Научная статья на тему 'Культурно-образовательная коммуникация "Россия-Индонезия" в контексте глобального сотрудничества'

Культурно-образовательная коммуникация "Россия-Индонезия" в контексте глобального сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ / ИНДОНЕЗИЯ / РОССИЯ / АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев Михаил Петрович

Современное общество ставит перед Школой, как социальным институтом, важную задачу подготовить личность, которая может и хочет участвовать в межкультурном общении народов мира. А это невозможно без знаний иностранных языков, без уважительного отношения к другим народам и людям, без желания познакомиться с историей, культурой и литературой других цивилизаций, без стремления передать отечественное культурное наследие иностранцам с гордостью за свою Родину, её культуру и язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная коммуникация "Россия-Индонезия" в контексте глобального сотрудничества»

УДК 37.06; 316.77

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ «РОССИЯ-ИНДОНЕЗИЯ» В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Нечаев М.П., доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ВО МО «Академии социального управления», г. Москва

Современное общество ставит перед Школой, как социальным институтом, важную задачу - подготовить личность, которая может и хочет участвовать в межкультурном общении народов мира. А это невозможно без знаний иностранных языков, без уважительного отношения к другим народам и людям, без желания познакомиться с историей, культурой и литературой других цивилизаций, без стремления передать отечественное культурное наследие иностранцам с гордостью за свою Родину, её культуру и язык.

Ключевые слова: сетевой проект, Индонезия, Россия, Академия социального упрвления.

CULTURAL AND EDUCATIONAL COMMUNICATION "RUSSIA-INDONESIA "IN THE CONTEXT OF GLOBAL COOPERATION

Nechaev M., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the State Security Academy of the Academy of Social Administration of the Academy of Social Sciences, Moscow

Modern society confronts the School as a social institution with an important task - to prepare an individual who can and wants to participate in intercultural communication among the peoples of the world. And this is impossible without the knowledge of foreign languages, without respect for other peoples and people, without the desire to get acquainted with the history, culture and literature of other civilizations, without the desire to convey the national cultural heritage to foreigners with pride for their Motherland, its culture and language.

Keywords: network project, Indonesia, Russia, Academy of Social Management

Главным приоритетом сегодня является развитие самого человека и вложение инвестиций в человеческий капитал [4].

В этой связи современная Школа должна стать разноуровневой, вариативной и многопрофильной образовательной

организацией с набором разнообразных образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей, с учётом их индивидуальных психологических

особенностей, здоровья, способностей [3].

В процессе выполнения данного требования ей необходимо задействовать не только внутренние, но и внешние ресурсы инновационного развития. Немаловажную роль при этом играет международный социальный диалог и взаимовыгодное партнёрство при реализации средового подхода к образованию [5]. Расширение международного

сотрудничества сегодня носит глобальный всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, инициирует расширение международного сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.

Новая международная модель образования ориентирована на внедрение одинаковых структур и практики в различных системах образования и призвана обеспечить его демократичность, релевантность, непрерывность и гибкость.

В существующих реалиях набирает силу международное взаимодействие, которое направлено на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них универсальных концептов и компонентов и общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации

выступают обмен школьниками, студентами, преподавателями и исследователями, организация совместной научно-

образовательной деятельности и др. В этой связи актуализируется проблема

межкультурного образовательного диалога, нацеленного на изучение эффективного опыта общемодернизационных процессов и позволяющего выстроить отношения социального партнёрства в контексте глобального сотрудничества.

Для организации международного взаимодействия кафедра технологий и

5

профессионального образования и кафедра воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) разработала концепцию сетевого культурно-образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем», которая была утверждена Учёным советом АСОУ и в настоящее время активно реализуется в практической научно-образовательной деятельности двух стран.

Реализация сетевого проекта позволяет активизировать сотрудничество между Россией и Индонезией в образовательной сфере и способствует подготовке личности, способной и готовой участвовать в активной межкультурной коммуникации.

Цель проекта: развитие

взаимодействия между образовательными системами России и Индонезии для взаимообогащения образовательных культур, активизации инновационной педагогической деятельности и продвижения лучших достижений системы образования Московской области на международный уровень.

Задачи проекта:

1. Взаимное знакомство с государственными системами образования двух стран.

2. Представление и обмен инновационного педагогического опыта двух страх.

