Научная статья на тему 'Культурное наследие как ресурс совладения (на примере русских пословиц)'

Культурное наследие как ресурс совладения (на примере русских пословиц) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное наследие как ресурс совладения (на примере русских пословиц)»

Психология совпадающего поведения

повседневной жизни каждой семьи, особенно семейный стресс (в том числе диадны» 1 гриадный), и семейный копинг, направленный на »тот стрессор (эмоциональные и поведенческие реакции всех членов семьи, возникающие в этот момент), а также оценить эффективность этих копинг-усилий в борьбе со стрессором. Анализируя самоотчеты членов семьи за день, их индивидуальные способы реагирования в стрессе, мы можем ответить на вопрос, как вся семья борется со стрессором, как эти процессы протекают. Например, ребенок пришел с двойкой из школы, и его индивидуальный стресс уже становится семейным, поскольку всеми переживается и отмечается в анкете как самый значимый за день. Эмоциональная оценка стрессора может быть разной: мать реагирует раздражением, ребенок -обидой, а отец - растерян. Когнитивная оценка стрессора — каузальные атрибуции (представления о том, кто виноват и кто должен решать эту проблему?) у них так же могут не совпадать или совпадать частично (например, у двоих членов семьи) И, собственно, их копинг-поведение тоже будет взаимосвязано. Если мать демонстрирует экстрапунитивный копинг - «открыто обвиняет других», мы видим, что ребенок проявляет пассивность - «ничего не сделал», а отец -дистанцирование - «пробовал об этом не думать». И

на протяжении месяца набчюцений этот «узор поведения» семьи в стрессе может повторяться, и тогда нетрудно определить - кому в ней отводится роль «козла отпущения», а кто - любимчик, и кто из детей в большей степени «триангулирован» в отношения между родителями и т.д. Такой метод исследования дает хороший материал для семейной психотерапии.

Кроме того, помещая ребенка в специализированный интернат, с одной стороны мы даем ему возможность максимально компенсировать свой зрительный дефект, но с другой стороны -вырывал его из семейного контекста, мы меняем всю систему эмоциональных и ролевых отношений в его семье, в которой он все больше начинает ощущать себя «гостем». И тогда незрячий ребенок может оказаться «своим среди чужих» в школе, и лчужим среди своих» - дома Нам следует больше стимулировать родителей функционировать в их родительской роли, максимально поддерживая тесные эмоциональные связи ребенка с семьей. В противном случае, достижения коррекционного обучения могут быть обесценены характером внутрисемейных процессов, которые играют ключевую роль в формировании адекватных способов психической адаптации ребенка с аномальным развитием.

О. И. Даниленко

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС СОВЛАДАНИЯ (на примере русских пословиц)

Обсуждая проблему копинг-ресурсов, специалисты перечисляют ряд факторов, способствующих эффективному преодолению трудных ситуаций. В их число включаются как внутренние ресурсы человека (здоровье, психодинамические характеристики, личностные свойства, специфические установки), так и внешние обстоятельства жизни (материальные возможности, статус наличие социальных связей и т.п.1 Однако представляется важным выделить и исследовать такой специфический ресурс как культурное наследие.

В публикациях, где обсуждается влияние культуры на совладающее поведение, приводятся результаты кросс-культурных исследований. Они

подтверждают существование различий в частоте применения тех или иных способов совладания у представителей разных культурных общностей и дают новые сведения об особенностях их менталитета (Крюкова Т.Л., 2004, 2005). В этих исследованиях культура учитывается как контекстная переменная, характерный образ жизни людей.

Другой подход состоит в том, что культурные артефакты используются для помощи людям в трудных ситуациях при решении задач консультирования и психотерапии (музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, терапия средой). Проблема влияния культуры на создание и преодоление трудных ситуаций представлена в

172

Весгник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© О.И. Даниленко, 2007

Культурное наследие как ресурс совладения

работах культурных антропологов, историков культуры, фольклористов. Однако добытые этими специалистами знания и полученный опыт еще недостаточно интегрированы в научное направление психологии совладания.

