К проблеме соотношения понятий о mass media и public relations в современном общественном сознании и гуманитарном образовании // Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства : сб. материалов заочной конференции. Челябинск: ЮурГУ, 2009.
3 См.: Берлин, М. О преподавании журналистской этики : учеб. пособие. М., 1995; Саморегулирование журналистского общества. опыт. Проблемы. Перспективы становления в России / под ред. Ю. В. Казакова. М., 2004. и др.
4 Лазутина, Г. В. Примерная программа дисциплины «Профессиональная этика журналиста» федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика». М., 2005; См. также Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учеб. пособие. М., 1999.
5 Анкета (текст):
1. Есть ли на земном шаре нация или народность, к представителям которой вы относитесь с сильнейшим неприятием? а) нет такой нации; б) я отношусь с предубеждением к одной из них (какой?) в) ненавижу одну нацию (какую?) г) вопрос поставлен некорректно
2. Как вы относитесь к смертной казни за наиболее тяжкие преступления? а) отрицательно; б) нейтрально; в) если положительно, то за какое преступление?
3. За какую сумму вы согласились бы позировать в совершенно обнаженном виде в реклам-
ном ролике?
а) 10000 рублей; б) 10000 евро; в) 100000 долларов; г) ни за какую; д) могу и бесплатно
4. Назовите самое сильное ругательство, которое вы используете по отношению к другому человеку (конечно, если этот текст не для СМИ)
5. Предположим, общаясь с человеком, вы узнаете о том, что он является террористом государственного масштаба. В его планах акции, способные повлечь за собой десятки человеческих жертв. Что вы сделаете по отношению к этому человеку? а) убью немедленно; б) сообщу о его планах в правоохранительные органы; в) ничего не буду предпринимать; г) расскажу о нем как о сумасшедшем чудаке, живущем рядом с нами; д) сделаю что-либо иное (что?)
6. Есть ли в СМИ жанр (тема, функция, метод) наиболее негативный (-ая) среди всех остальных и требующий (-ая) исключения из пространства журналистики? а) если да, то какой?
б) в СМИ все позитивно, приемлемо; в) затрудняюсь ответить
7. В какой мере пространство современных СМИ насыщено обманом, ложью, неправдой, дезинформацией?
а) 20 % б) 40 % в) 60 % г) 80 % д) 100 % е) СМИ дают объективную картину мира; ж) свой вариант
А. И. Кондратенко
становление профессионального журналистского образования в 1930-е годы
В 1930-е годы в регионах СССР были предприняты попытки создания системы профессионального образования журналистов. Важнейшими центрами данного процесса являлись Воронеж (газетное отделение коммунистического университета) и Орёл (партийная школа). В предлагаемой статье на материалах архивов впервые в отечественной историографии раскрываются некоторые особенности становления журналистского образования в Центральном Черноземье в 1930-е годы.
Ключевые слова: журналистика, образование, коммунистический университет, партийная школа.
Бытует мнение о том, что система журналистского образования в нашей стране начала складываться после Великой Отечественной войны, с открытием отделений и факультетов журналистики в государственных универси-
тетах. Однако и в предыдущие десятилетия в СССР существовала сеть учебных заведений, готовивших кадры для редакций (характерно, что в дореволюционной России подобные факультеты вообще отсутствовали). Важно отме-
тить, что эту специализацию имели не только коммунистические институты журналистики в Москве, Ленинграде и нескольких других крупнейших городах страны, но и газетные отделения в партийных школах.
Подготовка журналистских кадров была профильной и для партшколы в городе Орле (ныне в этом здании на улице Октябрьской располагается институт экономики и торговли). «Уклон» школы предопределило повсеместное открытие районных газет в 1930 и последующие годы. В январе 1930 года обком ВКП (б) Центрально-Чернозёмной области принял постановление «О кадрах работников печати», разработал план подготовки и переподготовки журналистских кадров. В частности, в Орле планировалось провести курсы для редакторов фабрично-заводских газет, а в Воронеже на базе бывшей губернской совпартшколы в конце 1930 года был создан Комвуз ЦЧО (другие встречающиеся в документах тех лет варианты названий этого партийного вуза: коммунистический университет ЦЧО, институт марксизма-ленинизма) и в нём открыто газетное отделение (вариант названия: газетный сектор).
