УДК 378 ББК 76.01
Ерёмин М.А., Шестерикова В.В.
КУЙБЫШЕВСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ В 1936 - 1939 ГГ.
Eremin M.A., Shesterikova V. V.
KUYBYSHEV COMMUNIST INSTITUTE OF JOURNALISM
IN 1936 - 1939
Ключевые слова: КИЖ, Куйбышевский коммунистический институт журналистики им. В.М. Молотова, вуз, сотрудники редакций, С.А. Володин, Л.С. Мурафер, И.Н. Греков
Keywords: CIJ, Kuibyshev Communist Institute of Journalism named for V.M. Molotov, higher education institute, journalists / editors, S. A. Volodin, L. S. Murafer, I. N. Grekov.
Аннотация
В статье рассматриваются условия возникновения в 30-х годах ХХ века первого журналистского вуза в Куйбышеве (ныне Самара), даётся характеристика образовательного процесса, описывается вклад ректоров в становление КИЖа.
Abstract
The article considers the conditions of establishment of the first Institute of Journalism in Kuibyshev (currently Samara) in the thirties of the twentieth century, gives the characteristics of educational process and describes the contribution made by the principals into the development of the Institute of Journalism.
Куйбышевский коммунистический институт журналистики им. В.М. Молотова являлся элементом системы подготовки кадров для партийно-советской печати, которая сложилась в СССР в 20 - 30-е годы ХХ века. Это был первый журналистский вуз в Среднем Поволжье, использовавший программу профессионально-ориентированного образования. Он возник, когда в стране уже имелась достаточно разветвлённая сеть специализированных учебных заведений. Сотрудников редакций среднего звена -литработников, корректоров, инструкторов массовой работы - готовили газетные техникумы и партийно-газетные школы в Ростове-на-Дону, Харькове, Астрахани, Костроме, Новосибирске, Орле, Ташкенте, Благовещенске и других городах [8, с. 16; 14, с. 39]. Руководители областных и краевых изданий проходили трёхгодичное обучение во Всесоюзном коммунистическом институте журналистики им. «Правды» (ВКИЖ). Там же действовали курсы переподготовки, была сосредоточена научно-исследовательская работа в области журналистики. По мнению И.А. Фатеевой, ВКИЖ в Москве был «наиболее значительным специализированным высшим учебным заведением для журналистов. В нём хорошо было поставлено преподавание как собственно журналистских дисциплин, так и общегуманитарных (в том числе филологических)» [15, с. 153].
Перед коммунистическими институтами журналистики (КИЖами) в других городах стояла задача не только подготовить грамотных специалистов, которых по-прежнему не хватало, но и воспитать их в духе политической благонадёжности. Члены ЦК ВКП (б), предъявляя высокие требования к уровню партийной зрелости работников печати [5], опирались на тезис В.И. Ленина о непременно коммунистическом содержании деятельности «журналистического аппарата», без которого «ни одно массовое движение обойтись не может в сколько-нибудь цивилизованной стране» [4, с. 99].
Всего в СССР в 1930-е годы было создано шесть КИЖей: в Ленинграде, Минске, Харькове, Алма-Ате, Свердловске (ныне Екатеринбург) и Куйбышеве (ныне Самара), -просуществовавших от четырёх до десяти лет. Так, в 1930 году был образован
Ленинградский государственный институт журналистики, переименованный впоследствии в Коммунистический институт журналистики им. В.В. Воровского. Это учебное заведение действовало вплоть до 1941 года. Коммунистический институт журналистики им. С.М. Кирова в Минске, возникший в 1932 году на базе газетного отделения Коммунистического университета Белоруссии, также был ликвидирован в 1941 году. Коммунистический институт журналистики им. В.В. Маяковского в Свердловске был открыт 2 апреля 1936 года,
а 26 августа 1941 года он вошёл в состав Свердловского государственного университета на правах факультета [3]. И т.д.
Эти учреждения высшего образования призваны были обучать специалистов рангом не ниже редакторов районных, совхозных газет и крупных фабрично-заводских многотиражек. Само собой разумеется, выпускники коммунистических институтов должны были обладать безупречным «классовым чутьём» и умением точно соблюдать «генеральную линию партии». На них смотрели «как на особый вид партийных работников» [13, с. 31]. Поэтому особый упор в учебных программах делался на идеологическую составляющую.
