УДК 069:351.853
А. Ю. Денисенкова
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМ МУЗЕЙНОГО ПРАВА
Музейное законодательство, музейное право и практика применения его норм, государственная музейная политика—это современные и развивающиеся области исследования музейного дела. Внимание к культурно-историческим предпосылкам формирования системы музейного права, их генетический анализ заставляет на качественно новом уровне подходить к осознанию музейно-правовой проблематики.
Настоящее исследование норм музейного права имеет целью представить характер общих процессов становления музейно-законодательной системы, в их обусловленности историей и культурой отдельной страны. Можно сказать, что специфика правовых дефиниций (в нашем случае музейно-правовых дефиниций) является своеобразным отражением «культурного кода» народа. Поскольку в данной работе мы стремимся проанализировать степень и характер влияния культуры страны на музейное законодательство, то в качестве примеров привлекаем результаты анализа музейного законодательства, в первую очередь, следующих стран: Российской Федерации, Французской республики и Соединенных Штатов Америки. Приступая к генетическому анализу системы музейного права, прежде всего, следует отметить, что оценивание будет происходить системно по характеристикам функций и миссии музея, значимости образовательной и хранитель-ской деятельностей. Также необходимо ввести определение музейного законодательства. Внутригосударственное музейное законодательство—это совокупность санкционированных государством правовых норм, принимаемых для регулирования работы по выявлению, хранению, популяризации и охране культурного наследия, а также обеспечения всеобщей доступности культурного наследия в рамках реализации права на образование и приобщение к культурным ценностям.
Обратимся к международному опыту развития музейного права и исторической трансформации дефиниций, используемых в международных нормативно-правовых актах. Первый этап формирования музейного права относится к началу XIX в.1 Но все же за точку отсчета предлагается взять окончание Второй мировой войны2. В результате подписания послевоенных мирных договоров в 1947 г., которые в определенной степени повлияли на судьбу библиотек, архивов, различных произведений искусства (например, мирный договор с Венгрией, содержащий положение о возвращении Венгрией Югославии и Чехословакии вывезенных культурных ценностей), произошел настоящий расцвет практики утверждения международных договоров в сфере музейного дела и охраны культурного наследия (пик приходится на конец 1940-х годов3). Введение нового
1 РыбакК.Е. Системный подход в музейном праве. М., 2005. С. 31.
2 БогуславскийМ.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М., 2012. С. 193.
3 РыбакК.Е. Системный подход... С. 33.
определения понятия «музей» в Устав ИКОМ (Международного совета музеев) в 1956 г. положило начало юридическому формированию понимания музея как учреждения, хранящего музейные коллекции, выполняющего определенный круг общественно полезных задач, как то: изучение, демонстрация предметов истории, искусства, науки и техники и пр. Подобный подход к музею как к организации, «служащей в общих интересах»4, будет развиваться в «Рекомендации, касающейся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев», принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций на ее одиннадцатой сессии в Париже 14 декабря 1960 г. и Уставе ИКОМ в редакции 1961 г. 1970-е годы—время новаторских подходов в сфере охраны культурного наследия и увеличения интереса к данной проблеме. В это время принимаются важные международные документы о сохранении культурного достояния человечества:
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 г.
Рекомендации ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) «О сохранении и современной роли исторических ансамблей», «Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь», «Рекомендация о международном обмене культурными ценностями» от 26 ноября 1976 г.5
С 1974 г. к словосочетанию «постоянное учреждение» в Уставе ИКОМ добавляется характеристика «некоммерческое»: «Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования и для удовлетворения духовных потребностей»6. Данное определение, подразумевающее, что музей является постоянно действующей организацией, служащей на благо общества, которая не ставит перед собой извлечение прибыли в качестве главной задачи, будет дублироваться в редакциях 1989, 1995 и 2001 гг. Таким образом, музей признается организованным общественно полезным хранилищем с исследовательской, популяризаторской, образовательной и другими функциями. Данный подход вообще характерен для нормативно-правовых актов разных государств. Но в качестве примера-исключения можно упомянуть «Закон о музеях Франции»7, который был принят 4 января 2002 г., в нем все же отражено отношение к музею как, прежде всего, особому коллекционному собранию культурно-исторических, художественных ценностей.
