112
Известия ДГПУ, №2, 2014
ческие, литературные факты он передает ными средствами, более привычными языковыми выразительно-изобразитель- русскоязычному читателю.
Литература
1. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала, 1985. 439 с. 2. Х1амзатов Расул. Дир Дагъистан. Махачкала, 1996. 308 с. 3. Гончаренко С. Ф. Поэтический перевод и перевод поэзии: константы и вариативность (тетради переводчика). М. : МГЛУ, 1999. Вып. 24. С. 108-111 http://samlib.ru/w/ wagapow_a_s/poetic-transl.shtml). 4. Х!амзатов Расул. Т!ассарищарал асарал (в 3 т.) на ав. яз, т. 1. Махачкала, 1983. 138 с. 5. Зайнулабидов М. Заметки о современной аварской поэзии (вечер аварской поэзии, май 2001г.) // Даг. правда, 2001. 23 июня. С. 6.
References
1. Gamzatov R. My Dagestan. Makhachkala, 1985. 439 p. 2. Hamzatov Rasul. My Dagestan (in the Avar language). Makhachkala, 1996. 308 p. 3. Goncharenko S.F. The poetic interpretation and translation of poetry: constants and variability (translator's notebooks). M.: MSLU, 1999. Issue 24. P. 108-111. http://samlib.ru/w/wagapow_a_s/poetic-transl.shtml). 4. Gamzatov Rasul. Collected works (In 3 volumes) in the Avar language. Vol. 1. Makhachkala, 1983. 138 p. 5. Zaynulabidov M. Notes on the modern Avar poetry (Evening party of the Avar poetry, May, 2001.) // Dagestanskaya Pravda, 2001, 23, June. P. 6.
Literatura
1. Gamzatov R. Moj Dagestan. Mahachkala, 1985. 439 s. 2. Hlamzatov Rasul. Dir Dagestan. Ma-hachkala, 1996. 308 s. 3. Goncharenko S. F. Pojeticheskij perevod i perevod pojezii: konstanty i variativnost' (tetradi perevodchika). M. : MGLU, 1999. Vyp. 24. S. 108-111 http://samlib.ru/w/ wa-gapow_a_s/poetic-transl.shtml). 4. Hlamzatov Rasul. Tlassarishharal asaral (v 3 t.) na av. jaz, t. 1-Mahachkala, 1983. 138 s. 5. Zajnulabidov M. Zametki o sovremennoj avarskoj pojezii (vecher avar-skoj pojezii, maj 2001g.) // Dag. pravda, 2001. 23 ijunja. S. 6.
Статья поступила в редакцию 21.02.2014 г.
УДК 821.512.144
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОМ И ТЕМАТИЧЕСКОМ СВОЕОБРАЗИИ КУМЫКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
20-30-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
THE PROBLEM OF A GENRE AND THEMATIC ORIGINALITY OF THE KUMYK LITERATURE OF THE 20-30s OF THE 20th CENTURY
© 2014 Шабаева Л. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Shabaeva L. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье рассматривается кумыкская литература 20-30-х годов прошлого столетия, ее жанровое и тематическое своеобразие. В результате исследования автор приходит к выводу, что кумыкская поэзия указанного периода, продолжая и развивая просветительские идеи, тему раскрепощения женщины, сатирическое направление, проделала большую работу по формированию и развитию разнообразных поэтических жанров (жанры пейзажной, любовной лирики).
Общественные и гуманитарные науки
113
Abstract. The article deals with the Kumyk literature of the 20-30s of the past century, its genre and thematic originality. As a result of research the author comes to the conclusion that the Kumyk poetry of the specified period, continuing and developing educational ideas, a subject of women’s liberation, the satirical direction, did a great work on forming and developing the various poetic genres (genres of landscape, love lyrics).
Rezjume. V stat’e rassmatrivaetsja kumykskaja literatura 20-30-h godovproshlogo stoletija, ejo zhan-rovoe i tematicheskoe svoeobrazie. V rezul'tate issledovanija avtor prihodit k vyvodu, chto kumykskaja pojezija ukazannogo perioda, prodolzhaja i razvivaja prosvetitel'skie idei, temu raskreposhhenija zhenshhiny, satiricheskoe napravlenie, prodelala bol'shuju rabotu po formirovaniju i razvitiju raznoo-braznyh pojeticheskih zhanrov (zhanry pejzazhnoj, ljubovnoj liriki)
Ключевые слова: кумыкская литература, революция, гражданская война, антиклерикальная тема, сатира, общечеловеческие цели.
Key-words: the Kumyk literature, revolution, civil war, anti-clerical theme, satire, all-mankind goals.
