Юргамышское молоко», Юргамышский р-н, пос. Нива и ООО «Молоко Зауралья» г Курган. Проведена квалиметрическая оценка, изучены потребительские предпочтения, проведена дегустационная и потребительская оценка пастеризованного молока этих двух предприятий. Проведенные исследования показали, что по оценке потребительских свойств молоко, произведенное на предприятии ООО «Юргамышское молоко», оказалось более высокого качества.

Ключевые слова: молоко, квалиметрическая оценка, потребительские свойства, экспертные группы.

Ольга Михайловна Куликовских

Olga Mikhaylovna Kulikovskih аспирант

Россия, 641432 Курганская обл., г. Куртамыш, ул. Бабушкина д. 25 E-mail: [email protected]

Введение. «Молоко, - писал академик И. П. Павлов, - это изумительная пища, приготовленная самой природой». Известно, что этот продукт содержит свыше ста ценнейших компонентов [1].

Потребление молока и молочной продукции в России постоянно растет. В 2012 г. этот показатель составил 247 кг на душу населения. Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрены мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности российской молочной продукции в целях импортозамещения, что должно привести к обеспечению роста потребления молока и молочных продуктов на душу населения [2].

Основными производителями молочной продукции в нашем регионе являются ООО «Юргамышское молоко» и ООО «Молоко Зауралья». Данные предприятия уделяют особое, пристальное внимание ка-

Article is devoted to a role of quality of pasteurized milk from JSC Yurgamysh milk, Yurgamysh region, settlement Niva and JSC Zaural milk, Kurgan. The qualimetrical assessment is carried out, consumer preferences are studied, the tasting and consumer assessment of the pasteurized milk of these two enterprises is carried out. The carried-out researches showed that according to consumer properties the milk made at the JSC Yurgamysh milk enterprise, was more qualitative.

Keywords: milk, qualimetrical assessment, consumer properties, expert groups.

честву поступающего молочного сырья и тщательному контролю технологии переработки на всех этапах производства. Результат - стабильный потребительский спрос у населения, победы в смотрах, конкурсах и региональных выставках молочной промышленности.

Цель работы - квалиметрическая оценка молока пастеризованного, произведенного на предприяи-ях ООО «Юргамышское молоко» и ООО «Молоко Зауралья».

В соответствии с этой целью были решены следующие задачи:

- проанализировано качество молока пастеризованного ООО «Юргамышское молоко» и ООО «Молоко Зауралья»;

- изучены потребительские предпочтения при выборе пастеризованного молока;

- проведена дегустационная и потребительская оценка пастеризованного молока этих двух предприятий.

Методика. Исследования по квалиметрической оценке были проведены посредством оценки качества молока пастеризованного ООО «Юргамышское молоко» (1) и ООО «Молоко Зауралья» (2). Исследования были проведены в ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева» с использованием оценок трех экспертных групп, состоящих из студентов чет-

38 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА

вертого курса отделения товароведения и экспертизы товаров. При оценке потребительских предпочтений молока пастеризованного предложено 10 свойств: внешний вид, консистенция, цвет, запах, вкус, реклама производителя, дизайн упаковки, срок годности, стоимость, химический состав. При дегустационной оценке фактической продукции экспертам было предложено оценить: внешний вид, консистенцию, цвет, запах, вкус; при проведении потребительской оценки эксперты оценивали: рекламу производителя, дизайн упаковки, срок годности, стоимость, химический состав.

Оценка потребительских предпочтений проводилась двумя квалиметрическими методами: предпочтений и попарного сопоставления. Метод предпочтения основан на том, что эксперта просят пронумеровать все свойства в порядке их предпочтений таким образом, что весомость наиболее предпочтительного свойства получает 1-й номер, следующий

Выводы. В ходе исследования было выявлено, что если для экспертов 1-й и 3-й групп наиболее значимым свойством молока пастеризованного являлся его вкус, то для 2-й группы максимально значимым оказалось такое свойство, как срок реализации. Запах продукта более значим для 1-й и 2-й группы (ранг 2), в то время как для 3-й группы значимость данного свойства занимает 3-й ранг. При этом на внешний вид продукции в большей степени обратят внимание потребители 2-й группы (3-й ранг), и данное свойство признано менее значимым экспертами 1-й и 2-й групп (5-й и 4-й ранг, соответственно). Однако все потребительские группы однозначно утверждали, что им безразлично, как выполнена реклама про-

по важности - номер 2 и так далее. Методом попарного сопоставления эксперты сравнивают свойства парами, выбирая наиболее предпочтительные [2].

При работе с фактической продукцией каждый показатель оценивался по 10-ти бальной системе с учетом мнения каждого эксперта и с корректировкой при помощи весомостей свойств, полученных при квалиметрической оценке [3].

