педагогические науки
Корякина Анжелина Анатольевна К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0044
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© 2019
Корякина Анжелина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент-исследователь Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, ул.Белинского, 58, e-mail: koryakina1@gmail.com)
Аннотация. Одной из основных проблем современного российского общества является его неустойчивость и нестабильность в вопросе межкультурных и межэтнических отношений. В этой нестабильности нарушаются толерантные отношения между отдельными этносами. В связи с этим актуализируется вопрос формирования толерантности. В статье на основе литературного обзора проанализированы понятия «поликультурное образовательное пространство» и «толерантность» в их взаимосвязи. Поликультурное образовательное пространство представлено в качестве многонациональной полиэтнической образовательной среды. Показано, что полиэтническая образовательная среда формирует путем последовательных функциональных этапов толерантность как необходимое и самостоятельное качество личности. Толерантность представлена, как готовность к позитивному межкультурному взаимодействию и умение жить в согласии с представителями иных национальностей. Выявлено, что поликультурное образовательное пространство является необходимой средой формирования толерантности. Раскрыты типы, критерии, принципы толерантности. Обосновано понятие этнотолерантности как разновидности толерантности. Разработаны условия и этапы формирования толерантности в поликультурном образовательном пространстве, включающие в себя мотивационный, познавательный и итоговый этапы. Выполненное исследование проблемы формирования толерантности вносит определенный вклад в педагогическую науку и открывает новые возможности образовательного процесса.
Ключевые слова: толерантность, этнотолерантность, формирование толерантности, этнос, поликультурное образовательное пространство, полиэтническая образовательная среда.
THE QUESTION OF THE FORMATION OF TOLERANCE IN THE MULTICULTURAL
EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2019
Koriakina Anzhelina Anatolievna, candidate of philosophical sciences, associate professor and researcher of the Institute of foreign philology and regional studies M.K.Ammosov North-Eastern Federal University (677000, Russia, Yakutsk, Belinskiy st., 58, e-mail: koryakina1@gmail.com)
Abstract. One of the main problems of modern Russian society is its instability in the question of intercultural and interethnic relations. In this instability, tolerant relations between individual ethnic groups are violated. In this regard, the question of the formation of tolerance is actualized. On the basis of the literature review, the article analyzes the concepts of "multicultural educational environment" and "tolerance" in their interrelation. Multicultural educational environment is presented as multinational multiethnic educational environment. It is shown that multiethnic educational environment forms through successive functional stages tolerance as a necessary and independent quality of a person. Tolerance is presented as readiness for positive intercultural interaction and ability to live in harmony with representatives of other nationalities. It is revealed that multicultural educational environment is necessary environment for the formation of tolerance. Types, criteria, and principles of tolerance are disclosed. The concept of ethno-tolerance as a type of tolerance is substantiated. The conditions and stages of the formation of tolerance in the multicultural educational environment including motivational, cognitive and final stages are developed. The study of the problem of the formation of tolerance makes a certain contribution to the pedagogical science and opens up new possibilities for the educational process.
Keywords: tolerance, ethno-tolerance, the formation of tolerance, ethnos, multicultural educational environment, multiethnic educational environment.
Постановка проблемы
Одной из первоочередных задач модернизации российского образования на нынешнем этапе является развитие позитивных духовных качеств и формирование жизненных приоритетов личности, способствующих гармонизации межэтнических отношений.
Расширяющиеся межкультурные связи, явления глобализации и миграции неизбежно приводят к возникновению образовательных и социально-культурных проблем, временами обусловливая интолерантные отношения представителей отдельных этнических групп к представителям других этносов.
Чтобы преодолеть негативные последствия интоле-рантности, необходимо обновить структуру и содержание образования как решающие условия формирования системы социально значимых ценностей и толерантных установок. Толерантность в процессе социализации личности должна стать нормой ее поведения и мышления.
Таким образом, перед современным российским образованием стоит важная задача подготовки студентов к жизни в условиях многонационального поликультурного пространства. Интегрированность в мировое сообщество требует учета как своих национальных, так и других культурных традиций в обучении. Ответом на вызовы современности является такой феномен, как
поликультурное образовательное пространство. Цель данной статьи - показать, что поликультурное образовательное пространство является необходимой средой формирования толерантности.
Анализ последних исследований и публикаций
Рассмотрим особенности понятий «поликультурное образовательное пространство» и «толерантность».
