УДК 796.422.12+796.012
КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ПРИМЕРЕ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА
В.В. Лысенко, кандидат биологических наук, профессор, профессор кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин,
Н.К. Артемьева, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин,
И.Г. Павельев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин,
А.П. Остриков, кандидат технических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественно-научных дисциплин,
Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, email: [email protected].
Аннотация.
Актуальность. Успешное управление качеством физического воспитания и спортивной тренировки немыслимо без построения систем педагогического мониторинга, который рассматривают как информационный механизм управления, интегрирующий важнейшие информационные процессы - контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений. Информатизация физического воспитания и спортивной тренировки даст возможность получения объективной квали-метрической оценки качества различных спортивных движений и осуществлять эффективный контроль учебно-тренировочной деятельности.
Цель исследования - разработать вариант метода оценки качества двигательных действий, повышающий качество экспертизы.
Методы исследования. В квалиметрии уже давно существуют определенные методологические принципы построения, формы и способы оценки качества техники различных спортивных движений. Существуют также и проверенные методы достижения этих целей. Но в силу тех или иных обстоятельств оценка техники отличается большим субъективизмом. В связи с этим предложен вариант метода оценки качества двигательных действий, который значительно стандартизирует, унифицирует и повышает качество экспертизы.
Результаты исследования. В статье представлен модернизированный вариант метода оценки техники спринтерского бега, позволяющий оценить качество техники выполнения наиболее важных отдельных компонентов бегового шага: положение звеньев тела, работу рук, постановку стопы на опору и другие. Предложенный авторский метод является универсальным и применим для анализа техники упражнений различных видов спорта, где невозможно получить объективные конкретные количественные характеристики (время, сила, расстояние).
Выводы. Предлагаемый метод может быть широко использован в различных видах спорта, а также в практике работы учителей физического воспитания для оценки качества техники двигательных действий.
Ключевые слова: экспертиза, параметры и компоненты, квалиметрический анализ, стандартизация, анкетирование, балльная и комплексная оценка.
Для цитирования: Лысенко В.В., Артемьева Н.К., Павельев И.Г., Остриков А.П. Квалиметрическая оценка качества двигательных действий на примере спринтерского бега // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 87-93.
For citation: Lysenko V., Artemyeva N., Pavelyev I., Ostrikov A. Qualimetric assessment of the quality of motor actions on the example of sprint running. Fizicheskaja
kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2019, no 4, pp. 87-93 (in Russian).
Введение. В течение ряда лет многие тренеры проводили экспертизу и давали оценку качества техники бега на базе просмотра видеограмм. Как показала практика, их оценки с использованием экспертизы методами предпочтения или парного сравнения значительно различались, отсутствовала согласованность в предлагаемых оценках. Абсолютная оценка эффективности работы каждого тренера в качестве эксперта была низкой, поскольку они затруднялись назвать причины и критерии, которые послужили базисом для их оценок. В то же время, техника двигательного действия, хотя и носит целостный характер, состоит из отдельных компонентов, элементов и фаз [3, c. 102]. Поэтому важно для объективной оценки качества техники двигательных действий провести анализ оцениваемого спортивного упражнения и выделить основные параметры, от которых зависит качество техники [9, c. 44]. В связи с вышесказанным возникла необходимость разработки квалиметрического метода оценки спринтерского бега, позволяющего дать не только обобщенную оценку техники, но и дифференциальную оценку качества выполнения отдельных компонентов бегового шага.
Результаты исследования. Для выявления компонентов, влияющих на качество техники на примере бега на короткие дистанции, было проведено анкетирование 24 тренеров детских спортивных школ центра
олимпийской подготовки по легкой атлетике города Краснодара, которые назвали основные критерии, влияющие на качество техники, и оценили степень их важности, что позволило разработать количественные критерии, представленные в таблице 1.
