Научная статья на тему 'Формирование у школьников опыта социального согласия и доверия в условиях многонационального российского общества'

Формирование у школьников опыта социального согласия и доверия в условиях многонационального российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОГЛАСИЕ И ДОВЕРИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ПРЕДМЕТ "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" / CIVIL IDENTITY / TOLERANCE / CONCORD AND CONFIDENCE / DIALOGUE OF CULTURES / SUBJECT “FOUNDATIONS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS”

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна

В статье показано, что ведение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательную школу связано с тем, что российское общество в настоящее время переживает довольно сложный период формирования ценностных ориентиров. Всё острее ощущается дефицит сознательно принимаемых мер, нацеленных на консолидацию общества, поиск социального согласия, формирование культуры конструктивного поведения в полиэтнической среде, укрепление социального доверия. Эти задачи в школе призваны решать новая предметная область «духовно-нравственная культура», введенная в Стандарты второго поколения, и предмет ОРКСЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шапошникова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of the subject “Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics” into the primary school is taking place in the difficult situation when Russian society is looking for the new value guiding lines. Among the most negative consequences are the deformation of moral norms, the crisis of identity. The lack of constructive decisions aimed at the consolidation of society, creating the models of multicultural behavior is becoming evident. These tasks are going to be solved with the help of the new educational area of “spiritual-moral culture”, which was introduced into the State Educational Standards of the Second generation, and the subject “Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics”

Текст научной работы на тему «Формирование у школьников опыта социального согласия и доверия в условиях многонационального российского общества»

Т. Д. Шапошникова

(г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ И ДОВЕРИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА1

DEVELOPMENT OF PUPILS' EXPERIENCE OF CONCORD AND CONFIDENCE IN THE SITUATION OF MULTICULTURAL RUSSIAN

В статье показано, что ведение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательную школу связано с тем, что российское общество в настоящее время переживает довольно сложный период формирования ценностных ориентиров. Всё острее ощущается дефицит сознательно принимаемых мер, нацеленных на консолидацию общества, поиск социального согласия, формирование культуры конструктивного поведения в полиэтнической среде, укрепление социального доверия. Эти задачи в школе призваны решать новая предметная область «духовно-нравственная культура», введенная в Стандарты второго поколения, и предмет ОРКСЭ

Ключевые слова: гражданская идентичность, толерантность, согласие и доверие, диалог культур, предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

The introduction of the subject "Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics" into the primary school is taking place in the difficult situation when Russian society is looking for the new value guiding lines. Among the most negative consequences are the deformation of moral norms, the crisis of identity. The lack of constructive decisions aimed at the consolidation of society, creating the models of multicultural behavior is becoming evident. These tasks are going to be solved with the help of the new educational area of "spiritual-moral culture", which was introduced into the State Educational Standards of the Second generation, and the subject "Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics"

Keywords: civil identity, tolerance, concord and confidence, dialogue of cultures, subject "Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics"

Государственная политика Российской Федерации, направленная на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, ориентирована на гармонизацию межнациональных отношений и гражданское единство, развитие гражданского и духовного единения российской нации (Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы]"]. Эта идеологическая установка, напрямую отражающая и задачи безопасности страны, ориентирует образование

на конструирование его как социальную деятельность, ведущую к гражданскому обществу и развитию индивидуальности в человеке в современном быстроменяющемся мире, к формированию в обществе диалога культур в их многообразии.

Государственная политика Российской Федерации, направленная на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, ориентирована на гармонизацию межнациональных отношений и гражданское единство, развитие гражданского и духовного единения россий-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ 16-06-00282-а

ской нации и этнокультурное развитие народов России, ориентирована на гармонизацию межнациональных отношений и гражданское единство, развитие гражданского и духовного единения российской нации (Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы]"]. Эта

Государственная политика Российской Федерации, направленная на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, ориентирована на гармонизацию межнациональных отношений и гражданское единство, развитие гражданского и духовного единения российской нации (Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы]"]. Эта идеологическая установка, напрямую отражающая и задачи безопасности страны, ориентирует образование на конструирование его как социальную деятельность, ведущую к гражданскому обществу и развитию индивидуальности в человеке в современном быстроменяющемся мире, к формированию в обществе диалога культур в их многообразии.

Актуальной для развития российского общества как гражданского, демократического становится проблема формирования у молодежи гражданственности и патриотизма: обучение молодых людей умению выстраивать взаимоотношения между социальными, национальными, этническими, конфессиональными общностями, руководствуясь принципами уважительного отношения к иным культурам, этносам, религиям, освоение ими нравственных норм, которые выступают основой для достижения гармонизации общества, социальной стратификации, роста конкурентоспособности страны, формирования гражданской идентичности как основ развития демократического общества. Как отмечают ученые (А. Г. Асмолов], образование, как социальный институт общества, сегодня должно стать для школьников «институтом накопления опыта социального доверия и согласия» [1].

