angl., fr., nem., it.; sost i obs. red. S.P. Ban'kovskij.-M.: Kniznyj dom «Universitet», 2002.-C.1.-424 s.
23. Srajberg, A.L. Sovremennye biblioteki pod informacionno-tehnologiceskim pressingom na terni-stom puti v budusee: istoria bor'by s knigoj i perspektivy ee vyzivania: ezegod dokl. Mezdunar. professional'nogo foruma «Krym-2015» / A.L. Srajberg.-M.: GPNB Rossii, 2015.-63 s.
УДК. 346+821(091)
Н.И.Таиров, И.Н.Таиров
КУПЦЫ И ФАБРИКАНТЫ АКЧУРИНЫ:БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
И МЕЦЕНАТСТВО
В статье, опираясь на документы архивов, материалы периодических изданий исследуется благотворительная и меценатская деятельность татарских купцов и промышленность Акчуриных.
Ключевые слова: татары, Россия, благотворительность, меценатство, купцы, фабриканты Акчурины.
Nail LTairov., Ilgam N. Tairov MERCHANTS AND MANUFACTURERS ACCURIDE: CHARITY AND PHILANTHROPY
Tatar businessmen of the Russian Empire Akchurina was not only big merchants and Industrialists, but also generous philanthropists, charitable organizations. Their activities included the assistance of the infirm, the poor, the victims of military campaigns. For their money they were opened and contained schools. Among the wonderful deeds of Akchurina, which remained not only in the history of the Tatars, but also for Russia as a whole need to call and patronage. In the indicated direction to say their support of the museums of the Tatar theatre, libraries, work clubs. Among those who unselfishly took care of Akchurina were actors, Directors, playwrights, writers and poets, different creative teams.
Key words: tatars, Russia, charity, charities, merchants, manufacturers Akchurina.
Татарские предприниматели Российской империи Акчурины были не только крупными купцами и промышленниками, но и щедрыми благотворителями, меценатами. Их добродетельность включала помощь немощным, бедным, жертвам военных кампаний и природных катаклизмов. На свои средства они открывали и содержали учебные заведения, участвовали в выпуске книг и периодических изданий на татарском и русском языках. Они сохранили одно из замечательных качеств народа - уважительное отношение к книгам. Симбирские купцы и фабриканты Акчурины были активными участниками различных благотворительных акций. Благотворительность и меценатство Акчурины осуществляли, в частности, и через мусульманские благотворительные общества, разбросанные по всей стране. Акчурины являлись членами обозначенных обществ в Симбирске, Санкт-Петербурге, Касимове Рязанской губернии. Например, благотворительность Якуба Сулеймановича, Акчурина не ограничивалась только границами Симбирской губернии. В конце жизни он был избран пожизненным действительным членом авторитетного Санкт-Петербургского мусульманского благотворительного общества [1, с.61].
Супруга Хасана Тимербулатовича Акчурина, Зухра была членом аналогичного общества в Касимове [2, с.5]. Со стороны Зухры Батыргиреевны (урожденной Шакуловой] это был шаг солидарности со своими земляками и татарской диаспорой г.Касимова и одноименного уезда Рязанской губернии. Касимовское мусульманское благотворительное общество активно и плодотворно работало над решением различных проблем своих соотечественников.
Акчурины живо и оперативно откликались на призывы о помощи со стороны других мусульманских благотворительных обществ, функционирующих по всей стране. Так, в первые годы ХХ столетия Тимербу-лат Курамшевич Акчурин по просьбе одного из мусульманских благотворительных обществ столицы взял на содержание и обучение в местное русско-татарское учебное заведение пять сирот [3, с.50].
Неизменным фактором в благотворительной деятельности состоятельных мусульман России, в частности, Акчуриных была реальная поддержка религиозных общин. Согласно исламской традиции мусульманин, построивший богоугодное учреждение, пользовался правом дальнейшего его содержания. Как правило, следуя нормам шариата, предприниматели сами, затем и их сыновья, выступали мутаваллиями религиозных учреждений, ремонтируя и выделяя средства на их существование.