Различия между западноевропейской или американской нормативно-правовой музейной базой и восточноевропейской традиционно присутствуют. Так, регламентирующие документы разных стран напрямую отражают их различные подходы к пониманию целей, задач, главенствующих функций или миссии музея. Согласно требованиям ИКОМ и ЮНЕСКО, на Западе музеи осуществляют свою деятельность, прежде всего, во имя общества. Они способствуют его развитию, занимаются просветительской деятельностью. Главным образом, законодательно прописывается протекание в стенах музея процессов образования, воспитания, удовлетворения духовных и иных потребностей
4 Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия // Рекомендация, касающаяся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев. М., 2002. С. 127.
5 ВилковА.И. Правовые основы сохранения и защиты культурных ценностей. М., 2013. С. 17.
6 Ключевые понятия музеологии / сост. A. Desvallées, F. Mairesse. М., 2012. С. 48.
7 Loi 2002-5 du 04.01.2002. Loi relative aux musées de France. URL: https ://www. legifrance. gouv. fr/ affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000769536 (accessed: 05.05.2017).
общества. В Восточной же модели деятельности музеев акцент традиционно делается на сохранении, восстановлении, охране музейных ценностей, научно-исследовательской деятельности. Также во всех международно-правовых актах перечисляются категории предметов, которые должны сохраняться музеями. Наряду с материальными объектами прописывается охрана и нематериальных ценностей. Проблема сохранения диалектов, традиций, фольклора, норм и образцов поведения, нравственных и исторических идеалов необыкновенно актуальна в условиях современной международной музейной деятельности. Что касается России, охрана духовных ценностей прописана в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» (включением последних в определение понятия «культурные ценности»—ст. 3)8. Также в международном и зарубежном музейном законодательстве используются категории "cultural property" или "cultural goods", в России главными применяемыми терминами являются «музейный предмет», «музейный фонд». Например, согласно статье 3 Федерального закона РФ от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», музей—«некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций»9. Природа подобной расстановки смысловых акцентов в предписывающих документах кроется в исторических особенностях развития отдельных обществ, народов, сложившихся традициях.
Кирилл Евгеньевич Рыбак в своей монографии «Музейное право: международно-правовые аспекты» дает оценку сложившейся восточноевропейской модели: «Восточной цивилизации (к коей относится и Россия) свойственна высокая устойчивость социальных (культурных) кодов, обращенных в традицию деспотии, к вуалированию идей частной собственности, высокой зависимости социальных институтов (групп) от политики центра»10. В качестве примера восточноевропейского музейного правового акта можно привести Модельный закон о государственных музеях-заповедниках, который был принят на восемнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств —участников СНГ (постановление №18-11 от 24 ноября 2001 г.11). Данный закон — результат российского и международного опыта в сфере музейного законодательства. В статье 1 «Понятие государственного музея-заповедника» главы 1 «Общие положения» дается следующее определение: «Государственный музей-заповедник — учреждение культуры, созданное собственником в установленном законодательством порядке для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях». Сравнивая, например, с вышеупомянутым определением музея из Устава ИКОМ 1974 г. (которое, снова отметим, дублировалось до 2000-х годов), здесь представление о целях и задачах музея скорее
8 Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников / сост. М. М. Александрова, О. В. Тарусина 1991-1996. М., 1998. С. 30.
9 Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ // Российская культура в законодательных и нормативных актах. С. 189-190.
10 РыбакК.Е. Музейное право: международно-правовые аспекты. М., 2005. С. 43.
11 Модельный закон «О государственных музеях-заповедниках» от 24 ноября 2001 г. № 18-11. URL: http://www.parliament.am/library/modelayin%20orenqner/57.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
покажется музейному деятелю восточноевропейского типа более взвешенным и зрелым. В данном контексте музей не просто выполняет хранительские, исследовательские, другие прагматично-утилитарные функции или находится на страже общественных потребностей, что, например, присуще американской модели, но сохраняет и восстанавливает материальные и духовные ценности. Такой перечень задач наделяет музей особыми полномочиями, миссией, выделяет его среди других социальных институтов. В подобной трактовке можно проследить некоторую эволюцию, развитие понятийно-терминологического аппарата в нормативно-правовых актах.
