УДК 008:378.6(470.23-25) ББК 71.4(2-2Санкт-Петербург)
DOI 10.53115/19975996_2023_04_205_215 Л.В. Никифорова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТВОРЧЕСКИХ ВУЗАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Цель статьи - показать тематику культурологических исследований, базой которых стали восемь ведущих творческих вузов Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургская академия художеств, Академия русского балета имени А.Я. Вагановой, Российский государственный институт сценических искусств, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. АЛ. Штиглица, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Высшая школа народных искусств. Тематика классифицирована по направлениям: философия культуры, философско-культурологическая аналитика искусства и творчества; критический анализ искусствоведческой методологии и использование новых методов в аналитике искусства; вопросы культурной политики, культурного наследия, культурной памяти; история и культура Санкт-Петербурга, культурологическое краеведение; педагогика художественного образования. Сделан вывод, что обозначенные тенденции можно рассматривать как контуры реально функционирующей культурологии искусства.
Ключевые слова:
культурная память, культурное наследие, культурология, теория культуры, творческие вузы.
Никифорова Л.В. Культурологические исследования в творческих вузах Санкт-Петербурга // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 4. - С. 205215. - DO110.53115/19975996_2023_04_205_215
© Никифорова Лариса Викторовна - доктор культурологии, профессор, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой; профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Санкт-Петербург - крупнейший центр художественного образования в нашей стране и одновременно центр научных исследований, формировавшихся на основе изучения различных видов искусства. Ученые и педагоги творческих вузов помимо собственно искусствоведческих, музыковедческих, театроведческих, балетоведческих занимались исследованиями теории и истории культуры и внесли в эту область заметный вклад. Целью настоящей статьи стало обрисовать контуры культурологических исследований, базой которых стали восемь ведущих творческих вузов Санкт-Петербурга.
Творческие вузы Санкт-Петербурга
В столице Российской империи, которая была авангардом европеизации, в 1757 году была основана «Академия трех знатнейших художеств». Сегодня это Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина (Санкт-Петербургская академия художеств), хранящая традиции академической школы. Многие русские и советские живописцы, архитекторы, скульпторы были выпускниками и педагогами академии. Среди них художники А.П. Лосенко, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, С.Ф. Щедрин, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов, И.Н. Крамской, В.И. Сури-
ков, В.А. Серов, И.Е. Репин, И.И. Бродский, И.Э. Грабарь, В.А. Ветрогонский, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников; архитекторы В.И. Баженов, И.Е. Старов, А.Д. Захаров, В.П. Стасов; ваятели Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, П.К. Клодт,
B.А. Беклемишев, М.М. Антокольский, М.К. Аникушин, Е.В. Вучетич; искусствоведы и философы искусства А.П. Валицкая,
C.М. Даниэль, В.А. Леняшин, Ц.Г. Нес-сельштраус, А.Л. Пунин, Г.К. Щедрина.
В танцевальной школе Ж.-Б. Ланде, основанной в 1738 году, началась подготовка танцовщиков. Прямым потомком танцевальной школы считает себя Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой (АРБ имени А.Я. Вагановой). Вузом с полным циклом высшего профессионального образования от бакалавриата до аспирантуры Академия балета стала в 1991 году, до того она работала, выражаясь сегодняшним языком, как учреждение среднего профессионального образования (императорское театральное училище, хореографический техникум, хореографическое училище). Среди знаменитых выпускников Академии звезды мирового балета Г. С. Уланова, М.Т. Семенова, Н.М. Дудинская, И.А. Кол-пакова, Д.В. Вишнева, У.В. Лопаткина, С.Ю. Захарова, К.С. Сергеев, В.М. Чабуки-
ани, М. Барышников, Р. Нуриев. Методика обучения классическому танцу, разработанная А.Я. Вагановой, стала основой подготовки артистов балета по всему миру.
Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) отсчитывает свою историю от «Петербургской театральной школы разных специальностей», созданной в 1779 году на базе танцевальной школы Ланде. В XVIII и XIX веках будущие артисты балета, оперы, драматического театра обучались в одном учебном заведении - Театральной школе, Императорском Санкт-петербургском театральном училище. После революции 1 91 7 года решением Наркомпроса РСФСР Петербургское театральное училище было разделено на два учебных заведения - это современные АРБ имени. А.Я. Вагановой и РГИСИ.
Сегодня в состав РГИСИ входят семь факультетов: актерского искусства и режиссуры; музыкального театра и эстрадного искусства; театра кукол; сценографии и театральной технологии; театроведческий; продюссерский; мастерства сценических постановок.
Среди выдающихся выпускников института - Н.К. Черкасов и Н. К. Симонов, А.И. Райкин, Г.Г. Жженов, Н.Н. Ургант, З.М. Шарко, А.Б. Фрейндлих, С.Ю. Юрский, М.М. Неёлова. А.Ю. Герман, Н.М. Те-някова, М.С. Боярский, Ю.Н. Гальцев, К.Ю. Хабенский.
В РГИСИ преподают лучшие практики и теоретики современного театрального искусства: Л.А. Додин, В.В. Фокин, Э.С. Ко-чергин, В.М. Фильштинский, Ю.М. Кра-совский, В.Н. Галендеев, С.Я. Спивак, Г.Р. Тростянецкий, Г.М. Козлов, А.А. Пра-удин, А.А. Могучий, С.Д. Черкасский, Н.П. Наумов, Р.Р. Кудашов, А.В. Мелентьев, И.И. Благодёр, Ю.Х. Васильков В.И. Фирер, Г.А. Праздников, А.А. Чепуров, Н.В. Песо-чинский, М.Ю. Дмитревская, В.И. Максимов, Е.В. Третьякова, Л.Г. Сундстрем.
В 1862 постановлением Комитета директоров Императорского Русского музыкального общества году основана первая консерватория в России, первоначально она называлась музыкальным училищем, ныне это Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова). Инициатором создания и ее первым директором стал А.Г. Рубинштейн, первым выпускником по классу композиции - П.И. Чайковский, автором первых учебных программ и учебников Н.А. Римский-Корсаков. Сегодня студенты консерватории учатся на шести факультетах - фортепианном, оркестровом,
народных инструментов, композиции и дирижирования, вокально-режиссерском, музыковедческом. Среди знаменитых на весь мир выпускников и педагогов консерватории: С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.К. Лядов, Л.П. Штейнберг, Е.А. Мравин-ский, Г.В. Свиридов, М.Б. Полякин, С.М. Слонимский, А.Ш. Мелик-Пашаев, М.Л. Хейфец, Б.И. Тищенко, Е.В. Образцова, И.П. Богаче-ва, Ю. Х. Темирканов, В.А. Чернушенко, В.А Гергиев, А.Ю. Нетребко.
