ТЕМА РЕЛИГИИ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ
Т.Д. Шапошникова
Ключевые слова:
культура, российская
идентичность,
поликультурная
компетентность,
толерантность.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В статье поднимаются актуальные вопросы преподавания предмета ОРКСЭ в начальной школе: содержание предмета, методическое обеспечение, организационные вопросы. Важным является рассмотрение культурологического контекста предмета, возможности решения задач формирования поликультурной компетенции, российской идентичности, гражданственности и патриотизма, толерантности.
Дискуссия по поводу введения предметов религиоведческого курса в общеобразовательную школу, которая активно велась в нашем обществе с начала 90-х годов, закончилась введением курса « Основы религиозных культур и светской этики» в начальную школу. Его цели и задачи имеют непосредственное отношение к той части Стандартов, которая обозначена как новая предметная область - «Духовно-нравственная культура». Цель предмета - это знакомство учащихся с религиозной культурой народов нашей страны как частью общенациональной и мировой культуры.
Сегодня важный вопрос заключается в подходах к отбору содержания предмета, к технологии реализации этого проекта, в учете психологии как учащихся, так и обучающих их педагогов. В преподавании нового предмета особенно важно соблюдение верного
соотношения религиозного и светского. Современному учителю придется разобраться, ЧТО является содержанием религиозного образования; КАК можно рассматривать факты религиозной культуры, не вступая при этом в конфликт с принципом научности и мировоззренческого плюрализма, лежащими в основе современного школьного обучения; ЗАЧЕМ следует изучать основы религиозной культуры в школе и КАК преподавать культуру, которая является ключевым словом в новом предмете. Культурологический контекст изучения предмета является эффективным средством формирования у школьников поликультурной компетентности интегративного качества, включающей систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующейся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Это значит, что в процессе изучения данного курса школьники должны понять, что каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием. Именно пространство культуры может создать условия для первичного знакомства обучающихся со смыслом и значением ценностей светской этики и религиозных культур, для прикосновения к ним и приобщения к решению «вечных» вопросов человечества.
Посмотрим, как в учебниках УМК ОРКСЭ изд-ва «Дрофа» реализуется культурологический контекст предмета. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.
Важным в данном УМК является то, что понимание человеческой культуры передается через призму истории всего человечества, через его развитие, что требует раскрытия связи современности с прошлым. Материал учебников подобран таким образом, чтобы школьники узнали и смогли
представлять себе, как жили наши предки, представители различных сообществ, раньше и как живут сейчас; какой мир их окружал и окружает; каковы были и есть сегодня их ценности и нравственные основы; почему они поступали и поступают так, а не иначе; каков был и есть их язык, быт, обычаи, одежда, привычки, ритуалы, традиции, обряды - все, что составляет их образ жизни.
Поэтому в учебниках уделяется достаточно внимания истории человечества и цивилизационной роли религии в ней: об этом говорится и в первых общих уроках, и в содержании учебников всех модулей. Например, в содержание «Основ православной культуры» включен материал о значении колоколов в светской и религиозной жизни Древней Руси, о том, как и почему пришло на Русь православие, как появились первые православные храмы, о создании славянской азбуки и т. д. В «Основах мировых религиозных культур» содержание учебного материала условно поделено на два блока: первые десять уроков - знакомство с возникновением древних верований и представлениями о религии в мифах и легендах разных народов (учтен возраст детей и воспитывающий характер материала); второй тематический блок посвящен знакомству с традиционными религиями нашей страны: иудаизмом, христианством, исламом, буддизмом (на основе уже определенной подготовленности детей в 4-м классе и подведения их к более серьезному материалу, рассказывающему о традиционных религиозных культурах России). В «Основах светской этики» этические теории представлены воззрениями великих учителей человечества от античности до наших дней. В «Основах иудейской культуры» знакомство с основами этой религиозной культуры подается в контексте истории еврейского народа.
Религиозную культуру составляют традиции взаимоотношений людей и высших сил. Она включает в себя религиозные тексты (священные книги, молитвы, законы), религиозные обряды (ритуалы, правила поведения и запреты), религиозное искусство (архитектуру, музыку, живопись). Изучая духовную, религиозную историю и культуру стран и цивилизаций, школьники обязательно должны сначала понять истоки этой культуры. Человеческая цивилизация, религиозная культура дали человечеству основы морали и правовых отношений, сформировали эстетические и нравственные идеалы, являлись источником вдохновения, обеспечивали разнообразие тем и сюжетов в творческой деятельности. Этические и религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества,
служили ориентирами в духовных поисках и в художественном творчестве.