В отчёте о работе газетного сектора комвуза ЦЧО (это был первый журналистский факультет во всём Центральном Черноземье!) отмечалось, что осенью 1930 года принято 29 слушателей, весной 1931 года - 20, осенью того же года - ещё 16 слушателей.
«В прошлом [1930] году была сделана попытка организовать две группы вечернего отделения... Учебный план газетного сектора рассчитан на два года. Срок обучения сравнительно с другими отделениями Коммунистического университета сокращён на 1 год... С осени 1931 г. вводится дополнительная для поступающих на газетное отделение двухмесячная докомвузовская подготовка... Преподавание газетоведческих дисциплин крайне затруднено вследствие отсутствия учебников.».
«Производственная практика занимает от 25 до 30 % всего учебного плана. Во время практики в районной печати проверена работа бригад в Щиграх, Орле, Козлове, Грязях и Липецке. Серьёзным недостатком производственной практики является отсутствие каких бы то ни было средств на её проведение». С весны 1931 года в комвузе была организована типо[графия-]лаборатория - аналог районной типографии. Сектор занимался рецензированием газет, проводил консультации для журналистов. В планах дальнейшей работы значилось
шефство над районной печатью, создание наглядных пособий, комплектование библиотеки, подготовка программы для курсов повышения квалификации.
Естественно, все эти планы требовали усиления потенциала газетного сектора. В отчёте подчёркивалось: «В целях подготовки новых преподавательских кадров необходимо создание небольшой на первое время группы аспирантов, укомплектов[аннной] из работников областной и районной печати, имеющих соответствующую подготовку и опыт практической газетной работы <.> Нужно:
а) увеличить штат кабинета [печати] на 2 рецензентов и 1 лаборанта;
б) предоставить большее помещение для кабинета и газетохранилищ»1.
Однако ничего в итоге не получилось. Согласно постановлению бюро обкома ВКП (б) ЦЧО от 19 октября 1932 года коммунистический университет ЦЧО в ноябре того же года был реорганизован в Воронежскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу. Газетное отделение упразднили. Соответственно после этого упор в подготовке журналистских кадров руководство ЦентральноЧернозёмной области сделало на Орловскую партийную школу (её мы по праву можем считать преемницей газетного сектора регионального комвуза).
Ещё в 1931 году бюро Орловского горкома ВКП(б) приняло решение организовать при совпартшколе газетное отделение в 25-30 человек по подготовке работников районной печати и редакторов фабрично-заводских печатных газет2. Через год это отделение по решению обкома ВКП(б) ЦЧО выросло в партшколу пропагандистских и газетных работников, которая готовила заведующих отделами районных и политотдельских газет3.
В отчёте «Итоги производственной практики курсантов Орловской областной газетной партийной школы в 1933-34 учебном году» отмечалось: «Практика проходила с 13 декабря 1933 по 1 февраля 1934 года. Всего на практике было 4 группы (109 человек)»4. Курсанты направлялись на практику, как правило, в те районы и города, откуда они были командированы на учёбу.
В письме в обком ВКП(б) ЦЧО в феврале 1934 года сообщалось: «Работают две группы: одна из них приступила к работе 20 января, вторая с 1-го февраля с.г.». План «развёрстки» составлял 117 человек, на деле районы командировали в Орловскую газетную партшколу
всего 68 человек5. В марте 1934 года из Елецкой партшколы в Орел была «переброшена» группа будущих газетчиков.
В докладной записке директора партшколы «О перестройке работы школы на основе решений 17-го съезда ВКП (б)» говорилось о том, что коллектив школы составляет 49 человек, учебный план - двухгодичный: «Рабочий день учащихся организован так: с 8 '/г до 2 '/г занятия с преподавателями, перерыв на 2 часа - обед и час отдыха. С 4 / до 7 - самоподготовка без преподавателя, в помощь учащимся дежурный преподаватель»6. В разделе «Самоподготовка» были такие варианты занятий, как лекции, демонстрация кинофильмов и даже самодеятельный театр.
