УДК 378.046.4
О.Г. Чеховских*
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В статье представлен анализ курсов повышения квалификации в аспекте процессов модернизации образования и рассматриваются проблемы формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, воспитатель дошкольного образовательного учреждения, курсы повышения квалификации, профессиональная компетентность.
Модернизация российского образования предполагает приведение качества образования в соответствие с потребностями социального развития, а усиление динамичности социальных процессов обусловливает наличие мобильных педагогов, готовых к жизнедеятельности в интенсивно изменяющихся условиях: как социальных, так и профессиональных.
В настоящее время система дошкольного образования перешла на новый этап развития, когда происходит обновление нормативной базы, формируется сеть дошкольных учреждений, обеспечивающих гибкость и многообразие форм предоставления услуг системы дошкольного образования: мини-сады, группы кратковременного содержания, оздоровительные дошкольные учреждения, «начальная школа — детский сад», семейные детские сады, игровые центры, лекотеки и т. д. Увеличивающийся спектр образовательных услуг учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, потребности семьи и общества. Все изменения, происходящие в дошкольном образовании, предполагают активное участие педагогов в отборе методов и приемов работы с детьми, в разработке и адаптации содержания в соответствии с особенностями конкретного детского коллектива, а значит, предполагают наличие профессиональной мобильности у современного воспитателя.
Именно профессионально мобильные педагоги могут успешно самореализоваться в профессии и чувствовать себя комфортно в современном обществе, быть востребованными на рынке труда. Поэтому мобильность педагогов становится важным условием устойчивого и стабильного развития дошкольного образования.
При определении сущности и структуры понятия «профессиональная мобильность» исследователи рассматривали ее и как качество или способность личности (Л.В. Горюнова, Б.М. Игошев, Ю.И. Калиновский, И.В. Никулина, С.В. Нужнова, С.Г. Желтова и др.), и как процесс (Л.А. Амирова, Т.В. Канаева, Г.Н. Соколова, И.Л. Смирнова, И.В. Щербаков и др.), что говорит о дуальности данной категории, которая характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может проявляться только в деятельности. Также следует отметить, что профессио-
* © Чеховских О.Г., 2011
Чеховских Ольга Геннадьевна (chehovskiholga@mail.ru), кафедра педагогики Самарского филиала Московского городского педагогического университета, 443084, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара Загора, 76.
нальная мобильность ориентирована на формирование у человека готовности к перемещению в профессиональной сфере. Это подразумевает определение векторов профессиональной мобильности: вертикального и горизонтального. Вертикальный вектор характеризуется готовностью к повышению профессионализма, и как следствие, готовностью к продвижению по карьерной лестнице от педагога до управленца любого уровня в сфере образования. Горизонтальный вектор подразумевает профессиональную подготовленность к переходу работника в другие учреждения, освоение смежных специальностей (Л.В. Горюнова, Т.В. Канаева, Д.С. Мурашов, И.Л. Смирнова, Л.А. Сорокина, Г.Н. Соколова, Б.М. Игошев).
Анализ профессиональной деятельности воспитателя ДОУ, позволил выщелить ее специфику, которая заключается в создании оптимальных условий адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению; обеспечении охраны жизни и здоровья детей при организации образовательного процесса, который осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах в совместной деятельности взрослого и ребенка; организации образовательного процесса, нацеленного на формирование интегративных качеств личности дошкольника, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка; обеспечении совместно со специалистами ДОУ и семьей готовности ребенка к обучению школе используя внешние (предметно-развивающая среда) и внутренние (качества личности воспитателя и выразительные средства речи и поведения: интонация, мимика, жесты, позы) средства воспитания и обучения. Специфика профессиональной деятельности современного воспитателя ДОУ обнаруживает внутренние и внешние факторы, способствующие развитию профессиональной мобильности воспитателей ДОУ: переход от учебнодисциплинарной модели образования дошкольников к календарно-тематической приводит к устареванию одних и порождению других видов деятельности; появление разнообразных видов образовательных учреждений где воспитатели выполняют функции в соответствии с целями работы этих учреждений: присмотр и уход, коррекция развития, подготовка к школе и т.д.; должностные перемещения в организации, когда высококвалифицированный воспитатель осваивает профессию администратора: старшего воспитателя, заведующего ДОУ, а при наличии сокращении должностей, низкоквалифицированный воспитатель осваивает должности технического персонала: помощника воспитателя или др. Таким образом, выделяются восходящий и нисходящий векторы вертикальной профессиональной мобильности воспитателей дошколь-ныгх образовательных учреждений, которые представлены на рисунке.