Рассмотрим эту традицию на примере попечения над исламским богослужебным зданием в г.Симбирске. В 1853 г. симбирский купец Курамша Абдуллович Акчурин построил в губернском центре каменный мусульманский молитвенный дом (ул.Лосевой, ныне ул.Федерации - прим. авт.). До этого времени татары Симбирска совершали свои молитвы (намазы] в частном доме купца Ильясова. Дело Курамши продолжил его сын Тимербулат, на деньги которого в 1865 г. молитвенный дом был переделан в мечеть, над которой был возведен красивый минарет. Долгое время она была единственной каменной мечетью в Симбирской губернии. В начале 70-х гг. XIX века здание храма стало тесным для местных мусульман. Вновь на помощь своим соотечественникам пришел Т.К.Акчурин, и в 1874 г. внутреннее помещение мечети было увеличено на 3 сажени по обеим боковым сторонам. В итоге исламское культовое здание вмещало более 300 человек [4, с.150-151]. Татарская мечеть была весьма заметным и красивым зданием губернского центра.
Несколько мечетей Акчуриными было построено в Хвалынском уезде Саратовской губернии. Источники доказывают, что в составе рабочих и служащих суконных фабрик Акчуриных неизменно были жители
названного уезда. Подготовку кадров для успешного функционирования храмов также взяли на себя фабриканты. Молодое поколение местных религиозных деятелей получало образование в медресе Казани, Симбирска и д.Старое Тимошкино (Зия баши]. В финансировании этих и некоторых других мусульманских учебных заведений участвовали и Акчурины. В самом начале 90-х гг. Х1Х столетия Т.КАкчурин построил мечеть и основал медресе при ней в г. Самаре [5].
Настоящие патриотические чувства купцов и фабрикантов проявлялись и в благотворительности. Во 2 половине 70-х гг. Х1Х века среди россиян развернулось широкое движение по сбору средств на приобретение морских судов добровольного флота. Эта важная кампания была призвана работать на социально-экономическое развитие страны. Для этого движения во многом было характерно отсутствие всяких границ: географических, национальных, конфессиональных. В патриотическом деле активно и результативно участвовали и жители Симбирска и губернии. В их рядах были представители разных народов многонациональной России, в том числе и татары. Из них можно выделить представителей известного рода купцов и фабрикантов Акчуриных Они вместе с остальными активными земляками работали на укрепление экономической мощи страны.
Пресса тех лет считала необходимым освещать эту патриотическую кампанию. На страницах периодических изданий публиковались списки симбирян, пожертвовавших средства в Симбирский губернский комитет на приобретение морских судов добровольного флота. В местной газете в мае 1878 г. из рода купцов и фабрикантов упомянуты Якуб Акчурин - 1000 руб., Я.С.Акчурин - 300 руб. и Измаил Акчурин - 100 руб. Следует сказать, что большинство жертвовало небольшие суммы - от 2 до 50 руб. Самые крупные суммы пожертвовали известные симбирские предприниматели: А.П.Кирпичников (более 3000 руб.], ВАЧебоксаров (1500 руб.], Ф.С.Степанов (1500руб.], АДСачков (1000 руб.] [6]. Участие в акции Акчурины продолжили и в дальнейшем. Так, позднее были сделаны следующие пожертвования: Измаил Акчурин - 200 руб., И.Акчурин - 5 руб., Х.Алеев - 25 руб., Я.Акчурин - 10 руб., ААкчурин - 40 руб. [7].
Заметим, что благотворительность Акчуриных активизировалась и в связи с военными кампаниями. Известный мусульманский (татарский] фабрикант Тимербулат Акчурин для лечения больных и раненых бойцов русско-японской войны открыл и содержал при своей Гурьевской фабрике Карсунского уезда Симбирской губернии больницу на 20 койкомест [8]. Следует сказать, что оказание помощи воинам доблестной российской армии было постоянным явлением в благотворительной деятельности Акчуриных. Так, она была успешно продолжена и в годы 1-й мировой войны 1914-1918 годов.
На наш взгляд, следует обратить особое внимание на активность Акчуриных и в симбирских благотворительных обществах. В частности, они были узнаваемы в рамках «Симбирского городского Александровского попечительного общества о бедных». В своем абсолютном большинстве членами общества и дарителями были русские, православные. В нем из татар-мусульман было всего несколько человек. Акчурины и некоторые предприниматели из татар были активными участниками этого общества. В документах попечительного общества определялось положение каждого из представителей Акчуриных. Например, среди пожизненных членов общества, внесших со дня его основания (23 ноября 1880 года] не менее 100руб., были Исмаил Курамшевич и Якуб Сулейманович Акчурины. Постоянными членами данного общества на рубеже Х1Х-ХХ веков являлись Акчурины: Абдряшит Сулейманович и Тимербулат Курамшевич. В этом статусе они были определены в отчетных документах общества. В списке был и предприниматель из татар Ахметзян Ис-какович Алеев [9].