Характерный пример «идеологической выдержанности», царившей в стенах Орловской газетной партшколы: «Один из преподавателей по ленинизму тов. никулина допустила в преподавании ошибку, определяя характер революции не по задачам, которые она ставит перед собою, и не по её движущим силам, а по тому, какой класс возьмёт и удержит власть в своих руках. Руководство школы помогло тов. никулиной понять эту ошибку и исправить её в группах»7. Однако коммунистическая схоластика до середины 1930-х годов удивительно мирно уживалась в провинции с привычными «пережитками». Так в списке преподавателей Орловской газетной партшколы (по состоянию на 20 апреля 1934 года) значится А. С. Свето-заров, 1874 года рождения, по социальному происхождению из духовенства, выпускник духовной академии, беспартийный. Преподавал родной язык8 (в 1937 году Светозаров был репрессирован, приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей).
Интерес представляет характер обустройства учебного заведения тех лет: «Школа имеет земельный участок в 19 га, который освоен следующим образом:
4 на озими,
5 га засеяны яровыми культурами
и на площади 5 га будет посажен картофель,
оставшиеся 5 га оставлены под пар.
Помимо этого, имеется свинарник в 16 голов»9.
Руководство школы с гордостью сообщало руководству обкома: «для ударников организована особая столовая»10 и одновременно констатировало поистине пролетарскую бедность: «чувствуется недостаток постельной принадлежности»11.
Летом 1934 года состоялся первый выпуск слушателей газетного отделения Орловской партшколы: 100 выпускников были направлены на работу в районы области12.
Однако становление газетных партшкол вызывало массу вопросов. Центральное руководство компартии было неудовлетворенно масштабами и темпами этого стратегически важного процесса. В октябре 1935 года газета «Правда» опубликовала передовую статью «Районной газетой надо руководить»: «Давно пора по-настоящему взяться за подготовку новых кадров районной печати - не только редакторов, но и секретарей редакций, литературных сотрудников и корректоров... Давно пора понять, что партийная журналистика - это профессия, и этой профессии надо учить людей, и притом людей талантливых, чувствующих склонность к литературной работе»13.
В мае 1936 года директор Орловской партшколы П. Руденский писал заведующему сектором печати Курского обкома Бродскому: «надо уже сейчас дать в «Курскую правду» правила приёма в осенний набор и разослать развёрстку райкомам человек на 120. В старые правила необходимо внести две поправки: в школу принимаются члены и кандидаты в члены ВКП (б) (комсомольцев в этот набор принимать не следует, т.к. в школе их сейчас уже 37 %); стипендия - от 175 до 275 рублей, в зависимости от успеваемости, кроме того, на иждивенцев выдаётся ежемесячное семейное пособие от 20 до 30 руб. на каждого. Набирать нужно две группы - газетную и пропагандистскую (обе выпускаем 15 июля)»14.
Только за октябрь 1937 - март 1938 гг. на работу в редакции Орловской области было направлено 53 курсанта Орловской партшколы15. Директор школы в декабре 1937 года в докладной записке в отдел печати ЦК ВКП (б) сообщал, что она состоит «из двух отделений: газетного и пропагандистского. И то, и другое распределяются на два курса в соответствии со сроками набора, а, следовательно, и окончания учебного года. Курс А (газетное отделение), оканчивающий учебную программу к 15 апреля 1938 года, насчитывает 26 студентов. Курс Б (газетное отделение), оканчивающий учебную программу к 1 июля 1938 года, насчитывает 66 студентов». Соответственно курс А пропагандистского отделения насчитывал 25 студентов, курс Б - 3016.
В марте 1937 года на совещании в Курском обкоме ВКП(б) была высказана критика в адрес
партшколы в Орле. В частности, заведующий отделом культуры, пропаганды, агитации и печати обкома Глазов говорил: «Вредительство шло и по линии подготовки кадров. В Орле есть школа газетных работников. Что там за люди учатся? Мне кажется, что в этой школе дело обстоит исключительно плохо. Виноват в этом и я, так как работаю [в этой должности] уже два месяца, а в Орле не был»17. В качестве иллюстраций своих выводов Глазов привёл примеры из школьной газеты «Ленинец»: ряд курсантов не знал, кто именно занимает должность наркома внутренних дел СССР, сколько в ЦК ВКП (б) секретарей. На этом же совещании заведующий учебной частью Орловской газетной партшколы Ф. И. Анастасенко критиковал райкомы партии за формализм в подборе кандидатур для зачисления в партшколу - местные парторганы набирали тех, кто не был заинтересован в газетной работе18. Анастасенко также просил денег на ремонт системы отопления в здании школы.
