Научная статья на тему 'САБАНТУЙ В ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ)'

САБАНТУЙ В ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
329
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДМУРТЫ / ПРАЗДНИКИ / СЕЛО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ / ИГРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / UDMURTS / CELEBRATIONS / VILLAGE / AGRICULTURAL ENTERPRISES / SPORTS COMPETITIONS / GAMES / MUSIC COMPETITIONS / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / PERM REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Садиков Ранус Рафикович

Сабантуй - один из главных ежегодных праздников в жизни закамских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае. В селениях местных удмуртов он празднуется повсеместно в летний период в июне после завершения весенне-полевых работ перед началом сенокоса. Сабантуй сочетает в себе как старинные традиции, так и новшества советского времени, а также последние нововведения. В его основе древние магические земледельческие обряды; вместе с тем на него оказали сильное влияние башкирские и татарские народные обычаи, в среде которых проживают закамские удмурты. В советские годы был преобразован в массовый праздник колхозного крестьянства. Мероприятие организуется на нескольких уровнях: поселенческом, ареальном («колхозном») и районном. Его составными компонентами являются выступления руководителей сельхозпредприятий, торжественное награждение лучших сельских тружеников, спортивные соревнования и игры, в том числе конные скачки, конкурсы музыкантов и певцов, шуточные состязания (бег в мешках, бег с яйцами в ложках, бой ведер и т. п.). Сабантуй на сегодняшний день имеет важное этноконсолидирующее значение, это площадка для воспроизводства и трансляции этнокультурных традиций народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SABANTUY IN THE FESTIVE CULTURE OF UDMURTS OF ZAKAMIE REGION (TRADITIONAL FORMS AND MODERN EXISTENCE)

Sabantuy is one of the main annual festivals in the life of Udmurts of Zakamie region - villagers living on the right bank of the Kama (in Bashkortostan and Perm region). In the villages of local Udmurts, it is celebrated everywhere in the summer in June after the completion of spring field work before the start of haying. Sabantuy combines both ancient traditions and the innovations of the Soviet era, and the latest innovations. It is based on ancient magical agricultural rites; at the same time, it was strongly influenced by Bashkir and Tatar folk customs, among which Udmurts of Zakamie region live. In the Soviet years it was transformed into a massive holiday of the collective farm peasantry. The event is organized at several levels: settlement, areal (“collective farm”) and district. Its components are speeches by heads of agricultural enterprises, the solemn rewarding of the best rural workers, sports competitions and games, including horse racing, competitions of musicians and singers, comic competitions (running in bags, running with eggs in spoons, a bucket fight, etc.). Sabantuy today has an important ethno-consolidating significance, it is a platform for the reproduction and translation of the ethno-cultural traditions of the people.

Текст научной работы на тему «САБАНТУЙ В ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ)»

УДК 392+299.4

DOI: 10.15350/26191490.2020.1.7

Р. Р. Садиков

САБАНТУЙ В ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ (ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ)*

Сабантуй - один из главных ежегодных праздников в жизни закамских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае. В селениях местных удмуртов он празднуется повсеместно в летний период в июне после завершения весенне-полевых работ перед началом сенокоса. Сабантуй сочетает в себе как старинные традиции, так и новшества советского времени, а также последние нововведения. В его основе древние магические земледельческие обряды; вместе с тем на него оказали сильное влияние башкирские и татарские народные обычаи, в среде которых проживают закамские удмурты. В советские годы был преобразован в массовый праздник колхозного крестьянства. Мероприятие организуется на нескольких уровнях: поселенческом, ареальном («колхозном») и районном. Его составными компонентами являются выступления руководителей сельхозпредприятий, торжественное награждение лучших сельских тружеников, спортивные соревнования и игры, в том числе конные скачки, конкурсы музыкантов и певцов, шуточные состязания (бег в мешках, бег с яйцами в ложках, бой ведер и т. п.). Сабантуй на сегодняшний день имеет важное этноконсолидирующее значение, это площадка для воспроизводства и трансляции этнокультурных традиций народа.

Ключевые слова: удмурты, праздники, село, сельскохозяйственные предприятия, спортивные состязания, игры, музыкальные конкурсы, Республика Башкортостан, Пермский край.

Сабантуй - один из главных ежегодных праздников в жизни закамских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае. В селениях местных удмуртов он празднуется повсеместно в летний период в июне после завершения весенне-полевых работ перед началом сенокоса, когда для сельских жителей наступает небольшая передышка в напряженном летнем трудовом сезоне. Современный сабантуй сочетает в себе как старинные традиции, так и новшества советского времени и последние нововведения. Этот праздник, как и у других земледельческих народов Урало-Поволжья, имеет глубокие «языческие» корни: в его основе древние магические земледельческие обряды. Вме-

* Исследование выполнено в рамках государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН АААА-А18-118041290047-7.

сте с тем на него оказали сильное влияние праздничные традиции башкир и татар, в среде которых проживают закамские удмурты. В советское время он был преобразован в массовый праздник колхозного крестьянства. Современные сельские жители с размахом проводят его и в наши дни: он является праздником сельских тружеников и отмечается на официальном уровне [Галиева, 2011, с. 48].

В данной статье предпринята попытка выявления исторических корней, рассмотрены традиционные формы и современное бытование этого сельскохозяйственного праздника у закамских удмуртов.

К сожалению, этнографических описаний празднования сабантуя закамскими удмуртами крайне мало. Письменные источники в основном только упоминают о проведении увеселительных мероприятий после летних жертвоприношений.

