Курс «Медиаграмотность»
для школьников: как разработать
и внедрить в образовательный процесс
Чурилов Сергей Анатольевич — директор НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону
Шевченко Тамара Сергеевна — исполняющий обязанности министра
общего и профессионального образования Ростовской области, г. Ростов-на-Дону
Развитие медиаграмотности и критического мышления среди молодежи является одной из приоритетных задач в обучении и воспитании. На фоне проведения специальной военной операции резко возросло количество информационных угроз(например,вовлечение в террористическую и диверсионную деятельность, распространение ложных новостей о действиях Вооруженных сил Российской Федерации). Параллельно увеличилось количество распространителей деструктивного влияния, в частности, ими стали, в том числе, некоторые из популярных в молодежной среде лидеров общественного мнения (блогеры), занявшие после начала операции резко антироссийскую позицию.
Новые вызовы потребовали соответствующей реакции. В 2022 году НЦПТИ при поддержке Министерства общего и профессионального
образования Ростовской области разработали и запустили пилотный очный курс для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Ростовской области.
Что было сделано?
Первый шаг. Разработана серия учебно-методических комплексов по курсу «Медиаграмотность» для двух категорий обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области: для обучающихся 5-6 классов («Медиаграмотность: первый уровень») объемом 8 ак. ч. (см. таблица 1) и для обучающихся 7-9 классов («Медиаграмотность: второй уровень») также объемом 8 ак. ч. (см. таблица 2). Помимо комплексов были также подготовлены методические рекомендации, презентационные и раздаточные материалы для педагогического состава и слушателей курса.
Таблица 1
№ п/п Наименование разделов и тем учебных занятий Количество ак. ч
Модуль 1. Медиамир, окружающий нас: знакомимся с ним. 3
1 Что такое информация и из чего состоит медиамир? 1
№ п/п Наименование разделов и тем учебных занятий Количество ак. ч
2 Как можно изучать медиамир? 1
3 Я и интернет. Чем интернет полезен для меня? 1
Модуль 2. Медиамир, окружающий нас: взаимодействуем с ним.
1 Я-реальный и Я-виртуальный. 1
2 Информация в интернете: что и как публикуем, а что лучше не публиковать. 1
3 Опасности, подстерегающие нас в интернете: фейки, мошенничество, агрессия. 1
4 Как реагируем на опасности? И к кому обращаемся за помощью? 1
5 Как защитить себя? Выстраиваем технический щит. 1
Итого: 8
Таблица 2
№ п/п Наименование разделов и тем учебных занятий Количество ак. ч
Модуль 1. Медиа и человек как потребитель информации. 4
1 Медиа как источник информации. Виды медиа: от СМИ до видеоигр и стримов. 1
2 Информационные угрозы в интернете и защита от них: агрессия. 1
3 Информационные угрозы в интернете и защита от них: фейки и противоправный контент. 1
4 Информационные угрозы в интернете и защита от них: мошенничество. 1
Модуль 2. Медиа и человек как производитель информации. 4
1 Правила общения в интернете. 1
2 Общение в соцсетях и мессенджерах. 1
3 Создаем интересный и безопасный контент. 1
4 Итоговое занятие «Медиаграмотность в цифровом мире». 1
Итого: 8
Второй шаг. Разработана и проведена в очном режиме специальная образовательная программа «Организационно-педагогические условия реализации учебного курса «Медаграмотность» объемом 36 ак. ч. для педагогов, ответственных за реализацию курса в своих школах. Важное место в программе заняли следующие темы:
1. Актуальная нормативно-правовая база в сфере противодействия информационным угрозам и проведения профилактической деятельности.
2. Обзор актуальных информационных угроз в молодежной среде.
3. Профилактика распространения информационных угроз.
4. Методики проведения занятий
по медиаграмотности со школьниками.
Занятия носили исключительно практикоориентированный характер и включали интерактивные компоненты для максимального погружения в проблематику: использовались форматы «викторина» и «дискуссия Джеффа».
Третий шаг. Программа обучения внедрена в образовательный процесс в период первой и второй четверти 2022/2023 учебного года. В эксперименте приняли участие 30 школ Ростовской области с охватом 3040 школьников (135 классов).
Педагоги самостоятельно выбирали, как и когда проводить занятия: в рамках дисциплин «информатика» или «обществознание», классные часы, формат «разговоры о важном» или внеурочная деятельность. Для поддержки педагогов создан
специальный чат в Telegram, где координаторы курса отвечали на поступающие вопросы педагогов, а также делились актуальными информационными и методическими материалами для реализации профилактики.
Важным элементом в реализации курса стало информационное сопровождение. Цель — донести до граждан России, в особенности родительского сообщества, важность проведения занятий по медиаграмотности со школьниками.
