Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Культурное волонтёрство студентов вузов: оценка опыта участия и потенциал развития
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-41-57
Певная Мария Владимировна - д-р социол. наук, доцент, зав. кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления, ORCID: 0000-0003-3591-1181, Researcher ID: E-4080-2014, [email protected]
Дроздова Анна Александровна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления, ORCID: 0000-0002-1599-8446, Researcher ID: L-4435-2016, [email protected]
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Адрес: 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Аннотация. Российские университеты в последние годы всё чаще позиционируются как центры, развития российских регионов. В рамках своей третьей миссии вузы начинают включаться в социокультурное развитие территорий. В этих процессах социальные инициативы студенчества и социокультурные проекты с его участием играют всё большую роль как для самих студентов и их самореализации, так и для российских регионов в контексте повышения их устойчивости. Статья подготовлена по материалам двух исследований: мониторинга студенчества Свердловской области и опроса молодёжи Свердловской области, реализованного в 2020 г. Авторы исследуют опыт социального участия студентов вузов Свердловской области, их вовлечённость в практики волонтёрства культурной сферы. Цель данной статьи: охарактеризовать волонтёрский опыт студенчества в сфере культуры, оценить потенциал культурного волонтёрства молодёжи в контексте решения актуальных задач университетов как региональных центров развития. Авторы фиксируют увеличение доли студентов, занимающихся волонтёрством на регулярной основе, при достаточно большом числе тех, кто после единовременного участия не готов помогать в конкретных добровольческих практиках. В статье рассматриваются группы студентов с опытом волонтёрской деятельности в сфере культуры, и без него. Авторы доказывают, что студентов, имеющих опыт культурного добровольчества, отличает большая заинтересованность в нём и реальная вовлечённость в культурную жизнь своих городов. Потенциал развития волонтёрской активности среди более широкого круга студентов заключается в повышенном интересе молодёжи к крупным культурным мероприятиям. Социальное участие студенчества в событийной культурной повестке городов и регионов способно повышать востребованные компетенции молодых специалистов, при этом оно работает на формирование социальной ответственности университетов. Выявленные характеристи-
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Певная М.В., Дроздова А.А., 2022.
И]
ки культурного волонтёрства молодёжи в Свердловской области присущи и другим российским регионам.
Ключевые слова.: культурное волонтёрство, студенческое волонтёрство, добровольчество, социальные инициативы студенчества, социокультурные проекты
Для цитирования.: Певная М.В, Дроздова А.А. Культурное волонтёрство студентов вузов: оценка опыта участия и потенциал развития // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 41-57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-41-57
Cultural Volunteering of University Students: Assessment of Participation Experience and Potential
for Development
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-41-57
Maria V. Pevnaya - Dr. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Head of the Department of Sociology and Technology of State and Municipal Administration, ORCID: 0000-0003-3591-1181, Researcher ID: E-4080-2014, [email protected]
Anna A. Drozdova - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Department of Sociology and Technology of State and Municipal Administration, ORCID: 0000-0002-1599-8446, Researcher ID: L-4435-2016, [email protected]
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia Address: 19, Mira str., Ekaterinburg, 620002, Russian Federation
Abstract. Russian universities in recent years are increasingly positioned as centers for the development of Russian regions. As part of their third mission, universities are beginning to be included in the socio-cultural development of the territories. In these processes, student social initiatives and so-ciocultural projects with their participation are playing an increasingly important role both for the students themselves and their self-realization, and for the Russian regions in the context of increasing their sustainability. The article was based on the materials of two studies: monitoring of the students of the Sverdlovsk region and a survey of the youth of the Sverdlovsk region, implemented in 2020. The authors explore the experience of social participation of university students in the Sverdlovsk region, their involvement in the practice of volunteering in the cultural sphere. The purpose of this article is to characterize the volunteer experience of students in the field of culture, to assess the potential of youth cultural volunteering in the context of solving urgent problems of universities as regional development centers. The authors record an increase in the proportion of students involved in volunteering on a regular basis, with a sufficiently large number of those who, after a one-time participation, are not ready to help in specific volunteer practices. The article deals with groups of students with and without experience of volunteering in the field of culture. The authors prove that students with experience in cultural volunteering are more interested in it and are really involved in the cultural life of their cities. The potential for the development of volunteer activity among a wider range of students lies in the increased interest of young people in major cultural events. The social participation of students in the eventful cultural agenda of cities and regions can increase the competencies of young professionals that are in demand, while it works to form the social responsibility
of universities. The identified characteristics of the cultural volunteering of youth in the Sverdlovsk region are also inherent in other Russian regions.
Keywords: volunteering, cultural volunteering, student volunteering, student social initiatives, sociocultural projects
Cite as: Pevnaya, M.V., Drozdova, A.A. (2022). Cultural Volunteering of University Students: Assessment of Participation Experience and Potential for Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 8-9, pp. 41-57, doi: 10.31992/0869-3617-2022-318-9-41-57 (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
С 2016 г. по всей стране проходит широкомасштабная информационная и организационная кампания по популяризации волонтёрской деятельности среди молодёжи. В Послании Президента РФ Законодательному собранию (01.12.2016) было прямо указано на «необходимость «снять все барьеры для развития волонтёрства. Оказать всестороннюю помощь социально ориентированным некоммерческим организациям»1. Если в 2016 г. поддержка добровольческой деятельности осуществлялась целенаправленно в 62 субъектах РФ, то в 2020 г. это реализуется повсеместно. Ежегодно проводятся форумы, слёты, конкурсы поддержки добровольческих проектов, конкурсы на звание лучшего добровольца или добровольческого объединения на федеральном, окружном, региональном и муниципальном уровнях управления. Определённый вклад в популяризацию волонтёрской деятельности среди молодёжи внесла деятельность Ассоциации волонтёрских центров, а также федеральный конкурс «Доброволец России». В 2020 г. в Конституцию РФ внесена поправка, затрагивающая гражданское общество и добровольчество, которая гласит: «Правительство РФ: ...осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении госу-
1 Послание Президента РФ Федеральному собранию. 01.12.2016 // Президент России. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550 обращения: 12.12.2020).
(дата
дарственной политики; осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтёрской) деятельности»2.