Так, например, в конце XIX в. А. Ф. Комов отмечал, что удмурты Бирского уезда Уфимской губернии «Помолившись в своих усадьбах, съезжаются в какую либо одну деревню - сильно пируют. Устраивается бег лошадей, бег пешеходов, единоборство и проч. Победителям даются призы» [Комов, 1889]. Более подробные описания этого празднества у удмуртов Уфимской и Пермской губерний оставили в своих рукописях Ю. Вихманн (1894) [Садиков, Хафиз, 2015, с. 149] и У. Хольм-берг (1911) [Садиков, Хафиз, 2010, с. 32].

Современные исследователи этнографии за-камских удмуртов также уделяют недостаточное внимание этому вопросу. В работах Т. Г. Минни-яхметовой, А. В. Черных и Р. Р. Садикова имеются лишь небольшие замечания по поводу проведения сабантуя [Миннияхметова, 2000, с. 51-57, 64-65; Черных, 1995, с. 36-37; Садиков, 2008, с. 198].

Основными источниками для написания статьи послужили полевые материалы автора, позволяющие рассмотреть традиции празднования сабантуя закамскими удмуртами с начала XX в. по настоящее время. Специально для данного исследования полевой материал собирался в 2018 и 2019 гг.: по заранее составленному вопроснику были опрошены жители д. Уразгильды Татышлинского, с. Большой Качак Калтасинского районов Республики Башкортостан и сел Большой Гондыр и Кипчак Куединского района Пермского края. Источниками стали также материалы включенных наблюдений автора при посещении районного сабантуя в с. Верхние Татышлы (2013 г.), ареальных («колхозных») сабантуев в с. Вязовка (2013, 2016 гг.) и с. Новые Татышлы (2016 г.) Татышлинского, с. Старый Варяш (2019 г.) Янаульского, деревенского сабантуя в д. Касиярово (2018 г.) Бураевского районов.

В научной литературе этимология слова 'сабантуй' возводится к тюркским сабан 'плуг' и туй 'свадьба, праздник', и переводится на русский язык как 'свадьба / праздник плуга' [Башкиры, 2016, с. 444]. В татарском языке 'сабан' имеет два значения -'плуг' и 'яровые культуры' [Эхмэтьянов, 2015, с. 125]. По мнению некоторых исследователей, следует учитывать именно второе значение слова и переводить его как «праздник яровых», т. е. праздник весеннего сева [Нагаева, 1999, с. 24]. Оно подтверждается и тем, что у татар данный праздник исконно отмечался перед весенним севом яровых [Уразманова, 2001, с. 44-45].

Проведение аграрных праздников и гуляний типа сабантуя было характерно для всех народов Волго-

Уральского региона, как тюркских (казанских татар, мишарей, кряшен, чувашей, башкир), так и финно-угорских (мордвы, марийцев, удмуртов, бесермян), причем празднества с различными соревнованиями и увеселениями сопровождали как начало весеннего сева, так и завершение весенне-полевых работ.

Казанские татары перед весенним севом устраивали сабантуй, а по его завершении - щыен (джиен) [Уразманова, 2001, с. 44, 70]. Оба праздника включали в себя скачки на лошадях, различные соревнования, игры и развлечения, состязания музыкантов и певцов [Уразманова, 2001, с. 40-43, 77]. У татар-кря-шен и мишарей празднование джиена являлось завершающим этапом летнего жертвоприношения корбан / корман боткасы / келэY итY [Уразманова, 2001, с. 66]. У пермских татар летний праздник, проводимый после полевых работ, носил название сабантуй [Уразманова, 2001, с. 80; Тулвинские татары, 2004, с. 196]. Аналогичные праздники hабантуй и йыйын были также у башкир. Причем у западных башкир, по свидетельству С. И. Руденко, йыйын носил характер hабантуйа [Руденко, 2006, с. 238].

Чуваши также знаменовали начало и окончание сева празднествами ака патти и акатуй [Сал-мин, 2016, с. 35, 65; Ягафова, 2016, с. 68]. Причем у чувашей, проживающих в окружении татар и башкир, акатуй именуется сабантуйем [Салмин, 2016, с. 35]. Некрещеные чуваши д. Юльтимировка Бакалинского района Республики Башкортостан сабантуй проводят после завершения летнего общесельского моления учук. Пожилые жители деревни называют это мероприятие акатуй [Садиков, Петров, 2005, с. 197].

Перед началом сева марийцы устраивали ага-вайрем, а ее завершение отмечали празднествами с играми и развлечениями, проводимыми после летнего моления кусо [Марийцы, 2013, с. 271-274]. Икско-сюньские марийцы под влиянием тюркского окружения называют агавайрем сабантуем [Колесников, 1897].

Удмурты отмечали выход на пахоту празднованием акашка / гырыны потон, окончание - гербер / гырон быдтон, причем оба празднества сопровождались конными скачками, различными соревнованиями и увеселениями. Гербер справляли непременно после проведения летних общественных молений (булда вось, дэмен вось и т. д.) [Удмурты, 1993, с. 216-219]. Аналогичные земледельческие праздники (акашка, гэрбэр) были известны также бесермянам [Попова, 2004, с. 88-100, 112-115].

Таким образом, земледельческие празднества с состязаниями были включены в систему аграрных культов, способствовавших росту хлебных злаков, и имели продуцирующее значение. Видимо, устраивая различные соревнования в силе, ловкости, смекалке и т. д., считали, что магическим образом воздействуют на злаки, вызывая у них соревновательный рост.