3. Культурно-образовательный обмен и проведение совместных культурно-образовательных мероприятий.

4. Проведение научных исследований, представляющих совместный интерес.

5. Повышение квалификации педагогических работников.

6. Сотрудничество в области обучения и развития одарённых детей и талантливой молодежи.

7. Взаимодействие в сфере образования для развития гражданского общества.

Содержание проектной

деятельности:

Реализация цели и задач проекта осуществляется посредством формирования сетевых рабочих групп, включающих ученых, педагогов и обучающихся России и Индонезии и организации их деятельности по следующим направлениям:

1. Организация академической мобильности студентов вузов России и Индонезии - участников проекта.

2. Организация работы с одарёнными детьми и талантливой молодежью.

3. Развитие инновационной педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов.

4. Развитие лингвистической компетентности участников проекта в части русского языка и языка bahasa Indonesia.

5. Организация культурно-образовательного обмена обучающихся, педагогов и ученых России и Индонезии образовательных организаций - участников проекта.

6. Реализация этнокультурных программ.

АКАДЕМИЯ

СОЦИАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Сетевые рабочие группы назначают руководителя с каждой стороны, составляют и утверждают ежегодный план работы, определяют порядок и процедуры взаимодействия, формы представления результатов деятельности.

О результатах деятельности представители сетевых рабочих групп докладывают на ежегодной совместной конференции.

Для организации совместной деятельности формируется сеть

экспериментальных площадок из

образовательных учреждений (организаций) России и Индонезии, куда могут входить общеобразовательные организации, вузы, колледжи и другие учреждения.

В рамках реализации концепции проекта создана академическая

экспериментальная площадка (АЭП) АСОУ по теме «Проектирование сетевой площадки межкультурной коммуникации: «Развитие личности в поликультурной образовательной среде».

Цель деятельности АЭП заключается в развитии личности в поликультурной образовательной среде и диссеминации эффективного педагогического опыта.

В результате реализации данной цели решаются следующие задачи:

1. Определение и обоснование этапов развития сетевой площадки межкультурной коммуникации.

6

2. Разработка и обоснование структурной модели сетевой площадки межкультурной коммуникации.

3. Формирование, обоснование и широкая апробация модели сетевой площадки межкультурной коммуникации.

4. Практико-ориентированное совершенствование профессиональной компетентности педагогов в процессе разработки и участия в организации сетевой площадки межкультурной коммуникации: «Развитие личности в поликультурной образовательной среде» и созданию, функционированию и дальнейшему развитию системы взаимодействия между школами-партнёрами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.

Содержание работы АЭП определяется следующими направлениями:

1. Обеспечение деятельности педагогических коллективов школ, являющихся академическими площадками АСОУ, участвующих в сетевой площадке межкультурной коммуникации и управленческого сопровождения процесса формирования сетевой площадки межкультурной коммуникации.

2. Обеспечение деятельности педагогических коллективов школ, являющихся академическими площадками АСОУ, участвующих в сетевой площадке межкультурной коммуникации по апробации и корректировке пилотажного варианта.

3. Обеспечение деятельности педагогов методическими рекомендациями по созданию, функционированию и дальнейшему развитию системы взаимодействия между школами-партнёрами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.

На сегодняшний день осуществляется: 1. Реализация Программы

совместной деятельности кафедры технологий и профессионального образования, кафедры воспитательных систем, кафедры филологии АСОУ и Индонезийской школы при Посольстве Республики Индонезия в Москве).

2. Межкафедральная научно-исследовательская работа [1].

3. Взаимодействие школ-побратимов - 23 образовательных организаций Московской области Российской Федерации и 27 школ Индонезии [2].

4. Проведение курсов языка bahasa Indonesia для студентов и преподавателей АСОУ.

В июле 2017г. была осуществлена культурно-образовательная поездка россиян в Республику Индонезия. Делегация АСОУ приняла участие в специально разработанной Программе повышения компетентности иностранцев, изучающих язык bahasa Indonesia. Все образовательные мероприятия проходили в Джакарте с 10 июля по 21 июля 2017г.