Как отмечают исследователи, поликультурное образование, и, следовательно, поликультурное образовательное пространство раскрывает большие возможности для плодотворного взаимодействия разных этнических культур в полиэтнической среде, для освоения обучающимися национальных и общечеловеческих ценностей, обеспечивая при этом диалог культур [1].
Определяя понятие «поликультурное образовательное пространство», О.В. Гукаленко представляет его как пространство, «содействующее формированию и развитию у молодого поколения объективного представления о многообразии мировых культур и культур России, их взаимовлиянии, воспитанию толерантного взаимодействия с представителями других культур» [2]. Ученый акцентирует, что поликультурное образовательное пространство различных регионов может создавать разные региональные системы поликультурного образования, а также отражать специфику этнического многообразия.
Koriakina Anzhelina Anatolievna
THE QUESTION OF THE FORMATION ..
pedagogical sciences
Основными принципами поликультурного образовательного пространства должны быть следующие принципы: принцип целостности - единство процессов обучения, воспитания и развития; принцип индивидуализации - наличие условий для реализации личностного потенциала каждого субъекта образовательного пространства; принцип открытости - более широкие структуры социокультурного пространства[3].
Что касается толерантности, то в современной российской литературе «толерантность» часто выступает синонимом определения «терпимость» и описывается как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, идеям, верованиям» [4].
Воспитание толерантности в многонациональной среде играет большую роль, являясь условием выживания поликультурных сообществ. Она являет собой средство, с помощью которого возможно успешное осуществление консолидации поликультурных социумов. Например, «Поликультурное образование в России способствует формированию культурного самосознания и этнической идентификации студентов и предупреждает их этнокультурную оторванность от представителей иных народов» [5].
Большое внимание к проблеме толерантности объясняется ее ключевой ролью в решении проблем вышеуказанных сообществ. Толерантность является центральным компонентом поликультурализма и отражает его основные идеи, раскрывая общечеловеческое через особые отличия людей [6;7].
Общим методологическим принципом изучения толерантности является принцип гуманизма. Толерантность - это проявление свободы человека в способности осуществлять ответственный, осмысленный и свободный выбор собственной позиции в отношении «других» [8].
Толерантность - это курс на диалог, проявляющийся в таком отношении к другому, когда субъекту толерантности необходимо «переключить» свое внимание с различия на личность ее носителя, в котором он видит представителя человеческого рода [9].
Толерантные отношения между людьми становятся важным индикатором успешного сплочения, поскольку толерантность ведет к разумному рассмотрению отношений, связанных с вопросами этнической и национальной идентичности. Также существует мнение о том, что культура и традиционные адаптационные факторы сами по себе являются важными маркерами в толерантном поведении [10].
Таким образом, толерантность вкупе с этнической идентичностью приводят к формированию единого и гармоничного общества [11]. Особо подчеркивается важность межкультурного знания, поскольку оно является необходимым условием для социальной интеграции и единства [12].
В контексте вышеуказанных определений поликультурное образовательное пространство можно представить, как многонациональную полиэтническую образовательную среду, в которой развиваются взаимоотношения между студентом и образовательными институтами.
В свою очередь, полиэтническую образовательную среду можно представить, как часть образовательной среды, представляющую собой совокупность факторов, влияющих на формирование личности, обладающей таким качеством, как толерантность, т.е. стремящейся к пониманию других этнокультур, готовой к позитивному межкультурному взаимодействию и умеющей жить в согласии с представителями иных национальностей.
Изложение основного материала исследования
Поликультурное образовательное пространство в качестве полиэтнической образовательной среды, таким образом, это многонациональная среда функционирования определенных межкультурных социальных и образовательных взаимоотношений между личностью и государственным образовательным учреждением, неформальными и формальными структурами, направленная
на преобразование жизнедеятельности людей, проживающих в едином пространстве, с целью усвоения ими этнической культуры и формирования общечеловеческих ценностей посредством поликультурного образования.
В общем, можно отметить, что полиэтническая образовательная среда имеет как свои особенные черты, так и общие качества, свойственные для образовательной среды.
Понятие «полиэтническая образовательная среда» часто используется в узком значении как среда, в которой взаимодействуют субъекты образовательной деятельности, являющиеся представителями разных этнических групп.