Исследователи подчёркивают, что «идёт активная консолидация усилий волонтёрских объединений, исполнительных органов государственной власти, бизнес-компаний, средств массовой информации, общественности» [1] по развитию добровольчества, в том числе в сфере культуры. В Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в РФ до 2025 года в качестве основных направлений добровольчества (волонтёрства) в сфере культуры выделяются: «поддержка деятельности организаций культуры; содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры; участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); вовлечение деятелей культуры и искусства в добровольческую (волонтёрскую) деятельность»3. В 2019 г. Министерство культуры РФ включило в Национальный проект «Культура» федеральную программу «Волонтёры культуры»;
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консуль-тантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.04.2022).
3 Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года // Правительство России: официальный сайт. URL: http://static.govemment.ru/media/flles/e6 LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf (дата обращения: 10.11.2020).
на базе Ассоциации волонтёрских центров создана Дирекция общественного движения «Волонтёры культуры», среди направлений деятельности которого, помимо тех, что обозначены в Концепции развития добровольчества, выделяется также организация туристических маршрутов и культурных пространств в городах4.
Участие молодёжи в различных практиках культурного волонтёрства в значительной степени оказывает позитивное влияние на их личное развитие, а также на социокультурную жизнь конкретных территорий. При этом государственный курс поддержки волонтёрства, организованный характер движения и ресурсные центры университетов способны качественно перенастроить роль вузов в развитии местных сообществ, социокультурной жизни горожан в рамках реализации вузами их третьей миссии. Непосредственный вклад в развитие социокультурной жизни конкретных городов, безусловно, вносят волонтёры культуры, которые развивают социальный капитал территории, обеспечивают исполнение задач государственной культурной политики, оказывают существенную помощь в реализации культурных проектов, а также текущей деятельности учреждений культуры и т. д. В данной статье предлагается охарактеризовать волонтёрский опыт студенчества в сфере культуры, оценить потенциал культурного волонтёрства молодёжи в контексте решения актуальных задач университетов как региональных центров развития.
Культурное волонтёрство
в научных исследованиях
Студенческое волонтёрство становится предметом многочисленных исследований как следствие реализации волонтёрских программ крупных мероприятий, прошед-
4 Официальный сайт общественного движения «Волонтёры культуры». URL: волонтёрыкуль-туры.рф (дата обращения: 11.11.2020).
ших в России с 2013 г. Различные аспекты добровольчества среди студентов изучаются в конкретных ресурсных центрах и вузах, рассматриваются по отдельным специальностям, в контексте развития отдельных городов, регионов и страны в целом. Авторы описывают необходимые педагогические условия для обеспечения личностного и профессионального роста студентов в их волонтёрской активности [2], выделяют аспекты взаимосвязи проектной деятельности, волонтёрства и инноваций в социальной сфере [3], раскрывают опыт конкретных вузов по развитию добровольческого движения в регионах [4], отмечают позитивную роль волонтёрства в профессиональном самоопределении и повышении мотивации студентов к изучению профессионально значимых учебных дисциплин [5; 6], изучают мотивацию волонтёрского участия [7], планы и намерения молодёжи в отношении добровольчества в своём будущем [8], анализируют социокультурные факторы, детерминирующие волонтёрскую активность [9]. В рамках данной статьи предлагается рассмотреть подробнее исследования культурного во-лонтёрства. Обратимся к определению культурного волонтёрства, описанию его практик и специфических характеристик.
Понятие «культурное волонтёрство» нерелевантно для зарубежных работ, использование этого термина скорее характерно для российского дискурса. В научных публикациях отечественных исследователей рассматриваются такие категории, как «культурное волонтёрство» / «волон-тёрство в сфере культуры» / «волонтёры культуры», «культурно-просветительское волонтёрство» и «арт-волонтёрство». Н.И. Горлова определяет волонтёрскую деятельность в сфере культуры и искусства как «реализуемую посредством активного личного участия волонтёра добровольную помощь в поддержке культурных проектов и мероприятий, направленных на приобщение населения к лучшим мировым образцам
искусства» [10, с. 101]. С нашей точки зрения, данное определение в значительной степени редуцирует культурное волонтёрство до событийного, исключая практики оказания помощи в решении текущих задач учреждений культуры. Е.А. Ефремова маркирует добровольческую деятельность в сфере культурного пространства города (библиотеках, музеях, театрах, галереях) как арт-волонтёрство, где волонтёры помогают в проведении различных городских событий» [11, с. 41]. В Резолюции Всероссийского форума добровольцев 24-27 октября 2016 г. зафиксировано определение культурно-просветительского волонтёрства как «добровольческой деятельности в проектах культурной направленности, проводимых в музеях, библиотеках, домах культуры, театрах, кинотеатрах, культурных центрах, парках и т. д.»5. В указанном определении фиксируются организации и учреждения культуры, в которых потенциально может быть востребована помощь волонтёров, однако неизменным остаётся проектный формат участия, не предполагающий систематической активности.
Культурное волонтёрство включает разнообразные практики, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. В соответствии с их пространственной и временной локализацией можно выделить событийное и структурно-функциональное культурное волонтёрство.
Событийное волонтёрство предполагает участие в организации и проведении различных тематических культурных мероприятий (концертов, фестивалей, акций, постановок, выставок, праздников, конкурсов и т. д.), его пространственной локализацией является мероприятие. Оно включено в проектный контекст, является
5 Резолюция Всероссийского форума добровольцев 24-27 октября 2016 года, г. Санкт-Петербург. URL: https://docplayer.ru/31334195-Rezolyuciya-vserossiyskogo-foruma-dobrovolcev-oktyabrya-2016-goda-g-sankt-peterburg.html (дата обращения: 10.11.2020).
эпизодическим, краткосрочным, однако может реализовываться с определённой степенью регулярности. Как правило, работы/функции, которые реализуют волонтёры культуры в событийном формате, являются типичными: логистика, регистрация, координация, работа с гостями, участниками, экспертами, информационное сопровождение (работа со СМИ, фотовиде-осъёмка). Участие студентов-волонтёров в создании и реализации социально-культурных проектов помогает им приобрести необходимый опыт, стать специалистами в области социально-культурной деятельности [12].
