УДК 316.6
Крысько В.Г., Туаева К.Г.
Государственного университета управления Е-mail: [email protected] ; [email protected]
КУЛЬТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ЧЕРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА МОЛОДЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОСЕТИНСКОГО ЭТНОСА
В своем исследовании мы исходим из общепринятого определения национального характера, согласно которому, это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, другим народам, к своей культуре. В национальном характере тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального характера относятся такие, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др. Наше исследование оценки национального характера подрастающими представителями осетинского этноса, а именно подростками и юношами дало представление о различиях в ориентированности на родную культуру у разных поколений. Современные подростки, проживающие на территории Владикавказа более ориентированы на родную культуру, на знание и соблюдение национальных традиций, обычаев, развитие родного языка, чем осетинское юношество, также, достоверно значимые различия были выявлены у подростков и старшеклассников в их оценках личностных черт осетин: у старшеклассников осетины более открыты, чем доброжелательны. У подростков - наоборот. Старшеклассники характеризуют осетин, прежде всего, как патриотов, смелых, мужественных, добрых людей, воспитанных и уважающих старших. Подростки же к доброте и смелости прибавляют в своих характеристиках осетин еще и ум, и честность. Эти качества упоминаются чаще всего.
Также в среде старшеклассников назывались такие качества осетин, как: гордость, трудолюбие, принципиальность, целеустремленность, благородство, гостеприимство, настойчивость. В среде подростков осетин видят помогающими друг другу, скромными, сильными.
При этом из качеств, присущих осетинам, но социально неприемлемых в настоящее время, старшеклассники называют высокомерие, вспыльчивость и агрессивность. Подростки - леность, раздражительность, хвастовство.
Таким образом, оказалось, что в целом мнения подрастающего поколения в оценке национального характера типичного представителя осетинского этноса схожи, но имеются и достоверные различия.
Ключевые слова: стандартное этнопсихологическое исследование, формы и направления культурного развития и их изучение, этнос, культура, традиционализм, автостереотипы, национальные традиции, национальный характер, черты психологии молодых представителей осетинского этноса.
Национальный характер представителей осетинского этноса может быть изучен в рамках стандартного этнопсихологического исследования, которое первоначально не предполагает межкультурного сравнения. Его объектом должны быть национальное сознание или самосознание (в их начальной стадии особенности культурного восприятия и этнической самоидентификации); национальные ценности и ориентации, специфика национальных стереотипов, традиций и обычаев их поведения, своеобразие различных видов взаимодействия и поведения представителей конкретных наций и народов.
Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик изучения и анализа поведения и деятель-
ности представителей конкретной этнической общности, адекватных его целям и задачам. Либо могут использоваться адаптированные (модифицированные, переведенные на язык объекта) к реалиям обитания и жизни конкретной нации, уже существующие в психологии (и других науках) методики [3].
Основой стандартного этнопсихологического исследования является гносеопсихоло-гический подход к осмыслению изучаемых феноменов. Он может быть реализован за счет тщательного исторического и культурного анализа происхождения психики представителей той или иной этнической общности [1].
Гносеологический подход в нашем исследовании, в частности, показал, что осетины - народ, живущий на Кавказе, основное население республики Северная Осетия - Алания и Южной Осе-
тии1. Главной предпосылкой его этногенеза послужили объединения аланских племен, давших и название самой этой республике РФ. В середине XIX века известный русский учёный В. Ф. Миллер писал: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние -как сарматы и понтийские скифы» [5, с. 81].
Основу стандартного этнопсихологического исследования национального характера представителей осетинского этноса могут составлять специальные анкетные опросы и целенаправленное тестирование людей. Вот некоторые их результаты их осуществления.
Исследование проводилось на выборке испытуемых, которая составляла 70 человек из столицы республики, Владикавказа: из них 40 старшеклассников в возрасте 15-16 лет и 30 человек - подростки в возрасте 10-11 лет. Все испытуемые - осетины. Остальные показатели выборки указаны в сводной таблице 1.