Таким образом, в качестве особенных выделяются следующие функции полиэтнической образовательной среды: ценностно-ориентационная функция, заключающаяся в формировании системы ценностных толерантных ориентаций и отношений в процессе межэтнического взаимодействия; этнокультурно-просветительская функция, предполагающая знакомство со своей традиционной этнической культурой и с культурами других народов мира; социально-адаптационная функция, заключающаяся в эффективной адаптации студентов к условиям жизни в современном полиэтническом обществе.
В такой среде и воспитывается личность, обладающая толерантностью, то есть готовностью и способностью взаимодействовать с другими людьми на основе согласия.
Как установка толерантность приобретается посредством личного жизненного опыта, воспитания и информации. Она имеет характер индивидуального, добровольного выбора. Как действие, толерантность - это активная позиция намеренного невмешательства и самоограничения. Это добровольное согласие на взаимное принятие разных и противостоящих субъектов.
Можно выделить следующие критерии толерантности: взаимоуважение членов группы, равноправие, свобода вероисповедания, доброжелательность и терпимое отношение к различным этническим группам, сохранение языков национальных меньшинств и культурной самобытности этносов.
Толерантность - широкое понятие, и включает социальную, этническую, поколенную, конфессиональную и гендерную толерантность.
При рассмотрении толерантности как продукта поликультурного образовательного пространства интерес вызывает прежде всего этническая толерантность.
Толерантность в сфере межкультурного, межэтнического общения и взаимодействия - это признание ценности этнической и культурной разности, ценности «другого».
В литературе, посвящённой проблемам этнической толерантности, данное явление рассматривается как качество личности, проявляющееся в терпимости к чужому образу жизни. Она называется важнейшей ценностью межэтнических отношений в условиях роста многонаци-ональности и поликультурности сообществ [13; 14].
Таким образом, этническая толерантность «может рассматриваться как социальнопсихологическая характеристика, предполагающая стремление к мирному сосуществованию и взаимодействию различных этнических групп» [15].
Выделим некоторые признаки этнотолерантности: отсутствие дискриминации (отношение взаимодействующих друг к другу деликатно); отсутствие негативных стереотипов (нет плохих народов, а есть плохие люди); уважение к взаимодействующим языкам; позитивное отношение к национальной культуре (четкая мотивация и стремление к изучению своей и других национальных культур); отсутствие любого вида подавления и насилия;
Сформулируем условия формирования эффективной этнотолерантности: полиэтническая образовательная среда; развитие в студентах гордости за свою этниче-
педагогические науки
Корякина Анжелина Анатольевна К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ...
скую культуру; признание равноправия взаимодействующих субъектов; развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
Формирование этнотолерантности - сложный и длительный процесс, начинающийся в детстве и протекающий всю жизнь. Он проходит под влиянием множества условий и факторов, и основным из них является образование.
Оно является главным общественным институтом, созданным для социализации личности и передачи поколениям накопленных знаний, основных ценностей и опыта.
Согласно Почебут, выделяются следующие этапы формирования толерантного сознания: 1) определение другого человека на основе категоризации «свой-чужой»; 2) процесс сравнения на основе внешних признаков «сходный-иной»; 3) оценка другого по признакам «безопасный-опасный»; 4) возникновение установки на толерантность/интолерантность по признакам «дружелюбие/враждебность» [16].
Мы же, соглашаясь с исследователем, считаем, что процесс формирования толерантности (этнотолерантно-сти) должен включать в себя также несколько функциональных этапов.
Первый этап - мотивационный, создающий эмоциональное позитивное расположение к таким общечеловеческим ценностям, как терпимость к традициям и обычаям разных народов, к их вероисповеданию и т.д. Здесь проявляются следующие принципы толерантности:
- толерантность основывается на признании, принятии, терпимости, понимании и уважении различия, непохожести, а также готовности и способности к диалогу;
- толерантность предполагает устойчивость, как способность человека реализовывать свои личные взгляды и позиции, а также гибкость, как способность с уважением относиться к ценностям и позициям других людей.
Второй этап - познавательный, целью которого является ознакомление студентов с реальными этническими проблемами в обществе и поиск путей их решения, с мировыми общечеловеческими ценностями, а также развитие способности ценить экономические, культурные, социальные и другие связи российских этносов, а также их исторический опыт.
На этом этапе проявляются следующие принципы толерантности:
- этническая толерантность основана на равноправии и равнозначности сторон, на отношении к «другому» как к равнодостойному индивиду.
- этническая толерантность личности обнаруживает себя в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями иных этнических групп;
- терпимость в отношении этнофоров предполагает осознанность наличия спрятанных под различиями сходств.
