история
ББК 63.3(2)64-2
Н.Э. Буфина
Материально-техническое оснащение добычи угля в Кузбассе открытым способом в 1985-1997 гг.
N.E. Bufina
Material and Technical Equipment of a Coal Mining by the Open Way in Kuzbass in 1985-1997
Статья посвящена истории развития материальнотехнического оснащения открытой угледобычи Кузбасса в 1985-1997 гг. Проведен анализ численности и динамики строительства угольных разрезов, показаны районы формирования разрезов, рассмотрена деятельность ремонтной базы предприятий.
Ключевые слова: разрез, добыча, вскрыша, открытая угледобыча.
Советский Союз в 1980-е гг. занимал первое место в мире по запасам ископаемого угля, где самой богатой каменноугольной кладовой страны являлся Кузбасс. Важнейшими отраслями экономики Кузбасса являются черная и цветная металлургии, химия и энергетика, машиностроение. Главной среди них является, безусловно, угольная промышленность. Площадь залежей угольных пластов, занимающая более четверти территории области, составляет 725 млрд т угля [1, с. 7].
Из 19 городов Кузбасса 13 в разной степени связаны с угольной промышленностью. В связи с тем, что открытый способ угледобычи является более экономичным, безопасным и быстрым по сравнению с подземным, происходит интенсивное развитие разрезов. Добыча угля в Кузбассе открытым способом началась в 1947-1948 гг. с созданием Краснобродского и Бачатского разрезов в Беловском районе [2, с. 206]. В 1950 г. был введен в эксплуатацию разрез «Проко-пьевский .№8». Мощность данных разрезов составила 500-600 тыс. т угля в год. В 1953-1955 гг. вступили в строй Киселевский, им. Вахрушева, Байдаевский, Листвянский, Грамотеинский, Новосергиевский, Сво-
Article is devoted to history of development of material and technical base of open coal output in Kuzbass in 1985-1997. The work contents the analysis of number and dynamics of coat cuts' building. Author considers areas of formation of cuts, activity of repair base of the enterprises.
Key worlds: open pit-coal mine, extraction, stripping, open pit-coal mining.
бодный разрезы. В 1954 г. был сдан в эксплуатацию разрез «Кедровский». Годовая мощность Кедровского карьера составила более 1 млн. т, мощность восьми карьеров - 1 млн т, трех карьеров - около 300 тыс. т угля в год [3, л. 151; 4, л. 1; 5, с. 236, 278; 6, с. 287]. Разрезы вошли в состав треста «Кемеровоуголь» комбината «Кузбассуголь».
Наряду с Кузбассом активное развитие открытой угледобычи происходило в Экибастузе (1948 г.) и Красноярском крае (1949 г.). Специфика Кузнецкого угля заключалась в том, что на территории Кузбасса сосредоточены обширные запасы коксующегося угля. Однако в связи с тем, что верхние слои месторождения были низкого качества, карьерный уголь вначале выступал в качестве заменителя шахтного. Следует отметить, что шахты Кузбасса активно разрабатывали пласты коксующихся углей. Себестоимость угля, добытого в Кузбассе открытым способом, отличалась низкой себестоимостью, что способствовало его экспорту в европейскую часть СССР [7, с. 76] .
К 1985 г. в Кузбассе было введено в эксплуатацию 26 разрезов (см. табл., районы перечислены с севера на юг и с запада на восток) [8, c. 294-300].
Периодизация и районирование строительства новых разрезов на территории Кемеровской области в 1948-1997 гг.
Районы угледобычи Созданы в 1948-1984 гг. Построены в 1985-1997 гг.