В 1876 году на средства, пожертвованные банкиром и промышленником А.Л. Штиглицем, было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР) - предшественник современной Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им.
A.Л. Штиглица (СПбГХПА им. А.Л. Штиглица). Выпускники ЦУТРа работали в молодой тогда художественной промышленности, на фирме Фаберже, в книгоиздании. Воспитанники Ленинградского художественно-промышленного училища, воссозданного в 1945 года, восстанавливали разрушенные войной памятники Ленинграда и пригородов. Выпускники ЛВХПУ им.
B.И. Мухиной стали авторами памятников «Пояса Славы» вокруг Ленинграда, памятника павшим в блокаду на Серафимском кладбище, авторами дизайна автомобилей «Волга», «Нива», «Белаз», кораблей на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», оборудования телецентра «Останкино» и Центра управления космическими полетами.
В разные годы в училище и академии трудились архитекторы и художники М.М. Месмахер, В.В. Матэ, Н.Н. Рерих, М.П. Боткин, А.И. фон Гоген, А.А. Ры-лов, М.Э. Гизе, А.А. Оль, Л.М. Швецкая, И.А. Вакс, Я.Н. Лукин, В. Д. Кирхоглани, О.Л. Некрасова-Каратеева.
История Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ) началась в 1 91 8 году, когда был организован Высший институт фотографии и фототехники, преобразованный позднее в государственный фотокинотех-никум, а затем в Ленинградский институт киноинженеров. У истоков института стояли инженер В.И. Срезневский и художник А.П. Остроумова-Лебедева. В институте работали виднейшие деятели русской фотографической и кинонауки, разрабатывались отечественные технологии фото и кино индустрии, телевизионного производства.
В университете преподают мастера кино: режиссёры игрового кино К.С. Лопушан-ский, Д.Д. Месхиев, С.М. Овчаров, Ю.Н. Фе-тинг; режиссёры неигрового кино В.Е. Ва-
сильев, В.И. Гуркаленко, Н.В. Макаров; режиссёры телевидения М.Д. Баркан, П.Я. Солдатенков; операторы Д.А. Долинин, С.М. Ландо; звукорежиссёры В.Г. Ди-нов, В.М. Персов, Ю.А. Кубицкий.
В настоящее время направления подготовки СПбГИКиТ обеспечивают полный спектр специалистов для киноиндустрии, телевидения и массмедиа. В состав института входят: факультет экранных искусств, факультет продюсирования, экономики и управления, факультет медиакоммуника-ций и туризма, факультет технологий кино и телевидения, факультет фотографии, дизайна и журналистики, факультет вечернего и дополнительного образования, факультет заочного образования, аспирантура и докторантура, киновидеотехнический колледж.
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТиД) основан в 1930 году как Ленинградский текстильный институт, выделившийся из Ленинградского технологического института. Институт готовил, прежде всего, инженеров и экономистов, но в 1992 были введены программы по текстильному и графическому дизайну, по прикладному искусству, ювелирному делу, дизайну костюма и аксессуаров, а также журналистике и рекламе. СПбГУПТиД превратился в образовательный и научный центр в области модной индустрии, сочетая инженерные, художественные и маркетинговые специальности. Со временем структура СПбГУПТД усложнилась. Сегодня вуз включает институт графического дизайна, институт информационных технологий и автоматизации, институт дизайна пространственной среды, институт текстиля и моды, институт бизнес-коммуникаций, институт дизайна костюма, институт экономики и социальных технологий, институт прикладного искусства, высшую школу печати и медиатехнологий, институт прикладной химии и экологии, институт дизайна и искусств. Центром культурологических исследований стала кафедра истории и теории искусства института дизайна и искусств.
Высшая школа народных искусств (ВШНИ) - самый молодой государственный вуз Санкт-Петербурга - открылась в 2003 году. Она разместилась в здании, построенном в канун Первой мировой войны для «Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны», целью ко-
1 В 2016 году на базе кафедры «Искусствоведение и культурология» по инициативе Т.В. Горбуновой были созданы два образовательных сектора: выпускающая кафедра «Искусствоведение», осуществляющая образовательные программы на уровне бакалавриата, и «Центр инновационных образовательных проектов», на базе которого развивается подготовка по программам магистратуры и профессиональной переподго-
торой была поддержка кустарных промыслов и народного искусства. Первая школа просуществовала недолго, но ее традиции положены в основу нового художественного вуза. Современная ВШНИ - единственное в России государственное учебное заведение, осуществляющее профессиональную подготовку художников в области традиционного прикладного искусства. Среди направлений подготовки - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; традиционное прикладное искусство; теория и история искусств. В ВШНИ работают кафедры художественной вышивки, художественного кружевоплетения, лаковой миниатюрной живописи, декоративной росписи, ювелирного и косторезного искусства.
В 1 990-е в творческих вузах Санкт-Петербурга появились кафедры культурологии, а в учебные программы введена дисциплина «Культурология». Так, в 1 992 году в СПбГХПА им. А.Л. Штиглица (тогда Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной) была создана кафедра искусствоведения и культурологии (переименована и реструктурирована в 2016). Много лет кафедру возглавляла Т.В. Горбунова, профессор, доктор философских наук1. Кафедра выпускала искусствоведов, но, как отмечала ее выпускница К. В. Бандорина, кандидат искусствоведения, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров: «нам прививали культурологическое и междисциплинарное мышление» [19].
К 2023 году в творческих вузах кроме собственно культурологии преподается еще ряд дисциплин, своим содержанием тесно связанных с проблематикой теории и истории культуры: «Мировая художественная культура»; «Искусство в системе культуры»; «Искусство в истории культуры»; «Художественная культура России»; «История зарубежной художественной культуры»; «Художественная культура России Х1Х-ХХ1 веков»; «История и культура Санкт-Петербурга»; «Основы государственной культурной политики»; «Экономика культуры»; «Визуальная культура».