Образцы были пронумерованы, нумерация была известна только председателю дегустационной комиссии. В процессе дегустации и потребительской оценки председатель и эксперты не обсуждали образцы, не высказывали свои замечания и наблюдения.

Результаты. В таблице 1 представлены результаты оценки потребительских свойств молока пастеризованного тремя экспертными группами.

Дегустационная оценка и оценка потребительских свойств молока пастеризованного представлены в таблице 2.

изводителя и дизайн упаковки продукции.

По мнению трех экспертных групп, по внешнему виду продукция ООО «Юргамышское молоко» превосходила ООО «Молоко Зауралья» на 9,09 %, однако уступала по цвету на 4,2 %. По консистенции и запаху молоко под номером 1 и 2 почти одинаковы - 0,48 и 0,44, соответственно. По вкусу ООО «Юрга-мышское молоко» превосходит ООО «Молоко Зауралья» на 6,2 %. В результате проведенной дегустационной оценки молока пастеризованного, производимого различными предприятиями, экспертами трех групп был определен средний балл дегустационной оценки для ООО «Юргамышское молоко» 0,52, для ООО «Молоко Зауралья» - 0,50.

Таблица 1 - Ранг потребительских свойств молока пастеризованного по мнению 3-х групп экспертов

Свойства Экспертная группа Сумма рангов М] Ранг

1-я 2-я 3-я свойств

1 Вкус 1 5 1 7 0,042 2

2 Цвет 6 4 5 15 0,091 5

3 Запах 2 2 3 7 0,042 3

4 Консистенция 7 7 6 20 0,121 7

5 Внешний вид 5 3 4 12 0,073 4

6 Реклама производителя 9 10 10 29 0,176 10

7 Дизайн упаковки 8 9 9 26 0,158 9

8 Срок реализации 3 1 2 6 0,036 1

9 Стоимость 10 8 8 26 0,158 8

10 Химический состав 4 6 7 17 0,103 6

Сумма рангов 55 55 55 165 1,000 х

Вестник Курганской ГСХА № 4, 2012

Зоотехния 3Q

Таблица 2 - Дегустационная и потребительская оценка пастеризованного молока

Показатель Производитель молока

ООО «Юргамышское молоко» (1) ООО «Молоко Зауралья» (2)

Дегустационная оценка

1 Внешний вид 0,66±0,05 0,60±0,07

2 Консистенция 0,48±0,02 0,48±0,01

3 Цвет 0,68±0,01 0,71±0,05

4 Запах 0,44±0,04 0,44±0,04

5 Вкус 0,32±0,15 0,30±0,16

Общая оценка в баллах 2,59±0,14 2,52±0,20

Средний балл 0,52 0,50

Оценка потребительских свойств

1. Реклама производителя 0,09±0,03 0,09±0,03

2. Дизайн упаковки 0,12±0,03 0,12±0,03

3. Срок реализации 0,60±0,14 0,64±0,10

4. Стоимость 0,28±0,04 0,30±0,04

5. Химический состав 0,71±0,17 0,55±0,09

Общая оценка в баллах 1,79±0,06 1,70±0,10

Средний балл 0,36 0,34

Итого:

Общая оценка в баллах 4,38 4,22

Средний балл 0,44 0,42

По мнению трех экспертных групп химический состав молока пастеризованного ООО «Молоко Зауралья» уступал ООО «Юргамышское молоко» на 22,5 %. Реклама и дизайн упаковки для обоих производителей были почти одинаковы: 0,09 и 0,12 %. Молоко пастеризованное ООО «Молоко Зауралья» по сроку реализации превосходит ООО «Юргамышское молоко» на 6,2, а по стоимости на 6,7 %. В результате проведенной оценки потребительских свойств молока пастеризованного, производимого двумя различными предприятиями, экспертами трех групп был определен средний балл для ООО «Юргамышское молоко» 0,36; для ООО «Молоко Зауралья» - 0,34. То есть, потребительские свойства продукции ООО «Молоко Зауралья» были ниже по сравнению с ООО «Юргамышское молоко» на 5,6 %.

Таким образом, в результате проведенной квали-метрической оценки молока пастеризованного, про-

изведенного двумя данными предприятиями, экспертами трех групп был определен общий средний балл для ООО «Юргамышское молоко», равный 0,44, и для ООО «Молоко Зауралья» - 0,42. Разница между продукцией ООО «Юргамышское молоко» и ООО «Молоко Зауралья» составила 4,5 % (в пользу 1-го продукта).

Список литературы

1 Лях В. Я. Качество молока: справочник для работников лабораторий, зоотехников молочнотоварных ферм и работников молокоперерабаты-вающих предприятий. СПб.: ГИОРД, 2008. - 208 с.

2 URL: http://www.agri-news.ru

3 Аристов Д. В., Осипчик В. С. Квалиметриче-ский анализ конкурентоспособности предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. -2010. - № 1. - С. 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.