УДК 622.33.012(571.17) © Н. Симагаева, 2019
V
Кумулятивный эффект
• ■ . --¿.УЧР ' -Г™"1- !Й1 Н
В текущем году АО «УК «Кузбассразрезуголь» планирует добыть более 50 млн т угля, нарастив свой прошлогодний результат на 2 млн т. А к 2035 г. компания планирует довести объемы угледобычи уже до 60 млн т.
ОТ МЕЧТЫ К ЦЕЛИ
Рубежи в 50 и 60 млн т Кузбассразрезуглю достигать уже доводилось. По итогам 1989 года общий объем угледобычи разрезов, входящих тогда в объединение, составил 63 млн т.
В период становления угольной компании ее основателя и первого директора Льва Моисеевича Резникова называли «мечтателем» именно за его твердую убежденность, что при правильной стратегии добыча в 50 млн т угля в год не предел. Путь к мечте, вернее, к цели, занял у компании и ее генерала меньше 20 лет: в 1964-м, в год создания объединения, было добыто 18,7 млн т угля, в 1982 г. - уже более 51 млн т.
В 2019 г. АО «УК «Кузбассразрезуголь» отмечает свое 55-летие. У компании, как и у всех угольщиков страны и региона, впереди большие задачи. Согласно стратегии социально-экономического развития Кузбасса до 2035 г., угольная отрасль продолжит оставаться безусловным лидером экономического роста: добыча угля в регионе к этому периоду должна вырасти с сегодняшних 255 млн до 370 млн т. Основная нагрузка - на лидеров.
-
ДЕЛО ТЕХНИКИ
Долгосрочная стратегия развития АО «УК «Кузбассразрезуголь» предусматривает увеличение добычи на 20% в течение 15 лет. Главный акцент в этом году придется на самый крупный разрез компании - Талдинский. Предприятие обладает впечатляющими запасами - 1 млрд т угля из 2,5 млрд общих по компании, благоприятными возможностями для быстрого расширения фронта горных работ и хорошими горно-геологическими условиями. Все это позволит уже в 2019 г. поднять угледобычу Талдинского разреза сразу на 2 млн т (+20%).
«Талдинский разрез со всех точек зрения наиболее перспективный. Есть возможности ставить новую высокопроизводительную технику, формировать новые горизонты, вывозить уголь до погрузочных станций, а уже с них - до сети РЖД, - комментирует технический директор АО «УК «Кузбассразрезуголь» Станислав Матва. - На других разрезах также планируется уверенный рост, но постепенно».
Основными инструментами для решения этих задач станут техническое перевооружение и рост производительности с учетом снижения воздействия на окружающую среду. Необходимую базу для такого развития компания подготовила. Активная модернизация производства идет в АО «УК «Кузбассразрезуголь» не первый год: обновляется парк выемочно-погрузочного оборудования, парк карьерных самосвалов, буровых станков и другой горной техники.
В компании «Кузбассразрезуголь» среди карьерных самосвалов лидеры производства - 220-тонные БелАЗы
При этом ставка - на современное высокопроизводительное оборудование: экскаваторы с большой вместимостью ковша, самосвалы с большой грузоподъемностью. Еще 10 лет назад самым распространенным «карьерником» на разрезах компании был 130-тонный БелАЗ-75131, сегодня безусловные лидеры производства - 220-тонники. Все более востребованными становятся самосвалы грузоподъемностью 320-360 т: их в парке компании уже более 20, еще 10 поступят в этом году. Ежегодно компания «Кузбассразрезуголь» обновляет парк карьерных самосвалов на 10-15%, в плане 2018-2019 гг. - 150 новых машин, две трети из них уже поступили на предприятия.
В 2018 г. АО «УК «Кузбассразрезуголь» инвестировало в развитие производства почти 17,5 млрд руб., из них 13,1 млрд руб. направлено на приобретение основного горнотранспортного оборудования. В этом году объемы производственных инвестиций планируется увеличить на 2 млрд руб.
МОЩНЕЕ, БОЛЬШЕ, СИЛЬНЕЕ
В конце 2018 года на Краснобродском разрезе АО «УК «Кузбассразрезуголь» был введен в промышленную эксплуатацию первый, самый мощный в истории отечественного тяжелого машиностроения, экскаватор ЭКГ-35 № 1. Машину начали проектировать на «Уралмашзаводе» в 2012 г. по за-
Экскаватор ЭКГ-35 (ПАО «Уралмашзавод») - первенец в истории российского тяжелого машиностроения
казу АО «УК «Кузбассразрезуголь», в марте 2018 г. она была запущена в опытно-промышленную эксплуатацию.