В
С
Н
В
С
Н
Рис. Векторы профессиональной мобильности воспитателей ДОУ
На рисунке обозначены: -----► — восходящий вертикальный вектор профессио-
нальной мобильности воспитателя ДОУ, направленный на повышение профессиональной педагогической компетентности; — — нисходящий вертикальный вектор
профессиональной мобильности воспитателя ДОУ, направленный на снижение профессиональной компетентности; В — высокий уровень профессиональной компетенции; С — средний уровень профессиональной компетенции; Н — низкий уровень профессиональной компетенции.
Следует также заметить, что большинство исследователей при изучении профессиональной мобильности опираются на компетентностный подход, предполагающий подготовку специалиста к профессиональной деятельности. Однако в научной педагогической литературе существует несколько точек зрения по выявлению соотношений профессиональной компетентности и профессиональной мобильности. Согласно исследованиям Л. А. Амировой, Л. В. Горюновой, профессиональная мобильность относится к числу метакачеств, в структуру которых входит профессиональная компетентность. Другие исследователи рассматривают профессиональную мобильность как необходимое условие, обеспечивающее профессиональную компетентность.
Мы придерживаемся мнения, что профессиональная мобильность способствует повышению профессиональной компетентности воспитателя ДОУ и конструируем ее содержание, ориентируясь на компоненты профессиональной компетентности.
Профессиональная мобильность воспитателя ДОУ понимается нами как качество личности, обеспечивающее успешность адаптации к новым условиям и видам деятельности, способность к преобразованиям и изменениям, направленное на реализацию профессиональной деятельности. В нашем исследовании под адаптацией понимается умение быстро реагировать на изменение внешней среды, приспосабливаться к ним, поддерживая положительный эмоциональный настрой на профессию, вырабатывая оптимистический взгляд на происходящее, тем самым, блокируя эмоциональное выгорание педагога. Основываясь на исследованиях С.А. Зенкиной, выделившей пространственные параметры профессиональной мобильности, выделяем структуру профессиональной мобильности воспитателя ДОУ, которая представлена в таблице.
Таблица
Структура профессиональной мобильности воспитателя ДОУ
Пространственный параметр Компоненты Критерии
Направление (мотивы-цели- профессиональные установки) Ценностно- мотивационный - удовлетворение воспитателем своих познавательных потребностей; - реализация интеллектуальной активности; - самоопределение в профессии; - саморазвитие; - повышение социального статуса; - увеличение доходов
Движение (направления, выраженные в умениях) Деятельностный Организационная деятельность: - планировать свою работу и деятельность детей в режиме дня ДОУ; - перестраивать деятельность в зависимости от сложившихся ситуаций или желаний ребенка; - адаптироваться к новым условиям деятельности; - пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации в поиске новых технологий обучения дошкольников;
Окончание таблицы
Про странствен-ный параметр Компоненты Критерии
ДНваипжраевнлиеен ие (направления, выраженные в умениях) Деятельностный - организввывать предметное пространство в помещении группы детского сада для реализации поставленных задач
Коммуникативная деятельность: - выслушивать собеседника (детей, родителей воспитанников, коллег); - выстраивать беседу, ориентируясь на эмоциональное состояние собеседника; - избегать конфликта, владеть собой в критических ситуациях, в беседе с детьми, родителями воспитанников, коллегами; - обосновывать собственные суждения и убеждать; - презентовать себя и собственные достижения в работе с детьми и родителями воспитанников
Проблемно-ориентированная деятельность: - выделять проблему в профессиональной деятельности или в развитии ребенка; - видеть различные подходы ее решения; - прогнозировать последствия собственных действий, отражающиеся на эмоциональном благополучии ребенка; - делать объективные выводы о развитии ребенка или неудачах и достижениях в своей профессиональной деятельности
Скорость (время реагирования на новое) Когнитивный - ориентирование в инновационных технологиях дошкольного образования; - быстрота переработки информации из различных источников и классификация ее по степени важности; - быстрота подбора методик для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с поставленными образовательными целями; - скорость овладения новой техникой и технологией