Авторские коллективы кафедр творческих вузов готовят и издают учебники и учебные пособия по культурологическим дисциплинам: культурологии (авторский коллектив кафедры гуманитарных и общественных наук СПбГИКиТ [59]); истории
культуры (ВШНИ [87]; АРБ им. А.Я. Вагановой [45]); истории художественной культуры, культурологии искусства, истории искусства, в которых искусство рассматривается в контексте культуры (СПбГИ-КиТ [44]; СПбГУПТиД [61]; ВШНИ [25]); по отдельным направлениям художественной культуры (СПбГИКиТ [81]; АРБ им. А.Я. Вагановой [93]). А также авторские курсы лекций и учебные пособия к ним (СПбГУКиТ [48; 50], СПбГК [6]).
Философия культуры, философско-культурологическая аналитика искусства и творчества
A.Л. Казин, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры, более 30 лет работающий в СПбГУКиТ, многие годы занимается философскими проблемами русской культуры, компаративными исследованиями русской и европейской философии искусства [49]. В понимании специфики русской культуры А.Л. Казин делает упор на духовные традиции, которые представлены как православием, так и великой русской литературой. Одна из сквозных тем научного творчества А.Л. Кази-на - попытка разобраться в особенностях русской философии, аккумулировавшей духовную культуру. С точки зрения европейской рациональности русская философия как будто отсутствует, А.Л. Казин показывает, что она сосредоточена в литературе, и определяет тип русского философа-художника (творца) как верующего гения [46]. Помимо авторских монографий о русской культуре А.Л. Казин стал научным редактором и одним из авторов трехтомника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХ1 века» [85].
B.В. Селиванов, доктор философских наук, многие годы возглавлявший кафедру общественных и гуманитарных наук СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, а затем сектор социологии Государственного Эрмитажа, занимался вопросами теории культуры и художественной культуры. Он отстаивал понятие культуры как исторически накопленного духовного опыта человечества и полемизировал с пониманием культуры как всей совокупности человеческой деятельности [77]. Такой духовный опыт он рассматривал как шанс будущего, залог выживания человечества перед угрозой неминуемых катастроф [74, с. 91]. Но его главными научными интересами оставались природа искусства, генезис художественной деятельности, социальная ответственность творческой личности [75; 76].
Г.А. Праздников, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и истории, полвека проработавший в РГИСИ, много лет разрабатывает концепцию культуры как духовно-творческого феномена, а сам феномен творчества трактует в философско-эти-ческих координатах: «Творческий акт не умещается в рамках профессионального действия. Это поведение, поступок, не только воплощающий художественное задание, но и управляемый стратегиями добра, мужества, ответственности, чести, достоинства» [73, с. 186]. Ю.М. Шор, коллега Г.А. Праздникова по РГИСИ, доктор философских наук, профессор, размышляет о философских и культурологических гранях творческого мышления, представляет творчество как внутренний диалог, столкновение и взаимодействие принципиально различных логик, за которыми стоят уникальные культурно-исторические миры [8]. Т.А. Апинян, доктор философских наук, профессор СПбГК им. Н.А. Римского-Кор-сакова, осмысляла творчество в контексте феномена игры и его креативной функции, в ряду других игровых форм культуры, таких как миф, ритуал. Искусство у Т.А. Апинян - усовершенствованная формы игры, а источник эстетического наслаждения - игра, лежащая в основе искусства [4; 5]. О.И. Тарасова, доктор философских наук (АРБ им. А.Я. Вагановой) рассматривает феномен творчества с точки зрения философской категории свободы [86].
Круг интересов В.И. Смирнова, доктора философских наук, профессора академии художеств, связана с генеалогией и функционированием философских понятий, фигурирующих в искусствоведческом дискурсе. Так, он анализирует понятие философии архитектуры и архитектурной философемы [82], понятие совершенства, которое есть и цель творчества, и смысл человеческой жизни [83].
Отдельно стоит отметить исследование философских контекстов видов искусства, творчества отдельных художников, писателей, поэтов, режиссеров и представителей других творческих профессий. Философским контекстам и возможностям концептуализации музыки посвятила свою монографию Т.А. Апинян [7]. А.А. Асо-ян, профессор СПбХПА им.А.Л. Штиглица, доктор филологических наук, член Дантовской комиссии РАН занимается философскими контекстами творчества П. Филонова, В. Хлебникова [15]. А.Л. Ка-зин - философскими основаниями творчества Ф.М. Достоевского [47].
Символические формы культуры и концепцию Э. Кассирера исследовала А.В. Вей-нмейстер, кандидат философских наук, доцент СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова [26]. Исследователей также интересует соотношение искусства с другими символическими формами культуры, прежде всего с мифом. На основе мифа об Орфее и Эври-дике А.А. Асоян изучает проблему роли поэта и сущности поэзии (в широком смысле творца и творчества), в том числе христоло-гические аспекты фигуры творца и теургические моменты творчества [17]. Над мифологическими сюжетами в оперном искусстве размышлял А.В. Денисов, доктор искусствоведения, профессора СПбГК им. Н.А. Рим-ского-Корсакова, анализируя также саму природу оперного жанра. В оперных произведениях, как показывает А.В. Денисов, формируется сфера конвенциональной семантики, «образующейся при взаимодействии музыкального текста с внетекстовой реальностью» [33, с. 45]. Биографический миф стал предметом исследования Н.Н. Акимовой, доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой общественных наук Санкт-Петербургской академии художеств [3]. Изучая литературную биографию и литературную репутацию Ф. Булгарина, Н.Н. Акимова ставит вопрос о закономерностях самосознания национальной культуры, о возникновении и бытовании русских культурных мифов.
Критический анализ искусствоведческой методологии и использование новых методов в аналитике искусства
Под критическим анализом здесь понимается аппарат критической теории2, применяемый для анализа истории и методологии искусствоведения как академической науки со своими «доксами» и «канона-ми»3. С точки зрения институциональной критики, более широко представленной в зарубежных исследованиях, начиная с 1 970-х годов, но также и в современных российских, искусствоведение как академическая дисциплина сформировалось в достаточно замкнутую институцию со сво-
ей иерархией тем и проблем, с канонизированным дискурсом. Культурологи и философы в силу большей открытости к междисциплинарности, в силу позиции наблюдателя по отношению к академическому искусствоведению, занялись аналитикой искусствоведческого дискурса.