В конце XIX - начале XX в. удмурты Бирского уезда Уфимской и Осинского уезда Пермской губерний выход на пахоту - курегпызуллян 'гон яиц' / кизьыны потон 'выход на сев' завершали народными гуляниями с конными скачками: «Сначала состязающиеся отъезжали до полевых ворот, потом возвращались обратно к собравшемуся народу. Прибывших первыми отмечали призами (вышитыми полотенцами, платками, яйцами) [Миннияхме-това, 2000, с. 44-45]. По описаниям Ю. Вихманна и У. Хольмберга видно, что после завершения весенне-полевых работ и проведения летних молений удмурты Бирского и Осинского уездов также устраивали массовые празднества с увеселениями и соревнованиями. Причем на них приглашались жители других поселений. По данным рукописи Ю. Вихманна 1894 г., в д. Большой Качак Бирского уезда после проведения общинного моления мер вось, где принимали участие жители нескольких деревень, участники «возвращаются домой, пьют дома со своими гостями чай, после чего собираются смотреть конные скачки, где есть участники из каждой деревни. Были 2 скачки, на длинную и короткую дистанции, 1) туда и обратно, 1 миля, 2) / мили. 2 первых прискакавших к [полевым] воротам деревни получают в качестве награды вышитые полотенца, которые приносят последние вышедшие замуж [девушки]. Также было соревнование в беге, где участвовали взрослые мужчины. Награда: полотенце и часть (10 копеек) жертвенных денег.

Потом весь вечер деревенский народ празднует, пьет и веселится, кто дома, кто в кабаке. На следующий день, значит на 3-ий день праздника, молодежь, девушки и парни, ходили из дома в дом и танцевали. Только утром четвертого дня приглашенные гости уезжают домой» [Садиков, Хафиз, 2015, с. 149].

В рукописи У. Хольмберга 1911 г. отмечено, что в д. Сухая Старая Кырга Осинского уезда, после завершения общего моления нескольких деревень буэдюквось, устраиваемого по завершении сева, «продолжают праздновать и угощают гостей из других селений. Вечером народ, в основ-

ном молодежь, собирается у одних полевых ворот деревни, где играют на гармошке, танцуют (парни, как и татары, топают ногами и вращаются вокруг друг друга, так же делают девушки, они следуют движениям мужчин). Устраивают также скачки. Приводят самых хороших коней деревни и начинаются скачки в полный галоп (дистанция - примерно 3 версты). Кто прискачет первым, получает полотенце, которое завязывают на шею коню. Тому, кто приходит последним, близкие, жалея его, тоже дают полотенце. Молодежь борется, другие пьянствуют. Радостные голоса слышны до поздней ночи» [Садиков, Хафиз, 2010, с. 32].

Как видно, летний земледельческий праздник закамских удмуртов был очень близок сабантую тюркского населения северо-западных районов Башкирии и юга Пермского края и, вероятно, сложился под его влиянием.

Данные письменных источников дополняют также сведения информантов, например, такие: «Мер в0сь бере сабантуй кутйське вал, зуо вал, вал ворттыто вал» [Полевые материалы автора (далее - ПМА), 1997: Нуриева З. М., 1905 г.р., д. Касиярово, Бураевский район] - «После окружного моления начинался сабантуй, пили, скакали на лошадях»; «Азьло м0р в0сь бере сабантуй каро вал, алиуг ни» [ПМА 2016: Миннияхметов Г. Г., 1941 г.р., д. Асавка, Балтачевский район] - «Раньше после окружного моления устраивали сабантуй, сейчас уже нет». Совмещение времени проведения жертвоприношений и сабантуев дало повод информантам утверждать, что молились в период празднования сабантуя: «Сабантуй уакытын в0сясько вал» [ПМА 2006: Ахмадишина С. Н., 1926 г.р., Хайдаршина М. Ш., 1931 г.р., д. Шавьяды, Балтачевский район] - <Жертвоприношения устраивали во время сабантуя».

Имеются единичные сведения информантов, что праздничные торжества, подобные летнему сабантую, устраивали также после проведения зимнего моления: «Сабантуй кадь луэ вал в0сь бере» [ПМА 1998: Ильбаева Ф. И, 1914 г.р., д. Малый Качак, Калтасинский район] - «После жертвоприношения устраивали подобие сабантуя».

Проведение народных гуляний при выходе на пахоту, скорее всего, сошло на нет после коллективизации. В то время как праздники, устраиваемые после окончания сева, сохранялись даже в советскую эпоху, по времени совпадая с официальными праздничными мероприятиями. В некоторых поселениях деревенский сабантуй до сих пор приурочен к летнему мо-

лению, например, в д. Кизганбашево Балтачевского района его проводят после жертвоприношения в священной роще керемет [ПМА 2016: Апсаликов Т. С., 1952 г.р., д. Кизганбашево, Балтачевский район].

В 1920-е гг. крестьянские земледельческие обряды народов Урало-Поволжья, в том числе удмуртские, были взяты на вооружение советской властью. Например, в Татарской и Башкирской АССР стали проводить красный сабантуй. При этом политико-воспитательная и агитационная работа сочетались со старыми народными развлечениями (скачки, игры, соревнования) и новыми видами культмассовых мероприятий (публичные награждения передовиков, выступления ансамблей художественной самодеятельности, спортивные игры и т. д.). Они проводились также среди закамских удмуртов. Один документ сообщает, что в 1920-е гг. в с. Большой Гондырь Осинского уезда, «Ккрасным сабантуям пионеры и комсомольцы готовили физкультурные номера, хор, стихотворения и т. д. » (Большегондырский сельский краеведческий музей, Куединский район, Пермский край). С 1930-х гг. с коллективизацией сельского хозяйства и образованием колхозов сабантуй в Татарии и Башкирии стал одним из главных праздничных мероприятий для колхозников. В дальнейшем «Народный праздник сабантуй вошел составной частью в социалистическую культуру татарского народа [а также башкирского и проживающих рядом с ними других народов, в том числе удмуртов - Р. С.] [Тульцева, 1985, с. 117]. Его празднование приобрело многоуровневый характер: сабантуй отмечали отдельными колхозными бригадами (как правило, это отдельные поселения), колхозами, а также все вместе на районном уровне. Помимо башкир и татар в проведение этого колхозного праздника вовлекались и другие народы, особенно те, для которых подобные аграрные торжества были традиционными (чуваши, марийцы, удмурты). В современных Башкортостане и Татарстане сабантуй обрел государственный статус и проводится по указу руководителей этих регионов согласно утвержденного графика в июне месяце [Галиева, 2011, с. 50].