По предложению Курского обкома ВКП (б) набор в партшколу в 1937 году не проводился. Директор партшколы предполагал провести два набора в 1938 году: в марте (100 человек), в сентябре (150 человек), причем все они должны были поступить на газетное отделение. Однако этот замысел, требовавший больших материальных затрат и соответствующего кадрового обеспечения, по всей видимости так и не был осуществлен, поскольку в более поздних документах отдела печати Орловского обкома ВКП (б) речь идёт в основном об организации краткосрочных курсов повышения квалификации газетных работников. Свою роль сыграло и то, что с образованием Орловской области (1937) партшкола была вынуждена передать своё помещение областным организациям и перебраться в «малопригодное и крайне тесное»19. Вскоре по решению ЦК ВКП (б) газетные партшколы были закрыты: в середине 1938 года журнал «Большевистская печать» сообщил о том, что ЦК рассмотрел вопрос о переподготовке газетных работников и признал организацию особых газетных курсов и школ нецелесообразной20.
Архивные сведения позволяют составить перечень руководителей газетного сектора Воронежского комвуза и Орловской партшколы в 1930-е годы. Первым и единственным «деканом» в Воронеже был М. Л. Львовский (19301932), директорами партшколы в Орле - Тотма-ков (1930- ?), А. И. Куликов (1933-1935), П. А.
Руденский (1935-1937), С. С. Шляпцев (врио, 1937), Т. И. Антропов (1937). Подробнее расскажем о большинстве из них.
Марк Львович Львовский родился в еврейской семье в 1895 году в городе Кишинёве. С 1913 года состоял в Российской социал-демократической рабочей партии, с 1919 года - в коммунистической партии. Имел высшее юридическое образование. В годы гражданской войны был редактором газеты «Голос красноармейца» 45-й стрелковой дивизии, затем секретарём политотдела дивизии.
В 1925-1928 годах М. Л. Львовский - редактор окружной газеты «Красное Запорожье». Когда началась кампания по «украинизации» местной печати (т. е. от русскоязычных журналистов партийная власть потребовала переучиться на «ридну мову») Львовский подал в отставку и написал соответствующее письмо в ЦК ВКП (б). Москва предложила ему переехать в Воронеж - вакантным тогда было место заместителя редактора областной газеты ЦЧО «Коммуна». С мая по декабрь 1929 года М. Л. Львовский трудился в Орле. Работавший тогда в редакции окружной газеты В. М. Малец вспоминал о нём: «Память хранит одного из лучших редакторов «Орловской правды» Марка Львовича Львовского. Его отличали большая любовь к молодежи и твердая требовательность к качеству материалов по их языку и выразительности. Редко, только в тех случаях, когда он был очень занят, поправлял наши материалы заочно. Обычно же приглашал автора в свой кабинет и там разбирал недостатки, добиваясь, чтобы сотрудник понял свои ошибки и исправил их самостоятельно. должно быть, эта его педагогическая черта была замечена в обкоме ВКП (б) ЦЧО, и, когда в Воронеже организовывался факультет журналистики при комвузе, Львовский был назначен его деканом».
Но прежде ещё почти полгода Львовский был редактором «Курской правды», в ноябре 1930 года стал заведующим только что созданным газетным сектором комвуза в Воронеже. После закрытия сектора Львовский уехал в Москву, с 1933 года был ответственным секретарём всесоюзной «Крестьянской газеты». В конце августа 1937 года его арестовали, имя Львовского было внесено в так называемый «сталинский список», датированный 28 марта 1938 года. На этом перечне фамилий обречённых на смерть людей стоят подписи Сталина, Молотова, Кагановича, Жданова, Ворошилова. Военная коллегия Верховного суда СССР на
выездной сессии в Воронеже 13 апреля 1938 года вынесла приговор: расстрелять. В этот же день львовский был расстрелян. Реабилитирован 31 октября 1957 года21.