Коллектив авторов АРБ имени А.Я. Вагановой подготовил коллективную монографию о современном хореографическом дискурсе, т.е. о состоянии способов говорить об искусстве балета и хореографии, о философской аналитике и культурологических контекстах танца, о потенциале междисциплинарных исследований в изучении хореографии [84]. Эту работу можно назвать философско-культурологической интервенцией в весьма консервативное поле академического балетоведения.
А.А. Асоян предложил анализ философских оснований художественной критики. С опорой на лакановский психоанализ и концепт деконструкции он рассматривает художественную критику как форму рефлексии творческого мышления; размышляет о религиозности светского искусства, которое принято воспринимать в отрыве от религиозной традиции; об анализе произведения с точки зрения мифопоэтики и мифориторики [16].
В фокусе научных интересов Т.В. Букиной, доктора искусствоведения, доцента АРБ имени А.Я. Вагановой - генеалогия советского музыковедения и связанного с ним музыкального балетоведения, методов и парадигм историко-музыковедческих и теоретико-музыковедческих исследований. Посвятив свою докторскую диссертацию идее музыкальной культуры в советском и постсоветском музыковедении [20], наметив в небольшой монографии основные вехи музыкальной социологии [21], Т.В. Букина работает над общей картиной культурной истории советского музыковедения, которая соберет воедино различные его формы. Пока этот материал представлен статьями [3; 22], но, надеюсь, впереди обстоятельная монография.
Переосмыслением категорий стиля и жанра применительно к акционизму за-
2 Под критической теорией в широком смысле понимается комплекс подходов и методов, сформировавшихся во второй половине ХХ века и направленных не только на изучаемый объект, но и на природу знания: теория дискурсов, восходящая к работам М. М. Бахтина; генеалогия знания и концепция власти-знания М. Фуко; психоанализ в версии Ж. Лакана; постструктурализм и концепция деконструкции Ж. Деррида; философия языка Л. Витгенштейна (его работы опубликованы и оценены во второй половине ХХ века, хотя написаны в 1930-е); теория коммуникации и медиа-теория; семиотика, которая хоть и возникла много раньше, но именно во второй половине ХХ века стала инструментом анализа различных «текстов» — от социальных и политических явлений до изобразительного искусства и театра.
3 П. Бурдье понимал под университетской доксой форму верования [24, с. 10]. Я. Ассман под каноном понимал текст, по отношению к которому осуществлен «акт закрытия»; он подлежит дословной передаче, но не изменению, истолкованию, но не интерпретации [18, с. 100- 101].
нимается Л.А. Меньшиков, доктор искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой общественных и гуманитарных наук СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова [95]. В особом фокусе его внимания современное искусство и современный танец, и в особенности категориальный аппарат исследований современного искусства, особенно его «болевые точки» [66].
АО. Котломанов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры общественных наук и искусствоведения СПбХПА им. А.Л. Штиглица в ответ на критику советского искусствознания как вторичного по отношению к западному, ставит вопрос о его уникальности и специфике, связанной с литературной традицией и русской словесностью [52].
С опорой на подходы культуральных исследований (cultural studies), в особенности на категорию идентичности, доктор культурологии, профессор Л.В. Никифорова (АРБ имени А.Я. Вагановой), показала динамику образа Медеи на русской театральной сцене конца XVIII - начала XIX века, политические и эстетические импликации мифа о Медее в русской культуре этого времени [97]. В другом исследовании вместе соавторами проанализировала борьбу чернокожих артистов за право танцевать классический «белый» балет [99].
Культурологи и философы культуры обращаются к семиотическому подходу, некоторые последовательно, другие время от времени. А.В. Денисов занимается семиотикой музыки, как общетеоретическими проблемами [36; 37], так и специально музыкальными цитатами и аллюзиями. Изучает интертекстуальность как ведущую стратегию музыки второй половины ХХ века [34]. Культурный трансфер знаков на примере русского портрета XVIII века исследовали Л.В. Никифорова с соавторами А.Л. Васильевой, кандидатом культурологии, доцентом (АРБ имени А.Я. Вагановой) и Е.А. Блохиной, кандидатом культурологии (Рязанский музыкальный колледж им. Г. и В. Пироговых) [72; 99].
Одна из проблем культурологии искусства и мировой художественной культуры - взаимосвязи и взаимодействия искусств в едином историко-культурном пространстве. Сегодня такие вопросы все чаще решаются в методологии интермеди-альности, что может пониматься и как синтез медиа, т.е. различных носителей образности, и как внутритекстовые связи, задействующие внутри произведения одного вида искусства образность другого. Интермедиальными художественными формами в теории и практике неоавангар-
да занимается Л.А. Меньшиков [63; 6 5]. Интермедиальными взаимодействиями между изобразительным искусством и театром XVШ-XIX веков - Л.В. Никифорова [71].
Вопросы культурной политики, культурного наследия, культурной памяти
В силу специфики будущей профессиональной деятельности студенты творческих вузов изучают дисциплины, связанные с культурной политикой и сохранением культурного наследия. При этом отдельные сферы искусства в этом отношении не равны друг другу - сохранение наследия в области архитектуры, музыки, балета, кинематографа, театрального искусства имеют разные теоретические основания, свои проблемные зоны, непохожие стратегии культурной политики. Возможно, именно поэтому функции обобщающей рефлексии легли на плечи культурологов и философов культуры. Проблемы с принятием закона о культуре и обсуждение документа «Основы культурной политики» в 2014-2015 годах подтолкнули к размышлениям и исследованиям. Практически в каждом творческом вузе не только читаются соответствующие курсы, но и подготовлены монографии и учебные пособия, методические рекомендации [38; 39; 78; 79]. Учебная литература, как правило, предполагает специфику того или иного вида искусства, поскольку адресована студентам конкретного творческого вуза.
Коллективное исследование «Фундаментальные основания государственной культурной политики России» под редакцией А.Л. Казина, созданное представителями творческих вузов и Российского института истории искусства [89], появилось как раз в связи с утверждением «Основ культурной политики» в декабре 2014 года. Монография посвящена взаимоотношениям художественной культуры и власти в прошлом и настоящем, авторы предлагают несколько моделей государственно-творческого взаимодействия -и продуктивных, и спорных.
