УДК 378.6.141.213-057.875
А. В. Середа, Г. Ю. Титова
КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Представлено авторское видение развивающего потенциала кураторства в направлении профессионализации студентов педвуза. Кураторство рассматривается не только как средство организации воспитательной работы в вузе в отношении первокурсников, но и как средство развития профессиональной компетентности самих кураторов. Представлен накопленный педагогическим факультетом Томского государственного педагогического университета опыт, разработанный критериально-диагностический инструментарий для оценки развития профессиональной компетентности студентов-кураторов. Выведена взаимосвязь видов деятельности куратора и трудовых действий педагога в соответствии с профстандартом педагога.
Ключевые слова: куратор студенческой группы, кураторская деятельность, профессиональная компетентность студентов педвуза, профстандарт педагога, трудовые действия педагога.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами педагогического бакалавриата при разработке образовательной программы должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ [1].
Одной из форм реализации воспитательной работы в вузе является институт кураторства, содействующий погружению студентов - «новичков» в студенческую жизнь, в том числе включению в систему студенческого самоуправления факультета и вуза, а также созданию студенческого самоуправления внутри самой группы.
В статье автора «Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе» [2] разобран понятийный аппарат кураторства как института воспитания, выделены типы кураторов в зависимости от приоритетной функции, которую он выполняет в процессе кураторской деятельности, охарактеризованы основные составляющие системы кураторства, сложившиеся в большинстве современных российских вузов.
В данной статье авторы рассматривают институт кураторства с позиции профессиональной социализации студентов: институт кураторства является не только одной из форм студенческого самоуправления, формой реализации воспитательной работы в вузе, но и средой профессиональных проб для самих кураторов - студентов педагогического бакалавриата.
На педагогическом факультете ТГПУ каждая студенческая группа первокурсников имеет два куратора: один из числа преподавателей выпускающей кафедры, другой - студент старших курсов. Анализ источников позволяет судить о достаточно большом количестве имеющихся на сегодняшний день публикаций относительно кураторства студенческих групп 1-11 курсов преподавателями. Значительно меньше публикаций посвящено кураторской деятельности студентов.
В большинстве работ кураторская деятельность представлена следующими функциями [3]:
- воспитательной, предполагающей содействие самоопределению и самореализации студентов курируемой группы, приобщающей студентов к системе культурных традиций факультета, оказывающей помощь в решении важных для группы коллективных личностно ориентированных дел, активизирующей творческий потенциал каждого студента и группы в целом;
- организационно-управленческой, связанной с организацией деятельности студентов курируемой группы по реализации поставленных задач, созданием условий для принятия задач деятельности студенческим коллективом в целом и отдельными студентами, стимулированием активности студентов;
- социально-культурной, которая предполагает содействие развитию у студентов способов эффективного взаимодействия с внешней средой (город, регион), приобщение их к эталонам культуры.
С. В. Лаптева также выделяет личностно-развивающую функцию, которая предполагает самореализацию и личностный рост куратора в процессе приобщения к кураторской деятельности [3].
Исходя из вышеперечисленных функций, деятельность куратора в педагогическом вузе следует рассматривать как управленческо-педагогический вид деятельности. Такой вид деятельности в системе воспитательной работы педагогического вуза тождествен осуществлению организационной и воспитательной деятельности учителей, воспитателей. Сочетая в своей работе указанные виды деятельности, куратор - студент старших курсов - развивает свои профессиональные компетенции.
В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Компетенция - личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Наиболее приемлемым считается такое трактование содержания слова «компетенция»: система знаний в действии; личностные качества и свойства; интегрированность ЗУНов, обеспечивающих профессиональную деятельность; умение на практике реализовать свой потенциал для деятельности в профессиональной сфере и сознавать ответственность за его результат, необходимость совершенствоваться в работе [4].
Рассматривая профессиональные компетенции педагога, выделяют следующие компоненты:
- мотивационно-волевой, включающий в себя ценности, желание работать с воспитанниками, мотивацию к познанию новых форм и методов работы;
- функциональный, характеризующийся наличием знаний и умений, владением педагогическими технологиями;
- коммуникативный - умение общаться, взаимодействовать, четко и ясно доносить мысль до обучающихся или воспитанников, владение навыками делового общения;
- рефлексивный - умение анализировать результаты своей работы для определения потенциала профессионального и личностного роста, различного рода достижений.