Подробности создания, деятельности и закрытия КИЖа в Куйбышеве в научной литературе практически не отражены. Исследователи предпочитают ограничиваться общей информацией, упоминая его в перечне прочих коммунистических журналистских вузов. Между тем в Центральном государственном архиве Самарской области имеется фонд института, содержащий 441 единицу хранения [16]. Анализ документов в фонде -приказы по институту, протоколы государственной экзаменационной комиссии, заседаний кафедр, совещаний педагогического совета, переписка с всевозможными адресатами, учебные отчёты, журналы учёта выполнения учебных планов и посещаемости студентов, оценки зачётных сессий, личные карточки служащих института и т.п. - позволяет составить относительно полное представление об организации специализированного журналистского образования в советском Куйбышеве.
Куйбышевский коммунистический институт журналистики им. В.М. Молотова просуществовал почти четыре года: открылся в начале 1936 года и был ликвидирован в сентябре 1939 года. Причём точную дату образования института назвать довольно сложно. Одни архивные источники указывают на 24 декабря 1935 года [21, л. 8], другие -на 11 января 1936 [19, л. 4]. Однако первый директор КИЖа С.А. Володин был зачислен в штат института (sic!) 13 декабря 1935 года на основании постановления Куйбышевского краевого комитета ВКП (б) [17, л. 219]. Данный факт может служить более или менее надёжным свидетельством того, что институт к тому моменту, т.е. к 10-м числам декабря, уже имел закреплённый юридический статус.
В течение января 1936 года в КИЖе велась оживлённая подготовительная работа: составлялись учебные планы и график занятий, оборудовались общежития, канцелярские и учебные комнаты. Только что назначенным сотрудникам приходилось собирать литературу, учебники, методические и справочные пособия для кабинетов печати и библиотеки. На организационные расходы Совет народных комиссаров выделил Куйбышевскому институту 75 000 рублей - огромные по тем временам деньги [19, л. 1].
Параллельно шли вступительные испытания и зачисление студентов. К началу февраля на 1 курсе в Куйбышевском КИЖе было сформировано четыре группы, в каждой из которых насчитывалось в среднем по 25 человек [17, л. 230 - 235]. 5 февраля 1936 года состоялось официальное открытие института. Газета «Волжская коммуна» сообщала об этом событии так: «Сегодня в Куйбышеве открывается новое высшее учебное заведение -коммунистический институт журналистики. Это событие - показатель огромного культурного роста нашей страны. <...>. В нашем крае, кроме института, через два-три дня открывается в Пензе краевая газетная школа. Печать нашего края находится сейчас не на высоком уровне. Сухой и серый материал, безграмотность, приводящая порой к политическим ошибкам - характерны для многих, особенно районных, газет.
Куйбышевский КИЖ, а за ним и газетная школа должны подготовить для наших газет работников на уровне задач сегодняшнего дня. Тщательно проведенный набор в КИЖ (из 282 человек, прошедших испытание, принято только 100) является залогом того, что институт даст неплохое пополнение печати нашего края» [2, с. 1].
Судя по всему, в Куйбышевском КИЖе удалось избежать многих трудностей, с которыми столкнулись в то время подобные учебные заведения. С самого начала институту было предоставлено помещение под учебные цели по адресу: улица Некрасовская, 20. (Въехать в собственный корпус на пересечении улиц Красноармейская и Арцыбушевская, который в 1936 - 1939 годах строился специально для КИЖа в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Н.А. Троцкого [18, л. 46, 313], студенты и преподаватели не успели. Институт прекратил своё существование. После войны здание передали научно-исследовательскому институту «Гипровостокнефть»).
В отличие от Свердловского КИЖа, открывшегося примерно в тот же период, 2 апреля 1936 года, и долгое время существовавшего без постоянного директора и штатных преподавателей [3], Куйбышевский сумел за короткое время решить и другие организационные вопросы. К началу занятий - 1 февраля - здесь уже был собран вполне квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Стоит отметить, что судьба некоторых доцентов и профессоров тесно переплетена с историей других вузов, существующих в Самаре до сих пор. В частности, В.А. Малаховский, профессор русского языка в КИЖе, был одновременно заведующим кафедрой русского языка и методики преподавания в Куйбышевском государственном педагогическом институте (ныне -Поволжская государственная социально-гуманитарная академия). Курс русского языка в КИЖе читала и С.В. Фролова, также работавшая в КГПИ.