Структурно-функциональное волон-тёрство связано с решением текущих задач конкретных организаций и учреждений культуры, его пространственной локализацией является организация. Как пример, интересен кейс волонтёрского центра Государственного Эрмитажа [10]. Этот формат культурного волонтёрства предполагает систематическую деятельность по обеспечению функционирования конкретной организации, связан с текущей работой и не предполагает конкретных сроков реализации. Исследователи выделяют специфические работы, которыми занимаются библиотечные волонтёры, добровольцы в музеях, филармониях. Наиболее типичными направлениями работы волонтёров в культурных учреждениях и организациях являются: информационно-аналитическая, научно-исследовательская, издательская и рекламная деятельность, работа с посетителями (экскурсионное, библиотечное обслуживание и др.), хозяйственные работы, фондовое обслуживание, творческая (креативная) работа и фандрайзинг [13, с. 37]. Студенты в учреждениях культуры могут не только оказывать помощь в текущей работе профессионалов, но и вносить определённый вклад в расширение волонтёрской базы за счёт вовлечения своего окружения и поддержки волонтёрской работы других волонтёров в условиях сложной тематики [14].
Несмотря на всё многообразие и сложную мозаичную внутреннюю структуру культурного волонтёрства, исследователи отмечают общие отличительные черты волонтёрства в сфере культуры. Во-первых, инициативы и формы привлечения волонтёров в сфере культуры существенно различаются от территории к территории, исходя из исторической, национальной и иной специфики регионов. Во-вторых, культурное волонтёрство «заряжает оптимизмом и атмосферой художественного творчества; создаёт условия для реализации креативности и развития способностей более широкого круга молодёжи» [15, с. 25]. В-третьих, в любых своих форматах культурное волонтёрство требует в организации деятельности студентов применения специальных технологий волонтёрского менеджмента [16].
Обобщая результаты исследований культурного волонтёрства молодёжи, необходимо обозначить несколько важных характеристик текущего состояния волон-тёрства в сфере культуры в России. В культурном волонтёрстве преимущественно заняты молодые люди, проходящие обучение по соответствующим специальностям, оценивающие опыт добровольчества в сфере культуры как «прямой путь к оплачиваемой работе» [17]. Данная активность является путём личностно-профессионального развития [18], механизмом формирования «кредита доверия» у потенциальных работодателей сферы культуры, технологией формирования кадрового резерва для учреждений культуры [19]. Практики культурного волонтёрства чаще всего сводятся к событийному, концертному, фестивальному волонтёрству. При этом МОСГОР-ТУР по результатам опроса установил, что музеям требуется более 1000 человек в год для повседневной помощи, однако сами музеи чаще всего воспринимают деятельность волонтёров как помощь на мероприятии, не всегда идентифицируя свои потребности и возможности волонтёров
студентов6. В области сохранения и актуализации культурно-исторического наследия в студенческом участии также отмечаются существенные пробелы.
Характеристика данных и метода
Для оценки динамики развития волонтёр-ства в студенческой среде в статье используются данные мониторинга социокультурного развития уральского студенчества (19952020 гг.), реализуемого в УрФУ под руководством проф. Ю. Р. Вишневского. В опросе традиционно участвуют студенты третьего курса очного отделения, обучающиеся в вузах Свердловской области. В исследовании используется квотно-гнездовая выборка, в качестве гнёзд выделены конкретные вузы Свердловской области. Квоты определялись по полу, профилю обучения респондентов в каждом вузе (гуманитарное, инженерное, социально-экономическое и естественнонаучное направления). С 2012 г. в анкету мониторинга был включён вопрос: «Принимали ли Вы участие в волонтёрской деятельности за последний год?», который позволил оценить динамику вовлечения студентов вузов в добровольческую активность.
В статье представлены результаты опроса молодёжи Свердловской области в возрасте от 14 до 24 лет, который проводился методом анкетирования по стандартизированному бланку опроса (N=1105, тип выборки - квотная, ошибка - не более 3,5%) в 2020 г. В её -основе следующие квоты: половозрастная структура молодёжи; образование (в зависимости от уровня - школа, ссуз, вуз); тип города по численности населения. В данной статье проанализированы данные по подвыборке студентов вузов, включающей 395 респондентов (31%). Для оценки доли студентов, имеющих опыт культурного волонтёрства, была рассчитана вторичная переменная, в которую были включены молодые люди, отметившие что: 1) за последний год им приходилось без-
6 Волонтёры в музее / Отв. ред.-сост. И. А. Гринько. М. : МОСГОРТУР, 2018. С. 45.
Таблица 1
Регулярность волонтёрской деятельности студентов вузов Свердловской области в разрезе разных волн мониторинга, % от числа ответивших в группе
Table 1
Regularity of university students' volunteer activities in the Sverdlovsk region in the context ofdifferent monitoring waves, % of the number of respondents in the group
Варианты ответов 2012 2016 2020
Да, я постоянно работаю как волонтёр 15 8 19
Да, время от времени участвую в волонтёрских проектах 50 46 47
Да, участвовал случайно один раз 35 46 34
возмездно для незнакомых людей по своему собственному решению помогать в организации и проведении спектаклей, концертов, кинопоказов, выставок и т. д.; 2) являлись/ являются членами общественного движения «Волонтёры культуры» и/или имеют опыт участия в акциях данного движения. Потенциал участия студентов вузов в практиках культурного волонтёрства оценивался в исследовании следующими переменными: 1) желание заниматься добровольческой деятельностью в сфере культуры; 2) интерес к массовым культурным городским мероприятиям; 3) интерес к различным практикам культурного волонтёрства.
В исследовании проверяются следующие гипотезы.
1. Волонтёрами в сфере культуры чаще всего становятся молодые люди и девушки, имеющие прямую или опосредованную связь со сферой культуры: студенты, рассматривающие эту активность как собственное личностно-профессиональное развитие, постоянные посетители, ценители и фанаты конкретных музеев, театров, филармоний, галерей и т. д.
2. Практики культурного волонтёрства среди студенчества Свердловской области чаще сводятся к событийному формату добровольчества.
