УДК: 069.01+061.3+94(81)
А. А. Амосова
МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В СОВРЕМЕННОЙ БРАЗИЛИИ:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Тематика, связанная с изучением музейного дела Бразилии, в настоящее время становится все более актуальной. Во многом это объясняется мировыми процессами глобализации, развитием международного межмузейного сотрудничества под эгидой Международного совета музеев (ИКОМ), а также в рамках созданного в 2011 г. объединения БРИКС1.
В отечественной музеологической литературе вопросы, связанные с деятельностью Бразилии в международных комитетах и объединениях, а также аспекты государственной музейной политики страны оказались практически не изучены. В работах русскоязычных авторов содержатся лишь отдельные факты, связанные с указанной проблема-тикой2. Существуют публикации, посвященные местным музеям3.
Более основательно вопросы развития музейного дела освещены в исследованиях бразильских музеологов. Обширный материал содержат сборники трудов, изданных по итогам симпозиумов и семинаров ИКОФОМ4 и других национальных, региональных комитетов и аффилированных организаций Международного совета музеев. В 1980-2000-е годы увидели свет несколько переведенных на русский язык выпусков журнала Museum
1 Факт вступления в БРИКС Южной Африки был зафиксирован в Декларации, принятой по итогам саммита БРИКС (Китай, г. Санья, о. Хайнань, 14 апреля 2011 года) // BRICS: Совместный сайт министерств иностранных дел государств-участников БРИКС. URL: http://infobrics.org/ru/blog/ documents/446/# (дата обращения: 15.05.2016).
2 Ананьев В. Г. Национальные и международные музейные организации: учебно-методическое пособие. СПб., 2013; Ван Менш П. Международный комитет по музеологии // Вопросы музеоло-гии. 2014. № 1 (9). С. 38-63; Труевцев Н. В. Источники изучения истории создания и развития комитета музеологии Международного совета музеев // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6. С. 245-248; Труевцева О. Н. Деятельность международного комитета музеологии по расширению сотрудничества в Азиатском регионе // Вестник КемГУКИ. 2015. Вып. 33. Ч. I. Культурология. С. 24-32; Труевцева О. Н. Международное сотрудничество Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона и Научного совета по музеям СО РАН как важный фактор сохранения регионального культурного наследия // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 29 сент.—3 окт. 2014 года) / отв. ред. В. А. Ламин, О. Н. Шелегина. Новосибирск, 2014.
3 Манилкина С. П. Центры изучения автохтонного населения Бразилии. Музей археологии и этнологии Университета Сан-Пауло // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. / Отв. ред. Ю. К. Чистов СПб., 2013. С. 481-485.
4 См. например: Davis A. The special visitor: each and every one of us // ICOFOM Study Series. Issue 42. P. 13; Menezes de Carvalho L., Scheiner T. Museums of each one, museums of everyone: reflecting about ideas and possible practices for an effective dialogue // ICOFOM Study Series. Issue 42. P. 71-82; Brulon Soares B. The Ecomuseum and its public: The visitor's experience, between objectivity and subjectivity // ICOFOM Study Series. Issue 42. P. 39-49; Duarte CândidoM.M., Aidar G., Conrado Martin L. The museum experience: Discussion on the relationship between contemporary museums and their visitors // ICOFOM Study Series. Issue 42. P. 50-58.
International, в которых есть статьи о музеях Бразилии5. Достижениям и проблемам формирования музейной сети страны посвящен отдельный номер журнала, изданный в 2014 г. по результатам прошедшей в августе 2013 г. в Рио-де-Жанейро 23-й Генеральной конференции ИКОМ6. Источниковой базой данного исследования являются нормативные и делопроизводственные документы ИКОМ Бразилии, ИКОФОМ ЛАМ, Международного движения за новую музеологию.
Музейное дело в Бразилии начинает активно развиваться после окончания Второй мировой войны. До этого времени существовавшие в стране музеи служили политическим интересам местной элиты: либо умалчивали о социальном неравенстве, проблемах межрасовых отношений и нестабильном положении коренных народов, либо рассматривали эти вопросы как обособленные факты, игнорируя их влияние на текущую социально-экономическую ситуацию. Такой подход утвердился с 1930-х годов.
С 1946 г. развитие теоретических и прикладных знаний в области мировой музейной мысли курируется Международным советом музеев. Создание ИКОМ способствовало вовлечению развивающихся стран в орбиту согласованной мировой музейной политики.