Празднование сабантуя в удмуртских поселениях Республики Башкортостан, а также Пермского края является продолжением и дальнейшей эволюцией советской традиции, хотя, как уже отмечали выше, оно имеет глубокие исторические корни в аграрной культуре удмуртов. С запретом легального прове-

дения молений отмечать после них увеселительное мероприятие перестали. Его место занял социалистический колхозный сабантуй, который органично вписался в жизнь удмуртов-колхозников. Проводили сабантуй в каждой удмуртской деревне (отдельные колхозные бригады) (гурт сабантуй), в каждом колхозе (колхоз сабантуй) и в каждом районе (район сабантуй). На колхозном и районном уровнях удмурты праздновали окончание полевых работ вместе с представителями других народов. Был выработан порядок проведения этого массового мероприятия, который обязательно включал торжественную часть с выступлениями руководителей различного уровня и награждением передовиков сельскохозяйственного производства, скачки на лошадях, спортивные соревнования, выступления участников художественной самодеятельности и фольклорных коллективов, шуточные увеселения, ярмарки и т. д.

Удмурты Татышлинского района Башкирской АССР принимали участие в районном сабантуе, проводившемся на праздничной площади - майдан, на лугу в окрестностях с. Верхние Татышлы. В последующие дни сабантуй по очереди проводился в колхозах. В колхозе «Дэмен», основу которого составляли жители удмуртских селений Новые Татышлы, Малая Бальзуга, Уразгильды, Майский, праздник устраивался на живописном лугу между Новыми Татышлами и Малой Бальзугой. Туда во время праздника (сабантуй ортчытонти 'место проведения сабантуя', сабантуй кыр 'сабантуйная поляна') стекались жители из окрестных удмуртских деревень, входивших в колхоз «Дэмен».

Накануне сабантуя в каждой деревне молодежь собирала полотенца, платки и яйца в качестве призов. Каждая молодушка (вилькен), вышедшая замуж со времени предыдущего сабантуя, обязана была выдать в качестве подарка вышитое полотенце (сэрфитка). Их вручали в качестве призов победителям на скачках. Призовые полотенца завязывали на конскую узду.

Сабантуй устраивался обычно во второй половине июня. По словам информанта, «июнь сабантуйен ортче вал» - «июнь проходил в сабантуях» [ПМА 2018: Байдуллин Т. Б., 1941 г.р., д. Уразгильды, Та-тышлинский район]. До 1960-х гг. каждая бригада колхоза проводила свой сабантуй, т. е. праздник проходил в каждой деревне. Необходимо отметить, что у татышлинских удмуртов до 1940-х гг. сабантуй отмечался после летнего жертвоприношения мор вось [Миннияхметова, 2000, с. 57].

К настоящему времени деревенские сабантуи удмуртами Татышлинского района не проводятся. В окрестностях таких поселений, как Новые Татышлы, Нижнебалтачево, Старокалмиярово, являющихся центрами сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) «Дэмен», «Рассвет» и «Агро-Танып», организуются ареаль-ные межсельские сабантуи, которые как и раньше называются колхозными. На лугу в окрестностях удмуртского села Вязовка проводится «колхозный» сабантуй СПК «Агро-Фанга», хотя поселение и не является центральной усадьбой хозяйства. В подготовке подобных мероприятий, помимо главы СПК, принимают участие руководители сельских администраций и работники сельских домов культуры. Места проведения праздничных торжеств оборудованы открытыми сценами, флагштоками, приспособлениями для состязаний и игр: гладкий вертикальный столб, на верхушке которого укрепляется приз, наклонное шатающееся бревно, козлы для боя с мешками, волейбольные ворота и т. д. Мероприятия открываются выступлениями руководства СПК и сельских администраций, а также районных представителей, где они отмечают достижения района, хозяйства, сельского поселения. Самым торжественным моментом становится вручение под исполнение туша подарков для передовиков производства, добившихся наилучших результатов в производстве сельскохозяйственной продукции. После этого на сцене выступают приглашенные артисты и самодеятельные коллективы и объявляется конкурс среди песенных исполнителей и гармонистов. На праздничной площадке организуются многочисленные соревнования и игры: бег на разные дистанции, борьба на поясах, прыжки в длину, поднимание гири, волейбол и т. д. Самыми зрелищными становятся конные скачки: участники скачут до финиша, располагающегося на месте проведения праздника. Победителю среди борцов обычно дарят живого барана. Чуть поодаль устраивается ярмарка: туда прибывают автолавки, торгуют продуктами питания, одеждой, различными мелкими бытовыми принадлежностями и т. д. Здесь же можно угоститься шашлыками, попить чаю с выпечкой. Тут же разворачивают мобильные детские аттракционы: горки, батуты, качели, карусели и т. д.

Сельчане посещают сабантуй в праздничной одежде. Многие женщины надевают свои удмуртские наряды. Удмуртский язык, наряду с русским, является официальным языком мероприятия.

