УДК 82-43=161.1(045)-051/908
В.М. Головко
КУЛЬТУРО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Я. В. АБРАМОВА КАК ОБЪЕКТ НОВОЙ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Выдающийся общественно-литературный деятель России последних десятилетий XIX - начала ХХ столетия Я. А. Абрамов (18581906 гг.) биографически и творчески связан со Ставропольем, с Северо-Кавказским регионом. Как прозаик, публицист, философ, социолог, литературный критик, журналист, статистик, просветитель он оказал большое влияние на социокультурное развитие страны и своей «малой родины». Изучение культурно-исторического наследия до недавнего времени опального мыслителя и писателя в парадигме новой локальной истории позволяет проникать в суть микросоциальных процессов, в контексте которых осуществлялась
его «великая культурная работа». В процессе эвристической деятельности идентифицируется документальный материал, совершенствуются формы и методы изучения научной биографии, мировоззренческой эволюции и творческого процесса Я. В. Абрамова. Проблемы регионалистики и краеведения рассматриваются в процессе проектирования деятельности микросообщества как объединения людей, определяющих стратегические цели в актуализации теоретического и художественного наследия Я. В. Абрамова.
Ключевые слова: культурное наследие, регионалистика, локальная история, историко-функциональный подход.
V. M. Golovko
CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF YA. V. ABRAMOV AS AN OBJECT OF NEW LOCAL HISTORY
The outstanding social and literary figure of the last decades of 19th and of early 20th century's Russia, Ya. V. Abramov (1858 -1906) has been biographically and creatively connected to the Stavropol region and to the North Caucasus in general. As a novelist, essayist, philosopher, sociologist, literary critic, journalist, statistician and educator, he had a great influence on social and cultural development of the country and his «minor homeland». Study of cultural and historical heritage of the thinker and writer, who has been in disgrace until recently, in a new paradigm of local history allows to get into the essence of microsocial processes in the
Новая локальная история как научное направление в разных регионах выполняет свои конкретные задачи. Для Ставрополья и шире - Северного Кавказа актуализация идейно-теоретического, художественного и публицистического наследия Я. В. Абрамова, изучение его роли в социальном развитии,
context of which his «grand cultural work» was performed. In the process of heuristic activity, documentary material is identified, forms and methods of scientific study of biography, ideological evolution and the creative process of Ya. V. Abramov are perfected. Problems of regionalism and local history are considered in the process of activity designing for a microcommunity regarded as an association of people that defines strategic objectives in the actualization of theoretical and artistic heritage of Ya. V. Abramov.
Key words: cultural heritage, regionalism, local history, historical and functional approach.
в истории общественной мысли и культуры России последних десятилетий XIX - начала XX века приобретает статус общезначимого проекта. Десять лет этот известный российский писатель-мыслитель прожил в Санкт-Петербурге (с 1880 по 1890 год), работая, главным образом, в редакциях столичных периодиче-
ских изданий, все остальные годы - в Ставро-поле-Кавказском.
Перед региональным научным и культурным сообществом стоят задачи фундаментального исследования творческой индивидуальности Я. В. Абрамова, его масштабной просветительской деятельности, поиска документальных источников о жизни и деятельности знаменитого ставропольца, сохранения мемориальных объектов, связанных с его именем, уникальных артефактов книжного наследия писателя, вопрос об идентификации места его погребения. Приобретает особое значение публикация произведений Я. В. Абрамова, материалов о его деятельности, связанной с утверждением идеи мирного постепенного развития России. Все это имеет отношение, как к научной, так и к научно-популярной печати и средствам массовой информации.
Решение таких задач предусматривает включение исследовательского и образовательного комплекса Ставропольского края и г. Ставрополя, Северо-Кавказского федерального университета, Ставропольского государственного педагогического института, Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Государственного архива Ставропольского края, краевых учреждений культуры в работу по освоению идейно-теоретического, публицистического, художественного наследия Я. В. Абрамова. Это должно осуществляться в рамках регионального компонента базисных учебных планов высшей и средней школы, в процессе подготовки учебной и методической литературы в целях оптимизации академической мобильности и учебно-исследовательской деятельности студентов при изучении общественных, исторических, филологических, культурологических, библиотековедческих дисциплин, курсов теории и истории журналистики, музееведения, а также школьников на уроках русского языка, литературы, истории, обществоведения, предметов естественно-научного цикла. Такое изучение должно активизироваться и в системе дополнительного образования.
