Научная статья на тему 'Культуросообразная среда как условие приобщения дошкольников к региональной культуре'

Культуросообразная среда как условие приобщения дошкольников к региональной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1602
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / SIMILAR TO CULTURE ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / REGIONAL CULTURE / HUMANIZATION / CULTUROLOGICAL APPROACH / PRINCIPLE OF SIMILARITY TO CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очирова Оюна Дабаевна

Автором актуализируется проблема развития человека культуры в современных условиях. В статье рассматриваются функции и особенности культуросообразной среды дошкольного учреждения. Раскрываются принцип культуросообразности и культурологический подход при создании среды. Описывается специфика взаимодействия ребёнка с культуросообразной средой. Представляется опыт работы дошкольного учреждения по приобщению детей дошкольного возраста к региональной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очирова Оюна Дабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Similar to Culture Environment as a Condition of Preschool Children's Admission to Regional Culture

The author raises a problem of human culture. This article discusses the functions and peculiarities of the preschool similar to culture environment, the principle of similarity to culture and the culturological approach when creating environments. This article describes the specifics of a child's interactions with the similar to culture environment and presents preschool experience of engaging preschool children in regional culture.

Текст научной работы на тему «Культуросообразная среда как условие приобщения дошкольников к региональной культуре»

УДК 373.2 ББК Ч 411

О. Д. Очирова г. Чита, Россия Культуросообразная среда как условие приобщения дошкольников к региональной культуре

Автором актуализируется проблема развития человека культуры в современных условиях. В статье рассматриваются функции и особенности культуросообразной среды дошкольного учреждения. Раскрываются принцип культуросообразности и культурологический подход при создании среды. Описывается специфика взаимодействия ребёнка с культуросообразной средой. Представляется опыт работы дошкольного учреждения по приобщению детей дошкольного возраста к региональной культуре.

Ключевые слова: культуросообразная среда, образовательная среда, региональная культура, гуманизация, культура, культурологический подход, принцип культуросообразности.

O. D. Ochirova Chita, Russia

Similar to Culture Environment as a Condition of Preschool Children’s Admission

to Regional Culture

The author raises a problem of human culture. This article discusses the functions and peculiarities of the preschool similar to culture environment, the principle of similarity to culture and the culturological approach when creating environments. This article describes the specifics of a child’s interactions with the similar to culture environment and presents preschool experience of engaging preschool children in regional culture.

Keywords: similar to culture environment, educational environment, regional culture, humanization, culture, culturological approach, principle of similarity to culture.

В современной педагогической науке и практике наиболее актуальной проблемой становится создание взаимосвязанных условий, обеспечивающих развитие человека культуры. Гуманизация образования актуализирует ориентацию воспитательно-образовательной среды на культурную самоценность ребенка, способного нравственно функционировать в условиях поликультурного социума.

В связи с этим перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встаёт задача поиска путей создания и формирования культуросообразной среды развития ребёнка, а также использования социализирующего потенциала окружающей среды в интересах личности ребенка.

Проблема создания педагогически целесообразной и эффективной воспитательной и образовательной среды изучалась такими учёными- педагогами, как Б. М. Бим-Бад, Н. Н. Гладченкова, Д. В. Григорьев, А. Н. Дахин, И. Д. Демакова, С. Д. Дерябо, Г. В. Ендрихинская, Н. Ю. Калашникова, А. А. Калмыков, Г. Б. Корнетов, Г. Л. Коротеев, Н. Б. Крылова, В. П. Лебедева, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, В. И. Панов, В. В. Рубцов, Н. Л. Селиванова, В. И. Слободчиков, А. Б. Орлов, И. Д. Фрумин, И. Г. Шендрик, Н. Е. Щуркова, В. А. Левин.

В. А. Левин отмечает, что образовательная среда является системой влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом среда не должна быть однообразной [7, с. 3]. Семейная среда проникает в воспитательно-образовательную среду дошкольного учреждения, которая входит в соответствующую среду обитания региона.

Е. В. Бондаревская пишет, что образовательная среда - это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается воспитанник: природа, городской или сельский ландшафт, материальные и духовные условия жизни, предметы быта и ценности культуры, события семейной и общественной жизни [3, с. 37].

Воспитательная концепция гуманизации системы образования вкладывает в понятие «образование» следующее: это общественно организованная форма усвоения культуры подрастающими поколениями, в ходе которого закладываются начала личности и индивидуальности человека [2].