Жители удмуртских селений, особенно молодежь, посещают также районный сабантуй. Удмуртское этническое присутствие выражается в организации «удмуртской избы» - палатки, внутри которой выставлены предметы удмуртского декоративно-прикладного искусства, в том числе старинные вещи, и установлен стол с удмуртскими блюдами. Национальные коллективы принимают участие в праздничном концерте, удмуртские песни звучат на конкурсе певцов [ПМА 2018: Байдуллин Т. Б., 1941 г.р., Байдуллина А. Т., 1971 г.р., Байдуллин В. Т., 1974 г.р., с. Уразгильды, Татышлинский район].

Такой же порядок проведения сабантуев у удмуртов Калтасинского района. Районный сабантуй организуется на специально оборудованном майдане в окрестностях районного центра -с. Калтасы. Клубные работники из удмуртских сел Большой Качак, Верхний Тыхтем и Большетуга-неево организуют «удмурт корка» - удмуртскую избу. Раньше ставили бревенчатую конструкцию, в настоящее время - палатку типа юрты. Она снаружи украшена удмуртским орнаментом, а внутри содержит изделия удмуртских народных умельцев и старинные предметы быта. Стол накрывают удмуртскими блюдами, например, ватрушками перепеч, пирожками когыли, блинами табань и т. п. Районное начальство и почетные гости праздника поочередно обходят национальные дворики. Их встречают женщины в национальных нарядах, поют песни и угощают пивом сур и домашней водкой виятэм вина. На сцене также выступают удмуртские коллективы и исполнители песен.

На следующий день проводят колхоз сабантуй. На празднике, организуемом в с. Большой Качак, бывшей центральной усадьбе колхоза «Красная Звезда», ныне отделения агрохолдинга «Победа», принимают участие также жители удмуртских деревень Малый Качак, Кургак, Качкинтураево и татары из деревень Кугарчино и Нарат. Но, как отмечают информанты, последние неохотно посещают данное мероприятие, где большинство составляют удмурты. Сабантуй начинается с поднятия флагов Российской Федерации и Республики Башкортостан под исполнение государственных гимнов. Далее выступает руководитель местного отделения агрохолдинга, который сообщает о достижениях в сельскохозяйственном производстве и вручает денежные премии и подарки лучшим работникам. После торжественной части на сцене начинается

выступление участников художественной самодеятельности, в том числе детских коллективов.

Одним из главных моментов сабантуя являются конные скачки (вал ворттытон), которые ныне организуются на дистанцию в 3-4 км. Победителю дарят полотенце (бамкышет), которое вешают на шею скакуна. В настоящее время подарки победителям и участникам различных соревнований и конкурсов покупают за счет сельхозпредприятия. Раньше их собирали у жителей деревни: накануне несколько молодых людей, обычно трое, на запряженной в телегу лошади объезжали все село, останавливаясь перед каждым домом. В качестве подарков выносили полотенца, платки, которые завязывали на специальный Т-образный шест. Сбор подарков осуществлялся на добровольной основе, но те семьи, где была молодуха, обязаны были дать красивое расшитое полотенце. Собирали яйца, которые тоже служили в качестве призов для участников массовых соревнований. Проезжая по улице, сборщики подарков играли на гармошке, их угощали домашней водкой. Позднее стали ездить на мотоциклах, а в настоящее время подарки по селу не собирают.

Вторым по значимости спортивным соревнованием является борьба на поясах (нюръяськон). Традиционные сабантуйные состязания - лазание на столб (шестоке тубон), ходьба по наклонному бревну (чалыш пуч зылэ тубон), бой с мешками (мешокен зыгаськон). К развлекательным соревнованиям шуточного характера относятся бег с мешками (мешокен бизьылон), бег с яйцом в ложке (курегпызэн бизьылон), бой ведер (ведра шуккон) с завязанными глазами. Среди детворы устраивается игра с подрезанием ножницами с завязанными глазами игрушек и сладостей, подвешенных на нитке. Также на сабантуй съезжаются торговцы ширпотребом в автолавках и устроители детских аттракционов.

После завершения всех соревнований и конкурсов, награждения победителей участники сабантуя на лужайках и опушках организуют посиделки небольшими родственными или дружескими группами.

Еще в 1990-е гг. через неделю после колхозного в каждом поселении кроме Большого Качака устраивали деревенские сабантуи, обычно во второй половине дня. Организаторами их выступали бригадиры базирующихся в этих деревнях колхозных бригад. Когда колхоз потерял свою экономическую мощь, бригадные сабантуи проводить перестали [ПМА 2018: Суфияров В. Х, 1958 г.р.,

Суфиярова С. С., 1958 г.р., с. Большой Качак, Калтасинский район].

Надо отметить, что в старину, по словам Ю. Вихманна, в Большом Качаке сабантуй проводили после летних молений. Об этом сообщают также пожилые информанты. Данная традиция сохранилась здесь до настоящего времени. Вслед за летним окружным молением для нескольких деревень -бадзын вось, для его участников организуются шуточные соревнования: бег в мешках, бег с яйцом в ложке, сбор с завязанными глазами деревянных бабок (шарака бичан) и т. д. Победителей одаривают полотенцами и платками, которые приносят на моление в качестве пожертвований [ПМА 2018: Насипуллин А. Г., 1951 г.р., с. Большой Качак, Калтасинский район].

Удмурты Бураевского района также участвуют на своих районном и «колхозных» сабантуях. Силами удмуртских клубных работников на сабантуе, проводимом в райцентре - с. Бураево, устраивается «удмурт корка». Непременными участниками концерта являются удмуртские фольклорные коллективы из дд. Алтаево, Байшады и Мамады. На следующий день проходят «колхозные» сабантуи. Отличительной особенностью расселения удмуртов района является то, что их деревни находятся на большом расстоянии друг от друга. Поэтому здесь не имеется сельхозпредприятий, где большинство составляли бы удмурты. По этой причине в местных «колхозных» сабантуях удмуртское этническое присутствие минимально.