Религиозная и светская культура, основные ценности человечества представлены в учебном материале не только через высокие идеи, но и через традиции, язык, через быт людей, поскольку он и является реальной жизнью представителей каждой культуры, знакомство с которой дает возможность увидеть, услышать, почувствовать, осязать эту культуру. В учебном материале предмета большое внимание уделяется описанию содержания и деталей жизни - быта, обихода, поведения представителей разных культур. Это и знакомство с жилищем, родом занятий, распорядком дня, характером труда и досуга, ритуалами, особенностями речевой коммуникации (язык священных книг, словесные формы языка: приветствие, прощание, обращение и т. д.), образом жизни, повседневным поведением, т. е. с жизнью в ее реально-практических формах.
В то же время быт — это мир вещей, который связан с глубинными символами, с идеями, с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием эпох и культур. Через быт раскрываются те невидимые черты культуры, по которым человек различает своего и чужого. Этот подход является общим, «сквозным» во всех смысловых блоках модулей курса и помогает найти ответы на вопросы:
• какими предметами люди пользуются, какие производят, какие из них имеют особое значение, например, свято почитаются, являясь теми атрибутами, по которым можно узнать, опознать данную культуру (предметно-атрибутивный уровень, материальный мир);
• как ведут себя люди в разной обстановке, ситуациях; в дни обычные и в особые — праздничные; как работают, отдыхают; как строят свои отношения с окружающими людьми, со старшими, младшими, сверстниками и т. п. (ритуально-поведенческий уровень);
• почему, зачем, ради чего, во имя чего люди живут так, а не иначе (ценностно-нормативный уровень, духовная составляющая культуры).
Такое понимание культуры тяготеет к этнографически-социологическому подходу, когда оно используется для описания жизни народов и социальных групп и их отношений, роли и значения религии в их жизни в прошлом и сегодня. Это дает учителям богатые возможности дополнять материал учебников этнографическим материалом, привлекая и разрабатывая региональный компонент в воспитательной работе во внеурочное время.
У человечества накопился богатый опыт знакомства с культурами других народов, начиная с записок путешественников, описаний этнографов до ярких, запоминающихся фильмов-очерков и др. Все эти формы объеди-
няет эффект создания в нашем сознании образа той или иной культуры, который содержит в себе и материальную (выраженную в предмете, цвете, звуке), и ценностно-смысловую составляющую. Через образ происходит формирование представлений о нравах, обычаях, традициях; знакомство с тем, как живут люди разных культур, и понимание того, почему они так живут. Представление культуры, в том числе, и через образы-символы, являющиеся для нее ключевыми, — еще один прием, используемый авторами учебников. Важно, чтобы образ привлек внимание, удивил, спровоцировал желание узнать — что это? почему? Из ответов на эти вопросы постепенно складывается процесс присвоения смысла, который заключает в себе тот или иной образ.
Такими «образами культуры» могут стать, например, для православной культуры — колокольный звон и образ храма с золотыми куполами; для иудаизма — образ «золотого города» Иерусалима и Стены Плача; для буддизма — образ мандалы, которую складывают из цветного песка и камушков, а потом разрушают; для ислама — большая, дружная гостеприимная мусульманская семья.
В каждом элементе культуры, будь то описание жизни великих учителей человечества — известных представителей этических теорий от древности до наших дней или основателей религий; знакомство со священными текстами, искусством, с представлениями об общих этических категориях и понятиях добра и зла, ответственность, долг и свобода, «золотое правило нравственности» и т. д. - во всем вслед за словом, образом, сюжетом проступает ценностный смысл.
В процессе духовно-нравственного становления личности особенно важно то субъектное основание ценностных смыслов, которое человек вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, реализацию на собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром. Усвоение, постепенное развитие и присвоение этих нравственных знаний, норм и опыт поведенческой деятельности и взаимоотношений, усваиваемый учащимися в учебной и внеурочной деятельности, в школе и вне ее, особенно в социально ориентируемой деятельности, и составляют основу духовно-нравственного воспитания.