11 июля состоялось официальное открытие программы обучения. На церемонии открытия с индонезийской стороны присутствовали: Глава Департамента по изучению и распространению языка bahasa Indonesia профессор, доктор, магистр гуманитарных наук Даданг Сунендар, Глава Центра стратегий и дипломатии в изучении языка bahasa Indonesia, магистр образования, доктор философии профессор Эми Эмилия. С российской стороны участие в мероприятии принимала делегация АСОУ во главе с заведующим кафедрой воспитательных систем Нечаевым М.П. и доцентом кафедры и технологий и профессионального образования Назаренко-Матвеевой Т.М. В составе делегации были также школьники и учителя пяти школ Московской области, являющихся академическими площадками АСОУ.

Глава Департамента поприветствовал представителей России, пожелал удачи и успехов в обучении, а также отметил, какую важную роль играет изучение языка как фактора культурной дипломатии и улучшения взаимопонимания между народами России и Индонезии. График работы в освоении Программы был достаточно плотный - с 07.30 до 12.00 проходили занятия по изучению языка bahasa Indonesia. После 14.00 - знакомство с индонезийской культурой, экскурсии по Джакарте, вечером - подготовка к занятиям, повторение материала.

21.07.2017 г. состоялась церемония торжественного закрытия программы обучения русской делегации в Центре стратегий и дипломатии изучении языка bahasa indonesia. На торжественной церемонии с индонезийской стороны присутствовала Глава Центра

7

стратегий и дипломатии изучении языка bahasa, магистр образования, доктор философии профессор Эми Эмилия, Глава учебного кампуса - господин Эди, Директор Индонезийской школы в Москве господин Судирхам, учитель Индонезийской школы в Москве господин Иксан.

После приветственной речи организаторов программы с российской и индонезийской стороны, школьники, студенты, учителя и преподаватели получили диплом об окончании курсов по изучению индонезийского языка. Представители российской делегации показали достойный уровень владения индонезийским языком, произнеся своё приветствие и благодарность Центру на этом языке. В качестве поздравления, российская делегация исполнила песню на индонезийском языке «Tanah аики», песни на русском языке «Катюша» и «Дружбе нет преград». В завершение торжественной церемонии закрытия представители российской делегации исполнили индонезийский танец «Почо-почо», Московскую кадриль и с хлебом-солью пригласили народ Индонезии в гости в Россию.

После образовательной программы члены делегации проживали в индонезийских семьях жителей городов Кендари и Палу острова Сулавеси. В это время педагоги и учащиеся посетили 7 школ Республики Индонезия, ознакомились с системой среднего образования и работой скаутских организаций. Также были подписаны меморандумы о взаимодействии с 25 образовательными учреждениями Индонезии.

В 2019 г. планируются взаимные культурно-образовательные визиты двух стран-участников проекта.

Таким образом, реализация международного сетевого культурно -образовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем» позволяет достичь увеличения масштабов и результативности социального партнёрства Росси и Индонезии, обеспечивая международную эффективную коммуникацию в развитии поликультурной образовательной среды. Это в свою очередь позволяет перевести

образовательную среду Московской области на новый качественный уровень и способствует развитию человеческого капитала российских школьников.

Список источников и литературы:

1. Нечаев, М.П. Организационные формы и процедуры межкафедрального научного исследования в Академии социального управления / М.П. Нечаев // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2015. - № 4. - С. 28-31.

2. Нечаев, М.П., Судирхам. Международная коммуникация в развитии поликультурной образовательной среды / М.П. Нечаев, Судирхам // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды // Сборник материалов IX Международной научно-методической конференции «Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды» (21 марта 2018г., Москва-Карананда). - М.: «Ваш формат», 2018. - С. 413-419.

3. Нечаев, М.П., Фролова, С.Л., Куницына, С.М. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности: монография / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, С.М. Куницына. - М.: АСОУ, 2017. - 100 с.

4. Судирхам, Назаренко-Матвеева, Т.М. Интеграция предпринимательской деятельности во внеклассное школьное образование Индонезии / Судирхам, Назаренко-Матвеева Т.М. // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 2. - С. 1351-1354.

5. Фролова, С.Л. Реализация средового подхода к воспитанию: история и современность / С.Л. Фролова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4 (53). - С. 108-110.

Работа - официальный участник I международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека «Международные подходы к новым практикам воспитания и гражданского образования», 6 августа 2018 года в г. Красноярск.

Секция: Образовательные практики на платформе сетевых университетов международных организаций (ШОС, БРИКС и другие).

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.