Куликов Алексей Иванович родился в феврале 1905 года в городе Борисоглебске22 Тамбовской губернии (ныне Воронежская область). Отец был чернорабочим, мать - прачкой. Сам Алексей с 10 лет работал на фабрике. В 1923 году поступает в Тамбовскую совпартшколу, по её окончании в 1925 году работает в Борисоглебске: руководитель партшколы уездного комитета ВКП (б), преподаватель школы-девятилетки. Руководит школой Ново-покровского сахарного комбината (ныне поселок Новопокровское Мордовского района Тамбовской области), Борисоглебским учебно-педагогическим комбинатом.
1931 год - переломный год в судьбе Алексея Куликова. Он становится студентом философского факультета КУПОНа - Коммунистического университета преподавателей общественных наук и одновременно начинает преподавать в 1-м Московском медицинском институте и в институте инженеров-строителей. Всего за два года молодой выходец из провинции одолевает трехгодичную программу КУПОНа, получает диплом «преподавателя по диамату и истмату». В августе 1933 года его направляют в Орёл на должность директора совпартшколы (иногда его обязанности в то время исполнял заведующий учебной частью А. Зайцев). В январе - феврале 1935 года А. И. Куликов временно исполнял обязанности редактора «Орловской правды». Дальнейшая его судьба неизвестна.
Руденский Павел Александрович родился в декабре 1905 года в селе Волово Ливенско-го уезда Орловской губернии (ныне районный центр Липецкой области)23. Отец был приказчиком. Мать - домохозяйкой. В 20 лет Павел вступил в компартию. Имея всего четыре класса образования, поступил в Елецкую совпартшколу, но проучился в ней лишь несколько месяцев. Работал делопроизводителем в волостном исполкоме, секретарём волостного комитета комсомола, вел пропагандистскую работу, заведовал клубом при сахарном заводе.
Высшая ступень его партийной карьеры -заведующий агитационно-пропагандистским отделом Елецкого райкома ВКП(б). С марта 1930-го - на журналистской работе (заведующий массовым отделом елецкой окружной газеты «Красное знамя», затем её редактор, редактор районной газеты в Ливнах). С мая 1932 по
июль 1934 года - редактор «Курской правды» (тогда она имела статус городской газеты). В октябре 1932 года был командирован на редакторское отделение заочных курсов марксизма-ленинизма при ЦИК СССР.
После преобразования «Курской правды» в областную газету (1934) Руденского переводят на должность заведующего отделом культуры и пропаганды Курского горкома ВКП(б). Постановлением бюро Курского обкома ВКП(б) от 17 ноября 1935 года П.А. Руденский был утверждён директором Орловской партшко-лы24. Репрессирован в 1937 году - приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.
Шляпцев Сергей Степанович родился 16 января 1904 года в селе Золотокино Иванин-ского района Курской области. В 1925 году был избран председателем Тарасовского сельсовета, в 1926-1928 годах служил в Красной армии. С 1928 по 1930 год - курсант Курской совпартшколы. С 1931 года работал управляющим отделением Госбанка в Колпнянском районе (ныне Орловская область), с 1932 года - на аналогичной должности в Чернянском районе, с 1933 по 1934 год - в Ивнянском районе Курской области. С апреля 1934 по май 1935 года -секретарь Ивнянского райкома ВКП(б). В 1937 году (до сентября) исполнял обязанности директора Орловской партшколы, затем работал в ней в качестве преподавателя25.
Антропов Тимофей Иванович родился 15 января 1905 года в деревне Родионово26 Новосокольнического района (Новосокольники - посёлок в 20 километрах западнее Великих Лук). Отец был плотником-отходником, мать -крестьянкой.
В 1922-1923 гг. Тимофей был курсантом губернской совпартшколы в Пскове, в последующие годы - секретарь уездного комитета комсомола в городах Холм, Себеж (здесь вступил в коммунистическую партию), секретарь горкома комсомола в Пскове. С 1926 года Антропов - на партийной работе, заместитель заведующего организационным отделом уездного комитета ВКП (б) в Великих Луках, а через год, в связи с переходом на окружное административное деление назначен на должность инструктора окружного комитета ВКП (б) в тех же Великих Луках.