Название разреза, год закладки или ввода Всего за период
Кемеровский 4 - -
Ленинский 1 - -
Беловский 8 «Беловский» (1985) «Задубровский» (1992) 2
Киселевский 2 - -
Прокопьевский 3 - -
Новокузнецкий 2 «Талдинский» (1986) 1
Осинниковский 2 - -
Томусинский 4 - -
Всего 26 3
Из таблицы видно, что наиболее развитым районом по добыче угля открытым способом является Беловский, это связано с тем, что угольные пласты в данном районе расположены наиболее благоприятным образом для добычи угля открытым способом, угольная отрасль в целом была более развита, на достаточном уровне находились трудовые ресурсы, инфраструктура. Следующим наиболее активным районом по развитию добычи угля открытым способом является Кемеровский район, в связи с тем, что наряду с инфраструктурой была развита транспортная сеть через близкое расположение к Транссибирской магистрали [7, с. 77-78].
За 1948-1965 гг. было основано 19 разрезов, за 1965-1984 гг. - 7 разрезов, с 1985 по 1997 г. 3 разреза были пущены в эксплуатацию. На протяжении своей деятельности некоторые разрезы проходят реорганизацию следующим образом: 2 разреза объединяются в один, изменение названия разреза в связи с увеличением мощностей, объемов добычи и вскрыши. Поэтому к концу 1984 г. на территории Кузбасса работало не 26, а 25 разрезов.
Свидетельством подобной реорганизации является разрез «Колмогоровский». 28 января 1961 г. на основании решения кемеровского совнархоза были пущены в эксплуатацию разрезы «Колмогоровский-1» (производственная мощность 400 тыс. т угля в год) и «Колмогоровский-2», которые подчинялись тресту «Беловоуголь» комбината «Кузбассуголь» с местонахождением в Белове. В 1963 г. разрезы были переименованы в единое предприятие - Колмогоровский угольный карьер.
В 1964 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР от 22.04.64 №1582-р был создан комбинат «Кузбасскарьеруголь», подчиненный Кузбасскому совнархозу. В 1965 г. комбинат стал подчиняться Министерству угольной промышленности СССР [9, с. 4].
В этой связи карьер «Колмогоровский» был переведен на подчинение тресту «Беловоуголь» комбината «Кузбасскарьеруголь». Этот разрез был преобразован в государственное предприятие по добыче угля - разрез «Сартаки» на основании приказа №6 концерна «Кузбассразрезуголь» от 13.01.1992 [10, с. 100].
В 1979 г. было начато строительство участка разреза «Колмогоровский» на поле Караканского месторождения. В 1982 г. был сдан первый пусковой комплекс участка. В 1984 г. пущен в эксплуатацию разрез «Колмогоровский-2», добыча угля в 1984 г. составила 916 тыс. т, в 1985 г. - 2 млн т. В 1992 г. на о снове разреза «Колмогоровский-2» (1984 г.) и Караканской автобазы был образован разрез «Караканский» [10, с. 115].
В 1977 г. разрезы «Грамотеинский» (1955 г.) Ленинского района и «Моховский» (1966 г.) Беловского
района слились в единый разрез «Моховский [11, л. 4]. В этой связи на территории Ленинского района юридически прекратил свое существование разрез «Грамотеинский». К 1990 г. годовая добыча угля составила 1,816 млн т, вскрыша - 23 тыс. куб. м [12, л. 1-3]. В 1985 г. на разрезе «Моховский» была введена в эксплуатацию обогатительная установка с крутонаклонным сепаратором (ОУ с КНС). В 1997 г. к разрезу «Моховский» была присоединена автобаза «Комсомольская», став его подразделением [10, с. 88].
Разрез «Талдинский» был сдан в эксплуатацию в июле 1986 г. с проектной мощностью 300 тыс. т угля в год. Угольное предприятие ежегодно увеличивало объемы вскрыши, добычи, поставки угля. По предварительно установленному плану добыча угля в 2002 г. составила 5,5 млн т. В 1996 г. на разрезе «Талдинский» был смонтирован и запущен в работу экскаватор российского производства ЭШ-40/85 №2, которым в 2001 г. добывалась из забоя каждая 5-я тонна угля. В 1997 г. был введен в эксплуатацию участок гидромеханизации [13, с. 3].