Весьма интересен и круг получателей помощи от этой организации. Среди непосредственных получателей помощи были люди разных национальностей и последователи различных конфессий, религий, в числе которых были и представители татар. К сожалению, в источниках, как правило, не называются их имена и фамилии. Они просто названы татарами.
В деятельности общества важное место занимали вопросы поддержки больных, инвалидов. Так, среди тех, кто получал одежду, обувь и другие вещи от общества, важное место занимали больные люди. В 1913 г. из 101 получателя вещей 19 человек взяли их из-за состояния своего здоровья (т.е. были больными]; в 1914 году, соответственно, 71 и 14. Вдов, которые остались без кормильцев, среди получателей в 1913 г. было 32 человека; в 1914 г. - 43. [10].
Среди замечательных дел Акчуриных, которые остались не только в истории татар, но и страны в целом, необходимо назвать и меценатство. Следует сказать о поддержке Акчуриными музеев, татарского театра, библиотек, рабочих клубов. Среди тех, кого бескорыстно опекали Акчурины, были актеры, режиссеры, драматурги, писатели и поэты, творческие коллективы. Среди особо выделяются народный поэт Г.Тукай, замечательный писатель ФАмирхан и известная оперная певица Ф.Мухтарова. Их творчество привлекло внимание не только фабрикантов, их близких, но и служащих и рабочих. Неординарный талант Ф.Мухтаровой не оставил равнодушными Акчуриных, в первую очередь, мецената общероссийского масштаба Х.Т.Акчурина. Г.Тукай и ФАмирхан гостили у них в Гурьевке Симбирской губернии.
Акчурины поддерживали и национальное издательское дело. Благодаря их материальной и финансовой помощи издавались книги на татарском языке. Фабриканты из Симбирска внесли свой заметный вклад
в дело организации и издания тюрко-татарской периодики. Благотворительные и меценатские акции проходили на самых различных местах и площадках. Во многих случаях местом организации и проведения благотворительных и меценатских дел становились театры, библиотеки, клубы, медресе, мечети, мектебе, а также торговые площадки многочисленных ярмарок и базаров.
По нашему мнению, необходимо выделить еще один аспект меценатской деятельности Акчуриных. Откликаясь на обращения учреждений культуры, они принимали конкретные меры по поддержке этих очагов культуры. Так, в начале 70-х годов Х1Х века симбирский I гильдии купец Акчурин представил (сделал] пожертвования в местный симбирский музей: со своей суконной фабрики - превосходную коллекцию шерсти разной степени выработки [11]. Исследование жизни и деятельности купцов и фабрикантов позволяет считать, что, скорее всего, это были: двоюрдные братья Хасан Сулейманович или Тимербулат Курамшевич Акчурины. В связи с этим большой интерес представляет и следующий факт. Якуб Сулейманович Акчурин в 1895 г. подарил Симбирской губернской архивной комиссии для будущего музея четыре тома книги известного российского историка А.П.Барсукова "Род Шереметевых", изданных в 1881 г. Видимо, Якуба-бая интересовала проблема происхождения Акчуриных и собственная родословная [12, с.146]. Наличие данной книги или издания в личной библиотеке фабриканта вызывает если не удивление, то хотя бы некоторые вопросы... Ведь она является солидной научной работой. Приведенные факты дают основание считать, что связи Акчуриных с музеями были не случайными и носили более или менее постоянный характер.
Объектом постоянного внимания и трепетного отношения со стороны Акчуриных были и могилы родных и сородичей. Это, в первую очередь, касалось татарских (мусульманских] кладбищ деревень Старое Тимошкино (Зиябаши), Калда (Калны) Сенгилеевского уезда и села Гурьевка Карсунского уезда Симбирской губернии. Заметим, что этими богоугодными делами занимались и другие татарские предприниматели. Из них в татарском сообществе края наиболее заметными были братья Шафигуллины из д.Акзегитово Казанской губернии. Содержание кладбищ и уход за могилами также не обходилось без фабрикантов сукна. Акчурины вместе с другими состоятельными людьми края взяли на себя заботу по обеспечению функционирования кладбищ, сохранности могил и памятных знаков.