Однако работа в родных местах не была продолжительной. Уже в 1928 году Антропова направляют в Среднюю Азию - он становится заведующим орготделом райкома партии в поселке Каахка (100 километров восточнее Ашхабада, 15 километров от границы с Ираном). Бы-
стро шагнул по карьерной лестнице - с января 1930 года работает ответственным инструктором ЦК КП (б) Туркмении, избирается членом (депутатом) Ашхабадского горсовета.
Бурная среднеазиатская деятельность Антропова, однако, вскоре удостаивается нелицеприятной оценки. Уже в июне 1930 года молодой партиец был снят с работы и получил строгий выговор с предупреждением ЦКК Туркмении «за командование, выразившееся в подмене фракции при непартийных выборных организациях», и прочие прегрешения. «Почетной ссылкой» стало место заведующего учебной частью центральной совпартшколы Туркмении. Всего через год Антропов навсегда прощается с негостеприимной южной республикой - его самого направили на учебу, в Москву, в Коммунистический институт журналистики. По его окончании в 1934 году Антропова оставляют в этом вузе - он заведует первым курсом и подготовительным отделением, кабинетом печати, преподает в КИЖе, в 1936-1937 гг. параллельно учится в аспирантуре.
Однако защитить диссертацию не удалось. В августе 1937 года ЦК ВКП(б) направляет Антропова в Курскую область - в ее состав тогда входил Орёл. В протоколе заседания бюро Курского обкома от 2 сентября того же года записано: «Утвердить директором Орловской областной школы газетных работников тов. Антропова Тимофея Ивановича, присланного Отделом печати и издательств ЦК ВКП (б)». Это решение подписал секретарь Курского обкома Никитин. А спустя всего семь недель тот же Никитин, уже секретарь Оргбюро вновь создаваемой Орловской области, подписывает протокол заседания Оргбюро ЦК ВКП (б) от 23 октября: «Утвердить т. Антропова Заведующим отделом Печати по совместительству. Просить ЦК ВКП (б) утвердить данное решение. Поручить Отделу Пропаганды и Агитации укрепить руководящими работниками Школу газетных работников»27.
10 января 1939 года на заседании бюро обкома принимается решение: «Утвердить секретарём обкома ВКП (б) по пропаганде и агитации тов. Антропова Тимофея Ивановича, работавшего ранее заведующим отделом печати. Внести данное решение на утверждение очередного пленума обкома ВКП (б)». 25 января пленум утвердил это назначение. Антропов был также избран делегатом ХУШ съезда ВКП (б) (март 1939 года). Тогда же он подготовил к печати книгу «Язык большевистской печати» (вышла
в издательстве обкома ВКП (б) и Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР весной 1939 года).
На посту главного орловского идеолога Антропов проработал до октября 1939 года - как говорится в личном деле, «выбыл на работу в ЦК ВКП (б)». Здесь он занял должность заместителя начальника управления пропаганды и агитации. В годы Великой Отечественной войны Т. И. Антропов был редактором газет: Юго-Западного фронта - «Советский воин», 23-й армии - «Знамя победы», 1-й гвардейской армии - «Советский воин»28.
В послевоенные годы Т. И. Антропов - первый заведующий отделением журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Можно предположить, что в основу своей деятельности по становлению журналистского образования в главном вузе страны Тимофей Иванович использовал многое из орловского опыта, из наработок Орловской партшколы газетных работников.
Подводя итог этому небольшому исследованию, хочется обратить внимание на тот факт, что в публикациях минувших десятилетий об истории журналистики практически отсутствует детальный анализ статуса, системы преподавательской работы, нет оценок деятельности газетных отделений довоенных комвузов и партшкол, этих своеобразных предтеч факультетов журналистики современных университетов. Отсутствие каких-либо обобщенных сведений на сей счет объясняется, конечно же, обстоятельствами тех лет: большинство выпускников провинциальных партшкол не имели возможности состояться как творческие личности, сделать карьеру, оставить мемуары и т. д. Многие и многие стали жертвами репрессий, погибли в годы Великой Отечественной войны.