Для младших школьников этот процесс присвоения ценностей лежит в несколько иной плоскости, чем для обучающихся основной школы. В соответствии с принципом возрастосообразности логика подачи материала должна следовать «пути путника»: как путник (путешественник), остано-
вившийся в доме мусульманина (иудея, буддиста, христианина), начинает понимать мусульманскую (иудейскую, буддистскую, христианскую) культуру, узнавая ее через быт, образ жизни, поведение ее представителей, переживая реальные чувства в реальной жизни, так и ребенок, чтобы понять ту или иную культуру, должен не просто знать ее «устав», а хотя бы в какой-то мере его пережить. Из процесса познания нельзя исключить те психические процессы (и сопутствующие эмоции), которые реально обеспечивают человеку постижение мира. Поэтому и знакомство с культурными ценностями должно быть для младших школьников ярким, красочным, увлекательным, интересным, обращенным к их чувствам, эмоциям и опыту, а результатом должно стать освоение «технологии культуры», т. е. психологически полноценное представление (с соответствующей эмоциональной и рациональной оценкой) о жизни мусульманина, иудея, буддиста, христианина. Путь путешественника, который, попадая в чужую среду, осваивается с тем, что видит, слышит, спрашивает, «делает своими руками», должен быть путем усвоения и присвоения четвероклассниками смыслов и ценностей любой культуры.
Авторы УМК исходили также из понимания того, что, соприкасаясь, пересекаясь, культуры вступают в различные отношения, которые могут быть отношениями:
• подавления, когда одна культура осуществляет попытки навязать «свой устав», утвердить свой уклад жизни;
• нейтралитета, когда обе культуры сосуществуют, живя каждая по «своему уставу»;
• паритетного взаимодействия, при котором взаимное уважение является условием развития каждой культуры и, главное, взаимообогащения без ущерба для каждой.
УМК, как отмечалось уже выше, является прежде всего средством формирования у школьников поликультурной компетентности — интегратив-ного качества личности ребенка (системы поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил поведения), необходимого для жизнедеятельности в современном обществе, проявляющегося в доброжелательном отношении к любой культуре и её носителям. Принятие чужой культуры основывается на понимании того, что каждая духовная культура имеет право на существование, собственный контекст и свою логику развития, ни одна из них не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Материал учебников каждого модуля направлен на углубление и расширение обозначенных в первых общих уроках тем и на формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к культурным феноменам «нравственности», «морали», «религии», «духовности», «традиции», «ценностей». В тематических блоках учебников представлена информация о роли религий в культуре нашей страны, о возникновении религии, о важнейших этических и религиозных категориях: добре и зле, справедливости, свободе и ответственности, долге и совести, добродетелях, нравственных качествах людей, «золотом правиле нравственности», ценностях, самосовершенствовании человека - о том, как сегодня жить согласно нравственным ценностям, о дружбе, любви, милосердии, прощении, благотворительности и т. д.
Содержание ряда разделов и тем учебников включает знакомство со священными книгами и священными памятниками, с религиозными ритуалами и обрядами, особенностями традиционного для религиозной культуры календаря, религиозными и светским праздниками, семье и семейным традициям и ценностям, гуманистическому «золотому правилу нравственности», существующему во всех религиях и отраженному в священных книгах и этических теориях. В составе тематических блоков представлен материал, посвященный языку как основе культуры, религиозному искусству (музыке, живописи, архитектуре, литературе), антропологической проблематике, отношению к природе в религиозных культурах и светской этике.
Содержание учебников направлено на расширение знаний обучающихся об избранной религиозной или светской традиции посредством ее включения в контекст российской истории и культуры; на формирование на основе межкультурного и межконфессионального диалога начальных представлений о российской религиозно-культурной традиции - общей духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России. Учебный материал ориентирован также на формирование у обучающихся первоначальных представлений о культурологических и исторических основах религиозной традиции и светской этики, о патриотической и гражданской позиции людей, чья жизнь представляется образцом служения идеалам добра, гуманизма, Родине. Большое внимание уделяется примерам, на основе которых у школьников могут развиваться представления о том, во имя каких нравственных идеалов и на основе каких ценностей живет человек, какими примерами коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, гражданских идеалов может он руководствоваться; о любви к Родине, об
отношении к труду и знаниям, образованию в целом, учебе. Обязательным является материал о важной роли учителя в становлении человека, об уважительном отношении к нему. Важное место отводится воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, в частности, через примеры единения представителей всех конфессий, всех наций и народностей России во имя высших ценностей.
Перечисленная тематика так или иначе раскрывается на протяжении всего курса и обобщается в итоговых уроках. Объединяющими все учебники, как было уже отмечено ранее, являются тематические блоки и стратегические линии в изложении материала, представленные в таких разделах и темах, как например: «Как сегодня жить по нравственным законам», «Семья и семейные ценности в...», «Календарный год и праздники в ... культуре», «Золотое правило нравственности».