Определенное развитие, например, основополагающего понятия «музейный предмет», его движение к зарубежным моделям дефиниций мы можем наблюдать и сегодня —в последних теоретических поправках (в 2016 и 2017 гг.) к Федеральному Закону «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Также любопытно проследить подобные изменения и различия в регламентирующих документах других стран. Так, с 2007 г. во французском переводе Устава ИКОМ в определении «музея» для описания направлений его деятельности появляется глагол "transmettre" («транслировать») [материальное и нематериальное наследие человечества], а "fait des recherches" («проводить научные исследования») заменяется нейтральным "étudier" («изучать»)12. Скорее всего, подобные языковые замены, отражающие изменения в характере работы музейных учреждений Запада, происходят в результате развития рыночных отношений, когда реалии стремительной общественной жизни, современной и весьма агрессивной экономики или политики склоняют музеи к постоянной смене выставочных проектов—к частому созданию временных выставок, что ведет к определенному уменьшению объема основательных музейных исследований (что, например, не идет на пользу постоянной экспозиции) и повышению значимости функции пропаганды музейных ценностей. Таким образом, данный пример иллюстрирует влияние изменений в социуме на деятельность музеев и музейное законодательство, смещающее акценты в перечне музейных функций.
Основополагающая норма для музеев Франции—«Закон о музеях Франции» от 4 января 2002 г., входящий в состав так называемого Кодекса наследия ("Code du patrimoine"13), свода нормативно-правовых актов о входящей в сферу государственной ответственности охране культурно-исторического наследия Франции. Данный внутригосударственный нормативный акт наделяет музеи следующими функциями (согласно ст. 1): сохранения, публичной демонстрации своей постоянной коллекции в общественных интересах (для ознакомления, обучения и удовольствия публики14). Также в Законодательной части Кодекса наследия (книга IV «Музеи», секция IV «Порядок работы музеев Франции», глава I «Определение и миссии»15) в описании осуществляемой деятельности выделяются некоторые ее направления с оттенком общенациональной миссии: восстановление и обогащение собственных коллекций, обеспечение их общедоступности, пропаганды знаний, проведения просветительских мероприятий—таким образом, это является предоставлением
12 Le Conseil international des musées. Définition du musée. 2007. URL: http://icom.museum/la-vi-sion/definition-du-musee/L/2/ (accessed: 05.05.2017).
13 Code du patrimoine // Legifrance: le service public de la diffusion du droit. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/ (accessed: 05.05.2017).
14 Loi 2002-5 du 04.01.2002. Loi relative aux musées de France // Legifrance: le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (accessed: 05.05.2017).
15 Article L. 441-1 du Code du patrimoine // Legifrance: le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (accessed: 05.05.2017).
возможности реализовывать гражданам всеобщее право на доступ к культурным ценностям в частности и культуре вообще.
Музейная деятельность входит в сферу деятельности учреждений культуры согласно «Рекомендации о международном обмене культурными ценностями» ЮНЕСКО, принятой в Найроби 26 ноября 1976 г.16 Согласно Уставам ИКОМ, регламентируется создание музейных учреждений субъектами публичного и частного права. Музей выступает в качестве учреждения культуры, может быть подведомственным Министерству культуры или другим министерствам, деятельность которых не идет в разрез с профилем музейной организации. В Соединенных Штатах Америки в соответствии с определениями Устава ИКОМ17 музей является некоммерческим общественно полезным и общедоступным учреждением, образованным ради развития общества, которое приобретает, хранит, исследует, популяризирует и экспонирует наследие человечества для изучения, образовательных целей, удовлетворения потребностей музейной аудитории18. Согласно законодательству США, музеи создаются в виде «доверительных фондов, ассоциаций и некоммерческих корпораций»19. Музеи во Франции—некоммерческие учреждения, обладающие общественной значимостью, принадлежащие государству, юридическим лицам публичного права и частного права. Создание и расформирование музея происходит по согласованию с Высшим Советом музеев Франции. Российские музеи по форме собственности делятся на государственные и негосударственные (ведомственные, муниципальные, корпоративные и частные), могут иметь казенную, автономную и бюджетную модели финансирования.