К абитуриентам Коммунистического института журналистики предъявлялись особые требования. Так было по всей стране, и Куйбышев в данном случае исключением не являлся. В КИЖ принимали членов ВКП (б) и ВЛКСМ, преимущественно имевших опыт руководящей партийной или комсомольской работы либо работавших в качестве редакторов стенгазет или сотрудников редакций. Возраст абитуриентов определялся от 18 до 34 лет, срок обучения - 3 года. В качестве приёмных экзаменов поступавшие сдавали историю ВКП (б), русский язык (письменный и устный), литературу, географию, математику, физику и химию [20, л. 16].
Вместе с тем ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР требовали от вузов постоянного повышения качества обучения. В учебном плане Куйбышевского коммунистического института журналистики значились такие предметы, как экономическая и политическая география, всеобщая история, военное дело, история народов СССР, немецкий язык, русский язык [21, л. 13]. Определённый отпечаток на ход учебного процесса накладывал и практико-ориентированный принцип обучения. Большое внимание в институте уделялось фотоделу, газетным дисциплинам, учебной газете, учебно-производственной газетной практике студентов.
В конце августа 1936 года отдел печати при ЦК ВКП (б) кардинально пересмотрел учебные планы и программы подготовки профессиональных журналистов. В КИЖах был внедрён лекционный метод. «Учебный год был установлен для всех с 1 сентября по 30 июня. Зимние каникулы - с 24 января по 6 февраля, - отмечает М.В. Ситникова. -Увеличено время на зачёты (с десяти до шестнадцати дней), а на экзамены - с 13 до 27 дней. Первый курс КИЖа должен был иметь 30 часов в неделю - шестидневку, второй курс - 24 часа и третий - 18 часов учебной нагрузки. Практические занятия планировались для изучения языков, газетных дисциплин, военного дела и, частично, географии» [3, с. 12]. В связи с внутриполитическими событиями в институтскую программу вводились новые предметы, успешное изучение которых поощрялось денежными премиями. Так, согласно приказу директора Куйбышевского института журналистики №19 от 8 марта 1937 года студентке Сухановой Клавдии Павловне выплачивалось вознаграждение в
размере 100 рублей «за отличную оценку по дисциплине «Сталинская Конституция» и систематическую отличную успеваемость по русскому языку» [17, л. 198].
В этот период серьёзно пересматриваются принципы работы профильных кафедр печати, русского языка, газетных дисциплин.
Ключевым элементом в системе коммунистического журналистского образования считалась производственная практика. Как говорилось в преамбуле плана практики студентов 1 курса в 1938 году, это «проверка их политической зрелости, проверка литературных и организаторских способностей» [23, л. 86].
Студенты КИЖа проходили практику в группах по 3 - 7 человек, закреплённых за редакциями областных (краевых) газет («Волжская коммуна», «Волжский комсомолец»), районных газет («Пролетарский путь» - Ульяновск, «Красный Октябрь» - Сызрань, «Сталинский клич» - Кузнецк, «Власть труда» - Мелекесс, «Чапаевский рабочий» -Чапаевск, «Красное Приволжье» - Приволжье) и многотиражек («Сталинец» - газета пароходства, «Большевистское знамя» - газета железной дороги).
Программа практики студентов КИЖа включала в себя три раздела и была предельно идеологизированна. В области литературной практикант обязан был заниматься «литературно-политической правкой материалов» и подготовкой корреспонденций на «партийно-политические темы».
Организационная работа предполагала изучение аппарата редакции, выяснение особенностей работы с письмами трудящихся и подготовка выступлений на полосах газеты парторга, председателя колхоза, бригадира или стахановца.
Наконец, технический раздел программы практики обязывал студента откорректировать две полосы, составить несколько макетов полос и быть ответственным по типографии за выпуск номера. Очевидно, данный план практической работы был направлен на моментальное инкорпорирование будущего специалиста в систему партийно-советской пропаганды. Он выглядит весьма эффективным с точки зрения применения в условиях СССР
30-х годов прошлого века.