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается

© О. Д. Очирова, 2011

83

понятие «образовательная среда», существенными показателями которой выступают следующие характеристики: каждому возрасту соответствуют определённые психологические новообразования; обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Известно, что педагогами создаются условия, в которых ребёнок существует: внешние условия - среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия -эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В дошкольном учреждении «Бэлиг» п. Мо-гойтуй Забайкальского края реализуется проект по приобщению детей дошкольного возраста к региональной культуре. Одним из условий реализации данного проекта является создание культуросообразной образовательной среды с целью развития человека культуры.

Воспитание человека культуры может быть реализовано культурологическим образованием, т. е. таким, в котором слово, речь, мысль о культуре воплощаются в научно-организованной системе - интегральном образовательном пространстве [5].

Методологической основой при реализации описываемого проекта является культурологический подход к воспитанию ребёнка, при котором человек связан с культурой как системой ценностей. Освоение ценностей культуры способствует становлению и развитию творческой личности.

Под культурологическим подходом понимается видение процесса приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре как процесса, осуществляемого в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей (Е. В. Бондаревская,

С. В. Кульневич). Значимыми для нас являются следующие положения:

- ребёнок воспринимается педагогом как субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самоизменению;

- педагог является посредником между ребенком и культурой, он вводит его в мир культуры и оказывает поддержку личности ребёнка в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

- образование рассматривается как культурный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;

- образовательное учреждение представляет собой целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры [4]. Культурологический подход обеспечивает каждому ребёнку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на данном уровне достижений культуры и предотвращая уход личности за пределы реальной культуры региона.

Немаловажным в создании образовательной среды является учёт принципа культуросообраз-ности, обоснованный зарубежными и отечественными педагогами (Ф. А. Дистервег, Д. Локка, К. А. Гельвеций, С. И. Гессен, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский). Так Ф. А. Дистервег утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живёт человек, т. е. всю современную культуру в широком смысле слова и конкретной страны, региона, являющейся родиной ребёнка. Д. Локка объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в котором определяются воспитанием и условиями жизни. К. А. Гельвеций отмечал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И. Г. Песталоцци были сформулированы принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде. П. Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры, которую трактовал как совокупность религии, быта и нравственности народа.

Принцип культуросообразности заключается в том, что воспитание должно строиться с учётом социокультурных особенностей региона, этнических особенностей культур, региональных традиций, стиля социализации, основу которого составляют общечеловеческие ценности, при этом решается задача приобщения ребёнка к различным пластам региональной культуры (бытовой, физической, материальной, духовной, интеллектуальной, нравственной и др.).

В культуросообразной среде центром является человек - суверенный, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества. В этой среде

S4

каждый ребёнок может без особых усилий и преодолений применить свои силы, творческие способности, удовлетворять свои интересы и любознательность, найти импонирующую ему среду общения, доброе и сердечное отношение со стороны взрослых и сверстников [3].

В рамках эксперимента проведена большая работа по отбору, систематизации и адаптации материала региональной направленности с учётом возрастных особенностей детей. Реализуется программа по дополнительному образованию «Мой родной край», которая состоит из 4 разделов (краеведение, бытовая культура, традиции, искусство). Данная программа ориентирована на развитие у детей дошкольного возраста нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, к традициям и обычаям своего народа на основе систематических занятий и деятельности в свободное время.

Поставленные задачи решаются в различных видах деятельности: на занятиях по развитию речи расширяют словарный запас детей (край, Забайкалье, родина и др.); на занятиях по ознакомлению с окружающим миром учат ориентироваться на карте, знакомят с разными селами, расширяют представления о народах, проживающих на территориях Забайкальского края; в игре приобщают детей к традициям бурятского и русского народов; на музыкальных занятиях знакомят с музыкальным фольклором; в процессе конструирования учат подбирать материал и детали для создания макетов народных жилищ и т. д.

Приобщение детей к ценностям и традициям региональной культуры предоставляют возможности для культурной идентификации личности ребёнка и развития у него национального самосознания.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы решается проблема интеграции образовательных областей. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий. Например, в программе предусмотрено интегрирование образовательных областей по художественному творчеству детей и знакомству с национальной культурой. На каждом занятии используются разные виды творческой деятельности (объёмная аппликация, коллаж, вышивка, нетрадиционное рисование, художественное конструирование, лепка и т. д.), в которой также отражаются элементы региональной культуры.