Динамика волонтёрской активности в студенческой среде
По данным мониторинга «Студент», практически половина студентов третьего
курса вузов Свердловской области не имели волонтёрского опыта (в 2012 г. - 46%, в 2016 - 50%). В 2020 г. число таких студентов в вузах Свердловской области сократилось до 36%. За эти восемь лет произошло не только увеличение количества студенческой молодёжи, вовлечённой в добровольчество, но и определённые изменения в качественных характеристиках их деятельности. В 2016 г. было зафиксировано сокращение практически в два раза (на 7%) числа тех, кто занимался волонтёрством регулярно, не реже чем 1-2 раза в месяц (табл. 1). Уменьшалась и доля студентов, работавших волонтёрами время от времени (на 4%), произошло увеличение доли случайного участия, так называемого разового волонтёрства. Однако на текущий момент разовое участие может рассматриваться как первая ступень знакомства с новой для ряда студентов социальной практикой, которая при определённых благоприятных условиях (именно они сегодня активно создаются для студенческого во-лонтёрства) и субъективном комфорте в роли волонтёра может стать частью их повседневной жизни.
За последние четыре года увеличилась доля тех, кто с определённой регулярностью работает как волонтёр, сократилось число тех, кто занимался добровольчеством единоразово или случайно. Среди студентов вузов Свердловской области, имеющих опыт волонтёрства, регулярно работает в качестве добровольца каждый пятый, время от времени - почти половина третьекурсников. Вы-
Таблица 2
Регулярность волонтёрской деятельности студентов вузов Свердловской области в зависимости от их готовности оказывать помощь людям, находящимся на карантине, %
Table 2
Regularity of university students' volunteer activities in the Sverdlovsk region depending on their willingness to help people in quarantine, %
Опыт волонтёрской деятельности Готовность оказать помощь людям, находящимся на карантине Всего
Готов Не готов Затрудняюсь ответить
Да, я постоянно работаю как волонтёр 67 21 12 100
Да, время от времени участвую в волонтёрских проектах 63 20 17 100
Да, участвовал случайно один раз 47 28 25 100
Нет, никогда не приходилось 44 35 21 100
явленные в мониторинге изменения характера волонтёрской деятельности студентов вузов Свердловской области, на наш взгляд, достаточно позитивны. Согласно материалам разных социологических исследований, только добровольческий труд на регулярной основе или продолжительная по времени волонтёрская деятельность может по своей сути приносить обществу и самому волонтёру определённую пользу.
Регулярность волонтёрской деятельности также связана и с планами, намерениями студентов активно включаться в конкретные добровольческие практики. Среди студентов, участвовавших единоразово в волонтёрской деятельности, доля тех, кто готов оказывать помощь людям, находящимся на карантине, существенно ниже, чем среди тех молодых людей, кто с определённой регулярностью занимается добровольчеством (табл. 2).
О региональной специфике и запросе на волонтёрское участие студентов Свердловской области в культурной сфере
Молодёжное волонтёрское участие высокоресурсных групп горожан (именно такими и являются студенты вузов Свердловской области) крайне востребовано в интересах
регионального развития. Свердловская область традиционно является международным центром проведения большого числа международных и всероссийских культурных, научных, спортивных и бизнес- мероприятий. Событийное волонтёрство студенчества с 2012 г. входит в число приоритетных и распространённых среди уральской молодёжи направлений добровольческого участия. В рамках событийного волонтёрства отдельно необходимо отметить крупные мероприятия в сфере культуры («Ночь музеев», «Ночь искусств», «Фестиваль Уральская ночь музыки - Ural Music Night», «Би-блионочь», «Ночь кино» и др.). Кроме того, в Свердловской области действует «обширная многопрофильная сеть организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности: театральное, музыкальное, изобразительное, хореографическое и цирковое искусство, музейное и библиотечное дело, традиционная народная культура, культурно-досуговая деятельность, кинематография, издательское дело»7. Свердловская область
7 Доклад о социально-культурной ситуации в Свердловской области в 2019 году // Министерство культуры Свердловской области. URL: http://mkso.ru/data/File/ministerstvo/ejegodnye-
Таблица 3
Характеристики студентов вузов, имеющих опыт культурного волонтёрства и не имеющих такового
Table 3
Characteristics of university students with and without experience of cultural volunteering
Доводилось ли Вам за последний год ходить в театр, посещать творческие вечера, выставки, концерты?
Нет Да Всего
Студенты, имеющие опыт культурного волонтёрства 23% 77% 100%
Студенты, не имеющие опыта культурного волонтёрства 38% 62% 100%
Доводилось ли Вам за последний год посещать массовые культурные мероприятия в своём городе (фестивали, дни города и пр.)?
Нет Да Всего
Студенты, имеющие опыт культурного волонтёрства 17% 83% 100%
Студенты, не имеющие опыта культурного волонтёрства 33% 67% 100%
Даёт ли Вам волонтёрство перспективы профессиональной карьеры?
Нет Да Всего
Студенты, имеющие опыт культурного волонтёрства 88% 12% 100%
Студенты, не имеющие опыта культурного волонтёрства 94% 6% 100%
Планируете ли Вы продолжить заниматься добровольчеством в будущем?
Нет Да Затрудняюсь ответить Всего
Студенты, имеющие опыт культурного волонтёрства 7% 73% 20% 100%
Студенты, не имеющие опыта культурного волонтёрства 17% 47% 36% 100%
занимает третье место в России по количеству профессиональных театров после Москвы и Санкт-Петербурга, в регионе работает более двух тысяч организаций культуры, область занимает первое место в Уральском федеральном округе по общему количеству государственных и муниципальных музеев и объёму музейного фонда8. Министерством культуры Свердловской области утверж-
doklady/27-04-2020-doklad-o-sockult-situacii-S0-v-2019.pdf(дата обращения: 10.07.2022).
8 Культура Свердловской области // Официальный сайт Правительства Свердловской области. URL: http://midural.ru/l00034/l00083/l00673/ (дата обращения: 10.07.2022).
дены планы мероприятий государственных учреждений культуры по развитию в 2021-2022 гг. волонтёрского движения на территории региона. В 2021 г. в Свердловской области начал функционировать региональный ресурсный центр добровольчества в сфере культуры.