В 1990 г. началось освоение участка «Ерунаковский-Южный», который ранее относился к разрезу «Листвян-ский». В 1993 г. новый разрез «Ерунаковский» объединился с разрезом «Байдаевским» (1954 г.). Был создан единый разрез «Ерунаковский» [9, с. 93; 14, с. 4].
Угольные запасы промышленного значения сосредоточены в основном в балахонской, ерунаковской и конгломератовой свитах. В то же время насыщенность их неравномерна. Угольные месторождения Кузбасса обладают следующей отличительной особенностью: в пределах одного бассейна пласты расположены на разной глубине и достигают разной величины, что привело к трудоемкому процессу угледобычи исходя из особенностей залегания в каждой отдельно взятой свите. Особую сложность для разработки представляют собой угольные пласты ценных коксующихся углей в Прокопьевско-Киселевском районе. Следует отметить, что средняя мощность угольных пластов бассейна составляет порядка 4 метров. Одновременно с ними имеются пласты в 10-12 м и даже в 20 м, в некоторых местах достигают до 40 м. Кузнецкий уголь в основном малозольный, содержит немного серы и фосфора, характеризуются высокой теплотой сгорания - МДЖ/кг, что делает его конкурентоспособным на мировом рынке [1, с. 11].
В 1984 г. на разрезах Кузбасса работали более 600 экскаваторов с ковшом вместимостью до 40 куб. м, сотни буровых станков, 300 локомотивов, свыше 2 тыс. думпкаров и почти 1,5 тыс. автосамосвалов грузоподъемностью до 120 т. На ряде разрезов действовали мощные гидроустановки. Важным преимуществом открытых разработок в Кузбассе является высокий выход угля крупных и средних классов, что позволяло считать объединение «Кемеровоуголь» основным поставщиком сортового топлива для на-
история
родного хозяйства. В производственном объединения «Кемеровоуголь» 19 разрезов ежегодно производили более 300 млн куб. м вскрышных работ и давали народному хозяйству страны свыше 50 млн т каменного угля, что составляло третью часть ежегодной добычи Кузбасса. Производительность труда на разрезах в 3-4 раза выше, чем на шахтах, а себестоимость добываемого угля в 1,5-2 раза ниже [1, с. 73]. В 1983 г. Кедровский разрез выдавал уголь марок ССР, ССПК, ССО, СССШ [15, л. 2]. В 1989 г. впервые отправлен на экспорт уголь марки ССШ. Столь высокие показатели способствовали динамичному развитию открытого способа добычи угля и увеличения его доли в общей угледобыче региона.
Во второй половине 1980-х гг. в составе объединения находились 74 предприятия и организации, в том числе: 21 разрез, 5 погрузочно-транспортных управления, 4 завода по ремонту горнотранспортной техники и кирпичный завод. Объединению были подчинены: производственное управление автомобильного транспорта, в составе которого 13 автобаз, управление материально-технического снабжения, углестроительный трест с пятью строительными управлениями, предприятия жилищно-коммунального хозяйства.
В 1985 г. в объединении «Кемеровоуголь» осуществлялась программа технического перевооружения. Техническую базу разрезов объединения «Кеме-ровоуголь» составляли: 14 экскаваторов РН-2300 (США-Япония); 8 экскаваторов 301 М-СС (Япония); 15 бурстанков - 60R (США); 88 бульдозеров Д 355 А-3 (Япония); 187 самосвалов РД-1200 (Япония); 70 единиц отечественной техники грузоподъемностью 110 т; 198 единиц автосамосвалов грузоподъемностью 120 т [9, с. 134]. В 1986 г. на разрезе «Томусинский», пройдя испытания, был принят в эксплуатацию экскаватор ЭКГ-15 ХЛ.