Итак, идею французской музейно-правовой системы (западноевропейский тип) воплощают следующие элементы: Совет музеев Франции, исторические традиции музейного права, особое отношение к понятиям «художественной коллекции» и «культурной ценности». Восточноевропейская система—это древние традиции, консерватизм, особое внимание к идеям собирания, хранения, канцелярской работе и делопроизводству. Например, музейное право России—не естественное выражение воли народа и желание законной защиты ценностей, но продукт протекционистской политики, результат национального переживания бывших музейных расхищений. А модель музейно-правовой системы США пропитана идеями демократии, частной собственности, постоянного обновления, удовлетворения потребностей общества.
Анализ был проведен путем обращения к основополагающим категориям, используемым в музейном законодательстве, прописанным функциям музея как социального института. Подобное рассмотрение международных нормативно-правовых музейных моделей оказывается полезным для понимания российского музейного законодательства, особенности положения отечественных музеев, их реальных и потенциальных проблем.
Информация о статье Автор: Денисенкова Анастасия Юрьевна — магистр музеологии, специалист Отдела организации учета и хранения, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, ndenisenkova1@gmail.com.
16 ВилковА.И. Правовые основы... С. 79.
17 PhelanM.E. Museum Law. A Guide for Officers, Directors, and Counsel. 4th ed. Rowman & Litt-lefield Publishers, 2014. P. 3.
18 Устав Международного совета музеев (ИКОМ). Барселона, 2001. С. 3.
19 РыбакК.Е. Музейное право. С. 44.
Заглавие: Культурно-исторический контекст формирования норм музейного права. Абстракт: В статье рассматриваются вопросы культурно-исторической обусловленности музейного права. Посредством анализа положений, дефиниций, используемых в различных нормативно-правовых актах, автор стремится раскрыть природу, истоки музейного права и особенности его моделей. Этот анализ необходим для понимания и решения современных проблем музейно-законодательной системы.
Ключевые слова: музейное право, музейное законодательство, культурный контекст, культурный код.
Список использованной литературы
Code du patrimoine // Legifrance: le service public de la diffusion du droit. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/ (accessed: 05.05.2017).
Le Conseil international des musées. Définition du musée. 2007. URL: http://icom.museum/ la-vision/definition-du-musee/L/2/ (accessed: 05.05.2017).
Loi 2002-5 du 04.01.2002. Loi relative aux musées de France // Legifrance: le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (accessed: 05.05.2017).
Phelan, Marilyn E. Phelan. Museum Law. A Guide for Officers, Directors, and Counsel. 4th Edition. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2014. 514 р.
Богуславский, Марк Моисеевич. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. Москва: Норма, 2012. 239 с.
Вилков, Анатолий Иванович. Правовые основы сохранения и защиты культурных ценностей. Москва: Наука, 2013. 421 с.
Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ // Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996 / сост. М. М. Александрова, О. В. Тарусина. Москва: ГИМ, 1998. С. 189-203.
Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996 / тост М. М. Александрова, О. В. Тарусина. Москва: ГИМ, 1998. С. 28-58.
Ключевые понятия музеологии / тост. A. Desvallées, F. Mairesse. Москва: ИКОМ, 2012. 105 с.
Модельный закон «О государственных музеях-заповедниках» от 24 ноября 2001 г. № 18-11. URL: http://www.parliament.am/library/modelayin%20orenqner/57.pdf (дата обращения: 05.05.2017).
Постановление Правительства РФ «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» от 26 июня 2015 № 640. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_181991/ (дата обращения: 05.05.2017).
Рыбак, Кирилл Евгеньевич. Музейное право: международно-правовые аспекты. Москва: Юристъ, 2005. 288 с.
Рыбак, Кирилл Евгеньевич. Системный подход в музейном праве. Москва: Тер-ра—книжный клуб, 2005. 64 с.