Национальные комитеты являются основными структурными единицами ИКОМ7, выступают в качестве основного инструмента коммуникации между руководством Совета и его членами. Национальные комитеты представляют интересы своих членов в рамках Совета, а также обеспечивают реализацию политики ИКОМ в отдельно взятой стране8.
Национальный комитет ИКОМ Бразилии (ICOM-BR) был основан в 9 января 1948 г. в Рио-де-Жанейро, став первым национальным комитетом Совета на Американском кон-тиненте9. Среди его основателей были Реджина Реау (Regina Real), Лиджиа Марчинс Коста (Lygia Martins Costa)10 и Густаво Баррозу (Gustavo Barroso)11. Идейным вдохновителем и одним из наиболее инициативных членов ИКОМ Бразилии стал Марио Барата (Mario Barata), журналист, арт-критик, профессор истории искусств, музеолог12. Включение Бразилии в орбиту международного межмузейного сотрудничества способствовало приобщению местных исследователей к новейшим достижениям мировой музеологиче-ской мысли, развитию научных контактов, обмену опытом, накоплению теоретических знаний.
5 См. например: Оливейра А., Соза Шагаш М. Эксперимент в тропическом районе Бразилии: музей человека в Ресифи // Museum. 1983. № 139. С. 51-55; Камарго-и-Альмейда-Моро Ф. Экому-зей Сао-Криставао // Museum. 1985. № 148. С. 57-61; Муран Р. Музей Инконфиденции в Бразилии // Museum. 1989. № 161. С. 17-21.
6 Museum international. 2014. № 253-256.
7 Ананьев В. Г. Национальные и международные музейные организации. С. 86.
8 National Committees // International Council of museums (ICOM). URL: http://icom.museum/ the-committees/national-committees/ (дата обращения: 30.05.2016).
9 Why Brazil wants to host ICOM's General Conference // International Council of museums (ICOM). URL: http://archives.icom.museum/IC0M2013/Brazil/RiodeJaneiroCandidacyforIC0M2013GeneralCon-ference.pdf (дата обращения: 31.05.2016).
10 Бывшие слушатели «Музейного курса», разработанного и внедренного в 1932 г. Национальным историческим музеем Рио-де-Жанейро.
11 Soares В. B., Menezes de Carvalho L., Vasconcelos Cruz H. Confluences and trends of Brazilian museology: The specificity of a theoretical and practical field // Academia. URL: https://www.academia. edu/19952429/Confluences_and_trends_of_Brazilian_museology the_specificity_of_a_theoretical_and_ practical_field (дата обращения: 05.06.2016).
12 Memorial Mario Barata (1921-2007) // Bblogger. URL: http://mario-barata.blogspot.ru (дата обращения: 31.05.2016).
Однако на государственном уровне это событие далеко не сразу оказало влияние на сложившиеся подходы к управлению музейной сетью. Вплоть до 1970-х годов бразильские музеи, в подавляющем большинстве, были государственными учреждениями, существовавшими за счет федеральных и региональных субсидий. Ключевыми проблемами того времени стали слабая обеспеченность квалифицированными кадрами музейных работников, недостаточное количество услуг, предлагаемых посетителям. Экспозиции музеев, как правило, демонстрировали политически нейтральную трактовку исторических событий, исключающую объективное освещение таких вопросов, как рабство и геноцид коренных народов.
1980-е годы в истории Бразилии—это период демократических перемен, связанных с утверждением Конституции 5 октября 1988 г. Одной из основных задач государственной политики была названа культурная интеграция народов Латинской Америки с целью формирования латиноамериканского сообщества наций; для населения провозглашались равные возможности доступа к культуре, образованию и науке13.
В этот период возрастает интерес к деятельности ИКОМ со стороны музейных работников и музеологов страны. Бразилия становится членом МГЫОМ (или Международное движение за новую музеологию), аффилированной с ИКОМ организации. Движение было создано в 1985 г. в Лиссабоне (Португалия) в ходе второго Международного семинара, посвященного проблемам новой музеологии. Идейные истоки объединения прослеживаются в тексте Декларации, утвержденной в рамках круглого стола, организованного ИКОМ в 1972 г. в Сантьяго (Чили)14. Многие специалисты годом основания организации считают 1984 г. Именно тогда в Квебеке (Канада) состоялся первый Международный семинар, посвященный экомузеям и новой музеологии. На семинаре представители 15 стран утвердили Квебекскую декларацию в качестве уставного документа Движения15. Декларация утверждала необходимость выйти за пределы традиционных задач и функций музея—идентификация, консервации и просвещение—и перейти к более активному участию в жизни общества16.