Профессиональные компетенции, которые должны иметь выпускники педвузов для осуществления воспитательной деятельности, определяются профессиональным стандартом педагога. Профстандарт педагога, выделяя такую трудовую функцию как воспитательная, требует сформировать у выпускников определенные трудовые действия, необходимые умения и знания [5]. Мы выделили те действия, знания и умения, которые могут быть сформированы у студентов в процессе осуществления деятельности куратора студенческой группы.
Трудовые действия:
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы.
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу воспитанника.
Необходимые умения:
- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий воспитанников, половозрастных и индивидуальных особенностей.
- Общаться с подопечными, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
- Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
- Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
- Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать обучающимся, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
- Владеть методами организации экскурсий, походов, выходов, выездов и т. п.
- Сотрудничать с педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
Необходимые знания:
- Основы законодательства о правах ребенка, человека, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования.
- Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
- Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики.
- Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
- Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации.
Перечисленные в профстандарте педагога действия, умения и знания находят отражение в работе куратора студенческой группы.
Анализ опыта работы кураторов педагогического факультета ТГПУ позволяет выделить следующие виды их деятельности:
1. Социально-правовая и социально-информационная работа с группой (информирование группы, воспитательные беседы, решение возникающих вопросов, осуществление связи группы с деканатом, кафедрами и педагогами факультета, органами студенческого самоуправления).
2. Постановка целей (учебных, воспитательных и др.).
3. Проектирование процесса развития группы и отдельных студентов (составление индивидуальных образовательных маршрутов, видение перспектив развития группы).
4. Отслеживание динамики развития группы (проведение диагностических мероприятий, осуществление интерпретации полученных материалов и анализ имеющихся данных).
5. Профилактика и решение конфликтных ситуаций в группе и между отдельными студентами (способствование ценностной ориентации, проведение различных воспитательных мероприятий, направленных на формирование уважительного отношения к коллективу, одногруппникам, окружающим людям и т. д.).
6. Организация социокультурной жизни группы (организация совместных ознакомительных экскурсий по городу для приезжих, посещение достопримечательностей города, музеев, театров, выставок и т. д.).
7. Выявление способностей (творческих, научных и др.) у студентов и содействие дальнейшему развитию (проведение диагностических мероприятий, способствование самоопределению студентов, осуществление помощи в возникающих трудностях).
8. Составление плана работы куратора в группе и ведение журнала куратора (разработка примерного плана работы с группой на год, соблюдение общих правил работы куратора).
Данные виды деятельности куратора сопоставимы с трудовыми действиями педагога (табл. 1).
Таблица 1
Сопоставление трудовых действий педагога и видов деятельности куратора
студенческой группы
Трудовое действие педагога Вид деятельности куратора
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы Социально-правовая и социально-информационная работа с группой. Профилактика и решение конфликтных ситуаций в группе и между отдельными студентами
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся независимо от их способностей и характера Постановка целей (учебных, воспитательных и др.). Проектирование процесса развития группы и отдельных студентов
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Социально-правовая и социально-информационная работа с группой. Составление плана работы куратора в группе и ведение журнала куратора
Проектирование и реализация воспитательных программ Проектирование процесса развития группы и отдельных студентов. Организация социокультурной жизни группы
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу воспитуемых Профилактика и решение конфликтных ситуаций в группе и между отдельными студентами. Организация социокультурной жизни группы
Очевидна тождественность выполняемых трудовых действий педагога и видов деятельности куратора студенческой группы.
На педагогическом факультете координацией работы кураторов из числа студентов занимается заместитель декана по воспитательной работе, проводит еженедельные сборы кураторов по постановке текущих задач и мониторингу текущих дел в группах первого курса. Как правило, период активной работы куратора студенческой группы сводится к одному году - обучению подопечных своей группы на первом курсе, закладывающем основы социокультурной, учебной, коммуникативной, психологической, профессиональной адаптации первокурсников. Обучение кураторской деятельности мотивированных к этому студентов проводится в мае и конце августа. Начиная с 2013 г. в середине учебного года на факультете проходит конкурс «Лучший куратор», который позволяет оценить у участников конкурса уровень развития информационных, коммуникативных, проективных, методических компетенций квалифицированными членами жюри. Также индикатором качества работы куратора является позиция болельщиков из студентов курируемой группы.