Оценка опыта участия студентов вузов Свердловской области в культурном волонтёрстве
Обратимся к результатам опроса молодёжи Свердловской области. В соответствии с полученными данными 12% опрошенных студентов региональных вузов за последний
год безвозмездно по своему собственному решению помогали в организации и проведении спектаклей, концертов, кинопоказов, выставок и т. д. (имеют опыт событийного волонтёрства в сфере культуры). Имеют опыт участия в акциях общественного дви-жеения «Волонтёры культуры» 14%, являются формальными, организованными добровольцами, членами общественного движения «Волонтёры культуры» 12%.
Для оценки вовлечения студенческой молодёжи как в формальные, так и в неформальные практики культурного волонтёр-ства была рассчитана вторичная переменная, объединяющая организованные и неорганизованные формы добровольчества в сфере культуры. В соответствии с полученными результатами 29% студентов вузов региона имеют опыт культурного волонтёрства.
Среди молодых людей, имеющих опыт добровольчества в сфере культуры, существенно больше (83%) тех, кто указал, что за последний год ходил в театр, посещал творческие вечера, выставки, концерты (77%), массовые культурные мероприятия в своём городе (фестивали, дни города и пр.), чем среди тех студентов, которые такого опыта не имеют (табл. 3). Студенты, имеющие опыт культурного волонтёрства, в два раза чаще отмечают, что добровольчество обеспечивает им значимые для карьеры перспективы (12%). Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что волонтёрами в сфере культуры становятся люди определённой категории, имеющие прямую или опосредованную связь со сферой культуры.
Среди студентов с опытом добровольчества в сфере культуры значительно выше доля молодых людей, регулярно работающих как волонтёры (не реже 1 раза в месяц за последний год), - 34% против 6%. Необходимо подчеркнуть, что среди имеющих опыт культурного волонтёрства студентов региона существенно больше тех, кто планирует продолжить заниматься добровольчеством в будущем (73% против 47%).
Во многом это можно объяснить специфическими характеристиками культурного волонтёрства, отличающими его от других направлений добровольчества - атмосферой, творчеством и эмоциональным багажом.
Потенциал развития культурного
волонтёрства студенческой молодёжи в контексте устойчивости территорий
Для оценки потенциала развития культурного волонтёрства нами была сформирована подвыборка студентов, имеющих какой-либо опыт добровольчества, но не в сфере культуры (47%). Вовлечённые в различные волонтёрские проекты молодые люди потенциально активны, но не всегда готовы продолжать эту деятельность. С большой вероятностью именно эта группа студентов может заинтересоваться проектами в сфере культуры ввиду того, что они проявляют высокий интерес к таким культурным мероприятиям, как День города (65%), Ночь музыки (65%), Ночь музеев (56%), Библионочь (42%).
В анкете респондентам предлагалось выбрать конкретные практики культурного волонтёрства, которые им интересно было бы реализовать в развитии своего города. Опрос позволил выделить, что среди студентов с опытом добровольчества предпочтения отдаются помощи в проведении публичных мероприятий, мастер-классов, перформансов, выставок (46%), участию в создании и благоустройстве культурных и общественных пространств города (36%), участию в разработке, продвижении и реализации культурных событий в городе (34%), участию в создании и продвижении экскурсионных маршрутов в городе (29%). Студентам с опытом культурного волон-тёрства намного интереснее практики, предполагающие системную, чаще специализированную работу волонтёров в сфере культуры. В этой группе 40% респондентов предпочли бы участвовать в проведении публичных мероприятий, 37% - в разработке,
продвижении и реализации культурных событий в городе, в организации мероприятий для создания в учреждениях атмосферы открытости. 36% респондентов интересно привлечение в культурные учреждения новых посетителей (при проведении экскурсий, мастер-классов, лекториев, литературных субботников и пр.). Практически каждый третий студент с таким опытом хотел был ассистировать на лекциях, занятиях в учреждениях культуры, в творческих лабораториях, поисково-исследовательских экспедициях (32%), работать в волонтёрских центрах на базе учреждений культуры (31%), участвовать в работах по сохранению культурного наследия, восстановлению памятников истории и культуры (31%). Студенты с опытом волонтёрства в других сферах последние три направления выбирали существенно реже (23%, 20% и 16% соответственно).
В соответствии с полученными результатами можно сделать вывод, что наиболее интересными для студенчества с опытом добровольчества являются событийные практики культурного волонтёрства. Особый интерес для них представляют культурные и общественные пространства города. Молодёжь готова вовлекаться в такого рода активность, поскольку это касается непосредственно её места проживания, проведения досуга и т. д.
О практике расширения культурного
волонтёрства среди студентов вузов
Вовлечённость молодёжи в широкую событийную повестку культурной сферы формируется по всей стране благодаря системным решениям федерального уровня при институционной поддержке государства и качественном сопровождении этих практических решений в цифровой среде. Наиболее интересны в плане результативности инициативы, направленные на повышение культурного уровня студенчества, вовлечённости молодого поколения в социально-культурную жизнь страны, региона, конкретного
города, среди них «Пушкинская карта»9 и флагманские проекты движения «Волонтёры культуры»10. Если первый проект повышает уровень социальной и культурной компетентности молодых россиян, знакомит их с культурными учреждениями своего города, значимыми событиями, расширяет знания национальной, региональной и локальной культуры и истории, то по второму направлению по всей стране тиражируется лучший опыт - те практики, которые наиболее интересны и результативны в плане расширения активности молодёжи в культурной сфере, формирования её национальной и локальной идентичности.
Свой вклад в расширение молодёжного волонтёрства в культурной сфере вносят и локальные социокультурные проекты, получившие национальное и международное признание. Именно в эти проекты вовлекаются инициативные, креативные, независимые в своих решениях и действиях от вузов студенты для организации досуга. В качестве ярких примеров проектов Свердловской области, где молодёжные волонтёрские команды помогают в организации творческих мероприятий, можно привести
«Ural Music Volunteer Crew»11 и «Лето на
12
заводе»12, неоднократно поддержанные Фондом Президентских грантов и Президентским фондом культурных инициатив. В первом проекте команда молодых волонтёров (группа сообщества включает более 1900 человек) была вовлечена в подготовку столицы Урала к двум крупнейшим музыкальным событиям - «Ночь Музыки»
9 Пушкинская карта // Культура. РФ. URL: https://clck.ru/XDUeb (дата обращения: 10.07.2022).
10 Флагманские проекты // Волонтёры Культуры. URL: https://clck.ru/qxGCd (дата обращения: 10.07.2022).