Новая музеология как теоретическое направление предполагает широкую интеграцию музея в социальную среду, выдвижение на передний план актуальных политических проблем, «вместо бесстрастных раздумий над давно ушедшим прошлым»17. Международное движение за новую музеологию объединило в своих рядах сотрудников экому-зеев, местных музеев. Члены Движения ставят своей задачей изучение музеев с позиций стратегических институтов, создаваемых для защиты человеческого достоинства, гражданских прав, с целью формирования толерантности, противостояния расизму и насилию. Музеи должны способствовать сохранению окружающей среды и обеспечению
13 Конституция Федеративной Республики Бразилия. 5 октября 1988 года // Бразилия сегодня URL: http://brasil-russia.ru/wp-content/uploads/2014/01/конституция-Бразилии-на-русском.pdf (дата обращения: 30.05.2016).
14 Reference documents: Declaraçâo de Santiago do Chile 1972 // International movement for a new Museology URL: http://www.minom-icom.net/files/declaracao_de_santiago_do_chile_1972_1.docx (дата обращения: 05.06.2016).
15 Reference documents: Declaraçâo do Québec 1984 // International movement for a new Museology URL: http://www.minom-icom.net/files/declaracao_do_quebec_1984_1.docx (дата обращения: 05.06.2016).
16 Мейран П. Новая музеология // Museum. 1985. № 148. С. 20-21.
17 Харрис Дж. «Наша печаль, наше хрупкое мужество»: музеефикация и Новая музеология // Вопросы музеологии. 2011. № 1 (3). С. 31.
доступа к образованию и профессиональной подготовке всех желающих18. В состав организации в настоящее время входят: Бразилия, Нидерланды, Португалия, США, Франция и другие страны19.
В указанный период наблюдается расширение музейной сети Бразилии, увеличивается число профильных групп музеев. По данным Национального реестра музеев, в стране с 1818 по 1980-е годы функционировало порядка 443 музеев, а за период с 1980-х годов до наших дней их число возрастает в несколько раз20. Новацией стало создание государственно-частного партнерства с целью финансовой поддержки музейных институций. Такие экономические объединения позволили обновить инфраструктуру, улучшить техническую оснащенность и значительно увеличить число посетителей.
В конце 1980-х годов при участии бразильского музеолога Терезы Шайнер был разработан проект латиноамериканского отделения Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ)—будущего ИКОФОМ ЛАМ21. ИКОФОМ—это международная площадка для проведения музеологических дебатов. При содействии комитета реализуется изучение различных музейных профессий, что позволяет объединить теорию и практику22. Основной целью создания ИКОФОМ ЛАМ была провозглашена поддержка научных исследований в области музеологии в Латинской Америке и Карибском бассейне: организация международных форумов и семинаров, содействие развитию публикационной активности.
Годом создания регионального комитета считается 1989 г., когда в Гааге состоялась XV Генеральная конференция ИКОМ «Музеи, генераторы культуры»23. Первое совещание ИКОФОМ ЛАМ произошло в 1992 г. в Буэнос-Айресе, во время генеральной ассамблеи ИКОМ24. В период с 1992 по 2015 гг., ИКОФОМ ЛАМ провел 23 ежегодных совещания и серию международных семинаров в различных странах региона: Бразилии, Аргентине, Чили, Эквадоре25.
В XXI в. Бразилия переживает период бурного политического, экономического и культурного развития. В период с 2003 по 2009 гг. Министерством культуры были разработаны практические инициативы в области совершенствования музейного сектора страны. В мае 2003 г. был разработан проект, направленный на создание и модернизацию национальных музеев в целях содействия признанию, сохранению и репрезентации культурного
18 Chagas M., Assuncao dos Santos P., Glas T. Sociomuseology in Movement: MINOM Rio Declaration // Museum international. 2014. № 253-256. P. 100.
19 Board // International movement for a new Museology URL: http://www. minom-icom.net/board (дата обращения: 05.06.2016).
20 Sepulveda dos Santos M. New initiatives emerging in the Brazilian museum field // Museum international. 2014. № 253-256. P. 41.
21 ICOFOM regional subcommittee ICOFOM LAM: What is ICOFOM LAM? // ICOM International committee for museology. URL: http://network. icom.museum/icofom/who-we-are/ subcommittees/ (дата обращения: 30.05.2016).