Особенностью района является также сохранение проведения сабантуев на деревенском уровне. Вероятно, что одна из причин этого - невозможность самовыражения удмуртов на «колхозных» сабантуях. В настоящее время они устраиваются в дд. Алтаево, Байшады, Касиярово и Мамады. Раньше организацией этих мероприятий занимались колхозные бригадиры, в настоящее время -клубные работники или сельские активисты. В д. Касиярово деревенский сабантуй проводят вечером в день районного сабантуя. Накануне молодежь с гармошкой на запряженной в телегу лошади собирает по деревне полотенца, платки и яйца в качестве призов. Могут дать и другие текстильные или трикотажные изделия. Подарки завязывают на специальный Т-образный шест.

В 2018 г. гурт сабантуй провели 10 июня. Вечером, после пригона деревенского стада, жители собрались на улице в верхней части деревни (ван-

напал). Бывший директор Касияровской восьмилетней школы, ныне пенсионер М. К. Тазетдинов обратился к ним с небольшой речью, где поздравил с праздником и указал на важность сохранения родного языка и традиций. После этого начались различные соревнования и состязания. Первым в их ряду было подрезание с завязанными глазами привязанных на нитку призов. Между двумя столбами была перетянута веревка, на которую при помощи ниток подвесили различные мелкие предметы: конфеты, плитки шоколада, пачки с семечками, пакетики сока и т. д. Дети с завязанными платком глазами по очереди подходили к призам на веревке и отрезали их ножницами. Товар для этой игры был приобретен на деньги, выделенные владельцем местного магазина.

Далее состоялся бег детей на стометровку. Поочередно был организован также бег в мешках детей и женщин. Также состоялся забег с яйцами в ложках, которые несли в зубах, принимали участие отдельно дети и женщины. Большое внимание привлек бой ведер. Участникам, сначала детям, затем взрослым, завязывали глаза и давали в руки длинную палку, при помощи которой они должны были ударить по находившемуся на земле на небольшом расстоянии старому железному ведру. Мужчины в сторонке состязались в поднимании гири. Последним устроили перетягивание каната. В самом конце сабантуя организовали пляску и пение песен. Певцам аккомпанировал местный гармонист. Отметим, что в деревне не имеется клубного работника, поэтому подобные мероприятия организуются местными активистами.

«Колхозные» сабантуи проводятся также в крупных удмуртских селах Янаульского района. Масштабно празднуют завершение весенне-полевых работ в СПК «Колхоз Восток». На лугу в окрестностях с. Старый Варяш собираются жители соседних удмуртских деревень Будья Варяш, Новый Варяш и Наняды. Организаторы мероприятия стараются пригласить популярных исполнителей из Удмуртской Республики. В программе, помимо конных скачек, так называемые «бригадирские соревнования»: участники на скорость запрягают лошадей и скачут на телегах. Победителям на них, а также на скачках, выдают денежные призы. В райцентре - г. Янаул, во время районного сабантуя организуются удмуртские подворья Шудекского сельского поселения и агрохолдинга «Победа», Староваряшевского сель-

ского поселения и СПК «Колхоз Восток», на сцене выступают удмуртские фольклорные коллективы.

Удмурты Куединского района Пермского края принимают участие на районном сабантуе, проводимом ежегодно в начале июня в п. Куеда, где обустраивается удмуртская палатка. На следующий день проводят «колхозные» сабантуи в селах Большой Гондыр (СПК «Горд кужым»), Кипчак (колхоз «Югдон»), Кирга (СПК «Выльсюрес»), Гожан (ООО «Сельскохозяйственное предприятие имени Мичурина»).

В Большом Гондыре сабантуй устраивается в сельском парке. Перед праздником на запряженной лошади собирают по селу подарки: полотенца, платки и яйца. У молодушек обязательно берут полотенца. Привлекают большое внимание зрителей конные скачки, верхом и на двухколесных тележках. Организация мероприятий на сабантуе возлагается на работников Большегондырского культурно-спортивного центра. Ими же проводятся деревенские сабантуи в Верхнем Гондыре и Барабане. Они устраиваются в один день, но в разное время [ПМА 2019: Гарифуллина Ф. С., 1962 г.р., с. Большой Гондыр, Куединский район]. В с. Кипчак на сабантуе конных скачек уже не устраивают, но проводят множество других состязаний и конкурсов: подъем по наклонному шесту, бой ведер, бой с мешками, борьба (нюрьяськон), ловля петухов в противогазах (атас кутон) и т. п. Играют также в беспроигрышную лотерею, где в качестве выигрышей могут быть телята, комбикорм для скота, рулоны сена и др. [ПМА 2019: Туктагулова А. Ш., 1972 г.р., с. Кипчак, Куединский район].

Сабантуй для сельских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае, является одним из значительных событий в череде трудовых будней. На сегодняшний день на первом месте стоит его рекреационное значение. Сельские жители видят в нем один из способов культурного отдыха и проведения досуга. Они здесь не только отдыхают и реализуют свои культурные потребности, но и могут продемонстрировать способности и таланты.

Сабантуй - площадка для воспроизводства и трансляции этнического компонента удмуртской сельской культуры. Актуализируемые здесь этнические особенности (национальные наряды, блюда, песни, танцы, музыка) способствуют осознанию закамскими удмуртами своего единства, пробуждают любовь к своим традициям и уважение к культуре других народов.