Освоение школьниками содержания учебного материала всех обозначенных выше тематических блоков (разделов) УМК призвано сыграть важную роль не только в расширении их образовательного кругозора, но и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина Российской Федерации, соблюдающего Конституцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества. В результате обучения в рамках УМК у учащихся должны сформироваться действенные мотивы к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При обязательном наличии общих тем для всех учебников, в них делается акцент на то индивидуальное, что особенно важно для данной культурной религиозной или светской традиции, что представляется сегодня наиболее актуальным. Так, например, в «Основах мировых религиозных культур» акцент сделан на межконфессиональном диалоге, его глобальном значении для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих. Последняя часть второго - общего для всех модулей - урока посвящена этой теме, а третий урок начинается с рассказа о съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане (2003, 2006, 2009, 2012). В материалах этого модуля школьники знакомятся с религиями мира через историю, мифы и сказания, а потом, более подробно, — с традиционными для России религиями: христианством, исламом, иудаизмом, буддизмом.
В «Основах иудейской культуры» акцент сделан на том, что иудаизм — это религия еврейского народа, ей он обязан тем, что сохранил свою нацио-
нальную и культурную идентичность, и поэтому канвой для представления содержания курса по основам иудейской религиозной культуры послужила история еврейского народа.
В «Основах исламской культуры» важное место занимает обращение к отношению мусульман к другим людям, своим соседям, к семейным ценностям, имеющим особое значение для данной культурной традиции, и миролюбивому характеру этой религии. Учебный курс начинается с уроков, объясняющих, как Коран предписывает мусульманам относиться к гостям, соседям и людям другой национальности и вероисповедания. Отдельный раздел посвящен материалу о том, что в священной книге мусульман говорится о защите своей Родины, и свидетельствам того, как мусульмане в разное время защищали Россию как свою родину; разъясняется истинный смысл понятия «джихад».
В «Основах православной культуры» важное внимание уделено истории принятия христианства на Руси; рассказам об особо значимых для русского православия исторических лицах (князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.); тем ценностям, которые составляют суть православия: любви, прощению, милосердию; учению о душе; понятию священного и святого в христианстве. С введением образов подростка Вани и старца-монаха затрагивается близкая многим школьникам тема одиночества и возможности ее решения (когда дети нуждаются в обсуждении важных для них вопросов и заботливом духовном наставничестве настоящего взрослого друга, с которым можно обсуждать самые сокровенные мысли, размышлять, спорить, советоваться). Диалоги между взрослым и ребенком - о самых важных проблемах построены таким образом, что «включают» учащихся, заставляют их задумываться и размышлять над многими жизненно важными для них вопросами.
В «Основах буддийской культуры» магистральной темой является учение о единстве человека с природой, со всем живым на земле; об ответственности за все окружающее и о теории «активного добра».
В отборе материала и логике его изложения для «Основ светской этики» важная роль принадлежит учебнику по этике для вузов авторов А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, а также книга А.А. Гусейнова «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея и до наших дней». Подходы этих авторов к этике как к разделу метапредметного знания — философии — позволили сформулировать то общее, что связывает религиозную и светскую культуру, и рассказать обучающимся об этике, проследив развитие этических категорий в истории цивилизаций и в теориях великих
учителей человечества. В учебнике также рассматриваются этические учения, входящие в религиозные системы христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Такой подход к отбору материала позволил, на взгляд авторов, изложить сложные этические категории в контексте рассказов о жизни великих мыслителей, знакомства с их теориями и взглядами, изложенными в их произведениях и высказываниях, в текстах рассказов и притч, в занимательных сюжетах и зарисовках.
«Основы светской этики» вызывают много вопросов касающихся названия «светская этика». Термин «светская» подчеркивает комплексный характер предмета: школьники будут изучать основы светской этики в комплексе с основами буддийской, иудейской, православной, исламской религиозных культур. И это обязывает в отборе материала — «светским» характером данного модуля подчеркивается направленность всего курса на объединение, а не разобщение обучающихся. В данном случае акцентируется внимание на той стороне этики, которая раскрывает смысл общих основ построения взаимоотношений людей, живущих «всем миром», «в свете», «в миру», мирян разных убеждений и мировоззренческих позиций: агностиков, атеистов, верующих. Этим же обусловливается и то, что в содержании этого модуля присутствуют материалы, позволяющие школьникам, получить знания, в том числе и о религиозных этических теориях, которые составляют общечеловеческую культуру.