Таковы некоторые страницы многогранной, многолетней и продолжительной благотворительной и меценатской деятельности крупнейших купцов, фабрикантов из числа татар России - Акчуриных. Активность предпринимателей охватывает самые разные стороны, аспекты, грани добродеятельности. Это - оказание конкретной предметной помощи бедным, немощным, сиротам, жертвам природных катаклизмов (пожаров, землетрясений, засухи и т.д.], поддержка граждан страны во время войн и военных кампаний.
Среди заметных дел, которые совершены Акчуриными, необходимо назвать и меценатство. В этом направлении можно указать поддержку ими татарского театра, музеев, библиотек, рабочих клубов. В числе тех, кого опекали Акчурины, были актеры, писатели и поэты, творческие коллективы. Среди них можно назвать народного поэта Г.Тукая, писателя Ф.Амирхана и оперную певицу Ф.Мухтарову. Местом организации и проведения благотворительных и меценатских акций становились не только дома Акчуриных, но и библиотеки, клубы, мечети, религиозные учебные заведения (мектебе, медресе], ярмарки и базары.
Литература
1. Таиров Н.И. Татарская буржуазия Поволжья и Приуралья: социальная деятельность, благотворительность и меценатство (60-е гг. XIX в.-1917г): монография. -Казань: изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2011. -280 с.
2. Отчет правления Касимовского (Мусульманского) благотворительного общества и библиотеки-читальни за 1912 год. Касимов: Б.,1913. - 22.с.
3. Таиров Н.И. Акчурины. - Казань: Татар.кн. изд-во, 2002. - 160 с.
4. Мартынов П.Л. Город Симбирск за 250 лет его существования. - Симбирск: изд-во Симбирской губ. Учен. арх комис. . 1898. - 4. У111, 2, 400, У11 - С. 21 л ил., портр.
5. О мечетях, построенных Акчуриными губернии см.: Таиров Н. Сембердэ Акчуриннар мэчетлэре / / Казан утлары. 1995. - № 6. С.176-179.
6. Икътисад («Экономика»). 1910. - № 4. - С.127-128.
7. Симбирские губернские ведомости. 1878. - № 36, 27 мая.
8. Симбирские губернские ведомости. 1878. - № 42, 17 июня.
9. Тарджеман.1904. - № 78, 28 сентября.
10 Отчет совета Симбирского городского Александровского попечительного общества о бедных за 1912 год. Симбирск, 1913 - С. 22
11. Отчет совета Симбирского городского Александровского попечительного общества о бедных за 1914 год. Симбирск. Тип. А.П.Балакирщикова. 1915. -С.29-32. Отчет совета Симбирского городского Александровского попечительного общества о бедных за 1913 год. Симбирск.Типо-литография А.Т.Токарева.1914. - С.27-31.
12. Симбирские губернские ведомости. 1871. 12 января.
Referenses
1. Tairav N.I. Tatarskaya burzhuaziya Povolzh'ya i PriuraTya: social'naya deyatel'nost', blagotvoritel'nost' i mecenatstvo (60-e gg. HIH v.-1917g): monografiya. -Kazan': izd-vo Kazan. gos. un-ta kul'tury i iskusstv, 2011. -280 s.
2. Otchet pravleniya Kasimovskogo (Musul'manskogo) blagotvoritel'nogo obshchestva i biblioteki-chital'ni za 1912 god. Kasimov: B.,1913. - 22.s.
3. Tairov N.I. Akchuriny. - Kazan': Tatar.kn. izd-vo, 2002. - 160 s.
4. Martynov P.L Gorod Simbirsk za 250 let ego sushchestvovaniya. - Simbirsk: izd-vo Simbirskoj gub. Uchen. arh. komis. . 1898. - 4. U111, 2, 400, U11 - S. 21 l il., portr.
5. O mechetyah, postroennyh Akchurinymi gubernii sm.: Tairov N. Semberda Akchurinnar machetlare // Kazan utlary. 1995. - № 6. S.176-179.