22 Международный комитет музеологии International Committee for Museology (ICOFOM) // ИКОМ России. URL: http://icom-russia.com/data/mezhdunarodnye-komitety/icofom/ (дата обращения: 30.05.2016).
23 A word from the President // ICOM International committee for museology. URL: http://network. icom.museum/icofom/who-we-are/subcommittees/welcome-to-icofom-lam/a-word-from-the-president/ (дата обращения: 30.05.2016).
24 A word from the President // ICOM International committee for museology. URL: http://network. icom.museum/icofom/who-we-are/subcommittees/welcome-to-icofom-lam/a-word-from-the-president/ (дата обращения: 30.05.2016).
25 Previous Conferences // ICOM International committee for museology. URL: http://network.icom.mu-seum/icofom/who-we-are/subcommittees/conferences/previous-conferences/ (дата обращения: 30.05.2016).
наследия26. Документ включал в себя меры по преобразованию музейной сети: менеджмент, свободный доступ населения к национальному культурному достоянию, разработка образовательных программ, компьютеризация, модернизация инфраструктуры, увеличение финансирования, пополнение коллекций, создание предпосылок для формирования экономической устойчивости музейных институций27.
В 2003 и 2009 гг. Министерство культуры Бразилии разработало две федеральные программы: Pontos de Cultura (Места культуры) и Pontos de Memoria (Места памяти), с целью развития культурных контактов с общинами с низким уровнем доходов28. Число инициатив различных сообществ, стремящихся сохранить социальную и культурную идентичность, оказалось значительным (всего было реализовано более 100 инициатив от таких сообществ, как: обыватели трущоб, иммигранты, жители рыболовецких деревень, ремесленники и др.).
Одним из музеев, возникших при поддержке государственной программы, стал Мuseu da Mare, расположенный в одной из крупнейших трущоб Рио-де-Жанейро. С момента своего создания в 2006 г. он привлек к себе внимание инновационной работой, оказал глубокое воздействие на окрестности, привлек значительное число посетителей. Экспозиция знакомит с историей и современностью городских трущоб (фавел) Бразилии. Музей проводит в своих стенах лекции, семинары и практикумы. Осуществляется пополнение коллекций за счет предметов, переданных местными жителями в дар.
В 2009 г. правительство учредило Бразильский институт музеев (IBRAM), а также утвердило закон № 11.904, согласно которому была признана необходимость разрабатывать музейные уставы как средство для проведения согласованной политики и в качестве инструмента для усовершенствования сложившейся сети29.
Институт музеев (IBRAM) пришел на замену Департаменту музеев и культурных центров (DEMU)30 и отличается от своего предшественника более высоким статусом, являясь федеральным органом, подчиненным Министерству культуры. Основной целью его деятельности является разработка и внедрение широкой программы мероприятий в более чем 3300 музейных учреждениях, входящих на современном этапе в музейную сеть страны31. Тридцать музеев были отобраны Институтом с намерением создать на их основе профильные модели для аналогичных институций32. Бразильский институт музеев содействует расширению международного сотрудничества местных музейных организаций с аналогичными организациями стран Америки, Европы и Африки33. Осуществляются программы, ориентированные на развитие специализированного менеджмента, расширение
26 Francisco J. Brazilian museology and the sustainable museum management // Academia URL: https://www.academia.edu/4956743/BRAZILIAN_MUSEOLOGY_AND_THE_SUSTENABLE_MUSE-UM_MANAGEMENT (дата обращения: 05.06.2016).
27 Francisco J. Brazilian museology and the sustainable museum management // Academia URL: https://www.academia.edu/4956743/BRAZILIAN_MUSEOLOGY_AND_THE_SUSTENABLE_MUSEUM_ MANAGEMENT (дата обращения: 05.06.2016).
28 Sepulveda dos Santos M. New initiatives emerging in the Brazilian museum field. P. 39.
29 Araujo Santos A. O. Museums in the process of social change: The role of IBRAM // Museum international. 2014. № 253-256. P. 13.
30 Why Brazil wants to host ICOM's General Conference // International Council of museums (ICOM). URL: http://archives.icom.museum/ICOM2013/Brazil/RiodeJaneiroCandidacyforICOM2013GeneralCon-ference.pdf (дата обращения: 31.05.2016).
