■ политология
УДК 327.3: 37.06
М.П. НЕЧАЕВ, Т.М. НАЗАРЕНКО-МАТВЕЕВА
МЕЖДУНАРОДНОЕ СЕТЕВОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РОССИЯ - ИНДОНЕЗИЯ: ДИАЛОГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ»
Описывается международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие в рамках проекта «Россия - Индонезия: диалог образовательных систем». Представлена деятельность экспериментальной площадки Академии социального управления по теме «Проектирование сетевой площадки межкультурной коммуникации: развитие личности в поликультурной образовательной среде». Подводятся итоги визита российской делегации в Республику Индонезия.
Ключевые слова: международное сетевое культурно-образовательное взаимодействие, международное сотрудничество, диалог образовательных систем, социальное партнерство, межкультурная коммуникация.
The article describes the international cultural and educational networking within the project "Russia - Indonesia: dialogue on education systems". The performance of the experimental platform at "Academy of public administration" on the topic "Design of the networking platform for intercultural communication: personality development in the multicultural educational environment" is thoroughly analyzed and illustrated here. The results of the Russian delegation's visit to Indonesia are summed up.
Keywords: international cultural and educational networking, international cooperation, dialogue on educational systems, social partnership, intercultural communication.
Расширение международного сотрудничества сегодня носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, инициирует расширение международного сотрудничества народов в области образования, науки и культуры.
Современная образовательная организация должна быть разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных
© Нечаев М.П., Назаренко-Матвеева Т.М., 2018
услуг, открытым для обучающихся самых разных возможностей с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей [2]. В процессе выполнения данного требования ей необходимо задействовать не только внутренние, но и внешние ресурсы инновационного развития. Немаловажную роль при этом играет международный социальный диалог и взаимовыгодное партнерство при моделировании развития культурно-образовательной среды.
Новая международная модель образования ориентирована на внедрение одинаковых структур и практики
в различных системах образования и призвана обеспечить его демократичность, релевантность, непрерывность и гибкость.
В существующих реалиях набирает силу международное взаимодействие, направленное на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них универсальных концептов, компонентов и общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, организация совместной научно-образовательной деятельности и др. В этой связи актуализируется проблема межкультурного образовательного диалога, нацеленного на изучение эффективного опыта общемодернизационных процессов и позволяющего выстроить отношения социального партнерства.
Для организации международного взаимодействия кафедра технологий и профессионального образования и кафедра воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) разработала концепцию сетевого культурно-образовательного проекта «Россия - Индонезия: диалог образовательных систем», которая была утверждена ученым советом Академии и в настоящее время активно реализуется в практической научно-образовательной деятельности двух стран.
Реализация проекта позволяет активизировать сотрудничество между Россией и Индонезией в образовательной сфере и способствует подготовке личности, способной и готовой участвовать в межкультурном общении.
Цель проекта: развитие взаимодействия между образовательными системами России и Индонезии для взаимообогащения образовательных культур, активизации инновационной педагогической деятельности и продвижения лучших достижений системы образования Московской области на международный уровень.
Задачи проекта:
• взаимное знакомство с государственными системами образования двух стран;
• представление и обмен инновационного педагогического опыта двух стран;
• культурно-образовательный обмен и проведение совместных культурно-образовательных мероприятий;
• проведение научных исследований, представляющих совместный интерес;
• повышение квалификации педагогических работников;
• сотрудничество в области обучения и развития одаренных детей и талантливой молодежи;
• взаимодействие в сфере образования для развития гражданского общества.
Содержание проектной деятельности: реализация цели и задач проекта осуществляется путем формирования сетевых рабочих групп, включающих ученых, педагогов и обучающихся России и Индонезии, и организации их деятельности по следующим направлениям:
• организация академической мобильности студентов вузов России и Индонезии - участников проекта;
• организация работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;
• развитие инновационной педагогической деятельности и повышение квалификации педагогов;
• развитие лингвистической компетентности участников проекта в части русского языка и языка ЬаЬа8а1пёопв81а;
• организация культурно-образовательного обмена обучающихся, педагогов и ученых России и Индонезии образовательных организаций - участников проекта;
• реализация этнокультурных программ.
Сетевые рабочие группы назначают руководителя с каждой стороны, составляют и утверждают ежегодный план работы, определяют порядок и процедуры взаимодействия, формы представления результатов деятельности. О результатах деятельности представители сетевых рабочих групп докладывают на ежегодной совместной конференции.
Для организации совместной деятельности формируется сеть экспериментальных площадок из образовательных учреждений (организаций) России и Индонезии, куда могут входить общеобразовательные организации, вузы, колледжи и другие учреждения.
В рамках реализации концепции проекта создана академическая экспериментальная площадка (АЭП) АСОУ по теме «Проектирование сетевой площадки межкультурной коммуникации: «Развитие личности в поликультурной образовательной среде».
Цель деятельности АЭП заключается в развитии личности в поликультурной образовательной среде и диссеми-нации эффективного педагогического опыта.
В результате реализации данной цели в течение трех лет будут решены следующие задачи:
• определение и обоснование этапов развития сетевой площадки межкультурной коммуникации;
• разработка и обоснование структурной модели сетевой площадки межкультурной коммуникации;
• формирование, обоснование и широкая апробация модели сетевой площадки межкультурной коммуникации;
• практико-ориентированное совершенствование профессиональной компетентности педагогов в процессе разработки и участия в организации сетевой площадки межкультурной коммуникации: «Развитие личности в поликультурной образовательной среде», создание, функционирование и дальнейшее развитие системы взаимодействия между школами-партнерами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.