Такая выборка помогла сохранить репрезентативность и валидность результатов, поскольку сравнивались две возрастные группы
молодых осетин, у которых активно проходило формирование национального самосознания, и отчетливо проявлялись механизмы становления их культурной и социальной зрелости в условиях межгруппового и межличностного взаимодействия в своей этнической группе на разных этапах их развития.
Исследование интересов молодых осетин. Сначала анкетирование начиналось с пяти первых вопросов о национальных традициях, языке и культуре с предложенными вариантами ответов на них. Среди которых были следующие:
1) Считаете ли Вы себя воспитанным в духе национальных традиций человеком?
2) Знаете ли Вы национальные традиции, обычаи, результаты?
3) Насколько хорошо Вы владеете родным языком?
4) На каком языке Вы говорите обычно дома?
5) Если в публичном месте (улица, учреждение) Вам необходимо было бы обратиться к человеку Вашей национальности, то на каком языке Вы бы это сделали?.
Результаты опроса показали следующую картину (см. таблицу 2): среди старшекласс-
Таблица 1. Сводные данные показателей выборки исследования
пол Е Религия Национальность родителей Место жительства Е Е
христ ислам Осетины смеш город Село
10-11 лет муж 17 16 1 12 5 17 0 30
жен 13 12 1 13 0 13 0 70
15-16 лет муж 18 13 5 15 3 17 1 40
жен 22 21 1 16 6 22 0
Е Е м=35 62 8 56 14 69 1
Е Е ж=35 70 70 70
Таблица 2. Результаты анкетирования по пяти первым вопросам
вопросы ответы старшеклассники ответы подростки
варианты ответов варианты ответов
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 27% 60% 13% 0 - 63% 32% 5% 0 -
2 13% 70% 13% 3% - 42% 53% 0 5% -
3 53% 17% 27% 0 - 53% 5% 37% 5% -
4 27% 23% 40% 7% 3% 47% 11% 26% 5% 11%
1 Осетины (и их государственность) прошли длительный путь исторического развития, создали свою высоко контекстуальную культуру православной направленности со своими устоявшимися национальными традициями. Все происходящее для них имеет свой особый смысл. Внешняя сторона жизни представителей этой этнической общности полна своеобразия. В ней свой главный смысл имеют не столько ритуальные, сколько пронизанные этническими условностями стандартные формы бытового поведения [2]. В результате для осетин стал характерен ряд особенностей, легших в основу их психологии: устойчивость традиционных социальных институтов, сила связи с прошлым, сопротивление переменам, высокий уровень стабильности традиционных моделей поведения и внутригрупповых взаимоотношений, определенность и консерватизм культурной жизни
ников 87% считают себя воспитанными в духе национальных традиций, 13% - «скорее нет, чем да», четверо из которых (10%) - дети смешанных браков (отец - осетин, мать - нет). В то время как среди подростков 95% считают себя воспитанными в духе национальных традиций и только 5% - нет.
13% старшеклассников очень хорошо знают национальные традиции, обычаи, в то время как среди подростков таких - 42%. Знающих среди старшеклассников обычаи и традиции, но способных в них запутаться - 70%, среди подростков существенно меньше - 53%. Такое различие в ответах между старшеклассниками и подростками объясняется ослаблением воспитания и некоторыми изменениями в национально-культурной идентичности первых, которые имело место в 90-е XX и нулевые годы XXI вв после развала СССР.
В совершенстве родным языком владеют одинаковый процент старшеклассников и подростков, и что примечательно - их больше половины из числа испытуемых по возрастным группам - по 53%. Понимают родную речь, но не говорят на родном языке 27% старшеклассников и 37% подростков.