На протяжении сравнительно короткой истории вуза его руководителями успели побывать три человека: С.А. Володин, Л.С.Мурафер и И.Н.Греков. До назначения на должность директора (ректора) КИЖа каждый из них уже имел опыт партийной и руководящей работы, в том числе в сфере периодической печати. Как оказалось, этого было вполне достаточно, чтобы наладить образовательный процесс в институте журналистики.
В первые месяцы существования вуза решение всех административнохозяйственных вопросов возлагалось на С.А. Володина (1895 - 1966). В должности директора Куйбышевского Коммунистического института журналистики им. В.М. Молотова он проработал
12 месяцев - с момента основания учебного заведения до января 1937 года. Это был широко эрудированный человек, получивший образование в Московском университете и на литературном отделении института красной профессуры.
В журналистику сын кондуктора железной дороги попал в начале 20-х годов ХХ века после службы в Красной Армии. В этот период шло активное формирование новой системы партийно-советской прессы, и Володин принял активное участие в данном процессе. Он работал в Рязани заместителем редактора губернского журнала, был инструктором подотдела печати ЦК РКП (б), сотрудником «Правды», редактором газеты «Колотушка» (г. Орехово-Зуево).
В 1927 году Володин перебирается в Москву в качестве заведующего производственным отделом «Рабочей газеты». В столице СССР он быстро продвигается по служебной лестнице, становится помощником заведующего сектором печати ЦК ВКП (б), а затем ответственным редактором газеты «Вечерняя Москва».
В апреле 1933 года деятельный партийный функционер был направлен в Средневолжский край начальником политотдела Кваркенского мясосовхоза, затем несколько месяцев он проработал заместителем директора краевого мясо-молочного треста по политической части. В октябре 1935 года Володин стал заведующим отделом печати и издательств Куйбышевского крайкома ВКП (б) [10].
В качестве директора КИЖа ему пришлось заниматься хорошо знакомой организационной (подбор и расстановка кадров, утверждение смет и т.д.) и управленческой деятельностью. Володину удалось привлечь к преподаванию в институте не только видных куйбышевских учёных-филологов, но и квалифицированных специалистов-практиков. Так, с 28 апреля 1936 года руководителем кафедр газетных дисциплин и печати и заведующим кабинетом печати был утверждён В.Т. Каверин [17, л. 253], который спустя несколько месяцев стал редактором областной газеты «Волжская коммуна», но при этом ещё какое-то время продолжал заведовать кафедрой печати в КИЖе по совместительству.
При Володине было набрано два курса студентов, началась подготовка к строительству нового учебного здания института журналистики.
В январе 1937 года первый директор КИЖа был отозван из Куйбышева и назначен заведующим отделом редакции союзной информации ТАСС. С июня 1938 года до февраля 1952 года он руководил работой издательства «Связьиздат» в Москве, затем стал начальником Центральной розничной конторы «Союзпечать» [7, с. 30].
Совсем по-другому сложилась судьба второго директора Куйбышевского института журналистики Л.С. Мурафера (1902 - 1938). Профессиональную деятельность он начал в 1921 - 1922 годах в газете «Молодой шахтёр» (г. Шахты), затем работал ответственным редактором губернской газеты в Калуге, заместителем ответственного редактора газеты «Рабочая Москва». В 1932 году Мурафер был направлен на партийную работу в Средневолжский край. В 1936 году он сменил в должности заведующего отделом печати и издательств Куйбышевского крайкома ВКП (б) С.А. Володина, назначенного директором КИЖа, а затем вслед за ним же возглавил вуз.
Мурафер стал директором коммунистического института в сложный исторический период, когда массовые репрессии докатились и до высших учебных заведений. От них пострадали некоторые студенты и преподаватели КИЖа. Жертвой политического террора стал и сам Мурафер, который проработал директором всего три месяца с мая 1937 года, так и не успев внести сколько-нибудь заметный вклад в развитие высшего журналистского образования в Куйбышеве. 21 августа 1937 года он был исключён из партии, арестован органами НКВД по сфабрикованным политическим обвинениям. В соответствии с выводами специальной комиссии, обследовавшей вуз, Мурафер покровительствовал и пособничал врагам народа, сорвал набор студентов, использовал бюрократические методы руководства, растратил премиальный фонд института [9, л. 150 - 151].