Оценка степени важности проводилась по 5-балльной шкале. Исходя из анализа результатов анкетирования было сформировано шесть наиболее информативных критериев, значительно влияющих на качество техники спринтерского бега. Затем группе ведущих тренеров по легкой атлетике было предложено присвоить этим критериям коэффициенты весомости при условии, что их общая сумма должна быть равна единице. В результате опроса и анализа мнений участников интервьюирования предложенные критерии получили коэффициенты весомости (таблица 2).
Полученные данные легли в основу формирования протокола, в котором отражаются результаты проведенной экспертизы и последующего квалиметрическо-го анализа (таблица 3).
Как видно из приведенных данных, тренер оценивает каждый предложенный компонент техники в баллах. Затем, с использованием известных математических методов [4, с. 56; 8, с. 47; 10, с. 30], определяется взвешенная оценка каждого компонента путем умножения выставленной балльной оценки на коэффициент весомости. В завершение путем арифметического сложения оценок за каждый компонент выставляется комплексная оценка.
Компоненты двигательных действий Количественные критерии
Положение головы 2
Положение туловища 2
Работа рук 2
Степень напряжения туловища и рук 3
Постановка стопы на опору 4
Положение ОЦМ при амортизации 5
Угол сгибания в коленном суставе при амортизации 3
Угол сгибания в коленном суставе при отталкивании 4
Положение стопы при отталкивании 1
Угол и направление ОЦМ при отталкивании 5
Амплитуда и скорость движения бедра маховой ноги 2
Угол разведения бедер 1
Степень захлеста голени 1
Амплитуда сведения бедер 4
Подготовка к опоре 1
Длина шага 5
Таблица 1
Количественная оценка степени важности двигательных действий (на примере спринтерского бега)
Таблица 2
Коэффициенты весомости выбранных критериев
Критерии для оценки качества двигательных действий Коэффициент весомости
Постановка стопы на опору и угол коленного сустава при амортизации 0,1
Угол и направление отталкивания при разгибании коленного и тазобедренного суставов 0,2
Высота подъема бедра маховой ноги и амплитуда сведения и разведения бедер в фазе полета 0,1
Положение головы и туловища, степень их напряжения 0,1
Движения рук, плечевого пояса и степень свободы движения 0,2
Ширина шага и амплитуда колебания ОЦМ 0,3
Таблица 3
Образец протокола результатов квалиметрического анализа техники бега
Критерии для оценки Коэф. весомости Результаты квалиметрического анализа
номер спортсмена
1 2 3
баллы взвеш. оценка баллы взвеш. оценка баллы взвеш. оценка
Постановка стопы на опору и угол коленного сустава при амортизации 0,1 7 0,7 5 0,5 8 0,8
Угол и направление отталкивания при разгибании коленного и тазобедренного суставов 0,2 6 1,2 6 1,2 6 1,2
Высота подъема бедра маховой ноги и амплитуда сведения и разведения бедер в фазе полета 0,1 9 0,9 6 0,6 5 0,5
Положение головы и туловища степень их напряжения 0,1 8 0,8 9 0,9 8 0,8
Движения рук, плечевого пояса и степень свободы движения 0,2 7 1,4 7 1,4 5 1,0
Ширина шага и амплитуда колебания ОЦМ 0,3 6 1,8 9 2,7 7 2,1
Сумма баллов с учетом коэффициента весомости / без него 43 6,8 42 7,3 39 6,4
Место с учетом коэффициента весомости / без него 1 2 2 1 3 3
Оценка Выше 8 отлично. От 6 до 8 хорошо. От 4 до 6 удовл. Ниже 4 неудовл. хорошо хорошо хорошо
Таблица 4
Результаты коэффициента согласованности оценки абсолютной эффективности деятельности эксперта
Группа Подгр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Х о
Коэф. соглас а 0,27 0.32 0,3 0,18 0,23 0,23 0,29 0,12 0,31 0,241 0,066
б 0,62 0,57 0,65 0,49 0,72 0,53 0,64 0,58 0,62 0,602 0,069
Абсол. эффект. а 0,23 0,17 0.24 0,15 0,21 0,25 0,27 0,18 0,25 0,214 0,043
б 0,59 0,68 0,58 0.61 0.67 0,56 0,58 0,56 0,61 0,594 0,042
Квалиметрическая оценка качества не может быть получена без предварительной экспертизы, проводимой путем сравнения оцениваемой техники с эталоном [7, с. 25; 5, с. 17]. В качестве эталона для сравнения взяты видеограммы бега рекордсменов мира в беге на 100 метров У. Болта и Д. Феликса. Техника выполнения основных предложенных компонентов бегового шага близка к идеалу и оценивается в 10 баллов.
