Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жученко Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Актуальные векторы профилактики в молодежной среде

Интервью подготовила Жученко Виктория Сергеевна — начальник отдела профилактической работы НЦПТИ, г. Ростов-на-Дону

Колударова Ольга Павловна

министр образования и науки Донецкой Народной Республики, г. Донецк.

— Во время ведения боевых действий особое значение имеют не только люди военных профессий и врачи,

но и педагоги, ведь именно они формируют систему ценностей и мировоззрение подрастающего поколения. Как в последнее время изменилась миссия педагога и в чем она заключается сейчас?

— Роль педагогов в обществе и в жизни каждого человека очень важна: учителя дают своим ученикам знания, прививают нравственные ценности, сеют разумное, доброе, вечное.

Сейчас, когда на нашей земле проходит специальная военная операция, миссия педагога стала еще более значимой. Педагоги Донецкой Народной Республики собственным примером, своим ежедневным трудом учат детей патриотизму, стойкости, мужеству, любви к родному краю и нашей России. Они помогают разобраться в разноплановом информационном пространстве, где сейчас столько фейков и откровенной

лжи, учат анализировать, правильно оценивать происходящие события.

Без преувеличения можно сказать, что учителя Донецкой Народной Республики — герои. Об их высоком профессионализме, стойкости, крепком нравственном стержне мы рассказываем в нашей еженедельной рубрике «Учителя Донбасса — герои наших дней».

В Год педагога и наставника Министерством образования и науки ДНР запланировано более 140 мероприятий, многие из которых пройдут впервые: конкурс «Педагог года Донецкой Народной Республики», фестиваль «Профессия учителя — важная и благородная», форум классных руководителей и многие другие. Это позволит повысить престиж педагогической профессии, вызвать у молодежи интерес к педагогике, привлечь на педагогические специальности творческих, способных абитуриентов.

II

Без преувеличения можно сказать, что учителя Донецкой Народной Республики — герои. Об их высоком профессионализме, стойкости, крепком нравственном стержне мы рассказываем в нашей еженедельной рубрике «Учителя Донбасса — герои наших дней».

11

— Какие ключевые проблемы, актуальные для системы образования вашего региона, Вы считаете наиболее злободневными и требующими скорейшего решения?

— Главная задача системы образования Донецкой Народной Республики — интеграция в образовательное и научное пространство Российской Федерации, поэтому все, что мы делаем, направлено на достижение этой глобальной цели.

Мы стремимся к достижению показателей качества образования, сопоставимых с российскими, к доступности качественного образования для каждого ребенка независимо от места проживания.

У наших ребят должны быть равные возможности с их сверстниками из других регионов России. Это касается учебы, отдыха, научной деятельности,

развития творческих способностей, занятий спортом, реализации себя в общественной деятельности и других направлениях.

Сейчас в ряде городов и районов республики образовательный процесс ведется в дистанционном формате. Это мера вынужденная, направленная на обеспечение безопасности наших школьников, студентов, педагогов. И Министерство образования и науки ДНР проводит большую работу, чтобы дистанционное обучение не уступало по качеству очному.

Обстрелами разрушаются наши школы, детские сады, колледжи, поэтому восстановление этих объектов — одна из важных задач.

В 2022 году за счет средств субъектов Российской Федерации восстановлено 207 объектов образования, в том числе 120 общеобразовательных учреждений, 86 дошкольных образовательных учреждений, одно учреждение дополнительного образования.

В 2023 году планируется проведение ремонта в 83 образовательных организациях, которые будут отремонтированы к началу нового 2023-2024 учебного года. Мы бесконечно благодарны нашим друзьям из разных регионов России за такую важную и нужную помощь.

Особое внимание уделяем развитию одаренности школьников. В 2023 году планируем открыть Центр по работе с одаренными детьми, который будет работать по опыту образовательного центра «Сириус».