Дома только на родном языке говорят 27% старшеклассников. Причем, одна девочка из этой группы испытуемых имеет мать не являющуюся этнической осетинкой и 47% подростков. В основном на родном языке дома говорят 23% старшеклассников и 11% подростков. На русском и только на русском дома говорят 10% старшеклассников и 16% подростков. И только по одному испытуемому из каждой возрастной группы являются детьми смешанного брака. Остальные (соответственно 40% и 26%) дома
говорят в равной степени и на родном и на русском языках.
Таким образом, большинство подростков (47%) говорят дома только на родном языке, а большинство среди старшеклассников (40%) дома говорят одинаково часто на родном и русском языках. Хотя 11% подростков ответили, что дома говорят только на русском, а из старшеклассников таких - только 3%.
Ответы на пятый вопрос показывают, насколько комфортен родной язык при обращении к незнакомым людям в общественном месте. Среди старшеклассников он таковым является для 23%, среди подростков - для 53%. Чуть больше старшеклассников выбрали бы для этих целей не родной, а русский язык (30%), а среди подростков, напротив, это сделало бы меньшее число учащихся - 42%.
Задавался еще и вопрос о том,, какую свадьбу опрашиваемые бы предпочли для себя. Старшеклассники в основном (86%) ответили, что это сделали «по национальному обряду, но не старинному», а из числа подростков почти половина (44%) ответили также, но 56% из них выбрали свадьбу «по старинному национальному обряду».
Далее в анкете присутствовали вопросы, касающиеся проявления интереса к родной культуре, на которые были получены следующие ответы (см. таблицы 3).
Чтению книг и газет на родном языке старшеклассники уделяют время в основном «иногда» и «редко», в то время как подростки -«иногда» и «часто». Прослушиванию народных песен и музыки старшеклассники уделяют время (по результатам опроса) - «иногда» и «редко». Подростки - «всегда» и «часто».
Таблица 3. Показатели интереса старшеклассников «к своей культуре» (в процентах)
Старшеклассники
Наименование Подростки
всегда очень часто часто иногда редко никогда
1. Чтение книг и газет 0 6,7 6,7 40 40 6,7
на родном языке 21 10,5 26 31,6 5,3 5,3
2. Прослушивание народных 6,7 6,7 16,7 36,7 26,7 6,7
песен и музыки 31,6 15,8 31,6 21 0 0
3. Просмотр телепередач 6,7 10 23 13 10 6,7
на родном языке 0 5,3 26 37 21 10,5
4. Интерес к национальному 6,7 6,7 10 36,7 30 10
прикладному искусству 15,8 37 5,3 31,6 10,5 0
Кроме того, из таблиц видно, что прослушивание народных песен и музыки у подростков получило наибольшее число ответов «всегда» и «очень часто» - по 31,6%. В то время как у старшеклассников преобладает ответ «иногда» - 36,7% и «редко» - 26,7%.
Просмотр телепередач на родном языке вызывает одинаковый интерес у обоих опрашиваемых групп - «часто», «иногда». Но вот интерес к национальному прикладному искусству старшеклассники проявляют «иногда», «редко», а подростки - «иногда» и «очень часто».
Согласно полученным данным, мы также можем констатировать больший интерес к национальному прикладному искусству в среде подростков, нежели у старшеклассников.
Таким образом, поколение современных подростков, проживающих на территории Владикавказа более ориентировано на родную культуру, на знание и соблюдение национальных традиций, обычаев, развитие родного языка, чем осетинское юношество.
Исследование ценностных ориентаций подрастающего поколения молодых осетин. В результате исследования ценностных ориента-ций учащихся, были получены следующие результаты (см. таблицу 4).
Иметь хорошую семью, чтобы чувствовать себя счастливым, пожелало большинство старшеклассников (46%) и подростков (47%),
из чего можно утверждать, что это ценность №1 для представителей обеих групп респондентов.