Особо важное значение имеют разыскания в Государственном архиве Ставропольского края, поскольку до сих пор практически не предпринимались попытки описания материалов, содержащих сведения
о Я. В. Абрамове, из фондов Ставропольской классической мужской гимназии и Кавказской духовной семинарии, в которых обучался будущий писатель, а источники, дающие представление о его деятельности в качестве гласного Ставропольской городской думы проанализированы далеко не в полной мере. Отсутствует исчерпывающее библиографическое описание журнальных и газетных статей, других публикаций Я. В. Абрамова на страницах центральных и региональных изданий, трудов писателя-просветителя, а также литературы о его разносторонней общественной и культурной деятельности.
Закономерно ставится вопрос об активизации - вслед за Ставропольской краевой универсальной научной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова - деятельности всех библиотечных учреждений города и края в области популяризации идейно-творческого наследия Я. В. Абрамова, прежде всего - среди подрастающего поколения в целях гражданского, патриотического, нравственно-эстетического воспитания молодежи и формирования у нее российской идентичности. Как требование времени следует рассматривать необходимость увековечения памяти великого просветителя на Ставрополье, выполнение постановлений Ставропольской городской управы и Ставропольской городской думы от 5 июня и 21 октября 1909 года по этому вопросу. В реализацию таких целей и задач вносит свой вклад регионалистика, способствующая рассмотрению идейного и творческого наследия Я. В. Абрамова как интеллектуального феномена мирового значения в парадигме новой локальной истории.
Целесообразность изучения «истории повседневности» [10, с. 20] и обоснованность недоверия данным «крупномасштабных исследований, основанных на массивных количественных построениях» [1, с. 7], со всей очевидностью раскрывается при анализе проблем научной биографии и творчества Я. В. Абрамова с позиций диалектики северокавказского и общероссийского хронотопов. В отличие от крупных научных объединений, нацеленных на создание конструкций универсального характера (а таковой была официальная гуманитаристика еще до недавнего времени), локальные сообщества (в том числе и ставропольского региона) готовят почву для будущих изысканий по программам «истории
снизу», для создания учебных и научно-методических пособий по региональной проблематике, адресованных студентам вузов и учащимся общеобразовательных учреждений. Создаются предпосылки и для разработки музейных концепций и экспозиций. В этом значении все указанные формы и направления работы предстают в качестве объектов современного культурного процесса.
Результативность эвристической деятельности первого поколения ставропольских исследователей жизни и творчества Я. В. Абрамова определяется тем, что, во-первых, устанавливается объект локальной истории и локального литературоведения, а во-вторых, выявляется документальный материал, совершенствуются формы и методы его изучения.
Культурная ситуация наших дней, которая характеризуется в научном сообществе не только ослаблением позиций постмодернистской эстетики, но и «философским поворотом» в мировой гуманитаристике, направляет внимание исследователей идейно-творческого наследия Я. В. Абрамова на проблемы социологии литературы, взаимоотношений писателя и общества, на обогащение философского дискурса литературно-художественным и публицистическим опытом.
Я. В. Абрамов в контексте современных исследований в области теории универсального эволюционизма воспринимается как оригинальный мыслитель, воспринявший традиции демократического просветительства 1870-х годов и обосновывавший концепцию мирного, постепенного прогресса - «постепе-новства снизу» [3, с. 11-138]. Он, как и другие крупные мыслители, теоретики эволюционизма XIX - начала ХХ века в России (И. С. Тургенев (1818-1883 гг.), Н. С. Лесков (1831-1895 гг.), Л. А. Полонский (1833-1913 гг.), М. М. Ковалевский (1851-1916 гг.), К. Д. Бальмонт (1867-1942 гг.) и др.) и на Западе (Г. Спенсер (1820-1903 гг.), Э. Б. Тайлор (1832-1917 гг.) и др.), всемерно способствовал тому, чтобы в политической и моральной философии утверждался гуманистический пафос, чтобы социально-нравственные и эстетические феномены рассматривались с позиций не классового, а цивилизационного подхода к обществу и явлениям культуры.