В настоящее время стоит вопрос о создании центров отдыха

и оздоровления детей на территории Донецкой Народной Республики. Уже есть реестр организаций отдыха и оздоровления, проведен анализ баз отдыха системы образования, расположенных на освобожденных территориях республики, и определены локации, на месте которых будут открыты

центры отдыха. И

В 2023 году планируется проведение ремонта в 83 образовательных организациях, которые будут

отремонтированы к началу нового 2023-2024 учебного года. Мы бесконечно благодарны нашим друзьям из разных регионов России за такую важную и нужную помощь.

11

Немаловажным в системе государственной политики Донецкой Народной Республики является вопрос развития и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Министерством разработан проект Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию

инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.

Словом, вопросов, требующих решения, немало, но я уверена, что совместными усилиями мы с ними успешно справимся.

— Боевые действия внесли свои коррективы и в образовательный процесс. Тем не менее система образования продолжает работать: проводятся занятия, для детей организуется отдых в Крыму, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге

и других городах, педагогов направляют на курсы повышения квалификации. Какие позитивные примеры работы, уникальные практики Вы могли бы привести?

— Несмотря на сложную обстановку, система образования работает.

И работает успешно.

Мы гордимся высокими достижениями наших педагогов. В 2022 году учитель истории МБОУ «Средняя школа № 83 г. Макеевки» Юлия Викторовна Бахмутская стала призером заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России». Руководитель музыкального коллектива «Ритм-бенд «Игрушка»» ГБУ ДО «Донецкий РДДЮТ» Инна Васильевна Грановская — лауреат третьей степени Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».

Уделяется большое внимание повышению квалификации педагогов для работы по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Курсы повышения квалификации наши педагоги проходят как на территории

Донецкой Народной Республики, так и на территории других регионов Российской Федерации.

Отдельная тема — летний отдых детей. В течение 2022 года отдохнули за пределами Республики 16 850 детей, в том числе 795 ребят — в МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок» и «Смена», 725 человек — в оздоровительном комплексе «Снегири», 900 детей — в детском оздоровительном лагере «Дубрава» Республики Беларусь. Более 8,5 тысяч школьников Республики стали участниками проекта российских вузов «Университетские профильные образовательные смены». Это уникальная возможность для наших ребят побывать в прекрасных здравницах, ознакомиться с достопримечательностями различных регионов России.

Для развития экономики Республики требуются квалифицированные кадры, поэтому мы уделяем большое внимание профориентационной работе. Со второй четверти этого учебного года в школах ДНР открылись 54 профильных класса психолого-педагогической, медицинской, инженерной и космической направленности. Создан образовательный кластер, в который, кроме школ, вовлечены вузы, организации СПО, организации дополнительного образования, а также индустриальные партнеры — предприятия республики и госкорпорация Роскосмос.

Начата реализация просветительского проекта «Интенсивные смены», который направлен на развитие способностей детей и проходит по четырем направлениям: инженерный полигон, 1Т-технологии, естественнонаучные исследования и лингвистика.

Ведется планомерная работа по развитию дополнительного

Ч

В течение 2022 года отдохнули за пределами Республики 16 850 детей, в том числе 795 ребят — в МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок» и «Смена», 725 человек — в оздоровительном комплексе «Снегири», 900 детей — в детском оздоровительном лагере «Дубрава» Республики Беларусь. Более 8,5 тысяч школьников Республики стали участниками проекта российских вузов «Университетские профильные образовательные смены». Это уникальная возможность для наших ребят побывать в прекрасных здравницах, ознакомиться с достопримечательностями различных регионов России.

11

образования. На сегодняшний день в Республике функционируют 179 школьных спортивных клубов, 76 школьных хоров и вокальных коллективов, 119 школьных музеев, 115 школьных театров.

В Год педагога и наставника в городе Снежное планируется проведение серии театральных постановок, посвященных 80-летию создания антифашистской подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Постановки в разных жанрах готовят школьные театры по всей Республике.

Активную поддержку развитию школьного театрального движения оказывает

ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова». Ведущие актеры Донецкого государственного театра имени М. М. Бровуна в рамках реализации Дорожной карты по созданию и развитию школьных театров в общеобразовательных организациях Республики проводят мастер-классы для руководителей школьных театральных коллективов.

И это только некоторые примеры уникальных практик в системе образования нашей Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.