Далее, рейтинг ценностей у них несколько различается. Так, оказалось, что старшеклассникам для счастья необходимо иметь широкий круг знакомых и друзей. Подросткам же - жить с чистой совестью. Эта ценность также присутствует и у старшеклассников, но она стоит на третьем месте. И, напротив, для подростков третьим выбором из списка ценностей явилось наличие широкого круга знакомых и друзей. На четвертом месте в обеих группах оказалась ценность пользоваться уважением людей.
На пятом месте у старшеклассников стоит характерная в этом возрасте, ценность - иметь хорошую, интересную работу (в это время начинается и проходит их профессиональное самоопределение), а у подростков превалирует ценность - жить спокойно без волнений и забот, что также характерно для этого возраста (формируется и доминирует потребность в безопасности и стабильности).
Интересным, на наш взгляд, является отсутствие интереса у подростков к «нужным связям» и к «обеспеченной жизни в достатке».
Интересная картина получилась с отношением у молодых людей к ценным качествам, которые должны быть характерны для мужчин и женщин (см. таблицу 5).
Таблица 4. Сводная таблица ценностных ориентаций в обеих группах респондентов (в процентах)
Респонденты Что значит «хорошо жить», что нужно для счастья (не более 2-х ответов)
Семья Чистая совесть Спокойная жизнь Хорошая работа Уважение людей Достаток Друзья Нужные связи Свой вариант
Старшеклассники 46,3 11 1,9 9,3 9,3 3,7 14,8 1,9 1,9
Подростки 47 22 8,3 2,8 8,3 - 11 - -
Таблица 5. Сводная таблица мужских и женских качеств как наиболее ценных по мнению респондентов
Наименование Выбрать по одному из каждой тройки качеств наиболее ценные для мужчин и женщин
ответы старшеклассников ответы под] ростков
Качества мужчины Качества женщин Качества мужчины Качества женщин
1. Привлекательность 7 20 5 11
2. Преданность делу 77 7 63 16
3. Хозяйственность 17 73 32 74
4. Веселый характер 50 47 63 47
5. Принципиальность 33 33 32 26
6. Деловитость 13 17 - 19
7. Жизнерадостность 10 40 16 42
8. Целеустремленность 53 27 42 16
9. Трудолюбие 33 30 42 42
По ответам старшеклассников можно составить следующий рейтинг качеств необходимых в первую очередь для мужчин и женщин:
- мужчины:
1) преданность делу;
2) целеустремленность;
3) веселый характер;
4) принципиальность;
5) трудолюбие.
- женщины:
1) хозяйственность;
2) веселый характер;
3) жизнерадостность;
4) принципиальность;
5) трудолюбие.
Оказалось, что и по мнению подростков рейтинг качеств, необходимых для мужчин и женщин, имеет схожий вид с рейтингом старшеклассников:
- мужчины:
1) преданность делу;
2) веселый характер;
3) целеустремленность;
4) трудолюбие.
- женщины:
1) хозяйственность;
2) веселый характер;
3) жизнерадостность;
4) трудолюбие.
Вместе с тем между этими рейтингами имеются и различия. Интересно, что юноши, как более взрослые респонденты, чаще чем подростки упоминают женскую привлекатель-
ность как ценное качество (соответственно 20 и 10%). Хотя всё равно это качество не входит в число наиболее «рейтинговых», уступая хозяйственности, жизнерадостности, трудолюбию при уровне достоверности (р<0,05).
Интересным можно считать и более высокую ценность женской хозяйственности, которую мы находим в оценках девушками - старшеклассницами, которая выше, чем в оценках юношами.
Достоверно различными (р<0,05) также являются оценки "веселого характера" мужчин в среде подростков. Так мальчики ценят его существенно выше, чем девочки-сверстницы.
Исследование автостереотипов представителей молодого поколения осетинского этноса. Результаты исследования этнических автостереотипов представлены в таблице 6.