Отметим, что перемещение педагогов с одной должности на другую может происходить только при получении определенного образования или повышении квалификации, которое должно гибко реагировать на изменения в профессиональной сфере педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Социологические исследования Л.В. Горюновой, Б.М. Игошева, В.В. Четининой подтверждают предположение, что интересы работодателей связаны с желанием быстро получить квалифицированные кадры, готовые адаптироваться к изменениям социальной и профессиональной действительности [1]. Получение среднего специального или высшего профессионального образования, переобучение — это длительные процессы. Наиболее быстрым средством, обеспечивающим расширение практического опыта специалиста, творческое освоение новой информации и самоосмысле-ние, являются курсы повышения квалификации (М.Г. Скалозубов).
При анализе понятия «повышение квалификации» мы руководствуемся определением, предложенным В.В. Краевским, который считает, что «повышение квалификации — это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершен-
ствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний» [3].
Анализ исследований Ф. А. Байбановой, A.A. Вербицкого, В.И. Загвязинского,
O.A. Козыревой, Ю.В. Кричевского, Э.М. Никитина, Г.Р. Халитовой, Т. И. Шамо-вой и других ученых позволил выделить основные ориентиры совершенствования системы повышения квалификации в современных условиях:
— переориентация всей системы дополнительного образования на качественное изменение существующей системы образования, в котором базовым процессом системы повышения квалификации будет являться управление развитием системы образования;
— переориентация системы на создание программ и проектов нового поколения, способных обеспечить социальную эффективность системы образования и повышения квалификации;
— организация системы подготовки и повышения квалификации по принципу современного кадрового агентства, позволяющего педагогам выстраивать собственную траекторию профессионального развития;
— переориентация системы на поддержание социальной мобильности, при которой педагоги могут самореализоваться в различных областях науки или практики, меняя образовательные учреждения или свой статус в одном образовательном учреждении;
— ориентация на потребности педагогического сообщества и образовательную инициативу как единицу организации образовательного пространства системы подготовки и повышения квалификации;
— разработка новой концепции повышения квалификации, ориентированной на включение педагогов в инновационные процессы, межпрофессиональные коммуникации, организацию корпоративной деятельности на курсах повышения квалификации.
Таким образом, повышение квалификации педагогов в современных условиях необходимо рассматривать не в узком смысле — как обновление знаний для совершенствования в профессиональной сфере, но и в более широком — как создание условий для профессиональной мобильности, обеспечивающей повышение компетентности педагога.
В рамках исследования нами были проанализированы курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных учреждений, предлагаемые тридцатью пятью учреждениями дополнительного образования, а так же учреждениями высшего и среднего специального образования из двадцати пяти областей Российской Федерации.
Анализ программ курсов повышения квалификации показал следующее:
1. Воспитателям предлагаются курсы по следующим направлениям: общие вопросы развития дошкольного образования; ознакомление с комплексными и парциальными образовательными программами и их методическим обеспечением; деятельность воспитателя по обеспечению полноценного физического, художественно-эстетического, познавательно-речевого, социально-личностного развития ребенка; деятельность воспитателя по обеспечению коррекции различных патологий в развитии ребенка; деятельность педагога по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования; организация взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
2. Курсы повышения квалификации предусматривают работу как с воспитателями без опыта работы, так и со специалистами с опытом работы.