В частности, информация о проведении курса была размешена на ресурсах НЦПТИ (группа в социальной сети «ВКонтакте» и канал в Telegram). Также были использованы площадки региональных СМИ:
*uUm .. НПШфПЪ
riiiotx Wi|i>»ciopf WmnKtNIl JCHOC™ t 111 IS'
» pfefCYfelnllMJ О ТСЫ. Ь Jf М» naa*h;ir^/Tk fWCKy Л1141Р4|1МД1Р-1П>Р
H yrptwini лфир* - Uninu 1*'|Т11мп ~ '—'----' ~ u1j)hi1*
НЦГТТЙ
* н i i' j i HiHfjl cvHl¥pr,»F.i * i<ji:*cp,uc I h Pua^n^Si
Klhuwiu • —лtphtT* 'Э+tf ■ ЛСЧ 9T.0il<Bi
Рис. 1 - Интервью на канале «ДОН 24».
1) в сентябре 2022 года представители Министерства общего и профессионального образования
и НЦПТИ рассказали о курсе в одном из эфиров на радио <^М на Дону»;
2) в феврале 2023 года руководитель информационного отдела НЦПТИ Максим Куценко в одном из эфиров региональному каналу «ДОН 24» поделился опытом реализации курса (см. рисунок 1);
3) в июне 2023 года представители Министерства в телепередачи «Утро» рассказали о курсе.
Реализация пилотного курса прошла на достаточно высоком уровне, по мнению участвовавших в проведении занятий педагогов. По итогам, как через основной Те1едгат-чат, так и через прямое общение в рамках заключительного учебного семинара, получена обратная связь для модернизации курса и его полномасштабного внедрения в образовательный процесс в школах Ростовской области в 2023 году.
Для достижения данной цели разработан специальный документ «Дорожная карта внедрения в образовательный процесс программы медиаграмотности для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Ростовской области на 2023 год» (далее — Дорожная карта). В документе обозначены следующие этапы:
Этап № 1. Доработка и представление программы для утверждения в Региональное учебно-методическое объединение ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Были
направлены программа, методические рекомендации и сценарии занятий. По итогам получено положительное заключение.
Этап № 2. Разработка специального видеокурса для педагогов, задействованных в реализации курса объемом 8 ак. ч. (см. рисунок 2). Курс загружен на учебную платформу НЦПТИ. Курс содержит лекции, презентации и дополнительные информационные материалы по следующим темам: «Актуальные информационные угрозы и нормативно-правовое регулирование по противодействию», «Общая профилактика» и «Адресная профилактика». Также на платформе размещены материалы для преподавания медиаграмотности: программа, сценарии, презентации, раздаточные материалы, методические рекомендации.
Стр^иТуДО 1Пнг*Гий.
I ■>А*апп.иип1 ь соеиинаннь ■ ^рмы н: рцг нно-при^н* рн ^пяроинт
( СЙ4 • .
2- Пргкнгаищ ■ лда-ала ы^ л ■ |1н-}арыа4№ь - ыс >гр-з^ ы н ипрчЛ|Цнр »;отдс ***Нш про«» *^СЙй1#п1й ■ X. Лспрг-м гслкь ыс нчфдц^лцнрннь'г Ч1-:нипь
ло л ИЦПТУ ►
► «1 —— "Г1 МП 1
ПрАДОнМаДО
С+рМ Ш || |№1н ПК .аНЖ! ■]
сю*
■ г..-1Г_' ¿МКЛиГПМШШНЖки —Г Ь- 1 Гм*
|Д.а.ВДМ*1С1 С ррикК ШРМЭНКГИ
■ Г Г.|д||Г|1. ■ .. | | _Г| Ii.mil I- I ЧВп~ • ■
счигится и -гы ретпимнспгужгса!-|НПЬ
^^^^ ¿г.-,""-1 МПСЬа.-ГррйШЧв 1 ГПЧГП ГЯ*,*
4 щШМ * м'сицяв аЬчс'й >м ¡м*
ра.- | 'ж .'Ч *-/ «4 V >.ш н!
■1
Рис. 2 - Фрагмент лекции курса.
Этап № 3. Доведение до педагогов, ответственных за реализацию курса, сведений организационного характера. С данной целью в мае 2023 года проведен установочный вебинар (см. рисунок 3), а также от Минобразования Ростовской области направлено информационное письмо о внедрении программы медиаграмотности руководителям органов муниципального самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Рис. 3 - Ссылка на вебинар.
Этап № 5. Реализация курса и последующий мониторинг вариативности внедрения программы в образовательный процесс.
Этап № 6. Информационное сопровождение реализации курса через ресурсы НЦПТИ, Минобразования Ростовской области, а также региональные СМИ.
Этап № 7. Сбор обратной связи от педагогов, реализовавших обучение школьников медиаграмотности.
Данная программа уже зарекомендовала себя в качестве успешной практики и может транслироваться в другие регионы Российской Федерации.
Для консультации по интеграции курса в образовательный процесс можете обратиться по электронной почте [email protected] или по телефону 8-863-201-28-22.
Этап № 4. Обучение педагогов разработанному курсу с последующим получением сертификатов о прохождении в срок с июня по август. Педагоги получают бессрочный доступ к образовательной платформе, поскольку НЦПТИ будет постоянно актуализировать материалы для использования в последующей работе.