Кроме того, оказалось, что для старшеклассников типичные осетины - это люди со средним ростом, не склонные к полноте, в меру суеверные, религиозные, внешне красивые, здоровые, достаточно умные. Подростки типичных осетин описывают как людей высоких, стройных, суеверных, но при этом и набожных, с отменным здоровьем, очень красивых и умных.
Вместе с тем в глазах подростков осетины более привлекательны по всем показателям по сравнению с представителями других наций. Старшеклассники же чаще присваивают осетинам средние оценки.
Старшеклассники характеризуют осетин, прежде всего, как патриотов, смелых, муже-
Показатель Старшеклас сники Подростки Общая оценка Р Примечание
Рост 3,1 4,1 3,6 Р<0,01 Чем выше показатель, тем выше рост
Стройность фигуры 2,5 2,2 2,4 - Чем ниже показатель, тем стройней
Суеверие 2,6 3,7 3,2 Р<0,01 Чем ниже показатель, тем суеверней
Набожность 2,3 1,6 2 Р<0,01 Чем ниже показатель, тем набожней
Здоровье 1,9 1,4 1,7 Р<0,05 Чем ниже показатель, тем здоровей
Ум, интеллект 2,4 1,5 2 Р<0,01 Чем ниже показатель, тем умней
Внешняя красота 2,2 1,8 2 Р<0,01 Чем ниже показатель, тем красивей
Таблица 6. Сравнение средних показателей характеристик осетин глазами старшеклассников и подростков по
методике Манна-Уитни.
Таблица 7. Факторы (верхняя строка) Большой пятерки и их грани (от N1 до С6).
Нейротизм (Neuroticism) Экстраверсия (Extraversión) Открытость (Openness for experience) Доброжелательность (Agreeableness) Добросовестность (Conscientiousness)
N1: Тревожность (Anxiety) E1: Теплота (Warmth) O1: Фантазия (Fantasy) А1: Доверчивость (Trust) С1: Компетентность (Competence)
N2: Сердитая враждебность (Angry Hostility) E2: Общительность (Gregariousness) O2: Эстетика (Aesthetics) A2: Прямолинейность (Straightforwardness) C2: Порядок (Order)
N3: Депрессия (Depression) E3: Уверенность (Assertiveness) O3: Чувства (Feelings) A3: Альтруизм (Altruism) C3: Обязательность (Dutifulness)
N4: Застенчивость (SelfConsciousness) E4: Активность (Activity) O4: Действия (Actions) A4: Уступчивость (Compliance) C4: Стремление к достижению (Achievement Striving)
N5: Импульсивность (Impulsiveness) E5: Поиск волнений (ExcitementSeeking) O5: Идеи (Ideas) A5: Скромность (Modesty) C5: Самодисциплина (Self-Discipline)
N6: Уязвимость (Vulnerability) E6: Положительные эмоции (Positive Emotions) O6: Ценности (Values) A6: Добросердечность (Tender-Mindedness) C6: Осмотрительность (Deliberation)
Таблица 8. Результаты опросника национального характера
№ Субшкалы Средние оценки Общие оценки по всей выборке
старшеклассников подростков
1 N1: Тревожность (Anxiety) 2,066667 2,105263 2,081633
2 E1: Теплота (Warmth) 2,533333 3,315789 2,836735
3 O1: Фантазия (Fantasy) 1,833333 2,842105 2,22449
4 А1: Доверчивость (Trust) 2,1 3,052632 2,469388
5 С1: Компетентность (Competence) 3,233333 3,736842 3,428571
6 N2: Сердитая враждебность (Angry Hostility) 1,666667 0,526316 1,22449
7 E2: Общительность (Gregariousness) 3 3,526316 3,204082
8 O2: Эстетика (Aesthetics) 3,066667 3,526316 3,244898
9 A2: Прямолинейность (Straightforwardness) 2,433333 2,947368 2,632653
10 C2: Порядок (Order) 3 3,631579 3,244898
11 N3: Депрессия (Depression) 1,066667 0,526316 0,857143
12 E3: Уверенность (Assertiveness) 3,066667 3,736842 3,326531
13 O3: Чувства (Feelings) 2,4 3,421053 2,795918
14 A3: Альтруизм (Altruism) 2,9 3,631579 3,183673