При использовании предложенного метода экспертизы и комплексной оценки качества спринтерского бега все предложенные компоненты (критерии) техники должны быть преобразованы и приведены к одной размерности. Предлагается оценивать каждый предложенный критерий по десятибалльной шкале. При определении комплексного показателя качества компонента балльные оценки корректируются коэффициентом его весомости, предложенным в таблице 2.
Таким образом, алгоритм предложенного варианта метода экспертизы и квалиметрического анализа двигательных действий имеет следующий вид:
- изучение предлагаемых компонентов, шкал для их оценивания и выведение коэффициентов весомости (по результатам протокола);
- ознакомление с техникой бега рекордсменов мира в беге на 100 метров (просмотр видеограмм);
- изучение видеограммы бега обследуемого спортсмена;
- оценка в баллах предлагаемых критериев путем аналитического сопоставления выполняемых спортсменом технических компонентов с подобными характеристиками рекордсменов мира и занесение полученного результата в протокол (балльная оценка компонента);
- преобразование присвоенных балльных значений в соответствии с их коэффициентом весомости (взвешенная оценка компонента);
- сложение результатов взвешенных оценок всех компонентов и получение суммарной комплексной оценки техники анализируемого спортсмена (результаты вносятся в протокол);
- сравнение выведенной суммарной комплексной оценки с эталонными критериями и проведение анализа техники двигательных действий обследуемого спортсмена.
Знание и умение оценить степень важности компонента позволяют более глубоко разобраться в особенностях техники выполнения отдельных фаз движения и перейти от констатации фактов к общей оценке и повышению уровня своего педагогического мастерства [6, с. 245; 12, с. 160]. Иначе говоря, проведенная экспертиза неразрывно связана с диагностикой, результаты которой, по мнению специалистов, являются основой профессионального роста [1, с. 48; 2, с. 57; 11, с. 107].
Для апробации эффективности предлагаемого метода оценки качества техники спринтерского бега на практических занятиях по спортивной метрологии проведен следующий эксперимент. Были отобраны 30 видеограмм спринтерского бега студентов университета, демонстрирующих различный уровень технической подготовки. На практических занятиях каждая из 9-ти учебных групп делилась на две подгруппы, состоящие из 8 человек. Каждый член подгруппы располагался у персонального компьютера и проводил экспертизу техники спринтерского бега 8-ми отобранных преподавателем спортсменов. Перед началом проведения эксперимента со студентами проведен инструктаж по методике проведения экспертизы и оценке качества техники с демонстрацией техники бега рекордсменов мира в беге на 100 метров. Первой подгруппе предложено провести экспертизу методом предпочтения. Последующий анализ результатов проведенных экспертиз позволил выявить абсолютную эффективность работы каждого студента в качестве эксперта и оценить степень согласованности оценок в каждой подгруппе. Как показал анализ полученных результатов (таблица 4), степень согласованности работы студентов в качестве экспертов техники спринтерского бега достоверно выше в подгруппах, применявших предложенный вариант метода оценки.
Проведенная статистическая обработка абсолютной эффективности деятельности студентов в качестве экспертов показывает, что уровень и качество проведенных экспертиз значительно выше при применении предложенного метода оценки качества техники спринтерского бега.
Выводы. Предлагаемый вариант метода оценки и квалиметрического анализа качества спринтерского бега достаточно надежен, информативен и дает более
точную комплексную оценку качества техники беговых шагов по сравнению с известными методами предпочтения и парного сравнения.