Содержание работы АЭП определяется следующими направлениями:
• обеспечение деятельности педагогических коллективов школ, являющихся академическими площадками АСОУ, участвующих в сетевой площадке межкультурной коммуникации и управленческого сопровождения процесса формирования сетевой площадки межкультурной коммуникации;
• обеспечение деятельности педагогических коллективов школ, являющихся академическими площадками АСОУ, участвующих в сетевой площадке межкультурной коммуникации по апробации и корректировке пилотажного варианта;
• обеспечение деятельности педагогов методическими рекомендациями по созданию, функционированию и дальнейшему развитию
системы взаимодействия между школами-партнерами в рамках сетевой площадки межкультурной коммуникации.
На сегодняшний день осуществляется:
• реализация программы совместной деятельности кафедры технологий и профессионального образования, кафедры воспитательных систем, кафедры филологии АСОУ и школ Республики Индонезия (индонезийской школы при Посольстве Республики Индонезия в Москве, государственной школы № 10 Палу, ДраХарлина, государственной школы № 14 Палу, Сулаве-си, государственной школы №117 Кендари, школы Аль АзхарМанпи-ри Палу);
• межкафедральная научно-исследовательская работа [1];
• взаимодействие школ-побратимов - 27 образовательных организаций Московской области и 10 школ Индонезии;
• проведение курсов языка ЬаЬа8а1пёопв81а для студентов и преподавателей АСОУ.
В июле 2017 г. состоялась культурно-образовательная поездка в Республику Индонезия. Делегация АСОУ приняла участие в специально разработанной программе повышения компетентности иностранцев, изучающих язык ЬаЬа8а1пёопв81а. Все образовательные мероприятия проходили в Джакарте с 10 по 21 июля 2017 г.
11 июля состоялось официальное открытие программы обучения. На церемонии открытия с индонезийской стороны присутствовали: глава Департамента по изучению и распространению языка ЬаЬа8а1пёопв81а, профессор, доктор, магистр гуманитарных
наук ДадангСунендар, глава Центра стратегий и дипломатии в изучении языка ЬаЬа8а1пёопв81а, магистр образования, доктор философии, профессор Эми Эмилия. С российской стороны в мероприятии принимала участие делегация АСОУ во главе с заведующим кафедрой воспитательных систем М.П. Нечаевым. В составе делегации были также школьники и учителя пяти школ Московской области.
Глава Департамента поприветствовал представителей России, пожелал удачи и успехов в обучении, а также отметил, какую важную роль играет изучение языка как фактора культурной дипломатии и улучшения взаимопонимания между народами России и Индонезии. График работы в освоении программы был достаточно плотный - с 07.30 до 12.00 проходили занятия по изучению языка ЬаЬа8а1пёопв81а. После 14.00 - знакомство с индонезийской культурой, экскурсии по Джакарте, вечером - подготовка к занятиям, повторение материала.
21 июля 2017 г. состоялась церемония торжественного закрытия программы обучения русской делегации в Центре стратегий и дипломатии изучения языка ЬаЬа8а1пёопв81а. На торжественной церемонии с индонезийской стороны присутствовала глава Центра стратегий и дипломатии изучения языка ЬаЬаза, магистр образования, доктор философии, профессор Эми Эмилия, глава учебного кампуса г-н Эди, директор индонезийской школы в Москве г-н Судирхам, учитель индонезийской школы в Москве г-н Иксан.
После приветственной речи организаторов программы с российской и индонезийской сторон школьники, студенты, учителя и преподаватели получили диплом об окончании курсов
по изучению индонезийского языка. Представители российской делегации показали достойный уровень владения индонезийским языком, произнеся свое приветствие и благодарность Центру на этом языке. В качестве поздравления российская делегация исполнила на индонезийском языке песню «ТапаЬа1гки», песни на русском языке: «Катюша» и «Дружбе нет преград». В завершение торжественной церемонии закрытия представители российской делегации исполнили индонезийский танец почо-почо, московскую кадриль и с хлебом-солью пригласили народ Индонезии в гости в Россию.
На протяжении всего периода обучения были организованы экскурсии по достопримечательным местам Индонезии: президентский дворец-музей в Богоре, ботанический сад Богора, горячие источники и вулкан в пригороде Бандунга, музей «Индонезия в миниатюре» в Джакарте.
После образовательной программы члены делегации проживали в индонезийских семьях жителей городов Кен-дари и Палу острова Сулавеси. В это время педагоги и учащиеся посетили семь школ Республики Индонезия, ознакомились с системой среднего образования и работой скаутских организаций. Также были подписаны меморандумы о взаимодействии с 25 образова-
тельными учреждениями Индонезии.
Таким образом, реализация международного сетевого культурно-образовательного проекта «Россия - Индонезия: диалог образовательных систем» позволил достичь следующих результатов:
• увеличение масштабов и результативности социального партнерства;
• расширение поля и качества научных исследований участников проекта;
• создание и апробация модели сетевой международной площадки между разными типами образовательных организаций;
• повышение профессиональной компетентности и инновационной активности педагогов России и Индонезии;
• развитие уровня межкультурной коммуникации участников проекта;
• развитие одаренных детей и талантливой молодежи, участвующих в мероприятиях сетевого проекта;
• повышение лингвистической компетентности педагогов и обучающихся;
• развитие уровня социальной компетентности обучающихся в условиях взаимодействия детских движений и молодежных организаций.
■ ЛИТЕРАТУРА
1. Нечаев М.П. Организационные формы и процедуры межкафедрального научного исследования в Академии социального управления // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2015. № 4. С. 28-31.
2. Нечаев М.П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды: монография. М.: АСОУ, 2015. 152 с.