УДК 378
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И.В. Арябкина, А.А. Нестерова
Аннотация. В статье поднимается проблема определения культурологических оснований подготовки студентов бакалавриата к организации экологического образования младших школьников. На основе анализа Федеральных государственных образовательных стандартов формулируются образовательные результаты студентов педагогического вуза в соответствии с видами профессиональной деятельности: педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительской и обосновываются базисные компоненты педагогической культуры педагога, необходимые в его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: культурологические аспекты подготовки, образовательные результаты, студенты педагогических вузов, экологическое образование, младшие школьники.
THE CULTUROLOGICAL ASPECTS OF THE TRAINING OF
PEDAGOGICAL UNIVERSITIES’ STUDENTS TO MEET
THE CHALLENGES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS
I. Aryabkina, А. Nesterova
Abstract. The article raises the problem of determining the cultural reasons of preparing the students studying for bachelor’s degree to organize the ecological education of pupils. On the basis of the Federal State Educational Standards analysis the educational results of the pedagogical universities’ students are formulated in accordance with the types of professional activity: teaching, designing, researching, culture, education. Also the basic components of teacher’s pedagogical culture that are necessary in his professional activity are justified.
Keywords: cultural aspects and training, educational outcomes, students of pedagogical universities, ecological education, pupils.
Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере российского образования, определённых в Законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования (ст. 3) [9]. Таким
образом, государство закрепляет
необходимость экологического образования населения.
Традиционно под экологическим
образованием понимается процесс
непрерывного обучения и воспитания человека в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Безусловно, этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве и совершенствоваться на этапе обучения в начальной школе [6]. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает достижение выпускником начальных классов личностных,
метапредметных и предметных
образовательных результатов в области
взаимоотношений с окружающей природной средой [10].
Среди требований к личностным результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, с точки зрения решения задач экологического образования младших школьников, можно выделить формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области экологического образования отражены в содержании предметной области
«Обществознание и естествознание
(Окружающий мир)» и заключаются в
1
сформированное™ уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе нашей страны, ее современной жизни; осознании целостности окружающего мира, освоении основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоении доступных способов изучения природы; развитии навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.
Кроме того, ФГОС НОО обязывает организации начального общего образования разрабатывать и реализовывать Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, что в сравнении с ранее действующим стандартом является новшеством и свидетельствует о признании государством приоритетности экологического образования в начальной школе. Программа должна обеспечивать решение ряда задач в области экологического образования младших школьников:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование
познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры на ступени начального общего образования; направления деятельности по её формированию, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию
экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; критерии, показатели
эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования экологической культуры обучающихся; методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры обучающихся.
Таким образом, законодательно определяется необходимость ориентации образования на формирование разнообразных сторон культуры личности, и в том числе культуры экологической.
В соответствии с изменившимися требованиями к экологическому образованию младших школьников представляется важным модернизировать подходы к экологопедагогической подготовке студентов
педагогических вузов, обучающихся по профилю «Начальное образование», ведь организация в начальной школе современного образовательного процесса в области взаимодействия с окружающей природной средой и его эффективность требуют от педагогических работников овладения
широким спектром необходимых
компетенций.
Принимая во внимание полиаспектность формирования экологической культуры младших школьников, а следовательно, и развитие разносторонне проявляющихся культуроориентированных качеств личности, «погруженной» в культуру, следует
рассматривать в педагогическом образовании полиаспектность процессов развития личности учителя.
В Федеральном государственном
образовательном стандарте высшего
образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое
образование» определено, что выпускник
программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в
соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа
бакалавриата, готов решать профессиональные задачи в педагогической, проектной,
исследовательской и культурно-
просветительской деятельности.
Говоря о формировании готовности
студентов бакалавриата к решению задач экологического образования младших
школьников, следует понимать, что
подготовка к осуществлению перечисленных видов профессиональной деятельности должна быть экологизирована. С этой целью в базовую и вариативную часть программы бакалавриата по профилю «Начальное
образование» могут быть включены
специальные дисциплины. Например, «Методика преподавания курса «Окружающий мир»», «Экологическое образование младших школьников», «Инновационные технологии
экологического образования младших
2
школьников», «Экологическая педагогика», «Экологизация внеурочной деятельности в начальной школе» и т.п., а также элементы экологизации должны затрагивать содержание производственных практик.