К началу 1987 г. на разрезах объединения «Кузбассразрезуголь» работало 576 технологических экскаватора с емкостью ковша от 4 до 40 куб. м, в том числе: 22 импортных; 226 буровых станков; 331 локомотив; 1907 думпкаров; 1230 технологических автосамосвалов; из них 313 грузоподъемностью 110 т и выше [9, с. 37].
К 1991 г. на предприятиях концерна «Кузбассразрезуголь» эксплуатировалось свыше 10 тысяч единиц виброактивного оборудования и горнотранспортной техники, в том числе 940 экскаваторов, из которых 800 единиц с емкостью ковша от 4 до 40 кубометров; 330 буровых станков и буровых установок; 290 локомотивов, 75 железнодорожных кранов, около 500 мостовых кранов; 200 единиц путевой техники, свыше 4000 единиц автотранспортной техники, в том числе свыше 1000 грузоподъемностью от 40 до 170 т, 100 автогрейдеров и свыше 300 кранов на автомобильном и гусеничном ходу; 1400 бульдозеров и другой техни-
ки; свыше 2500 единиц металлорежущих станков и кузнечно-прессованного оборудования [16, с. 1].
В 1992 г. впервые за всю историю добычи угля открытым способом в Кузбассе было списано оборудования больше, чем куплено: бурстанков - на 12 единиц, бульдозеров - на 10 единиц, думпкаров - 26 единиц, притом, что не было нового поступления.
Динамичному процессу угледобычи и вскрыши сопутствуют строительство, энергетика, связь, ремонтное обеспечение. Кемеровский авторемонтный завод (1954 г.) концерна «Кузбассразрезуголь» в 1980-е гг. производил ремонт автомобилей Краз-222256 и белАЗ-549, 7516, 7521, а также фирмы «Кама-цу». В связи с тем, что была проведена реконструкция цеха №1 для выпуска гидравлических кранов модели Ш"-22 на базе шасси автомобиля КамАЗ-5320, завод продолжил ремонт агрегатов автомобилей 7519 и «Ка-мацу» [1, с. 27]. В 1990 г. по плану повышения эффективности производства были внедрены мероприятия с экономией 113, 4 тыс. руб. Была также оборудована новая лаборатория, реконструирован участок изготовления маталлокаркасов кресел [18, с. 2]. На заводе был изготовлен экспериментальный опытный образец гидравлического крана Ш"-22, смонтированного на шасси автомобиля КрАЗ-256, хотя он должен был быть установлен на шасси автомобиля КамАЗ-5320. Колесосъемник (модель 31-52) применялся для установки и снятия колес грузоподъемностью 110-170 т, кроме того, для погрузки и разгрузки шин размером 33.00-51... 40.00-57 дюймов и мог быть поставлен на всю территорию СССР [18]. На заводе производилась машина для посыпки и ремонта дорог (модель РЗ-44), которая была смонтирована на шасси автомобиля БелАЗ-7522. Данная машина применялась для посыпки дорог и их ремонта в разрезах, автобазах для автосамосвалов, большой и особо большой грузоподъемности и экспортировалась во все области СССР.
На ^мусинсмом рудоремонтном заводе (1964 г.) ремонтировалась следующая техника: экскаваторы ЭКГ-8, ЭКГ-4,6, ЭКГ-8и, ЭШ-10/60, буровые станки 2СБШ-200, СВБ-2, БСШ-2М, электровозы ЕЛ-1, Д-94, вагоны-самосвалы ВС-100. В 1993 г. завод вышел из состава «Кузбассразрезугля» [9, с. 70-71].