31 Araujo Santos A. O. Museums in the process of social change... P. 14.
32 Ibid.
33 Ibid.
доступа населения к национальным и культурным ценностям, программы повышения квалификации сотрудников. Институт внес значительный вклад в реформирование бразильских музеев: подготовка специалистов высокого уровня, разработка и внедрение новых сервисов и услуг для посетителей, создание новых музеев в небольших населенных пунктах и модернизация существующих, поддержка культурной деятельности населения с низким уровнем дохода, жителей социально нестабильных районов.
Бразильская музейная система (SBM)—сообщество, созданное под патронажем IBRAM, в целях комплексного управления музеями и их модернизации, расширения коллекций и содействия иным музейным процессам в государстве34. Под эгидой Бразильского института музеев была создана база данных—Национальный реестр музеев35.
Возросла финансовая поддержка музеев, реализуемая в форме грантов, выделяемых на конкурсной основе как государственными фондами, так и частными. В 2012 г. государственные субсидии составили более 1 млн долларов, а в 2013 г. эта сумма возросла до 2,5 млн долларов36.
В начале XXI в. Бразилия заявила о своих претензиях на лидирующие позиции в регионе и на новую роль в мировой политике, что проявилось в создании международных объединений, таких как UNASUR (или Союз Южноамериканских наций) и БРИКС (в составе таких стран, как Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). В совместных документах организаций были провозглашены общие культурные задачи37, в частности, необходимость развития сотрудничества и обменов в музейном деле, сохранения культурного наследия38.
О возросшем статусе страны свидетельствуют факты организации на ее территории большого количества значимых мероприятий ИКОМ. 10-17 августа 2013 г. Рио-де-Жанейро принимал 23-ю Генеральную конференцию ИКОМ. Заглавие конференции воплотило в себе последние актуальные научные тенденции: «Музеи (память+творчество) = социальные изменения»39. На 28-й Генеральной ассамблее ИКОМ в Рио-де-Жанейро в числе прочих были приняты резолюции: № 2 «О принципах музейной документации», № 5 «Об охране культурного наследия во время и после вооруженного конфликта, революции или гражданских беспорядков», № 6 «Об обеспечении развития музеев в условиях мирового финансового кризиса» и др.40
12-14 августа 2013 г. в Рио-де-Жанейро состоялся 35-й Симпозиум ИКОФОМ, озаглавленный «Особый» посетитель: каждый из нас». В рамках обозначенной тематики
34 Sistema Brasileiro de Museus // IBRAM: portal do instituto brasüeiro de museus. URL: http:// www.museus.gov.br/sistemas/sistema-brasileiro-de-museus/ (дата обращения: 15.05.2016).
35 Cadastro Nacional de Museus // IBRAM: portal do instituto brasileiro de museus. URL: http:// www.museus.gov.br/sistemas/cadastro-nacional-de-museus/ (дата обращения: 16.05.2016).
36 Araujo SantosA. O. Museums in the process of social change... P. 15.
37 Declaración del Cusco sobre la Comunidad Sudamericana de Naciones III Cumbre Presidencial Sudamericana // URL: http://www.comunidadandina.org/documentos/dec_int/cusco_sudamerica.htm (дата обращения: 30.05.2016).
38 Страны БРИКС укрепляют сотрудничество в сфере культуры и туризма // Министерство культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/strany-briks-ukre-plyayut-sotrudnichestvo-v-sfere-kultury-i-turizma?sphrase_id=5165311 (дата обращения: 30.05.2016).
39 Past General Conferences // International Council of museums (ICOM). URL: http://icom.muse-um/activities/general-conference/past-general-conferences/L/0/ (дата обращения: 31.05.2016).
40 Rio de Janeiro 2013 // International Council of museums (ICOM). URL: http://icom.museum/the-governance/general-assembly/resolutions-adopted-by-icoms-general-assemblies-1946-to-date/rio-de-janeiro-2013/L/0/ (дата обращения: 31.05.2016).
участникам было предложено представить свои взгляды на концепцию уникального посетителя музея, в противовес сложившейся системе разделения посетителей в соответствии с групповым признакам, такими как возраст или образование41. Докладчики из Бразилии в своих выступлениях затронули вопросы о методах эффективного диалога музея и посетителя42, аспекты работы с посетителем в экомузеях43, музеях современного искусства44 и др.
В 2013 г. на XV Международной конференции Международного движения за новое музееведение (MINOM) в Рио-де-Жанейро была утверждена очередная Декларация45, посвященная актуальным вопросам новой музеологии.