В конце учебного года по итогам ежемесячных рейтингов работы кураторов выявляется лучший куратор, который награждается на факультетском конкурсе «Зеркальный пеликан».
Рейтинг работы кураторов выстраивается ежемесячно с учетом деятельности самого куратора и активности курируемой группы.
Дважды в год рейтинг работы кураторов дополняется оценкой продуктивности кураторской деятельности на основе разработанных нами и представленных в табл. 2 показателей по видам деятельности куратора.
Таблица 2
Показатели оценки продуктивности деятельности куратора
№ Показатели по видам деятельности Оценка в баллах
1. Социально-правовая и социально-информационная работа с группой:
1.1. Не владеет информацией и методами информирования группы 1
1.2.Владеет необходимой информацией 2
1.3. Владеет методами информирования группы 3
1.4. Владеет нужной информацией и умеет донести ее до группы 4
1.5. Осуществляет своевременное информирование группы, владеет достоверной информацией, умеет выполнять посредническую функцию 5
2. Целеполагание (цели и задачи) деятельности:
2.1. Испытывает затруднения в их постановке 1
2.2. Ставятся к отдельным мероприятиям 2
2.3. Выдвигаются ко всем мероприятиям, но не всегда соотнесены с общей целью и задачами группы, факультета и вуза 3
2.4.Выдвижение конкретных целей и задач к тем или иным мероприятиям почти всегда соотносится с общими целями и задачами 4
2.5. Деятельность организуется в соответствии с поставленными целями и задачами 5
3. Проектирование процесса развития группы и отдельных студентов:
3.1. Не умеет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут отдельного студента и перспективы развития группы 1
3.2. Не умеет спроектировать перспективы развития группы, но может выстроить индивидуальный образовательный маршрут студента 2
3.3. Выстраивает индивидуальный образовательный маршрут и проектирует процесс развития группы с ошибками 3
3.4. Умеет выстраивать индивидуальный образовательный маршрут студента и проектировать процесс развития группы 4
3.5. Аналитически подходит к выстраиванию процесса развития группы и составлению индивидуального маршрута студента 5
4. Мониторинг динамики развития группы:
4.1. Не владеет методикой отслеживания динамики 1
Окончание табл. 2
4.2. Владеет отдельными методами мониторинга 2
4.3. Умеет использовать систему методов мониторинга 3
4.4. Иногда использует результаты диагностирования в работе с группой 4
4.5. Использует аналитическое отношение к результатам диагностирования с целью повышения результативности деятельности 5
5. Профилактика и решение конфликтных ситуаций в группе и между отдельными студентами:
5.1. Не организовывается 1
5.2. Организовывается профилактическая работа в отдельных случаях 2
5.3. Организовываются регулярные профилактические мероприятия 3
5.4. Реализуются профилактика и решение конфликтных ситуаций в группе и между отдельными студентами 4
5.5. Реализуются система мероприятий по профилактике конфликтного поведения в группе и решение конфликтных ситуаций между студентами с дальнейшим контролем 5
6. Организация социокультурной жизни группы:
6.1. Не организуется 1
6.2. Организуется ситуационно, спонтанно 2
6.3. Организуются выходы, мероприятия по запросу студентов группы 3
6.4. Организуется социокультурная жизнь группы 4
6.5. Имеется системная организация социокультурной жизни группы и просвещение студентов 5
7. Выявление способностей (творческих, научных и др.) у студентов и содействие дальнейшему их развитию:
7.1. Не владеет методами выявления способностей 1
7.2. Использует в работе однообразные методы по выявлению способностей у студентов, не умеет содействовать дальнейшему развитию способностей 2
7.3. Использует разнообразные методы по выявлению способностей, имеет представление, как способствовать дальнейшему развитию выявленных способностей 3
7.4. Умеет выявлять способности у студентов, знает методы дальнейшего развития выявленных способностей у студентов 4
7.5. Умеет выявлять способности у студентов, содействует дальнейшему развитию выявленных способностей у студентов 5
8. Ведение документации куратора (составление плана работы куратора в группе и ведение журнала куратора):
8.1. Необходимая документация отсутствует 1
8.2. Есть необходимая документация, но не полностью 2
8.3. Есть план и журнал, но составлено с ошибками 3
8.4. В основном план работы и журнал соответствует требованиям 4
8.5. План работы составлен грамотно, журнал ведется правильно, содержание журнала соответствует плану работы 5
Максимальный балл - 40 баллов.