В культуросообразной среде воспитания действуют законы нравственной жизни людей: добра, милосердия, справедливости, взаимопонимания, диалога между людьми и культурами, приоритета духовных смыслов человеческой жизни.

Культуросообразная среда выполняет функции социализации личности, социальной защиты, социально-психологической адаптации, что является условием воспитания у детей таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень гражданственности и самосознания, чувство собственного достоинства и самоуважения, самостоятельность и самодисциплина, независимость суждений и уважение мнения других людей, способность ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, определять и свободно осуществлять содержание своей жизнедеятельности, способы своего развития и др. [6, с. 12].

Программа «Мой родной край» рассчитана на 4 года обучения (с трёх до семи лет). С каждым годом воспитания и обучения меняется лишь глубина проникновения в материал и широта взгляда на проблему, т. к. полная картина представлений по содержанию формируется в течение нескольких лет.

Занятия проводятся 2 раза в месяц (включая интегрированные). Дополнительно после изучения каждого направления проводится диагностика. Специально созданные развивающие игры, демонстрационный и наглядный материал, художественная литература, занятия с использованием новых информационных технологий (интерактивной доски, компьютера, звукового проектора и экрана) направлены на решение задач развития личности ребёнка.

Важной составляющей всей проводимой работы является технология взаимодействия ребенка с культуросообразной средой. Анализируя условия реализации целей образования в пространстве культуры, В. Слободчиков выдвигает задачу превращения в культуросообразную образовательную среду наличного для каждого места образования (дошкольное учреждение) социокультурного содержания, под которой понимаются все средства и содержание образования.

На наш взгляд, такой средой в дошкольном учреждении может быть создание мини-музеев, где ребёнок путём естественного окружения получает всю необходимую информацию и погружается в этот мир. Музейный мир предлагает бесконечные возможности и условия для разви-

тия человека культуры. Ребёнок сам, опираясь на внутренние потребности, сможет выбирать мини-музеи, где будет заниматься и играть, развиваясь в процессе творчества. Виртуальный музей «Мой родной край», созданный педагогами ДОУ, помогает ребёнку познакомиться посредством ИКТ с достопримечательностями посёлка, района, края.

Очевидно, что проводимая работа невозможна без взаимосвязи культуры, общества и образовательной деятельности. Культуросообразная воспитывающая среда - это совокупность окружающих ребёнка социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Такие мероприятия, как КВН «Природный мир Аги вокруг нас», выставки рисунков родного края, аппликация «Мой посёлок», экологический спектакль «Берегите птиц», создание Красной книги растительного и животного мира Забайкальского края, создание книги про родной край из мини-рассказов детей, фотоэтюды про выход с родителями на природу, дополнение экологической тропы макетами природных памятников региона и др., на наш взгляд, обогащают культуросообразную среду.

По нашему мнению, создание культуросообразной среды обеспечивается совокупностью окружающих ребёнка культурных социально-ценностных составляющих, к которым мы относим следующее:

- создание мини-музеев, виртуального музея,

- создание электронных образовательных ресурсов по знакомству детей с культурой родного края;

- внедрение различных видов детской деятельности в воспитательно-образовательный процесс посредством интеграции, направленных на развитие человека культуры;

- применение технологии взаимодействия ребёнка с культуросообразной средой.

Таким образом, культуросообразная образовательная среда обладает широкими возможностями для приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре. Эти возможности существуют и создаются как в среде самих образовательных учреждений, где непосредственно организуется воспитательно-образовательный процесс, так и присутствуют в других средах жизнедеятельности ребёнка (семейной, посёлка, досуга, региона и т. п.). Данные возможности могут быть востребованы лишь при условии активности человека во взаимодействии с культуросообразной образовательной средой.

Список литературы

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Мысль, 1994. 376 с.

2. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1993. 125 с.

3. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43.

4. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов педвузов и слушателей ИПК. М.; Ростов н/Д, 1999. 560 с.

5. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 440 с.

6. Кекеева З. О. Образовательная среда - сфера развития культуры личности в образовательном пространстве // Научная мысль Кавказа: науч. и обществ.-теор. журн. Ростов н/Д, 2006. № 5. С. 10-13.

7. Ямбург Е. А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. № 1. С. 3-10.

Рукопись поступила в редакцию 12.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.