Исследования искусства в контексте культурной памяти - направление современного культурологически ориентированного искусствоведения. В сфере научных интересов А.О. Котломанова монументальная скульптура, что, конечно, провоцирует обращение к концепциям исторической и культурной памяти. А.О. Котломанова интересует природа монументальности в контексте современных политик памяти, а также история и традиции контр-мону-мента как памятника исторической травме,
противопоставленного формам героического мемориала [54; 58].
Е.Э. Дробышева, доктор культурологии, доцент (АРБ имени А.Я Вагановой) рассматривает культурную память как один из регулятивных механизмов культуры, инструмент воспроизводства смыслов и видит три основных канала формирования и трансляции культурной памяти: праздничный календарь, систему образования и сферу художественной культуры [41].
Частью проблематики культурного наследия можно считать исследования статуса и функций классического искусства в современной культуре. А.А. Асоян обращается к рецепции античной и ренессансной классики, ряд его текстов посвящен античным и ренессансным мотивам, цитатам в творчестве писателей и художников ХХ века. Выстраивая эволюцию принципов отношения к античности, он обращает внимание, что разговор о классике это всегда разговор о судьбах искусства [14, с. 18].
Возрождению клавесина в музыкальной культуре XIX - XX веков, в эпоху господства фортепиано, посвящены исследования В.А. Шекалова, доктора искусствоведения, профессора (Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой). Исследуя интерес к коллекционированию старинных инструментов, их изучению, возобновлению производства, концертной деятельности, созданию клавесинных классов, В.А. Шекалов ставит более общие вопросы взаимодействия «старинного» и «современного», «аутентичного» и «модернизированного» в культуре Нового времени и в современной культуре [91-93].
А.О. Котломанов исследует классическую традицию в творчестве скульпторов модернистов [51], художников и кураторов конца ХХ века [56]. Занимаясь монументальной скульптурой второй половины ХХ века, он переосмысляет проблемы «большого стиля», реализма, академизма как в искусстве, так и в его искусствоведческой рецепции [53; 55; 57]. Л.В. Никифорова, анализируя статус классического искусства в современной культуре, полагает, что классическое искусство выступает как форма культурной памяти. В то же время само существование классического искусства с его установкой на вечные ценности и совершенную форму легитимирует другие виды актуального творчества, дает им право на статус художественных высказываний [70, с. 77].
В русле исследований культурной политики отдельно отметим тему культурных индустрий, к которой нередко обращаются ученые из творческих вузов. Среди них, Е.Э. Дробышева, А.В. Вейнмейстер
[27]. Предысторией культурных индустрий в акционистских практиках 1 960-х занимался Л.А. Меньшиков [67].
Исследования современного и актуального искусства
Как заметил однажды К.С. Пигров, искусство бывает современное и одновременное. Первое - новаторское, часто провокационное, претендующее на монополизацию понятия; синоним актуального. Второе - академическое, в русле художественных традиций и школ. Актуальное искусство, начиная, как минимум, с середины ХХ века, с концептуализма и попарта, лучше описывается с помощью философии и культурологии, нежели традиционного аппарата искусствознания. Поэтому в творческом вузе исследователями актуального искусства стали, в первую очередь, философы и культурологи.
Акционистскими практиками группы «Флюксус» и на этой основе теорией и практикой неоавангардного искусства как целостного явления занимается Л.А. Меньшиков [64]. В АРБ имени Вагановой ежегодно проходят конференции под общим брендом «Архитектоника современного искусства» (бессменный руководитель Е.Э. Дробышева) [9-12]. Под архитектоникой искусства Е.Э. Дробы-шева предлагает понимать по аналогии с архитектурой соотношение «несущих качеств в структурно-морфологических и функционально-динамических аспектах бытия культуры, а несомых - в уровне смыслополагания, который предшествует всему эмпирическому опыту» [40, с. 120]. К философии и искусству метамодерна обратились А.О. Котломанов [58], В.А. Мамонова. Кандидат культурологии, доцент (СПбГУТиД) [62], Н.А. Хрущева, кандидат искусствоведения (СПбГК им. Н.А Римского-Корсакова) [90].
Обращаются культурологи и философы культуры к современному академическому искусству. Например, Т.В. Горбунова исследует судьбы художников-монументалистов, педагогов и выпускников СПбГХПА им. А.Л. Штиглица в контексте феномена монументального искусства, которое пережило серьезные трансформации в последней трети ХХ века. Востребованное в советскую эпоху как, словами Делакруа, прообраз идеального мироустройства, оно стало утрачивать позиции в ответ «на глубинный момент нашей истории - наметившуюся потерю больших идей советской эпохи» [29, с. 210]. Е.Э Дробышева предлагает жанр научного интервью с великим современником как продолжение живой традиции философского диалога о ценностях современного художественного процесса [42].
Исследования технических искусств (фотография, кино, медиа)
Сегодня во многих творческих вузах не только читаются курсы по истории и теории кино и фотографии, экранных искусств, теории и истории медиа, но и предлагаются соответствующие образовательные программы. Речь не только о СПбГИКиТ, но и о других творческих вузах. К этой проблематике раньше других обратились культурологи и философы, которые готовили содержание учебных дисциплин и методические материалы, занимались собственными исследованиями. Неоднократно к кинематографу обращались в своих исследованиях А.Л. Казин (СПбГИКиТ), С.А. Тихомиров (ВШНИ).
В творческих вузах представлены исследования визуальной культуры и визуального опыта, которые рассматриваются сегодня как технологически опосредованные феномены. А.А. Курбановский, доктор философских наук, сотрудник Государственного Русского музея и преподаватель СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, определяет свои научные интересы как археологию визуаль-ности. Он разделяет зрение как физиологический процесс и видение, как историко-культурный феномен, результат «переплетения множества визуальных кодов, режимов видения, техник/практик визуальности, дополняющих или налагающихся друг на друга, а также - и репрессированных, "погребенных"» [60, с. 15]. Изучая русское академическое и авангардное искусство - произведения К. Брюллова, П. Федотова, К. Малевича, В. Татлина - Курбановский реконструирует «режимы видения» ушедших эпох, которые определяли и авторские намерения, и зрительское восприятие.
Л.В. Никифорова, реконструируя забытый балет XVIII века, занимается археологией медиа - показывает старинный спектакль как редкую попытку передать рассказ о важном новостном событии (Чесменское сражение) в виде документальной движущейся картинки [69].