15 C3: Обязательность (Dutifulness) 2,866667 3,789474 3,22449
16 N4: Застенчивость (SelfConsciousness) 1,466667 1,263158 1,387755
17 E4: Активность (Activity) 3,266667 3,736842 3,44898
18 O4: Действия (Actions) 2,266667 2,315789 2,285714
19 A4: Уступчивость (Compliance) 1,733333 3,157895 2,285714
20 C4: Стремление к достижению (Achievement Striving) 2,966667 3,473684 3,163265
21 N5: Импульсивность (Impulsiveness) 1,633333 0,315789 1,122449
22 E5: Поиск волнений (ExcitementSeeking) 2,4 3,210526 2,714286
23 O5: Идеи (Ideas) 3,066667 3,736842 3,326531
24 A5: Скромность (Modesty) 2,766667 2,947368 2,836735
25 C5: Самодисциплина (Self-Discipline) 2,9 3,368421 3,081633
26 N6: Уязвимость (Vulnerability) 0,933333 0,368421 0,714286
27 E6: Положительные эмоции (Positive Emotions) 2,633333 3,210526 2,857143
28 O6: Ценности (Values) 2,333333 3,578947 2,816327
29 A6: Добросердечность (Tender-Mindedness) 2,733333 3,736842 3,122449
30 C6: Осмотрительность (Deliberation) 3,033333 3,631579 3,265306
ственных, добрых людей, воспитанных и уважающих старших. Подростки же к доброте и смелости прибавляют в своих характеристиках осетин еще и ум, и честность. Эти качества упоминаются чаще всего.
Также в среде старшеклассников назывались такие качества осетин, как: гордость, трудолюбие, принципиальность, целеустремленность, благородство, гостеприимство, настойчивость. В среде подростков осетин видят помогающими друг другу, скромными, сильными.
При этом из качеств, присущих осетинам, но социально неприемлемых в настоящее время, старшеклассники называют высокомерие, вспыльчивость и агрессивность. Подростки -наглость, леность, раздражительность, хвастовство.
Особенности собственно национального характера представителей осетинского этноса можно выявить с помощью специально разработанного за рубежом для этого опросника
(ОНХ). Российская версия его представлена Б.Г. Мещеряковым, Ю. Алликом [6].
ОНХ состоит из 30-ти биполярных шкал с двумя или тремя прилагательными или фразами на каждом полюсе шкалы. Например, в первом пункте спрашивается, верно ли то, что оцениваемый объект (скажем, типичный член культуры) тревожный, напряженный, беспокойный (слева) или непринужденный, спокойный, расслабленный (справа). Каждый пункт соответствует определенной грани или субшкале, Большой пятерки2. Любой из 5 факторов Е, О, А, С) включает 6 граней, т. е. более специфические черты, компоненты (см. таблицу 7), обозначаемые буквой и цифрой, напр., N1 -субшкала тревожности, первая грань фактора «нейротизм»
Нами было проведено изучение базовых качеств национального характера осетин на базе уже упоминавшейся выборки старшеклассников и подростков с помощью этой методики. Обработка полученных данных осуществлялась
Таблица 9. Результирующие ранги оценок типичного осетина старшеклассниками и подростками
Ранг Общие оценки Ранг Оценки старшеклассников Ранг Оценки подростков
1 активность 1 активность 1 обязательность |
2 компетентность 2 компетентность 2 компетентность, уверенность, активность, идеи, добросердечность |
3 уверенность, идеи 3 эстетика, уверенность, идеи 3 порядок, альтруизм осмотрительность
4 осмотрительность 4 осмотрительность 4 ценности |
5 эстетика, порядок 5 общительность, порядок 5 общительность, эстетика
6 обязательность 6 стремление к достижениям 6 стремление к достижениям