Весьма перспективной для развития этого направления является разраоотка пограничной области между психологией и культурологией. Культура (понимаемая в самом широком смысле) обладает мощным психопрофилактическим потенциалом. Наиболее значимые ее достижения передавались из поколения в поколение в форме культурного наследия. Культурные традиции помогали человеку сохранять динамическое равновесие с природным окружением, вырабатывая оптимальные формы организации

жизнеобеспечения; оптимизировали социальную среду, предотвращали и смягчали возникновение конфликтов в межличностных и групповых отношениях; обеспечивали человека средствами гармонизации внутреннего мира: способами снятия эмоционального напряжения, оптимизации психологического тонуса, создание позитивного настроя.

Известно, что мощным внутренним ресурсом совладания с трудными ситуациями является наличие у человека смыслообразующих жизненных целей. Культурные традиции давали человеку ответ на вопрос о целях человеческой жизни и способах их осуществления.

Ранее мы выделили ряд форм, в которых культура хранит ответы на проблему смысла и способов жизни, в том числе: идеальная модель образа жизни как целого, включающая в себя социально нормированные поступки, санкционированные чувства, согласованные взаимные ожидания; образцы поведения, образы конкретных людей, которые предлагаются в качестве примера для подражания или предостережения; ритуалы, в которых символически воплощаются переходные моменты в жизни человека и т.д. Все эти феномены можно рассматривать как воплощение культурных моделей поведения, передаваемых от одного поколения к другому (Даниленко О.И., 1996,2000,2003).

Культурные традиции, унаследованные человеком, потенциально являются ресурсом совладания. Но это тот внешний ресурс, который «работает», лишь став внутренним ресурсом. Хранящиеся в культурном наследии высказывания и

образы могут стать чнструментами совладания лишь в том случае, если соответствующие модели поведения будут интериоризированы человеком, станут его чичным достоянием

Исследовать процесс интериоризации культурных моделей поведения, психологические механизмы использования освоенных моделей в процессе совладания, условия благотворного влияния культурных моделей на жизнедеятельность человека

- в этом мы видим одну из перспектив развития психологии совладания как научного направления.

В работах отечественных психологов совладание трактуется как деятельность, которая осуществляется субъектом. Как субъект деятельности, человек характеризуется знаниями и умениями, приобретенными им в процессе инкультурации. Важную часть культурного наследия составляют знания о самом человеке. Б.Г. Ананьев писал о том, что психологическое знание существуем в трех формах

- практического знания, художественного познания и моделирования характеров, а также научно-психологического исследования v1969).

Одна из фоим, в которой хранится практическое знание о человеке - пословицы. В них не только воплощен опыт переживания разных эмоций; они помогали носителям традиционной культуры преобразовать эмоции, выступая как инструмент совладания с трудными сигуациями. Об этом писал В.И. Даль в предисловии к изданной им в 1862 году книге «Пословицы русского народа»: «Сборник ... пословиц - свод народной мудрости и суемудрия это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах». Как свидетельствуют результаты проведенных нами опросов, и в настоящее время многие люди пользуются пословицами в трудных ситуациях, вспоминая и повторяя про себя формулы типа «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Держись казак, атаманом будешь» и т.п.

Каким образом пословицы исполняют роль помощника в преодолении душевных страданий? Ответить на этот вопрос нам поможет анализ совладания как процесса эмоционально-волевой саморегуляции. В поисках психологических механизмов этого процесса обратимся к трудам U.C. Выготского. Он утверждал, что человек способен овладеть своими психическими процессами (в том числе эмоциональными переживаниями) и поведением с помощью соответствующих стимулов.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Соииокииетика ♦ № 3. 200'

Психология совладеющего поведения

Одним из могущественных средств воздействия на чужое поведение, по Выготскому, является речь. В процессе развития «человек сам овладевает теми же средствами, при помощи которых другие направляли его поведение» [1, с. 2791.

Почему пословица становится средством саморегуляции? На это есть ряд причин. Пословица запечатлена в памяти человека как народная мудрость, освященная традицией и усвоенная, как правило, с детства. В трудной же ситуации хочется опереться на нечто надежное. Кроме того, она короткая; ритмически организована и иногда имеет рифму, что не только помогает ее вспомнить, но провоцирует повторять. Наконец, многие пословицы содержат в себе метафоры, которые, как известно, обладают мощным потенциалом воздействия на человека.

Каковы психологические механизмы действия пословицы как инструмента совладения? Можно выделить три способа, какими пословица оказывает влияние на эмоциональное состояние и поведение человека. Первый - непосредственное воздействие звука и ритма. Повторяя пословицу, челоьек может изоавиться от негативных переживаний («Плохо, Алеха.- Хило, Вавила» «Горе - что море: не переплыть, не вылакать»; или внушить себе позитивный настрой («Жив, жив, курилка, еще не умер»; «Черпаком напьюсь, дубиной отобьюсь»).