Указанные дисциплины должны быть направлены на формирование конкретных образовательных результатов,
формулирование которых строится с учётом требований ФГОС ВО к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», в котором зафиксировано, что в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессиональноприкладные компетенции, а также в зависимости от вида профессиональной деятельности, на подготовку к которому ориентирована основная профессиональная образовательная программа бакалавриата по профилю «Начальное образование».
Анализ нормативных документов, психолого-педагогических исследований и образовательной практики позволил
сформулировать примерный перечень
образовательных результатов, которые
необходимо формировать у студентов и могут быть использованы при составлении рабочих программ дисциплин, ориентированных на подготовку студентов к решению задач экологического образования младших
школьников.
В педагогической деятельности:
— способен к изучению возможностей и потребностей младших школьников в области экологического образования;
— готов к обучению и воспитанию в
сфере экологического образования младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования;
— готов использовать технологии,
соответствующие возрастным особенностям младших школьников и отражающие специфику предметной области
«Естествознание и обществознание»;
— способен осуществлять экологическое образование младших школьников с учетом их особых образовательных потребностей;
— способен к организации
взаимодействия с общественными
экологическими организациями,
учреждениями культуры, образовательными организациями разного уровня, а также
организациями дополнительного образования и родителями для решения задач экологического образования младших
школьников;
— готов к организации образовательной
среды для обеспечения качества экологического образования младших
школьников, в том числе с применением информационных технологий;
— владеет способами осуществления профессионального самообразования в области экологического образования младших школьников и приёмами развития собственной экологической культуры роста;
— способен обеспечивать охрану жизни и здоровья младших школьников при организации процесса экологического образования.
В проектной деятельности:
— готов к проектированию содержания
образовательных программ и современных педагогических технологий в области экологического образования младших школьников, задач воспитания и развития
личности через преподаваемые предметы;
— владеет приёмами моделирования
индивидуальных маршрутов развития
экологической культуры младших
школьников;
— способен проектировать Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В исследовательской деятельности:
— способен к постановке и решению
исследовательских задач в области естественных наук и методики экологического образования младших школьников;
— готов к использованию в процессе организации экологического образования младших школьников методов научного исследования.
В культурно-просветительской
деятельности:
— готов к изучению и формированию потребностей детей и взрослых в культурнопросветительской деятельности в области охраны окружающей среды;
— владеет способами организации культурного пространства, способствующего формированию экологической культуры участников образовательного процесса;
— способен разрабатывать и
реализовывать культурно-просветительские программы в области охраны окружающей среды для различных социальных групп.
3
Достижение студентами бакалавриата данных результатов в процессе экологопедагогической подготовки в вузе коррелирует с перечнем общекультурных,
общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-прикладных компетенций и способствует выполнению требований к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю «Начальное образование». Безусловно, приведённый перечень является примерным, однако, он отражает основные смысловые позиции, на которые можно опираться при проектировании результатов эколого-
педагогической подготовки будущих учителей начальных классов.
Таким образом, подготовка учителя, обладающего широким спектром
профессионально-педагогических компетенций, способного к восприятию и реализации инноваций в педагогической деятельности, личностному и
профессиональному развитию на протяжении всей жизни - таковы цели современного профессионально-педагогического образования.
По международным и европейским стандартам учитель XXI века - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на мировой культурный опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии [2].
Педагог XXI века - это человек культуры. Не случайно в последние годы активно разрабатываются разнообразные аспекты понятия «культура». Одним из важнейших в контексте рассматриваемой в данной статье проблематики является понятие
«педагогическая культура», которое определяется как «совокупность реализуемых в деятельности учителя общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, способов и форм общения, и опыта результативной педагогической деятельности, уровня развития педагогического сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и профессиональной Я-концепции, концепций Воспитанника и Деятельности» [5, с. 154]. Компонентами педагогической культуры являются педагогическая
направленность, совокупность
профессионально-значимых личностных
качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и профессиональная компетентность. Однако наличие всех этих составляющих в личности современного учителя еще не гарантирует успеха в педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе
профессиональное проявляется в единстве отмеченных выше качеств с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство этих проявлений образует гуманитарную культуру педагога.
Изучение биографий выдающихся педагогов (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности, высоком чувстве долга и ответственности, служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающей замкнутый круг привычных педагогических представлений и поднимающих теорию и практику педагогики (и в том числе вузовской) на новый уровень развития.
Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной
ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социальнокультурных позиций. На достижение данной цели направлено гуманитарное вузовское образование, под которым понимается приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых, и в первую очередь, на формирование их духовности [1].