7 общительность 7 альтруизм, самодисциплин. 7 чувства |
8 альтруизм 8 обязательность 8 самодисциплина
9 стремл. к достижен. 9 скромность 9 теплота
10 добросердечность 10 добросердечность 10 поиск волнений полож. эмоции
11 самодисц-ность 11 положит. эмоции 11 уступчивость|
12 положит. эмоции 12 теплота 12 доверчивость |
13 теплота, скромность 13 прямолинейность 13 прямолинейность, скромность |
14 ценности 14 чувства, поиск волнений 14 фантазия |
15 чувства 15 ценности 15 действия
16 поиск волнений 16 действия 16 тревожность
17 прямолинейность 17 доверчивость 17 застенчивость
18 доверчивость 18 тревожность 18 сердитая враждебность, депрессия
19 уступч-ть, действия 19 фантазии 19 уязвимость
20 фантазия 20 уступчивость 20 импульсивность
21 тревожность 21 сердитая враждебность
22 застенчивость 22 импульсивность
23 сердитая враждеб-ть 23 застенчивость
24 импульсивность 24 депрессия
25 депрессия 25 уязвимость
26 уязвимость
2 Методика разработана на базе 5-факторной модели личности, известной под популярным названием «Большая пятерка».
Таблица 10. Сравнительный анализ полученных оценок с помощью критерия Манна-Уитни
№ Субшкалы Средние оценки p
подростки старшеклассники
1 N1: Тревожность (Anxiety) 2,105263 2,066667 -
2 E1: Теплота (Warmth) 3,315789 2,533333 -
3 O1: Фантазия (Fantasy) 2,842105 1,833333 p<0,05
4 А1: Доверчивость (Trust) 3,052632 2,1 p<0,05
5 С1: Компетентность (Competence) 3,736842 3,233333 -
6 N2: Сердитая враждебность (Angry Hostility) 0,526316 1,666667 -
7 E2: Общительность (Gregariousness) 3,526316 3 -
8 O2: Эстетика (Aesthetics) 3,526316 3,066667 -
9 A2: Прямолинейность (Straightforwardness) 2,947368 2,433333 -
10 C2: Порядок (Order) 3,631579 3 -
11 N3: Депрессия (Depression) 0,526316 1,066667 -
12 E3: Уверенность (Assertiveness) 3,736842 3,066667 -
13 O3: Чувства (Feelings) 3,421053 2,4 p<0,05
14 A3: Альтруизм (Altruism) 3,631579 2,9 -
15 C3: Обязательность (Dutifulness) 3,789474 2,866667 -
16 N4: Застенчивость (SelfConsciousness) 1,263158 1,466667 -
17 E4: Активность (Activity) 3,736842 3,266667 -
18 O4: Действия (Actions) 2,315789 2,266667 -
19 A4: Уступчивость (Compliance) 3,157895 1,733333 p<0,01
20 C4: Стремление к достижению (Achievement Striving) 3,473684 2,966667 -
21 N5: Импульсивность (Impulsiveness) 0,315789 1,633333 p<0,05
22 E5: Поиск волнений (ExcitementSeeking) 3,210526 2,4 p<0,05
23 O5: Идеи (Ideas) 3,736842 3,066667 -
24 A5: Скромность (Modesty) 2,947368 2,766667 -
25 C5: Самодисциплина (Self-Discipline) 3,368421 2,9 -
26 N6: Уязвимость (Vulnerability) 0,368421 0,933333 -
27 E6: Положительные эмоции (Positive Emotions) 3,210526 2,633333 -
28 O6: Ценности (Values) 3,578947 2,333333 p<0,01
29 A6: Добросердечность (Tender-Mindedness) 3,736842 2,733333 p<0,05
30 C6: Осмотрительность (Deliberation) 3,631579 3,033333 -
Таблица 11. Средние оценки по факторам
№ Общие оценки Оценки старшеклассников Оценки подростков
ранга средн. оц. факторы средн. оц. факторы средн. оц. факторы
1 19,40816 добросов 15,97959 добросовестность 12,73469 добросовестность
2 18,38776 экстраверсия 15,55102 экстраверсия 12,34694 экстраверсия
3 16,69388 открытость 14,46939 открытость 11,42857 доброжелательн
4 16,53061 доброж-ть 14,06122 доброж-ть 11,22449 открытость
5 7,387755 нейротизм 5,306122 нейротизм 4,081633 нейротизм
с помощью пакета статистических программ SPSS.17.0.