Второй — влияние метафоры как инструмента воздействия за счет отождествления человеком своего состояния и желаемых перемен с теми, которые представлены в яркой образной форме в пословице («Все беды, что бесы, в воду — и пузыри вверх»; «Беда - что с гор вода»). Этот механизм можно назвать «магическим».

Третий - использование пословицы как инструмента волевой регуляции поведения. Рассмотрим его подробнее. Волевой акт в современной литературе трактуется как разновидность произвольного поведения, в ходе которого человеку приходится преодолевать трудности. Воля нужна в ситуации борьбы мотивов, когда требуется сознательный выбор того или иного действия, а затем совершение усилий для его осуществления. Выготский выделял в волевом акте два относительно самостоятельных последовательно протекающих процесса: «первый соответствует самому моменту решения.... Это замыкательная часть волевого процесса». Второй - это

«функционирование уже построенной таким образом церебральной связи... выполнение того или другого действия» («исполнительская часть») [1, с. 282-283].

Пословица может принимать участие в осуществлении обеих частей волевого акта, выполняя две принципиально разные функции. Участвуя в «замыкательной» части, она оказывает помощь в принятии решения, включаясь в «исполнительскую часть» поддерживает осуществление начатой деятельности. Причем один пословичный текст может выполнять одну или обе эти функции.

Как пословица выполняет первую функцию? Проанализировав текст пословицы, можно увидеть, что в ней заложены: а) трактовка ситуации; б) оценка ситуации; в) программа поведения. Таким образом, она в более или менее явном виде содержит в себе установку, которая внушается человеку.

Сама по себе пословица не привязана к определенной ситуации. Именно поэтому одна и та же пословица может быть применена в самых разных случаях. С другой стороны, к одной ситуации может быть применено несколько пословиц, подчас противоположных по смыслу. Существует немало пословиц, содержание которых противоречит друг другу («С глаз долой, из сердца вон» и «Разлука любовь бережет»). Фольклористы (Г.Л. Пермяков, A.A. Крикман) объясняют это тем. что пословицы можно рассматривать как знак определенной ситуации. Используя пословицу, человек «маркирует» ситуацию. Соотнести ту или иную трудную ситуацию с пословицей - значит создать у человека установку на ее преодоление. Это может сделать кто-то со стороны: тогда имеет место более или менее скрытое предписание. Если же решение о том, какая пословица подходит к данной ситуации принимает сам человек, можно говорить о саморегуляции.

Продуктивное использование пословицы возможно лишь в случае, если она подбирается адекватно ситуации. При этом важна не внешняя канва событий, а личностный смысл ситуации для человека. Опасность возникает, когда человек, не желая самостоятельно проанализировать положение дел, следует пословице, которую подсказывает ему голос со стороны или некритически усвоенные предписания.

Значит ли это, что лучше вообще отказаться от готовых формул, которые предоставляет нам

174

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова» 2007 Том 13

Ку,1ыурное наследие как ресурс совладания

культура в виде пословиц? По-видимому, нет. Они выполняют функцию эвристических правил, которые позволяют сузить область перебора возможных вариантов действий и тем увеличивают вероятность правильного решения (В.М. Кроль). Заметим, что спектр решений, предлагаемых традиционной народной культурой, как нам удалось выяснить, несравненно шире, чем тот, который содержат современные устойчивые разговорные выражения

Вторая функция пословиц состоит в том, что они помогают человеку осуществлять процесс принятого решения. На этом этапе волевого акта че. ювеку приходится преодолевать трудности тругого рода: усталость, растущую неуверенность в правильности принятого решения, если желаемый

результат отодвигается. С помощью ясной и четкой формулы пословицы человек возвращает себя к итогу первоначального этапа борьбы мотивов, актуализирует принятую установку, На этом этапе особенную ценность приобретает способность пословицы повышать активность и создавать позитивный настрой на преодоление фудностей за счет своих формально-содержательных характеристик: фонетической семантики, рифмы, ритма, а также «магического» влияния метафор.

Библиографический список

С Выготский Л.С Гобр.соч. В 6-ти т. Т.З. -М., 1983.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 200';

П5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.