Беловский энергоремонтный завод (Беловские центральные электромеханические мастерские -Беловские ЦЭММ), созданный в 1958 г., находился в структуре треста «Беловоуголь». ЦЭММ осуществляли капитальный ремонт шахтного оборудования, изготавливали металлоконструкции и запчасти для предприятий Беловского рудника. В 1986 г. был введен цех по ремонту крупногабаритных электрических машин постоянного тока. В 1996 г. на заводе был введен в строй цех шпал и металлоконструкций. Одним из первых в Советском Союзе трудящиеся завода освоили технологию изготовления и наложения сте-
клобандажей вместо проволочных бандажей на якоря машин постоянного тока и роторы электродвигателей. На заводе также были освоены технологии ремонта и оборудования узлов, изготовление запчастей для бурстанков, тракторов, БелАЗов [10, с. 124]. В 1997 г. при ремонте электромашин постоянного тока метод пайки заменили на сварку в аргоне. В конце 1990-х гг. на заводе был освоен ремонт экскаваторных ковшей емкостью до 15 куб. м. В 1996 г. был привезен первый ковш с разреза «Караканский» [9, с. 72].
Монтажно-наладочное предприятие «Кузбасс-энергоуголь» существует с 1960-х гг. Монтажники вслед за энергетиками приходят на осваиваемое поле горных работ до образования инфраструктуры. Таким образом начинались работы на угольных месторождениях - Сибиргинском, Междуреченском, Каракан-ском, Ерунаковском, Талдинском. В марте 1965 г. при Минуглепроме в составе ремонтно-наладочного управления «Энергоуголь» был создан Кузбасскитй наладочный участок №2 в Белове. Фунции участка были следующими: монтаж, ремонт, наладка горного оборудования на разрезах Кузбасса. В 1968 г. на основе этого участка было создано Кузбасское монтажноналадочное управление «Кузбассэнергоуголь». С 1987 г. управление стало работать в составе объединения «Кемеровоуголь». Основной задачей «Кузбасс-энергоугля» является обеспечение работоспособности горного оборудования разрезов [9, с. 73].
Беловское энергоуправление начало свою деятельность в 1953 г., когда при тресте «Беловоуголь» был основан Беловский сетевой район. Данный район обслуживал подстанции и электролинии разрезов «Колмогоровский», «Новосергиевский», «Бачатский», «Краснобродский» еще до того, как они вошли в состав комбината «Кузбасскарьеруголь». В 1964 г. при образовании комбината в его состав вошел и Беловский сетевой район, который в 1979 г. был преобразован в Беловское энергоуправление, что поспособствовало интенсивному строительству ЛЭП в связи с тем, что вводились в строй новые разрезы.
На территории разреза «Красногорский» в 1991 г. располагалась ремонтная база. На промышленной площадке располагались корпуса двух автотракторнобульдозерных участков, механический цех, электроцех, мастерские по ремонту буровых станков, ремонтно-механический участок для ремонта экскаваторов [18].
В 1993 г. была построена обогатительная установка на разрезе «Бачатский» производительностью 500 тыс. т [8, с. 57].
На угольных предприятиях действовала горноспасательная служба, оснащенная новейшей техникой - системой обнаружения и информации об открытых очагах пожара, оборудованием и аппаратурой для тушения и локализации пожаров, возникающих на угольных складах, и взрывов, индивидуальными средствами противогазовой, противопылевой и тепловой защиты шахтеров [1, с. 90].
Последние десять лет XX в. были отмечены общим спадом производства в стране. В 1992-1993 гг. из объединения «Кузбассразрезуголь» вышли 6 разрезов (Черниговский, Прокопьевский, Красногорский, То-мусинский, Междуреченский, Ольжерасский), обретя самостоятельность. Существенно снизились темпы роста вскрышных и добычных работ. Так, снизились объемы вскрыши на железнодорожной технологии, а на двух разрезах «Кузбассразрезугля» пришлось от нее отказаться вовсе [10, с. 27].