Факты проявления доверия /недоверия в жизни российского общества, по результатам опросов, проводимых ВЦИОМ - Левада-Центр в различных регионах нашей страны в 2013-2014 гг., свидетельствуют о противоре-

идеологическая установка, напрямую отражающая и задачи безопасности страны, ориентирует образование на конструирование его как социальную деятельность, ведущую к гражданскому обществу и развитию индивидуальности в человеке в современном быстроменяющемся мире, к формированию в обществе диалога культур в их многообразии. чивости и непоследовательности этого феномена, однако в целом фиксируется ориентация скорее на доверие, нежели установка на недоверие, в частности у представителей и преклонного возраста, и молодежи. К нравственным принципам, которые способствуют консолидации общества на основе социального доверия и согласия, молодежь относит уважение к личности, для людей более зрелых - это справедливость и ответственность [2, с.3; 3, с. 162].

Ученые отмечают, что общие особенности процессов социализации и воспитания подрастающих поколений следует рассматривать, учитывая специфику переживаемого Россией исторического переходного периода. Для традиционного кризиса юношеского возраста характерно усугубление сопутствующих ему негативных явлений социального кризиса, - который сопровождает современный переход в развитии общества, характерны неопределенность, сдвиг ценностей, усиление феномена «негативной идентичности», усиление объединений людей на основе оппозиции «свои - чужие», «мы - они» [4].

Расширение проявлений негативной идентичности мы видим в том, что все чаще встречаются в нашей жизни люди с ксено-фобными установками и националистическими настроениями, участники экстремистских молодежных групп, качественно меняются социальные дистанции среди различных этнических, конфессиональных, поколенческих и социальных слоев общества, растёт социальная напряженность и происходит изменение стереотипов в восприятии жестокости, этнофобии, мигрантофобии - они начинают восприниматься как привычная социальная норма; развиваются установки на «свои - чужие», в общественном сознании происходит конструирование образа врага.

Всему этому способствуют и язык вражды в СМИ, и радикальные «сайты ненависти» в Интернете. Так, в мониторинге толерантности подростковой субкультуры, который был

осуществлен Институтом социологических исследований РАО (В. В. Собкин] в Центральном регионе страны в 2013 г., среди ответов школьников об отмечаемых ими отношениях к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, царящих в нашем обществе, присутствовали (по мере убывания): агрессивный национализм (18,6%), расизм (17,1%), дискриминация (16,4%), насилие (14,7%), нетерпимость (14,4%), терроризм (13,4%). Лишь 2% респондентов не называют ни одно из перечисленных явлений и считают, что они не находят распространения в обществе. Недопустимо высоким оказался и процент тех, кто с безразличием относится к этой проблеме - 28,2%. При этом ученые называют цифру более трети среди респондентов, которые также безразличны к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам [5].

Такие показатели, по мнению специалистов, свидетельствуют о равнодушном отношении значительной части молодежи к социально опасным проявлениям жестокости и экстремизма и о том, что эти явления воспринимаются школьниками уже как социальная норма. Эти факты являются вызовом образованию и требуют активизации использования возможностей системы образования и различных форм воспитания в формировании у молодежи гражданской идентичности, социального согласия и толерантности, в профилактике ксенофобских установок. Так, например, ученые отмечают, что в учебниках истории развитие человечества часто представлено в виде истории насилия и войн, что приводит к ориентации на выбор конфликтного поведения, решения вопросов силовыми способами, следовательно, и восприятие такого разрешения конфликтов немирным путем, путем несогласия как социальную норму поведения.

Необходимо учитывать данные факты при проектировании учебников и предлагать в них больше примеров, которые демонстрируют сотрудничество, взаимопонимание, стремление к диалогу в выстраивании человеческих взаимоотношений и взаимосвязях во всех сферах человеческой деятельности. Важным представляется ученым расширение в учебных программах тем, в которых раскрывается нравственный смысл и взаимодополнение ценностей в разных религиях, национальных культурах, сообществах как в це-

лом в развитии человеческой цивилизации, так и в многонациональном современном обществе.