Адептами эволюционной теории Х1Х в. были созданы традиции, получившие развитие в структурно-функциональном направлении
социальной философии последующих десятилетий (Т. Парсонс (1902-1979 гг.), Р. Белла (1927-2013 гг.) и др.), заложены основы (как в сфере гуманитарных, так и естественных наук) для манифестации универсального эволюционизма в качестве феномена парадигматического сдвига в постнеклассической науке рубежа ХХ-ХХ1 столетий. Однако в отличие от социального дарвинизма Г. Спенсера, от теорий культурной эволюции Э. Б. Тайлора или Л. Г. Моргана (1818-1881 гг.) концепция «постепеновства снизу» И. С. Тургенева, Л. А. Полонского и эволюционные теории реформаторского народничества, в том числе и Я. В. Абрамова, были ориентированы на проблемы общественных движений: они являлись альтернативой идее революции и терроризму, любым формам социального насилия. Социокультурные эволюционные процессы рассматривались сторонниками «постепе-новства снизу» в свете критерия когерентности, актуализированного в теории познания И. Канта («Критика чистого разума»), а в «учении о слоях» Н. Гартмана распространенного на область онтологии, в непосредственной связи с идеей прогресса, с идеалами демократического просветительства. Я. В. Абрамов идею «практической работы снизу» соотносил с историческими условиями России 1880-1890-х годов (см., например, его программную статью «Малые и великие дела», опубликованную в 1896 году на страницах петербургского журнала «Книжки "Недели"»), потому соглашался далеко не во всем с теоретиками «малых дел», с идеологами реформаторского народничества [2, с. 97-137]. На то, что Я. В. Абрамов не был создателем «теории малых дел» и не имел отношении к тому явлению, которое в начале ХХ века получило название «абрамовщины», уже обратили внимание ученые-историки [7].
Как теоретик демократического просветительства в легальном народничестве Я. В. Абрамов в противовес всевозможным революционным доктринам отстаивал концепцию мирного прогресса на основе изучения тенденций развития народной жизни. Его яркие, темпераментные, глубокие по мысли и социальным обобщениям публицистические статьи, печатавшиеся на страницах «Недели» и других столичных периодических изданий 1880- 1890-х годов, открывали для пореформенной интеллигенции перспективы «великой
культурной работы» непосредственно в народной среде.
Все это органично сближало Я. В. Абрамова с реформаторским, легальным народничеством. Однако тенденциозное отождествление Н. В. Шелгуновым и Н. К. Михайловским, а потом и марксистами предлагаемой народническим писателем-просветителем программы «постепеновства снизу» с теорией и практикой «малых дел» отразилось на судьбе его идейного наследия самым губительным образом. По сути, Я. В. Абрамов призывал заниматься не «маленькими делами» как таковыми, а широкой «культурной работой» во имя кардинального изменения самого «строя общественных отношений». Не случайно данная категория чрезвычайно функциональна в концептосфере таких его художественных произведений первой половины 1880-х годов, как «Бабушка-генеральша», «В степи», «Ищущий правды».
Известно, что в метанарративах науки советского периода философско-со-циологический и эстетический феномен Я. В. Абрамова вообще не идентифицировался. В историографии этого времени деятельность писателя-просветителя если и рассматривалась, то эпизодически, в общем контексте характеристики идеологии и движения «либерального» народничества. В итоге вплоть до второй половины 1990-х - начала 2000-х годов, до появления докторских диссертаций В. В. Зверева (Москва) [4] и Г. Н. Мокшина (Воронеж) [6], политическая биография и взгляды Я. В. Абрамова оставались на далекой периферии научных изысканий.
Если идеи эволюционизма Абрамова-мыслителя оказались созвучными философскому мышлению нашего времени, то концепция идиостиля Абрамова-писателя, его «сложной эстетики» - соприродной методологическим исканиям современной филологической науки [2, с. 175-256].