1. Шест с дарами для сабантуя, д. Касиярово 2. Участник конных скачек, с. Старый Варяш

Бураевского района РБ, 2019 г. Фото Р. Р. Садикова Янаульского района РБ, 2019 г. Фото Р. Р. Садикова

3. Победитель конных скачек, с. Старый Варяш Янаульского района РБ, 2019 г. Фото Р. Р. Садикова

5. «Бригадирское соревнование», с. Старый Варяш Янаульского района РБ, 2019 г. Фото Р. Р. Садикова

4. «Бригадирское соревнование», с. Старый Варяш Янаульского района РБ, 2019 г. Фото Р. Р. Садикова

6. «Бригадирское соревнование», с. Старый Варяш Янаульского района РБ, 2019 г. Фото Р. Р. Садикова

7. Бой с мешками, с. Большой Гондыр Куединского 8. Перетягивание каната, с. Большой Гондыр

района Пермского края, 2016 г. Куединского района Пермского края, 2016 г.

Фото В. М. Менликаева Фото В. М. Менликаева

9. Подъем по наклонному шесту, с. Большой 10. Конные скачки, с. Большой Гондыр

Гондыр Куединского района Пермского края, 2018 г. Куединского района Пермского края, 2009 г.

Фото В. М. Менликаева. Фото В. М. Менликаева.

11. Поднимание гири, с. Большой Гондыр 12. Бега на двухколесных тележках, с. Большой

Куединского района Пермского края, 2015 г. Гондыр Куединского района Пермского края, 2006 г.

Фото В. М. Менликаева. Фото В. М. Менликаева.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Эхмзтьянов, 2015 - Эхмэтьянов Р. Г. Татар те-ленец этимологик CYЗлеге. 2 том. Казан: Магариф -Вакыт, 2015. 567 б.

Башкиры, 2016 - Башкиры / Ред. Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко. М.: Наука, 2016. 662 с.

Галиева, 2011 - Галиева Ф. Г. Здравствуй, Сабантуй // Панорама Башкортостана. 2011. № 3. С. 48-51.

Колесников, 1897 - Колесников М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // Уфимские губернские ведомости. 1897. № 89.

Комов, 1889 - Комов А. Ф. Вотяки середины северной половины (второй стан) Бирского уезда. Этнографические очерки // Уфимские губернские ведомости. 1889. № 51.

Марийцы, 2013 - Марийцы. Историко-этногра-фические очерки. Йошкар-Ола, МарНИИЯЛИ, 2013. 482 с.

Миннияхметова, 2000 - Миннияхметова Т. Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ, 2000. 168 с.

Нагаева, 1999 - Нагаева Л. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. Уфа: Китап, 1999. 160 с.

Попова, 2004 - Попова Е. В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: УИИЯЛ, 2004. 256 с.

Руденко, 2006 - Руденко С. И. Башкиры. Истори-ко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.

Садиков, 2008 - Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа, ЦЭИ УНЦ РАН, 2008. 232 с.

Садиков, Петров, 2005 - Садиков Р. Р., Петров И. Г. Полевое моление учук некрещеных чувашей д. Юльтимировка Республики Башкортостан // Н. В. Никольский и чувашская гуманитарная наука XX века. Материалы конференции, посвященной 125-летию со дня рождения ученого. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. С. 191-204.

Садиков, Хафиз, 2010 - Садиков Р. Р., Хафиз К. Х. Религиозные верования и обряды удмуртов Пермской и Уфимской губерний в начале XX века (экспедиционные материалы Уно Хольмберга). Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010. 100 с.

Садиков, Хафиз, 2015 - Садиков Р. Р., Хафиз К. Х. Финский исследователь Юрьё Вихманн о религиозных верованиях удмуртов Уфимской губернии (конец XIX в.) // От племени к этносу (Этнография в Русском географическом обществе). Сб. ст. / Ред. А. В. Псянчин. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 135-159.

REFERENCES

dhmat'janov, 2015 - Ohmat'janov R. G. Tatar telene^j etimologik sYzlege. 2 tom. Kazan: Magarif -Vakyt, 2015. 567 b. (in Tatar)

Bashhry, 2016 - Bashkiry / Red. R. G. Kuzeev, E. S. Danilko. M.: Nauka, 2016. 662 s. (in Russian)

Galieva, 2011 - Galieva F. G. Zdravstvuj, Sabantuj // Panorama Bashkortostana. 2011. N° 3. S. 48-51. (in Russian) Kolesnikov, 1897 - Kolesnikov M. Cheremisy-yazychniki v Belebeevskom uezde // Ufimskie gubernskie vedomosti. 1897. № 89. (in Russian)

Komov, 1889 - Komov A. F. Votyaki serediny sever-noj poloviny (vtoroj stan) Birskogo uezda. Etnografich-eskie ocherki // Ufimskie gubernskie vedomosti. 1889. № 51. (in Russian)

Marijcy, 2013 - Marijcy. Istoriko-etnograficheskie ocherki. Joshkar-Ola, MarNIIYALI, 2013. 482 s. (in Russian) Minniyahmetova, 2000 - Minniyahmetova T. G. Kalendarnye obryady zakamskih udmurtov. Izhevsk: UIIYaL, 2000. 168 s. (in Russian)

Nagaeva, 1999 - Nagaeva L. Bashkirskie narodnye prazdniki, obryady i obychai. Ufa: Kitap, 1999. 160 s. (in Russian)

Popova, 2004 - Popova E. V. Kalendarnye obryady besermyan. Izhevsk: UIIYaL, 2004. 256 s. (in Russian) Rudenko, 2006 - Rudenko S. I. Bashkiry. Istoriko-etnograficheskie ocherki. Ufa: Kitap, 2006. 376 s. (in Russian)