Показатели для пяти факторов - это суммы по шести значениям соответствующих пунктов (половина из которых предварительно реверсируется). Исходные (до реверсии) значения по каждому пункту: 0, 1, 2, 3, 4. Таким образом, максимально возможный диапазон значений по каждому фактору простирается от 0 до 24.
Результаты применения ОНХ на выборке молодых осетин показаны в таблице 8.
После подсчета результирующего ранга видно, какова разница в оценках испытуемыми разных возрастных групп осетин личностных характеристик типичного представителя их этноса (см. таблицу 9). Так, например, подростки в осетинах оценивают выше, чем старшеклассники, такие качества, как: обязательность, добросердечность, альтруизм, ценностная ориентированность, уступчивость, доверчивость, способность к чувствам и фантазиям. «Скромность» же напротив оценивается ими ниже, чем у старшеклассниками.
Чтобы ответить на вопрос на сколько достоверно значимыми являются различия между оценками старшеклассников и подростков далее было осуществлено сравнение средних полученных оценок (см. таблицу 10).
Таким образом, достоверно значимые различия были выявлены у подростков и старшеклассников в их оценках доверчивости, уступчивости, чувствительности, импульсивности, добросердечности, «поиска волнений», «ценностей», «фантазий» осетин, что подтверждает предшествующий анализ.
■ старшеклассники I подростки
Рисунок 1. Средние оценки старшеклассников и подростков по факторам ОНХ.
Суммированные оценки субшкал по пяти факторам свидетельствуют о похожем положении вещей в целом при оценивании осетин старшеклассниками и подростками. Только «открытость» и «доброжелательность» меняются местами: у старшеклассников осетины более открыты, чем доброжелательны. У подростков -наоборот (см. таблицу 11).
Таким образом, оказалось:
- в целом мнения подрастающего поколения в оценке национального характера типичного представителя осетинского этноса схожи, но имеются и достоверные различия (см. рис. 1);
- методика ОНХ позволяет выявить определённые черты национального характера осетин;
- совокупность всех проведенных выше исследований позволяет осуществить культурно-психологический анализ представлений молодого поколения осетин о своей национальной психологии.
15.02.2016
Список литературы::
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2007. - 470 с.
2. Калоев Б. Осетины. - М., 1967. - 456 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология - 4-е изд. - М.: 2014. - 553 с.
4. Крысько В.Г. Этническая психология - 10-е изд. - М.: 2014. - 350 с.
5. Миллер В. Ф. Осетинские этюды. - Часть 3. - М., 1887. - 230 с.
6. Мещеряков Б.Г., Аллик Ю., Алямкина Е.А. Опросник национального характера: влияние разиера выборки на результаты // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», №2, с. 1-9, 2014. [электронный ресурс]: http://psyanima.Su/joumal/2014/2/2014n2a1/2014n2a1.pdf (дата обращения: 05.03.2015).
Сведения об авторах:
Крысько Владимир Гаврилович, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Государственного университета управлени, г Москва К.Г. Туаева, аспирантка кафедры рекламы и связей с общественностью Государственного университета управления 109542, г Москва, Рязанский пр., 99, e-mail: [email protected]