Лингвистический анализ составляющих название праздника и имеющих древнетюркское происхождение слов «сабан» и «туй», сравнение с аналогичными календарными праздниками других тюркских народов дают основание полагать, что сабантуй с самого своего зарождения означал весенний праздник в честь пробуждения природы и начала весеннего цикла работ. Его происхождение связано с бытовавшим у ряда племен древних тюрков - как и других народов мира - календарных обрядов ритуального вступления в брак с природой. Следует предположить, что первоначально игры и состязания сабантуя также носили сакральный характер. Курэш, скачки, стрельба из лука и другие, составляющие содержание сабантуя, практически присущи и празднествам всех тюркских народов. С переходом наших предков к оседлой жизни, с их занятием земледелием праздник - в силу своей универсальности - стал земледельческим. Обна-
руженная Ф. С. Хакимзяновым в деревне Иске Салман Алькеевского района РТ в июле 1979 года эпитафия булгарского периода, содержащая надпись «День сабантуя» и датируемая 15 июнем 1292 года, свидетельствует о не менее чем 710-летней истории праздника на территории Татарстана.
Сабантуй традиционно проводился после схода снега, за 2-3 недели до начала весенней пахоты, но с начала 20-х годов ХХ века, под влиянием советских и партийных органов его начали справлять после завершения весенних полевых работ, претерпел некоторые изменения и традиционный сценарий праздника.
Подготовка к сабантую начиналась за несколько недель до назначенного дня. Аксакалы определяли время и место проведения праздника. Для майдана обычно избирался луг, ровное поле или опушка леса, как правило, недалеко от воды и гор; стремление людей к слиянию с природой
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И РАЗВИТИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРАЗДНИКА
ТАТАРСКОГО НАРОДА САБАНТУИ
Конь надежды. Фото из личного архива автора.
было характерно для сезонных родовых праздников, связанных с весенним жертвоприношением. Празднику предшествовал обряд сбора подарков - вышитых полотенец, платков (их привязывали на специальный шест), раскрашенных яиц, его
сходство с ритуалами других тюркских народов - еще одно свидетельство его древнего происхождения. Вероятно, сабантуй-ные дары изначально осмысливались как объекты, наделенные магической силой, призванной помочь выполнению желаний
.228:
ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
как жертвователя, так и дарителя, иначе говоря, выполняли роль оберегов.
Сабантуй начинался с раннего утра. На середину майдана вкапывался сабантуй-ный шест с завязанными на верхушке полотенцами, зрители располагались вокруг поодаль - сабантуйный круг ассоциировался с солнцем, небом. Не менялся даже традиционный порядок состязаний: конные скачки (наездниками были мальчики 10-13 лет), курэш, далее - пешие забеги, прыжки, поднятие тяжестей, а также игры. Сабантуй начинался состязаниями детей и аксакалов, почетными подарками для победителей являлись преподношения снох, вышедших замуж после предыдущего сабантуя, что подчеркивает планетарную оптимистическую идею о продолжении рода, непрерывности человеческой жизни. По неписаным правилам майдан открытый, никто не должен уйти без подарка. Обязательно награждали повредившего ногу бегуна, коня, пересекшего финишную черту последним. Обычай повязывать полотенца, платки на шею пришедшего последним скакуна известен как «конь надежды». Он связан с желанием отогнать беду и отдава-нием дани душам покойных предков.
Неотъемлемым элементом сабантуя были вечерние молодежные игрища.
Указанных традиций придерживаются и на современном сабантуе.
После Октябрьской революции наметилась тенденция придания сабантую идейно-политического характера. Именно этим продиктованы организация в начале праздника политических митингов, перегрузка его содержания чисто спортивными элементами, все более имеющими военно-прикладную направленность, что противоречило природе праздника. В результате создавалась угроза утраты сабантуем многих присущих традиционному празднику черт, но тем не менее он оставался веселым и жизнерадостным праздником. В 30-е годы XX века расширилась география проведения сабантуя: он проводился в Москве, Ленинграде и других городах РСФСР, где компактно проживали татары. Праздновался он и в годы Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы стала складываться современная форма проведения сабантуя, с этого времени начинается интенсивный процесс идентификации праздника, едиными стали сроки его проведения. В 70 - первой половине 80-х годов прошло-
го столетия сложилась практика «укрупнения» сабантуев, т.е. организации его не в каждом ауле, как было раньше, а только центральных усадьбах колхозов, совхозов, а также в райцентрах. Другая черта сабантуев застойных лет - стремление к заорга-низованности, излишней регламентации. Но вместе с тем за годы советской власти зародились и продолжают существовать как важнейшие части праздника новые ритуалы, утверждающие общественную значимость труда: праздник открывается подъемом флага сабантуя передовиками производства, аграрного сектора; парадом передовиков сельскохозяйственного производства, спортсменов и победителей смотра художественной самодеятельности, награждением по итогам посевной подарками лучших механизаторов, что приравнивало их батырам сабантуя.