Не менее 90 % (36-40 баллов) - высокий уровень продуктивности деятельности куратора.
Не менее 75 % (30-35 баллов) - средний уровень продуктивности деятельности куратора.
Не менее 60 % (24-29 баллов) - уровень ниже средней продуктивности деятельности куратора.
Менее 60 % (менее 24 баллов) - низкий уровень продуктивности деятельности куратора.
На основе проведенного нами исследования (с помощью опроса и анализа отчетной документации по практикам) выявлена положительная динамика профессиональных компетенций у студентов, имеющих опыт кураторской деятельности. В отличие от их одног-
руппников, не имеющих подобного опыта, данные студенты демонстрируют более высокий уровень развития умений планирования, проектирования, методических, организаторских и коммуникативных умений, а также умений ведения текущей и оформления отчетной документации.
Несмотря на накопленный факультетом опыт, имеющийся критериально-диагностический инструментарий для оценки профессионального развития студентов-кураторов, целесообразно усилить и оптимизировать работу по психолого-педагогическому сопровождению кураторской деятельности.
Список литературы
1. ФГОС ВПО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 31.01.2016).
2. Титова Г. Ю. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 82-84.
3. Лаптева С. В. Функции куратора в современном вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 9. С. 171-175.
4. Терентьева Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 193-196.
5. Профессиональный стандарт педагога. URL: 1"|Нр://профстандартпедагога.рф (дата обращения: 03.02.2016).
Середа А. В., ст. преподаватель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: sereda0892@yandex.ru
Титова Г. Ю., кандидат педагогических наук, доцент, декан. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: titova_g@mail.ru
Материал поступил в редакцию 15.02.2016.
A. V. Sereda, G. Yu. Titova
CURATORIAL ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER
TRAINING UNIVERSITY STUDENTS
The article reflects the author's vision of the developing potential of supervisory responsibility towards the professionalization of teacher training university students. Supervisory responsibility is regarded not only as a means of organization of the educational work at the university in relation to the first-year students, but also as a means of development of professional competence of the curators themselves. The experience gained by the Pedagogical Faculty of Tomsk State Pedagogical University is presented in the article, as well as the developed criterion-diagnostic tool for assessing the development of the professional competence of students-curators. We derive the relationship activities of a curator and labor activities of a teacher in accordance with the professional standards of the teacher.
Key words: curator of the student group, curatorial activities, professional competence of teacher training university students, professional standards of the teacher, labor activities of a teacher.
References
1. FGOS VPO [FSES (Federal State Educational Standard) HPE (Higher Professional Education)]. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvpo/7/6/1 (accessed 31 January 2016).
2. Titova G. Yu. Rol' kuratora studencheskoy gruppy v organizatsii vospitatel'noy raboty v vuze [The role of the curator of the student' group in the organization of the educational work at the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 10, pp. 82-84 (in Russian).
3. Lapteva S. V. Funktsii kuratora v sovremennom vuze [Curator's functions at the contemporary university]. Problemy I perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii - Problems and Prospects of Development of Education in Russia, 2011, no. 9, pp. 171-175 (in Russian).
4. Terent'eva T. P. Professional'no-pedagogicheskaya kompetentnost' uchitelya [The professional-pedagogical competence of the teacher]. Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. [Education: Tradition and Innovation: Proceedings of IV Intern. scientific. conf. (Chelyabinsk, December 2013)]. Chelyabinsk, Dva komsomol'tsa Publ., 2013. Pp. 193-196 (in Russian).
5. Professional'nyy standart pedagoga [A professional teacher standard]. URL: httpV/npo^CTaHflapTneflarora.p^i (accessed 2 March 2016).
Sereda A. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: sereda0892@yandex.ru
Titova G. Yu.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: titova_g@mail.ru