6. Ik"tisad («EHkonomika»). 1910. - № 4. - S.127-128.
7. Simbirskie gubernskie vedomosti. 1878. - № 36, 27 maya.
8. Simbirskie gubernskie vedomosti. 1878. - № 42, 17 iyunya.
9. Tardzheman.1904. - № 78, 28 sentyabrya.
10 Otchet soveta Simbirskogo gorodskogo Aleksandrovskogo popechitel'nogo obshchestva o bednyh za 1912 god. Simbirsk, 1913 - S. 22
11. Otchet soveta Simbirskogo gorodskogo Aleksandrovskogo popechitel'nogo obshchestva o bednyh za 1914 god. Simbirsk. Tip. A.P.Balakirshchikova. 1915. -S.29-32. Otchet soveta Simbirskogo gorodskogo Aleksandrovskogo popechitel'nogo obshchestva o bednyh za 1913 god. SimbirskTipo-litografiya AT.Tokareva.1914. - S.27-31.
12. Simbirskie gubernskie vedomosti. 1871. 12 yanvarya.
УДК 002.2(091)
Г.Г.Габдельганеева
УЧЕБНЫЕ РУКОВОДСТВА В СИСТЕМЕ ТАТАРСКОЙ СВЕТСКОЙ КНИГИ
Х1Х-НАЧАЛА ХХ ВВ.
Освещаются вопросы развития татарской учебной книги, создававшейся исходя из потребностей новоме-тодного образования. Рассматриваются вопросы подготовки руководств, их издания, распространения, использования в татарских медресе.
Ключевые слова: татарская светская книга, учебные руководства, книгоиздание, новометодное образование, татарское просветительство.
Guzel G. Gabdelganeeva TEACHING MANUALS IN THE SYSTEM OF THE TATAR SECULAR BOOK XIX-EARLY XX CENTURIES
The issues of the development of the Tatar educational book, which was created on the basis of the needs of the new method of education, are covered. The issues of preparation of manuals, their publication, distribution, use in Tatar madras-sas are considered.
Key words: Tatar secular book, educational manuals, book publishing, new-method education, Tatar enlightenment.
В 1800 г. в Казани была открыта первая в регионе типография - Азиатская, из станов которой в следующем году вышло две первые книги - «Аттагоджи» и «Гефтияк», печатавшиеся в дальнейшем из года в год, быстро расходившиеся в продаже и соответственно востребованные читателем. Популярность изданий объясняется просто. По ним татары и все тюркские народы России осваивали чтение и письмо в силу отсутствия учебной литературы. Учитывая, что на протяжении первой половины XIX в. это были единственные руководства для татарской начальной школы, мы можем отнести их к учебной книге.
Татарская учебная книга, будучи компонентом местного издательского репертуара, развивалась по мере роста образования, распространения просветительства, общего повышения культуры общества. Немаловажное значение имела и активная издательская деятельность татар, по заказам которых в типографиях Казани из года в год выпускалось большое количество книг на восточных языках, которыми снабжалось тюркское население Российской империи.
Активное книгоиздание татар стало возможным благодаря расширению полиграфической базы Казани. В первое время татарские книги печатались Азиатской типографии, в типографии Казанского университета (открыта в 1809 г.], в конце 30-х-середине 40-х гг. - в первых частных заведениях печати (Л. Шевица, Р. Сагитова, Ш. Яхина], во второй половине XIX в.-в русских типографиях (Чирковых, Г.М. Вечеслава, Б.Л. Домбровского, Л.П. Антонова, И.Н. Xаритонова и др.], с начала XX в. - в татарских типографиях (Каримовых, А.Я. Сайдашева, Б. Шарафа, «магариф», «Миллят» и т.д.]
Таким образом, потребности татарского общества в книге обусловили ее активное издание, что, в свою очередь, стимулировало развитие местной полиграфии и печати.
Количественный рост репертуара татарской книги долгое время никак не сказывался на его структуре и содержании. Коран и его составные части и другие духовно-религиозные книги, канонические сочинения ислама, произведения древневосточной и древнетюркской литературы и фольклора составляли основу издательской продукции вплоть до второй половины XIX в., отвечая потребностям читателей и уровню развития татарского и тюркского общества дореформенной России. На основе коранической литературы осуществлялось обучение в начальной татарской школе.
В 50-е гг. в репертуаре татарской книги наблюдаются первые светские издания, появление которых было обусловлено учебно-образовательными потребностями. Труды А.Вагапова, С.Кукляшева, М.Бикчурина и др. по татарскому и русскому языку явились первыми учебными руководствами и первыми татарскими светскими книгами.