История и культура Санкт-Петербурга, культурологическое краеведение
В творческих вузах обычно читаются дисциплины, связанные с историей и культурой Петербурга, поскольку это важная часть профессиональной компетентности представителей творческих профессий. Культурологи вместе с историками читают лекции и пишут учебники [80].
Культурологи в сотрудничестве с историками выступают историографами своих образовательных институций - вузов и кафедр. Так, Е.А. Пономарева (СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова) занималась историей Консерватории в годы войны и судьбами педагогов4. Историю Высшей школы народных искусств реконструировал коллектив преподавателей [28]. Историю кафедры искусствоведения и культурологии в СПбХПА им. А.Л. Штиглица проанализировала Т.В. Горбунова [31]. В сферу научных интересов Н.Н. Акимовой входят исследования петербургского текста [1; 2].
Педагогика художественного образования, отчасти пересекающаяся с исследованиями истории образовательных организаций.
Т.В. Горбунова занималась преды-сторий и ранней историей художественно-промышленного образования, изучая деятельность школ художественных ремесел второй половины ХХ в., образовательные эксперименты начала ХХ века [30; 32]. Истории и особенностям профессионального образования в области традиционных художественных промыслов посвятил свои исследования С.А. Тихомиров [88]. Динамика исторического развития образования в сфере культуры и искусства и региональные модели современного образования в фокусе внимания И.И. Ирхен [43].
Вывод
Разнообразны научные интересы культурологов, связавших свою судьбу с художественным образованием, но точкой сборки этого разнообразия служат искусство и творчество как феномены культуры. К основным направлениям исследований специалистов из творческих вузов относятся философия культуры, философско-куль-турологическая аналитика искусства и творчества; критический анализ искусствоведческой методологии и использование новых методов в аналитике искусства; вопросы культурной политики, культурного наследия, культурной памяти; история и культура Санкт-Петербурга, культурологическое краеведение; педагогика художественного образования. При всем разнообразии исследовательских интересов обозначенную тематику можно рассматривать как контуры реально функционирующей культурологии искусства.
4 Составитель сборника «Ленинградская консерватория в годы Великой Отечественной войны» и ряда других публикаций, посвященных Консерватории и музыкальному искусству в годы Великой Отечественной войны.
Список литературы:
213
[1] Акимова Н.Н. О петербургском тексте эпохи реализма: Искусство и художник в повести Н. С. Лескова «Островитяне»// Научные труды. - 2019, № 51. - С. 130-52.
[2] Акимова Н.Н. Петербург XVIII века в «Воспоминаниях» Ф. В. Булгарина // Научные труды. - 2016, № 39. - С. 130-143.
[3] Акимова Н.Н. Литератор Фаддей Булгарин: творчество, репутация, культурный миф. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2022. - 557 с.
[4] Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 398 с.
[5] Апинян Т. А. Мир игры. - Б. м.: Эйдос, 1992. - 160 с.
[6] Апинян Т.А. Мифология: теория и событие / Уч. пос. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 280 с.
[7] Апинян Т.А. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке / Уч. пос. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. - 140 с.
[8] Архипова О.В., Шор Ю. М. Метафизика творчества. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 185 с.
[9] Архитектоника современного искусства. Жанрово-видовые трансформации / Сост. Е.Э. Дробышева; науч. ред. Л.А. Меньшиков. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2016. - 242 с.
[10] Архитектоника современного искусства в режиме медиа: пространство, технологии, агенты / Сост. и ред. Е.Э. Дробышева. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2021. - 178 с.
[11] Архитектоника современного искусства. От модерна к постмодерну / Сост. Е. Э. Дробышева; науч. ред. Л. А. Меньшиков. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2015. - 242 с.
[12] Архитектоника современного искусства. Сто лет под знаком революций / Сост. Е.Э. Дробышева; Науч. ред. Л.А. Меньшиков. - СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2018. - 242 с.
[13] Архитектоника современного искусства. Художник и власть: Сборник статей / Сост. Е. Э. Дробышева; науч. ред. Л. А. Меньшиков. - СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2019. - 242 с.
[14] Асоян А.А. Классическое наследие в эпоху глобализации// Культурология. -2014, № 1 (68). - С. 5-26.
[15] Асоян А.А. «Кристаллография» П. Филонова и «миропись» В. Хлебникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2021, № 3 (101). - С. 46-57.
[16] Асоян А.А. От Дидро до Деррида. Философско-эстетические основы художественной критики. - СПб.: Алетейя, 2016. - 586 с.
[17] Асоян А.А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике. - СПб.: Алетейя, 2015. - 134 с.
[18] Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 363 с.
[19] Бандорина К. В. «Важно мыслить не одной картиной, а контекстом»: интервью с преподавателем Академии Штиглица, искусствоведом Ксенией Бандориной. 02.05.2023 г. - Интернет-ресурс. Режим Доступа: https://dzen.ru/a/ZFC9aig_tHJZuE2D (21.08.2023)
[20] Букина Т.В. Идея музыкальной культуры и способы ее концептуализации в отечественной научной традиции советской и постсоветской эпох. Диссертация. - СПб., 2012. - 402 с.
[21] Букина Т. В. Музыкальная наука в России 1920-2000-х годов (очерки культурной истории). - СПб.: Из-во РХГА, 2010. - 192 с.
[22] Букина Т.В. «Семантика музыки» Г.А. Орлова: дискуссии о семиотических идеях в отечественном музыкознании конца 1960-1970-х гг. // Сравнительное искусствознание - XXI век. Статьи и материалы III Международной конференции «Орловские чтения». - СПб.: РИИИ, 2021. - С. 66-77;
[23] Букина Т.В. У истоков прерванной традиции: методологические поиски в советском историческом музыкознании 1920-х годов // Художественная культура. - 2023, № 2 (45). - С. 406-437.
[24] Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. -М.: Socio-Logos, 1996. - С. 8-31.
[25] Ванюшкина Л.М., Дмитриева Л.В., Куракина И.И., Тихомиров С.А. История искусств. Эпохи и образы. - М.: Юрайт, 2020. - 538 с.
[26] Вейнмейстер А.В. Концепции символической интерпретации культуры (Э. Кассирер, А. Ф. Лосев). -СПб: СПбГЭУ, 2012. - 194 с.