11 Официальный сайт «Ural Music Volunteer Crew». URL: http://umvcrew.ru/ (дата обращения: 10.07.2022).
12 Официальный сайт «Лето на Заводе». URL: ле-тоназаводе.рф (дата обращения: 10.07.2022).
и «Старый Новый Рок». Участники работали фотографами, переводчиками, копирай-терами, дизайнерами, видеооператорами, ивент-менеджерами, формируя навыки работы в проектных командах и повышая свои профессиональные компетенции. Во втором проекте некоммерческая институция стала инициатором развития территории малого города Свердловской области с помощью креативных индустрий. Работа с молодыми волонтёрами, потенциальными резидентами креативного кластера фактически является выявлением и поддержкой молодых талантов. В этом проекте (в сообществе более 5500 человек) творческая молодёжь на добровольной основе вовлекается во взаимодействие друг с другом и профессионалами. Команда организаторов способствует не только коммуникации в сообществе, но и его развитию за счёт продюсирования резидентов, апробирования их творческих инициатив, тестирования разноформатных образовательных продуктов, в том числе для молодых архитекторов, дизайнеров, артистов, музыкантов и т. д. Креативность, образовательный контент и волонтёрская деятельность в идеологии проекта формируют из среды активной молодёжи новых лидеров мнений как «современных созидателей, формируя тренд среди молодёжи на
13
творческую самореализацию»13.
В Свердловской области на популяризацию культурного волонтёрства студенчества хорошо работают и инфраструктурные решения вузов. Условно их можно разделить на два типа. К первому типу относится системная коллаборация специализированных учебных заведений с институциями культурной сферы. Одним из интересных кейсов здесь является политика МБУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства». Во многом успех
13 Креативный кластер на заводе // Президентский фонд культурных инициатив. URL: Ы1^://фондкультурныхинициатив.рф/риЬНс/ application/item?id=ce79974f-bdea-4145-bb21-79035e4bc534 (дата обращения: 10.07.2022).
вовлечённости студентов данного вуза, обучающихся по программам направления «Искусства и гуманитарные науки» -50.03.01, в практическую сферу их будущей профессиональной деятельности там, где они родились, живут и учатся, обеспечивается за счёт «установки на коллаборацию вуза с другими сферами (бизнесом, культурой, некоммерческим сектором), активного освещения событий в медиа, а также за счёт социальной ответственности: за пространство, в котором живут и работают преподаватели, исследователи и студенты академии» [20, с. 110].
Ко второму типу можно отнести интеграцию взаимодействия организаций и учреждений социальной и культурной сферы с университетами в образовательный процесс и воспитательную деятельность вузов через проектное обучение студентов. Проектное обучение является одним из основных элементов современного образования. Оно способствует формированию активной позиции студенчества, формирует у них умение выявлять проблемные ситуации в зоне своего влияния и находить своевременные решения проблем. Через проектную деятельность происходит введение молодёжи в профессиональную деятельность в новой позиции - лидера отраслевых изменений [21]. Одним из кейсов такого типа является организация проектного обучения в Школе государственного управления и предпринимательства Института экономики и менеджмента Уральского федерального университета. В рамках проектного обучения, которое интегрировано в учебные планы 2-х и 3-х курсов всех направлений подготовки, только за осенний семестр 2021/2022 учебного года студентами был реализован 71 проект. В числе заказчиков выступили 9 региональных СОНКО, 11 государственных учреждений и 14 коммерческих организаций. Как правило, студенты в таких проектах решают исследовательские, организационные или информационные задачи, требующие
от них не только определённых знаний, но и проявления креативности. По заказу организаций третьего сектора молодёжь вовлекается в сбор и обработку различных данных, проведение мероприятий, организацию информационных кампаний. Культурное волонтёрство студенчества, как правило, реализуется в рамках благотворительных мероприятий в некоммерческом секторе.14 Сфера благотворительности позволяет студентам реализовать свои творческие идеи, совместив с реальным вкладом в решение социальных проблем. Работая в таких проектах, студенты повышают свою профессиональную компетентность, нарабатывают социальный капитал, формируют портфолио. Многие после достижения определённых результатов обучения, осознавая конкретный результат своей творческой работы, остаются в этих организациях для прохождения практики, работают в дальнейшем как волонтёры, предлагают СОНКО новые решения в работе с молодёжью. Только в рамках одного из таких проектов - «Создание креативного контента о мегаполисе»15 - для АНО «УралДобро» студенты направлений подготовки «Связи с общественностью», «Публичная политика и управление» за время работы в проекте создали фотомаршруты для горожан и гостей города, выложили более 150 единиц авторского контента о наиболее интересных местах г. Екатеринбурга, накопили фотобанк городских достопримечательностей и знаковых мест, который размещён в свободном доступе и формирует медиа-имидж уральской столицы.
14 См.: Смирнова Я. Взаимодействие университетов и НКО: инновации и практика в работе с молодёжью // УралДобро: Корпоративный сайт НКО Свердловской области. URL: https:// clck.ru/qxFVT (дата обращения: 10.07.2022).
15 См.: Лето уже на следующей неделе... // Центр развития местных сообществ УрФУ. URL: https://clck.ru/qxLgf (дата обращения: 10.07.2022).
Заключение
Исследование показало, что количество студентов, вовлечённых в добровольческую деятельность во всех вузах Свердловской области, увеличивается. Только 36% студентов третьего курса региональных вузов не имели в 2020 г. опыта добровольческой работы. С 2016 г. в молодёжной среде возросла доля тех, кто регулярно занимается добровольчеством, сократилась численность студентов, имеющих опыт эпизодического волонтёрского участия.
Исследование показало, что 29% студентов вузов имеют опыт культурного волон-тёрства. Их отличает вовлечённость в культурную жизнь города, в котором они проживают. Именно среди этих студентов существенно выше число тех, кто намеревается продолжать заниматься добровольчеством в будущем. Включены в формальное общественное движение «Волонтёры культуры» 12% студентов вузов Свердловской области. Однако потенциал культурного волонтёр-ства студенчества в регионе реализован не в полной мере. Те, кто имеют опыт добровольчества, но не в сфере культуры, проявляют высокую заинтересованность в событийном волонтёрстве культурной сферы. Они выражают свои намерения заниматься добровольческой деятельностью именно в сфере культуры. Студентам, имеющим опыт добровольчества в сфере культуры, наиболее интересны те практики, которые требуют более серьёзной вовлечённости. Им значительно чаще интересна системная активность, структурно-функциональное культурное волонтёрство в учреждениях сферы культуры на постоянной основе.