В обучении и во внеурочной деятельности важно активнее использовать современные социально-психологические технологии, участие школьников в социоориентирован-ных проектах, различные тренинги, коучин-говые техники, которые позволяют учить школьников разрешению конфликтных ситуаций мирным путем, развивают у них умения в ведении переговоров, нахождении консенсуса, стремление к пониманию позиции противоборствующих сторон. При этом у школьников следует формировать осознание того, что не отсутствием собственной позиции или равнодушным отношением к проявлениям жестокости или религиозной и национальной нетерпимости характеризуется толерантное отношение. Напротив, только человек, имеющий свою собственную позицию, мировоззрение и веру, активно проявляющий ее, может считаться тем, для кого процесс идентичности - общечеловеческой, гражданской, религиозной, этнической - проходит успешно (А. Асмолов) [1].

В формировании такого человека важную роль играют культура, наука, образование и религия - важнейшие мировоззренческие системы, в функции которых и входит формирование культуры доверия в ответ на риски возникновения насилия и конфликтов. И именно образованию принадлежит ведущая роль в решении этой задачи.

Результаты социологических монито-рингов [6] показывают, что респондентами сегодняшнее образование оценивается как пространство наименьшего проявления нетерпимости и одновременно - как наиболее способное в воплощении ожиданий общества, как институт социализации, способный компенсировать дефекты, к которым приводит социализация в семье, СМИ и «на улице». Новые функции образования как ведущей социальной деятельности общества связываются сегодня с формированием у молодежи умения жить и общаться в гражданском обществе, в многонациональном, полиэтническом, быстро меняющемся мире, а гражданская идентичность, сформированная у школьников и рассматриваемая как результат этой деятельности, воспринимается в качестве базовой предпосылки укрепления российской государственности и государственной консо-

лидации общества.

Поликультурная компетенция как глобальная компетенция и интегративное качество личности необходима сегодня для жизнедеятельности в современном мире, ее реализация осуществима через доброжелательное отношение человека к любой культуре и ее представителям, через понимание того, что у каждой духовной культуры имеется право на существование, она реализуется как в мировом, так и в своем собственном контексте и логике развития, и каждая из культур несет в себе значимое для развития всего человечества ценностное содержание. Новая предметная область, обозначенная в Стандартах образования как «Духовная культура народов России», предмет «Основы религиозных культур и светской этики» призваны решить эту задачу и обладают потенциальными возможностями для этого.

Так, важнейшими принципами в отборе содержания для нового предмета в преподавании школьникам религиозной культуры как части общемировой и многонациональной российской являются культурологический подход и принцип единения, а не разобщения школьников, несмотря на то, что предмет представлен шестью модулями - это «Основы» иудейской, буддийской, православной, исламской культуры, мировых религиозных культур и светской этики. Все учебники, представляющие предмет, едины в педагогических целях, задачах, базовых ценностях, требованиях к результатам освоения учебного содержания.

Методологические подходы, обусловленные концепцией предмета, обеспечивают единство содержания каждой из религиозных и гуманистических традиций в целостном контексте российской национальной жизни. Дидактически учебники создают возможность для воссоздания религиозно-культурной традиции России, и ее активное освоение школьниками в пределах отведенного учебного времени сообразно возрастным и образовательным возможностям младших подростков. В содержание каждого из учебников входят одинаковые тематические блоки, что позволяет им представлять собой единый предмет - в соответствии с замыслом, целями, структурой, принципами отбора содержания и построением методического аппарата, логикой подачи материала.

Содержание предмета способствует рас-

ширению знаний школьников о той или иной религиозной или светской традиции с рассмотрением ее в контексте российской истории и культуры; формированию при помощи межкультурного и межконфессионального диалога начальных представлений о российской религиозно-культурной традиции в целом - общей духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России. Это осознание происходит в процессе знакомства школьников с первоначальными представлениями культурологических и исторических основ той или иной религиозной традиции или светской этики - обучающиеся, например, узнают об общей патриотической и гражданской позиции людей разных мировоззрений, но чья жизнь представляется образцом служения идеалам добра, гуманизма, Родине, вере, Богу. В процессе преподавания данного курса важно уделять внимание примерам, которые свидетельствуют о том, каким нравственным идеалам и каким ценностям могут посвящать свою жизнь люди, какие примеры коллективного и индивидуального нравственного, духовного подвига во имя религиозных, общественных, семейных, гражданских идеалов есть в истории нашей страны.

Важная роль в изучении предмета принадлежит воспитанию патриотизма, чувства гордости за нашу Родину, например, на тех уроках, которые посвящены единению представителей всех конфессий, всех наций и народностей России во имя высших ценностей.

Объединяющими по темам для всех шести учебников являются, таким образом, по мнению разработчиков учебно-методических материалов по предмету, содержательные «блоки», стратегические линии в выстраивании материала, представленные в таких разделах и темах, как например: «Как сегодня жить по нравственным законам», «Семья и семейные ценности в...», «Календарный год и праздники в культуре», «Золотое правило нравственности» и т.д. (Т.Д.Шапошникова, К.В.Савченко].