Истинно народная природа, дух сабантуя исподволь содействует сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй сразу после провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников. Сроки его проведения в районах и городах ежегодно устанавливаются Указом Президента РТ. Повсеместно создаются комиссии по подготовке к празднику. Помощь в организации сабантуя оказывают предприятия, учреждения и организации.
Примечательной чертой современного сабантуя, начиная с конца 80-х годов XX века, является возрождение праздника в малых аулах - главных хранителях народных обычаев, возвращение его традиционных ритуалов. Практика районных и городских сабантуев последних десятилетий показала, что в их программу входит в среднем не менее 20 национальных и общенациональных видов спорта. Основным из них является поясная борьба курэш, который издревле приобрел основные черты спортивных состязаний: имелись у него и повсеместно принятые устные правила, традиционные народные формы проведения схваток и методика подготовки к ним пахлеванов. Благодаря курэшу заняли свое место в большом спорте многие мастера греко-римской борьбы, среди которых -чемпионы СССР, Европы, мира и Олимпийских игр. В настоящее время актуаль-
САБАНТУИ - ПРЕТЕНДЕНТ В СПИСОК ЮНЕСКО
[229
ными являются проблемы сохранения самобытности курэша, его развития и обогащения, выведения на международную арену, как сумо, дзю-до, самбо и др.
Некоторые из древних сабантуйных состязаний и игр: бег на различные дистанции, прыжки, стрельба из лука, хоккей на траве, борьба на руках - слились с общенародными и проводятся ныне на основе общепринятых правил. Другие: гиревой спорт, конные скачки, перетягивание каната - приобрели все черты современного спорта и имеют четко разработанные правила. Третьи: бег в мешках, бег с коромыслом с полными ведрами воды, битье горшков, бой с мешками на бревне, лазание на столб (шест) - продолжают оставаться достоянием сабантуя, а четвертые (кузна, чуракай и др.) используются как игровой фольклор татарского народа. Проблема изучения и классификации сабантуйных игр из года в год становится предметом серьезного научного обсуждения, т.к. объективное и подробное исследование игрового материала дает дополнительную информацию для освещения отдельных вопросов развития культуры, календарных празднеств, и, в определенной степени, истории расселения и этногенеза татар.
Нельзя представить современный сабантуй без музыки, песен и плясок. Для него характерно органическое сочетание профессионального и самодеятельного искусств.
География современного сабантуя не ограничивается только Татарстаном, он
стал проводиться татарскими диаспорами России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Новым явлением стали окружные сабантуи в поволжских регионах, в которых есть национально-культурные автономии татар. Праздник повсеместно, где организуется, создает новую национально-культурную ситуацию, и накопленный в последние годы опыт его проведения в планетарном масштабе требует специального изучения.
Предмет гордости древнего сабантуя -непреходящий дух дружбы и гостеприимства. Эту черту праздника, наряду с его самобытными обрядами, отмечают в своих трудах, относящихся еще к началу XVIII века, его первые исследователи, сравнивавшие его с древнегреческими олимпийскими играми. Сохраняя лучшие традиции татарского народа, современный сабантуй стал праздником всех национальностей, проживающих в Татарстане. Сегодня, когда наблюдается кризис в духовной сфере общества, вопросы рачительного, разумного использования сабантуя в возрождении национального самосознания, культуры приобретают особую актуальность.
Таковы некоторые штрихи, дающие представление об исторических корнях и философии сабантуя. Как один из древних памятников духовности и как эталон календарной праздничной культуры татарского народа он достоин быть включенным в список нематериального историко-культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Публикацию подготовил Дамир Шарафутдинов,
кандидат исторических наук
,2зо:
ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