Судя по архивным источникам, фамилия второго директора Куйбышевского Коммунистического института журналистики им. В.М. Молотова попала в так называемые «сталинские списки» - перечни лиц, осуждённых с личной санкции И.В. Сталина и его ближайших соратников [12]. 10 мая 1938 года Мурафер был расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. В марте 1956 года его посмертно реабилитировали [1,
с. 184].
После снятия Мурафера с должности руководство институтом осуществлялось коллективно секретарем парткома, заместителем директора по хозяйственной части и заведующим учебной частью. Лишь 20 февраля 1938 года постоянным ректором КИЖа был назначен И.Н.Греков (1904 - ?) [22, л. 17]. До прихода в куйбышевский вуз он уже имел богатый опыт журналистской и преподавательской деятельности. Греков, закончив московский университет им. Я.М. Свердлова, был мобилизован в 1920 году на борьбу с
голодом в Самарской губернии. Впоследствии он работал преподавателем в губернской партийной школе, педагогическом и промышленно-экономическом техникумах, в 1931 году стал заведующим партийным и сельскохозяйственным отделами газеты «Волжская коммуна», затем - заместителем редактора этого издания. Вскоре его журналистскую и административную работу высоко оценили в Москве, и в 1936 году Грекову предложили работать в качестве собственного корреспондента «Правды» в Куйбышевской и Ивановской областях [11, л. 5-7].
В КИЖе ректор сам вёл курс редактирования (лекции и практические занятия), а также заведовал кафедрой печати [22, л. 27]. Он возглавлял вуз дольше своих предшественников и оказался его последним руководителем. В 1939 году по постановлению ЦК ВКП (б) институт журналистики в Куйбышеве ликвидировали, 35 студентов 3 курса перевели в Ленинградский КИЖ им. В.В. Воровского. В связи с этим 21 сентября 1939 года И.Н. Греков был освобождён от должности ректора. Некоторое время спустя он стал заместителем редактора журнала «Коммунист» [11, л. 9]. Во время Великой Отечественной войны Греков в звании подполковника редактировал газету 2-й танковой армии [6, а 322].
Библиографический список
1. Белая книга. - Самара, 1997. Т. II. - 368 с.
2. Волжская коммуна. 1936. 5 февраля. № 29 (5083). Исхаков Р. Л., Ситникова
М.В. Прикосновение к харизме. - Екатеринбург, 2006. - 196 с.
3. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55-ти тт. - М., 1981. Т. 41. - 720 с.
4. О кадрах газетных работников: Постановление ЦК ВКП (б) от 11.10.1930 г.
//
О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. - М., 1972. С. 169 - 171.
5. Пласков Г.Д. Под грохот канонады. - М., 1969. - 350 с.
6. Рыбкин А.Н., Кушнер Д.Л. «В тщетных поисках смысла...»: О судьбах
делегатов XVII съезда ВКП (б) от Средневолжского края. - Самара, 1992. - 152 с.
7. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. -М., 1997. - 234 с.
8. СОГАСПИ (Самарский областной государственный архив социально-
политической истории). Ф. 1796. Оп. 1. Д. 6б.
9. СОГАСПИ (Самарский областной государственный архив социально-
политической истории). Ф. 656. Оп. 41. Д. 351.
10. СОГАСПИ (Самарский областной государственный архив социально-
политической истории). Ф. 656. Оп. 43. Д. 944.
11. Список лиц, подлежащих суду военной коллегии Верховного Суда Союза ССР от 3 февраля 1938 г. [Электронный ресурс) // Архив Президента РФ. Оп. 24. Д. 414. Л. 329.Ц^: http://stalin.memo.ru/spiski/pg06329.htm (дата обращения: 1.10.2011).
12. Фатеева И.А. Журналистское образование в России: теория, история, современная практика: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 2008. - 43 с.
13. Фатеева И.А. Среднее специальное образование для журналистов: российский опыт // Медиаобразование. - 2008. - № 1. - С. 35 - 45.
14. Фатеева И.А. Филологи и журналисты в первом журналистском вузе страны // Вестник Челябинского государственного университета. Филология и искусствоведение. Вып. 19. - 2008. - № 9. - С. 153 - 156.
15. ЦГАСО (Центральный государственный архив Самарской области). Р-1231, 441 ед. хр., 1936-1939 гг., 14 оп.