Данные убедительно доказывают, что наличие опыта культурного волонтёрства в событийном формате стимулирует желание студенчества продолжать заниматься культурным волонтёрством и вовлекаться в те практики, которые требуют более серьёзных ресурсных затрат и выстроены на системной основе. В свою очередь, событийное во-лонтёрство может с большей вероятностью
обеспечить продолжение волонтёрской деятельности той части студенчества, которая имеет опыт эпизодического добровольчества в других направлениях.
Рост вовлечённости студентов в добровольческую деятельность представляет определённую ценность практически для всех вузов мира. Опыт волонтёрства расширяет спектр компетенций студентов, по ряду направлений подготовки способствует профессиональному самоопределению молодёжи, получению практического опыта, важного для трудоустройства молодых специалистов. Студенческое волонтёрство в культурной сфере обеспечивает долгосрочные перспективы социальной активности студенчества, определяет возможности университетов в создании и поддержании среды, формирующей культуру просоци-ального поведения молодёжи и социальной ответственности молодых профессионалов. Такая позиция университетов повышает их престиж, так как данные характеристики его выпускников важны для социально ответственного бизнеса, а также для публичной сферы российских регионов, где про-социальное поведение молодых граждан определяет устойчивость развития этих территорий.
Литература
1. Старовойтова Л.И, Горлова Н.И. История создания и реализации волонтёрских проектов по сохранению культурно-исторического наследия за рубежом // Наследие веков. 2020. № 1. С. 13-25. DOI: 10.36343/SB.2020.21.1.001
2. Мазниченко М.А, Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103-113. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1279 (дата обращения: 10.07.2022).
3. Вандышева Л. В. Результаты проектной деятельности будущих специалистов социальной работы // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 75-80. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-75-80
4. Рябцев А.А, Юдина Т.А, Черемшанов С.В, Папазян Г.С. Сочинский государственный университет - драйвер событийного волон-тёрства в регионе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 108-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-108-116
5. Стародубцев В.А, Родионов П.В. Волонтёрские сообщества - школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 86-92. URL: https:// vovr.elpub.ru/jour/article/view/1347 (дата обращения: 10.07.2022).
6. Большов В.Б, Николаенко В.В. Волонтёрство и волонтёрская практика как способ самореализации студентов вузов // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 377-388. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43999550 (дата обращения: 10.07.2022).
7. Шульгина Т.А, Кетова Н.А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтёры // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 116-124. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124
8. Перич Ю., Леко Симич М., Певная М.В., Шарма Э. Поколение Z и волонтёрство: перспектива национальной культуры // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 44-72. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-44-72
9. Базуева Е.В., Артамонова А.С. Диффузия волонтёрства за рубежом и в России: культурные основания, оценка барьеров, технологии интенсификации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 240-257. DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.14
10. Горлова Н.И. Исторические аспекты развития культурного волонтёрства в России // Учёные записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39). С. 101-108. URL: https:// api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdl/1985 (дата обращения: 10.07.2022).
11. Ефремова Е.А. Опыт культурного волонтёрства Екатеринбургской академии современного искусства // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2018. № 1 (9). С. 40-43. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=45614307 (дата обращения: 10.07.2022).
12. Пономарев В.Д., Лазарева Л.И., Васильков-ская М.И, Черданцева А.А. Культурное во-
лонтёрство как фактор развития гражданского общества: региональный аспект // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 55. С. 224232. DOI: https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-55-224-233
13. Горлова Н.И., Маковецкая Д.Т. Сборник волонтёрских практик в сфере культуры: методические рекомендации. М. : Министерство культуры Российской Федерации, 2019. 124 с. URL: https://edu.dobro.ru/upload/ uf/f15/f1568fba6b5f17542744c0326752d00e. pdi?ysclid=l5haiywj22250264712 (дата обращения: 10.07.2022).
14. Лемешевская Е.С. Волонтёрство в музеях совести: сочетание теории коммуникации и культурологических подходов // Комму-никология. 2021. Т. 9. № 2. С. 185-193. DOI: 10.21453/2311-3065-2021-9-2-185-193
15. Ефремова Е.А., Ахьямова И.А. Зачем «арт-волонтёрство» творческому вузу? // Мир науки. Педагогика и психология: Интернет-журнал. 2018. Т. 6. № 6. С. 25-34. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/127PDMN618.pdf (дата обращения: 10.07.2022).
16. Горлова Н.И, Демидова А.Г., Губина А.В. Современные практики привлечения волонтёров к сохранению историко-культурного наследия. М. : Перспектива, 2021. 224 с.
17. Рогач О.В., Фролова Е.В. Культурное во-лонтёрство в России как социальный ресурс развития туризма // Социальная политика и социология. 2019. Т. 18. № 1 (130). С. 140-146. DOI: 10.17922/2071-3665-2019-18-1-140-146
18. Васильковская М.И. Институт волонтёрства как ресурс личностно-профессионального становления специалиста социально-куль-
турной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология: Интернет-журнал. 2018. № 2. С. 10-18. URL: https://mir-nauki. com/PDF/22PDMN218.pdf (дата обращения: 10.07.2022).
19. Паклина Е.А. Культурное волонтёрство как инновационный вид деятельности добровольцев // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. С. 125-134. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=41412846 (дата обращения: 10.07.2022).
20. Петрова Л.Е, Пронин А.А. Научные мероприятия Екатеринбургской академии современного искусства в 2018 году // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2019. № 1. С. 104-111. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42665947 (дата обращения: 10.07.2022).
21. Никольский В.С, Неслуховская А.В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь. 2020. № 1 (29). С. 135143. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42943291 (дата обращения: 10.07.2022).
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Программы развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в соответствии с программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Статья поступила в редакцию 02.05.22 Принята к публикации 21.06.22
References
1. Starovoitova, L.I., Gorlova, N.I. (2020). The History of the Creation and Implementation of Volunteer Projects for Preserving the Cultural and Historical Heritage Abroad. Nasledie vekov =
Heritage of Centuries. No. 1, pp. 13-25, doi: 10.36343/SB.2020.21.1.001 (In Russ., abstract in Eng.)