В начале 1990-х гг. концерн «Кузбассразрезуголь» налаживал связи с иностранными заказчиками угля. В 1991 г. западногерманское предприятие «Сибком-салт» проводило выставку «Сиб-91» в Кузбассе [19]. Основное направление - помочь Кузбассу приобрести технологию для производства товаров народного потребления. Товары покупали за валюту или по бартеру. В выставке участвовали 17 стран в основном из Европы, а также США и Канада. Продукцию Кузбасса представляли Новокузнецк, «Прогресс», производственное объединение «Азот». Разрез «Кедровский» был представлен концерном «Кузбассразрезуголь». Были заключены договоры на поставку кедровского угля. Концерн продал этот уголь на 1992 г., взамен получил технологии и запчасти у датской фирмы «Экко». Разрез заказал мужскую, женскую и детскую обувь. В основном на выставке приобретались не продукты потребления, а новые технологии. Следующая выставка прошла осенью 1993 г. в Новосибирске [20, л. 116].
С 9 по 12 мая 1994 г. в Лондоне проходила международная выставка СИТЕХ-94, которая предоставила возможность инвесторам установить непосредственные контакты с представителями деловых и промышленных округов [21, л. 3-5]. После выставки появились новые клиенты у предприятий «Кузбассразрезуголь».
В целом в 1985-1997 гг. в материально-техническом оснащении кардинальных перемен не наблюдалось, деятельность угольной промышленности осуществлялась за счет основ, заложенных в предыдущие годы при оснащении добычи угля открытым способом в Кузбассе.
Библиографический список
1. Уголь Кузбасса / под ред. В. Е. Суслова, А. И. Петрова. - М., 1984.
2. Буфина Н.Э. Строительство угольных разрезов в Кузбассе в 40-60-е гг. XX в. // 65-летие Сталинградской битвы
и Кемеровской области : сборник научных трудов / отв. ред. Н.П. Шуранов, З.П. Галаганов. - Кемерово, 2008.
3. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). - Ф. П-75. - Оп. 11. - Д. 135.
история
4. ГАКО. - Ф. Р-183. - Оп. 1. - Д. 2.
5. Золотые страницы Кузбасса : справочник. - Кемерово, 1997.
6. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее / гл. ред. А.П. Окладников. - Кемерово, 1978.
7. Берсенев М.В. История развития открытой угледобычи в Кузбассе (1948-1985) : дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 2006.
8. Угольная промышленность Кузбасса (1721-1996) / отв. ред. К.А. Заболотская. - Кемерово, 1997.
9. 40 лет открытий. 1964-2004. Кузбассразрезуголь / отв. ред. И. А. Меженникова. - Кемерово, 2004.
10. Энциклопедия горняцкой жизни. «Кузбассразрезуголь» : от первой тонны до наших дней : историко-справочное издание. / отв. ред. И. Соколова. - Кемерово, 2007. - Т. 1.
11. ГАКО. - Ф. Р-526. - Оп. 1. - Д. 355.
12. ГАКО. - Ф. Р-526. - Оп. 1. - Д. 408.
13. Разрез Талдинский / Управление информации ОАО ХК «Кузбассразрезуголь». - Кемерово, 2001.
14. Ерунаковский угольный разрез / Управление информации ОАО ХК «Кузбассразрезуголь». - Кемерово, 2004.
15. ГАКО. - Ф. Р-183. - Оп. 1. - Д. 324.
16. Информация к размышлению // Открытые горизонты. - 1991. - №32. - 18-23 авг.
17. Жирнов А. Все новое - в жизнь. Опыт работы по совершенствованию ремонта автомобилей // Открытые горизонты. - 1991. - №33.- 28 авг. - 2 сент.
18. Цифры и факты // Открытые горизонты. - 1991. -№28. - 26 июля.
19. Шур А. П. Зарубежные фирмы-партнеры разреза «Кедровский» // Горняк. - 1991. - 27 мая.
20. ТАРК (Текущий архив разреза «Кедровский»). 1992. Технический отчет.
21. ГАКО. - Ф. Р-524. - Оп. 4. - Д. 2.