[27] Вейнмейстер А.В., Иванова Ю.В. «Культурные индустрии» и «креативные индустрии»: границы понятий // Международный журнал исследований культуры. -2017, № 1 (26). - С. 38-48.
[28] Высшая школа народных искусств: история становления академии / Л.А. Волошина, О.В. Федотова, Н.М. Александрова, Л.М. Ванюшкина, М.С. Винокур, И.И. Куракина, Т.Е. Лончинская, С.А. Тихомиров, Р.Н. Чиж. - СПб.: ВШНИ, 2018. - 187 с.
[29] Горбунова Т.В. В эпоху перемен: Наши ленинградские художники. - СПб.: Алетейя, 2017. - 215 с.
[30] Горбунова Т.В. Из истории ремесленных художественных школ XIX - начала ХХ века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. - 2019, № 258264. - С. 258-264;
[31] Горбунова Т.В. История становления и развития кафедры искусствоведения в полихудожественном вузе (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной - СПГХПА им. А. Л. Штиглица) // Отечественное искусство конца XIX - начала XXI вв. в диалоге эпох: идеи, стили, мастера. Материалы научно-практической конференции, посвященной 30-летию кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица. - СПб.: m Астерион, 2022. - С. 11-19. Ö
[32] Горбунова Т.В. Художественно-промышленное образование в диалоге эпох // Вестник Российской ака- 3 демии естественных наук (Санкт-Петербург). - 2014, № 4. - С. 104-105. О
214
[33
[34
[35 [36 [37 [38
[39
[40 [41 [42
[43
[44 [45
[46
[47
[48
[49
[50
[51
[52
[53
[54
[55 [56 [57
[58
[59
[60 [61 [62
[63
[64
[65
Денисов А.В. Античный миф в опере первой половины ХХ века. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 233 с.
Денисов А.В. Интертекстуальность в музыке: исследовательский очерк. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - 43 с.
Денисов А.В. Метаморфозы музыкального текста. - М.: Юрайт, 2018. - 188 с. Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и функции. - СПб.: Наука, 2003. - 205 с. Денисов А. В. Семантические этюды. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 183 с. Дмитриева Л.В., Тихомиров С.А. Всемирное наследие России: культурные ландшафты и памятники (программа элективного курса для 9-го класса общеобразовательной школы) // Вопросы культурологии. - 2011, № 1. - С. 59-66.
Дмитриева Л.В., Тихомиров С.А. Всемирное наследие России: культурные ландшафты и памятники (методические рекомендации к программе элективного курса для 9-го класса общеобразовательной школы) // Вопросы культурологии. - 2011, № 2. - С. 67-73.
Дробышева Е.Э. Архитектоника перформативного пространства // Международный журнал исследований культуры. - 2022, № 3 (48). - С. 118-129.
Дробышева Е.Э. Культурная память как аксиологический регулятор // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2022, № 7 (862). - С. 150-157. Дробышева Е.Э., Цискаридзе Н.М. «Живая аксиология»: разговор философа с художником о ценностях современной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2021, № 2 (100). - С. 74-86.
Ирхен И.И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России. -М.: МГУКИ, 2012. - 239 с.
История и культурология искусства / Уч. пос.; Т. Е. Сиволап. - СПб.: СПбГИКиТ, 2019. - 330 с. История культуры России в памятниках, текстах, метафорах / Уч. пос.; под ред. Л.В. Никифоровой. -СПб.: Лань, 2023. - 240 с.
Казин А. Л. Верующий гений. Основной принцип русской культуры. - СПб.: Специальная литература, 2010. - 184 с.
Казин А.Л. Достоевский как философ: русский взгляд // Ученые записки Новгородского государственного университета. - 2020, № 3 (28). - С. 1-6.
Казин А.Л. Основной принцип русской философии «Артмир» по Достоевскому / Уч, пос. по дисц. «Культурология». - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004. - 64 с.
Казин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. - СПб.: Алетейя, 2000. -429 с.
Казин А.Л. Философские беседы братьев Карамазовых / Уч. пос. по дисц. «Культурология». - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2006. - 56 с.
Котломанов А.О. Классическая традиция в творчестве Генри Мура // Научные труды. - 2005, т. 2. -С. 136-1 41.
Котломанов А.О. Концепция «суверенного» искусствознания: опыт практической методологии // Гуманитарный научный вестник. - 2020, № 9. - С. 1-10.
Котломанов А.О. Неоакадемизм и новое русское искусствознание//Месмахеровские чтения - 2016. Материалы международной научно-практической конференции. Сб. статей/ Ред.-сост. Г.Е. Прохоренко. -СПб.: Астерион, 2016. - С. 167-172.
Котломанов А.О. Паблик-арт: страницы истории; феномен контр-монумента и кризис мемориальной традиции в современной монументальной скульптуре // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. - 2015, № 1. - С. 54-71.
Котломанов А.О. Реализм после живописи: новые/ старые тенденции в российском искусстве // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. - 2016, № 2. - С. 138-143.
Котломанов А.О. Тимур Новиков и «нулевые». Петербургское современное искусство в поисках идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. - 2012, № 2. - С. 173-183. Котломанов А.О. Энтони Каро и феномен новой традиции в истории современной скульптуры// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - Вопросы теории и практики. - 2013, № 5-2 (31). - С. 91-93.
Котломанов А.О., Чикова Т.В. Историческая память и духовная пустота: монументальное искусство в эпоху метамодернизма // Актуальные проблемы монументального искусства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции / Под ред. Д.О. Антипиной. -СПб., 2021. - С. 131-136.
Культурология: / Учебник. В 2 ч.; Т.Е. Сиволап, А.С. Веремчук, С. В. Виватенко, К.С. Холодкова. -СПб.: СПбГИКиТ, 2021.
Курбановский А.А. Незапный мрак: очерки по археологии визуальности. - СПб.: АРС, 2007. - 319 с. Мамонова В.А. История зарубежного искусства ХХ века / Уч. пос. - СПб.: СПГУТД, 2018. - 200 с. Мамонова В.А Hubris: смещение по контуру (предварительный набросок к метамодернистскому проекту). - М.: РУСАЙНС, 2020. - 130 с.
Меньшиков Л.А. Интермедиальные практики в теории акционистского искусства // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2019, № 6 (65). - С. 115-129.