Изучение культурно-исторического наследия Я. В. Абрамова позволяет проникать в суть микросоциальных процессов, благодаря чему, например, рецепция феномена Я. В. Абрамова в постсоветский период предстает в ее конкретно-исторической обусловленности. Это позволяет также «наблюдать все общественные связи и процессы в их естественной субстратной среде» [8, с. 85], идти от частного к общему в познании особенностей
социокультурного контекста времени. Ведь из многообразия региональных специфик такого контекста складывается представление о целом общенациональной культуры России.
В изучение культурно-исторического наследия Я. В. Абрамова на Ставрополье уже внесли большой вклад ученые СГУ/СКФУ -филологи кафедры отечественной и мировой литературы и кафедры русского языка [9, с. 284-290]; историки Э. В. Кемпинский, Н. Д. Судавцов [9, с. 150-188]; библиотековед, историк книги и культуролог С. И. Головко [3, с. 20-28], студенты, магистранты, аспиранты -филологи и журналисты Гуманитарного института СКФУ; сотрудники отдела краеведения СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова; музейные работники Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителе-ва и Г. К. Праве; писатели Ставропольского отделения Союза писателей России, главный редактор альманаха «Литературное Ставрополье» В. П. Бутенко, археограф Государственного архива Ставропольского края Е. Б. Громова [9, с. 223-250]. Всемерно поддерживается этот культурный и научный проект правительством Ставропольского края, краевым министерством культуры, комитетом культуры администрации г. Ставрополя.
Таким образом, современный интерес к локальному аспекту изучения историко-культурного феномена Я. В. Абрамова и наша саморефлексия по поводу этого культурного факта являются выражением все более усиливающегося внимания к проблемам локальной (местной) истории, в том числе истории культуры.
Следует поддержать мнение Даниэля Леви [11] и других ученых о том, что интерес к проблемам регионалистики и краеведения, к локальной истории, локальному литературоведению и т. д. объясняется укреплением историзма в мышлении и познании. При исследовании проблем локальной гуманитаристики, тесно связанной с региональной проблематикой, имеются в виду не только территория, не только конкретные факты преодоления идеологических стереотипов времени на местном материале (а для изучения культурно-исторического наследия Я. В. Абрамова это имеет исключительно важное значение), но прежде всего - деятельность микросообщества как объединения людей, определяющих стратегические цели актуали-
зации духовно-нравственных и эстетических ценностей этого наследия в пространстве отечественной и мировой культуры.
Это история социокультурной деятельности [5, с. 17], и краеведение здесь - лишь одна из составляющих исследовательских программ микросообщества ставропольского региона. Для реализации таких целей следовало со всей необходимостью выходить за рамки топоса, устанавливая связи и контакты с теми, кто продвигает вперед науку о народническом движении, о развитии образования, библиотечного дела в России, кто занимается теорией и историей журналистики, вопросами социальной философии, культурологии, кавказоведения и т. д.
Историко-культурное наследие опального до недавнего времени мыслителя-писателя необычайно актуализируется в наше время. Обусловлено это тем, что России на новом витке исторического развития навязывается повторение того пути «рыночной экономики» и исповедование частнособственнической морали, несостоятельность которых доказывалась Я. В. Абрамовым в процессе художественного и социологического анализа всего «строя жизни» пореформенной России.
Сегодня в изучении теоретического и художественного наследия Я. В. Абрамова сохраняется значимость широкого круга проблем. Отметим наиболее важные: концепция эволюционизма как феномен интеллектуальной истории; общественно-политические, философские, этические, эстетические взгляды Абрамова; Я. В. Абрамов в истории рус-
ской общественной мысли; социологические и художественно-эстетические концепции Абрамова в рецепции и интерпретации его современников и в исследовательской практике последующего времени; Я. В. Абрамов в полемике о «великих и малых делах»; проблема капитализма в художественно-социологическом наследии Абрамова; сектантское движение в освещении Абрамова; просветительская деятельность Абрамова в современной научной интерпретации; научная биография Я. В. Абрамова; творческая индивидуальность писателя и литературный процесс 1880-х - начала 1900-х годов; проблемы знака, художественного онтологизма, дискурсивных практик Я. В. Абрамова; проблемы автобиографизма и прототипических версий абрамовских произведений; общественно-литературная деятельность писателя-просветителя в северокавказском и общероссийском социокультурном контексте; серия «Жизнь замечательных людей» в творческом наследии Абрамова и издательской практике Ф. Ф. Павленкова; Абрамов - сотрудник центральных и региональных периодических изданий; фонды Я. В. Абрамова в государственных центральных и региональных архивах Российской Федерации.