В то же время предлагаемый метод оценки качества техники спринтерского бега позволяет не только провести сравнительный анализ качества техники различных спортсменов, дать комплексную оценку и выявить лучших, но и предоставляет возможность проведения глубокого дифференциального анализа изучаемых критериев.
Предлагаемая методика может быть использована в различных видах спорта и в практике работы учителей физического воспитания для оценки качества двигательных действий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алдарова Л.М. Здоровьесберегающее образование: современные факторы развития: монография / Л.М. Алдарова, Н.К. Артемьева, С.П. Аршинник и др. - Самара: Офорт, 2016. - 205 с.
2. Белых С.И. Самоконтроль студентов во время самостоятельных занятий физическим воспитанием и спортом / С.И. Белых // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 57-67.
3. Костенко Е.Г. Интерпретирование количественных данных спортивно-педагогических исследований / Е.Г. Костенко, О.С.Толстых // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 5 (34). - С. 102-109.
4. Лысенко В.В. Основы математической обработки измерений в физической культуре / В.В. Лысенко, Е.В. Мирзоева. - Краснодар: КГУФКСТ, 2012. - 196 с.
5. Михайлина Т.М. О критериях оценки уровня развития физических качеств у учащихся общеобразовательных школ / Т.М. Михайлина, В.В. Лысенко // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 17-20.
6. Остриков А.П. Анализ упражнений, направленных на развитие физических качеств подростков среднего школьного возраста / А.П. Остриков, С.А. Гзогян // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - 2017. - Т. 1. -№ 1-1. - 245 с.
7. Павельев И.Г. Построение теоретической модели нижних конечностей человека для математического моделирования вертикальных прыжков / И.Г. Паве-льев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - №3. - С. 24-27.
8. Павельев И.Г. Применение математико-статисти-ческих методов для анализа беговых упражнений квалифицированных спортсменов / И.Г. Павельев,
B.В. Лысенко, Е.С. Тришин // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2016. - Т. 18. - № 1. -
C. 47-49.
9. Павельев И.Г. Система оценки подготовленности и прогнозирования уровня достижений спортивных результатов / И.Г. Павельев, В.В. Лысенко, Е.В. Марти-анов // Компетентность. -2019. - № 7. - С. 44-48.
10. Толстых О.С. Обработка экспериментальных данных в физической культуре и спорте средствами современных информационных технологий / О.С. Толстых, Е.Г. Костенко, А.П. Костенко // Педагогические науки. - 2018. - № 4 (91). - С. 29-31.
11. Хлопова Т.П. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.
12. Черных А.И. Квалиметрическая оценка электронных образовательных ресурсов / А.И. Черных, К.В. Хоро-шун, М.Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 160-167.
QUALIMETRIC ASSESSMENT OF THE QUALITY OF MOTOR ACTIONS ON THE EXAMPLE OF SPRINT RUNNING
V. Lysenko, Candidate of Biological Sciences, Professor of the Biochemistry, Biomechanics and Natural-Scientific Disciplines Department,
N. Artemyeva, Doctor of Biological Sciences, Head of the Biochemistry, Biomechanics and Natural-Scientific Disciplines Department,
I. Pavelyev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Biochemistry, Biomechanics and Natural-Scientific Disciplines Department,
A. Ostrikov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Biochemistry, Biomechanics and Natural-Scientific Disciplines Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161, email: [email protected].
Abstract.
Relevance. The successful quality management of physical education is unthinkable without the construction of the systems of pedagogical monitoring, which is considered as an information management mechanism that integrates the most important information processes such as control, diagnostics, planning, preplanning and decision-making. Informatization of physical education and sports training will provide the opportunity to obtain an objective qualimetric assessment of the quality of various sports movements and to exercise effective control of educational and training activities.
Research aim. The aim of the study is to develop a variant of an assessment method of the quality of motor actions enhancing the quality of an expertise.