3. Повышение квалификации педагогов предполагает курсовую подготовку как по одной программе с единой темой до 100 часов, так и выбор модулей по 16—36 часов обучения, которые накапливаются по выбору педагога.
4. Воспитателям предлагается как классическая система повышения квалификации с лекциями и практическими заданиями, так и дистанционное обучение.
Таким образом, курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений ориентированы на профессиональную деятельность, обеспечивающую разностороннее развитие детей дошкольного возраста и необходимую коррекцию физических или психологических отклонений в развитии ребенка. Воспитателей знакомят с изменениями, происходящими в дошкольном образовании с введением новых требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений имеют возможность выбирать модули и программы повышения квалификации, предусматривающую очное и заочное обучение. На курсах повышения квалификации используются как традиционные, так и активные формы обучения, обеспечивающие усвоение новых знаний, которые педагоги могут применять в профессиональной деятельности.
Недостатками в организации курсовой подготовки для воспитателей дошкольных образовательных учреждений являются:
— программы повышения квалификации предусматривают или повторение основных методик, например «Методика развития детского изобразительного творчества», или описание технологии работы по основным или парциальным программам дошкольного образования, что не способствует осознанию системы работы с дошкольниками в рамках модернизации образования;
— использование форм и методов обучения педагогов, не адекватных задачам развития профессиональной компетентности воспитателей ДОУ, так как на курсах повышения квалификации все-таки преобладает лекционный материал, предназначенный для усвоения педагогами теоретических знаний, которые без практической отработки не могут применяться ими в воспитательном процессе;
— организация процесса обучения не способствует отработке полученных знаний на практике, так как обучение, в основном, происходит с отрывом от производства на длительный промежуток времени (от недели до месяца) и перенасыщенность педагога теоретической информацией не позволяет ему решить проблемы на практике;
— дистанционное образование используется, в основном, для воспитателей из отдаленных регионов, что привязывает педагогов к определенному учреждению повышения квалификации, который не всегда обеспечивает потребности педагогов;
— маленький выбор курсов повышения квалификации в отдельно взятом регионе, организация курсовой подготовки, которая не предполагает вариативности, делает невозможным формирование умений выстраивать собственную траекторию развития.
В соответствии с современными требованиями к системе дошкольного образования предполагается, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны пересмотреть свою деятельность, отказаться от опыта, приобретенного ими на протяжении длительного периода времени; переориентироваться на новые требования без ущерба для себя; реализовать свою деятельность в различных учреждениях, где воспитываются дети дошкольного возраста, обеспечивая разностороннее их развитие путем организации соответствующей возрасту и уровню развития ребенка образовательной среды, что возможно только при условии организации повышения квалификации, направленной на формирование профессиональной мобильности воспитателей. А значит, воспитателям дошкольных образовательных учреждений необходимо предоставлять знания об изменениях, происходящих в дошкольном образовании, обучать техникам работы с информационными источниками для того, чтобы они могли самостоятельно обучаться и планировали траекторию своего профессионального развития, использовать технологии, обеспечивающие формирование адаптации педагога к новым условиям профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. М.: ВЛАДОС, 2008.
2. Игошев Б.М. Профессиональная мобильность учителя: организационно-педагогический аспект // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 56. С. 34-40.
3. Краевский В.В. Повышение квалификации педагога — что это значит сегодня: методическое пособие. Бийск: НИЦ БИППИ, 1996.
O.G. Chekhovskikh*
ADVANCED TRAINING COURSES AS MEANS OF FORMATION OF PRE-SCHOOL EDUCATORS’ PROFESSIONAL MOBILITY
The article presents the analysis of advanced training courses in the aspect of the modernization of education and also deals with the problems of formation of pre-school educators’ professional mobility.
Key words: professional mobility, pre-school educators, advanced training courses, professional competence.
* Chekhovskikh Olga Gennadievna (chehovskiholga@mail.ru), the Dept. of Pedagogy, Samara Branch of Moscow City Teachers’ Training University, Samara, 443081, Russian Federation.