«Специалистыугольной компании принимали непосредственное участие в проектировании машины и в пускона-ладочных работах. Конструкторы постарались учесть все пожелания горняков, у которых есть большой опыт эксплуатации различных экскаваторов отечественного и зарубежного производства, - комментирует главный конструктор карьерных экскаваторов ПАО «Уралмашзавод» Александр Крагель. - В результате, сегодня в конструкции головного образца ЭКГ-35 представлены самые передовые разработки, которые не уступают мировым достижениям. А по своим технологическим характеристикам - увеличенный радиус черпания и выгрузки, увеличенная высота забоя - экскаватор превосходит зарубежные аналоги». В этом году в АО «УК «Кузбассразрезуголь» ожидают поступление еще двух отечественных гигантов.
Еще одна «единица» компании - ЭКГ-18, испытания которой горняки провели в 2012 г., благодаря доработкам по итогам испытаний стала родоначальницей успешной се-
рии высокопроизводительных отечественных экскаваторов нового поколения. На предприятиях компании таких машин уже 8, из них четыре поступили в 2018 г.
То, что горняки АО «УК «Кузбассразрезуголь» готовы тестировать, дорабатывать и внедрять перспективные технические новинки, сегодня хорошо знают не только в России, но и за рубежом. Первый в отечественной добывающей промышленности WK-35 (КНР) был запущен в опытно-промышленную эксплуатацию на Бачатском разрезе в 2011 г. Спустя 7 лет на Краснобродском разрезе начался тест-драйв более легкого собрата того же производителя - WK-20. «По соотношению «цена - качество» ^К-20 - это один из оптимальных для нас вариантов, - отмечает начальник энергомеханического департамента АО «УК «Кузбассразрезуголь» Игорь Кирилов. - Компания уже имеет опыт эксплуатации машин этой серии - пять экскаваторов WK-35 с вместимостью ковша 35 куб. м хорошо зарекомендовали себя в работе. Мы надеемся, что и 20-кубовая модель не будет отставать от своих предшественников». А пока WK-20 подтверждает свою жизнестойкость и производительность в суровых условиях Сибири (его запуск в промышленную эксплуатацию намечен на 2-3-й квартал этого года), компания готовится принять еще два WK-35.
В СОГЛАСИИ С ПРИРОДОЙ
Как нарастить объемы производства и при этом снизить нагрузку на окружающую среду? В компании «Кузбассразрезуголь» знают ответ. «Наша задача как технических специалистов - минимизировать воздействие на окружающую среду, сократить площади под отвалы, максимально используя под них выработанное пространство, чтобы затем восстановить рельеф и рекультивировать эти земли», - подчеркивает технический директор компании Станислав Матва.
Сегодня экскаватор WK-20 (КНР) проходит тестирование на Краснобродском разрезе
Компания «Кузбассразрезуголь» ежегодно увеличивает объемы работ по рекультивации земель
Один из способов - рациональное использование участков недр, включая уже отработанные пространства, и прилегающих территорий. Например, компания договаривается с соседями - когда у тех заканчивается добыча, но остается незаполненным выработанное пространство, чтобы заполнить его вскрышными породами с предприятий АО «УК «Кузбассразрезуголь». Это, кстати, эффективно не только с точки зрения экологии, но и экономики - меньше площади занятых земель, соответственно, меньше арендные и налоговые платежи.
Сегодня компания возвращает восстановленных земель столько же, сколько вовлекает в производственный оборот. «Мы придерживаемся «зеленой политики» нашего региона, принимая участие в экологических акциях, а также постоянно стремимся кувеличению объемов горнотехнической и биологической рекультивации и к восстановлению биологического разнообразия, - подчеркивает заместитель директора АО «УК «Кузбассразрезуголь» по экологии и землепользованию ВиталийЛатохин. - В2018г. компания увеличила объемы работ по рекультивации в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом». На 2019 г. запланировано этот объем еще увеличить: в 2 раза по горнотехнической рекультивации и в 7 раз - по биологической.
Нина СИМАГАЕВА
(АО «УК «Кузбассразрезуголь)