Research methods. In qualimetry for a long time there are the certain methodological principles of construction, the forms and the methods of assessment of the quality of technology of various sports movements. There are also the proven methods to achieve these goals. But because of the certain circumstances the evaluation technology is characterized by a great subjectivity. In this regard, a variation of the assessment method of the quality of motor actions, which significantly standardizes, unifies and improves the quality of an expertise, has been proposed.
Research results. The article presents a modernized method of technology assessment of sprint running, allowing to evaluate the performance quality of the most important individual components of the running step: the position of the parts of the body, the work of the hands, placing of feet on a support and others. The method proposed by the authors is universal and applicable for the analysis of exercise techniques of various sports, where it is impossible to obtain objective specific quantitative characteristics (time, strength, distance).
Conclusions. The proposed method can be widely used in various sports, as well as in the practice of physical education teachers to assess the quality of the technique of motor actions.
Keywords: examination, parameters and components, qualimetric analysis, standardization, questionnaire, scoring and comprehensive assessment.
References:
1. Aldarova L.M., Artem'eva N.K., Arshinnik S.P. [et al.]
Zdorov'esberegayushchee obrazovanie: sovremennye fak-tory razvitiya [Healthsaving education: modern factors of development]. Samara, Ofort, 2016, 205 p.
2. Belykh S.N. Self-monitoring students during independent study of physical education and sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University Named After P.F. Lesgaft], 2015, no 9 (127), pp. 57-67 (in Russian).
3. Kostenko E. G., Tolstyh O. S. Interpretation of quantitative data of sports and pedagogical researches. Mir ped-agogiki i psihologii [World of pedagogy and psychology], 2019, no 5 (34), pp. 102-109 (in Russian).
4. Lysenko V.V., Mirzoeva E.V. Osnovy matematicheskoy obrabotki izmereniy v fizicheskoykul'ture [Foundations of mathematical processing of measurements in physical education]. Krasnodar, KGUFKST, 2012, 196 p.
5. Mikhailina T.M., Lysenko V.V. On the criteria for assessing the level of development of physical qualities in students of secondary schools. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1994, no 11, pp. 17-20 (in Russian).
6. Ostrikov A.P., Gzogyan S.A. Analysis of exercises aimed at the physical development of adolescents of secondary school age. Materialy nauchnoy i nauchno-metod-icheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Materials of Scientific and Scientific-Methodical Conference of the Faculty of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 245 (in Russian).
7. Pavelyev I.G. Construction of the theoretical model of the lower extremities of the person for mathematical modeling of vertical jumps. Fizicheskaia kul'tura, sport -nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2013, no 3, pp. 24-27. (in Russian)
8. Pavelyev I.G., Lysenko V.V., Trishin E.S. Application of mathematical and statistical methods for the analysis of running exercises of qualified athletes. Aktualnye vo-prosy fizicheskoy kultury [Actual Questions of Physical Culture and Sport], 2016, no 18, pp. 47-49. (in Russian)
9. Pavelyev I.G., Lysenko V.V., Martianov E.V. System of assessment of preparedness and forecasting of level of achievements of sports results. Kompetentnost' [Competency], 2019, no. 7, pp. 44-48. (in Russian)
10. Tolstyh O.S., Kostenko E.G., Kostenko A.P. Processing of experimental data in physical culture and sport by means of modern information technologies. Peda-gogicheskie nauki [Pedagogical Science], 2018, no. 4 (91), pp. 29-31. (in Russian)
11. Hlopova T.P., Shaposhnikova T.L., Romanova M.L., Usha-kov A.R. Mathematical models of the didactic process. Uchenyezapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta [Scientific notes of University Named After P.F. Lesgaft], 2010, no 6 (64), pp. 107-112 (in Russian).
12. Chernyh A.I., Horoshun K.V., Romanova M.L. Qualimetric assessment of electronic educational resources. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of University Named After P.F. Lesgaft], 2011, no 12 (82), pp. 160-167 (in Russian).
Поступила / Received 15.10.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019