Устав Международного совета музеев (ИКОМ). Москва: ИКОМ, 2001. 34 с.
Information on article Author: Denisenkova Anastasia Yurievna—Master of Museology, Specialist, Department of Collection Accountability and Preservation, The State Hermitage Museum, St. Petersburg, Russia, ndenisenkova1@gmail.com.
Title: Cultural and historical context of museum law formation.
Abstract: This article is devoted to the analysis of museum law. Much attention is paid to the issues of its nature. Therefore definitions and regulations of museum legislation are analyzed in the report. Also this article touches upon the history and cultural background of the international museum law in order to deal with its actual problems. Keywords: museum law, museum legislation, cultural context, cultural code.
References
Boguslavskij M. M. Kulturnye cennosti v mezhdunarodnom oborote: pravovye aspekty [The cultural values in the international transaction: Legal aspects]. Moscow, Norma Publ., 2012. 239 p. (in Russian).
Code du patrimoine. Legifrance: le service public de la diffusion du droit. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/ (accessed: 05.05.2017).
Desvallées A.; Mairesse F. Kljuchevye ponjatija muzeologii [Museology key concepts]. Moscow, ICOM Publ., 2012. 105 p.
Le Conseil international des musées. Définition du musée. 2007. Available at: http://icom. museum/la-vision/definition-du-musee/L/2/ (accessed: 05.05.2017).
Loi 2002-5 du 04.01.2002. Loi relative aux musées de France. Legifrance: le service public de la diffusion du droit. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/ (accessed: 05.05.2017).
Model Law "O gosudarstvennyh muzejah-zapovednikah [On national museums-preserves]". Available at: http://www.parliament.am/library/modelayin%20orenqner/57.pdf (accessed: 05.05.2017) (in Russian).
Phelan M. E. Museum Law. A guide for officers, directors, and counsel. Lanham, Rowman & Littlefield Publishers Publ., 2014. 514 p.
Russian Federal Law "O muzejnom fonde Rossijskoj Federacii i muzejah v Rossijskoj Federacii [On Museum Business in the Russian Federation]". Aleksandrova M. M., Tarusi-na O. V. Rossijskaja kultura v zakonodatelnyh i normativnyh aktah. Muzejnoe delo i ohrana pamjatnikov [Russian culture in the legislative and normative acts. Museology and protection of monuments]. 1991-1996. Moscow, The State Historical Museum Publ., 1998, pp. 189-203 (in Russian).
Russian Federal Law "Osnovy zakonodatelstva Rossijskoj Federacii o culture [On Culture in the Russian Federation]". Aleksandrova M. M., Tarusina O. V. Rossijskaja kultura v zakonodatelnyh i normativnyh aktah. Muzejnoe delo i ohrana pamjatnikov [Russian culture in the legislative and normative acts. Museology and protection of monuments]. 1991-1996. Moscow, The State Historical Museum Publ., 1998, pp. 28-58 (in Russian).
Russian Federal Regulation "O porjadke formirovanija gosudarstvennogo zadanija na okazanie gosudarstvennyh uslug (vypolnenie rabot) v otnoshenii federalnyh gosudarstvennyh uchrezhdenij i finansovogo obespechenija vypolnenija gosudarstvennogo zadanija" [On Formation of the State Order for Rendering of the State Services]. Available at: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/ (accessed: 05.05.2017) (in Russian).
Rybak K. E. Muzejnoe pravo: mezhdunarodno-pravovye aspekty [Museum law: International legal aspects]. Moscow, Jurist Publ., 2005. 288 p. (in Russian).
Rybak K. E. Sistemnyj podhod v muzejnom prave [Museum law: The system approach]. Moscow, Terra—knizhnyj klub Publ., 2005. 64 p. (in Russian).
Ustav Mezhdunarodnogo soveta muzeev [The International Council of Museums (ICOM) Statute]. Moscow, ICOM Publ., 2001. 34 p. (in Russian).
Vilkov A. I. Pravovye osnovy sohranenija i zashhity kulturnyh cennostej [The legal issues of the conservation and protection of cultural values]. Moscow, Nauka, 2013. 421 p. (in Russian).