Говоря о содержательном и методическом единстве УМК, нельзя не остановиться на вопросе, который часто поднимается учителями, методистами и представителями общественности. Существует мнение, что модуль «Основы мировых религиозных культур» сложен, во-первых, тем, что в учебник такого небольшого объема необходимо вместить материал, который бы мог рассказать о многих религиях. Авторы УМК постарались дать представления о религиях через историю человеческих цивилизаций, идя от более простого материала — о верованиях древних людей на разных континентах, воплощенных в памятниках архитектуры, языке, литературе, к более сложному - знакомству с культурными основами традиционных для России религий.
Во-вторых, есть опасение, что данный модуль меньше всего ориентирован на решение воспитательных задач и в большей степени в нем присутствует «знаниевый» компонент. В УМК издательства «Дрофа» эта задача решается следующим образом: и материал учебников, и его методическое обеспечение содержат много возможностей для решения именно воспитательных задач, задач социализации. Так, например, в нем сделан акцент на
мирном диалоге всех религий, его важности для сегодняшней жизни всех народов и всех верующих. Тема дружбы и согласия, того, как и на каких основаниях следует и можно жить в сегодняшнем, таком разном мире, находит свое развитие во всех материалах этого модуля. В частности, из диалогов героев становится ясно, что, несмотря на то, что они принадлежат к разным культурам, народам и национальностям, их волнуют и заботят те же проблемы, что и их сверстников, изучающих этот предмет.
Изучая модуль «Основы мировых религиозных культур», школьники знакомятся с религиями мира через историю, мифы и сказания разных стран, имеют возможность увидеть то общее, что есть в мировой истории и разных религиях. Предлагаемые учащимся для чтения и обсуждения мифы и легенды не только содержат сведения о верованиях людей в разных странах в разные эпохи, но и несут в себе воспитательный смысл: в них поднимаются вопросы взаимоотношений людей, отношения человека к природе, «вечные вопросы» человечества. В сказке, мифе и легенде обязательно присутствует моральный смысл. В то же время отчасти курс «Основы мировых религиозных культур» может рассматриваться как пропедевтический по отношению к пятому классу: в учебнике только упоминаются религиозные культы Греции и Египта, языческие верования славян, шаманство. Более полные сведения школьники о них получат в курсах истории и литературы в основной школе.
В уроках, посвященных традиционным религиям нашей страны: исламу, иудаизму, православию и буддизму, материал содержит так же много ключевых воспитательных моментов - они построены с учетом обозначенных выше тематических блоков: нравственные заповеди и законы, добродетели, к которым призывают все религии, священные книги, которые дают примеры нравственного поведения, стремление к самосовершенствованию, любовь к людям и своей Родине, милосердие и сострадание — эти темы являются ключевыми для всех модулей курса, в том числе и для модуля «Основы мировых религиозных культур». Общие по тематике для всех модулей уроки о «золотом правиле нравственности», о том, как жили раньше и как сегодня можно жить, следуя ему; о внутренней красоте человека -человеческих поступков и помыслов; о красоте и гармонии в памятниках архитектуры - священных сооружениях всех религий, которые воплотили творения человеческих рук - завершают знакомство с основами мировых религиозных культур.
Естественным требованием к организации курса, важнейшим ориентиром в отборе материала и методического обеспечения является его жизнен-
ная, а не теоретическая, «книжная» направленность. И отбор содержания, и способы его подачи, и критерии оценки результативности должны быть ориентированы на вовлечение ребенка в жизненные реалии каждой культуры в отдельности и культуры нашего общества в целом. Реализация такого подхода посредством традиционного урока с его «знаниевой» ориентацией, монологизмом, малыми возможностями для индивидуализации и дифференциации представляется труднодостижимой.
Для решения воспитательных задач, задач идентификации и социализации, для эффективного усвоения и теоретической, и рефлексивной составляющих курса важно использование активных методов обучения, включение в уроки ролевых, организационно-деятельностных игр, проектной деятельности, игровых методов обучения, поскольку психологи отмечают также некоторую «недоигранность», характерную для данного возраста. В случае, когда предмет преподается без оценки, крайне важна роль рефлексии, важно, чтобы ребенок понял, как оценивается его учебная деятельность в процессе изучения предмета.