Kljuchevye slova: kumykskaja literatura, revoljucija, grazhdanskaja vojna, antiklerikal'naja tema, satira, obshhechelovecheskie celi.
20-е годы XX века в Дагестане явились периодом восстановления народного хозяйства и началом упорной борьбы за просвещение, образование народа и новую культуру. Традиционные просветительские идеи в новых условиях были использованы писателями для решения конкретных задач, поставленных советской властью, ибо без приобщения народа к просвещению и к социалистической культуре невозможно было строительство нового общества. В этом проявились типологические общие черты, характерные для литератур Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Средней Азии, Казахстана, Крыма и Азербайджана.
Советская кумыкская литература унаследовала от просветительской литературы тему раскрепощения женщин, просвещения народа, критики феодально-патриархального и колониального строя. Унаследовала она и антиклерикальную тему, местами перераставшую в антирелигиозную.
Примерно также обстояли дела с отношением ряда дагестанских писателей к революции и советской власти: они видели в революции, главным образом, культурные задачи, не отдавая в полной мере себе отчета в ее грандиозном социально-преобразующем и трагическом значении. Дагестанская советская литература продолжила темы, унаследованные от просветительской литературы, -критики пережитков прошлого и представителей господствующих классов, в том числе и духовенства. Значительное место заняли темы просвещения народа, эмансипации личности и женского образования. Однако их разработка осуществлялась уже с позиций социалистического сознания.
Кумыкская литература 20-30-х годов, с одной стороны, продолжила разработку социалистической концепции действительности и героя, приступила к революционному постижению жизни, и не только в поэтических жанрах, но и в прозаических и драматургических. Причем литература этого периода освоила, вобрала в себя и продолжила не только романтический пафос литературы периода гражданской войны, но и ее реалистические тенденции. Следует отметить и публицистичность литературы. Если в литературе периода гражданской войны преобладали формы, в которых идеи борьбы за социализм выражались непосредственно, а опосредованные сатирические формы имели место лишь в творчестве отдельных поэтов: Д. Магомедова, Н. Ханмурзаева, то в литературе 20-30-х годов опосредованные сатирические формы борьбы за социализм стали играть большую роль в борьбе с «духовным наследием прошлого», в деле воспитания человека новой социалистической формации.
Борьба за раскрепощение женщины сознательно увязывалась с борьбой против духовенства. Антиклерикальная тема особенно широкое освещение обрела в кумыкской литературе, начиная от лирических стихотворений и поэм, рассказов и новелл и заканчивая драмами. Поэма А. Сулейманова «Нюржанат» (1928), цикл рассказов и новелл Ю. Гереева из его сборника «Спутник Молла Насрут-дина» (1928), пьесы Т. Мурадова «Бедная Умукусюм» (1923), «Кадий-предатель» (1929), А. Батурмурзаева «Мюриды» (1929).
К. Д. Султанов в своей книге «Литература кумыков» («Кьумукъланы адабия-
114
Известия ДГПУ, №2, 2014
ты») отмечал, что почти все кумыкские поэты и писатели в 30-е годы выросли, группируясь вокруг газеты «Ёлдаш». Их первые стихи, поэмы, рассказы сначала появлялись на страницах этой газеты [2.
С. 32].
Говоря о наиболее популярных темах поэзии 20-х годов, следует отметить назидательные и агитационные стихи, призывающие проснуться и приобщиться к новой жизни, к учебе и просвещению.
Не случайно именно в 20-е годы были созданы следующие стихотворения:
Т. Бейбулатова «Проснись», «Эй, дагестанец, проснись», Абусуфьяна Акаева «Ученику», Н. Ханмурзаева «Эй, сирота». Эти темы были продолжены и представителями других дагестанских литератур: А. Иминагаевым «Учись, товарищ», С. Стальским «Эй, к свету руки протяни, вперед иди ты, мусульманин» и другими.
Поэты и писатели, продолжая просветительские тенденции раскрепощения женщины, имевшие место в дореволюционной литературе, расширили их до идеи необходимости участия женщин во всех сферах общественной жизни. В числе таких произведений дагестанских авторов следует назвать «Горе молодой горянки» Т. Бейбулатова, «Свободной женщине» А.-П. Салаватова, «Жалоба девушки» Р. Нурова, «Местной девушке», «Товарищам женщинам» Н. Ханмурзаева, «Чохто», «Мать, дочь и барышник», «Речь старухи в день 8 марта» Г. Цадасы, «Цена девушек в Дагестане» Б. Атаева. Эту тему в 30-е годы продолжил А. Магомедов в своих насихатах-назиданиях, адресованных девушкам и женщинам.