Богатое теоретическое, публицистическое и художественное наследие Якова Абрамова - это национальное достояние, оно имеет непреходящее значение, помогая искать достойные ответы на вызовы нового времени.
Литература
1. Булыгина Т. А., Маловичко С. И. Культура берегов и некоторые тенденции современной историографической культуры // Новая локальная история. Вып. 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. С. 4-24.
2. Головко В. М. Я. В. Абрамов: Мировоззрение. Метод. Поэтика. М.: Флинта; Наука, 2015. 304 с.
3. Головко С. И. Креатив-технологии в библиотечной сфере: монография. М.: Пашков дом, 2012. 168 с.
4. Зверев В. В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России: от сороковых к девяностым годам XIX века: дис. ...д-ра ист. наук. М.: Московский педагогический государственный университет, 1998.
5. Маловичко С. И., Булыгина Т. А. Современная историческая наука и изучение локальной истории // Новая локальная история. Вып. 1. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. С. 6-22.
6. Мокшин Г. Н. Идейная эволюция легального народничества во второй половине XIX - начале XX веков: дис. .д-ра ист. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2010. 491 с.
7. Мокшин Г. Н. Что такое «абрамовщина»? (К истории одного мифа о Я. В. Абрамове) // Наука-Парк: научно-практический многопредметный журнал. 2015. № 10 (40). С. 24 - 28.
8. Репина Л. П. Парадигмы социальной истории в исторической науке XX столетия // XX век: методологические проблемы исторического познания: в 2 ч. Ч. 1. М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 70-100.
9. Я. В. Абрамов в истории культуры и общественной мысли России / под ред. проф. В. М. Головко. Ставрополь: Изд-во СКФУ; ИД «ТЭСЭРА», 2013. 296 с.
10. Burke Peter. Overture: the New History, its Past and its Future // New Perspectives on Historical Writing / ed. by Peter Burke. 2nd edition. University Park, PA: Pensylvania State University Press, 2001. P. 1-20.
11. Levy Daniel. The Future of the Past: Historiographical Disputes and Competing Memories in Germany and Israe l // History and Theory. 1999. Vol. 38. No. 1. February. P. 51-66.
УДК 82.0:801.6; 82-1/-9
А. С. Гладкова
СУБЪЕКТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ПОЭТИЗАЦИИ ПРОЗЫ
Ключевые слова: поэтизация прозы, историческая поэтика, субъектная рефлексия, литературный род, жанр, художественная индивидуальность.
Статья посвящена анализу субъектной рефлексии в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с позиций создания феномена поэтической прозы. Тема включается в проблему самобытности родо-жанровой структуры романа М. Ю. Лермонтова.
А. S. Gladkova
SUBJECTIVE REFLECTION IN THE NOVEL OF M. LERMONTOV «HERO OF OUR TIME» AS A MEANS OF EXPRESSING THE POETISATION OF PROSE
The article is devoted to the analysis of subjective reflection in the novel of M. Lermontov «Hero of our time» from the standpoint of the creation of the phenomenon of poetic prose. The topic touches the problem of identity, kinship and genre structure of Lermontov's novel.
Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский писал, что они принадлежат к «вечно живым и движущимся явлениям. Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего». Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени», великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что при самом рождении она была вспрыснута живою водою поэзии!» [2, с. 97].
Key words: the poetisation of the prose, historical poetics, subjective reflection, literary genus, genre, artistic identity.
Исследование романа «Герой нашего времени» в данной статье осуществляется с позиции воплощения в нем разных аспектов поэтизации, влияния поэзии по признакам содержательным и организационным. Необходимость такого подхода к изучению прозы М. Ю. Лермонтова объясняется важностью решения более общих научных содержательных вопросов, касающихся и стиля прозы, и самобытности художественного слова Лермонтова, и его индивидуального художественного взгляда на мир, соединяющего и глубокий скептицизм отрицания, и высокие идеальные требования к жизни, к человеку, в том числе и к самому себе.
В качестве одного из исследовательских аспектов в изучении романа Лермонтова