Sadikov, 2008 - Sadikov R. R. Tradicionnye reli-gioznye verovaniya i obryadnost' zakamskih udmurtov (istoriya i sovremennye tendencii razvitiya). Ufa, CEI UNC RAN, 2008. 232 s. (in Russian)

Sadikov, Petrov, 2005 - Sadikov R. R., Petrov I. G. Polevoe molenie uchuk nekreshchenyh chuvashej d. Yul'timirovka Respubliki Bashkortostan // N. V. Ni-kol'skij i chuvashskaya gumanitarnaya nauka XX veka. Materialy konferencii, posvyashchennoj 125-letiyu so dnya rozhdeniya uchenogo. Cheboksary: ChGIGN, 2005. S. 191-204. (in Russian)

Sadikov, Hafiz, 2010 - Sadikov R. R., Hafiz K. H. Religioznye verovaniya i obryady udmurtov Permskoj i Ufimskoj gubernij v nachale XX veka (ekspedicionnye materialy Uno Hol'mberga). Ufa: IEI UNC RAN, 2010. 100 s. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sadikov, Hafiz, 2015 - Sadikov R.R., Hafiz K. Finskij issledovatel' Yur'yo Vihmann o religioznyh verovaniyah udmurtov Ufimskoj gubernii (konec XIX v.) // Ot plemeni k etnosu (Etnografiya v Russkom geograficheskom ob-shchestve). Sb. st. / Red. A. V. Psyanchin. SPb.: Svoyo izdatel'stvo, 2015. S. 135-159. (in Russian)

Салмин, 2016 - Салмин А. К. Праздники, обряды и верования чувашского народа. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2016. 678 с.

Тулвинские татары, 2004 - Тулвинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты / Ред. Г. Н. Чагин. Пермь: Пермское кн. изд-во, 2004. 456 с.

Тульцева, 1985 - Тульцева Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР. М.: Наука, 1985. 192 с.

Удмурты, 1993 - Удмурты. Историко-этнографи-ческие очерки. Ижевск, УИИЯЛ, 1993. 392 с.

Уразманова, 2001 - Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (годовой цикл. XIX - начало XX вв.). Казань: Дом печати, 2001. 198 с.

Черных, 1995 - Черных А. В. Буйские удмурты. Этнографический очерк. Пермь: Пермский областной творческий центр, 1995. 53 с.

Ягафова, 2016 - Ягафова Е. А. Праздники и обряды чувашей на рубеже XX - XXI вв. Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет, 2016. 179 с.

Salmin, 2016 - Salmin A. K. Prazdniki, obryady i verovaniya chuvashskogo naroda. Cheboksary: Chu-vashskoe kn. izd-vo, 2016. 678 s. (in Russian)

Tulvinskie tatary, 2004 - Tulvinskie tatary i bashkiry. Etnograficheskie ocherki i teksty / Red. G. N. Chagin. Perm': Permskoe kn. izd-vo, 2004. 456 s. (in Russian) Tul'ceva, 1985 - Tul'ceva L. A. Sovremennye prazdniki i obryady narodov SSSR. M.: Nauka, 1985. 192 s. (in Russian)

Udmurty, 1993 - Udmurty. Istoriko-etnograficheskie ocherki. Izhevsk, UIIYaL, 1993. 392 s. (in Russian)

Urazmanova, 2001 - Urazmanova R. K. Obryady i prazdniki tatar Povolzh'ya i Urala (godovoj cikl. XIX - nach-alo XX vv.). Kazan': Dom pechati, 2001. 198 s. (in Russian) Chernyh, 1995 - Chernyh A. V. Bujskie udmurty. Etnograficheskij ocherk. Perm': Permskij oblastnoj tvor-cheskij centr, 1995. 53 s. (in Russian)

Yagafova, 2016 - Yagafova E. A. Prazdniki i obryady chuvashej na rubezhe XX - XXI vv. Samara: Samarskij gosudarstvennyj social'no-pedagogicheskij universitet, 2016. 179 s. (in Russian)

R. R. Sadikov

SABANTUY IN THE FESTIVE CULTURE OF UDMURTS OF ZAKAMIE REGION (TRADITIONAL FORMS AND MODERN EXISTENCE)

Sabantuy is one of the main annual festivals in the life of Udmurts of Zakamie region - villagers living on the right bank of the Kama (in Bashkortostan and Perm region). In the villages of local Udmurts, it is celebrated everywhere in the summer in June after the completion of spring field work before the start of haying. Sabantuy combines both ancient traditions and the innovations of the Soviet era, and the latest innovations. It is based on ancient magical agricultural rites; at the same time, it was strongly influenced by Bashkir and Tatar folk customs, among which Udmurts of Zakamie region live. In the Soviet years it was transformed into a massive holiday of the collective farm peasantry. The event is organized at several levels: settlement, areal ("collective farm") and district. Its components are speeches by heads of agricultural enterprises, the solemn rewarding of the best rural workers, sports competitions and games, including horse racing, competitions of musicians and singers, comic competitions (running in bags, running with eggs in spoons, a bucket fight, etc.). Sabantuy today has an important ethno-consolidating significance, it is a platform for the reproduction and translation of the ethno-cultural traditions of the people.

Keywords: Udmurts, celebrations, village, agricultural enterprises, sports competitions, games, music competitions, Republic of Bashkortostan, Perm region.

Садиков Ранус Рафикович,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник,

Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева, УФИЦ РАН (Уфа, Россия) [email protected]

Sadikov Ranus Rafikovich,

Doctor of Sciences (History), Chief Researcher, R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies UFRC RAS (Ufa, Russia) [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.