История существовавших в довоенные годы газетного отделения в Воронежском комвузе и Орловской партшколы заслуживает обширного исторического исследования.
Примечания
1 Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (далее - ГАОПИВО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 1644. Л. 100-103.
2 О практических мероприятиях по выполнению решений ЦК и обкома о рабселькоровском движении. Из постановления Орловского горкома ВКП (б) от 5 июня 1931 г. // В помощь
селькору (Материалы к смотру и перевыборам совхозно-колхозной печати) Орел, 1931. С. 15. Общее количество учащихся Орловской совпартшколы в 1929-1930 учебном году составляло 180 человек, в следующем году их количество планировалось довести до 300 (Протокол заседания бюро Орловского окружкома ВКП (б) 29 июня 1930 г. // Государственный архив Орловской области (далее - ГАОО). ФП. 48. Оп. 1. Д. 374. Л. 21).
3 Худякова, Э. Утверждение ленинских принципов партийного руководства печатью в годы первой пятилетки (на материалах периодической печати ЦЧО) // Проблемы истории, теории и практики журналистики. Воронеж, 1977. С. 131.
4 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 2-8.
5 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 10, 11.
6 ГАОПИВО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2878. Л. 15-22.
7 Там же. Л. 21 об.
8 Там же. Л. 29.
9 Там же. Л. 22.
10 Там же.
11 Там же.
12 Орловская правда. 1934. 5 июля.
13 Правда. 1935. 31 окт.
14 Госархив общественно-политической истории Курской области (далее - ГАОПИКО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 599. Л. 35.
15 Отчет о работе отдела печати Оргбюро ЦК ВКП (б) по Орловской области по 12 апреля 1938 г. // ГАОО. ФП. 52. Оп. 1. Д. 262. Л. 5.
16 Докладная записка директора Орловской областной газетной партийной школы в отдел печати ЦК ВКП(б) за 27 декабря 1937 г. // ГАОО. ФП. 52. Оп. 1. Д. 147. Л. 11-12.
17 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1020. Л. 120.
18 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1020. Л. 170.
19 Там же. Л. 13.
20 Большевистская печать. 1938. № 13. С. 1.
21 Архивная справка ГАОПИВО № 195 от 3 мая 2007 г.
22 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 991.
23 Ферапонтов, Н. Страницы и лица. «Курская правда» 1917-2002. Курск. 2002. С. 171-172.
24 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1691.
25 ГАОПИКО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 2312.
26 ГАОО. ФП. 52. Оп. 11. Д. 127.
27 Там же.
28 Попов, Н. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 / Н. Попов, Н. Горохов. М. : Политиздат, 1981. С. 405, 406, 410.
А. А. морозова
радио «дИКТУм»: ПРоБЛЕмЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЭВИТИЯ
Статья посвящена сравнительному анализу учебных радиостанций факультетов журналистики крупнейших челябинских университетов в контексте медиаобразования. Рассматриваются проблемы и перспективы реализации проекта радио «Диктум» (ЧелГУ). Даются рекомендации по решению проблемных вопросов стратегии развития учебной радиостанции.
Ключевые слова: медиаобразовательный проект, радио «ЮУрГУ», радио «Диктум», он-лайн вещание.
В обучении творческим профессиям больше, чем в других необходимо уделять времени именно практическим занятиям. Для этих целей, как нам известно, и создаются учебные СМИ на факультетах журналистики. Именно от качества медиаобразовательных проектов наиболее всего зависит уровень и качество образования студента при выпуске из вуза, его творческий профессиональный опыт, который необходим при трудоустройстве на работу.
Для того чтобы медиаобразовательный проект был эффективным средством обучения, во-
первых, ему необходимо соответствовать всем базовым критериям настоящего СМИ: хорошая техническая база, правильная структура редакции, стабильность выхода в эфир (выпуска печатной продукции) и так далее. Во-вторых, нужно постоянно проводить мониторинг челябинского рынка СМИ, особое внимание при этом уделяя медиаобразовательным проектам. Таким образом мы будем постоянно в курсе тенденций их развития.
Сейчас мы столкнулись с некоторыми проблемами, которые отчасти могут быть след-