Освоение школьниками содержания учебного материала всех обозначенных выше тематических блоков предмета - разделов учебников - призвано сыграть важную роль не только в расширении их образовательного кругозора, но и в воспитательном процессе формирования достойного гражданина Российской Федерации, соблюдающего Консти-

туцию и законы страны, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества. В результате обучения у школьников должны сформироваться действенные мотивы к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений на основе доверия и согласия [7, 1821]

Итак, для современной школы важнейшим является решение актуальных проблем в воспитании и социализации обучающихся в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, постоянно изменяющемся мировом сообществе. Школа может и должна активно способствовать тому, чтобы ее воспитанники могли приобрести опыт таких общественных ценностей и моделей взаимоотношений, которые присутствуют в реальной жизни и окружающей ребенка действительности - с ними дети уже постоянно сталкиваются за порогом школы и к ним они должны быть готовы после ее окончания. По мнению зарубежных и отечественных ученых, совместное обучение школьников разных национальностей и вероисповеданий в одном классе создает именно те условия, которые позволяют воспитать толерантность и уважительное отношение к представителям разных мировоззренческих позиций. Сегодняшняя школа реально представляет то пространтсво, где обучающиеся смогут получить опыт социального согласия и доброжелательного межкультурного диалога, позволяющего им лучше понять себя через понимание и приятия другого [8].

Обучение школьников основам светской этики, мировых и традиционных для нашей страны религиозных культур способствует объединению подростков, развитию доверия между ними. Социализация и аккультурация, происходящие при изучении предмета ОР-КСЭ, реализуются в практической подготовке школьников к жизни в плюралистическом обществе и осуществляются как интеграция их в это общество уже в школьном классе. Укрепление идентичности и воспитание толерантности становятся в этом случае взаимосвязанными элементами единого процесса, в котором реально осуществляется формирование таких важнейших качеств личности, как

толерантность, гражданственность и патриотизм и задача формирования которых соответствует сути духовно-нравственного воспитания в школе при их подготовке к жизни. Таков воспитательный потенциал предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который должен быть понятен преподавателям начальной школы и использован ими для эффективного решения задач приобщения школьников к опыту объединения людей на основе доверия и согласия.

В соответствии с принципом светскости, современная школа, работающая в пространстве мультикультурного общества и самым естественным образом объединившая во времени школьников разных мировоззренческих взглядов, уже самим фактом их совместного пребывания в ней позволяет создать условия и возможности для их свободного самовыражения, обмена опытом, мнениями по актуальным вопросам жизни. Это безусловно способствует воспитанию у школьников гражданственности, плюрализма и закладывает основы гражданской и общечеловеческой солидарности в будущем. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», таким образом, способствует первичному знакомству школьников с различными формами знаний, освоению ими социального опыта и применению его в повседневной жизни, осознанию нравственных ценностей и этических норм различных культурных традиций, формированию духовно-нравственной культуры личности.

Поликультурная компетентность, понимаемая как глобальная компетенция и инте-гративное качество личности, выступает показателем личностного роста школьников, включает в себя поликультурные знания, интересы, потребности, мотивы, ценности, опыт социального доверия и согласия, усвоенные социальные нормы и правила поведения, которые так важны сегодня в повседневной жизни и деятельности в современном обществе. Она реализуется в умениях и способностях в выстраивании позитивного взаимодействия с людьми, относящимися к разным культурам, национальностям, верованиям, социальным группам. Поликультурная компетентность означает уважительное отношение человека к культурному и религиозному многообразию мира, к любой культуре и её носителям доверие и стремление к миролюбию.

Литература

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования; на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества //Вопросы образования . - 2008. - № 1. - С.65-86.

2. Москвин Л.Б. Согласие в обществе как важное условие развития России по пути модернизации // Вестник института социологии. - 2014. - № 04s. - С. 38.

3. Иваненков С.П., Ефанова О.А. Некоторые результаты исследования культурных потребностей молодежи в современной России // Credo new. -2013. - № 3. - С.156-167.

4. Гудков Л. Негативная идентичность. - М., 2004.

5. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования / под ред. В.С. Собкина. Том VIII. Вып. XIII. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003.

6. Отцы и дети: поколенческий анализ современной России / сост.Ю. Левада, Т. Шанин. - М.: Новое литературное обозрение, 2014.

7. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: моног. - СПб.:Апостоль-ский город, 2005

8. Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. Рабочая программа к УМК ОРКСЭ изд-ва

«Дрофа». - М.: Изд-во Дрофа, 2013 г.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.