2. Maznichenko, M.A., Papazyan, G.S. (2018). Pedagogical Conditions of Students' Personal and Professional Growth in the Context of Volunteer Activities. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2 (220), pp. 103-113. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/ article/view/1279 (accessed 10.07.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
3. Vandysheva, L.V. (2020). Results of Project Activities of Future Social Work Specialists. Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Vol. 3, no. 11. pp. 75-80, doi 10.20323/1813-145X-2020-3-114-75-80 (In Russ., abstract in Eng.).
4. Ryabtsev, A.A., Yudina, T.A., Cheremshanov, S.V., Papazyan, G.S. (2018). Sochi State University as a Driver of Event Volunteering in the Region. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 11, pp. 108-116, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-108-116 (In Russ., abstract in Eng.).
5. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2018). Volunteer Organization as a School of Students' Vocational Trials. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 4, pp. 86-92. Available at: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1347 (accessed 10.07.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
6. Bolshov, V.B., Nikolaenko, V.V. (2020) Volunteering and Volunteer Practice as a Way of University Students' Self-Realization. Sotsial'naya kompetentnost' = Social Competence. Vol. 5, no. 3, pp. 377-388. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43999550 (accessed 10.07.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
7. Shulgina, T.A., Ketova, N.A. (2020). "Have You Volunteered?": Or Why Students Become Volunteers. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 1, pp. 116-124, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124 (In Russ., abstract in Eng.).
8. Peric, J., Leko Simic, M., Pevnaya, M.V., Sharma, E. (2021). Generation Z and Volunteering: A National Culture Perspective. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. Vol. 23, no. 1. pp. 44-72, doi: 10.17853/1994-5639-2021-1-44-72 (In Russ., abstract in Eng.).
9. Bazueva, E.V., Artamonova, A.S. (2021). The Diffusion of Volunteering Abroad and in Russia: Cultural Foundations, Assessment of Barriers, Intensification Technologies. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. Vol. 14, no. 6. pp. 240-257, doi: 10.15838/esc.2021.6.78.14 (In Russ., abstract in Eng.).
10. Gorlova, N.I. (2016). [Historical Aspects of the Development of Cultural Volunteering in Russia]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University]. Vol. 3 (39), pp. 101108. Available at: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1985 (accessed 10.07.2022). (In Russ.).
11. Efremova, E.A. (2018). Experience of «Cultural Volunteering» of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury = Herald of Tyumen State Institute of Culture. No. 1 (9), pp. 40-43. (In Russ., abstract in Eng.).
12. Ponomarev, V.D., Lazareva, L.I., Vasilkovskaya, M.I., Cherdantseva, A.A. (2021). Cultural Volunteering as a Factor in the Development of Civil Society: Regional Aspect. Vestnik Ke-merovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. No. 55, pp. 224-232, doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-224-233 (In Russ., abstract in Eng.).
13. Gorlova, N.I., Makovetskaya, D.T. (2019) Sbornik volonterskikh praktik v sfere kul'tury [Collection of Volunteer Practices in the Field of Culture]. Moscow : Ministry of Culture of the Russian Federation, 124 p. (In Russ.).
14. Lemeshevskaya, E.S. (2021). Volunteering Activity in the Museums of Conscience: A Combination of Communication Theory and Cultural Approaches. Kommunikologiya = Communicol-ogy. Vol. 9, no. 2, pp. 185-193, doi: 10.21453/2311-3065-2021-9-2-185-193 (In Russ., abstract in Eng.).
15. Efremova, E.A., Akhyamova, I.A. (2018). What Is the Purpose of Art Volunteering for the Creative Higher Educational School? Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya: Internet-zhurnal = World of Science. Pedagogy and Psychology: Online Journal. Vol. 6, no. 6, pp. 25-34. Available
at: https://mir-nauki.com/PDF/l27PDMN618.pdf (accessed 10.07.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
16. Gorlova, N.I., Demidova, A.G., Gubina, A.V. (2021). Sovremennye praktiki privlecheniya vo-lonterov k sokhraneniyu istoriko-kul'turnogo naslediya [Modern Practice of Volunteers Involvement for the Preservation of Historical and Cultural Heritage]. Moscow : Perspektiva Publ., 224 p. (In Russ.).
17. Rogach, O.V., Frolova, E.V. (2019). Cultural Volunteership in Russia as a Social Resource for Development of Tourism. Sotsialnaya politika i sotsiologiya = Social Policy and Sociology. Vol. 18, no. 1 (130), pp. 140-146, doi: 10.17922/2071-3665-2019-18-1-140-146 (In Russ., abstract in Eng.).
18. Vasilkovskaya, M.I. (2018). Institute of Volunteering as a Resource for Personal and Professional Development of a Specialist in Social and Cultural Activities. Pedagogika i psikhologiya: Inter-net-zhurnal = World of Science. Pedagogy and Psychology: Online Journal. No. 2, pp. 10-18. (In Russ., abstract in Eng.).
19. Paklina, E.A. (2018). Cultural Volunteering as an Innovative Activity of Volunteers. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture]. Vol. 216, pp. 125-134. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=41412846 (accessed 10.07.2022). (In Russ., abstract in Eng.)
20. Petrova, L.E., Pronin, A.A. (2019). Scientific Events of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art in 2018. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Ural'skiy region [Bulletin of Higher Educational Institutions. Ural Region]. no. 1, pp. 104-111. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=42665947 (accessed 10.07.2022).
21. Nikol'skiy, V.S., Neslukhovskaya, A.V. (2020). The Competencies of the Project-Based Education Mentor and the Mentor's Role in the Development of the Student's Project Approach. Issle-dovatel' = Researcher. No. 1 (29). pp. 135-143. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42943291 (accessed 10.07.2022). (In Russ., abstract in Eng.).
Acknowledgement. The study was supported by the Ministry of Higher Education in Russia
according to the Development Program of the Ural Federal University named after the first President
of Russia B.N. Yeltsin ("Priority 2030").
The paper was submitted 02.05.22 Accepted for publication 21.06.22