В годы революции и гражданской войны сатирическое направление кумыкской литературы обретает яркую политическую окраску. Она была направлена против политических противников. Широко известен был, по данным Ю. Гереева, цикл произведений Дадава Магомедова из 12 стихотворений, направленный против Н. Гоцинского [1]. Тогда же были созданы первые сатирические стихотворения Н. Ханмурзаева.
В целом, вся литература 30-х годов была политизирована. В первые десятилетия советской власти сатира в кумыкской литературе, можно сказать, целиком оказалась во власти политики. Исконные темы литературы - темы любви, добра, милосердия - были отодвинуты или же вообще отторгнуты. Во главу уг-
ла был поставлен принцип классовости, революционной непримиримости. И в этих условиях поэты и писатели в целях укрепления позиций новых властей поднимали проблемы революционной борьбы во имя построения общества социальной справедливости - социализма. Истина заключалась в том, что, как и искренне увлеченные большевистскими идеями революционеры, так и не менее искренне увлеченные новыми идеями писатели без тени сомнения верили в правильность избранного пути борьбы.
В литературах народов Дагестана первых советских десятилетий в качестве сатириков выступили Н. Ханмурзаев,
А. Баширов, Ю. Гереев, А.-В. Сулейманов в кумыкской литературе, Р. Нуров и
А. Иминагаев - в даргинской, Г. Цадаса и Р. Динмагомаев - в аварской, С. Сталь-ский и Т. Хурюгский - в лезгинской,
А. Омаршаев - в лакской литературах. Дагестанские сатирики выступали уже как против отдельных представителей духовенства, так и против всего мира капиталистов и помещиков. Одновременно они выступали и против действительно имеющих место в жизни недостатков, невежества народа, за раскрепощение женщины, за овладение знаниями, а также против обычая кровной мести. Со временем поэты и писатели стали выступать и против порожденных новым строем бюрократов, сельских руководителей, разваливающих хозяйство.
Осуждая негативные явления минувшего мира и изображая борьбу за создание нового мира, кумыкские поэты создали много интересных произведений.
Из стихов кумыкских поэтов, посвященных революции и новой жизни, можно будет назвать следующие: «Что только не творили цари, ханы и беки» («Пачалар, ханлар, бийлер не этип юрю-генлер»), «Злодеяния царя в 1905 г.» («1905 йылда пача эттен зулму»), «Как жили прежде наши отцы и деды» («Ата-бабаларыбыз не этип яшагъанлар»)
А. Магомедова, «Да здравствует кровавокрасное знамя свободы» («Яшасын къан-къызыл хуррият байракъ»), «Нартам» («Нартлагъа») А.-П. Салаватова, «В Дагестане жили мы» («Дагъыстанда яшай эдик биз»), «Красные богатыри» («Къы-зыл батырлар»), «Солнце всходит и заходит» («Гюн бир чыгъа, бир бата»), «Вместе с весной к нам радость идет» («Сю-юнч булан язбаш геле») Т. Бейбулатова, «Уставшая лопата» («Кьавшалгъан бел»),
Общественные и гуманитарные науки •••
«Востоку» («Шаркъгъа»), «Красное сияние» («Кьызыл шавла»), «Свободная земля» («Азат эл») Б. Астемирова, «Октябрь», «Здравствуй, здравствуй, весна», («Хошгелдинг, хошгелдинг, язбаш»), «Новый нарт дряхлому старцу» («Янгы нарт эсги къартгъа» Н. Ханмурзаева и многие другие.
Тема революции и гражданской войны была одной из центральных в кумыкской литературе 20-х и 30-х годов. Вслед за Т. Бейбулатовым кумыкские поэты и писатели А. Салаватов, А. Курбанов,
А. Баширов, А-В. Сулейманов, Аткай и многие другие посвятили этой теме свои поэмы, повести и драмы. Среди них достаточно назвать пьесы А. Курбанова «Горные соколы» («Тав къарчыгъалар») (1929), А. Салаватова «Красные партизаны» («Къызыл партизанлар») (1932), повесть Ю. Гереева «Весна, пришедшая с Севера» («Шималдан гелген язбаш» (1934), поэмы А. Сулейманова «Адаты времени» («Заманны адатлары) (1929), «Минувшие дни» («Оьтген гюнлер») (1934), А. Баширова «Партизан Клыч» (1932) и многие другие произведения.
Выступления против прошлого мира в произведениях поэтов обретают воинственно-обличительный характер. Особенно ярко выступил А. В. Сулейманов как представитель нового, угнетаемого в прошлом поколения в стихотворениях «Сегодня» («Бугюн»), «Кто я?» («Мен киммен?»).
В стихотворении «Пусть плачет...» поэт пишет:
Пусть сегодня плачет тот,
Кто прежде заставил плакать меня.