На 17-19 октября 2016 г. в городе Ору-Прету штата Минас-Жерайс (Бразилия) запланировано проведение очередного, 24-го совещания ИКОФОМ ЛАМ по тематике: «Музейность и культурное наследие в научной мысли стран Латинской Америки и Карибского бассейна»46.
Музейное дело Бразилии за последние 70 лет добилось значительных успехов. Достигнутым результатам государство обязано международному сотрудничеству музеологов и сбалансированной политике в области культуры. С момента своего основания ИКОМ Бразилии оказал большое влияние на консолидацию местного музейного сообщества, формирование национальной музеологии. В 2006 г. президент Луис Инасиу Лула да Сил-ва наградил национальный комитет ИКОМ медалью за вклад в развитие культуры47. Одними из ключевых современных музейных тенденций Бразилии являются изучение и репрезентация национальной истории, удовлетворение духовных потребностей населения (недопущение расизма, сохранение субкультурной идентичности).
Несмотря на высокие темпы экономического и культурного развития страны, музеям Бразилии еще есть к чему стремиться. Продолжает оставаться актуальной проблема доступности культурного достояния для беднейших социальных слоев—по большей части потомков африканцев и представителей коренных народов. Экспозиции зачастую ориентированы на людей с уровнем образования выше среднего. Имеет место непропорциональное распространение музейной сети по территории Бразилии: большинство музеев сосредоточены на юго-востоке страны, что связано со спецификой финансового благополучия регионов. Решению указанных задач отнюдь не способствует внутриполитический кризис 2016 г., связанный с отстранением от обязанностей президента Дил-мы Руссеф, проводившей с 2010 г. активную и независимую международную политику.
Информация о статье Автор: Амосова Алиса Анатольевна—канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация, a.amosova@spbu.ru.
41 Davis A. The spécial visitor... P. 13.
42 Menezes de Carvalho L., Scheiner T. Muséums of each one, muséums of everyone... P. 71-82.
43 Brulon Soares B. The Ecomuseum and its public... P. 39-49.
44 Duarte Cândido M. M., Aidar G., Conrado Martin L. The museum experience... P. 50-58.
45 Reference documents: Declaration MINOM Rio 2013 // International movement for a new Muse-ology URL: http://www.minom-icom.net/files/rio_declaration-en_0.pdf (дата обращения: 05.06.2016).
46 Next Conference // ICOM International committee for museology. URL: http://network.icom.mu-seum/icofom/who-we-are/subcommittees/conferences/next-conference/ (дата обращения: 30.05.2016).
47 Why Brazil wants to host ICOM's General Conference // International Council of museums (ICOM). URL: http://archives.icom.museum/IC0M2013/Brazil/RiodeJaneiroCandidacyforIC0M2013GeneralCon-ference.pdf (дата обращения: 31.05.2016).
Заглавие: Музейное дело в современной Бразилии: государственная политика и международное сотрудничество.
Абстракт: Тематика, связанная с изучением музейного дела Бразилии, в настоящее время становится все более актуальной. Во многом это объясняется мировыми процессами глобализации, развитием международного межмузейного сотрудничества под эгидой ИКОМ, а также в рамках созданного в 2011 г. международного объединения БРИКС. В отечественной музеологической литературе вопросы формирования и развития музейного дела в Бразилии оказались практически не изученными. На основе широкого круга документов ИКОМ, ИКОФОМ, Международного движения за новую музеологию, а также литературы на английском языке, автор реконструирует основные вехи развития музейного дела в Бразилии во второй половине XX—начале XXI в. Ключевые слова: музейное дело Бразилии; ИКОМ Бразилии; ИКОФОМ ЛАМ; Международное движение за новую музеологию; Бразильский институт музеев.
Information on article Author: Amosova Alisa Anatoljevna—Ph. D. in History, Associate professor, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation, a.amosova@spbu.ru. Title: Museun work in modern Brazil:state policy and international cooperation. Abstract: Studying the museum work in Brazil is now becoming more and more demanded. This is due to world processes of globalization: to the development of international cooperation between museologists under the patronage of ICOM, as well as in the framework of International Association, called BRICS. The questions of museum work development in Brazil were little understood in Russian museological literature. On the basis of a wide range of ICOM-, ICOFOM-, International Movement for a New Museology documents, as well as on the basis of literature in English, the author reconstructs the main milestones in the development of museum work in Brazil during the period the second half of the 20th — the beginning of the 21st centuries.
Key words: museum work in Brazil; ICOM Brazil; ICOFOM-LAM; International Movement for New Museology; IBRAM.