Третий этап - итоговый, целью которого является анализ и обобщение полученных результатов, а также координация дальнейших действий.
Тестирование выступает основным средством на этом этапе. Полученные результаты помогут распланировать дальнейшую работу по формированию толерантности (этнотолерантности). Принципы толерантности на этом этапе:
- этническая толерантность активна. Ей присущи стремление и постоянная готовность к межэтническому диалогу, полилогу;
- критерием толерантного принятия различий является курс на морально-нравственные нормы и принципы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических групп и этнофоров.
Таким образом, формируется толерантность - многофункциональный интегративный феномен, представляющий из себя психолого-педагогическую идею, сложную научно-теоретическую проблему, этнокультурную
практику, духовную ценность и самостоятельное качество личности.
Выводы исследования
На основании нашего исследования сделаны следующие выводы:
1. Поликультурное образовательное пространство можно представить, как многонациональную полиэтническую образовательную среду, в которой развиваются взаимоотношения между студентом и образовательными институтами. Полиэтническая образовательная среда является частью образовательной среды в целом и выступает условием реализации поликультурного образования, формируя путем последовательных функциональных этапов толерантность и этнотолерантность как необходимые и самостоятельные качества личности.
2. Проблему поликультурного образовательного пространства можно рассмотреть как явление, отражающее особенности нового понимания образования и инновационных процессов, формирующих толерантность в качестве одного из жизненных приоритетов личности. Поликультурное образовательное пространство является необходимой средой формирования толерантности.
3. Процесс формирования толерантности (этнотолерантности) включает в себя также несколько функциональных этапов: мотивационный, создающий позитивный эмоциональный настрой на терпимость к обычаям и традициям разных народов, к их вероисповеданию; познавательный, ознакамливающий с реальными этническими проблемами в обществе и поиск путей их решения; итоговый, целью которого является обобщение полученных данных и координация дальнейших действий по формированию толерантности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Banks J. A. The construction and historical development of multicultural education, 1962—2012// Theory into Practice. 2013. № 52. С. 73-82.
2. Гукаленко О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально-педагогической безопасности молодежи// Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27331.
3. Харина И.В. Региональные особенности формирования поликультурной компетентности иностранных студентов в образовательном пространстве российского дальневосточного вуза//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8347
4. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
5. Корякина А.А. Языковое поликультурное образование в этно-региональном контексте//Интернет-журнал «Мир науки». 2017. № 5(1). http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN117.pdf
6. Shannon-Baker P. A Multicultural Education Praxis: Integrating Past and Present, Living Theories, and Practice//International Journal of Multicultural Education. 2018. № 20(1). С. 48-66.
7. Smith C. Culturally relevant pedagogy in multicultural teacher education: A paradoxical objective// (Unpublished doctoral dissertation). University of Minnesota, Twin Cities, Minneapolis, MN, 2014. URL: http://conservancy.umn.edu/bitstream/handle/11299/167577/Smith_ umn_0130E_15240.pdf?sequence=1&isAllowed=y
8. Шустова Л.П. Феномен толерантности в философских и психолого-педагогических науках// Фундаментальные исследования. 2015. № 2(19). С. 4324-4328. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/ article/view?id=37952
9. Чистилина И.А. Особенности понимания проблемы толерантности в рамках диалогического подхода// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 3 (1). С. 186-189.
10. Komalasari K., & Saripudin D. Integration of anti-corruption education in school's activities//American Journal of Applied Sciences. 2015. № 12(6). С. 445-451.
11. Awang M. M., Kutty F. M., & Ahmad A. R. Perceived social support and well being: First-year student experience in university//International Education Studies. 2014. № 7(13). С. 261-270.
12. Berggren N. & Nilsson T. Tolerance in the United States: Does economic freedom transform racial, religious, political and sexual attitudes? //European Journal of Political Economy. 2016. № 45. С. 53-70. URL: https://doi.org/10.1016/j.ejpoleco.2016.06.001.
13. Артемьева В. А. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе//Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 11. С. 851— 855. URL: http://e-koncept.ru/2016/86184.html.
14. Кудрина Е. Л. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект. Кемерово: КГУ, 2013.
15. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. М.: Флинта: Наука, 2014.
Koriakina Anzhelina Anatolievna
THE QUESTION OF THE FORMATION ...
pedagogical sciences
16. Почебут Л.Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность// Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 27 (2). С. 189-195.
Статья поступила в редакцию 12.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019