Я же хочу смеяться сегодня.
Пусть замолчат те, кто прежде заставил молчать меня.
Сегодня говорить буду я.
Позже ему вторил более молодой поэт А. Абакаров.
С темой революции связана и антикапиталистическая тема поэзии 20-30-х годов, направленная против буржуазного Запада. С этим же связаны стихи кумыкских поэтов, обращенные к Востоку, к трудящимся Китая и Индии с призывом сбросить колониальное иго. При этом советская страна изображалась как красный нарт (великан), а Запад - как чёрный дев (чудовище) или как старые волки, которые вскоре должны умереть.
Тематическое и жанровое многообразие кумыкской поэзии особенно ярко проявилось в творчестве Т. Бейбулатова.
115
Он создал в 20-е годы, помимо стихотворений, пронизанных революционной идейностью, пейзажных, любовных, тюремных, социально-бытовых, исторических произведений и большое количество лирических и лиро-эпических поэм о несчастной любви, о своей скорбной и тяжелой лагерной жизни, о матери, о кавказской и о гражданской войнах. И все эти поэмы пронизаны трагическим ощущением окружающего мира и никак не укладываются в рамки принципов партийности, исторического оптимизма. Им характерен социальный детерминизм в осмыслении явлений реальной действительности, что свидетельствует об овладении поэтом реалистическим письмом. Речь идет о следующих поэмах: автобиографических («Признание другу» (1922), «От смерти к жизни, от горя к радости»); исторических («Кази-Мулла» (1922), «Шамиль» (1922), «Одна страница из истории борьбы за свободу» (1928); историко-революционных «Чёрные дни» (1922), «Великая революция в Дагестане» (1928).
Если говорить о формах отражения реальной действительности, то следует заметить две формы: романтическую и реалистическую. Однако в поэзии Т. Бейбулатова, наряду с романтическими, преобладали реалистические формы.
Произведения Т. Бейбулатова, А.-П. Салаватова, А. Казиева совершенно не укладывались в рамки новой социалистической литературы, т. к. не отвечали требованиям партийности, складывающегося метода социалистического реализма. Они были пронизаны общечеловеческими идеями добра, милосердия, им характерен был глубокий пессимизм, неверие в «светлое будущее».
Таким образом, кумыкская поэзия 2030-х годов развивалась в условиях великой борьбы между так называемым «старым» миром, связанным с общечеловеческими и исламскими ценностями, и «новым» миром, пронизанным пафосом непримиримой борьбы со всем «старым», пафосом нигилизма, партийности, классовости. И поскольку командные высоты в жизни были в руках «новых», «старое», когда это нужно и можно было (например, старые просветительские и антиклерикальные идеи) их использовать, - использовалось, а когда в этом отпадала необходимость - уничтожалось, ликвидировалось. Так постепенно социалистическая концепция действи-
116
Известия ДГПУ, №2, 2014
тельности и героя социалистических убеждений утверждалась, жизнь стала изображаться в её революционном развитии. Эта новая литература была пронизана историческим оптимизмом, неизменной верой в «светлое будущее» социализма. В результате этого, стала набирать обороты беспредметная декларативная поэзия, состоящая из одних лозунгов, лишенная поэтической образности, и к концу 30-х годов в ней уже почти не было места ни для пейзажной, ни для любовной, ни для социально-философской, психологической поэзии. Она обслуживала идеи революции, вождей, важные революционные даты.
Однако, несмотря на ликвидацию исламских учебных заведений и других исламских институтов, а также носителей этой культуры - представителей духовенства; на манипуляции с изменениями графики, на борьбу с исконно национальными формами жизни, традициями, кумыкская литература проделала большую работу по формированию и развитию разнообразных жанров (жанры пейзажной, интимной лирики). Литература как объективный процесс развивалась уже в новых условиях, приспосабливаясь к требованиям нового времени и новых условий жизни.
Литература
1. Гереев Ю. Певец из революционного Кумторкала // Дагестанская правда от 6 сентября 1935 г. 2. Султанов К. Д. Литература кумыков. (Къумукъланы адабияты). Махачкала, 1964 References
1. Gereev Yu. A singer of revolutionary Kumtorkala // Dagenstanskaya Pravda, September, 6, 1935.
2. Sultanov K. D. Kumyks' Literature. Makhachkala, 1964 Literatura
1. Gereev Ju. Pevec iz revoljucionnogo Kumtorkala // «Dagestanskaja pravda» ot 6 sentjabrja 1935 g. 2. Sultanov K. D. Literatura kumykov. (Kumuklany adabijaty). Mahachkala, 1964.
Статья поступила в редакцию 14.02.2014 г.