В Большом психологическом словаре понятие духовность обозначено как «поиск, практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения» [3, с. 149]. Точнее говоря, духовность - это духовнопрактическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Духовность есть необходимое условие движения к вершинной психологии, которая согласно Л.С. Выготскому определяет не глубины, а вершины личности. Ученый считал, что движение к ним «снизу», лишь со стороны предметной деятельности, опасно, поскольку
4
может привести к формированию человека-машины, искусственного интеллекта, «искусственной» интеллигенции, и поэтому должно быть дополнено движением «сверху», со стороны Духа [4].
С педагогической точки зрения духовность - это: 1) высший уровень развития и
саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами ее
жизнедеятельности становятся высшие
человеческие ценности; 2) индивидуальная способность к миро- и самопониманию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов;
3) с христианской точки зрения, -сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом [5, с. 82].
Л.П. Печко считает, что «духовность конкретного человека или группы лиц обладает многослойностью либо определенной доминантностью относительно сфер культуры в жизни различных объектов и явлений. Становление духовности личности - живой и драматический процесс, результат активности индивидуального сознания» [7, с. 197]. В современном понимании духовность наиболее полно включает в себя качества культуры личности, активности ее самосознания, способности к саморазвитию, гуманистические ориентации и ценности. Существенным при этом является характер отношения к себе как к неповторимой личности.
М.М. Бахтин суть духовности во взаимодействии людей видел в сближении культурного и жизненного контекстов
личности: «вся культура в целом
интегрируется в едином и единственном контексте жизни, к которой я причастен.
Интегрируется и культура в целом, и каждая отдельная мысль, каждый отдельный продукт живого поступка в единственном
индивидуальном контексте действительно
Лит
1. Арябкина И.В. Соотношение понятий «культура» и «образование» в контексте формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы. - Поволжский педагогический поиск. - 2013. - № 2(4). - С. 82-86.
2. Арябкина И.В. Формирование культурноэстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода // Теоретические аспекты. Монография. -М., 2010. - 184 с.
3. Большой психологический словарь; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - (Большая университетская библиотека).
событийного мышления» [8, с. 108]. Становление духовности представляет собой постоянный поиск, внутреннюю работу по преобразованию личностью самой себя, саморазвитию, самосовершенствованию.
Определяющим условием для внутреннего, духовного роста будущего учителя является формирование его профессиональной направленности.
«Направленность личности - сложное личностное образование, определяющее особенности тенденций поведения и действий человека, его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему» [5, с. 202].
Под педагогической направленностью понимается «система эмоциональноценностных отношений, задающая
иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении; мотивация к профессии учителя, главное в которой -действенная ориентация на развитие личности ученика (она не ограничивается любовью к детям)» [5, с. 203].
«На долю учителя выпадает ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором», -считал видный отечественный психолог Л. Выготский [4, с. 385]. Однако общеизвестно, что учитель создает в процессе своей профессиональной деятельности такую среду, которая напрямую зависит от уровня его культуры. Именно поэтому столь актуальной в условиях гуманитаризации профессиональнопедагогического образования становится проблема выявления и актуализации культурологических возможностей вузовского профессионально-педагогического образования.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2005. -448 с.
6. Нестерова А.А. Решение задач экологического образования младших школьников в современных образовательных программах / А.А. Нестерова // Поволжский педагогический поиск. -2014. - № 2. - С. 66-72.
5
7. Печко Л.П. Духовность и развитие
эстетического самосознания личности в представлениях учителя / Л.П. Печко // Проблемы художественно-эстетической подготовки
современного учителя: сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1997. - С. 197-209.
8. Бахтин М.М. К философии поступка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://xray.sai.msu. su/~ lipunov/text/misl
9. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_165887/
10. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://kpfu.ru/docs/F200906n55/FGOS.NOO_23_10_ 09_Minjust_3 ._1_.pdf
Сведения об авторах:
Арябкина Ирина Валентиновна (г. Ульяновск, Россия), доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, e-mail:
ar_irina@rambler.ru
Нестерова Анна Александровна (г. Ульяновск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, e-mail:
a_saushkina@mail.ru
Data about the authors:
I. Aryabkina (Ulyanovsk, Russia), doctor of education, professor at Ulyanovsk State Pedagogical University, e-mail: ar_irina@rambler.ru
A. Nesterova (Ulyanovsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor at Ulyanovsk State Pedagogical University, e-mail: a_saushkina@mail.ru
6