Меньшиков Л.А. Искусство как антиискусство: Теория и практика флюксус-движения в акционизме 1960-1970-х годов. - СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2019. - 500 с. Меньшиков Л.А. Пограничные коды интермедиальных практик в искусстве неоавангарда // Международный журнал исследований культуры. - 2019, № 2 (35). - С. 159-171.
[66
[67 [68
[69
[70
[71
[72
[73 [74
[75
[76 [77
[78
[79
[80
[81
[82 [83 [84
[85
[86
[87 [88
[89
[90
[91 [92 [93
[94
[95
[96
[97
[98
Меньшиков Л.А. Терминология отечественного хореоведения в сфере современного танца, или о том, что делать с его современностью // Международный журнал исследований культуры. - 2022, № 3 (48). -С.6-15.
Меньшиков Л.А. Типология креативных индустрий в акционизме 1960-х годов // Международный журнал исследований культуры. - 2017, № 1 (26). - С. 13 1-141.
Меньшиков Л.А. Эстетические и искусствоведческие подходы в методологии жанрово-стилевых исследований неоавангардного акционизма // Эстетика и герменевтика. Сборник к 60-летию кафедры эстетики МГУ: Сборник статей всероссийской научной конференции / Отв. редактор Е.А. Кондратьев. - М.: МГУ, 2022. - С. 80-85.
Никифорова Л.В. Визуальные медиа XVIII века: балет «Новые аргонавты» и празднование Чесменской победы в 1770 году // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2022, № 2 (32). - С. 136-156. Никифорова Л.В. Классическое искусство в морфологии художественной культуры: случай балета // Общество. Среда. Развитие. - 2021, № 3. - С. 73-78.
Никифорова Л.В. Телесные формулы сильного волнения в театре и изобразительном искусстве XVIII века как «формулы пафоса» // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2023, № 3. - С. 117-134. Никифорова Л.В., Васильева А.Л. Иконография достоинства и хореографические позы в русском портрете XVIII века // Новое литературное обозрение. - 2018, № 3 (151). - С. 81-102. Праздников Г.А. Культура в пространстве жизни. - СПб.: СПбГАТИ, 2014. - 478 с.
Селиванов В.В. Перспективы социокультурного развития человечества// Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества. Сборник статей, посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна / Под общ. ред. А.В. Бондарева и Л.М. Мосоловой. - СПб: Изд-во СПбКО, 2010. - С. 89-92.
Селиванов В.В. Предмет искусства (В генетическом освещении) / Автореф. дисс. / ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л., 1969. - 19 с.
Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 143 с. Селиванов В.В. Три подхода к определению культуры // Культура и личность: Сборник статей [Памяти Э.В.Соколова]. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 42-64.
Сиволап Т.Е. Деятельность Российского государства в области сохранения историко-культурного наследия в конце XIX-начале XX веков: историко-правовой аспект. - М.: Изд-во СГУ, 2013. - 203 с. Сиволап Т.Е. Сохранение культурного наследия: Вклад российского предпринимательства. - СПб.: СПбГИКиТ, 2016. - 188 с.
Сиволап Т.Е., Виватенко С.В. История и культура Санкт-Петербурга / Учебник. - СПб.: СПбГИКиТ, 2020. - 309 с.
Сиволап Т. Е., Виватенко С. В. Народная художественная культура / Учебник. - СПб.: СПбГИКиТ,
2022. - 328 с.
Смирнов В.И. К вопросу о понятии «философия архитектуры» // Научные труды. -2018, № 47. - С. 3-14. Смирнов В.И. О совершенстве//Научные труды. - 2020, № 55. - С. 25-30.
Современный хореографический дискурс / А.Л. Васильева, Т.В. Букина, Т.В. Гордеева, Е.Э. Дробыше-ва, И.И. Ирхен, В.И. Максимов, Л.В. Никифорова, Н.В. Никифорова, Ю.А. Смекалов, О.И. Тарасова,
B.А. Шекалов. - СПб.: АРБ им. А.Я. Вагановой, 2019. - 157 с.
Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХ1 века. Коллективное исследование в 3-х т./ Ред.-сост. и соавтор А.Л. Казин. - СПб.: Алетейя, 2016-2018. Тарасова О.Н. Свобода и танец// Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2017, № 6 (53). - С. 111-118.
Тихомиров С. А. История мировой культуры. В 2-х ч. / Уч. пос. - СПб.: ВШНИ, 2017.
C.А. Традиционные художественные промыслы и профессиональное образование на рубеже XIX-XX вв. // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2021, № 3 (38). - С. 28-46. Фундаментальные основания государственной культурной политики России. Историко-философский аспект. Коллективное исследование / Ред.-сост. и соавтор Казин А.Л. - СПб.: Петрополис, 2017. - 287 с. Хрущева Н.А. — Canto ostinato Симеона Тен Хольта как манифест музыкального метамодер-на // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2022. - № 5. - С. 10-18. DOI: 10.7256/2453-613X.2022.5.33593
Шекалов В.А. Ванда Ландовская и возрождение клавесина. - СПб. : Канон, 1999. - 335 с. Шекалов В.А. Возрождение клавесина (Европа и Америка). - СПб.: Наука, 2008. - 255 с. Шекалов В.А. Возрождение клавирной музыки и клавесина в России // Музыковедение. - 2008, № 2. -С.9-14.
Шекалов В.А. Основы анализа и интерпретации музыкальных произведений / Уч. пос. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2017. - 82 с.
Menshikov L.A. Genre and Style in the Action Art Studies // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. Vol. 16. - 2023, № 4. - P. 648-655.
Menshikov, L. A. Ironic Strategies of Postmodern Art Games // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. Vol. 12. - 2019, № 7. - P. 1174-1190.
Nikiforova L. Medea's Russian Images on Stage and in Literature. The Politics and of Female Characters // Mapping Medea. Revolutions and Transfers 1750-1800. - Oxford: Oxford University Press, 2023. - P. 39-65. Nikiforova L., Blokhina E. Portrait with a Black Page in Eighteenth-Century Russian Art and Cultural Transfer of Signs // Artibus et Historiae. -2019, № 79. - P. 307-322.
Nikiforova L, Vasileva А., Sakamoto de Miasnikov М. Black Dancers and White Ballet: Case of Cuba // Arts
2023, 12(2), 81. - Интернет-ресурс. Режим Доступа: https://doi.org/10.3390/arts12020081
215